Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

В теоретической части статьи рассматривается инклюзивное образование как основной вид организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В практической части представлено исследование готовности будущих педагогов к реализации инклюзивной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION

In the theoretical part of the article, inclusive education is considered as the main type of organization of education for persons with disabilities in the Russian education system. In the practical part, a study is presented to determine the state of future teachers to implement inclusive practice.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выпуск 96, 2022

Вестник АмГУ

9 1

4. Меркин, А.Г. Тревожность: феноменология, эпидемиология и факторы риска на фоне пандемии, вызванной новым коронавирусом SARS-COV2 (COVID-19). - [Электронный доступ] / А.Г. Меркин, С.С. Акинфиева, А.В. Мартюшев-Поклад и др. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2021. - № 1. -https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnostfenomenologiya-epidemiologiya-i-faktoryriska-na-fone-pandemii-vyzvannoy-novymkoronavirusom-sars-cov-2-covid-19 (дата обращения: 19.12.2021).

5. D.G. Myers, G.J. Carnevale Can we all be better than average? //Psychology Today. 1979. V. 13. P. 88-98. 6. Snyder C.R., Ford C.E., Harris R.N. The effects of theoretical perspective on the analysis of coping with negative life events In: Coping with negative life events - Clinical and social psychological perspectives/Ed. by C.R. Snyder, C.E. Ford & E. Carol. - New York: Plenum Press, 1987. - P. 3-13.

УДК 378

Гостева Лилит Завеновна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: ozzamur@mail.ru Gosteva Lilit Zavenovna

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: ozzamur@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A STUDY OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация. В теоретической части статьи рассматривается инклюзивное образование как основной вид организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В практической части представлено исследование готовности будущих педагогов к реализации инклюзивной практики.

Annotation. In the theoretical part of the article, inclusive education is considered as the main type of organization of education for persons with disabilities in the Russian education system. In the practical part, a study is presented to determine the state offuture teachers to implement inclusive practice.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивный процесс, педагог, будущий педагог, готовность, компетенция, профессиональная компетенция, обучающийся с особыми образовательными потребностями.

Key words: inclusive education, inclusive process, teacher, future teacher, readiness, competence, professional competence, educator with special educational needs.

DOI: 10.22250/20730284_2022_96_91

В настоящее время отмечается неуклонный рост количества обучающихся, имеющих различные особые образовательные потребности, что актуализирует необходимость подготовки профессионально компетентных педагогов, способных учитывать индивидуальные возрастные особенности в ходе реализации инклюзивной практики. В рамках действующего федерального и ведомственного законодательства инклюзивное образование заявлено значимым средством обеспечения равного доступа к образованию [4].

В соответствии с намеченной тенденцией образования современный преподаватель должен владеть знаниями в области диагностической, реабилитационной, консультативной и корректирующей работы [3]. К педагогу предъявляются высокие требования в отношении его профессиональной компетенции, что обусловлено большим разнообразием отклоняющихся форм в развитии детей, а также функционированием различных типов образовательных организаций. В свою очередь для обеспечения эффективной коррекционной образовательной помощи всем участникам инклюзивного образовательного пространства педагогам необходимо владеть знаниями в области психофизического развития ребенка в процессе возрастного онтогенеза, учитывать общие и специфические особенности в реализации коррекционно-педагогической помощи.

Методологическую основу подготовки будущих педагогов в области инклюзивного образования представляет компетентностный подход. Инклюзивный педагог - это педагог, способный качественно и содержательно решать задачи, стоящие в профессиональном плане. У него должен быть комплекс компетенций, который отразится в способности и готовности действовать в новых, специфических условиях [2].

На современном этапе важнейшее значение имеет личность обучающегося с особыми образовательными потребностями - его способность принимать и исполнять самостоятельные решения. Для реализации обозначенной тенденции система профессионального образования или дополнительной профессиональной переподготовки должна быть ориентирована не только на то, чтобы повысить осведомленность педагогов в области инклюзии, но и развить у них способность самостоятельно решать новые практические задачи в сложившейся инклюзивной практике.

Исследователи традиционно определяют три разновидности компетенций педагога [3]:

1) академическая компетенция - владение теоретико-методологическим аппаратом, понимание существующих в ней системных отношений и способность использовать теоретические знания на практике при решении поставленных задач;

2) профессиональная компетенция - готовность и способность действовать соответствующим образом в рамках требований педагогической практики;

3) социально-личностная компетенция - комплекс навыков, имеющих отношение к особенностям личности, и его способности выстраивать коммуникацию на микро-, мезо- и макроуровне.

Под готовностью педагога работать в условиях инклюзивной практики можно подразумевать склонность и способность к осуществлению профессиональной преподавательской деятельности в среде обучающихся с особыми образовательными потребностями. В основе данной готовности и лежит комплекс компетенций академических, профессиональных и социально-личностных.

Инклюзивное образование в настоящее время представляет собой основной вид организации обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в большинстве образовательных систем мира, российская система образования не является исключением. Под инклюзивным образованием понимается особая система образования и воспитания, осуществляющая полное включение обучающихся в образовательный процесс с учетом удовлетворения всех их образовательных потребностей и создания соответствующих условий по каждой нозологии [1].

В нашей стране конвергенция таких видов образования как основанное и специальное осуществляется с учетом максимального интегрирования в образовательный процесс обучающихся с особенностями развития. В свою очередь под интегрированным образованием в российской практике понимается инклюзивное образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Надо отметить, что в результате внедрения инклюзивного образования, как специфической социокультурной технологии, появилась армия и сторонников, и противников данного процесса. Включенное образование, целью которого является адаптация образовательной и социальной среды к возможностям и потребностям конкретного обучающегося, сталкивается с теми же препятствиями,

Выпуск 96, 2022

Вестник АмГУ

93

что и инклюзивное образование в целом. В перечне основных препятствий в процессе реализации инклюзивного образования можно выделить слабое научно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательного процесса. Немаловажным моментом, препятствующим внедрению инклюзивного образования, являются междисциплинарность команды специалистов, которая обладает различной спецификой культуры взаимодействия, а также система ценностей.

Чтобы определить уровень осознанности и готовности будущих педагогов к реализации инклюзивной практики, было проведено эмпирическое исследование. Выборку составили студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» факультета социальных наук Амурского государственного университета - 15 человек.

В основе исследования лежал анкетный опрос, который предусматривал возможность открытых ответов. Интерпретация полученных данных позволила сформировать представление о понимании будущими педагогами особенностей реализации инклюзивного образования.

В блоке вопросов анкеты были предусмотрены вопросы, раскрывающие сущность понимания термина «инклюзивное образование». Так, при анализе данного вопроса выявлено, что большинство респондентов под инклюзивным образованием понимают современное направление российской системы образования (42 %). Вторым и третьим по распространенности ответом было понимание под инклюзивным образованием инновационной педагогической технологии (33 %) и принцип организации современного образования (25 %). Некоторые студенты проявили творческий подход и предложили свои варианты ответа.

Далее респондентам предлагалось выявить основные факторы, которые определяют качество организации и реализации инклюзивного образования. Наибольшее количество студентов (58 %) выделили такой фактор, как адаптация образовательных программ и учебных планов в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. Практически поровну распределились голоса респондентов в отношении междисциплинарного подхода специалистов в процессе организации обучения (31 %) и возможности создания адаптивного образовательного процесса (30 %).

Следующий вопрос был ориентирован на выявление понимания того, какими личностными качествами и навыками должен обладать инклюзивный педагог. Здесь респонденты дали значительно рассеянные ответы. Большинство отметило, что обязательным компонентом являются наличие специального образования, а также непрерывное повышение квалификации и самообразование (42%). Среди социально-личностных качеств выделили эмпатичность - 18 %; толерантность - 16 %; способность к отзывчивости и оказанию помощи - 15 %; умение адаптироваться к изменяющимся условиям - 13 %; способность противостоять стрессам - 11 %. Выделяли и такие качества как развитость коммуникативных навыков (9 %) и способность командной работы (6 %).

Респондентам предлагалось определить категории обучающихся, подлежащих охвату инклюзивным образованием. Практически единодушно студенты отметили, что, помимо грубых интеллектуальных и ментальных нарушений, все обучающиеся должны быть охвачены инклюзивным образованием.

На вопрос анкеты - необходимо ли параллельно с инклюзивным образованием продолжать специальное - в 100 % случаев был дан положительный ответ.

В заключение, исходя из анализа полученных ответов, можно указать, что у будущих педагогов сформировано адекватное представление об инклюзивном образовании, соответствующее современным научным представлениям. У студентов отмечается понимание сущности и содержания инклюзивного процесса, особенностей построения образовательного пространства с учетом специфики потребностей обучающихся. Однако определенная рассеянность и обтекаемость ответов свидетельствует о недостаточной фиксированности и комплексности знаний в отношении инклюзивного образования как современного тренда в системе образования. Таким образом, исходя из полученных данных, можно утверждать, что необходимо расширить объем часов дисциплины в учебном плане сту-

дентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», это позволит повысить компетентность будущих педагогов в вопросах инклюзивного образования.

1. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс]. - М. : ЮНИСЕФ, 2011. - 88 с. - Режим доступа http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/inclusiverussia.

2. Никитина, М.И. Формирование профессиональной компетенции педагогов инклюзивного образования / М.И. Никитина, М.Ф. Баулина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/articleMformirovanie-professionalnoy-kompetentsii-pedagogov inklyuzivnogo-obrazovaniya

3. Логинова, Е.Т. Разноуровневая подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования // Специальное образование: материалы XI Междунар. науч. конф., под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб., - 2015. - С. 2933.

4. Тавстуха, О.Г. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к реализации инклюзивной практики / О.Г. Тавстуха, Л.Ю. Шавшаева, Е.И. Андреева // Вестник ОГУ. - 2020. - №5 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-buduschih-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki

УДК 37.01

Иванова Елена Александровна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail:2009_irbis@mail. ru Кузьмина Дарья Андреевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail:anketa. rabota01@mail. ru Ivanova Elena Aleksandrovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: 2009_irbis@mail.ru Kuzmina Darya Andreevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: anketa. rabota01@mail. ru

АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ANALYSIS OF THE LEVELS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS IN THE UPBRINGING OF YOUNG ADOLESCENT CHILDREN

Аннотация. Статья посвящена исследованию, которое проводилось на базе школы для изучения урoвня сфoрмированности психолoго-педагoгической компетентнoсти рoдителей в воспитании детей младшего подросткового возраста. Рассмотрены составляющие и обстоятельства формирования психолого-педагогической компетентности отцов и матерей, исследование демонстрирует и доказывает значимость указанной проблемы.

Summary. The indenture takes into an activity that was conducted on the basis of a grammar to activity the constant of constructive of cerebral and education applicability in the rearing of adolescent

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.