Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
RESEARCH / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / DISTANCE LEARNING / FUNCTIONAL STATE / TESTS / INDICATORS / TYPES OF TASKS / CONCLUSIONS / ИССЛЕДОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТЕСТЫ / ПРОБЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ / ВЫВОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуринов Андрей Александрович

В статье рассматривается один из видов заданий «Паспорт здоровья» использованных при дистанционном обучении на кафедре физической культуры в Петрозаводском Государственном Университете по дисциплине «Физическая культура и спорт» со студентами различных курсов и институтов. Исследование функционального состояния физиологических систем организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Чуринов Андрей Александрович, старший преподаватель, Петрозаводский государственный университет, Россия, г.Петрозаводск

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Аннотация: В статье рассматриваетсяодин из видов заданий «Паспорт здоровья» использованных при дистанционном обучении на кафедре физической культуры в Петрозаводском Государственном Университете по дисциплине «Физическая культура и спорт» со студентами различных курсов и институтов.Исследование функционального состояния физиологических систем организма.

Ключевые слова: исследование, физическая культура и спорт, дистанционное обучение,функциональное состояние, тесты, пробы, показатели, виды заданий, выводы.

Abstract: The article discusses one of the types of tasks "Health passport" used in distance learning at the Department of Physical Culture at Petrozavodsk State University in the discipline "Physical Culture and Sports" with students of various courses and institutes. The study of the functional state of the physiological systems of the body.

Key words: research, physical education and sport, distance learning, functional state, tests, tests, indicators, types of tasks, conclusions.

В связи с введением в Российской Федерации карантина по коронавирусной инфекции COVID-19 все организации, реализующие образовательные программы высшего образования были вынуждены перейти

на режим дистанционного обучения.В их числе и Петрозаводский Государственный Университет (ПетрГУ).

В сложившихся условиях связанной с пандемией поСОУГО-19, на кафедре физической культуры ИФКСиТ Петрозаводского государственного университета была разработана программа удаленногообучения со студентами в условиях карантина. При дальнейшем продлении времени карантина и в связи с этим увеличения длительности дистанционного обучения -предусматривалась корректировка Программы (внесение новых комплексов упражнений и заданий, изменение задач и дозировок,мониторинг промежуточного контроля).

Программа включала выполнение различных практических заданий. Обучающимся была дана возможность самим выбрать вид реализации выполнения программы по физической культуре в условиях карантина. Студенты могли выбрать комплексы тренировок с собственным весом, варианты разминок перед тренировкой и заминок после тренировки, выполнение тестовых заданий. Выполнение каждого задания оценивалось по бальной системе[2].

Одним из видов индивидуальной работы было задание по выполнению медико-практической работы по заполнению паспорта здоровья студента «Паспорт здоровья», разработанного в ПетрГУ на кафедре безопасности жизнедеятельности [1].

Цель данной работы - научить студентов самообследованию/самоанализу своего состояния, на основе полученных сведений - сделать вывод об уровне своего здоровья и уже на основе этого ставить для самого себя задачи по улучшению физических качеств, кардио-распираторной системы.

Преподавателям выполнения студентами задания по заполнению «Паспорта здоровья» поможет определить общий уровень физической подготовленности студентов [3;6]. В дальнейшем это может повлиять на составление рабочей программы и определения нагрузок.

Заполнение паспорта здоровья было этапом к следующему медико-практическому заданию: составление «Индивидуальной программы двигательной активности» на основании индивидуальных показателей кардио-распираторнойсистемы в соответствии тестов,предложенных в «Паспорте здоровья». Рассмотрим более подробно содержание электронного «Паспорта здоровья».

Общая информация об иследуемом включала:

Фамилия, имя, отчество:

Пол:

Дата рождения:

Институт Петрозаводского государственного университета:

Направление подготовки:

Профиль подготовки:

Год обучения:

Группа здоровья:

Количество часов занятий физической культурой в неделю в университете:

Посещаемость (в часах) спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий в свободное время без учёта занятий физической культурой в университете:

Далее студент должен был выполнить задания, пробы, тесты внести показатели в таблицу и сравнить свои показатели с показателями центильныхтаблиц, которые находятся в приложениях к «Паспорту здоровья». Сделать выводы по каждому заданию. Например, в выводе нужно было написать: на основании пульсовых данных можно сделать вывод соответствуютпоказатели табличным или нет, это говорит о том- то и том- то. Если показатели нужно повыситьто, что нужно сделать для этогои так по каждому измерению.

Исследование функционального состояния физиологических систем включало: антропологические показатели, показатели развития сердечнососудистой системы, показатели развития дыхания.

Антропологические показатели включалиизмерение роста, веса, соотношение весоростовых показателей по центильным таблицам. Вес должен соответствовать росту. В противном случае регистрируется либо избыток веса, либо недостаток веса.

Показатели развития сердечно-сосудистой системы включали: измерение пульса в покое, после нагрузки, ортостатическую пробу (для оценки деятельности сердца применяют различные варианты активных и пассивных ортостатических проб, а также проб с нагрузкой). По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регуляторных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.

При исследовании сердечно-сосудистой системы была использована проба Мартине-Кушелевского. В ней оценивается величина ЧСС в покое и после 20 приседаний за 30-секундный интервал. Если по истечению 3-х минут показатели ЧСС приходят к исходным значениям, то регистрируется нормальное восстановление. Если показатели ЧСС приходят к исходным значениям по истечению 4 минуты, то регистрируется удовлетворительное восстановление. Если показатели ЧСС приходят к исходным значениям по истечению 5 минуты, то регистрируется неудовлетворительное восстановление.

Для исследования показателей развития дыхания применялись пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генче). При этом оценивается общий уровень тренированности человека, возможно оценить реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода. Проба Серкина помогала оценить показатели внешнего дыхания.

Приведем нескольковыводов,сделанных студентами по проделанному самостоятельно исследованию функционального состояния физиологических систем своего организма. Вывод студента юноши:

«Проводя все пробы и замеры, можно с уверенностью сказать, что все показатели в норме, если учитывать табличные значения. Небольшой недовес говорит о том, что у меня, возможно недоедание, возможно нужно чаще питаться или пересмотреть свой рацион питания. Нормальный пульс говорит о том, что нет проблем с сердцем. Ортостатическая проба показала, что мои показатели отличны в этом аспекте, это говорит о том, что деятельности сердца не нарушена, хорошая тренированность организма. Показатели пульса после тренировки говорят о том, что сердечно-сосудистая системам работает стабильно. Проба Мартине-Кушелевскогопоказала, что после нагрузки мое восстановление проходит успешно, т.е сердечно-сосудистая система после нагрузки работает стабильно и проблем не претерпевает.

Проба Штанге и проба Генче показали, что мои показатели выше нормы, следовательно это говорит о том, что мой организм хорошо натренирован и хорошо справляется с нагрузками, можно косвенно судить о том, что уровень обменных процессов, степень адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии функционируют нормально.

Проба Серкина показала, что мои показатели опять в норме, система внешнего дыхания развита хорошо ,но немного не дотягивают до уровня натренированного мужчины».

Вывод студента девушки:

«Согласно таблице весоростовых показателей по центильным таблицам, можно сделать вывод, что соотношение моего роста и веса соответсвуют норме. На основании пульсовых данных можно сделать вывод, что пульс соответствует норме.После проведения ортостатической пробы, по разнице между частотой пульса лежа и стоя, можно сказать, что сердечнососудистая система находится в отличном состоянии, и показатель разницы равный «7» свидетельствует о хорошей физической тренированности.

Измерение пульса после нагрузки, а именно выполнения 20 приседаний за 30 секунд, показало результат 133 удара в минуту, что находится в пределах нормы. До проведения пробы Мартине-Кушелевского пульс составил 17 ударов за 10 секунд. Сразу после выполнения 20 приседаний за 30 секунд - 21 удар за 10 секунд. Показатель ЧСС вернулся к значению 17 ударов за 10 секунд в течение 3 минут (18 ударов 10 секунд после первой минуты отдыха, 17 - после второй и 17 - после третьей). Согласно расчёту, пульс участился на 23,5%, что говорит о хорошем состоянии ССС.

Результат проведения пробы Штанге - задержка дыхания на вдохе - 41 секунда, что соответсвует норме и средним показателям теста среди женщин. Результат проведения пробы Генче - задержка дыхания на вдохе - 37 секунда, что соответсвует норме. Результаты проведения пробы Серкинасоответсвуют графе «здоровые нетренированные люди», что говорит о необходимости тренировки дыхательной системы, например, по средствам добавления в привычный график тренировок дополнительной кардио нагрузки».

По нашему мнению проведенный нами пример задания, в дальнейшем поможет в большей степени обратить внимание на формы работы со студентами не только в условиях дистанционного обучения.Позволит выявить наиболее перспективные виды учебных заданий не только для студентов, но и для преподавателей. Это в свою очередь может послужить дальнейшим предметом для исследований кафедры физической культуры в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура и спорт» [5].

Библиографический список:

1. Кирилина В.М. «Исследование и мониторинг функционального состояния физиологических систем студентов Петрозаводского государственного университета» / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и туризма; [В. М. Кирилина [и др.]. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2019. — 80 с.

2. Кремнева В.Н. «Балльно-рейтинговая система оценивания по дисциплине «Физическая культура» / В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей. Научный редактор Т.А. Бабакова. Петрозаводск, 2016. С. 85-89.

3. Колосов, Г.Н. Аналитический обзор физического развития студентов в Петрозаводском государственном университете / Г.Н. Колосов, В.Н. Кремнева, А.А. Чуринов // Глобальный научный потенциал. - СПб. :ТМБпринт. - 2018. - № 10(91). - С. 18-22.

4. Чуринов А.А Элективная дисциплина «Физическая культура» в Петрозаводском государственном университете [Текст]/А.А Чуринов// /E-Scio [Электронный ресурс]:Электронное периодическое издание «Е^сю.ги»-Эл №ФС77-66730.-Россия,2018.-С.47-56.

5. Чуринов, А.А. Мониторинг ситуативной и личностной тревожности у обучающихся старших классов. [Текст] / А.А. Чуринов // «Глобальный научный потенциал» научно-практический журнал. - Россия Санкт-Петербург, 2020. - Вып.106, №1. - С.42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.