ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ-СИРОТ
Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М.
Казанский федеральный (Приволжский) университет, г. Казань, Российская Федерация
Статья посвящена выявлению особенностей эмоционального интеллекта у детей-сирот. Анализ выполнен на основе сравнения характеристик эмоционального интеллекта детей, воспитывающихся в условиях детского дома, и детей, воспитывающихся в семье. Установлено, что все показатели эмоционального интеллекта у воспитанников детского дома выше, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эмоции, управление эмоциями, толерантность, дети-сироты.
STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ORPHANS
Minullina A.F., Gilmutdinova I.M.
Kazan Federal (Volga) University, Kazan, Russian Federation
The article is devoted to the identification of features of emotional intelligence in orphans. The analysis is based on a comparison of the characteristics of the emotional intelligence of children raised in an orphanage, and children brought up in a family. It has been established that all indicators of emotional intelligence in orphans are higher than in children raised in a family setting.
Keywords: emotional intelligence; emotions, emotion management, tolerance, orphans.
Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Первые концепции эмоционального интеллекта возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно. Это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей) [1]. Способности распознавать и выражать эмоции - основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций [2, 3].
Однако особенности эмоционального интеллекта у детей, воспитывающих в условиях детского дома, недостаточно изучены, несмотря на повышенный интерес к ней среди отечественных ученых.
Нами было проведено исследование, целью которого стало выявление характеристик эмоционального интеллекта у детей-сирот.
Исследование проводилось с февраля по апрель 2019 г. на базе ГБУ «Детский дом Приволжского района г. Казани» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани в 2019 г. В исследовании принимали участие 50 человек, в возрасте от 12 до 17 лет.
В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения: 1) характеристики эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье; 2) дети, воспитывающиеся в семье, обладают более высокими показателями эмоционального интеллекта, чем дети-сироты.
Исследование проводилось с помощью следующих методов: 1) беседа с испытуемыми с целью прояснения, дополнения, анализа информации, полученной при применении методик; 2) тестирование с помощью методики «Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн» (Люсин Д.В.); 3) методы математической обработки данных (вычисление среднего, стандартного отклонения, методы оценки достоверности различий изучаемых показателей (;-критерий Стьюдента).
Среднее значение выраженности характеристик эмоционального интеллекта у детей-сирот и контрольной группы представлены на рисунке 1.
I Дети-сироты ■ Контрольная группа Рис. 1. Различия в выраженности характеристик эмоционального интеллекта у детей, воспитывающихся в семье (контрольная группа) и воспитанников детского дома (дети-сироты)
Примечание: Название шкал эмоционального интеллекта соответствуют принятому сокращению Теста эмоционального интеллекта Люсина: Шкала МП-Понимание чужих эмоций; Шкала МУ-Управление чужими эмоциями; Шкала ВП-Понимание своих эмоций; Шкала ВУ-Управление своими эмоциями; Шкала ВЭ-Контроль экспрессии; Шкала МЭИ-Межличностный эмоциональный интеллект; Шкала ВЭИ-Вну-триличностный эмоциональный интеллект; Шкала ПЭ-Понимание эмоций; Шкала УЭ-Управление эмоциями; Шкала ОЭИ-Общий уровень эмоционального интеллекта.
Как видно из таблицы 1, к низким значениям характеристик эмоционального интеллекта у детей сирот можно отнести такие, как:
понимание чужих эмоций (22,2). К средним значениям можно отнести выраженность таких характеристик эмоционального интеллекта, как: управление чужими эмоциями (19,12); понимание своих эмоций (18,52); управление своими эмоциями (13,52); межличностный эмоциональный интеллект (41,32); внутриличностный эмоциональный интеллект (45,08); понимание эмоций (40,72); управление эмоциями (45,68); общий уровень эмоционального интеллекта (85,40). К высоким значениям можно отнести выраженность такой характеристики эмоционального интеллекта, как: контроль экспрессии (13,04).
К низким значениям у детей, воспитывающихся в условиях семьи можно отнести такие характеристики эмоционального интеллекта, как: понимание чужих эмоций (20,84); управление своими эмоциями (12,16); межличностный эмоциональный интеллект (39,28); понимание эмоций (38,08); понимание чужих эмоций (22,2). К средним значениям можно отнести выраженность таких характеристик эмоционального интеллекта, как: управление чужими эмоциями (18,44); понимание своих эмоций (17,24); контроль экспрессии (12,12); вну-триличностный эмоциональный интеллект (41,52); управление эмоциями (42,72); общий уровень эмоционального интеллекта (80,80).
Таким образом, для двух групп характерны низкие показатели шкалы понимания чужих эмоций, что может свидетельствовать о меньшей точности в опознании эмоциональных состояний других людей, в непонимании причин их возникновения, в сложности управления своими эмоциями низкой способности понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций у детей-сирот и у детей, воспитывающихся в условиях семьи [4].
Низкое среднее значение шкалы ВУ- управление своими эмоциями у контрольной группы (12,16) по сравнению с детьми сиротами (13,52 - среднее значение). Такое различие между двумя выборками может быть связано с низкой способностью и потребностью у контрольной группы управлять своими эмоциями [5]. Средний уровень параметра говорит о способности детей-сирот управлять своими эмоциями, легко успокаиваться после неожиданных огорчений и при необходимости вызывать у себя положительные эмоции в условиях
воспитания в детском-доме. Низкий уровень параметра говорит о не выраженности вышеописанных способностей у контрольной группы.
Низкое среднее значение шкалы МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект у контрольной группы (39,28) по сравнению с детьми сиротами (41,32-среднее значение) показывает низкую способность испытуемых контрольной группы к пониманию эмоций других людей и управлению ими. Данные показатели свидетельствуют о том, что дети, воспитывающиеся в условиях семьи, способны хуже распознавать эмоции, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, по сравнению с детьми-сиротами хуже идентифицируют эмоции [6]. Дети-сироты понимают причины, вызвавшие данные эмоции, и последствия, к которым они могут привести.
Высокое среднее значение шкалы ВЭ - контроль экспрессии у детей-сирот (13,04) по сравнению с контрольной группой (12,12 -среднее значение) указывает на высокую способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, с легкостью могут контролировать интенсивность эмоций; им проще чем детям, воспитывающимся в условиях семьи контролировать внешнее выражение эмоций и при необходимости они могут произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Анализ полученных данных по шкале общего эмоционального интеллекта показал, что у обеих групп испытуемых выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, что свидетельствует о достаточно хорошем понимании эмоций других. На основе полученных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Показатели эмоционального интеллекта у воспитанников детского дома выше, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи, что может быть связано с повышенной потребностью у детей-сирот к распознаванию своих эмоциональных реакций, а также эмоций других людей. Понимание себя на интуитивном и телесном уровне, позволяет детям, воспитывающимся в условиях детского дома, легче адаптироваться к любой жизненной ситуации.
2. Показатели низкого уровня понимания чужих эмоций у детей, воспитывающихся в условиях семьи, свидетельствуют о трудностях коммуникативного характера, а также об их низких эмпатийных способностях. Это может быть связано с тенденцией к инфантилизации у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Удовлетворенность собственной жизнью, сниженная способность к самокритике и самоанализу, отсутствие самостоятельности могут выступать причинами, приводящими к сниженным показателям эмоционального интеллекта.
3. У воспитанников детского дома способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими развита лучше, чем у детей, воспитывающихся в условиях семьи. Полученные результаты могут быть связаны с психологическими особенностями детей-сирот, которые обусловлены более хорошими навыками практической и речевой коммуникации, адекватностью эмоциональных реакций, способностью к конструктивному решению проблем.
Таким образом, выдвинутые нами в ходе исследования гипотезы подтвердились частично. Предположение о том, что характеристики эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье, нашло свое подтверждение. Второе положение о том, что дети, воспитывающиеся в семье, обладают более высокими показателями эмоционального интеллекта, чем дети-сироты, было опровергнуто.
Список литературы
1. Бредберри Т. Эмоциональный интеллект. Самое важное: сб. / Т. Бред-берри Д. Гривз. М.: Изд-во ACT, 2008. 187 с.
2. Былкина Н.Д., Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии, 2000. № 1. С. 38-48.
3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций. Психология эмоций: учебник / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск.ун-та, 2008. С. 8-40.
4. Клапаред Э. Чувства и эмоции. Психология эмоций: учебник/ Э. Кла-паред, под ред. В.К. Вилюнаса. СПб.: Питер, 2008. С. 131-141.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
6. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты [Текст] / Д.В. Люсин, Г. А. Емельянов (ред.) // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.
References
1. Bredberri T. 2008. Emocional'nyj intellekt. Samoe vazhnoe [The Emotional Intelligence: Quick Book]: sb. Moscow: Izd-vo ACT. (in Russ).
2. Bylkina N.D. 2000, Razvitie predstavlenij detej ob emociyah v onto-geneze [Development of children's ideas about emotions in ontogenesis]. Voprosy psihologii, № 1, pp. 38-48.
3. Vilyunas V.K 2008. Osnovnye problemy psihologii emocij. Psihologiya emocij [The main problems of psychology of emotions. Psychology of emotions]: uchebnik. M.: Izd-vo Mosk.un-ta. (in Russ).
4. Klapared E. 2008. CHuvstva i emocii. Psihologiya emocij [Feelings and emotions. Psychology of emotions]: uchebnik/ SPb.: Izd-vo Piter. (in Russ).
5. Lyusin D.V. 2004. Sovremennye predstavleniya ob emocional'nom intellekte [Modern concepts of emotional intelligence] // Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. M.: Institut psihologii RAN. (in Russ).
6. Lyusin D.V. 2000. Sposobnost' k ponimaniyu emocij: Psihometricheskij i kognitivnyj aspekty [Ability to understand emotions: Psychometric and cognitive aspects] / Social'noe poznanie v epohu bystryh politicheskih i ekonomicheskih peremen. M.: Izd-vo Smysl. (in Russ).