Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Ян Ц. — Культура женской одежды эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий // Философия и культура. -2023. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.3.39914 EDN: EIXRTY URL: https;//nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp? id=39914
Культура женской одежды эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий
кандидат искусствоведения
аспирант, кафедра теории и истории искусств, Московский педагогический государственный университет
109052, Россия, Москва область, г. Москва, уп. Рязанский, 9
И [email protected] Статья из рубрики "Философия и искусство"
DOI:
10.7256/2454-0757.2023.3.39914
EDN:
EIXRTY
Дата направления статьи в редакцию:
06-03-2023
Дата публикации:
13-03-2023
Аннотация: Китайский традиционный костюм является одним из важных носителей китайской культуры. Процесс возникновения и развития культуры традиционного китайского костюма также отражает культурный фон и эволюцию древнекитайского общества. В условиях укрепления китайской экономики для современного общества большое значение имеет наследование и развитие китайской культуры одежды. Эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий - период истории Китая, отмеченный частыми войнами, этнической интеграцией и сближением различных идей. На этом фоне произошло ослабление конфуцианского «ритуального» стиля, за чем последовало распространение учение Сюань-сюэ, буддизма и даосизма, и появилась более свободная, приземленная, элегантная культура одежды. в данной статье состоит из следующих трех частей : Разнообразие социального фона; Художественные формы культуры костюма эпох Вэй-Цзинь ;Современные направления развития культуры одежды. На основе в том числе такого материала, как картина-свиток «Фея реки Ло» художника Гу Кайчжи династии Восточная Цзинь, Данная статья анализируется влияние учения Сюань-сюэ, буддизма и даосизма на костюм династий Вэй и Цзинь,
иллюстрируется направление развития современной китаискои культуры костюма,и продолжила путь для развития культуры одежды с китайской спецификой.
Ключевые слова:
Китай, культура, Традиционная культура, Китайский костюм, одежды, украшений, китайская культура, современный, современная одежда, Культура костюма
артина Гу Кайчжи иллюстрирует прекрасную историю любви Цао Чжи и феи Ло. Сама картина-свиток отличается детализированностью, персонажи одеты естественно и непринужденно, их длинные одеяния будто парят на ветру, свободны и элегантны. Эта работа широко демонстрирует особенности культуры костюма династий Вэй и Цзинь в условиях слияния национальных культур и новых идей (рис. 1).
Рис.1. Фрагмент картины «Фея реки Ло» (источник: Результаты поиска по запросу «Фея
реки Ло» (baidu.com))
1) Разнообразие социального фона
В каждый период истории Китая особенности культуры костюма тесно переплетены с социальной средой. В эпоху Вэй-Цзинь часто велись войны, а Восточная Хань распадалась, и люди жили в тяжелых условиях. На основе даосизма, разработанного великими философами Лао цзы и Чжуан цзы, появилось новое мышление Сюань-сюэ, которое использовало дискурсивный подход для обсуждения основы всего сущего на небе и земле. Учение продвигало следование природе, своим желаниям, заявляя об изначально прекрасной природе человека, привнесло новое непостижимое, трансцендентное, творческое зерно в умы ученых мужей в эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий и стало частью общей картины ценностей того времени.
Под влиянием нового даосского учения Сюань-сюэ в эпоху Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий постепенно внедрился буддизм. Он продвигал чистоту помыслов, простоту, законы кармы, что имело много общего с даосизмом. Это стало предметом обсуждения высших придворных чинов того времени и таким образом глубоко проникло в общество того времени, и, безусловно, оказало значительное влияние на культуру и искусство. В данном исследовании на основе одежды эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, среди которой наиболее репрезентативной является женская одежда, будет проведен разносторонний анализ особенностей одежды данных эпох.
2) Художественные формы культуры костюма эпох Вэй-Цзинь
Женская одежда эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий основывалась на одежде эпохи Хань. Одеяния эпохи Хань представляли собой плотно облегающие шею широкие рубахи с длинными рукавами и затянутыми манжетами. В женской одежде эпох Вэй,
Цзинь, Южных и Северных династий можно проследить влияние предыдущей эпохи, однако манжеты стали шире: «один рукав как два».
Ворот был свободным, а верхнее и нижнее одеяние носились отдельно. Рубахи, полухалаты и пиджаки надевались на верхнюю часть тела. Рубахи имели прямые лацканы и широкие рукава, а нижние юбки были более широкими. Женская одежда эпохи Вэй и Цзинь с большими рукавами и широкими одеждами освобождала не только женское тело, но и женский разум. В этой одежде было комфортно, она следовала природным законам и была живым воплощением даосского принципа недеяния («увэй»), демонстрировала элегантность и легкость. Короткий верх и длинный низ одеяния лучше подчеркивали красоту женского тела, чем относительно бесформенные одежды времен династии Хань.
Новая структура одежды освободила женщин Вэй и Цзинь от необходимости носить халаты со сборками шэньи. Несмотря на то, что до сих пор носили сочетание рубахи, верхней одежды, длинной юбки, верхние одеяния становились все короче. Общий силуэт становился все более вытянутым и тонким, раскрепощая движения, шея также становилась все более открытая. (Рис.2). На изображении «Семь мудрецов из Бамбуковой Рощи» у части людей открыта шея, что иллюстрирует поддержку образованными людьми учения Сюань-сюэ, а также некое следование природным законам. Женские платья были разнообразны, они включали в себя культуру одежды других этнических групп в дополнение к своим собственным инновациям. Нижние одежды представляли двойную юбку и юбку-халат, они были широкими вверху и тонкими внизу, обладали тонкими складками, что более удобно и эстетично, чем широкие одеяния, принятые в эпоху Хань.
Рис.2. Женское одеяние с большими рукавами эпохи Вэй-Цзинь
Рис.3. Юбки эпохи Вэй-Цзинь с подвесками и декоративным поясом
(источники: Результаты поиска по запросу «Одежда в эпоху Вэй, Цзинь, Южных и
Северных династий» (baidu.com))
Прогресс в развитии культуры одежды эпох Вэй-Цзинь заключался в создании фартука, полы платья «в форме хвоста ласточки» завоевали любовь женщин того времени: они демонстрировали свободу, одухотворенность, легкость, усиливая традицию ношения широкого одеяния и пояса. Основная особенность заключалась в том, что на полах юбки
были каскадные штрихи, создававшие иллюзию острых углов, а также подвески и декоративный пояс (рис.3). На основании ряда найденных артефактов и существующих настенных рисунков можно предположить, что костюмы имели функциональное и ритуальное назначение. Видно, что платья «в форме хвоста ласточки» надевали на церемонии.
Помимо фартука и платья «в форме хвоста ласточки», инновационным в одежде эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий было то, что в ней одновременно переплетались элементы культуры северных племен и хань, что привело к тому, что военная одежда куси стала носиться в повседневной жизни. В начале эпохи Хань эта одежда была тесной и сковывала движения. Позже брюки стали подвязывать ниже колена тканью, например, парчовой лентой, чтобы связать ноги для езды на лошади. (рис. 4) В повседневной жизни стали носиться жилеты, отличающиеся практичностью и эстетикой (рис. 5). В династии Хань жилет присутствовал как женская нижняя одежда, но во времена Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий жилет был усовершенствован как функциональная верхняя одежда, которую можно было носить поверх платья для придания визуальной привлекательности. Нижнее белье эпохи Вэй-Цзинь было родоначальником современного нижнего белья и представляло из себя военный жилет, который защищал грудь и спину. (рис.6) Использование различных материалов для защиты от острого оружия менялось с течением времени по мере того, как эволюционировала древняя культура одежды. Богатство культуры костюма Вэй и Цзинь также отражается в характерном использовании цвета.
Рис.6. Военный жилет
(источники: Результаты поиска по запросу «Военные брюки», «Жилеты эпохи Вэй-Цзинь» (baidu.com))
Согласно литературным памятникам, уже с эпохи Западной Чжоу до Чунь-цю сформировалась концепция цветовой гаммы в одежде, согласно который верхние и нижние классы общества должны были одеваться в разные цвета. После создания системы «этикета и музыки» в эпоху династии Чжоу концепция различения высших и низших классов в одежде приобрела все большее значение, а цвет стал выразительной частью культуры. В древности самыми почитаемыми цветами были черный и красный, но в эпоху Вэй-Цзинь под влиянием учения Сюань-сюэ и его идей следования естественному ходу вещей самым природным и чистым цветом, точнее, отсутствием цвета, считался белый. Лао-цзы полагал, что «пять цветов делают человека слепым». Чжуан-цзы утверждал, что «пять цветов путают взгляд, не дают глазу ничего различить». Большинство костюмов эпох Вэй и Цзинь были выполнены в естественных, простых белых тонах, начиная от монарха и заканчивая народными чиновниками. Вся одежда, начиная головными уборами и заканчивая свадебными платьями - все было белым. Важно отметить, что за исключением эпохи Вэй-Цзинь, китайцы всегда избегали белого в качестве основного цвета для праздничных мероприятий, большинство использовали красный, желтый, черный. До династий Вэй и Цзинь белый цвет был основным цветом траурных ритуалов. Сын императора во время траура после смерти императора носил белую марлевую шапочку. Учитывая все вышесказанное, несложно заключить, что цветовые предпочтения в эпоху Вэй-Цзинь были уникальными, отражая внутренние мысли народа, который стремился к природе, свободе и инновациям.
Династии Вэй и Цзинь были периодом постоянных инноваций в стиле одежды и ее цветах, которые стремились к гармонии с природой. В условиях такого стремления к природе, к естественному положению вещей, а также распространения учения Сюань-юань, прически и макияж того периода также были естественными. Такие виды макияжа, как сехунчжуан, цзычжуан, баньмяньчжуан, мянье , а также такие прически, как закрученные на голове косы, завязанные цветы, пышно взбитые волосы, — все это выражает внимание и заботу о природе людей того времени. Буддизм также оказал глубокое влияние на женские прически эпох Вэй и Цзинь, о чем свидетельствует разнообразие популярных в то время шиньонов, которые можно увидеть в пещерных статуях и фресках того периода. По сравнению со своими предшественниками, костюмы эпох Вэй, Цзинь, Северной и Южной были более универсальными, практичными и инновационными, задавая хорошее направление для развития искусства костюма в последующие династии Суй и Тан, что заставляет нас задуматься о направлении современной культуры костюма на фоне истории в пять тысяч лет.
3) Современные направления развития культуры одежды
В настоящее время в мире больше известно о китайском производстве, чем о китайском дизайне. С точки зрения китайской культуры длиной в 5000 лет, данный факт является стимулом для продвижения, обновления и наследования культуры одежды. Однако это будет совершенно новой темой, ниже кратко рассмотрим данный вопрос.
С повышением статуса Китая в мире, в последнее время ведущие мировые бренды воспользовались огромным китайским рынком и стали использовать в своем дизайне такие элементы традиционных китайских национальных костюмов, как тканевые пуговицы, вышивки, воротники-стойки, стиль платьев ципао, яркие красные тона и т.д.
Подиумы также смело оформляются в стиле павильона Тайхэдянь, с узорами цзянчжи, фонариками, воздушными змеями. Крайне популярен в коллекциях разных брендов тай-дай, узелковый батик, ручные вышивки. Однако символы традиционной китайской культуры применяются без полной интерпретации традиционных художественных и культурных коннотаций. Чтобы изменить данное положение дел и стимулировать выход китайской культуры одежды на международный уровень, необходимо начать с образования и реформировать университетские программы подготовки талантов для дизайна одежды. Проработанные учебные планы - лишь первый шаг в подготовке квалифицированных модельеров. В настоящее время все еще не хватает культурного мышления, глубины понимания китайской традиционной культуры, ее богатства и наследия. Создавая стиль одежды, соответствующий китайским особенностям, важно одновременно сочетать национальное и глобальное, индивидуальное и коллективное, уделяя особое внимание креативности.
В процессе создания инноваций и наследования следует избегать одиночного подражания и копирования моделей костюмов. Необходимо подчеркивать культуру нации и культурный подтекст костюма, одновременно сочетая их с модными тенденциями, цветами, формами и тканями. Другими словами, опора на сущность традиционной культуры, наследование, улучшение стиля одежды с китайской спецификой, — это не только цель нашего неустанного стремления, но и предмет, которому каждый дизайнер должен уделять особое внимание.
Заключение
Сложившиеся в эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий культурные и социальные условия способствовали развитию и инновациям богатой и красочной культуры костюма, освобождая тела и умы женщин той эпохи, способствуя эстетическому развитию женской одежды. Сформированная в рассмотренную в данной статье эпоху культура женской одежды заложила фундамент для культуры одежды следующих поколений, предоставила направления для развития современной одежды, продолжила путь для развития культуры одежды с китайской спецификой.
Библиография
1. Шэнь Кунвэнь, ред. Исследование древних китайских костюмов. Шанхай: Издательство Шанхайского книжного магазина, 2005.04.
2. Хуан Нэнфу, Чэнь Хуаньцзюань. История китайских костюмов. Шанхай: Шанхайское на родное из да те льств о, 2004.
3. Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. Древние китайские обычаи одежды. Сиань: Народное издательство Шэньси. 2002.
4. Сюй Наньтин, Цзэн Сяомин, ред. История китайской одежды. Лайт индастри пресс, 1989.
5. Сунь Чэньян, Чжан Кэ, ред. Словарь древнекитайской одежды. Пекин: Чжунхуа бук, 2015.01
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования статьи «Культура женской одежды эпох Вэй, Цзинь, Южных и
Северных династий» - женская одежда указанных эпох. Сам исследователь точно заметил: «В данном исследовании на основе одежды эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, среди которой наиболее репрезентативной является женская одежда, будет проведен разносторонний анализ особенностей одежды данных эпох». Методология исследования разнообразна и включает сравнительно-исторический, аналитический, описательный и др. методы.
Актуальность исследования чрезвычайно велика, особенно в свете возросшего интереса современного научного сообщества к истории и культуре Востока, что во многом продиктовано «повышением статуса Китая в мире», как отмечает автор данной статьи. Научная новизна работы также не подлежит сомнению, равно как и ее практическая польза для научного сообщества и разноплановой читательской аудитории. Статья представляет собой небольшое, но вполне достойное научное исследование, в котором стиль, структура и содержание полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к статьям такого рода. Оно отличается обилием интересных практических и исторических сведений.
Статья четко и логично выстроена, имеет следующие части:
1. Разнообразие социального фона
2. Художественные формы культуры костюма эпох Вэй-Цзинь
3. Современные направления развития культуры одежды
4. Заключение
На наш взгляд, последняя часть удалась автору менее всего. Содержащийся в ней единственный абзац содержит важные, но недостаточные для выводов сведения: «Сложившиеся в эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий культурные и социальные условия способствовали развитию и инновациям богатой и красочной культуры костюма, освобождая тела и умы женщин той эпохи, способствуя эстетическому развитию женской одежды. Сформированная в рассмотренную в данной статье эпоху культура женской одежды заложила фундамент для культуры одежды следующих поколений, предоставила направления для развития современной одежды, продолжила путь для развития культуры одежды с китайской спецификой». Мы порекомендовали бы автору объединить его с предыдущим абзацем: «В процессе создания инноваций и наследования следует избегать одиночного подражания и копирования моделей костюмов. Необходимо подчеркивать культуру нации и культурный подтекст костюма, одновременно сочетая их с модными тенденциями, цветами, формами и тканями. Другими словами, опора на сущность традиционной культуры, наследование, улучшение стиля одежды с китайской спецификой, — это не только цель нашего неустанного стремления, но и предмет, которому каждый дизайнер должен уделять особое внимание». Тогда статья получила бы достойное завершение.
Также порекомендуем автору не начинать статью с описания рисунка, а включить его далее в текст исследования. Обилие рисунков, к слову, является важным преимуществом этой работы.
Остановимся на других положительных моментах исследования. Помимо четкой структуры статьи, отметим то, что автор кратко, но емко характеризует основные аспекты восточной философии: «На основе даосизма, разработанного великими философами Лао цзы и Чжуан цзы, появилось новое мышление Сюань-сюэ, которое использовало дискурсивный подход для обсуждения основы всего сущего на небе и земле. Учение продвигало следование природе, своим желаниям, заявляя об изначально прекрасной природе человека, привнесло новое непостижимое, трансцендентное, творческое зерно в умы ученых мужей в эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий и стало частью общей картины ценностей того времени.
Под влиянием нового даосского учения Сюань-сюэ в эпоху Вэй, Цзинь, Южных и
Северных династий постепенно внедрился буддизм. Он продвигал чистоту помыслов, простоту, законы кармы, что имело много общего с даосизмом».
Отметим то, что автор не просто описывает костюмы указанных эпох, но дает логичные объяснения, почему одежда была именно такой: «Женская одежда эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий основывалась на одежде эпохи Хань. Одеяния эпохи Хань представляли собой плотно облегающие шею широкие рубахи с длинными рукавами и затянутыми манжетами. В женской одежде эпох Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий можно проследить влияние предыдущей эпохи, однако манжеты стали шире: «один рукав как два».
Ворот был свободным, а верхнее и нижнее одеяние носились отдельно. Рубахи, полухалаты и пиджаки надевались на верхнюю часть тела. Рубахи имели прямые лацканы и широкие рукава, а нижние юбки были более широкими. Женская одежда эпохи Вэй и Цзинь с большими рукавами и широкими одеждами освобождала не только женское тело, но и женский разум. В этой одежде было комфортно, она следовала природным законам и была живым воплощением даосского принципа недеяния («увэй»), демонстрировала элегантность и легкость. Короткий верх и длинный низ одеяния лучше подчеркивали красоту женского тела, чем относительно бесформенные одежды времен династии Хань».
Или: «Прогресс в развитии культуры одежды эпох Вэй-Цзинь заключался в создании фартука, полы платья «в форме хвоста ласточки» завоевали любовь женщин того времени: они демонстрировали свободу, одухотворенность, легкость, усиливая традицию ношения широкого одеяния и пояса. Основная особенность заключалась в том, что на полах юбки были каскадные штрихи, создававшие иллюзию острых углов, а также подвески и декоративный пояс (рис.3). На основании ряда найденных артефактов и существующих настенных рисунков можно предположить, что костюмы имели функциональное и ритуальное назначение. Видно, что платья «в форме хвоста ласточки» надевали на церемонии». Это свидетельствует о глубоком знании истории костюма и тщательном анализе разнообразных источников. Свои знания автор подкрепляет ссылками на рисунки, что мы уже отмечали в качестве важного достоинства этого исследования.
Библиография данного исследования является вполне достаточной и разносторонней, включает основные источники по теме. Апелляция к оппонентам представлена в достойной мере и выполнена на должном научном уровне.
На наш взгляд, статья будет представлять большой интерес и практическую пользу для разнообразной читательской аудитории - практиков, студентов и педагогов, историков, искусствоведов и т. д., а также всех тех, кого интересуют вопросы развития китайского костюма, моды и пр.