Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Кузьмина Дарья Андреевна

Статья посвящена исследованию, которое проводилось на базе школы для изучения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании детей младшего подросткового возраста. Рассмотрены составляющие и обстоятельства формирования психолого-педагогической компетентности отцов и матерей, исследование демонстрирует и доказывает значимость указанной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Кузьмина Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVELS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS IN THE UPBRINGING OF YOUNG ADOLESCENT CHILDREN

The indenture takes into an activity that was conducted on the basis of a grammar to activity the constant of constructive of cerebral and education applicability in the rearing of adolescent youngster. The constituent and state of the constructive of cerebral and education applicability of mother are analyzed, as good as a complete affected activity that exhibits the distinction of the assigned difficulty.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

дентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», это позволит повысить компетентность будущих педагогов в вопросах инклюзивного образования.

1. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс]. - М. : ЮНИСЕФ, 2011. - 88 с. - Режим доступа http://issuu.com/rooiperspektiva/docs/inclusiverussia.

2. Никитина, М.И. Формирование профессиональной компетенции педагогов инклюзивного образования / М.И. Никитина, М.Ф. Баулина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentsii-pedagogov inklyuzivnogo-obrazovaniya

3. Логинова, Е.Т. Разноуровневая подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования // Специальное образование: материалы XI Междунар. науч. конф., под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб., - 2015. - С. 2933.

4. Тавстуха, О.Г. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к реализации инклюзивной практики / О.Г. Тавстуха, Л.Ю. Шавшаева, Е.И. Андреева // Вестник ОГУ. - 2020. - №5 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-buduschih-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki

УДК 37.01

Иванова Елена Александровна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail:2009_irbis@mail ru Кузьмина Дарья Андреевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail:anketa. rabota01@mail. ru Ivanova Elena Aleksandrovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: 2009_irbis@mail.ru Kuzmina Darya Andreevna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: anketa. rabota01@mail. ru

АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ANALYSIS OF THE LEVELS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS IN THE UPBRINGING OF YOUNG ADOLESCENT CHILDREN

Аннотация. Статья посвящена исследованию, которое проводилось на базе школы для изучения урoвня сфoрмированности психолoго-педагoгической компетентнoсти рoдителей в воспитании детей младшего подросткового возраста. Рассмотрены составляющие и обстоятельства формирования психолого-педагогической компетентности отцов и матерей, исследование демонстрирует и доказывает значимость указанной проблемы.

Summary. The indenture takes into an activity that was conducted on the basis of a grammar to activity the constant of constructive of cerebral and education applicability in the rearing of adolescent

youngster. The constituent and state of the constructive of cerebral and education applicability of mother are analyzed, as good as a complete affected activity that exhibits the distinction of the assigned difficulty.

Ключевые слова: психолoго-педагoгическая компeтентность, ком^чекты психoлого-педагoгической квмпетентности рoдителей, услoвия формирoвания психoлого-педагогической квмпетентности, социально-педагогическое исследование.

Key words: psychmlogical andpedagоgical compytence, componynts of psycholmgical andpyda-gogical ^mpetence of pаrents, conditwns for the formаtion of psychohgical and pedagоgical com-petеnce, socio-pedagоgical reseаrch.

DOI: 10.22250/20730284_2022_96_94

В современном мире семья как общественный институт переживает упадок, основаниями которого считаются противоречия между обществом и семьей, а также внутрисемейные противоречия, которые, конечно, не содействует гармоничному развитию детей.

Многие родители прибегают к советам родственников, друзей или Интернета при воспитании, при этом не учитывают личные особенности и возможности ребенка, что, в свою очередь, может привести к психологическим проблемам, которые в будущем скажутся на его жизни.

Проанализировав определение компетентности и разнообразные исследовательские позиции по отношению к определению психолого-педагогической компетентности родителей, делаем вывод, что психолого-педагогическая компетентность — стремление и способность родителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка преднамеренно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию личной жизнедеятельности.

Опираясь на работы М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др., можно выделить компоненты родительской компетентности [1]:

мотивационный компонент - осознание ценности воспитательной работы с ребенком, необходимость личного саморазвития и понимание родителями себя как субъекта творческой воспитательной работы;

ориентационный компонент - набор основных педагогических и психологических знаний, владение методами и способами поддержки и воспитания подростка;

операциональный компонент - навыки применения способов воспитания, стратегии и тактики педагогической поддержки; рефлексия собственного поведения и действий по отношению к детям;

эмоционально-волевой компонент - навыки в построении ситуации доверия, сотрудничества, а также уравновешенное и постоянное эмоциональное состояние родителей;

оценочный компонент - рефлексия по отношению к своим действиям, словам и поступкам, адекватная самооценка и регулирование поведения.

Л.В. Лобода к условиям развития психолого-педагогической компетентности родителей подростков отнесла [2]:

расширение знаний о специфике возрастного периода;

формирование мотивации родителей на гармоничное развитие ребенка, желание понять его поступки и их мотивы;

развитие эмпатии, рефлексии, поддержки и самоконтроля по отношению к своим детям; создание атмосферы взаимоуважения, взаимопомощи и доброжелательности между участниками воспитательного процесса.

Для определения сформированности психологических и педагогических компонентов и условий родительской компетентности нами было проведено специальное исследование. Изучение

степени психолого-педагогической компетентности родителей велось на базе среднеобразовательной школы «Школа №26 г. Благовещенска», была организована связь с 26 семьями.

Для изучения личностных особенностей родителей применялась методика «Опросник самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева.

54% (14 человек) респондентов имеют среднестатистическую норму личностной составляющей. Результат характеризуется адекватным уровнем самоуважения, самоотношения и аутосимпатии. Родители верят в собственные силы, энергию, самостоятельность, дают высшую оценку собственным возможностям, могут держать под контролем личную жизнь и быть последовательными.

Средний уровень личностного компонента у 31% (8 человек) респондентов. Родители с такими показателями характеризуются средним уровнем самооценки. Свои способности и возможности они оценивают с позитивной стороны, но имеют тенденцию видеть в себе недостатки.

Низкий уровень 15% (4 человека) характеризуется заниженной самооценкой и видением в себе по преимуществу недостатков, имеют склонность к самообвинениям, такие родители получают в качестве яркой реакции на себя раздражение и презрение.

Результаты по проходящей технологии коррелируют с образованием родителей. У людей с высшим образованием самоуважение, аутосимпатия и другие позитивные характеристики существуют в большей степени. Ниже уровень отношения к себе у респондентов со среднетехническим, среднепрофесиональным и среднеспециальным образованием.

Следует заметить, что уровень самопонимания практически не имеет связи с направленностью на ребенка. Из этого следует: чем меньше личность склона познавать себя, тем больше она ориентируется на общественное мнение и интересы сохранения семьи.

Методика «Незаконченных ситуаций (МНС)» Н.Д. Михеева позволяет определить у родителей когнитивный компонент.

Результаты сформированности когнитивного (знаниевого) компонента психолого-педагогической компетентности родителей распределились следующим образом.

У 42% (11 человек) высокий уровень когнитивного компонента. Характеризуется ответственностью за воспитание детей, осознанием важности и значимости личностного и общественного воспитания развития ребенка, владением достаточно большим объемом знаний о специфи-ках возрастного периода.

У 35% (9 человек) средний уровень когнитивного компонента. Родители знают о свойствах и специфике возрастного развития ребенка, однако не всегда могут найти удовлетворительный вариант развития и формирования разносторонней личности ребенка.

Низкий уровень когнитивного компонента родительской компетентности у 23% (6 человек). У родителей такого типа недостаточный объем знаний и навыков в области воспитания подростков.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости уделять проблеме более пристальное внимание и усилить воспитательную работу по данному направлению.

С помощью методики «ОДРЭВ» Е.И. Захаровой был изучен поведенческий компонент.

По результатам диагностирования опрошенные родители имеют следующий уровень поведенческой составляющей.

Высокий уровень поведенческого компонента психолого-педагогической компетентности у 39% (10 человек) родителей. Эта категория родителей способна воспринимать и понимать причины состояния ребенка, способна к сопереживанию и эмоциональной поддержке. В взаимоотношениях с ребенком преобладает позитивный эмоциональный фон, присутствует также стремление к телесному контакту.

Средний уровень поведенческого компонента имеют 46% родителей (12 человек). Этим родителям свойственно непостоянное взаимодействие с ребенком, но шаблонные или стереотипные прие-

мы воспитания, что может затруднять поддержку ребенка в сложной ситуации.

Низкий уровень поведенческого компонента у 15% (4 человека). Такие родители игнорируют методы взаимодействия с ребенком, не способны или не имеют желания оказать ему эмоционально-психологическую поддержку. В взаимоотношениях с ребенком у них преобладает негативный эмоциональный фон, они не стремятся к телесному контакту.

Следовательно, низкий уровень поведенческого компонента (15%) указывает на то, что следует уделить внимание наличию знаний и навыков у родителей в воспитании детей младшего подросткового возраста.

Иначе говоря, рассмотренная на примере МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенск» проблема существует на практике. Чтобы решить ее, необходимы дополнительные мероприятия по работе с детьми, педагогами и родителями. Мероприятия могут быть основаны на лекциях, творческих заданиях, семинарах и др.

Для анализа условий, способствующих развитию родительской компетентности, были использованы следующие методики: «Диагностика рефлексивности» А.В. Карпова, «Мотивация роди-тельства» Ю.Ф. Лахвич, опросник К. Томаса по поведению в конфликтной ситуации.

Получены следующие результаты наличия рефлексивности как условия формирования психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании детей младшего подросткового возраста.

Высокий уровень рефлексивности отмечен у 31% родителей (8 человек). Родители с такими показателями всегда анализируют свои действия, обладают высоким уровнем самоконтроля. Они способны не только анализировать воспитательные ситуации и выбирать правильные способы и методы в воспитании, но и оценить свои возможности, знания и навыки в области воспитания, развития и обучения ребенка.

У 58% (15 человек) средняя способность к рефлексии. Эти родители способны к осознанию своей позиции в происходящей ситуации, к анализу своих действий и поступков других людей, готовы к планированию совместного с детьми времяпровождения, однако анализ своего поведения может иметь случайный характер.

Низкий уровень рефлексивности отмечен у 11% родителей (3 человека). У них не сформированы процессы самопознания, слабый самоконтроль действий в актуальной ситуации и понимание ее элементов, отсутствует анализ происходящего. Эти родители не способны подобрать правильные и действенные способы влияния на ребенка. Зачастую они не контролируют свои эмоции, что отрицательно сказывается на личности ребенка.

Полученные данные свидетельствуют, что рефлексивность как условие формирования психолого-педагогической компетентности позволяет родителям анализировать свой уровень знаний и навыков в воспитании детей, также адекватно оценивать свои способности и возможности, что сказывается на потребности в развитии родительской компетентности. Но следует отметить, что анализ ответов респондентов на вопрос: «Часто ли Вы анализируете свое поведение?» показал, что 49% анализируют свои действия по отношению к ребенку часто, 43% имеют средний уровень рефлексивности, 8% редко или никогда не анализируют свои слова и поступки.

На этом основании можно сделать вывод, что субъективная оценка заметно отличается от объективной, развитию рефлексивности следует уделить больше внимания.

Результаты присутствия мотивации родительства распределились следующим образом: мотивация на ребенка -31%; мотивация на себя - 11 %; мотивация на семью - 35%; мотивация на общество — 23%; экзистенциональный мотив — 0%.

У 31% (8 человек) при рождении ребенка мотивация направлена на ребенка. Она обусловлена стремлением иметь детей, выражением позитивных чувств. Может трактоваться как вариант помощи ребенку.

У 11% (3 человек) установка при рождении ребенка на себя. Мотивация характеризуется тем,

что родители посредством ребенка желают реализовать себя как мать или отец, испытать радость материнства и отцовства.

У 35% (9 человек) мотивация на семью, объясняется тем, что родители стремятся рождением ребенка решить проблемы семьи.

У 23% (6 человек) мотивация направлена на общество. Родители желают соответствовать общественным нормам, эталонам, могут использовать рождение ребенка как средство избегнуть давления со стороны социального мнения.

Следует помнить, что при несоответствующей установке ребенок может стать всего лишь способом самореализации в любых областях жизни - как в социальных, так и в личных, что отражается в процессе воспитания ребенка.

Необходимо заметить, что направленность на общество может положительно сказываться на формирование родительского мастерства, так как родители с такой направленностью из-за влияния общества будут иметь желание и потребность в гармоничном воспитании своего ребенка.

Результаты наличия навыков и умений в воспитательном процессе как условия воспитания детей младшего подросткового возраста распределились следующим образом.

У 12% (3 человека) стиль поведения в конфликтных ситуациях — соперничество. Родители добиваются удовлетворения своих интересов, они не берут во внимание потребности и особенности ребенка, не учитывают его мнение, что отрицательно сказывается на взаимодействии в семье.

У 46% (12 человек) и 42% (11 человек) преобладает сотрудничество и компромисс как стиль взаимодействия в конфликтах. Родители с такими показателями пытаются добиться альтернативного решения в спорных ситуациях, учитывают мнение своих детей, стремятся удовлетворить не только свои интересы, но и интересы ребенка.

У 19% (5 человек) стиль поведения в конфликтных ситуациях — избегание. Характеризуется уходом от разрешения проблемных ситуаций, бездействием или самоустранением. Родители с таким типом поведения не только не обладают воспитательными навыками, но и не имеют желания развивать свою психолого-педагогическую компетентность.

У 23% (6 человек) как стиль поведения в проблемных ситуациях доминирует приспособление, проявляется это в изменении действий и установок под настоящим или надуманным давлением противоположной стороны, согласии с чужим мнением в ущерб личным интересам. Такой стиль поведения как способ воспитания ребенка в конфликтных ситуациях имеет и отрицательные и положительные стороны. С одной стороны, родители уступают детям, принимают во внимание их мнение, с другой стороны, есть вероятность, что родители с таким типом поведения воспитают в ребенке отрицательные качества - безответственность, несамостоятельность и др.

Следует отметить, что на формировании психолого-педагогической компетентности положительно сказываются компромисс и сотрудничество, так как родители с таким стилем поведения имеют навыки и знания, которые умеют использовать на практике. Кстати, они зачастую склонны разввать свою родительскую компетентность.

Избегание «острых углов», соперничество и приспособленчество негативно сказываются на развитии личности ребенка. Родителям с подобным стилем поведения требуется помощь психологов и педагогов, дополнительные консультации или лекции для развития родительской компетентности.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что большая часть родителей имеет основания для формирования родительского мастерства в области воспитания, для другой части можно создать искусственные условия (собрания, лекции, консультации, семинары, семейные мероприятия).

В результате проведенного исследования мы выявили, что у части родителей низкий уровень психолого-педагогической компетентности, а это свидетельствует о недостаточной подготовленности их к воспитанию гармоничной личности у своих подрастающих детей. Только родители с высоким

уровнем психолого-педагогической компетентности способны грамотно воспитать ребенка, не причиняя вреда его физическому и психическому здоровью.

Проанализировав уровень и условия психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании детей младшего подросткового возраста, можно сделать вывод, что рассматриваемая проблема остается актуальной в современном мире.

1. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. - Минск: Университетское, 1985. - 206 с.

2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. -Изд. 2-е - М. : Академия, 2010. - 232 с.

3. Селина, В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГУ. - 2018. - № 45. - С. 68-70.

4. Селина, В.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис...канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - Новгород, 2014. -188 с. - Режим доступа : http://www.dissercat.com. - 06.11.2020.

УДК 159.9

Лесите Эляна Юозовна

Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы г. Москва, Россия E-mail: elyanal@mail. ru Стародубец Ольга Дмитриевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: olstar73@mail.ru Lesite Elyana Yuozovna Moscow Territorial Scientific and Practical Center of Disaster Medicine (CEMP) of the Department of Health of the City of Moscow Moscow, Russia E-mail: elyanal@mail.ru Starodubets Olga Dmitrievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: olstar73@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE REHABILITATION PROCESS FOR INJURIES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются пациенты в процессе реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата, и раскрываются возможности психологического сопровождения лечебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.