Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ШКОЛЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
подготовка детей / ОНР III уровня / компоненты речи / инклюзивное образование / preparing children / speech underdevelopment / speech components / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киракосян А.А.

В статье рассматривается проблема подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе. Представлены результаты проведенных нами исследований, а также представлена модель для повышения эффективности подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе․

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киракосян А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS STUDY CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT LEVEL III SPEECHES FOR SCHOOL

The article discusses the problem of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school. The results of our research are presented, and a model for increasing the effectiveness of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school is presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ШКОЛЕ»

УДК 37

Киракосян А.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянский государственный педагогический университет

им. Хачатура Абовяна (г. Ереван, Армения)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ШКОЛЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе. Представлены результаты проведенных нами исследований, а также представлена модель для повышения эффективности подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе.

Ключевые слова: подготовка детей, ОНР III уровня, компоненты речи, инклюзивное образование.

Проблема подготовки детей к обучению в школе одна из важнейших проблем педагогики и психологии.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов: • Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя), •Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия, • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в

коллективе и положительного отношения к сверстникам, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам [2, с. 74-75, 3,5,6]. Процесс адаптации первоклассников сейчас стал еще сложнее ввиду того, что за школьные парты садится ребенок, достигший шестилетнего возраста и психологически он не готов к учебной деятельности, потому как ведущей деятельность еще остается игровой [1, с. 69-71, 5]. В этом контексте особую актуальность имеет подготовка детей с нарушениями речи к школе. В этом случае работа по подготовке к школе является формирование у ребенка предпосылок для последующей интеграции в школьную среду, т.е. активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума.

Важно отметить, что процесс интеграции подразумевает не только готовность общества принять ребенка с особенностями развития, но и возможность ребенка войти в это сообщество, не «ломая» его, установить отношения с другими членами сообщества. При этом происходит взаимное обогащение (развитие) как ребенка, так и сообщества(среды) [2, с. 74-75, 6]. В связи с тем, что в Республике Армения принят закон о всеобщем инклюзивном образовании, нас интересовало насколько дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста готовы к школьному обучению. С этой целью нами проводилось исследование среди данного контингента, в котором приняли участие 30 детей.

Исследование готовности данного контингента к школьному обучению нами проводилась по тестовой методике Керна — Йирасика [4]. Тест состоит из

4-х частей: • тест «Рисунок человека» (мужской фигуры), • копирование фразы из письменных букв, • срисовывание точек, • опросник.

Первая часть теста -«Рисунок человека».

Задание «Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь». Во время рисования мы ни разу не поправляли ребёнка, а только молча наблюдали [4]. Анализ результатов данного исследования позволяет выявить достаточно высокие показатели у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня. Также нужно отметить, что дети с общим недоразвитием речи III уровня, легко справлялись с заданием: выполняли задание быстро, легко и с интересом. Ни у одного из обследованных детей не было минимальных баллов по заданию (3, 4, 5 баллов) (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели теста «Рисунок человека».

Испытуемые Количество(п=30) Баллы

Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 21 1

9 2

Вторая часть теста -копирование фразы из письменных букв.

Задание «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь». На листе написана фраза прописными буквами, первая буква - заглавная. Во время выполнения задания мы ни разу не поправляли ребёнка, а только молча наблюдали.

Анализ результатов данного исследования позволяет также выявить высокие показатели у большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (Таблица 2).

Таблица 2. Показатели теста- копирование фразы из письменных букв.

Испытуемые Количество(п=30) Баллы

Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 20 1

10 2

Это задание также было легко выполнено. Наблюдался аналогичный результат, что и при выполнении предыдущего задания. Следует отметить, что дети, не набравшие максимальный балл, отвлекались при выполнении задания, раньше утомлялись, в отличие от остальных испытуемых, можно отметить, что их внимание было несколько неустойчивым. На наш взгляд, последнее также сыграло свою роль в процессе успешного выполнения задачи.

Третья часть теста- Срисовывание точек.

Задание «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же». В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Анализ результатов данного задания показывает, что оно вызвало некоторые трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. При этом зарегистрированные показатели несколько ниже показателей двух предыдущих заданий (Таблица 3).

Таблица 3. Показатели теста- Срисовывание точек.

Испытуемые Количество(п=30) Баллы

Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 14 1

11 2

5 3

Анализируя трудности, проявляемые у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня можно констатировать, что в основном проблемы

наблюдались в процессе точного воспроизведения размеров, а также в контексте точного выражения зрительно-пространственных отношений. Но в то же время следует отметить, что все исследуемые дети смогли выполнить задание и минимальные 4 и 5 баллов не наблюдались. Итак, по итогам всех трёх заданий (невербальных) можно констатировать, что у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается высокий уровень готовности к школе. Следующая часть тестового задания была вербальной. Предполагается уникальный опросник., которая дает возможность выявить речевые способности ребенка, представления об окружающем, мировоззрение.

Четвёртая часть теста - Опросник.

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы "вопрос-ответ". «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются [4]. Анализ результатов данного задания позволяет констатировать ярко выраженные трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты этого задания довольно низкие (таблица 4).

Таблица 4. Показатели теста - Опросник.

Испытуемые Количество(п=30) Баллы

Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 12 14 до 23 - выше среднего

10 0 до + 13 средний показатель

8 11 и меньше - низкий показатель

У детей с общим недоразвитием речи III уровня часто наблюдались неправильные ответы, часто дети затруднялись отвечать на вопросы, в которых требовалось отражение причинно-следственных связей, сравнений,

умозаключений, суждений, применение обобщающих слов или понятий, характеристики и качества предметов и.т.д. Результаты задания показывают, что только 12 респондентов набрали балл выше среднего. Максимальный показатель не был зарегистрирован ни у одного из обследованных, а у 8 из обследованных показатель был низким. Таким образом, обобщая результаты нашего исследования с использованием по тестовой методике Керна - Йирасика, можно констатировать, что трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлены их речевыми проблемами и проявляются в речевом процессе (преимущественно в рамках опросника). Однако в то же время следует отметить и то, что для части обследованных детей характерна и определенная неустойчивость внимания, ранняя утомляемость и т. д. На наш взгляд, в процессе подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к школьному обучению с целью повышения их эффективности необходимо внедрение особой модели, которые, по нашему мнению, должно состоять из следующих двух составных частей: Осистематизации работы по подготовке детей к школе, О обогащения представлений воспитателей дошкольных учреждениях в контексте подготовки данного контингента детей к школе.

Таблица 5. Модель для повышения эффективности подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе.

Направления работы

работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня работа с воспитателями дошкольных учреждений

- развитие речевых компонентов и связной речи, уточнение словарного запаса, - развитие устойчивости внимания, развитие слухового внимания, памяти, - обогащение информированности об особенностях детей с общим недоразвитием речи III уровня, - обогащение информированности о подходах и методах работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня,

- расширение представлений об - обогащение информированности о

окружающем мире, подходах взаимодействия с

- развитие элементарных родителями детей с общим

математических представлений, недоразвитием речи III уровня

уточнение зрительно-

пространственных представлений

На наш взгляд, такая модель работы может стать эффективной для подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школьному обучению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алхатова Т.С., Лепешев Д.В., Алева Э. С. Психологическая готовность ребенка к школе// Наука и реальность / Science & Reality, No 1(9)2022;

2. Бондарь, Т. Дименштейн,Р, Захарова, И., Константинова, М., Яремчук М Подготовка детей с особенностями к обучению в школе// Образовательная политика, № 11-12 (49-50) 2010;

3. Нуруллаев, Ф.Ф., Бекова, М.Ш, Подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении// Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98);

4. https://ourkids.ru/blog/metodiki/test-kerna-yiraseka/;

5. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-psihologo-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-pri-podgotovke-detey-k-shkole-556612.html;

6. https://infourok. ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-vliyanie-semi-na-podgotovku-rebyonka-k-shkole-1341879.html

Kirakosyan A.A.

Armenian State Pedagogical University named after Khachatur Abovyan

(Yerevan, Armenia)

READINESS STUDY CHILDREN WITH GENERAL

UNDERDEVELOPMENT LEVEL III SPEECHES FOR SCHOOL

Abstract: the article discusses the problem of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school. The results of our research are presented, and a model for increasing the effectiveness of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school is presented.

Keywords: preparing children, speech underdevelopment, speech components, inclusive education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.