Научная статья на тему 'Оценка физической работоспособности студентов специальной медицинской группы на занятиях по физическому воспитанию'

Оценка физической работоспособности студентов специальной медицинской группы на занятиях по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорофеева Л.Н., Царегородцева Л.Д., Амурская Е.Н.

Для адекватного подбора упражнений при проведении занятий по физическому воспитанию необходимы данные о физической подготовленности студентов. Её определяют с помощью функциональных проб и тестов, которые должны быть просты в оценке и проведении на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка физической работоспособности студентов специальной медицинской группы на занятиях по физическому воспитанию»

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

© Дорофеева Л.Н.*, Царегородцева Л.Д.*, Амурская Е.Н.*

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, г. Москва

Для адекватного подбора упражнений при проведении занятий по физическому воспитанию необходимы данные о физической подготовленности студентов. Её определяют с помощью функциональных проб и тестов, которые должны быть просты в оценке и проведении на учебных занятиях.

Ключевые слова физические упражнения, физическая работоспособность, тестирование, функциональные пробы, функциональные системы организма.

Физическая культура и спорт представляет собой вид деятельности, основанный на естественно-биологической функции организма - движении. Двигательная активность оказывает определяющее влияние на развитие и формирование человека как личности, его здоровье, общественное производство и труд.

Основные средства физической культуры - физические упражнения, физическая тренировка. В занятиях по физической культуре необходима системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с поставленными задачами, определенные последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии, на протяжении длительного времени.

* Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание».

* Старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», к.п.н. " Преподаватель кафедры «Физическое воспитание».

Подбор и дозировка физических упражнений проводятся с учетом методических основ физической тренировки, главными из которых являются повтор-ность, постепенность, всесторонность, доступность физических упражнений. Многократное повторение отдельных упражнений, регулярные и длительные занятия закрепляют двигательный навык и способствуют стойкому улучшению функционального состояния упражняемых систем, и их восстановлению.

Для адекватного подбора и дозирования физических упражнений необходимы данные о физической подготовленности студентов, оценка состояния функциональных систем организма. Ведущим показателем функционального состояния организма является общая физическая работоспособность, или готовность производить физическую работу длительно и с достаточно высокой интенсивностью, и в значительной мере, зависит от производительности системы транспорта кислорода.

В практике спортивной медицины до настоящего времени оценку физической работоспособности производят с помощью многочисленных функциональных проб, которые позволяют оценивать общее состояние организма, его резервные возможности, особенности адаптации различных систем к физическим нагрузкам. С этой целью предложено более 200 различных тестов.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработаны следующие требования к тестированию: нагрузка подлежит количественному измерению, точному воспроизведению при повторном применении, вовлекает в работу не менее 2/3 мышечного массива и обеспечивает максимальную интенсификацию физиологических систем; характеризуется простотой и доступностью; полностью исключает сложнокоординированные движения; обеспечивает возможность регистрации физиологических показателей во время выполнения.

Таким образом, тестирование, проводимое на занятиях физического воспитания должно быть простым в проведении и оценки, соответствовать условиям, в которых проходят занятия, доступно для студентов с различными диагнозами по величине и интенсивности нагрузки.

Количественное определение работоспособности особенно имеет большое значение при организации физического воспитания у студентов специальной медицинской группы, разработки двигательных режимов для профилактики и улучшения их состояния здоровья.

Исходя из этого, целью работы является определение из большого количества функциональных проб и тестов, наиболее соответствующих для данного контингента и условий занятий.

На протяжении четырёх семестров студентами специальной медицинской группы были опробованы 11 функциональных проб и тестов. Для этого были привлечены занимающиеся первых и вторых курсов. Занятия проходили на улице и в зале смешанными группами от 10 до 25 человек. Тестирование проходило в первый и в последний месяцы семестра. Подсчет результатов (количество повторений, ЧСС, определение расстояний, вычисление по формулам) производили сами студенты.

Из предложенных тестов были исключены беговой вариант теста PWC 170, проба Руфье в виде 3-минутного степ-теста, проба Серкина для оценки функции дыхания, проба Яроцкого для исследования состояния вестибулярного анализатора по причинам высокой физической нагрузки или противопоказаний для студентов специальной медицинской группы, невозможностью качественного проведения и обработки результатов в данных условиях.

В результате проведённой работы были выбраны наиболее информативные, адекватные по нагрузкам и простые в проведении и оценке нижеприведенные тесты и функциональные пробы:

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности.

ЧСС (частота сердечных сокращений). Важным и простым показателем, дающим информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы, является пульс. В норме у нетренированного человека ЧСС колеблется в пределах 60-80 уд/мин. О соответствии применяемой нагрузке и повышении

тренированности организма следует судить по восстановлению пульса после занятий или дозированной пробы.

Проба с 20 приседаниями за 30 секунд. После приседания в течение 3-х минут сидя подсчитывается пульс 10 секундными интервалами. У тренированных людей учащение пульса может возрастать с 8-10 уд/мин (в покое) до 13-15 уд/мин. После работы восстановление, как правило, наступает к концу первой минуты или в начале второй. Если пульс возвращается к норме к концу первой минуты - это отлично, если второй - хорошо, если третьей -удовлетворительно. Если восстановление не произошло в течение трех минут - это указывает на снижение функционального состояния сердечнососудистой системы.

Индекс Рюффье - это проба, в которой мужчины выполняют 30 приседаний, а женщины 24 за 30 секунд. Индекс рассчитывается по формуле (Р1 + Р2 + Р3 - 200) / 10 (пульс подсчитывается за 30 секунд), где Р1 - частота сердечных сокращений в покое, Р2 - сразу после нагрузки, Р3 - через минуту после нагрузки. Оценка меньше нуля говорит об отличном функционировании аппарата кровообращения (физическая работоспособность), от нуля до 5 - хорошем, от 6 до 10 - удовлетворительном, 11-15 - слабом, более 15 - неудовлетворительном.

Тест Купера (12 минут).

Пробежать (или бег + ходьба) за 12 минут как можно больше расстояние. Характеризует МПК, подготовленность.

Таблица 1

Оценка Мужчины (до 30 лет) Женщины (до 30 лет)

очень плохо менее 1,6 км менее 1,5 км

плохо 1,6-2,0 км 1,5-1,85 км

удовлетворительно 2,0-2,4 км 1,85-2,16 км

хорошо 2,4-2,8 км 2,0-2,5 км

отлично более 2,8 км более 2,5

Пешеходный 2-х км тест.

Дистанция 2 км проходится как можно быстрее, но в равномерном темпе без ускорения на финише. Индекс физической работоспособности (функциональной подготовленности) рассчитывается по формулам: Для мужчин: 420 - (11,611 + 0,212 + 0,56^^ + 2,6Н / Р2 - 0,2Ь). Для женщин: 304 - (8,511 + 0,1412 + 0;^ + 1,1Н / Р2 - 0,4Ь).

11 - время прохождения 2 км (полные минуты),

12 - время прохождения 2 км (секунды),

w - ЧСС уд/мин сразу после завершения дистанции, Н - вес тела (кг), Р - рост (м), Ь - возраст (число полных лет). Уровень физической работоспособности определяется по таблице.

Таблица 2

Индекс физической работоспособности Уровень физической работоспособности Очки

< 71 очень плохо 1

71-89 плохо 2

90-110 удовлетворительно 3

111-130 хорошо 4

> 130 отлично 5

Оценка системы дыхания.

Проба с задержкой дыхания. Функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы можно также определить с помощью пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Ген-чи). Методика их проведения следующая: после нормального вдоха делается максимальный вдох и на высоте вдоха удерживается дыхание, зажав нос пальцами. При проведении пробы на выдохе, выдох делают нормальным. В норме задержка дыхания на вдохе 55-60 сек., на выдохе - 30-40 сек.

Оценка вестибулярной устойчивости.

Проба Ромберга. Определить состояние нервной системы, и в частности состояния вестибулярного аппарата, можно с помощью пробы Ромберга. При выполнении пробы надо встать, сомкнув ступни ног, руки с чуть разведенными пальцами, вытянуть вперед, глаза закрыть. Определяется время

устойчивости в этой позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. В усложненном варианте ноги стоят на одной линии, при этом пятка, впереди стоящей касается носка другой ноги, в остальном положение такое же. Время устойчивости у здоровых нетренированных людей обычно более 30 сек., у тренированных и спортсменов может составлять 100-120 сек. и более. Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации. Пробу применяют до и после занятий.

Ортостатическая проба. Для выявления степени нарушения регуляции системы кровообращения (утомления, перетренировка, перенапряжение) применяется данная проба. Испытуемый лежит на кушетке 5 минут, затем подсчитывается ЧСС за одну минуту лежа. Затем он встает и вновь подсчитывается ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 612 уд/мин.

Таблица 3

Оценка реакции на пробу Увеличение ЧСС

хорошая на 10-12 уд/мин

удовлетворительная 13-20 уд/мин

неудовлетворительная более 20 уд/мин

Считаем, что работа по подбору функциональных проб и тестов должна быть продолжена, поскольку различия в физической подготовленности и врачебные диагнозы в специальном медицинском отделении достаточно разнообразны.

Список литературы:

1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник / Под редакцией В.А. Епифанова, Г.Л. Апасенко. - М.: Медицина, 1990.

2. Спортивная медицина: учебник для институтов физической культуры / Под редакцией В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 2001.

4. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанова; Учебная литература для студентов медицинских вузов. - 2005.

5. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / В.И. Дубровский. - 2001.

6. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для вузов / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. -2010.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

© Магомедов О.М.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Данная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу места и роли физической культуры и спорта в жизни современного общества, как эффективным средствам оздоровления населения.

Ключевые слова физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, физическая культура личности.

Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества. Они играют важную роль в укреплении сохранении здоровья, формирования здорового образа жизни, повышения физической и функциональной подготовленности, восстановлении и поддержании физической и умственной работоспособности человека.

* Преподаватель кафедры Спортивно-педагогических дисциплин, к.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.