УДК 37
Киракосян А.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и восстановительной терапии Армянский государственный педагогический университет
им. Хачатура Абовяна (г. Ереван, Армения)
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассматривается проблема подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе. Представлены результаты проведенных нами исследований, а также представлена модель для повышения эффективности подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе.
Ключевые слова: подготовка детей, ОНР III уровня, компоненты речи, инклюзивное образование.
Проблема подготовки детей к обучению в школе одна из важнейших проблем педагогики и психологии.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов: • Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя), •Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия, • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в
коллективе и положительного отношения к сверстникам, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам [2, с. 74-75, 3,5,6]. Процесс адаптации первоклассников сейчас стал еще сложнее ввиду того, что за школьные парты садится ребенок, достигший шестилетнего возраста и психологически он не готов к учебной деятельности, потому как ведущей деятельность еще остается игровой [1, с. 69-71, 5]. В этом контексте особую актуальность имеет подготовка детей с нарушениями речи к школе. В этом случае работа по подготовке к школе является формирование у ребенка предпосылок для последующей интеграции в школьную среду, т.е. активного участия в учебной деятельности и жизни школьного социума.
Важно отметить, что процесс интеграции подразумевает не только готовность общества принять ребенка с особенностями развития, но и возможность ребенка войти в это сообщество, не «ломая» его, установить отношения с другими членами сообщества. При этом происходит взаимное обогащение (развитие) как ребенка, так и сообщества(среды) [2, с. 74-75, 6]. В связи с тем, что в Республике Армения принят закон о всеобщем инклюзивном образовании, нас интересовало насколько дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста готовы к школьному обучению. С этой целью нами проводилось исследование среди данного контингента, в котором приняли участие 30 детей.
Исследование готовности данного контингента к школьному обучению нами проводилась по тестовой методике Керна — Йирасика [4]. Тест состоит из
4-х частей: • тест «Рисунок человека» (мужской фигуры), • копирование фразы из письменных букв, • срисовывание точек, • опросник.
Первая часть теста -«Рисунок человека».
Задание «Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь». Во время рисования мы ни разу не поправляли ребёнка, а только молча наблюдали [4]. Анализ результатов данного исследования позволяет выявить достаточно высокие показатели у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня. Также нужно отметить, что дети с общим недоразвитием речи III уровня, легко справлялись с заданием: выполняли задание быстро, легко и с интересом. Ни у одного из обследованных детей не было минимальных баллов по заданию (3, 4, 5 баллов) (Таблица 1).
Таблица 1. Показатели теста «Рисунок человека».
Испытуемые Количество(п=30) Баллы
Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 21 1
9 2
Вторая часть теста -копирование фразы из письменных букв.
Задание «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь». На листе написана фраза прописными буквами, первая буква - заглавная. Во время выполнения задания мы ни разу не поправляли ребёнка, а только молча наблюдали.
Анализ результатов данного исследования позволяет также выявить высокие показатели у большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (Таблица 2).
Таблица 2. Показатели теста- копирование фразы из письменных букв.
Испытуемые Количество(п=30) Баллы
Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 20 1
10 2
Это задание также было легко выполнено. Наблюдался аналогичный результат, что и при выполнении предыдущего задания. Следует отметить, что дети, не набравшие максимальный балл, отвлекались при выполнении задания, раньше утомлялись, в отличие от остальных испытуемых, можно отметить, что их внимание было несколько неустойчивым. На наш взгляд, последнее также сыграло свою роль в процессе успешного выполнения задачи.
Третья часть теста- Срисовывание точек.
Задание «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же». В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Анализ результатов данного задания показывает, что оно вызвало некоторые трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. При этом зарегистрированные показатели несколько ниже показателей двух предыдущих заданий (Таблица 3).
Таблица 3. Показатели теста- Срисовывание точек.
Испытуемые Количество(п=30) Баллы
Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 14 1
11 2
5 3
Анализируя трудности, проявляемые у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня можно констатировать, что в основном проблемы
наблюдались в процессе точного воспроизведения размеров, а также в контексте точного выражения зрительно-пространственных отношений. Но в то же время следует отметить, что все исследуемые дети смогли выполнить задание и минимальные 4 и 5 баллов не наблюдались. Итак, по итогам всех трёх заданий (невербальных) можно констатировать, что у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается высокий уровень готовности к школе. Следующая часть тестового задания была вербальной. Предполагается уникальный опросник., которая дает возможность выявить речевые способности ребенка, представления об окружающем, мировоззрение.
Четвёртая часть теста - Опросник.
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы "вопрос-ответ". «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются [4]. Анализ результатов данного задания позволяет констатировать ярко выраженные трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты этого задания довольно низкие (таблица 4).
Таблица 4. Показатели теста - Опросник.
Испытуемые Количество(п=30) Баллы
Дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 12 14 до 23 - выше среднего
10 0 до + 13 средний показатель
8 11 и меньше - низкий показатель
У детей с общим недоразвитием речи III уровня часто наблюдались неправильные ответы, часто дети затруднялись отвечать на вопросы, в которых требовалось отражение причинно-следственных связей, сравнений,
умозаключений, суждений, применение обобщающих слов или понятий, характеристики и качества предметов и.т.д. Результаты задания показывают, что только 12 респондентов набрали балл выше среднего. Максимальный показатель не был зарегистрирован ни у одного из обследованных, а у 8 из обследованных показатель был низким. Таким образом, обобщая результаты нашего исследования с использованием по тестовой методике Керна - Йирасика, можно констатировать, что трудности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обусловлены их речевыми проблемами и проявляются в речевом процессе (преимущественно в рамках опросника). Однако в то же время следует отметить и то, что для части обследованных детей характерна и определенная неустойчивость внимания, ранняя утомляемость и т. д. На наш взгляд, в процессе подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к школьному обучению с целью повышения их эффективности необходимо внедрение особой модели, которые, по нашему мнению, должно состоять из следующих двух составных частей: Осистематизации работы по подготовке детей к школе, О обогащения представлений воспитателей дошкольных учреждениях в контексте подготовки данного контингента детей к школе.
Таблица 5. Модель для повышения эффективности подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школе.
Направления работы
работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня работа с воспитателями дошкольных учреждений
- развитие речевых компонентов и связной речи, уточнение словарного запаса, - развитие устойчивости внимания, развитие слухового внимания, памяти, - обогащение информированности об особенностях детей с общим недоразвитием речи III уровня, - обогащение информированности о подходах и методах работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня,
- расширение представлений об - обогащение информированности о
окружающем мире, подходах взаимодействия с
- развитие элементарных родителями детей с общим
математических представлений, недоразвитием речи III уровня
уточнение зрительно-
пространственных представлений
На наш взгляд, такая модель работы может стать эффективной для подготовки детей с общим недоразвитием речи III уровня к школьному обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алхатова Т.С., Лепешев Д.В., Алева Э. С. Психологическая готовность ребенка к школе// Наука и реальность / Science & Reality, No 1(9)2022;
2. Бондарь, Т. Дименштейн,Р, Захарова, И., Константинова, М., Яремчук М Подготовка детей с особенностями к обучению в школе// Образовательная политика, № 11-12 (49-50) 2010;
3. Нуруллаев, Ф.Ф., Бекова, М.Ш, Подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении// Вестник магистратуры. 2019. № 11-2 (98);
4. https://ourkids.ru/blog/metodiki/test-kerna-yiraseka/;
5. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-psihologo-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-pri-podgotovke-detey-k-shkole-556612.html;
6. https://infourok. ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-vliyanie-semi-na-podgotovku-rebyonka-k-shkole-1341879.html
Kirakosyan A.A.
Armenian State Pedagogical University named after Khachatur Abovyan
(Yerevan, Armenia)
READINESS STUDY CHILDREN WITH GENERAL
UNDERDEVELOPMENT LEVEL III SPEECHES FOR SCHOOL
Abstract: the article discusses the problem of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school. The results of our research are presented, and a model for increasing the effectiveness of preparing children with general speech underdevelopment of level III for school is presented.
Keywords: preparing children, speech underdevelopment, speech components, inclusive education.