Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНВАЛИД / СТУДЕНТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE DISABLED PERSON / STUDENT WITH DISABILITIES / TEACHER / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

Преподаватели, осуществляющие инклюзивное образование, должны обладать необходимым набором компетенций, среди которых определяющее значение занимает коммуникативная компетентность. В данной статье рассматривается феномен коммуникативной компетентности педагога высшей школы в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гостева Лилит Завеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN TERMS OF INCLUSION

Teachers engaged in inclusive education must have the necessary set of competencies, among which the decisive role is played by communicative competence. This article examines the phenomenon of communicative competence of a higher school teacher in the context of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ»

Психология. Педагогика

УДК 371:159.923.5

Гостева Лилит Завеновна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия

E-mail: ozzamur@mail.ru Gosteva Lilit Zavenovna

Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: butanya1979@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN TERMS OF INCLUSION

Аннотация. Преподаватели, осуществляющие инклюзивное образование, должны обладать необходимым набором компетенций, среди которых определяющее значение занимает коммуникативная компетентность. В данной статье рассматривается феномен коммуникативной компетентности педагога высшей школы в условиях инклюзивного образования.

Abstract. Teachers engaged in inclusive education must have the necessary set of competencies, among which the decisive role is played by communicative competence. This article examines the phenomenon of communicative competence of a higher school teacher in the context of inclusive education.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностный подход, инклюзия, инклюзивное образование, образовательное пространство, инвалид, студент с ограниченными возможностями, преподаватель, высшая школа.

Key words: communicative competence, competence approach, inclusion, inclusive education, educational space disabled person, student with disabilities, teacher, higher school.

При рассмотрении вопроса о необходимых компетенциях современного инклюзивного педагога высшей школы следует обратить внимание на коммуникативную компетентность, которая тесно связана с профессиональной деятельностью педагога.

Современный инклюзивный преподаватель - это социально активный индивид, который в своей профессиональной деятельности должен развивать коммуникативную составляющую [5]. Инклюзивный преподаватель, находясь в центре коммуникативных процессов вуза, должен понимать специфические формы социальной активности и эффективно использовать в единстве свои коммуникативные компетенции и профессиональную деятельность.

В свою очередь под понятием «коммуникативная компетентность» рассматривается такой уровень освоения способности к взаимодействию с окружающей средой, который обеспечивает успешное функционирование в обществе. с учетом имеющихся способностей и социального статуса индивида [1]. Понятие подразумевает сложные коммуникативные навыки и умения, формирование

88

Вестник АмГУ

Выпуск 92, 2021

адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Сегодня первостепенной задачей инклюзивного образования является объединение личного опыта, знаний и умений преподавателя высшей школы с знаниями и умениями студентов с особыми образовательными потребностями. Однако на практике инклюзивному преподавателю приходится самостоятельно осваивать новый опыт общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями и налаживать партнерские отношения, т.е. осуществлять управление инклюзивным педагогическим процессом [4].

В современном мировом образовательном пространстве с целью модернизации образования применяется компетентностный подход как наиболее продуктивный и эффективный. Исходя из сказанного, следует поставить вопрос об способности современного инклюзивного образования формировать необходимые компетенции у студента с инвалидностью, а также способен ли этот студент осваивать новые компетенции.

Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практической целесообразной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностям, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребованные в жизни, с последующей интеграцией данных выпускников вуза в социум [2].

В свою очередь особой потребностью современного инклюзивного образования является наличие необходимых профессиональных компетентностей у инклюзивного педагога [3].

Необходимо помнить: компетентностный подход в системе современного инклюзивного образования подразумевает, что инклюзивный педагог должен развивать потенциал возможностей обучающегося, давать ему такие знания, которые помогут решать профессиональные задачи на практике, т.е. развивать потенциал его возможностей. Без этого обучающиеся с инвалидностью обречены на дисфункциональное существование в динамично существующем современном обществе. Однако нельзя забывать и о личности преподавателя, который также должен развивать свои способности и умения в соответствии с современной парадигмой образования.

В связи с этим современное инклюзивное образовательное пространство должно предоставить условия для гармоничного развития конкурентоспособной личности с особыми образовательными потребностями, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы [5].

В рамках инновационных процессов, происходящих в современной системе инклюзивного образования, именно компетентностный подход соответствует общепринятым стандартам мирового образования и позволяет перейти на систему компетентностей. Обучающие с инвалидностью в данном случае осваивают новое мышление, способность обрабатывать и анализировать большие массивы информации, использовать полученные теоретические знания в практической деятельности в соответствии с изменяющимися условиями действительности. Именно комптентностный подход позволяет решать существующие проблемы в теории и практике высшего инклюзивного образования.

Осмысление проблем инклюзивного образования позволяет перейти к принципиально новым способам воздействия на учебную и внеучебную деятельность, на эффективные формы коммуникаций в педагогической деятельности. Компетеностный подход позволяет создать адекватные условия для формирования конкурентоспособной личности с особыми образовательными потребностями. В свою очередь подчеркиваем, что сформировать личность с особыми образовательными потребностями, адекватно реагирующую на изменяющиеся условия способен только преподаватель, обладающий

необходимым набором компетенций, среди которых определяющее значение занимает коммуникативная компетентность.

Таким образом, коммуникативная компетентность преподавателей высшей школы в условиях инклюзии выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшей задачей в современной управленческой мысли инклюзивного высшего образования является развитие коммуникативной компетентности преподавателей. Возможным вариантом этого может быть повышение квалификации преподавателей. Несомненную важность представляет развитие системы социально-психологических тренингов, которые помогут скорректировать коммуникативные навыки субъектов и объектов образовательного пространства.

Современной парадигме инклюзивного образования соответствует формирование нового подхода к собственной жизни, к принятию личной ответственности за результат и последствия. В данном случае могут быть полезны образовательные программы, направленные на получение знаний о психологических особенностях личности инвалида, на изучение возможностей эффективного общения с лицами с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, важно разработать и внедрить систему методов повышения коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы, что позволит существенно оптимизировать процесс профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инклюзии.

1. Зинова, И.М., Шайдуллина, Г.Ф. Коммуникативная компетентность педагогических работников в условиях перехода к инклюзивному образованию // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 961-965.

2. Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. - Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

3. Петров, Д.А. Педагогическое сопровождение преодоления инновационных барьеров педагогов инклюзивного образования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Калининград, 2018. - 22 с.

4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

5. Хитрюк, В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Калининград, 2015. - 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.