ется разработка мероприятий, направленных на формирование эффективной стратегии управления предприятием на основе концентрации на основных функциях и передаче непрофильных процессов внешним партнерам. Для их воплощения руководителям необходимо иметь набор рычагов, на основе которых принимать наиболее целесообразные решения.
Таким образом, применение предложенного механизма организации аутсорсинга бизнес-процессов позволит обеспечить: высокий уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия; рациональное использование ресурсов, минимизацию расходов; построение эффективной системы управления предприятием и усиление его конкурентных позиций.
Литература:
1. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологиименеджмента :учеб. пособие/Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИН-ФРА-М, 2009. -320 с.
2. Бравар, Ж.-Л., Морган, Р. Эффективный аутсорсинг: Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений: пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. -288 с.
3. Воробьёв. К.Ю. Классификации аутсорсинга с позиций управленческого подхода / К.Ю. Воробьёв // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2013. - № 4. - Т. 19. - С. 53-56 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsM autsorsinga-s-pozitsiy-upravlencheskogo-podhoda.
4. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. - М.: Дело, 2003. - 272 с.
5. Карашевич, В.Е. Отподряда каутсорсингу- первые шаги / В.Е. Карашевич // Инновации. - 2008. -№1(111).-С. 125-128.
6. Манойленко A.B. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности антикризисного управления / A.B. Манойленко // Вестник Международного славянского университета. Серия "Экономические науки". - 2006. - № 1. - С. 8-12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nbuv.gov.ua/oldjrn/Soc_Gum/VMSU/ econ / 2006_1 /03/06movcme.html.
7. Носачев А. Н. Аутсорсинг в тяжелом: мировой опыт и возможности для российских компаний / А.Н. Носачев//Экономика региона (электронный
научный журнал). - 2009. - № 2. С. 17-19. - Режим доступа: http://www.ic-tm.ru/info/ref_7.
8. Микале А. И. Анализ и классификация форм аутсорсинга / А. И. Микале//Экономическое пространство. - 2010. - № 37. - С. 21 б - 222 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nbuv.gov.ua/oldjrn/Soc_Gum/Ekpr/2010_37/ Statti/25.pdf.
9. Михайлов Д. М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие / Д.М. Михайлов. - М.: К НОРУС, 2006. - 256 с.
Ю.Руденко О.Н. Актуальные вопросы определения аутсорсинга / О.Н. Руденко, Е.А. Кудинова // Междуна родны й науч но-исследовател ьски й журнал. - 2013. - № 4-2(11). - С. 40-43 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/ a rticle/n/a ktua I nye-voprosy-opredeleniya-autsorsinga.
П.Сайфиева С.Н. Теоретические основы и эволюция развития аутсорсинга / С.Н. Сайфиева, М.А. Бы-кадоров // Журнал экономической теории. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН. - 2006.
- № 3.
12.Соколова Н.А. Экономический механизм организации аутсорсинга на промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)"/ Н.А. Соколова.- Челябинск, 2012. -21 с.
13.Хейвуд, Дж. Брайан Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Дж. Брайан Хейвуд; пер. с англ. Н.Е. Метоль, И.С. Половицы. - М.: Вильяме,
2004. - 176 с.
14.Цыгалов Ю.М. Механизм оценки эффективности аутсорсинга / Ю.М. Цыгалов & А.В. Дорожкин. Финансовый университет при Правительстве РФ. Управленческий консультирование.-2017. - №8.
- 36-42 с.
15. Batool М. N. Corporate governance and its role in lowering the agency theory problems // International Forum on Innovation and Organizational Change. - 2014. - № 8. - 34-42 p.
16.Blokdijk G. (2008), Outsourcing 100 Success Secrets - 100 Most Asked Questions: The Missing It.
17. Mohammed. B.N. Corporate Governance/B.N. Mohammed. International Conference on Creativity/ Faculty of Economic Sciences. - 2012, p.21. 18.Salimath M. S„ Cullen, J. В., & Umesh, U. N. (2008). Outsourcing and performance in entrepreneurial firmsxontingent relationships with entrepreneurial configurations. Decision Sciences, 39(3),359-381. 19.Zu. Water Agency of the Loire, outsource your water cycle: plant, methodological guide, February
2005, p 37.
EVALUA TION OF THE COMPETITIVENESS OF FOOD PRODUCTS ON THE EXAMPLE OF OIL AND FAT PRODUCTS OF THE ROSTOV REGION
Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor
Department of Management and Business, Institute for Entrepreneurship and Service Sector (branch), Don State Technical University, Shahty
Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Technical sciences, Professor, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol
The article expresses concern over evaluation features of the competitiveness of food products using an example of fat-and-oil products of the Rostov region. Organoleptic and physico-chemical indicators of fat-and-oil products have been incorporated as a basis for the estimation of competitiveness. The ratio of indicators of competitiveness of domestic and imported products from the standpoint of organoleptic, physical and chemical properties, price index is also analyzed in the article. Special emphasis is laid on the rationale of the relevance of the mentioned problem.
Keywords: competitiveness; quality; food products; oil and fat products.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ МАСЛОЖИРОВОЙПРОДУКЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются особенности оценки конкурентоспособности продовольственных товаров на примере масложировой продукции Ростовской области. В основу расчета конкурентоспособности были положены органолептичес-кие и физико-химические показатели масложировой продукции. В статье также проанализировано соотношение показателей конкурентоспособности продукции отечественного и импортного производств с позиций органолептических, физико-химических свойств и по ценовому показателю. Особое внимание уделяется обоснованию актуальности исследуемой проблемы. Ключевые слова: конкурентоспособность; качество; продовольственные товары; масложировая продукция.
УДК 338.658 ВАК РФ 08.00.05
© Чернышева Ю.С., 2018 © ГорностаеваЖ.В., 2018 © Жидков В.Е., 2018
Масложировая отрасль Российской Федерации занимает ведущее место в агропромышленном комплексе страны, что обусловлено разнообразием и уникальностью состава маслосодержащего сырья, а также масштабностью использования данной категории продуктов в пищевых, кормовых и технических целях. Россия обладает значительным потенциалом для производства масложировой продукции. Наиболее перспективным для климатических условий региона является выращивание подсолнечника, рапса, сои, льна и других масличных культур [1].
Активизация процессов, направленных на поддержку и развитие агропромышленного комплекса РФ, обусловила усиление конкуренции на российском рынке масложировой продукции, а также способствовала созданию крупных агропромышленных холдингов. Но, несмотря на меры государственной поддержки, для масложировой отрасли страны актуальна проблема повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Масложировая пищевая продукция включает в себя растительные масла и продукты, изготавливаемые на основе растительных или растительных и животных масел и жиров, с добавлением или без добавления воды, пищевых добавок и иных ингредиентов [2].
По данным Росстата, более 70% объемов производства масложировой промышленности приходится на нерафинированную продукцию, прошедшую механическую обработку и обладающую выраженным запахом и вкусом [3].
Структура масложировой продукции неоднородна. В 2017 году наибольший удельный вес приходился на производство растительных масел, маргарина, майонеза и майонезных соусов (рис. 1).
Производственные мощности отечественной масложировой промышленности сосредоточены в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах. Крупнейшие производители масложировой продукции расположены в ЮФО, где выпускается более 70 % общероссийского объема нерафинированных подсолнечных масел.
ЧЕРНЫШЕВА Юлия Станиславовна, кандидат технических наук, доцент
ГОРНОСТАЕВА Жанна Викторовна, кандидат экономических наук, профессор
кафедра Управления и предпринимательства, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, Шахты
ЖИДКОВ Владимир Евдокимович, доктор технических наук, профессор,
Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический
университет, Ставрополь
Збб
£ о
X
о ^
л
#
# *
Рисунок 1 - Структура производства масложировой продукции РФ в 2017 году
Осуществим расчет конкурентоспособности подсолнечных масел, изготовленных ведущими производителями масложировой продукции на примере Ростовской области.
При выборе масложировой продукции потребители значительное внимание уделяют ее органолептическим и физико-химические показателям.
При оценке конкурентоспособности необходимо учитывать органолептические и физико-химические показатели подсолнечных масел, требованиям к которым установлены в ГОСТ 1129-2013 "Масло подсолнечное. Технические условия" [4].
Сформированные исходные данные для оценки конкурентоспособности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные данные для оценки конкурентоспособности подсолнечных масел
Производитель
Юг Руси
РостАгроИмпэкс
Дон-Продукт
АгроСоюз
Агротрейдхолдинг
Энергополис
Диос-Плюс
АтлантаЮг
ТД Добролюбов
Вид масла
Рафинированное дезодорированное «Премиум»
Рафинированное дезодорированное «Высший сорт»
Рафинированное недезодорированное
Рафинированное недезодорированное
Рафинированное дезодорированное «Премиум»
Нерафинированное «Высший сорт»
Нерафинированное «Первый сорт»
Рафинированное дезодорированное «Первый сорт»
Рафинированное дезодорированное «Высший сорт»
Прозрачность
Прозрачное без осадка
Прозрачное без осадка
Легкое помутнение
«Сетка» над осадком
Прозрачное без осадка
Легкое помутнение
Осадок
Прозрачное без осадка
Прозрачное без осадка
Учитывая, что масложировая продукция ориентирована на множество покупателей, поэтому для оценки ее конкурентоспособности необходима методология, действенность которой в значительной степени обуславливается применением статистических методов сбора и обработки информации.
Выбор параметров конкурентоспособности товаров формирует процедуру оценки, когда на первый план выходят именно те характеристики продукции, которые имеют наибольшую значимость для покупателя.
Определение весомости параметров масложировой продукции осуществлялось экспертным методом. В качестве экспертов выступили потребители, которым было предложено оценить значимость влияния характеристик подсолнечного масла на его конкурентоспособность.
Весомость всех параметров масложировой продукции не должна превышать 1,0, распределение значений коэффициентов весомости представлено на рисунке 2.
На следующем этапе эксперты должны были осуществить балльную оценку параметров подсолнечного масла конкретного производителя в интервале 1 до 5 баллов.
Результаты балльной оценки образцов масложировой продукции с учетом коэффициентов весомости представлены в таблице 2.
Распределение результатов оценки подсолнечных масел различных производителей Ростовской области представлено на рисунке 3.
Анализ данных рисунка 3 показал, что наибольшее количество баллов набрала масложировая продукция ООО "Агротрейдхолдинг", ООО "Юг Руси" и ООО "ТД Добролюбов", но при этом она оказалась менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией импортного производства.
Соотношение показателей конкурентоспособности отечественных и импортных подсолнечных масел в категории нерафинированное, рафинированное недезодорированное, рафинированное дезодорированное масло, представлено на рисунке 4.
Запах, вкус
Без запаха, обезличенный вкус
Без запаха, обезличенный вкус
Без посторонних запахов,вкус свойственный маслу
Без запаха, обезличенный вкус
Без посторонних запахов, вкус свойственный маспу
Без запаха, обезличенный вкус
Без запаха,
обезличенный
вкус
Кислотное число, мг
0,30
0,30
0,40
0,40
0,30
1,50
4,00
0,30
0,30
ного и импортного производства по ценовому показателю.
Расчет единичных показателей конкурентоспособности масложировой продукции необходимо осуществлять по следующей формуле [5]:
Г _ ^ П
о)
гДе Е,
Рисунок 2 - Распределение коэффициентов весомости характеристик подсолнечного масла
Таблица 2 - Результаты балльной оценки подсолнечных масел с учетом коэффициентов весомости
Производитель Он енка показателей продукции, балл Общий балл
Вид масла Прозрачность Запах Вкус Кислотное число
Юг Руси 1,15 0,90 1,10 1,05 0,64 4,84
РостАгроИмпэкс 0,46 0,36 0,44 0,42 0,32 2,00
Дон-Продукт 0,46 0,36 0,44 0,42 0,48 2,16
АгроСоюз 0,69 0,54 0,66 0,63 0,48 3,00
Агротрейдхолдинг 1,15 0,90 0,88 1,05 0,80 4,78
Энергополис 0,46 0,36 0,44 0,42 0,32 2,00
Диос-Плюс 0,23 0,18 0,22 0,21 0,16 1,00
АтлантаЮг 0,69 0,54 0,66 0,63 0,48 3,00
ТД Добролюбов 0,92 0,72 0,88 0,84 0,64 4,00
единичныи показатель конкурентоспособности масложировой продукции по цене; Цп - цена производителя на масло-жировую продукцию; Ц - цена конкурирующего производителя на масложировую продукцию.
Для расчета конкурентоспособности подсолнечных масел были использованы данные о средних рыночных ценах за 1 литр аналогичной продукции отечественного и импортного производства.
Результаты оценки в категориях нерафинированной, рафинированной не-дезодорированной и рафинированной дезодорированной масложировой продукции представлены на рисунке 5.
Анализ полученных результатов показал, что масложиро-вая продукция отечественного производства является более конкурентоспособной в ценовом аспекте по сравнению с аналогичной продукцией импортного производства.
По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности, используя для этого следующую формулу [6]:
РисунокЗ - Распределение результатов оценки подсолнечных масел различных производителей, балл
Анализ полученных результатов показал, что во всех категориях масложировая продукция отечественного уступает продукции импортного производства. На следующем этапе необходимо было оценить конкурентоспособность масложировой продукции отечествен-
ен =
(2)
где /л - групповой показатель по потребительным параметрам;
п - число параметров, участвующих в оценке;
а - весомость /'-то параметра;
qj-единичный показатель по нщ параметру-
На базе групповых показателей определяют интегральный показатель конкурентоспособности продукции [6]:
I.
(3)
Если Ко>К^ то отечественная продукция превосходит по конкурентоспособности аналогичный импортный образец, если Ко </Г, то уступает ему, если К = Ки - оба образца находятся на одном уровне.
вой продукции можно сделать сделать следующие выводы:
- уровень конкурентоспособности отечественного рафинированного дезодорированного масла выше, чем у аналогичной продукции импортного производства;
- уровень конкурентоспособности отечественного рафинированного недезодориро-ванного масла соответствует уровню аналогичной продукции импортного производства;
- уровень конкурентоспособности отече-
ственного нерафинированного масла значительно ниже, чем у аналогичной продукции импортного производства.
Проведенное исследование показало, что на наличии сырьевой базы и поддержки со стороны государства отечественным производителям масложировой отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции за счет использования более современных подходов к производству и системе дистрибьюции готовой продукции.
Рисунок4- Соотношение показателей конкурентоспособности отечественных и импортных подсолнечных масел
Рисунок5 - Соотношение ценовых показателей конкурентоспособностиотечественных и импортных подсолнечных масел
По результатам расчета интегрального показателя конкурентоспособности масложиро-
Примечания:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_128940/ (дата обращения: 15.10.2018).
2. Технический регламент Таможенного союза TP ТС 024/2011. О безопасности масложировой продукции// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1 24164/ (дата обращения: 16.10.2018).
3. Обзор масложировой отрасли государств-членов Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.eurasiancomrnission.org/ru/act/ prom_i_agroprom/.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
4. ГОСТ 1129-2013. Масло подсолнечное. Технические условия. - Введ.: 2014-07-01. - М. : Стан-дартинформ, 2014. - 15 с.
5. Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации :
коллектив, моногр. / Айдинова, А. Т. [и др.]. - М. : Миракль, 2017.- 184 с.
6. Чернышева, Ю.С., Прогнозирование и оптимизация показателей качества потребительских товаров/Ю.С. Чернышева,Н.В.Лазарева, И.А.Сеню-гина // KANT- 2017. - № 4. - С. 283-287.