Научная статья на тему 'Исследование факторов рабочей среды, влияющих на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда'

Исследование факторов рабочей среды, влияющих на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошелев Р. Е.

В статье приводятся фрагменты результатов второго этапа исследования существующих проблем кадрового обеспечения поездной работы локомотивными бригадами. Основное внимание автора сфокусировано в данной статье на факторах рабочей среды, влияющих на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда. Выявлены проблемы формирования вовлеченности и лояльности работников локомотивных бригад в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов рабочей среды, влияющих на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда»

в управлении человеком своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.

По результатам практических исследований сделаны следующие выводы: у большинства педагогов колледжа присутствует выше среднего уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания, по сравнению с результатами исследования педагогов университета. В связи с этим возникает необходимость в оказании им целенаправленной профилактической помощи.

Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что необходимо повышать психологическую грамотность педагогов по проблеме эмоционального выгорания и оказывать помощь по его профилактике.

Наблюдения показали, что педагоги, которые продолжают своё профессиональное развитие и самосовершенствование, менее подвержены развитию СЭВ, т.е. обмен профессиональной информацией является одним из способов профилактики синдрома. Участие в научно-методических конференциях также дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива, что способствует снижению риска развития синдрома эмоционального выгорания.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Медведев В.И., Миролюб A.B. Проблема управления функциональным состоянием человека // Физиология человека. - № 5. - 2003. - С. 761-770.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001.

4. Рончинская Т.П. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85-96.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ ИА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД УСЛОВИЯМИ ТРУДА

© Кошелев P.E.*

Московский государственный университет путей сообщений,

г. Москва

В статье приводятся фрагменты резуньтагов второго этапа исследования существующих проблем кадрового обеспечения поездной работы локомотивными бригадами. Основное внимание автора сфокусировано

* Старший преподаватель кафедры «Менеджмент».

в данной статье на факторах рабочей среды, влияющих на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда. Выявлены проблемы формирования вовлеченности и лояльности работников локомотивных бригад в современных условиях.

В период с декабря 2009 года по январь 2011 года проведен второй этап опроса работников локомотивных бригад с целью выявления уровня удовлетворённости условиями труда, а также факторов, влияющий на него. Опрос проводился в рамках диссертационного исследования, посвященному решению задач кадрового обеспечения поездного движения работниками локомотивных бригад, среди машинистов и помощников машиниста различных видов движения (грузового, пассажирского, пригородного и маневрового). Структура выборки по видам движения и должностям респондентов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура выборки по видам движения и должностям респондентов

Вид движения / Должность Количество респондентов % респондентов

Грузовое движение 114 35,3

- Машинистов 64 19,8

- Помощников машиниста 50 15,5

Пассажирское движение 88 27,2

- Машинистов 46 14,2

- Помощников машиниста 42 13,0

Пригородное движение 72 22,3

- Машинистов 40 12,4

- Помощников машиниста 32 9,9

Маневровое движение 49 15,2

- Машинистов 33 10,2

- Помощников машиниста 16 5

Всего 323 100

Анализировались ответы респондентов на вопросы анкеты, выявляющие факторы психоэмоциональной нагрузки на работников локомотивных бригад, которые, в свою очередь, влияют на удовлетворенность условиями труда локомотивных бригад и создают сложности с кадровым обеспечением.

Так, ответы респондентов на вопрос: «В чем, по-Вашему, заключается особенность профессиональной деятельности работника локомотивной бригады?» свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность машиниста (помощника машиниста) в значительной степени сопряжена с наличием вредных условий (воздействие вибрации, шума, электромагнитных полей) и высокой напряженностью труда (большой ответственностью за принимаемые решения, высокой ценой ошибки, большой психоэмоциональной нагрузкой). Обращает на себя внимание тот факт, что многие респонденты в своих ответах указали на явные недостатки системы органи-

зации труда и отдыха локомотивных бригад. Очевидно, что данная профессия предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья, психофизиологическим характеристикам, и уровню подготовки работника.

На вопрос «Что, с Вашей точки зрения, является наиболее сложным в работе машиниста (помощника машиниста)?» (респонденту предлагалось указать не менее 10 вариантов) в общей сложности были получены более 180 различных вариантов ответов. В табл. 2 приведены утверждения, наиболее часто упоминающиеся в ответах респондентов на указанный вопрос.

Таблица 2

Наиболее часто встречающиеся утверждения в ответах респондентов

Утверждение Частота упоминания в ответах респондентов, %

Нарушение суточного ритма сна и питания 98,8

Неуважительное отношение руководства к локомотивным бригадам 98,1

Тяжелые условия труда 96,0

Моральное давление со стороны руководства 93,1

Наезды на людей 92,4

Множество инструкций, приказов и распоряжений, частое их противоречие друг другу 91,8

Мелочные придирки руководства и машинистов-инструкторов и частые лишения премии 90,0

Недостаточный и некачественный отдых в пунктах оборота 89,2

Несоблюдение режима труда и отдыха (переработки) 88,3

Работа с большим объемом информации при ведении поезда 80,1

Устаревшая и ненадежная техника, выходящая из строя не по вине бригады 79,3

Приборы безопасности, отвлекающие и мешающие ведению поезда 77,0

Неэргономичность рабочего места, отсутствие элементарных санитар-но-бытовых условий на локомотиве 75,8

Отсутствие взаимопонимания в бригаде (в том числе из-за частого переформирования бригады) 75,5

Большая эмоциональная нагрузка из-за нереалистичных норм времени на технологические операции (в т.ч. графиковое время хода) 74,6

Респонденты отмечают падение значительное престижа профессии машиниста, самоустранение руководства от решения организационных проблем при возрастающем ужесточении требований к работникам.

Как видно из табл. 2, большинство ответов, указанных респондентами относится к организационным факторам, то есть ими можно управлять (при желании руководства).

Анализ документов, регламентирующих работу локомотивных бригад, показал, что деятельность бригад связана с выполнением большого количества инструкций, приказов, распоряжений и указаний. Некоторые положения этих документов вступают в противоречие друг с другом. Интенсивность изменений и обновлений подобных документов увеличивается

день ото дня, создавая тем самым предпосылки к возникновению путаницы, замешательства и ошибок локомотивной бригады при выполнении своих служебных обязанностей (особенно в нестандартных ситуациях). Наибольшее возмущение локомотивных бригад, судя по результатам опроса, вызывает использование сложившегося положения руководством для сокращения затрат на персонал (лишения премий).

Чаще всего лишение премий связано с нарушением локомотивными бригадами регламента переговоров. Регламенту переговоров было посвящено несколько вопросов анкеты. В ходе опроса выяснилось, следующее:

96,4 % считают, что регламент содержит слишком много ненужной информации и должен быть сокращен;

86.7 % респондентов отметили, что длительное выполнение регламента переговоров ме^ду машинистов и его помощником ведет к существенному росту утомления. Действительно, работа машиниста и так связана с необходимостью постоянного поддержания высокой концентрации и скорости переключения внимания. Интенсивность поступающей информации велика (быстро меняющаяся обстановка при проследовании станций и следовании по перегонам, показание напольных и локомотивных светофоров, показания более 10 приборов: скоростемера, вольтметров, амперметров, манометров и т.д.). При этом, регламент переговоров требует дополнительных усилий по ведению речевой деятельности (говорение и аудирование), что, по мнению многих машинистов, со временем приводит к автоматическим (неосмысленным) ответам и еще большим затратам усилий по удержанию внимания все это ведет к нарастанию утомления и информационной перегрузке;

93,6 % респондентов полагают, что регламент переговоров должен носить не обязательный, а рекомендательный характер;

100 % респондентов убеждены в неадекватности наказания за невыполнение регламента переговоров (лишение премий);

91.8 % респондентов считают, что регламент переговоров - лишь удобный инструмент для поиска «виновных» и переложение всей ответственности за безопасность движения с руководства на исполнителей;

100 % респондентов никогда не выполняют регламент переговоров полностью, так как это сложно.

В настоящее время руководством проводится ужесточение требований к выполнению регламента переговоров. С этой целью кабины машиниста локомотивов оборудуются регистраторами переговоров для контроля за выполнением регламента переговоров.

В ходе проведения интервью с работниками локомотивных бригад, установлено, что, по их мнению, руководство озабочено в большей степени выявлением нарушений работников и их наказанием, нежели созданием благоприятных условий для формирования культуры обеспечения безопасности движения поездов в локомотивных депо (и других подразделе-

ниях). Пример тому - система поощрения техников-расшифровщиков скоро-стемерных лент, машинистов-инструкторов и ревизорского аппарата, напрямую связанная с количеством выявленных нарушений. Руководством активно стимулируется работа локомотивных бригад с так называемой «книгой замечаний», суть которой заключается в поиске и записи работниками замечаний к смежным службам (пути, СЦБ, движения и т.д.). Причем, машиниста могут лишить премии за невыполнение «нормы» по количеству выявленных и зафиксированных в книге замечаний. Подобные действия руководства, по мнению автора, формируют у работников модель поведения, направленную на сокрытие ошибок и нарушений, а не на качественное выполнение работ, связанных с обеспечением безопасности движения поездов.

Локомотивные бригады в своих ответах отметили, что многое из того, что декларируется руководством компании ОАО «РЖД» об условиях труда и отношении к работникам локомотивных бригад, мягко говоря, не соответствует действительности. Например, в Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года речь идет о том, что сильными сторонами компаний холдинга является лояльность работников [1]. Возможно, на должностях в центральном аппарате управления это так. Однако, в локомотивных депо царит нездоровый социально-психологический климат. Так, при проведении собраний и совещаний, существует значительный перекос в сторону обвинения руководством присутствующих работников локомотивных бригад в безответственности, нежелании качественно выполнять свои должностные обязанности и наличии нарушений и браков в работе, притом, что подавляющее большинство присутствующих таковых не имеет. Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги» провозглашает одной из корпоративных ценностей уважительное и бережное отношение к работнику [2]. Тем не менее, многие работники локомотивных бригад отмечают, что поведение руководителей различных уровней при проведении разборов нарушений выходит за рамки приличия и является оскорбительным для работников. Во многих локомотивных депо практикуется неполная оплата времени, отработанного сверхурочно, что является нарушением трудового законодательства. При таком отношении к работникам локомотивных бригад говорить о лояльности и вовлеченности в решение корпоративных задач не приходится, также вызывает сомнение адекватность и действенность повсеместного использования репрессивного менеджмента для формирования культуры безопасного движения поездов.

В целях повышения производительности труда, оптимизации численности персонала и затрат на его содержание компания планирует переход на управление локомотивом «в одно лицо» (без помощника машиниста). Результаты ответов работников локомотивных бригад на вопрос «Как Вы относитесь к переходу на управление локомотивом «в одно лицо»?» были внимательно про-

анализированы. Установлено, что подавляющее большинство (97,3 %) против таких нововведений, так как это прямая угроза безопасности движения.

В ходе проведённого исследования выявлены факторы рабочей среды, влияющие на удовлетворенность работников локомотивных бригад условиями труда. На основании результатов опроса и проведённых интервью автором разработаны рекомендации для руководящих работников, включающих комплекс мероприятий по повышению удовлетворённости работников локомотивных бригад условиями труда.

Список литературы:

1. Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года.

2. Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (ФАКТОРЫ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© Павлова Л.С.*

Филиал Тверского государственного университета, г. Нелидово

Данная статья посвящена анализу психологических детерминант профессиональной деформации личности учителя, порождаемых различными факторами: экономическими, социальными, организационными, педагогическими, психологическими. Приведены характеристики детерминант, рассмотрены причины, негативно влияющие на профессиональную деятельность и личность учителя.

Среди психологических детерминант профессиональной деформации личности можно назвать несколько групп факторов: объективные, субъективные и субъективно-объективные, относя к первым социально-экономическую ситуацию, профессионально-пространственную среду, общий характер профессиональной деятельности, к субъективным факторам - личностные особенности субъекта труда, а к субъективно-объективным - качество управления и профессионализм руководителей.

На основе анализа научной литературы [1, 2, 3, 4, 5, 6] представим краткий перечень детерминант деформаций личности учителя, порождаемых различными факторами (табл. 1).

* Директор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.