LU
s о
UJ 3-
s X
О X
о
л
#
* *
268
Примечания:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года №1257 "О концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения"- [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://«/«/«/. assembly.spb.ru
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года №945 "О Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года" (с изменениями на 14 июня 2017 года) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://«/«/«/. assembly.spb.ru
3. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга №52-пг от 30 мая 2017 года "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017-2021 годы" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИрэУЛллллл/. gov.spb.ru
4. Постановление губернатора Санкт-Петербурга №14-пг от 14 февраля 2018 года "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2018-2022 годы" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬИрэ:// www.gov.spb.ru
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" (с изменениями на 11 июня 2014 года) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru
6. Распоряжение Правительства Российской Фе-дерацииот13 ноября2009года №1715-р"ОбЭнер-гетической стратегии России на период до 2030 года" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru
7. Государственный доклад "О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Санкт-Петербурге в 2016 году"- [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬНрэ:// minenergo.gov.ru
8. Обосновывающие материалы. Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга до 2032 года (актуализация на 2018 г.). Книга 5 (Глава 6). Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии. Санкт-Петербург, 2017. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gov.spb.ru
9. Обосновывающие материалы "Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2032 года (актуализация на 2018 г.)". Книга 8 (Глава 8). Перспективные топливные балансы. Санкт-Петербург, 2017. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gov.spb.ru.
INVE5TIGA TION OF THE FA CTORS FORMING CONSUMER PROPERTIES OF FOOD PRODUCTS Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor
Department of Management and Business, Institute for Entrepreneurship and Service sector (branch), Don State Technical University, Shahty
Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor, Head of the Department of Service, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol
The article discusses the features of the study and evaluation of the factors that shape the quality of food products. A priori ranking of factors allows to objectively determine the most important factors in the study of the process of formation and preservation of the basic characteristics of food commodities.
Keywords: quality; food products; factors; consumer properties.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ
УДК 338.658 ВАК РФ 08.00.05
© Чернышева Ю.С., 2018 © Горностаева Ж.В., 2018 ©Жидков В.Е., 2018
В статье рассматриваются особенности исследования и оценки факторов, формирующих качество продовольственных товаров. Априорное ранжирование факторов позволяет объективно определить наиболее значимые факторы при изучении процесса формирования и сохранения основополагающих товароведных характеристик продовольственных товаров.
Ключевые слова: качество;продовольственные товары; факторы; потребительные свойства.
История исследования категории "качество" насчитывает значительное количество лет, но до сих пор по данному вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. В настоящее время существует различное количество разнообразных аспектов понятия "качество": качество
как абсолютная оценка как свойство продукции, как соответствие назначению, как соответствие стоимости, как степень удовлетворения запросов потребителей и др. [1]. По Г. Гегелю, качество - это внутренняя определенность вещи. Следовательно, качество товаров представляет собой совокупность свойств продукции, обусловливающих её способность удовлетворять определенные потребности в соответствии со своим назначением [2].
Качество продовольственных товаров характеризуется комплексом присущих свойств, отражающих способность пищевой продукции обеспечивать органолептические характеристики и потребность организма человека в пищевых веществах. Основными и важнейшими признаками являются безопасность для здоровья, надежность при производстве и хранении [3].
Свойства товара, обуславливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительными [3].
Основными потребительными свойствами продовольственных товаров являются [4]: пищевая, биологическая, энергетическая, физиологическая, органолептическая ценность, усвояемость и храни-моспособность (табл. 1).
Таблица 1 - Характеристика основных потребительных свойств продовольственных товаров [4]
№
Наименование свойства
Характеристика свойства
1 Пищевая ценность комплексное свойство пищевых товаров, обеспечивающих физиологические потребности человека в энергии и в основных питательных веществах
5 Биологическая ценность свойство, характеризующее сбалансированность содержания в составе пищевой продукции биологически активных веществ: аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и минеральных веществ
3 Энергетическая ценность калорийность определяется количеством энергии, которая высвобождается из пищевых веществ продукта в процессе биологического окисления и используется для обеспечения физиологических функций организма
4 Физиологическая ценность физиологическая ценность продовольственных товаров, обусловленная содержанием веществ, оказывающих активное влияние на физиологические системы организма: нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную, иммунную
5 Органолептическая ценность комплексное свойство пищевых товаров, определяемое органами чувств человека: вкус, запах, цвет, внешний вид, консистенция и др.
6 Усвояемость свойство пищевой продукции, выраженное
7 коэффициентом, показывающим, какая часть продукта в целом усваивается организмом
Хранимоспособность сохранение первоначальных свойств продовольственных продуктов без признаков порчи
Потребительные свойства продукции зависят от совокупности факторов действующих комплексно или индивидуально. Исследование этих факторов является одной из важнейших задач товароведения.
Факторы, формирующие потребительные свойства продовольственных товаров, можно условно разделить на три группы [5]:
Факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование элементов качества исходного сырья и материалов, рецептуры, уровня технологических процессов, нормативно-технической документации и др.
Факторы, стимулирующие потребительные свойства: целесообразность и эффективность производства, мотивация работников и т.д.
Факторы, сохраняющие потребительные свойства при доведении товара до потребителя на всех этапах жизненного цикла: условия хранения, транспортирования, реализации и потребления продукции.
ЧЕРНЫШЕВА Юлия Станиславовна, кандидат технических наук, доцент
ГОРНОСТАЕВА Жанна Викторовна, кандидат экономических наук, профессор
кафедра Управления и предпринимательства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет, Шахты
ЖИДКОВ Владимир Евдокимович, доктор технических наук, профессор, кафедра Сервиса, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь
1-И S
О 1-И 3-
s о
X
о
л
#
* *
270
Рассмотренные факторы могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективные факторы, как правило, более стабильны, чем субъективные.
К объективным факторам относятся: рецептура изделия,уровень производственной базы, который должен соответствовать качеству выпускаемого товара и др.
К субъективным факторам относятся те факторы, которые зависят от способности и отношения людей к выполнению производственных функций: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень, заинтересованность в результатах труда и др.
Учитывая, что рассмотренные факторы имеют различную степень влияния, необходимо определить значимость факторов на потребительные свойства и качество продовольственных товаров.
На стадии предварительного исследования выбор наиболее значимых факторов возможен тогда, когда достаточно четко сформулированы априорные сведения [5].
Для формализации априорных сведений о вкладе, вносимом теми или иными факторами, целесообразно использовать априорное ранжирование факторов, основанное на методе ранговой корреляции [6].
Априорное ранжирование факторов основано на том, что, согласно априорной информации, они могут оказывать существенное влияние на параметры оптимизации, а также ранжируются в порядке убывания вносимого ими вклада.
Вклад каждого фактора оценивается по величине ранга - места, которое отведено экспертом при опросе данному фактору при ранжировании всех факторов с учетом их предполагаемого влияния на параметр оптимизации.
Параметр оптимизации представляет собой реакцию (отклик) на воздействие факторов, которое определяет поведение исследуемой системы.
В рассматриваемом случае в качестве параметра оптимизации выступает качество продовольственных товаров [7].
Фактором является измеряемая величина, принимающая в некоторый момент времени определенное значение и соответствующим способом оказывающая воздействие на объект.
К факторам предъявляются следующие требования: факторы должны быть управляемы-
ми, однозначными, совместными и независимыми друг от друга.
Учитывая, что для каждого фактора существует область определения, значит можно утверждать, что у факторов есть минимальное и максимальное значение, между которыми он может изменяться либо непрерывно, либо дискретно (рис. 1).
Рисунок 1 - Область определения факторов
Вывод о значимости факторов осуществляется исходя из значения суммы рангов, которая рассчитывается последующей формуле [8]:
£ „
(I)
1=1
;=1
где А[ - разность между суммой рангов каждого фактора и средней; а - ранг каждого /то фактора у/го эксперта;
/77- число экспертов; к - число факторов; z- среднее значение суммы рангов.
Для оценки согласованности мнения экспертов необходимо рассчитать коэффициент конкордации, который определяется в том случае, если в опросной лист включено к>7. Расчет коэффициента конкордации осуществляют по следующей формуле [8]:
IV =
%т\кг
■к)'
(2)
где IV— коэффициент конкордации; 5- сумма квадратов отклонений; /77- число экспертов; к - число факторов.
Вариация значений коэффициента конкордации в интервале от 0 до 1 указывает на увеличение согласованности мнений экспертов.
Таким образом, между коэффициентом кон-кордации есть связь со средним значением коэффициента корреляции Спирмена (К):
Д =-
•IV-1
-1
(3)
Оценить значимость коэффициента кон-кордации возможно с помощью распределе-
2
ния Пирсона [X ) с числом степеней свободы f=k-1, используя следующую зависимость [8]:
принять решение по результатам опроса экспертов (табл. 3).
Гипотеза о наличии согласованности мнений экспертов может быть принята, если для 5%уровня значимости при заданном числе степеней свободы табличное значение X меньше расчетного.
Таблица 3 - Рассчитанная матрица рангов
(4)
На первом этапе была определена номенклатура оцениваемых показателей, влияющих на качество и потребительные свойства продовольственных товаров:
1. Х1 - биологическая ценность;
2. Х2 - пищевая ценность;
3. Х3 - энергетическая ценность;
4. Х4- органолептическая ценность;
5. Х5- усвояемость;
6. Х6- хранимоспособность;
7. Х7- товарный вид.
На втором этапе была сформирована группа экспертов, включающая в себя потребителей и производителей продовольственных товаров на примере ООО "Родионовская слобода" г. Ростов-на-Дону. Количество экспертов составило десять человек (/77=10).
Экспертам была предложена матрица рангов, включающая в себя перечень факторов, значимость которых необходимо было оценить (табл. 2).
Таблица 2 - Заполненная матрица рангов
Фактор Эксперт X, Хг Хз Х4 Хз Хв х7 Ъ КК
1 1 5 2 3 7 4 6 0 0,88
2 1 3 2 4 5 6 7 0
3 1 5 3 2 6 4 7 0
4 2 5 1 3 6 4 7 0 0,85
5 1 4 3 2 5 7 6 0
6 1 5 4 3 2 6 7 0 0,79
7 1 4 3 2 5 7 6 0
8 2 3 1 4 7 6 5 0 0,84
9 1 3 2 4 5 6 7 0
10 2 1 3 4 5 6 7 0 0,82
Суммы рангов 13 38 24 31 53 56 65 40
Квад. откл. 729 4 256 81 169 256 625 2120
Коэф. конкорд. 0,75 0,88 6 0,79 2
Крит. Пирсона 45,42 13,279 10 0,82 3
Факторы Эксперты Х1 х2 Хз Х4 Хб Хв Х7
1 1 5 2 3 7 4 6
2 1 3 2 4 5 6 7
3 1 5 3 2 6 4 7
4 2 5 1 3 6 4 7
5 1 4 3 2 5 7 6
6 1 5 4 3 2 6 7
7 1 4 3 2 5 7 6
8 2 3 1 4 7 6 5
9 1 3 2 4 5 6 7
10 2 1 3 4 5 6 7
Для статистической обработки полученных результатов было использовано программное обеспечение, позволяющее провести анализ изучения объекта исследования и
В данном случае при числе степеней свободы /5=6, полученное расчетное значение критерия Пирсона X =45,42 больше, чем его табличное значение. Следовательно, с 95%-й достоверностью можно утверждать, что мнения экспертов относительно степени влияния факторов на качество продовольственных товаров согласуются в соответствии с коэффициентом конкордации и<=0,75
По результатам статистической обработки результатов экспертного опроса строится априорная диаграмма рангов, с помощью которой осуществляется оценка значимости факторов. В случае неравномерного экспоненциального распределения часть факторов целесообразно исключить из дальнейшего исследования.
Наглядно распределение факторов с помощью диаграммы рангов представлено на рисунке 2.
Характер распределения результатов ранжирования по априорной диаграмме указывает на то, что при исследовании потребительных свойств и качества продовольственных товаров особое внимание должно быть уделено следующим факторам: Х1 - биологическая ценность; Х3- энергетическая ценность и X - органолептическая ценность.
272
Рисунок 2 - Диаграмма рангов
Таким образом, априорное ранжирование факторов позволяет объективно определить наиболее значимые факторы при изучении процесса формирования и сохранения основополагающих товароведных характеристик продовольственных товаров.
Примечания:
1. Управление качеством. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Е.А. Горбашко [и др.]; под ред. Е. А. Горбашко.- 2-е изд., испр. - М.: Юрайт, 2018. - 323 с.
2. Gornostaeva Z.V. Transformation of International Standards of Nutrition due to Increasing Demand for Ecologically Clean Production / Gornostaeva Z.V., Zhidkov V.E. - Indian Journal of Science and Technology. - Vol 9(29). - DOI: 10.17485/ijst/2016/ v9i29/89836, August 2016.
3. Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации : кол-
лектив. моногр. - М. : Миракль, 2017.-184 с.
4.Лаврищева О.С. Формирование потребительских свойств пищевых товаров / О.С. Лаврищева, Ю.С. Чернышева//Концепции устойчивого развития науки в современных условиях : сб. статей по итогам Междунар. научн.-практ. конф. (14 декабря 2017 г., г. Казань): в б ч. / отв. ред. А. А. Суки-асян; Агентство международных исследований. - Стерлитамак: АМИ,2017. 4.2.-С. 12-14
5. Лосева Ю.В.Формирование номенклатуры потребительских
свойств продовольственных товаров / Ю.В. Лосева, Ю.С. Чернышева // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 9 декабря 2017 г.): в б-ти ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян; Агентство международных исследований. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - Ч. 1. - С. 177-179.
6. Чернышева Ю.С., Прогнозирование и оптимизация показателей качества потребительских товаров/Ю.С. Чернышева,Н.В.Лазарева, И.А. Сеню-гина //KANT- 2017. - № 4. - С. 283-287.
7. Реброва И.А. Планирование эксперимента ¡учебное пособие/ И.А. Реброва. - Омск: СибАДИ, 2010. -105 с.
8. Рогов В.А. Методика и практика технических экспериментов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Рогов, Г.Г. Поздняк. - М.: Академия, 2005.-288 с.
9. Королюк B.C., Портенко Н.И., Скороход A.B. Турбин А.Ф. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. - М. : Наука, 1985. -640 с.
ABOUT THE USEFULNESS OF TRUTH AND THE DANGERS LIE IN THE MANAGEMENT
Shevchenko Mi/ana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Professor of RANS, Specialist in Chief, Chair of Management the Food Markets and Services, Administration, Sochi
it is shown that currently lies prevail in the adoption of international public decisions, in the creation of conflict situations and the appointment of the perpetrators. Truth in international relations is unclaimed. The reason is the substitution of truth with hypotheses that are taken for reality. The problems of international relations are only conditionally true, and there is no need to find proof. The loss of logic, legislative acts lead to chaos in international relations, to sophism (deliberate lies) and paralogism (errors in conclusions).
Keywords: functional logic; hypothesis, truth, lies; international relations; paralogistic, the sophists and logistics companies; deregulation in the British government; the sources and to spread lies in the world.
О ПОЛЕЗНОСТИ ИСТИНЫ И ВРЕДЕ ЛЖИ В УПРАВЛЕНИИ
Показано, что в настоящее время ложь главенствует в принятии международных общественных решений, в создании конфликтных ситуаций и назначении виновных. Истина в международных отношениях невостребована. Причина состоит в подмене истины гипотезами, принимаемыми за действительность. Проблемы международных отношений лишь условно истинны, ив поиске доказательства не нуждаются. Потеря логики, законодатель-
УДК 658.7:656.07+06 ВАК РФ 08.00.14
© ШевченкоМ.В., 2018 © ФроловД.В., 2018