Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазелис Вера Витальевна

Основное содержание исследования составляет диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей на этапе обучения в вузе. В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблему диалогической профессиональной коммуникации через субъект-субъектные отношения. Значительное внимание уделено выявлению сущности понятия «диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей». Рассмотрена система психологических факторов диалогической профессиональной коммуникации будущих врачей. В результате исследования выявлен низкий уровень готовности будущих врачей к диалогическому общению с больными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазелис Вера Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS DIALOGIC PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE DOCTORS

The main content of the research is dialogic professional communication of future doctors during training at the university. The article provides an analysis of the views of researchers on the problem dialogic professional communication through subject-subject relationship. Considerable attention is paid to identifying the essence of the concept of "dialogic professional communication of future doctors". We consider the system of psychological factors of dialogic professional communication of future doctors. The study revealed a low level of readiness of the future doctors to dialogical dialogue with patients.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Мазелис Вера Витальевна

ст. научн. сотруд. Владивостокский государственный университет экономики и сервисаб г. Владивосток

PSYCHOLOGICAL FACTORS DIALOGIC PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE DOCTORS Mazelis Vera Vitalievna, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Основное содержание исследования составляет диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей на этапе обучения в вузе. В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблему диалогической профессиональной коммуникации через субъект-субъектные отношения. Значительное внимание уделено выявлению сущности понятия «диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей». Рассмотрена система психологических факторов диалогической профессиональной коммуникации будущих врачей. В результате исследования выявлен низкий уровень готовности будущих врачей к диалогическому общению с больными.

ABSTRACT

The main content of the research is dialogic professional communication of future doctors during training at the university. The article provides an analysis of the views of researchers on the problem dialogic professional communication through subject-subject relationship. Considerable attention is paid to identifying the essence of the concept of "dialogic professional communication of future doctors". We consider the system of psychological factors of dialogic professional communication of future doctors. The study revealed a low level of readiness of the future doctors to dialogical dialogue with patients.

Ключевые слова: диалогическая профессиональная коммуникация, субъект-субъектные отношения, психологические факторы.

Keywords: professional dialogic communication, subject-subject relationship, psychological factors.

Проблема диалогической профессиональной коммуникации рассматривается как диалогичность общения (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, С.Л. Братченко, И.И. Васильева, А.К. Болотова), диалогическое понимание психологического контакта (Г.А. Копьев, А.Н. Акуленко, В.А. Янчук), диалог как форма общения (Т.Н. Галинская, А.А. Вербицкий, Н.В. Горбунова); коммуникативная культура (В.С. Чернявская, Е.И. Кириленко); коммуникативные взаимодействия и установки (Н.В. Александрова, В.А. Тарабанова, Э.Г. Эйдемиллер), межличностные отношения (С.Л. Дух-новский, Т.В. Константинова, Н.В. Воробьева, Л.А. Цвет-кова); профессионально-ориентированнная коммуникация (М.А. Василик).

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме профессиональной коммуникации, в том числе в контексте диалогичности профессиональной коммуникации, продемонстрировал возможность изучения указанных проблем в контексте субъект-субъектного взаимодействия. В нашей работе диалогическая профессиональная коммуникация рассматривается и как информационное воздействие, что определяется сутью и целями этого процесса, и как равноправное взаимодействие, предполагающее активность в профессиональной коммуникации, как психологический диалог и коммуникативную автономность. Таким образом, мы исследуем диалогическую профессиональную коммуникацию как двустороннее равноправное взаимодействие, диалог, что очень актуально для современного общества, особенно в коммуникации «врач-больной».

Исследователи изучают диалогическую профессиональную коммуникацию в разных областях науки: как межкультурную, политическую и публичную коммуникацию (Василик М.А.); с гуманистических позиций (Протан-ская Е.С.); в аспекте инфокоммуникационных технологий управления (Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф.) [1, 4]. При этом, Б. Ф. Ломов вводит понятие субъект-субъектных отношений в общении, принцип которых заключается во

взаимности и уникальности субъектов, их тождественности в плане понимания [5]. Важна идея А.У. Хараша о необходимости учета диалогической природы коммуникаций [6]. А.А. Вербицкий характеризует ситуации диалогического общения, как ситуации, способной разрешиться только в диалоге [2]. М.И. Лисина и В.Я Ляудис понимают диалогическое общение как партнерское взаимодействие с целью достижения общего результата [3]. Сущность диалогической профессиональной коммуникации заключается в налаживании субъект-субъектного профессионального взаимодействия и владение навыками профессиональной коммуникации.

Таким образом, диалогичность профессиональной коммуникации мы рассматриваем как характеристику процесса общения будущего врача с больным, как особую форму взаимодействия, в рамках которого больной выступает не как объект или условие профессиональной деятельности врача, а как субъект, обладающий собственными значимыми целями коммуникации, что обуславливает особое качество отношений в профессиональной коммуникации врача с больным и определяющую успешность всего лечения в целом.

По нашему мнению, диалогичность профессиональной коммуникации будущих врачей объясняется следующей системой факторов:

а) субъективно-личностный, он представлен выявленными субъективно-смысловыми личностными конструктами, которые позволяют рассматривать другого (больного), а не только себя, в качестве субъекта - активного участника коммуникации, что позволяет устанавливать контакты с больными;

б) эмоциональный, который объясняет способность к эмпатии, умение управлять эмоциональной сферой, воздействовать на эмоциональное состояние другого, что позволяет понимать себя и другого,

адекватно выражать и контролировать свои эмоции, а также создает позитивный эмоциональный фон общения; в) мотивационный, раскрывающийся через стремление к профессиональному развитию, способности осознавать мотивы своего поведения, наличие мотивации к выполнению профессиональной деятельности, настойчивости к достижению поставленной цели.

Проведенный анализ литературы показал недостаточную разработанность вопросов готовности будущего врача к диалогическим, доверительным отношениям в профессиональной коммуникации. Поэтому возникла необходимость рассмотрения процесса диалогичности профессиональной коммуникации будущих врачей на этапе обучения в вузе. В связи с этим, целью настоящего исследования является анализ процесса диалогической профессиональной коммуникации студентов-медиков в процессе обучения в медицинском вузе.

В исследовании использовались методы теоретического анализа по психологии, педагогической психологии, медицине, методологии психолого-педагогических исследований. Для решения эмпирической задачи был разработан комплекс методик: «Репертуарный тест ролевых конструктов» Дж. Келли; «Ранговые решетки» (Ф. Сал-мон и Д. Баннистер); «Ассоциативный эксперимент» (К. Юнг, М. Вертгеймер, Д. Кляйн); «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд, М. Люшер); «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви, модификация Г.Г. Румянцева); «Личностный дифференциал» (адаптация НИИ им. В.М. Бехтерева); «Эмоциональный интеллект» (Д. Майер, П. Са-лоуэй, Д. Карузо, адаптация Д.В. Люсина). Были использованы математические методы обработки психологических данных. Математические расчеты по репертуарным и ранговым решеткам выполнены с использованием авторской программы статистического анализа.

В исследовании приняли участие 383 испытуемых, из них 140 студентов-медиков, 98 врачей и 145 больных в возрасте от 17 лет до 70 лет.

Результаты анализа диалогической профессиональной коммуникации показали, что будущие врачи недостаточно хорошо принимают себя, как личность, не всегда понимают себя (30,0%), у них недостаточно высокие коммуникативные навыки (12,0%), что располагает к необходимости обучения навыкам профессиональной коммуникации. Были выявлены представления будущих врачей о себе: сопереживание на достаточно низком уровне (22,0%), не всегда правильно выражают и контролируют свои эмоции (12,0%), эмоционально неустойчивы (21,0%), что плохо отражается на процессе диалогической

профессиональной коммуникации «врач-больной». При этом, представления будущих врачей о себе свидетельствуют о стремлении во всем проявлять свою волю и потребность в признании (21,0%), неумение управлять своими эмоциями и воздействовать на эмоциональное состояние другого (12,0%), что показывает низкий уровень готовности к диалогическому общению с больными. Таким образом, обозначена необходимость проведения анализа процесса диалогической профессиональной коммуникации студентов-медиков в процессе обучения. Выводы исследования.

1. Определена сущность понятия «диалогическая профессиональная коммуникация будущих врачей».

2. Дана характеристика диалогической профессиональной коммуникации как особой форме взаимодействия субъект-субъектных отношений «врач-больной»;

3. Модифицированы репертуарные и ранговые решетки для целей исследования.

4. Созданный комплекс методик диагностики профессиональной коммуникации на этапе профессионального обучения позволил определить показатели диалогической профессиональной коммуникации «врач-больной».

5. Для анализа полученных данных была разработана математическая программа по репертуарным и ранговым решеткам для целей исследования.

6. Разработан валидный и надежный инструмент оценки составляющих диалогической профессиональной коммуникации «врач-больной».

Список литературы

1. Василик, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник под ред. проф. М. А. Василика [Текст] / М. А. Василик. - М., 2003

2. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / А.А. Вербицкий. -М:Знание, 1990

3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М., 1986.

4. Кравченко, Т. К. Пресняков, В. Ф. Инфокоммуника-ционные технологии управления предприятием: Учебное пособие [Текст] / Т. К. Кравченко. - М., 2003

5. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С.31-45

6. Хараш, А.У. Личность, сознание, общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения. - М, 1979

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Моторина Надежда Владимировна

Аспирант кафедры психологии, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, город Иваново

RESEARCH INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF YOUNG CHILDREN CHARACTERIZED BY SEVERE DEGREE OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Motorina Nadezda Vladimirovna, graduate student of psychology, Shuya branch of Ivanovo State University, Ivanovo city

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.