Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1220
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ / ПРЕДЛОГИ / ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Лагода Виктория Александровна

В статье представлено описание особенностей понимания и употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Авторы опытно- экспериментальным путем доказывают мнение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обнаруживаются значительные трудности при формировании навыков понимания и употребления предлогов в речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филиппова Оксана Николаевна, Лагода Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES UNDERSTANDING AND USING SUGGESTIONS FOR SPEECHES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERGROUND OF SPEECH III LEVEL

The article describes the characteristics of the skills of understanding and using prepositions in the speech of senior preschool children with general underdevelopment of speech of the III level. The authors experimentally prove the opinion that among preschoolers with a general underdevelopment of speech of level III, great difficulties are found in the formation of skills for understanding and using prepositions in speech.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

9. Токер, Л. Набоков и этика камуфляжа / Л.Токер // Владимир Набоков. pro et contra. В 2 т. - Т. 2. - СПб.: Изд. Русск. Христианского гуманитарн. ин-та, 2001. - Т. 1. - С. 377 - 386.

10. Толстой, Ив. Комментарии / Ив. Толстой // Набоков В. Пьесы. - М.: Искусство, 1989. - С. 266 - 286.

11. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.

О.Н. Филиппова, В.А. Лагода

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлено описание особенностей понимания и употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Авторы опытно -экспериментальным путем доказывают мнение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обнаруживаются значительные трудности при формировании навыков понимания и употребления предлогов в речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети с общим недоразвитием речи III уровня, предлоги, предложно-падежные конструкции, старшие дошкольники.

O.N. Filippova, V.A. Lagoda

FEATURES UNDERSTANDING AND USING SUGGESTIONS FOR SPEECHES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERGROUND OF SPEECH III LEVEL

Abstract. The article describes the characteristics of the skills of understanding and using prepositions in the speech of senior preschool children with general underdevelopment of speech of the III level. The authors experimentally prove the opinion that among preschoolers with a general underdevelopment of speech of level III, great difficulties are found in the formation of skills for understanding and using prepositions in speech.

Key words: general underdevelopment of speech, children with general underdevelopment of speech of the III level, prepositions, prepositional-case constructions, older preschoolers.

Дошкольный возраст - это этап формирования у детей разговорной речи, усвоения всех компонентов языковой системы. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обнаруживаются большие трудности при формировании навыков понимания и употребления предлогов. Многие авторы, в частности P.E Левина, Л.Ф. Спирова, C.H. Шаховская, B.A. Ковшиков, О.Е. Грибова, А.Г. Зикеев и др., в исследованиях, посвященных анализу лексико-грамматического строя речи детей, страдающих общим недоразвитием речи, указывают на нарушения предложно-падежных конструкций в их устной и письменной речи [1].

P.E. Левина исследовала особенности употребления детьми с общим недоразвитием речи предлогов и выделила следующие ошибки: пропуски, замены, смешения, искажения предлогов и окончаний существительных в речи [5, 96].

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что «при нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента - предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия грамматически связаны и что их сочетание представляет собой определенное единство» [3, 112].

Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть специфику использования детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня предлогов, выявить уровень понимания и особенности употребления предлогов.

Для реализации поставленной цели нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 101» города Таганрога Ростовской области. В эксперименте принимали участие 8 детей в возрасте 5-6 лет, которые посещают старшую группу и имеют логопедическое заключение «общее недоразвитие речи III уровня».

Для проведения обследования мы адаптировали методику «Изучение сформированности предложно -падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня», разработанную Н. П. Рудаковой (1,2 серии) [6] и Т. П. Бессоновой, О. Е. Грибовой (3 серия) [2].

Методика обследования состояла из трёх серий заданий.

Первая серия заданий была направлена на обследование понимания пространственных предлогов

детьми.

Цель данной серии заключалась в том, чтобы определить правильность понимания ребёнком смыслового значения предлогов, умение самостоятельно называть пространственные предлоги, а также дифференцировать их.

Данная серия включала 3 задания: задание 1 было направлено на обследование понимания пространственных предлогов; задание 2 было нацелено на выявление умения ребенка самостоятельно называть пространственные предлоги; задание 3 предполагало выявление умения детей дифференцировать предлоги.

Критерии оценки заданий серии №1: самостоятельность, темп выполнения, правильность понимания значений пространственных предлогов, умение дифференцировать пространственные предлоги. Каждый критерий оценивался отдельно.

На основании заданий серии 1 нами были определены следующие уровни:

- высокий уровень (69-86 баллов): задания ребенок выполняет быстро, самостоятельно, значения пространственных предлогов понимает правильно, дифференцирует и самостоятельно их называет;

- средний уровень (47-68 баллов): задания ребенок выполняет медленно, некоторые из них выполняет с помощью взрослого, присутствуют трудности в понимании значений пространственных предлогов, допускает ошибки в их дифференциации и самостоятельном назывании;

- низкий уровень (менее 47 баллов): самостоятельно выполнить задания ребенок не может, присутствуют ошибки в выполнении инструкций, значения пространственных предлогов не понимает, самостоятельно не называет и не дифференцирует их.

Данные, полученные в ходе диагностики, были обработаны и внесены в таблицу 1.

Таблица 1.

Обследование понимания пространственных предлогов детьми старшего дошкольного возраста с _общим недоразвитием речи III уровня

Имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее количество баллов

Ребенок 1 18 14 9 41

Ребенок 2 20 18 10 48

Ребенок 3 22 11 6 39

Ребенок 4 20 10 11 41

Ребенок 5 16 12 12 40

Ребенок 6 16 16 13 45

Ребенок 7 16 15 15 46

Ребенок 8 13 11 10 34

В ходе экспериментальной работы было выявлено, что понимание пространственных предлогов сформировано у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня лучше, чем самостоятельное их называние и дифференциация. Общее количество баллов показало, что у 7 обследованных детей наблюдается низкий уровень понимания, самостоятельного называния и дифференциации предлогов и всего лишь у 1 ребенка - средний уровень.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.

1 Средний

уровень

- U ■ Низкий уровень

Рисунок 1. Уровни понимания пространственных предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Вторая серия заданий была направлена на изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи.

Цель данной серии заключается в выявлении умения составлять предложения по картинкам, используя предложно-падежную конструкцию, правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием, а также самостоятельно изменять окончания имен существительных, связанных с предлогами.

Вторая серия состояла также из 3 заданий: 1 задание было направлено на выявление умения ребёнка составлять предложения по картинкам, подбирать соответствующие предложно-падежные конструкции; 2 задание предполагало выявление умения ребёнка правильно подбирать предлог по смыслу, в соответствии с падежным окончанием; 3 задание было нацелено на выявление умения ребёнка самостоятельно изменять окончания имени существительного, связанного с предлогом при составлении предложения.

Критерии оценки заданий: самостоятельность, темп выполнения, умение составлять предложения по картинкам, используя предлоги, умение подбирать предлог по смыслу в соответствии с окончанием, умение менять окончание имени существительного, связанного с предлогом при составлении фразы. Каждый критерий оценивался отдельно.

На основании заданий серии 2 нами были определены следующие уровни:

- высокий уровень (82-102 балла): задания ребёнок выполняет быстро, самостоятельно, предложения по картинкам составляет верно, подбирает необходимые по смыслу предлоги, а также правильно меняет окончания имен существительных, составляя фразу;

- средний уровень (56-81 балл): задания ребёнок выполняет медленно, с помощью взрослого, допускает ошибки в подборе предлогов при составлении предложений по картинкам, испытывает трудности при изменении окончаний имён существительных, составляя фразу;

- низкий уровень (менее 56 баллов): задания ребенок выполнить самостоятельно не может, редко принимает помощь взрослого, ошибается при выполнении заданий, не всегда правильно использует предлоги при составлении фразы, допускает ошибки в окончаниях.

Результаты обследования речи детей на основании заданий серии № 2 представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи

Имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее количество баллов

Ребенок 1 13 16 24 53

Ребенок 2 20 20 25 65

Ребенок 3 10 15 7 32

Ребенок 4 17 13 18 48

Ребенок 5 20 17 17 54

Ребенок 6 21 24 20 65

Ребенок 7 19 20 15 54

Ребенок 8 15 17 21 53

Проанализировав полученные данные после выполнения заданий серии 2, мы установили, что у 6 обследуемых детей наблюдался низкий уровень владения предложно-падежными формами во фразовой речи, поскольку они не могли самостоятельно выполнить задания, не всегда принимали помощь взрослого, часто ошибались в выполнении инструкций, редко использовали предлоги при составлении предложений по картинкам, ошибались в подборе предлогов в соответствии с окончанием, а также допускали ошибки в изменении окончаний существительных при составлении фраз. У 2 обследуемых был выявлен средний уровень владения предложно-падежными формами во фразовой речи, поскольку у них возникали сложности в выборе правильных предложно-падежных конструкций при составлении предложений по картинкам, а также в подборе предлогов в зависимости от смысла и падежного окончания, наблюдался медленный темп и ошибки при выполнении инструкций. Высокий уровень владения предложно-падежными формами во фразовой речи выявлен не был.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровни владения предложно-падежными формами во фразовой речи

Третья серия заданий была направлена на выявление у детей с общим недоразвитием речи III уровня умений правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.

Третья серия состояла из одного задания, направленного на выявление умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня употреблять по смыслу предлоги при пересказе повествовательного текста.

Критерии оценки: самостоятельность, темп выполнения, умение подбирать по смыслу предложно -падежные конструкции в повествовательном тексте.

На основании заданий серии 3 нами были определены следующие уровни:

- высокий уровень (29-36 баллов): задание ребёнок выполняет быстро, самостоятельно, не допускает ошибок в подборе предлогов при пересказе;

- средний уровень (20-28 баллов): задание ребёнок выполняет медленно, с помощью, возникают ошибки в подборе предложно-падежных конструкций по смыслу при пересказе текста;

- низкий уровень (менее 20 баллов): задание ребёнок выполнить не может, помощь не принимает, при выполнении задания возникают трудности, присутствует множество ошибок.

Результаты обследования речи детей на основании задания серии 3 представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Диагностика умения правильно употреблять предлоги в связной речи

Имя ребенка Задание 1

Ребенок 1 15

Ребенок 2 20

Ребенок 3 12

Ребенок 4 14

Ребенок 5 20

Ребенок 6 17

Ребенок 7 19

Ребенок 8 13

Проанализировав полученные данные после выполнения заданий серии 3, мы установили, что у 6 обследуемых нами детей наблюдается низкий уровень сформированности навыков понимания и правильного употребления предлогов в связной речи, поскольку эти дети не могли самостоятельно выполнить задание, не принимали помощь взрослого, неправильно употребляли предлоги при пересказе. У 2 дошкольников выявлен средний уровень. Задания они выполняли медленно, с помощью взрослого, допускали ошибки и испытывали трудности в подборе предложно-падежных конструкций при пересказе текста. Высокий уровень сформированности навыков понимания и правильного употребления предлогов в связной речи нами не был выявлен.

Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 3.

Средний уровень

Низкий уровень

Рисунок 3. Уровни сформированности умений употреблять предлоги в связной речи В результате проведенного исследования по трем сериям заданий мы установили, что у 2 обследуемых детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается средний уровень сформированности навыков понимания и употребления предлогов, так как дети не могли полностью самостоятельно выполнить предлагаемые им задания и инструкции, они нуждались в помощи взрослого, наблюдались ошибки в понимании и подборе предлогов; у 6 дошкольников был выявлен низкий уровень сформированности навыков понимания и употребления предлогов, поскольку задания эти дети выполняли только с помощью взрослого, испытуемый не мог подобрать правильные предлоги к падежным окончаниям. Высокий уровень не выявлен.

По результатам всех этапов эксперимента нами была построена диаграмма, на основании которой можно сделать вывод о том, что у детей, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, не сформированы навыки понимания и употребления предлогов и им требуется коррекционная помощь, так как с высоким уровнем не было выявлено ни одного ребёнка (0 % от общего количества детей, участвовавших в эксперименте), со средним уровнем - 2 детей (25 %), а с низким уровнем - 6 детей (75 %). Наглядно полученные данные представлены на рисунке 4.

Средний

25% уровень

■ Низкий уровень

Рисунок 4. Уровни сформированности навыков понимания и употребления предлогов детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Итак, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, принимавших участие в экспериментальной работе, не сформированы в полной мере навыки понимания и употребления предлогов, этим детям требуется коррекционная помощь. Система работы по формированию навыков понимания и употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должна осуществляться в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, овладения грамматическими средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Особое внимание должно уделяться формированию навыков словоизменения, поскольку, как известно, предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей. Начинать знакомство с предлогами рекомендуется на материале словосочетаний и несложных фраз. Навыки употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня развиваются путём специально организованного комплексного обучения, с осуществлением индивидуального, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 678 с.

2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. - М.: Детство, 2004. - 320 с.

4. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. - 114 с.

5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: АльянС, 2014. - 368 с.

6. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Владос, 2005. - 188 с.

О.Н. Филиппова, В.М. Закатей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВФЕМИЗМОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье исследованы особенности функционирования эвфемизмов в повседневной речи подростков. Использование эвфемизмов в молодежной коммуникации не носит хаотичный характер, поскольку подростки в определенных ситуациях стараются максимально тщательно обдумывать свою речь и последствия, к которым могут привести сказанные ими слова, поэтому используют эвфемизмы.

Ключевые слова: коммуникация, речь подростков, эвфемизмы, дисфемизмы, параэвфемизмы, культура

речи.

O.N. Filippova, V.M. Zakatey USE OF EUPHEMISMS IN EVERYDAY SPEECH OF TEENAGERS

Abstract. This article explores the functioning of euphemisms in the everyday speech of adolescents. The use of euphemisms in youth communication is not chaotic, as adolescents in certain situations try to carefully think about their speech and the consequences that the words they say may lead, therefore they use euphemisms.

Key words: communication, adolescent speech, euphemisms, dyshemisms, paraeuphemisms, speech culture.

Условия жизни, постоянно меняющиеся в современном мире, указывают на то, что социальные контакты, как правило, с каждым днём только увеличиваются, при этом людям всё чаще в процессе общения приходится выбирать эвфемистические номинанты, или эвфемизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.