Научная статья на тему 'Преодоление педагогических стереотипов преподавателей высшей школы в современной инклюзивной образовательной среде'

Преодоление педагогических стереотипов преподавателей высшей школы в современной инклюзивной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ПЕДАГОГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STEREOTYPE / TEACHER / HIGHER EDUCATION / INCLUSION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

В статье рассматривается актуальная проблема педагогических стереотипов преподавателей высшей школы в современном инклюзивном образовании. Описано положительное и отрицательное влияние педагогических стереотипов на практику инклюзивного образования. Обоснована необходимость дальнейшего изучения психологических особенностей преодоления негативных стереотипов, трансформация устаревших и закрепление новых положительных стереотипов в работе педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING PEDAGOGICAL STEREOTYPES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS IN A MODERN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the actual problem of pedagogical stereotypes of higher school teachers in modern inclusive education. The positive and negative impact of pedagogical stereotypes on the practice of inclusive education is described. The necessity of further study of psychological features of overcoming negative stereotypes, transformation of outdated and consolidation of new positive stereotypes in the work of teachers is justified.

Текст научной работы на тему «Преодоление педагогических стереотипов преподавателей высшей школы в современной инклюзивной образовательной среде»

УДК 376.1

Гостева Лилит Завеновна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: ozzamur@mail.ru Gosteva Lilit Zavenovna

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: ozzamur@mail.ru

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

OVERCOMING PEDAGOGICAL STEREOTYPES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS IN A MODERN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема педагогических стереотипов преподавателей высшей школы в современном инклюзивном образовании. Описано положительное и отрицательное влияние педагогических стереотипов на практику инклюзивного образования. Обоснована необходимость дальнейшего изучения психологических особенностей преодоления негативных стереотипов, трансформация устаревших и закрепление новых положительных стереотипов в работе педагогов.

Abstract The article deals with the actual problem of pedagogical stereotypes of higher school teachers in modern inclusive education. The positive and negative impact of pedagogical stereotypes on the practice of inclusive education is described. The necessity offurther study ofpsychological features of overcoming negative stereotypes, transformation of outdated and consolidation of new positive stereotypes in the work of teachers is justified.

Ключевые слова: стереотип, педагог, высшее образование, инклюзия, особые образовательные потребности, педагогическая практика.

Key words: stereotype, teacher, higher education, inclusion, special educational needs, pedagogical practice.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме формирования личности преподавателя. С одной стороны, подчеркивается стремление современного педагога к самореализации, с другой, - ограничение его деятельности определенными рамками, профессиональными стереотипами.

Стереотипы во взаимодействии педагога с окружающей образовательной реальностью играют большую роль. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительным моментом профессиональных стереотипов педагога является то, что обеспечиваются определенность, точность, однозначный ответ в сложных ситуациях и относительный успех в профессиональной деятельности. Однако они могут оказывать негативное влияние на процесс и эффективность педагогической деятельности, поскольку фиксируются ненужные подходы, упрощение во мнениях и реакциях [2, 5].

В условиях современного образования необходимость исследования педагогических стереотипов обусловлена рядом факторов:

Выпуск 90, 2020

Вестник АмГУ

87

переходом от единой системы образования с едиными планами и программами, унифицированными методами обучения к различным педагогическим программам и различным технологиям;

переориентацией системы образования с образовательно-дисциплинарной модели на личное взаимодействие с обучающимися в результате внедрения гуманистических подходов в систему образования;

позитивной трансформацией современной школы и всех других учебных заведений, выраженной в идеях демократизации, гуманизации, внедрения новых современных технологий, в том числе инклюзивных образовательных технологий, требующих принципиально новых подходов к подготовке преподавательского состава.

Перечисленные факторы не могут полностью характеризовать тенденции в современной системе образования, однако способны указать на существование фундаментального противоречия между стереотипами старой системы и важными инновационными изменениями в современной системе образования.

Из вышесказанного вытекает, что стереотипы могут стать серьезным препятствием на пути поступательного развития системы образования. В свою очередь носителями подобных стереотипов являются конкретные субъекты в лице администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей обучающихся и самих обучающихся.

Опираясь на понимание того, что стереотипы наслаиваются из социальной среды в результате некритического отношения к ним, можно утверждать, что педагогические стереотипы, сформировавшиеся в области преподавания и образования, являются устойчивыми, упрощенными, схематизированными и эмоционально окрашенными представлениями о педагогической деятельности.

Наличие установок и стереотипов образует «иррационное звено» в профессиональной деятельности педагогов, что препятствует усвоению новых подходов и методов, новых знаний. Существующие стереотипы деятельности преподавателя противоречат творческому подходу и эффективной новаторской работе, возникают шаблоны в решении педагогических задач, что в конечном итоге приводит к снижению уровня профессионализма [2, 5].

Таким образом, актуальнейшей проблемой современной психопедагогической науки является психологическое изучение структуры, механизмов функционирования и влияния на производительность различных стереотипов педагогов, в том числе и педагогов высшей школы.

Главная задача современного преподавателя - ведение диалога на основе равенства ценности и значимости педагога и обучающегося. Эффективное решение этой проблемы возможно в рамках образовательной парадигмы личностного развития [3].

С другой стороны, можно заметить, что большинство преподавателей продолжают работать по традиционной модели, т.е. работают в основном с учебным материалом и только опосредованно взаимодействуют через него со студентами. Многие педагоги, заявляя о работе по личностно-ориен-тированным технологиям обучения, на практике продолжают работать в традиционной модели формирования личности [3].

Таким образом, в большинстве случаев со стороны преподавателей устанавливается сознательное или бессознательное сопротивление внедрению разного рода инновационных технологий, гуманистических идей инклюзивного образования. Ведущей причиной, вызывающей сопротивление со стороны преподавателей, являются присутствие стереотипных установок в педагогической практике и использование шаблонных методик. В то же время необходимо отметить, что не все стереотипы, разработанные преподавателями в прежней системе высшего образования, являются негативными, поскольку они порождают ряд позитивных качеств - дисциплину, ответственность, устойчивое поведение, моральные установки и т.д. Эти позитивные стереотипы разумнее укреплять по мере их

постепенного разрушения, а некоторые, имеющие устаревший характер, следует преобразовать и модернизировать в новые стереотипы.

На современном этапе развития высшего образования ведущей деятельностью по преодолению педагогических стереотипов должны быть инклюзивные технологии. Следует отметить, что инклюзивное образование - это процесс развития всей системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения) с целью обеспечения его доступности для лиц с особыми потребностями. В России специальным образованием для инвалидов занимаются три лицензированных вуза: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный гуманитарный университет, Новосибирский государственный технический университет.

С 2008 г. модель инклюзивного образования экспериментально внедряется в учебных заведениях ряда субъектов РФ [4].

Следует отметить, что проблема преодоления стереотипов актуальна не только для преподавателей, но и для учебного заведения в целом. Университеты, имеющие студентов с особыми образовательными потребностями, должны расширять свои социальные функции, решая при этом задачи не только профессионального образования, но и реабилитации, выступая в качестве педагогической системы реабилитации и двойного образования [1].

Таким образом, изучение психологических особенностей преодоления негативных стереотипов, трансформация устаревших и закрепление новых положительных стереотипов в педагогической практике является актуальнейшей проблемой современной системы высшего образования.

1. Александрова, H.A., Гаврилова, Е.А. Инклюзивное образование в вузах России. - URL: http://zkoipk.kz/ 2016smart4/2297-conf.html

2. Бучилова, И.А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у учащихся и педагогов дошкольных учреждений: монография. - Череповец: ЧГУ, 2010. - 86 с.

3. Бобро, Т.П. Преодоление педагогических стереотипов как фактора ориентации педагогов на модель личного взаимодействия со студентами. - URL: https://infourok.ru/statya_preodolenie_pedagogicheskih_stereotipov как faktor orientacii pedagogo v na-305642.htm

4. Пономарева, Г.Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2. -С. 59-62.

5. Психологические особенности ориентации педагогов на модель личного взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов и др. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.