Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИСКУССТВА ОБЛАЧНОГО УЗОРА ПЕРИОДА ВЭЙ, ЦЗИНЬ, ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИСКУССТВА ОБЛАЧНОГО УЗОРА ПЕРИОДА ВЭЙ, ЦЗИНЬ, ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Династии Вэй и Цзинь / Северная и Южная династии / облачные узоры / художественные особенности / Wei and Jin dynasties / Northern and Southern dynasties / cloud patterns / artistic features

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Юйлинь

Облачный узор (云纹, yún wén) – это художественный мотив, представляющий изображение облаков в искусстве и ремеслах. Этот мотив популярен в традиционном китайском искусстве и имеет свои уникальные характеристики. Данная научная статья исследует облачный узор эпохи Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий в традиционном китайском искусстве. Цель исследования состоит в изучении структуры, развития и эволюции облачного узора данной эпохи, а также в определении его сферы применения и значения в течение времени и его влияния на будущие традиции и искусство. В данной статье будут рассмотрены и обсуждены различные аспекты этого уникального художественного мотива, с целью расширения нашего понимания его исторического и культурного значения. Исследование также поможет представить этот мотив в контексте эпохи Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий, обогатив наши знания о традиционном китайском искусстве и его влиянии на современное искусство и дизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF THE CLOUD PATTERN ART OF THE WEI, JIN, SOUTHERN AND NORTHERN DYNASTIES

The cloud pattern (云纹, yún wén) is an artistic motif representing the image of clouds in arts and crafts. This motif is popular in traditional Chinese art and has its own unique characteristics. This scientific article explores the cloud pattern of the Wei, Jin, Northern and Southern Dynasties in traditional Chinese art. The purpose of the study is to study the structure, development and evolution of the cloud pattern of this era, as well as to determine its scope and significance over time and its impact on future traditions and art. This article will examine and discuss various aspects of this unique artistic motif in order to expand our understanding of its historical and cultural significance. The study will also help to present this motif in the context of the Wei, Jin, Northern and Southern Dynasties, enriching our knowledge of traditional Chinese art and its influence on modern art and design.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИСКУССТВА ОБЛАЧНОГО УЗОРА ПЕРИОДА ВЭЙ, ЦЗИНЬ, ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИЙ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИСКУССТВА ОБЛАЧНОГО УЗОРА ПЕРИОДА ВЭЙ, ЦЗИНЬ, ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ ДИНАСТИЙ

Ван Юйлинь, аспирант

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-44-47

Аннотация. Облачный узор (тхШ, уип wen) - это художественный мотив, представляющий изображение облаков в искусстве и ремеслах. Этот мотив популярен в традиционном китайском искусстве и имеет свои уникальные характеристики. Данная научная статья исследует облачный узор эпохи Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий в традиционном китайском искусстве. Цель исследования состоит в изучении структуры, развития и эволюции облачного узора данной эпохи, а также в определении его сферы применения и значения в течение времени и его влияния на будущие традиции и искусство. В данной статье будут рассмотрены и обсуждены различные аспекты этого уникального художественного мотива, с целью расширения нашего понимания его исторического и культурного значения. Исследование также поможет представить этот мотив в контексте эпохи Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий, обогатив наши знания о традиционном китайском искусстве и его влиянии на современное искусство и дизайн.

Ключевые слова: Династии Вэй и Цзинь; Северная и Южная династии; облачные узоры; художественные особенности.

Облачный узор в традиционных китайских узорах выражает эстетическую ценность и символизирует удачу и постепенное развитие. Он широко встречается как декоративный узор и используется в различных аспектах культуры. В истории китайского искусства он занимает важное место, будь то основной или дополнительный узор, трехмерный или плоский декор [6]. Непрерывное использование облачного узора в различных сферах жизни, начиная с древних времен и до настоящего дня, свидетельствует о его значительной популярности и влиянии на культуру и искусство Китая.

Формирование облачного узора

В работе «Интеграция облачных узоров и визуального дизайна» (2009) Мэн Сонц-зюнь предлагает теорию происхождения облачного узора: первобытные люди, не имея точного понимания природы, разработали загадочные концепции и религиоз-

ное сознание, что привело к формированию облачного узора [4]. Существуют различные теории, объясняющие происхождение облачного узора. Одна из них предполагает, что узор был вдохновлен формами облаков и их изображением в письменности. Другая теория связана с техническим прогрессом и аккумулированным опытом и трудом. Третья теория исходит из религиозных практик и мистического сознания. В своем исследовании Ли Вэньцзяо (2018) выделяет четыре аспекта происхождения облачного узора: подражание природе, раскрытие феномена труда, руководство иероглифическим письмом и эволюцию спирального узора [2].

Различные теории могут быть рассмотрены для объяснения происхождения облачного узора. Во-первых, морфологическая теория, основанная на иероглифах, предполагает, что облачный узор был вдохновлен формами облаков и их изобра-

жением в письменности. Вторая теория связана с техническим прогрессом и возникает из аккумулированного опыта и труда. Третья теория связана с религиозными практиками и поклонением, исходя из веры и мистического сознания.

Развитие облачных узоров

Облачные узоры в китайском искусстве имеют долгую историю развития, начиная с древнейшей формы узоров, встречающихся на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу. В последующие династии, такие как Хань, Вэй, Цзинь, Северная и Южная, искусство облачных узоров претерпело процесс упрощения и фрагментации [3]. В династии Тан появились два основных стиля облачных узоров - свитки с одним крючком и свитки с двумя крючками. В династии Сун узоры стали более сложными, а в эпоху Юань, в отличие от династии Сун, облачные узоры стали более единичными и регулярными. В династии Мин групповые облачные узоры стали относительно самостоятельными элементами в общей структуре, а в династии Цин появились более сложные укладочные облачные узоры.

Облачные узоры в китайской культуре символизируют желание людей к счастью и благополучию, а также их стремление к бессмертию. В этих узорах отражается богатое воображение китайского народа, выражаются такие ценности, как миролюбие, благоприятность, открытость, терпимость, духовность и гармония [5]. Облачные узоры несут в себе глубокий смысл, который вызывает положительные эмоции у зрителей.

Социальный фон

Период Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий в Китае следует характеризовать политическими потрясениями и длительной войной. В результате этих событий произошли изменения в политике, экономике, культуре и социальных идеологиях, оказавшие влияние на развитие китайской

культуры. Общественные трансформации этого периода способствовали развитию облачных узоров. В то время как социальная неопределенность и хаос вдохновляли людей проявлять свои идеалы и стремления в жизни, искусство узоров отражало стремление к уходу от реальности страданий и стремление к освобождению и трансценденции. Стиль облачных узоров стал символом этой идеи, с его диким и восторженным характером. Через образы блуждающих облаков и стремления к бесконечному плаванию, облачные узоры стали воплощением народного идеала трансцендентности [7]. Стиль династий Цинь и Хань, в свою очередь, приобрел свободный и неудержимый характер, достигая крайних пределов эмоционального выражения.

Художественные особенности облачных узоров в периоды Вэй, Цзинь, Северной и Южной династий

Облачные узоры имеют две основные формы: в форме крюка и в форме полосы. Особенно интересна форма облачных узоров в форме крюка, характерная для династий Вэй, Цзинь, Северной и Южной. В этом виде узора короткая дуга имеет округлую головку и заостренный хвост. Толщина узора изменяется от толстой к тонкой. Вокруг основного узора располагаются комбинации крючковых элементов, создавая гармоничную композицию.

Эти узоры продолжали эволюцию во времена династий Цинь и Хань, претерпевая некоторые изменения. В династии Тан появились крупные завихрения с вихре-видной структурой и объемными валиками, ставшие основой для облачных узоров [1]. Таким образом, облачные узоры в китайской узорной традиции развивались и преобразовывались со временем, приобретая новые формы и стилистические особенности.

В периоды династий Вэй, Цзинь, Северной и Южной облачные узоры отличались своей простотой, натуральностью и

прямотой, выражая дух свободы и самоуверенности. Они представляли собой эстетический сдвиг, отдающий предпочтение красоте простоты перед сложностью. Особенно характерным для этого периода был облачный узор "крючок" - изысканное изображение с четкими линиями и контурами, расположением и композицией, олицетворяющими эстетику времени. Он представлял собой важный этап в развитии этого вида узора, совмещая черты облачных узоров династий Цинь и Хань. Облачные узоры этого периода сформировали собственные идеи и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства в Китае. Таким образом, этот период можно рассматривать как переходный момент и развитие между династией Хань и стилем династии Тан.

История китайской культуры насчитывает более 5 000 лет и оставила после себя множество форм искусства, включая облачный узор. Облачный узор важен в китайской традиции и имеет глубокую культурную ценность. В данной статье исследовали происхождение и развитие облачного узора в разные эпохи, а также изучили его формы и значения. Важно отметить, что облачный узор долгое время пользовался популярностью и до сих пор сохраняет свою актуальность. Это свидетельствует о его значимости и влиянии на будущие поколения. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что облачный узор является неотъемлемой частью китайской эстетической культуры и продолжает развиваться, соответствуя требованиям современности.

Заключение

Библиографический список

1. Ван Ехун, Цзян Янь. Анализ облачных узоров династии Цин // Журнал Вэньчжоуско-го университета (издание по общественным наукам). - 2017. - №4. - С. 40-44.

2. Ли Вэньцзяо. Идеи дизайна облачных узоров. Искусство и жизнь, 2018. - С. 83-85

3. Ли Лян, Чжан Авэй, Чэнь Сяоюй. Применение благоприятных облачных мотивов в современном дизайне продукции. - New technology new craft, 2015. - С. 36-39.

4. Ли Цзя. Анализ традиционных облачных паттернов и их применение в современном дизайне // Шаньсийский нормальный университет. - 2016. - №11. - С. 7-9.

5. Мэн Сунцзюнь. Интеграция облачных узоров и современного визуального дизайна // Газета колледжа Пиндиншань. - 2009. - №3. - С. 7-10.

6. Рен Сяомэй. О символизме благородных облаков // Журнал колледжа Лвлян. - 2015. -№1. - С. 15-19.

7. Сюй Вэнь. Китайские облачные узоры. Издательство изобразительного искусства Гу-анси. - 2000. - №10. - С. 20-25.

8. Фу Донхуа. Анализ исторических изменений и модельных характеристик традиционных китайских декоративных узоров «Облачный узор» и «Узор Руйи». - China Art, 2016. -С. 9-13.

A STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF THE CLOUD PATTERN ART OF THE WEI, JIN, SOUTHERN AND NORTHERN DYNASTIES

Wang Yulin, Postgraduate Student Altai State University (Russia, Barnaul)

Abstract. The cloud pattern (^M, yun wen) is an artistic motif representing the image of clouds in arts and crafts. This motif is popular in traditional Chinese art and has its own unique characteristics. This scientific article explores the cloud pattern of the Wei, Jin, Northern and Southern Dynasties in traditional Chinese art. The purpose of the study is to study the structure, development and evolution of the cloud pattern of this era, as well as to determine its scope and significance over time and its impact on future traditions and art. This article will examine and discuss various aspects of this unique artistic motif in order to expand our understanding of its historical and cultural significance. The study will also help to present this motif in the context of the Wei, Jin, Northern and Southern Dynasties, enriching our knowledge of traditional Chinese art and its influence on modern art and design.

Keywords: Wei and Jin dynasties; Northern and Southern dynasties; cloud patterns; artistic features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.