тельных особенностях, отравлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей» говорил он.
В современное время Россия одна из немногих стран где сохранилась педиатрия и существует много споров о том стоит ли развивать ее в нашей стране или не следует разделять лечение взрослых и детей , как это практикуют на Западе.
В заключении, хотелось бы оценить состояния детства в современном мире. У большинства людей детство заканчивается в возрасте 15-16 лет. На воспитании детей наибольшее влияния оказывают родители, а в методах их воспитания практически не используют физическое насилие. Ребенок обязан зависеть от родителей, но при этом он должен обладать независимостью. Многие считают, что стоит развивать педиатрию, как отдельную отрасль медицины.
Литература
1. Обухова, J1. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.
2. Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 5 (45). - С. 22-87.
3. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней,- М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 379 с.
4. Будько, О. Д. Правовой стагус ребенка: теоретико-правовой анализ : дис. ... канд.. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 74
5. Декларация прав ребенка (26 сентября 1924 г., Женева) [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia. org/wiki
6. Титова, Т. А. Конвенция о правах ребенка в системе обшей регламентации прав человека :дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 17-19.
7. Международная научная конференция «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России (1-2 окг, 2009 г., Москва).
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ
Карнаухова К. С.,
Смоленский государственный медицинский университет, Научный руководитель преп. Моисеенкова Д.Н.,
Резюме. В статье представлены результаты исследования, в котором проводился сравнительный анализ гендерных стереотипов юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости. Полученные данные свидетельствуют о сходстве гендерных стереотипов двух данных групп респондентов. Также прослеживается следующая тенденция: феминизация мужчин и маскулинизация женщин.
Ключевые слова: Гендерный стереотип, маскулинность, феминность, образ «Идеальная женщина», образ «Идеальный мужчина».
Начало изучения гендерных стереотипов относят к пятидесятым годам XX века. По результатам исследований было выяснено, что позитивными качествами мужчины являются компетентность, рационализм, активность, а женщины - общительность, эмоциональная поддержка. Негативными чертами у мужчин названы - авторитарность и грубость, у женщин - чрезмерная эмоциональность и инертность. В настоящее время проблема изучения гендерных стереотипов в ходит число наиболее обсуждаемых в обществе так как, они специфически отражаются
на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе и важны в отражении процессов, происходящих в современном мире. Поэтому данная проблема волнует многих современных учёных-психологов и социологов (Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, O.A. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие.). В данном исследовании гендерный стереотип понимается как упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и женщин.
Цель исследования: изучение гендерных сте-
реотипов юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости.
Объект исследования: тендерные стереотипы.
Предмет исследования: тендерные стереотипы юношей и девушек в период студенчества и мужчин и женщин в период взрослости.
Гипотеза исследования: не существует различий в тендерных стереотипах между юношами и девушками в период студенчества и мужчинами и женщинами во взрослости и наблюдается следующая тенденция: феминизация мужчин и маскулинизация женщин.
Исследование было проведено среди студентов высших учебных заведений Смоленска в возрасте от 18 до 25 лет и мужчин и женщин разных профессий в возрасте от 30 до 50 лет. Выборка состояла из 150 человек (100 студентов и 50 мужчин и женщин). В исследовании использованы следующие методики: опросник «Я женщина/мужчина»; исследование тендерных схем личности методом семантического дифференциала (по О. Л. Кустовой).
Остановимся на ответах опросника «Я женщина/мужчина».
Сокращения: Р - респонденты, Ю - юноши, Д - девушки, М - мужчины, Ж - женщины.
Вопрос первый - «Я — женщина (мужчина) и хочу, чтобы...». Группы ответов: 1. «все было хорошо» - 28% Р (27% Ю; 28% Д); 2. «сбылись мечты» - 35% Р (37% Ю; 34% Д); 3. «быть успешным» - 12% Р (21% Ю; 8% Д); 4. «было равноправие» - 14% Д.
1. «был мир» - 30% Р (16% М; 14% Ж); 2. «меня любили» - Зо% Р (15% М; 31% Ж); 3. «сбылись мечты» - 20% Р (20% М; 16% Ж); 4. «рядом был настоящий мужчина» - 9% Ж.
Можно заметить, что женщины центрированы на отношениях и любви, а мужчины - на успешность и состояние общества и страны. Заметим, что представители старшего поколения имеют более конкретные, осознанные цели, в то время как представители молодежи еще не определились в жизни и имеют более общие цели.
Второй вопрос: «Я — женщина (мужчина), и для меня...». Группы ответов:
1. «важно здоровье семьи, моих близких» -35% Р (37% Ю; 34% Д). 2. «нет преград» - 25% Р (28% Ю; 23% Д). 3. «важна моя жизнь» - 15% Р (24% Ю; 12% Д). 4. указание признаков женщин (например, для меня надо совершать подвиги, для меня важно любить) и мужчин (например,
для меня свойственен 1рубый голос) - 21% Р (12% Ю; 26% Д).
1. «Важны отношения с близкими, важна семья» - 25% Ж; 2. «важно счастье близких» - 23% Ж; 3. «нет преград» - 15% Р (58% М; 6% Ж); 4. «важна моя жизнь» - 15% Р (24% М; 12% Ж); 5. «важно развитие» - 10% Р (20% М; 6% Ж); 6. «важно быть красивой, любимой » - 15% Ж.
Можно отметить, что мужчины и юноши сосредоточены на работе и успешности, характерна центрированность на своей жизни, а для женщин и девушек больше важны семья и отношения с близкими.
Вопрос третий: «Я — женщина (мужчина) и не терплю, когда...». Группы ответов;
1. «меня оскорбляют, перебивают» - 32% Р (46% Ю; 25%Д). 2.«мне врут» - 24% Р (24% Ю; 23% Д). 2. «мужчина поднимает руку, относится ко мне пренебрежительно» - 17% Д.
1. «лицемерят, лгут» - 38% Р (35% М; 42% Ж); 2. «проявляют неуважение» - 30% Р (40% М; 25% Ж); 3. «глупость» - 25% М; 4. «несправедливость» - 8% Ж.
Таким образом, представители обоих полов, как старшего, так и молодого поколения проявляют негатив по отношению к лжи, хамству, неуважению, несправедливости.
Вопрос четвертый: «Я — женщина (мужчина) и могу...». Отметим следующие группы: 1. указание тендерной принадлежности (мужчины (например, отрастить бороду, постоять за себя, обеспечить себя и семью) и женщины (например, готовить, родить)) - 46% Р (55% Ю; 42% Д). 2. «все/почти все» - 41% Р (27% Ю; 48% Д). 3. «работать» - 8% Р (12% Ю; 6% Д).
1. «все, многое» - 40% Р (100% М; 25% Ж); 2. «быть женщиной (быть слабой, капризной, нервной и т.д.)» - 43% Ж; 3. «родить ребенка» - 8% Ж.
Можно отметить следующее: большинство мужчин считают, что они могут все, в то время как большинство женщин могут позволить себе быть настоящей женщиной. Большинство девушек и женщин оценивают себя с точки зрения традиционно феминных качеств, а юноши, как и мужчины, уверены в своих силах.
Пятый вопрос: «Я — женщина (мужчина) и рада, когда...». Группы ответов:
1. «все/семья, близкие счастливы» - 40% Р (40% Ю; 40% Д). 2. указание мужских (например, смотрю футбол) и женских (меня любят, уделяют внимание) признаков - 27% Р (21%
Ю; 29% Д). 3. «преуспеваю в чем-либо» - 25% Р (30% Ю; 22% Д). 4. «есть что надеть» - 8% Д.
1. «родные здоровы, счастливы» - 70% Р (50% М; 57% Ж); 2. «меня любят» - 15% Р (7% М; 16% Ж); 3. «планы осуществляются» -15% Р (43% М; 12% Ж).
Здесь можем видеть, что как женщины, так и мужчины заботятся о счастье и здоровье своих близких. Представители обоих поколений проявляют заботу в отношении семьи и близких
Шестой вопрос: «Я — женщина (мужчина) и знаю, что...». Группы ответов:
1. «все в моих руках» - 22% Р (12% Ю; 26% Д). 2. «все будет хорошо» - 21% Р (21% Ю; 22% Д). З.указание тендерной принадлежности (мужчины (например, надо бьггь сильным, женщин/ семью надо защищать) и женщины (например, я красивая)) - 17% Р (-15% Ю; 19% Д). 4. «много чего» - 12% Р (9% Ю; 14% Д).
I. «я мо1-у многое» - 35% Р (70% М; 30% Ж); 2. «что мне повезло в жизни» - 17% Р (10% М; 17% Ж); 3. «что кому-то нужен» - 12% Р (8% М; 12% Ж); 4. «красива и любима» - 23% Ж.
Здесь можно отметить, что мужчины уверены в собственных силах, а женщины отличаются ощущением счастья и позитивным настроем. Представителей обоих поколений объединяет уверенность в своих силах, а представители старшего поколения положительно оценивают прожитую часть жизни.
Седьмой вопрос: «Я — женщина (мужчина) и опечалена тем, что...». Группы ответов;
1. «состоянием общества/страны» - 27% Р (27% Ю; 26% Д); 2. «не всегда получается так, как хочу» - 24% Р (9% Ю; 22% Д); 3. «отношениями между людьми» - 20% Д; 4. «люди опускают руки» - 6% Ю; 5. «настоящие чувства не ценятся» - 6% Ю. 6. «жизнь трудна» - 4% Ю.
1. «нет справедливости» - 33% Р (57% М; 30% Ж); 2. «жизнь коротка» -10% Р (8% М; 10% Ж); 3. «не все планы осуществляются» - 25% Ж; 4. «иногда люди сдаются» - 10% Ж.
В данных ответах можно заметить следующие особенности: женщины нацелены на достижение цели и, как и мужчины, на состояние общества. Как молодых людей, так и представителей старшего поколения, волнует состояние страны и общества, а часть мужчин и женщин опечалены быстрым течением жизни.
Восьмой вопрос: «Я — женщина (мужчина) и делаю...». Группы ответов:
1. «делаю все как надо» - 36% Ю; 2. «делаю,
что хочу» - 35% Д; 3. «добро/мир лучше» - 19% Р (9% Ю; 25% Д); 4. «делаю все, для осуществления цели» - 17% Р (21% Ю; 15% Д); 5. «просто делаю вещи» - 16% Р (30% Ю; 9% Д); 6. «все, что подсказывает мне сердце» - 8% Д; 7. «не всегда то, что хочется» - 5% Д.
1. «все хорошо» - 43% Р (30% М; 45% Ж); 2. «то, что нравится» - 20% Р (40% М; 20% Ж); 3. «деньги» - 30% М; 4. «близких счастливыми» -20% Ж; 5. «себя красивой» - 15% Ж.
Как видно, у большинства женщин и мужчин преобладает рациональный подход. У девушек наблюдается стремление к эгоцентризму.
По результатам методики О.Л.Кустовой мы получили образы «Идеальной женщины» и «Идеального мужчины». Анализ образов проводится на основании десяти факторов: оценки общей привлекательности «ОП»; силы личности «CJ1»; эмоциональности «Э»; социального статуса «СС»; зависимости «3»; эмпатийности «Эп»; современности «С»; феминности «Ф»; маскулинности «М»; андрогинности «А».
Рассмотрим образ «Идеальной женщины» глазами девушек: 1. «ОП» - 83%; 2. «С»(80%), «М» (80%) и «А»(80%); 3. «CJ1» - 78%; 4. «СС»
- 75%; 5. «Эп» (72%) и «Ф» (72%); 6. «Э» - 53%; 7. «3» - 49%. Обратимся к образу «Идеальной женщины» глазами мужчины: 1. «ОП» - 80%; 2. «А» - 79%; 3. «С» - 76%; 4. «М» - 75%; 5. «М»
- 73%; 6. «Эп» - 72%; 7. «СЛ» - 70%; 8. «СС» -69%; 9. «3»- 54%; 10. «3» - 51%.
Образ «Идеального мужчины» глазами юношей: 1. «СЛ» - 86%; 2. «С» - 85%; 3. «М» - 84%; 4. «СС» - 80%; 5. «ОП» - 77%; 6. «А» - 76%; 7. «Ф» - 66%; 8. «ЭП» - 63%; 9. «Э» - 53%; 10. «3»
- 41%. Рассмотрим образ «Идеального мужчины» глазами девушек: 1. «СЛ» - 90%; 2. «С» и «ОП» - 86%; 3. «СС» - 85%; 4. «М» - 83%; 5. «А» - 80%; 6. «Ф» - 79%; 7. «Эп» - 70%; 8. «Э» -50%; 9. «3» -41%.
Образ «Идеальной женщины» глазами женщин: 1. «СЛ» - 93%; 2. «ОП» - 81%; 3. «А» и «С» - 77%; 4. «М» - 75%; 5. «Эп» и «СС» - 73%; 6. «Ф» - 70%; 7. «3» и «Э» - 55%. Теперь обратимся к образу «Идеальной женщины» глазами мужчины: 1. «ОП» - 80%; 2. «А» и «М» - 77%; 3. «С» - 75%; 4. «СЛ» - 73%; 5. «СС» - 71%; 6. «Эп» - 68%; 7. «Ф» - 66%; 8. «3» - 56%; 9. «Э» -46%.
Образ «Идеального мужчины» глазами мужчин: 1. «СЛ», «М», «СС» - 90%; 2. «С» - 88%; 3. «ОП» - 77%; 4. «А»- 69%; 5. «Эп» - 60%; 6.
«Ф» - 57%; 7. «Э» - 46%; 8. «3»- 33%. Образ «Идеального мужчины» глазами женщин; 1. «СЛ» - 86%; 2. «С», «СС», «М» и «ОП» - 84%; 3. «А» и «Эп» - 75%; 4. «Ф» - 71%; 5. «Э» - 65%; 6. «3» - 50%.
Сравнивая полученные результаты отметим, что такие факторы, как зависимость и эмоциональность во всех образах стоят на последних местах. На первый план выступают факторы силы личности, оценки общей привлекательности, современности, андрогинности, маскулинности. Для Ж в «Идеальной женщине», как и для М, важны качества: внешность, современность, маскулинность, андрогинность и сила личности. Ж и М считают, что женщина не должна быть эмоциональной и зависимой от кого-либо. Для М, как и для Ж в «Идеальном мужчине» важны качества: сила личности, современность, высокий социальный статус, маскулинность и красивая внешность. Но Д видят мужчину более привлекательным, чем Ю. Д и Ю считают, что «Идеальный мужчина» не должен быть эмпа-тийным, эмоциональным и зависимым. Как Д, так и Ж ценят в «Идеальной женщине» привле-
кательность, андрогинность, современность и маскулинность. Но Ж составляют образ с более выраженными факторами эмпатийности, эмоциональности и силы личности, чем Д. Ю, как и М, выделяют в «Идеальной женщине» привлекательность, андрогинность, современность и маскулинность. Но Ю хотят видеть женщину с более выраженными феминными качествами. В образе «Идеальный мужчина» Д и Ж ценят качества: сила личности, маскулинность, привлекательность и современность. Ж хотят видеть мужчину более эмоциональным и зависимым. Ю и М отмечают в образе «Идеальный мужчина» факторы: сила личности, современность, маскулинность и социальный статус. М видят образ с более выраженными маскулинными чертами, а Ю - андрогинными и феминными.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась - не существует различий в тендерных стереотипах между юношами и девушками в период студенчества и мужчинами и женщинами во взрослости и наблюдается следующая тенденция: феминизация мужчин и маскулинизация женщин.
ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАН ПОД ВЛИЯНИЕМ СМИ НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
Кривошеева Ю. В.,
Смоленский государственный медицинский университет. Научный руководитель преп. Д.В. Прозорова,
Аннотация. В статье затрагивается проблема изменения мировоззрения людей под влиянием СМИ в частности и в целом в условиях украинского кризиса. Доказали мы свои гипотезы сравнением небольшого социологические опроса трёх стран России, Украины и США с некоторыми видео из популярнейшего видеохостинга УоиТиЬе о нынешней обострённой обстановке на Украине, и о политике каждого из государств. В результате было выявлено, что пропаганда, проводимая через СМИ определённых мнений и точек зрения, неотъемлемая часть политики каждого государства.
Ключевые слова: СМИ, Украина, пропаганда, мировоззрение, ценности, изменение.
«Философия учит нас подвергать сомнению даже то, что кажется самоочевидным. Пропаганда же, напротив, предлагает считать самоочевидным то, над чем следовало бы задуматься, в чем было бы разумно усомниться.»
Олдос Хаксли. Возвращение в дивный новый мир
В настоящее время важность СМИ, как средство формирования точки зрения, системы ценностей и мировоззрения трудно переоценить. Газеты и ТВ, определяющие отношение к различным вещам, иногда могут отожде-
ствить и наш выбор. Очень важно понимать, что СМИ является не только источником информации, но и важнейшим аппаратом управления в руках государства, или рычагом тех, кому это СМИ принадлежит, кто хочет спокой-