Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Вань Ц. — Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса // Человек и культура. - 2021. - № 5. DOI: 10.25136/2409-8744.2021.5.36541 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=36541
Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса
Вань Цзиньбо
кандидат искусствоведения
аспирант, кафедра Теории и истории искусств, Московский педагогический государственный
университет
109052, Россия, Проспект Рязанский область, г. Москва, уп. Рязанский, 9
И 739830087@qq.com
Статья из рубрики "Искусство и искусствознание"
DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36541
Дата направления статьи в редакцию:
28-09-2021
Аннотация: орнамент лотоса является одним из традиционных китайских орнаментов, история применения которого уходит глубокую древность. В эпоху правления династий Вэй, Цзинь, а также в период Северных и Южных династий (222-589 гг. н.э.) буддизм начал широко распространяться на территории Великой Китайской равнины. Под влиянием буддизма изменились формы, методы выражения и значения традиционных китайских орнаментов, которые были представлены в виде лотоса.В данной статье приводится анализ особенностей объединения буддийского орнамента лотоса с традиционной китайской культурой, а также степени влияния буддизма на форму, средства выражения и символическое значение орнаментов лотоса в китайском обществе. Особенности развития орнамента лотоса в Китае после распространения буддизма анализируются при помощи изучения научной литературы, а также исследований по данному направлению. В данной статье изучаются основные этапы развития орнамента лотоса в буддийском украшении, на основе которых формируется вывод о том, что буддизм сыграл важнейшую роль в процессе видоизменения характеристик, средств выражения орнамента лотоса, а также в значительной степени дополнил и преобразовал символическое значение лотоса в китайской культуре и общественном восприятии. Буддизм не только обогатил внешний вид и форму китайского орнамента, но и внес важнейший вклад в его внутреннее содержание.
Ключевые слова: Орнамент лотоса, Декоративное искусство, Искусство, Китайская культура, Традиционная культура, Буддийская культура, скрытое содержание, орнамент,
буддизм, лотос
Abstract: The lotus ornament is one of the traditional Chinese patterns, its history goes back to ancient times. During the reign of the Wei and Jin dynasties, as well as during the Northern and Southern dynasties (222-589 AD), Buddhism began to spread widely on the territory of the Great Plain of China. Under the influence of Buddhism, the forms, methods of expression and meanings of traditional Chinese lotus patterns changed. This article analyzes the peculiarities of the association of Buddhist lotus pattern with traditional Chinese culture and the degree of influence of Buddhism on the form, means of expression and symbolic meaning of lotus patterns in Chinese society. The peculiarities of lotus pattern development in China after the spread of Buddhism are analyzed by studying scientific literature as well as studies on this direction. In this article the basic stages of development of lotus pattern in Buddhist decoration are studied, on the basis of which the conclusion is formed that Buddhism played the most important role in the process of modification of characteristics, means of expression of lotus pattern and also greatly complemented and transformed the symbolic meaning of lotus in Chinese culture and social perception. Buddhism not only enriched the appearance and form of Chinese pattern, but also made an important contribution to its inner content.
1. Адаптация буддийского орнамента лотоса в традиционной китайской культуре
Символ лотоса тесно связан с буддийским учением, которое зародилось в Индии. Основателем данного учения был Сиддхартха Гаутама. Так, согласно буддийскому учению, когда Будда родился, от его языка исходила тысяча золотых лучей света, каждый из которых превращался в тысячелистный белый лотос. В каждом лотосе сидел маленький Бодхисаттва, скрестив ноги. В настоящее время лотос напрямую
ассоциируется с буддизмом в китайской культуре [1,36'37c]. После правления династий Вэй и Цзинь Китай пережил множество кровавых конфликтов и войн. В данный период население Китая подвергалось суровым испытаниям, голоду и социальным конфликтам. На фоне данных событий буддизм стал постепенно становиться одним из наиболее распространенных религиозных учений, где ключевую роль играло представление о реинкарнации, что во многом было положительно воспринято в китайском обществе того периода, которое стремилось найти спасение от ужасов и лишений бесконечных конфликтов, разрывавших государство. Через некоторое время буддизм получил официальное признание правителей Китая, благодаря чему удалось значительно снизить социальное напряжение в государстве. С тех пор буддизм стал неотъемлемой частью китайской культуры и общества.
Лотос является одним из главных символов буддизма. Согласно буддийскому учению, считается, что мир полон различного рода искушений, которые мешают человеку
пребывать в спокойствии и умиротворении [2,35c]. Буддисты полагают, что подчинение искушениям не позволяет человеку достичь просветления и попасть в царство Будды, которая «свободна от пыли и грязи, и подчинена Дхарме». Чтобы попасть в царство Будды, необходимо держаться верующему необходимо воздерживаться от страстей окружающего мира и сосредоточиться на буддийских практиках, медитируя и не отвлекаясь на внешние факторы. В буддийском учении лотосу приписывается особое свойство- непорочность. Лотос связан с желанием всех верующих буддистов в мире быть свободными от загрязнения и греховности, также являясь символом духовной чистоты. Поддерживать духовную чистоту, с точки зрения буддистов, необходимо для того, чтобы беспрепятственно войти в царство Будды. Именно по этой причине лотос стал
ключевым элементом в буддизме, который ассоциируется с доброй надеждой, чистотой, непорочностью, добром. Лотос присутствует во всех аспектах жизни буддийского верующего.
Фокусирование на самосовершенствовании, принятое в буддизме, во многом соответствует некоторым положениям китайской традиционной философии, таким как представление о гармонии Неба и человека. Благодаря непротиворечию многих философских представление в китайском традиционном обществе буддизм получил широкое распространение в Китае. Начало проникновение буддизма в Китай принято относить к периоду династии Восточная Хань ^—22с1. Влияние буддизма, а также смешение его устоев с традициями китайской культуры создали уникальное объединение, которое в значительной степени повлияло на всю дальнейшую историю древнего китайского общества, а также на множество элементов его культуры, таких как философия, литература и искусство. Одновременно с этим роль и значение лотоса в китайской культуре также получило развитие после распространения буддизма. В древнем Китае уже существовало особое отношение к лотосу. Многие поэты, писатели и ученые восхваляли лотос как «цветок благородного мужа». У китайского поэта Ли Бо есть стихотворение, посвященное лотосу, где подчеркивается, что «лотос вырастает из чистой воды». Помимо этого, китайский философ Чжоу Дуньи также давал высокую оценку качествам данного растения. В частности, философ давал следующее описание: «Не оскверненный илом, не оскверненный грязью, красивый как внутри, так и снаружи, ароматный и чистый. На него можно смотреть издалека и невозможно налюбоваться». Таким образом, после проникновения буддийского учения, а также буддийской культуры, многие буддийские традиционные орнаменты, среди которых были широко представлены узоры в виде лотоса, были объединены с китайскими эстетическими представлениями о красоте лотоса, что позволило в дальнейшем создать множество художественных форм орнамента, представленного в виде данного растения.
2. Влияние буддизма на форму узора лотоса
В своей работе британский исследователь Джессика Роусон «Искусство и культура в Древнем Китае» пишет: "Тематика и стиль китайских мотивов значительно изменились после династий Цзинь и Тан. Среди многих религиозных, политических и экономических изменений, вызвавших эти перемены, распространение буддизма было, вероятно, самым важным фактором". Влияние буддизма во многом определило судьбу развития китайских национальных узоров[4,337с1.
Орнамент лотоса был распространенным декоративным мотивом во времена династий Вэй и Цзинь, а также в период Северных и Южных династий. Данный тип орнамента стал характерной чертой данного периода, что было связано с приходом буддизма на территорию Китая. Первые изображения лотоса в буддийской традиции появились на камнях в пещерах [5, 191-192с1.
С точки зрения формы, индийский буддийский орнамент лотоса не является идентичным традиционному китайскому орнаменту лотоса. О стиле изображения лотоса в буддийской традиции китайский исследователь Хуан Вэньби в своей статье «Проникновение буддизма и распространение индийской культуры» утверждает следующее: "Орнамент лотоса изначально пришел из Индии. Несмотря на это, в Греции также существовал орнамент в виде растения (водяной кресс), который был похож на лотос. После того, как буддизм распространился на север в Тендру, Даксию и Анкору, изображение его листьев было смешано с изображением греческого водяного кресса, сформировав уникальное
сочетание греческого и индийского стиля в искусстве"[6,343с]. Таким образом, согласно мнению китайского исследователя, буддийский узор лотоса в ходе своего развития подвергался объединению с греческой традицией. Конечный узор представлял собой сочетание листьев индийского лотоса и греческого водяного кресса, не имеющее прямого аналога в природе. Помимо этого, такие орнаменты часто имели форму двойных изогнутых лепестков, среди которых были как узкие, так и длинные лепестки. Многие из таких орнаментов лотоса также встречаются в древнеиндийской династической архитектуре и резьбе - например, в рельефах ограды Балхута (рис 1).
По сравнению с буддийскими орнаментами лотоса, в древнем Китае обычно на изображении количество лепестков было меньше. При этом наиболее часто лотос изображался с четырьмя или восемью лепестками, форма которых была с полным телом и простыми сердцевинами. Форма такого орнамента была украшена изогнутыми линиями. Изображение имело реалистичный характер, который не имел слишком ярких оттенков-7,
5с]. Такой тип орнамента лотоса чаще встречается в ханьских каменных гробницах. Например, данный орнамент был извлечен из каменных гробниц в Иньяне в провинции Шаньдун (рис. 2), а также из раскопок ханьских гробниц в Лояне в провинции Хэнань (рис. 3). Орнаменты этого периода встречаются в различных формах, среди которых орнамент на фарфоре, камне, элементах архитектуры, шелковой одежде, буддийских настенных росписях и скульптурах.
Рис 1: Орнамент лотоса, вырезанный на перилах Балххута в Индии во II веке до нашей эры.
Источник: http://www.360doc.com/content/20/0311/09/13708883_898342057.shtml
Рис. 2: Орнамент лотоса в ханьской гробнице в Иньяне в провинции Шаньдун.
Источник: Материалы Нанкинского музея и Управления культурных реликвий провинции Шаньдун: Отчет о развитии живописи в древних каменных гробниц в Иньяне. Пекин. 1956 г.
Рис. 3: Орнамент лотоса династии Хань, обнаруженный на раскопках в Лояне в провинции Хэнань
Источник: У Шань. Полное собрание китайских орнаментов периода Чжаньго, а также династий Цинь и Хань: Шаньдун Мэйшу Чубаньшэ. 2009. 11с.
После распространения буддизма на территории Китая традиционные узоры лотоса, характерные для индийской культуры начали процесс объединения с традиционным
китайским орнаментом. Так, в ранних лотосовых орнаментах Индии часто встречался узор в форме листа с внутренними полосами. Такой узор можно встретить на резьбе Бхудагая III века до н.э. (рис. 4) и на резьбе Амараба династии Павлинов (ок. 322-185 гг. до н.э.) (рис. 5).
Рис. 4: Индийский орнамент лотоса, вырезанный в Будхагайе, III век до н.э.
Рис. 5: Индийский орнамент лотоса, вырезанный Амарабой из династии Павлинов
Рис 4.5 Источник: Цзянь Мэйжун «Классический индийский орнамент». Токио Арт. 51с.
Орнамент похожего рода можно также встретить и среди археологических памятников в Китае, например, на статуях и изображениях Будды. Так, среди изображений Будды, которые были созданы в период между эпохой правления Шестнадцати династий и ранним этапом династии Северной Вэй, существовали произведения с подобным орнаментом. В 1955 году в деревне Бейсун в провинции Хэбэй был обнаружен узор лотоса Хуагай на золотой бронзовой статуе Са Ин Мунилуаня (Собрание музея провинции Хэбэй), а также позолоченный настенный фон для статуи Будды в горах в уезде Цзинчуань в провинции Ганьсу (Коллекция музея провинции Ганьсу). Среди найденных орнаментов отмечается явное обилие элементов, характерных для буддийской традиции, которые одновременно также включают в себя некоторые китайские средства изображения. Помимо этого, сочетание буддийской и китайской традиции в изображении лотоса иногда использовалось в других аспектах искусства, несвязанных напрямую с буддизмом. К примерам данного сочетания можно отнести орнамент лотоса на внутреннем основании бронзовой раковины династии Западная Цзинь, раскопанной в Лаохэло провинции Хубэй (рис. 6), и орнамент кессона из пещеры № 319 в Дуньхуане, относящегося к периоду правления династии Суй (рис. 7).
Рис 6: Орнамент лотоса на внутреннем основании бронзовой раковины династии Западная Цзинь, раскопанной в Лаохэло в провинции Хубэй.
Источник: http://www.360doc.com/content/20/0311/09/13708883_898342057.shtml
Рис 7: Кессонный орнамент из пещеры № 319 в Дуньхуане. Династия Суй.
Источник: Чжан Даои. Китайские традиционные узоры. Том 6. Период династий Суй, Тан,
а также период Пяти династий. Ханьдань чубаньшэ. 1995.49с.
В ходе слияния китайской и буддийской традиций орнамент лотоса постепенно приобрел свои уникальные очертания и форму. Отличительные особенности формы лотоса включают в себя следующие компоненты:
1. Статуи Будды с лотосом являются непосредственным элементом, заимствованным из буддийской культуры. У данных статуй обычно присутствует основание, которое украшено изображениями в виде лотоса. Помимо этого, встречаются изображения будды, сидящего в лотосе. Данные виды орнамента были широко распространены во времена династий Вэй, Цзинь, а также в период Северных и Южных династий. Такие изображения можно было часто встретить на декоративной плитке или на церемониальных сосудах.
2. Изображение лотоса в виде сломанной ветви. Данный тип орнамента представляет динамичное движение. Он использовался во фресках, на каменных барельефах, декоративных кирпичах, а также на фарфоре. Наиболее характерные узоры в виде сломанной ветви можно встретить на фресках Дуньхуана, а также на каменных барельефах периода Северных и Южных династий.
3. Рельефный рисунок на буддийских фресках. Данная техника рисования дала новый толчок в китайской живописи с точки зрения трехмерности изображения, его перспективы и пространства-8, 35с1.
2.1 Появление изображения «парного раскола лотоса»
Орнаменты лотоса данного периода отличаются от предыдущих орнаментов лотоса как своей формой, так и идеологическим содержанием. Раннее использование лотоса в буддизме было в основном подражанием индийскому орнаменту лотоса. Поскольку новые творческие достижения китайских мастеров продолжали подталкивать узор лотоса к эволюции в направлении, более соответствующем китайскому национальному духу и религиозным учениям. Помимо этого, форма изображения лотоса в буддийских орнаментах непрерывно преобразовывалась и получала новые направления и стили. Одним из наиболее ярких стилей для данного периода является изображение «раздвоенного лотоса». Так, китайский исследователь Хань Цзюнь в своей статье «Слияние буддийского орнамента и традиционной китайской графики» особенно отмечал следующий факт: "Введение буддизма привело к формированию "парного раскола
лотоса"-9, 123~126с1. Другой китайский исследователь, Ли Юань, в статье «Об орнаменте лотоса в период Северных и Южных династий» утверждал:"Новая форма лепестков лотоса появилась в династии Северная Вэй. Лепестки лотоса в данном периоде представляют собой фигуру лотоса, разделенную на две части, которые принимают п-
образную форму"-10, 40с1(рис. 8). В данной работе нами будет рассматриваться форма лепестков лотоса, которая понимается как "парного раскола лотоса".
Рис. 8: Лепестки лотоса, представленные в стиле 'парный раскол'
Источник: Хан Цзюнь. Слияние буддийского орнамента и традиционной китайской графики [J]. Packaging Engineering, 2011,32 (16): 123-126c.
Орнамент лотоса в период правления династий Вэй и Цзинь характеризуется элегантной и гибкой формой, которая постепенно превратилась в новый вид орнамента "парный раскол". При этом орнамент лотоса также стали более полным, а его корни лепестков стали более широкими, эволюционируя от формы буквы к перевернутой арке,
которая далее видоизменилась в форму "парного раскола" (рис.9). Эта художественная форма цветка лотоса отражает уникальную китайскую эстетическую философию "симметрии", в основе которой лежит стремление к полноте и гармонии.
Рис. 9: Диаграмма эволюции индийских орнаментов лотоса во времена династий Вэй, Цзинь, а также в период Северных и Южных династиий
Источник: Сюй Лицзюань. Исследование эволюции китайского традиционного узора лотоса и его применения в современном дизайне. Хунань шифань дасюэ.. 2012. 6с.
Среди существующих археологических материалов, где представлен данный тип орнамента, можно выделить находки, которые хранятся в коллекции музея Увэй, относящиеся к династии Западная Цзинь (327 г. н.э.)(рис.10). На данных археологических находках изображены лепестки лотоса на основании надгробия - один из самых ранних узоров лотоса, разделенных на мелкие лепестки. Форма такого лепестка D-образная и несколько отличается от более поздних и-образных лепестков (рис.11). Данный орнамент лотоса выполнен на камне. На основе стилистических характеристик данного типа орнамента лотоса можно сделать вывод, что изначально лепесток лотоса был вырезан в форме листа, а затем эта форма была постепенно расширена . Данная форма была наиболее широко распространена в период династии Северная Вэй.
Рис 10: Основание надгробной плиты, датированное 12-ым годом правления Цзяньюань династии Западная Цзинь (327 г. н.э.)
Источник: Собрание городского музея Увэй
Прототип^ D-образная форма ^ Перевернутая арка.
Рис 11: Пещеры Юнган в Северной Вэй
Источник:Чжан Даои, Большой сборник о китайских узорах, том 5, 216с.
2.2 Появление орнамента лотоса в вазе
Происхождение орнамента "лотоса в вазе" в эпоху Шести династий [11,35с] можно отследить в исторических записях, посвященных истории «Южных династий». В частности отмечается, что данный орнамент связан с подношением лотоса Будде. Во время церемонии монахи имели бронзовые сосуды, наполненные водой, в которые помещались стебли лотоса. Делалось это для того, чтобы цветы растения не завяли
[12,773с]. Во эпоху Южных династий подобные лотосы в вазах обычно использовались для буддийских мероприятий. Это в последствии стало элементом орнамента. На основе имеющихся археологических данных, можно точно установить, что орнамент, на котором изображены цветы в амфорах, относящиеся к данному периоду, включает в себя именно лотос, поскольку у историков имеются точные данные о роли данного растения в
церемониях буддистов [13,256с]. Жэнь Чжилу в своей работе «Ранние формы китайских цветов в вазе» писал следующее: "Из-за появления буддизма потолочные фрески в пещере №461, расположенной в Дуньхуане были украшены узором цветка лотоса в вазе.
вазы с этими цветками были расположены графически вокруг статуи Будды"(рис. 12)-1411. Другой китайский исследователь Чжан Цзин также отмечал факт появления орнамента лотоса в вазах в расписных саркофагах гробниц уезда Юнхэ в провинции Шаньси. Данные гробницы относились к периодам правления династий Сун, Ляо и Цзинь
(рис.13)[15,11с].
Рис 12: Лотос в вазе, изображенный на потолочной части пещеры 461, эпоха Северная Чжоу, гроты Дуньхуана
Источник: Жэнь Чжилу, Ранние формы китайских изображений цветов в вазе. (Ежемесячник культурных реликвий Музея императорского двора, Тайбэй, декабрь 2014, № 381)
Рис 13: Расписанный саркофаг в уезде Юнхэ в провинции Шаньси, на котором из о б ра ж е н лото с в а мфоре . (1211 г .).
Источник: Чжан Цзин. Исследование изображения на вазах из гробниц династий Сун, Ляо и Цзинь. Хэнань дасюэ. 2020. 11с.
Исследователи Марк Аурель Стейн и Свен Гедин обнаружили остатки одних из наиболее ранних орнаментов с лотосом в вазе. Данные находки были обнаружены на территории древних городов Ниа и Лулан. Изображение представлено в виде вазы, содержащей цветок и листья лотоса, которые разветвляются в две стороны. В своем исследовании «Проникновение буддизма в Саньшань и заимствование западной культуры» Хуан Вэньби цитирует Лоулана Бергмана, который говорит, что "данный узор очень похож на бассейн лотоса на барельефах в Индии и в Кейтарах". Одновременно с этим исследователь также
приводит слова французского исследователя Фоше о том, что у данного орнамента может быть связь с изображением рождения Будды. По своей форме и очертаниям лотос в вазах на орнаменте на декоративной плитке эпохи Южных династий из Ванцзява, Тиэсиньцяо, а также Нанкина очень близок к методам реалистичного изображения объектов, не имеющих под собой религиозный контекст, однако на основе имеющихся письменных источников, можно точно установить, что орнаменты, включающие лотосы в вазах являются не только простым изображением действительности, но и способом описать религиозную церемонию, которая была широко распространены среди буддистов.
Во время династий Суй и Тан искусство изготовления керамики усовершенствовалось. Так, вазы, которые можно было использовать для цветочных композиций, становились все более сложными по своей форме и содержанию. От изначального смысла "буддийских церемониальных подношений" произошел переход к украшению быта и декорированию. В вазах данного периода помимо лотоса появилось больше иных цветочных форм. В стихотворении Су Чжэ говорится: "Ранней весной мы сажаем хризантемы, чтобы помочь овощам, а осенью наполняем горшки цветами". Во времена династий Мин и Цин искусство рассадки декоративных цветов стало еще более распространенным и сложным. Появились соответствующие руководства и труды, описывающие историю развития данного искусства. Примером подобной работы может служить «История цветов в вазах» Чжан Цянь, а также «История ваз» Юань Хундао, данные труды популяризировали развитию данного направления.
2.3 Переходный период от орнамента лотоса к узору бао-сян
Узор бао-сян объясняется в китайском толковом словаре как «тип традиционного китайского декоративного узора, в котором отображаются представления о некоторых природных формах цветов (в основном лотос), которые художественно обрабатываются для создания декоративного цветочного узора». Таким образом, узор бао-сян прежде всего базируется на изначальном орнаменте лотоса.
Помимо этого, происхождение данного вида орнамента упоминается в статье Тун Яньтина «Краткое рассмотрение узоров лотоса под влиянием культуры периода Шести династий». В частности, автор исследования утверждает:"именно здесь зародился орнамент бао-сян, сформировавшийся во времена династий Суй и Тан. Можно сказать, что узор лотоса в это время был основой для более позднего орнамента бао-сян"[16,64-68с]. В своей статье «Применение традиционных форм в художественном дизайне» китайский исследователь Ли Гоминь упоминает, что "Узор бао-сян" — это трансформация
изначального узора цветка лотоса[17,6с]. Согласно археологическим данным, существует два основных типа традиционных китайских узоров лотоса, один из которых по своему стилю изображения более близок к реальности. Так, например, изображение лотоса на серебряных изделиях Южной династии, раскопанных в Суйси, Гуандун, где изображены тычинка и лотос, является примером более детального и близкого к реальности изображения[рис,14]. Другой тип - узорчатый, как, например, изображение лотоса на ханьских барельефах, раскопанных в Суншань, Цзясяне в провинции Шаньдун[рис,15]. Данные изображения в основном имеют одинаковую структуру, например, включающую ровно четыре или ровно восемь лепестков. Некоторые из лепестков лотоса на данных изображения соединены друг с другом и образуют единое целое, где в центре находится сам цветок, в то время как остальная часть лепестков отделена друг от друга. Оставшиеся лепестки рассредоточиваются в разных направлениях, противоположных центральной части орнамента.
Рис14: изображение лотоса на серебряных изделиях Южной династии, раскопанных в Суйси, Гуандун
Источник: Чжан Даои. Китайские традиционные узоры. Том 6. Период династий Суй, Тан, а также период Пяти династий. Ханьдань чубаньшэ. 1995. 119с.
Рис15: изображение лотоса на ханьских барельефах, раскопанных в Суншань, Цзясяне в провинции Шаньдун.
Источник: Чжу Силу. Каменный рельеф времен династии Хань, обнаруженный в 1980 году на горе Суншань в Цзясяне, Шаньдун [Дж.]. Культурные реликвии, 1982 (05): 60-70. 6с.
Сочетание художественных традиций индийского буддизма, конфуцианства и даосизма в Китае привело к появлению уникального объединения традиционной китайской эстетики и буддийских представлений о чистоте. Данное объединение породило множество мотивов и различных растительных орнаментов. Помимо этого, геометрическая организация орнаментов с лотосом также впитала в себя определенные представления, характерные как для китайской, так и для буддийской культур. Буддизм в классическом представлении не предполагает идею "округлости"как "форму истинной красоты", однако буддийское искусство всегда следовало концепции округлости как одного из наиболее
близких к красоте средств изображения[18,71с]. Идея молитвы об удаче в традиционной китайской культуре часто ассоциируется с кругом и его вариациями. Объединение буддийского понятия чистоты и китайского счастья через орнамент лотоса сподвигло многих мастеров к поиску новых декоративных мотивов, где присутствовала круглая
форма рисунка[19,9с]. Таким образом, традиционный узор лотоса в Китае эволюционировал в форме, вобрав в себя характеристики индийского буддийского лотоса с его многочисленными лепестками, полной формой цветка, что привело к появлению нового узора лотоса. Например, составные узоры лотоса и жимолости встречаются в резьбе по камню периода Северных и Южных династий (рис. 16). Несмотря на то, что сочетание листьев лотоса и жимолости данного периода очень простое и, кажется, противоречит абстрактной форме узоров бао-сян с его сочетанием множества лепестков, не являясь настоящим узором бао-сян в полном смысле этого слова, с точки зрения мастерства, такой вид орнамента смог отойти от одиночной формы лотоса более раннего периода. Здесь можно увидеть намерение мастеров развиваться в направлении бао-сян. У данного орнамента заметны определенные структурные элементы, характерные для позднего узора бао-сян. Начиная с данного периода узор бао-сян становился все более насыщенным, в итоге превратившись в богатый и яркий декоративный мотив с характерными китайскими чертами. Еще одним примером может послужить узор лотоса в пещерном кессоне периода династии Тан, который соединился с
другими ботаническими орнаментами и в итоге превратился в узор бао-сян (рис. 17). Данный вид орнамента стал одним из наиболее распространенных узоров того времени. Таким образом, буддийские эстетические представления оказали глубокое влияние на трансформацию цветка лотоса в узор бао-сян. И традиционный буддизм, и китайские философские представления, и более поздняя китайская эстетика оказали глубокое влияние на изменения в узор бао-сян.
Рис 16: Составные узоры лотоса и жимолости, вырезанные на камне. Период Северных и Южных династий
Источник: У Шань. Полное собрание китайских орнаментов периода Чжаньго, а также династий Цинь и Хань: Шаньдун Мэйшу Чубаньшэ. 2009. 98с.
Рис 17 :Узор бао-сян в Цзаоцзине. Период династии Тан
Источник: У Шань. Полное собрание китайских орнаментов периода Чжаньго, а также династий Цинь и Хань: Шаньдун Мэйшу Чубаньшэ. 2009. 249с.
3. Влияние буддизма на технику изображения орнамента лотоса.
Буддизм принес с собой искусство изготовления буддийских фресок, а также технику рельефного рисунка. Традиционная китайская техника живописи не требует эффекта трехмерного пространства и в основном представляет собой однолинейный контур или плоскую живопись. Пещеры Могао в Дуньхуане являются местом сосредоточения большого количества буддийских фресок в Китае. Некоторые ученые делят ранние буддийские наскальные фрески на две категории[20,12с]. Первая - это метод создания рельефного рисунка, в котором используется игра света и тени для выражения ощущения трехмерности. В дуньхуанских фресках это часто выражается в виде слоев перекрывающихся или отступающих слоев. Другой — это традиционный метод окрашивания живописи, более характерный для китайской традиционной живописи. Данный метод окрашивания применяется для подчеркивания определенных элементов на фресках и придания большей выразительности изображения. Примером применения подобной техники является орнамент лотоса, обнаруженный в гробнице в Симэнь, который относится к периоду поздней династии Восточная Хань, а также орнамент лотоса в гробнице Лэйтай. Эти находки являются наиболее ранними свидетельствами
применения техники окрашивания изображения среди найденных в Китае [21,6с]. Рельефный рисунок — это форма, широко используемая в индийских буддийских настенных росписях. Данная традиция дала китайской живописи концепцию трехмерного пространства. В книге Сюй Чун «Записи о столице Цзянькан» утверждается, что известный художник Чжан Сэнъяо из Южной династии использовал особый метод для росписи храма, где применялось четыре уникальных цвета, придающих рисунку
ощущение реальности и большей объемности. По этой причине данных храм позже получил наименование "Аотусы", что дословно переводится как "вогнуто-выпуклый храм" за его особую роспись на стенах и воротах. Данные особенности буддийского орнамента замечались многими известными деятелями искусства, среди которых был один китайский писатель времен династии Тан, Фань Жуйхуа, который отмечал: "С тех пор как Чжан Сэнъяо впервые испытал вогнуто-выпуклый метод изображения на новых индийских фресках в династии Китае появилось понимание нового направления в живописи - объемного рисунка". Таким образом, мы можем обратить внимание на то, что в данный период в Китае под влиянием буддизма возникла новая техника создания изображения, которая подчеркивает трехмерное пространство, что достигается за счет игры с тенью и особенностей расположения элементов на самом изображении. Данное направление внесло значительный вклад в развитие традиционной китайской живописи[22,45с].
4. Влияние буддизма на скрытое содержание орнамента лотоса
Распространение буддизма на территории Китая оказало значительное влияние на развитие китайского искусства. Благодаря сходству между буддийским и китайским лотосом, начиная от внешнего вида и заканчивая внутренним смыслом, данный вид орнамента был легко воспринят в китайском обществе. Благодаря особому отношению и значению в буддизме лотос стал одним из ключевых элементов в культурном обмене между Западом и Востоком.
В эпоху Северных и Южных династий буддизм достиг наивысшего расцвета. В этот период традиционная китайская философская концепция Пяти элементов, а также понятие об Инь и Ян, которая базировалась на учении конфуцианства постепенно потеряли свою значимость в обществе. Духовные основы в этот период в Китае перешли в руки буддизма. Орнаменты лотоса были объединены с внутренним содержанием буддийской культуры. Смешение иностранной культуры с традиционной китайской придало узору лотоса новое содержание, значение, а также духовную ценность. Орнамент лотоса постепенно отошел от своего изначального значения, которое во многом несло религиозный характер, получив новые символические значения, такие как красота, чистота и счастье. Процесс, в ходе которого лотос выходит из ила и выпускает свои прекрасные листья, рассматривается в буддизме как процесс "освобождения", то есть процесс покидания грешного земного мира в мир света и чистоты. Под влиянием буддизма внутреннее содержание орнамента лотоса постепенно обогащалось, вобрав в себя не только буддийские представления о лотосе как о цветке "освобождения и чистоты", но и такие китайские культурные элементы, как цветок, приносящий удачу и средство отпугивания злых духов [23,5с].
В истории китайской литературы того периода также существует множество метафор, в которых упоминается лотос. Так, в период Ю жной Ци существует история о лотосе и Пань Фэй: Дун Хунь-хоу построил храм для Пань Фэй, взяв для его украшения сокровища из ближних и дальних храмов. Он также вырезал из золота лотос, который поставил на землю, и заставил Пань Фэй ходить по нему, чтобы она могла шаг за шагом познать его силу. Эта метафора, связанная с красотой лотоса. Помимо этого, в конце эпохи династии Тан лотос часто использовался как имя нарицательное или в качестве метафоры. В книге Чжоу Дуньи «Изречения о любви к лотосу», написанной во времена династии Сун, говорится о лотосе как о царе среди цветов. Автор восхваляет лотос: Лотос выходит из грязи, не меняя цвета, и очищает себя от грязи. Лотос — это цветок, который не подвергается загрязнению и порче, а также не промокает в воде.
Метафорическое применение слова "лотос" к человеку для подчеркивания его качеств способствовали трансформации буддийского более религиозного содержания лотоса в светский, а также широкому распространению в обществе.
Существует множество примеров применения лотоса в качестве символа. Типичным примером данного символа является картинка с изображением ребёнка, рождающегося из чашечки лотоса. Данное изображение происходит от буддийской концепции появления ребенка и является символом многочадия и плодородия. На подобных изображениях часто представлен толстый ребенок, который находится в цветке лотоса. В эпоху династии Тан буддийское изображение «рождения ребенка в лотосе» тесно сочеталось с традиционными китайскими культурными элементами. Так, например, в исторических хрониках данного периода утверждается: На седьмой день седьмого месяца по лунному календарю из воска делается младенец и плавает в воде, который после молитвы женщины появляется на свет. Это сочетание буддийских представлений с китайским обычаем вымаливать ребенка накануне седьмого дня по лунному календарю. Орнамент, отображающий данные концепции и понятия можно использовать как самостоятельное украшение, так и в сочетании с другими известными видами орнамента, такими как "Детская игра" или "Сто детей". В данную эпоху образ ребенка сочетался с традиционным понятием "мужчина и ребенок". Помимо этого, в китайском языке слово "лотос" созвучно слову "лянь", которое имеет непосредственное отношение к рождению ребенка, что создало объединение образа рождения ребенка с чистотой и счастьем, которые символизирует лотос. Кроме того, процесс произрастания лотоса, его цветения и дальнейшего размножения связывает как представления буддистов о перерождении, так и продолжительность жизни в китайской философии. Вышеперечисленные образы часто используются в традиционных картинах и календарях в качестве пожелания счастья, добра и благополучия.
Заключение
В результате проведенного анализа было установлено, что культурные истоки орнамента цветка лотоса уходят в глубокую древность. В процессе развития данного орнамента значение, внутренний смысл, а также образ лотоса многократно изменялись и дополнялись. Благодаря религиозному значению лотоса в буддизме, а также эстетической ценности в китайской традиционной культуре данный вид растения приобрел необычайную ценность в китайском обществе, став не только символом буддизма или искусства древнего Китая, но и став символом, напрямую ассоциирующимся с Китаем и его культурным наследием. Буддизм оказал значительное влияние на развитие орнамента в виде лотоса. Под влиянием буддизма традиционный китайский орнамент лотоса эволюционировал в своей форме, средствах выражения и внутреннем содержании. Орнамент лотоса является не только декоративным элементом, но и одной из наибольших ценностей китайского культурного наследия. Будучи традиционным видом узора в Китае, орнамент лотоса был обогащен включением иностранных элементов буддийской культуры. Образ лотоса несет в себе значение мира, спокойствия, чистоты, процветания и добра. По этой причине орнамент лотоса в качестве украшения часто встречается не только в буддийских храмах, но и во многих других местах как элемент декора или предмет искусства.
Библиография
1. Цзян Бинчжи, Цзян Юйси. Лотос и буддизм. [^ . Буддийская культура . 1997(5):36-37с.
2. Кадзуо Джоу. Сравнение восточных и западных узоров. Пекин. Чжунго фанчжи
чубаньшэ. 2002.01. 35с.
3. Мамору Секи. История распространения западного искусства на Восток. Чжэнчжоу. Хэнань жэньминь чубаньшэ. 2017.01. 22с.
4. Джессика Роусон. Древнее китайское искусство и культура. Пекин. Бэйцзин дасюэ чубаньшэн. 2002. 337с.
5. Тянь Цзыбин, У Шушэн, Тянь Цин. История китайских узоров. Пекин. Гаодэн цзяоюй чубаньшэ. 2003.11. 191-192с.
6. Хуан Ли. Собрание археологических находок. Пекин. Вэньу чубаньшэ. 1989. 343с.
7. Тан Цзин. Применение традиционного узора лотоса в художественном дизайне. Наньцзин ишу сюэюань. 2014. 5с.
8. Ван Бинцзе. Исследования значения лотоса в китайской культуре. Сибэй нунлинь кэцзи дасюэ. 2015. 35с.
9. Хан Цзюнь. Слияние буддийского орнамента и традиционной китайской графики р]. Инженерия упаковки, 2011,32 (16): 123-126с.
10. Ли Юань. Об образе лотоса в северных династиях Университет Шаньси, 2013. 40с.
11. Ван Бинцзе. Исследования значения лотоса в китайской культуре. Сибэй нунлинь кэцзи дасюэ. 2015. 35с.
12. Ли Яньшоу. Южная история. Чжунхуа шудянь. 1975. 773с.
13. Тун Яньтин. Краткое рассмотрение узоров лотоса под влиянием культуры периода Шести династий. Вэньхуэй кэцзяо. 2009 (03). 256с.
14. Жэнь Чжилу, Ранние формы китайских изображений цветов в вазе .(Ежемесячник культурных реликвий Музея императорского двора, Тайбэй, декабрь 2014, № 381)
15. Чжан Цзин. Исследование изображения на вазах из гробниц династий Сун, Ляо и Цзинь. Хэнань дасюэ. 2020. 11с.
16. Ван Синь, Шан Сяоцю, Чжан И. Анализ влияния буддизма на форму орнамента бао-сян. Ухань фанчжи дасюэ сюэбао. 2019. 32 (01). 64-68с.
17. Ли Гомин. Применение традиционных форм в художественном дизайне. Хэбэй шифань дасюэ. 2011. 6с.
18. Ван Яньлин. Распространение буддизма на восток и процветание китайских растительных орнаментов Сычуаньский университет, 2004. 71с.
19. У Сяофань. Исследование формирования цветка Баосян в династии Тан Педагогический университет Цзянсу, 2016. 9с.
20. Дуань Вэньцзе, Национальные традиции изготовления фресок в Дуньхуане. Вэньу. 1978. 12с.
21. Чжан Пэнчуань. Краткое описание картин династий Хань и Цзинь, обнаруженных в коридоре Хэси. 1926. 6с.
22. Данг Цзясюань. Исследование декоративных узоров буддийских растений в династии Тан Северо-Западный университет, 2009. 45с.
23. Тан Цзин. Применение традиционного узора лотоса в художественном дизайне. Наньцзин ишу сюэюань. 2014. 5с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рецензирование статья "Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса" посвящена интереснейшему предмету исследования -динамике и трансформации орнаментальных мотивов, связанных с проникновением религиозного учения (буддизма) и всего комплекса знаково-символической атрибутике. На обширном визуальном материале автор прослеживает, как и в каком контексте конкретный орнаментальный мотив (цветок лотоса) встречается в разные эпохи и как он изменяется в зависимости от технологии, времени и места нанесения. Автор сопоставляет различные изображения (например, рисунки археологических находок резьбы и росписей из погребений, архитектурный декор и т.п.), делая вывод о широком распространении мотива лотоса в китайской культуре, однозначном влиянии на китайский орнамент индийского религиозного искусства, а также об однозначной благопожелательной и охранительной (апотропейной) семантике данного орнаментального мотива.
Исследования орнамента, его семантического наполнения и связи с современной визуальной культурой можно считать актуальными, и автор продолжает давнуюю и плодотворную исследовательскую традицию изучения орнамента в том числе как исторического и этнографического источника.
Статья посвящена узкой и специфичной теме, привлекает достаточное количество иконографических источников и не слишком известный широкому российскому читателю пласт китайской историографии и исследований орнамента, что позволяет говорить о научной новизне исследования.
Можно отметить владение автором научным стилем изложения, ясную структуру текста, глубокое содержание.
Вместе с тем, статья не лишена ряда недостатков, снижающих общее впечатление от текста. Остановимся на них подробнее.
1. Вызывает вопросы библиография текста. Библиографический список оформлен некорректно, ссылки на китайских авторов неинформативны, даны в сокращенном переводе и не позволяют убедиться в существовании данных исследований.
2. Ссылки на википедию в рецензируемом научном исследовании заменяют ссылки на оригинальные работы исследователей (Марк Аурель Стейн, Свен Гедин), что недопустимо.
3. В библиографии полностью отсутствуют труды по теории орнамента и методологии его исследования.
4. В библиографии отсутствуют труды российских авторов по теме, нет и известных статей китайских и индийских коллег, то есть аппеляция к оппонентам вызывает вопросы. Можно порекомендовать автору ознакомиться со следующими исследованиями: Ан С.А., Костерина М.Г. "Формирование художественных образов в китайском благопожелательном орнаменте", Пател Крушикумар "Основные мотивы индийского орнамента", Боронова Л.В. "Китайские и индийские мотивы в бурятских орнаментах", Чжао Б. "Художественный анализ орнаментов и узоров росписей из коллекции Эрмитажа", Тянь Хэ "Семантика традиционного китайского орнамента", Соболева А.С."Семантика индийских тканых орнаментов", Рыжова Л.А., Рыжова Ю.С. "Стеклянные кубки с орнаментов в виде бутонов лотоса из раскопок Херсонеса", Иванов С.В. "Народный орнамент как этнографический источник" и др.
5. В контексте статьи понятно, что речь идет не столько об орнаменте, сколько о конкретных орнаментальных мотивах (бутон лотоса, розетка лотоса, лотос в амфоре и т.п.). Рекомендуем заменить термин орнамент на орнаментальный мотив.
6. Рекомендуем внимательно вычитать текст статьи на предмет пунктуационных ошибок и корректности написания географических названий, имен собственных, в особенности династических имен.
7. Типологически мотив лотосовой розетки гораздо ближе, допустим, солярным символам, чем мотиву, который автор обозначает как "парный раскол", тем не менее, автор считает и лотосовую розетку, и парный раскол семантически едиными, что требует дополнительной аргументации.
Представляется, что устранение вышеозначенных замечаний улушчит текст и повысит интерес читательской аудитории.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблема, затронутая автором в представленной статье, является важной с точки зрения сохранения традиций этнонациональных культур. Это позволяет вести речь о необходимости бережного отношения к таким традициям, а с научной позиции открывает ранее малоизвестные особенности тех или иных культур. Полагаю, что такой подход может обладать несомненной эвристической ценностью, правда, если автор в своем исследовании придерживается общепринятых принципов научности в части методологии, постановки проблемы и т.д.
В содержании статьи мы обращаем внимание прежде всего на тот факт, что она выстроена с учетом предметной логики исследования, которая позволяет идентифицировать оригинальность и новизну авторской концепции. Так, в самом начале работы раскрываются возможности адаптации буддийского орнамента лотоса в традиционной китайской культуре, затем автор делает акцент на влиянии буддизма на форму узора лотоса и т.д. Очевидно, что перед нами продуманная структура работы, которая отражает наиболее важные исследовательские направления. Между тем ценность в статье имеют и вполне отрефлексированные автором характеристики буддизма, которые, казалось бы, разработаны в науке с особой тщательностью, но на самом деле обращение к этому типу религиозного мировоззрения открывает поразительные неограниченные возможности для всестороннего изучения. Автор, как мне кажется, сумел выявить не просто канву буддизма применительно к конкретному виду творчества (в данном случае речь идет о традиционном китайском орнаменте лотоса), но и показал именно его влияние на орнамент, что предполагает вначале проблематизацию, а затем и «онтологизацию» рассматриваемого в статье предмета исследования. При этом автору удалось сбалансировать два ключевых звена в исследовании - философско-религиозное и искусствоведческое, что в принципе укладывается в систему междисциплинарного знания, актуального в плане получения ценных знаний.
Таким образом, методология исследования вполне четко определена, с ней согласуется логика научного поиска, а ключевые выводы отражают содержание предложенной авторской концепции.
Также хотелось бы отметить, что преимуществом данной работы является сравнительный анализ индийского и китайского орнаментов, что безусловно расширяет исследовательский горизонт обозначенной проблематики. Такой анализ как раз позволяет выявить те или иные особенности орнамента, а эти особенности в свою очередь открывают перспективы для оценки влиянии я буддизма на данный вид творчества. Также преимуществом можно считать сопровождение анализа довольно любопытными иллюстрациями, что наглядно подтверждает направление авторского анализа. Такие иллюстрации пришлись к месту и позволяют «оживить» довольно сакральный материал, связанный с влиянием религиозного мировоззрения на
конкретную систему творчества или этнонациональной культуры. С этой точки зрения автору удастся привлечь внимание потенциальных читателей статьи. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что автор вполне владеет исследуемым материалом - об этом, в частности, свидетельствует достаточно широкий список источников, а также четкая структура работы и исследовательская тактика. Полагаю на этом основании, что автор в полной мере раскрыл заявленную тему. Сформулировал свой подход, представил в итоге имеющие значение для соответствующего направления исследований выводы. Статья рекомендуется к публикации.