LH
s о
LH 3-
s X
О X
о
л
#
* *
264
рые можно прогнозировать; периодические, которые представляют собой отслеживаемые факторы, проявляющиеся через определенный период времени; непериодические, то есть неотслеживаемые факторы, возникающие через различные периоды времени.
3. По характеру воздействия: экстенсивные факторы, связанные с количественным ростом, например, увеличение объемов потребляемого сырья, материалов, энергии и других элементов оборотных средств предприятия; интенсивные факторы, которые связаны с использованием резервов (например, внедрение новых видов техники).
4. По степени воздействия - основные факторы, оказывающие решающее воздействие на конечные показатели деятельности предприятия, и второстепенные факторы, не оказывающие решающего воздействия.
5. По направлению воздействия: редуцирующие, компенсирующие и результирующие факторы устойчивого развития предприятия. При возникновении возмущающих воздействий, нарушающихустойчивое функционирование и развитие предприятия, редуцирующие факторы направлены на уменьшение ожидаемых потерь, компенсационные факторы - на возмещение возможных потерь, результирующие факторы - на совершенствование всех подсистем в составе предприятия и достижение его устойчивого развития.
Рассмотрев существующие классификации факторов и исследовав их влияние на успешное функционирование и устойчивое развитие предприятия, мы пришли к следующим выводам:
1. На устойчивое развитие современного промышленного предприятия воздействует большое количество разнообразных внешних и внутренних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.
2. Между внешними и внутренними факторами, воздействующими на устойчивое развитие предприятия, имеется тесная взаимосвязь. При этом внутренние факторы характеризуют потенциальные возможности предприятия к устойчивому развитию, а внешние факторы определяют условия для их реализации.
3. При принятии управленческих решений касательно функционирования и устойчиво-
го развития предприятия необходимо учитывать, прежде всего, те факторы, которые в наибольшей степени влияют на него, относятся к краткосрочным, постоянно действующим, интенсивным, основным и результирующим.
Литература:
1. Анпилов С.М. Ключевые факторы устойчивого развития современных предприятий // Вопросы экономики и права. - 2012. - №б. - С. 40-45. [Электронный ресурс] - URL: http://law-journal.ru/files/ pdf/201206/201206_40.pdf.
2. Власенко М.Н., Шедько Ю.Н. Экономическая безопасность и ее экологическая составляющая -значимый фактор устойчивого развития предприятий в условиях современного рынка [Электронный ресурс] // Стратегия бизнеса. - 2017. -№2(34). - С. 21-24. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-i-ee-ekologicheskaya-sostavlyayuschaya-znachimyy-fa ktor-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiy-v-usloviyah.
3. Зингер O.A., Ильясова A.B. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. - 2015.- №1-1. [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18044.
4. Калабаева А.О. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия // ЭКОНОМИНФО. - 2011. - №15. - С. 50-54. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/fa ktory-vliyayuschie-na-ustoychivoe-razvitie-promyshlennogo-predpriyatiya.
5. Кондаурова Д.С. Систематизация факторов обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия / Д.С. Кондаурова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №1(54). - С. 693-697. [Электронный ресурс] - URL: http:// naukarus.com/sistematizatsiya-faktorov-obespecheniya-ustoychivogo-razvitiya-promyshlennogo-predpriyatiya.
6. Кондаурова Д.С. Устойчивое развитие современного предприятия: факторы обеспечения / Д.С. Кондаурова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №9(119). - С. 67-74. [Электронный ресурс] - URL: http://vestnik.sseu.ru/view_pdf.php?pdf=5729.
7. ЛейбертТ.Б. Экономическая устойчивость про-мышленногоп ред п риятия: сущн ость, соде ржа н ие и факторы. [Электронный ресурс] - URL: http:// www.science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/ leibert_ekonom.htm.
8. Попова Л.Ф. Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия. [Электронный ресурс] - URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsionnyh-teh nologiy-na-formi rova nie-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiya.
FORECASTING OF FUEL AND ENERGY RESOURCES CONSUMPTION IN ST. PETERSBURG FOR THE LONG TERM Treyman Marina Gennadevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Organization of Production
Anokhina Oksana Alekseevna, Undergraduate student
St. -Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Higher School of Technology and Energy, St. -Petersburg
The study of the strengths and weaknesses of the North-West region in terms of consumption of fuel and energy resources showed that there is a set of problems in the use of fuel and energy resources in the city, which generally leads to a negative environmental situation in the area. The main factors taken for forecasting include: population size, duration of the heating period, plans for reconstruction and development of production capacities of thermal power enterprises in the region, changes in temperature conditions. Further, 3 variants of the forecast of consumption in the context of the main fuel and energy resources for the period 2018-2032 were compiled by the method of scenarios. The most likely of them is a realistic, based on the reduction of consumption of traditional energy sources (coal, natural gas, fuel oil), as well as the growth of natural gas consumption and in the near future the maximum transition to it.
Keywords: fuel and energy resources; factors affecting resource consumption; scenario method in forecasting; long-term forecast.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Исследование сильных и слабых сторон Северо-Западного региона в части потребления топливно-энергетических ресурсов показало, что существует комплекс проблем по использованию ТЭР в городе, что в общем приводит к негативной экологической ситуации на данной территории. К основным факторам, взятым для прогнозирования, относятся: численность населения, длительность отопительного периода, планы реконструкции и развития производственных мощностей теплоэнергетических предприятий региона, изменение температурных режимов. Далее методом сценариев были составлены 3 варианта прогноза потребления в разрезе основных топливно-энергетических ресурсов за период 2018-2032гг. Наиболее вероятным из нихявляе тся реалистичный, основанный на сокращении потребления традиционных источников энергии (уголь, природный газ, мазутное топливо), а также роста потребления природного газа и в ближайшем будущем максимальный переход на него. Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; факторы, влияющие на потребление ресурсов; метод сценариев в прогнозировании, прогноз на долгосрочную перспективу.
УДК 338.984 ВАК РФ 08.00.05
© ТрейманМ.Г., 2018 ©Анохина О.А., 2018
Проблема использования топливно-энергетических ресурсов является актуальной и значимой для города и сохранения современных тенденций к экологизации и рационализации использования природных ресурсов, для наиболее полного социально-экономического развития города необходимо оценивать возможности по использованию его природно-ресурсного потенциала.
Факторы, определяющие тренды развития направлений использования ТЭР для Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе
На тренды развития направлений использования топливно-энергетических ресурсов влияют следующие факторы:
- численность населения;
- длительность отопительного сезона;
- строительство новых источников энергии;
- развитие существующих предприятий и реконструкция существующих энергетических объектов.
Сценарный метод является наиболее подходящим методом для составления дальнейшего прогноза топливно-энергетических ресурсов. Помимо него в процессе прогнозирования будет использован прием динамических рядов. Также необходимо применить графический метод как для составления прогноза, так и для анализа потребления ТЭР на данный момент.
ТРЕЙМАН Марина Г°ннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и организации производства
АНОХИНА Оксана Алексеевна, магистрант
Санкт-Пе тербургский
государственный
университет
промышленных технологий и дизайна, Высшая школа технологии и энергетики, Санкт-Петербург
ш S
О ш
X
О X
о ^
й
■X
■X *
266
Прогноз использования ТЭР для Санкт-Петербурга методом сценариев
В исследовании авторами разработано три варианта прогноза с использованием метода временных рядов и других статистических методов. Также прогнозирование представлено с использованием сценарного метода, то есть прогноз сформирован в трех вариантах развития использования топливно-энергетических ресурсов: реалистичном; оптимистическом; пессимистическом. Прогноз составлен на долгосрочную перспективу (до 2032 гг.) с выделением как традиционных видов вторичного (бензин, дизельное топливо) и первичного топлива (природный газ, уголь, мазут), так и альтернативного топлива (биотопливо). Прогноз отражает развитие города в части использования топливно-энергетических ресурсов и позволит продумать долгосрочные управленческие решения и мероприятия для улучшения энергетической и экологической ситуации в региональном масштабе.
Основой для прогнозирования послужили нормативно-правовые документы и законодательные акты регионального характера [1,2,3,4,5,6,7,8,9].
Помимо этого, при формировании реалистичного прогноза (табл. 3. и табл.4.) были заложены следующие долгосрочные тенденции развития города: стремление снизить общее потребление ТЭР и уйти от традиционных и неэкологичных видов топлива (уголь, мазут), улучшить общие показатели по потреблению ТЭР за счет внедрения мероприятий по энергоэффективности. В данных по дизельному топливу и бензину учтено потребление транспортных систем города как на сегодняшний день, так и в дальнейшей перспективе. Основа прогноза разработана с учетом постановления Губернатора Санкт-Петербурга №14-пг от 14.02.2018. Также были учтены тенденции к планируемому строительству и реконструкции схемы теплоснабжения города с учетом ресурсоснабжающих организаций.
К концу прогнозируемого периода ожидается увеличение потребления природного газа на 2,14 млрд м3, или на 18,0%, снижение потребления угля на 19,90 тыс. т, или на 66,3%, потребления мазута - на 23,62 тыс. т, или на 99,4%, потребления дизельного топлива - на 88,75 тыс. т, или на 4,5% и потребления бензина - на 92,92 тыс. т, или на 4,8%.
Данные пессимистичного прогноза приведены в таблицах 5 и 6. В прогнозе отражены негативные тенденции дальнейшего потребле-
ния города - они заключаются в значительном потреблении традиционных видов топлива (мазут, уголь) и низком потреблении газа относительно реалистичного прогноза. К концу прогнозируемого периода ожидается увеличение потребления природного газа на 1,55 млрд. м3, или на 13,2%, снижение потребления угля - на 9,65 тыс. т, или на 32,1 %, потребления мазута - на 24,75 тыс. т, или на 99,2%, потребления дизельного топлива - на 39,32 тыс. т, или на 39,3%, и потребления бензина - на 76,06 тыс. т, или на 3,8%.
В оптимистичном прогнозе, данные которого приведены в таблицах 7 и 8, отражен рост потребления газа за счет перехода котельных на новые системы, снабжения котельных и ТЭЦ и перевооружения их новым более мощным оборудованием, работающим на газе, отражено снижение потребления угля и мазутного топлива за счет внедрения альтернативных видов топлива, и отражено сокращение использования дизельного топлива, что, в первую очередь, связано с перепланировкой деятельности АО "РЖД". В стратегии развития этого предприятия заложено снижение потребления дизельного топлива, а также реконструкция двигателей автотранспорта и использования значительно меньшего количества бензина. Альтернативное топливо будет использоваться не только в энергетике, но и в транспортных системах.
К концу прогнозируемого периода ожидается увеличение потребления природного газа на 3,70 млрд м3, или на 28,9%, снижение потребления угля - на 26,69 тыс. т, или на 88,9%, потребления мазута - на 20,14 тыс. т, или на 96,1%, потребление дизельного топлива - на 230,19 тыс. т, или на 11,9% и потребление бензина - на 249,43 тыс. т, или на 13,0%. Также планируется ввести альтернативное топливо, размер потребления которого в 2032 году составит 930 т. Оно будет использоваться не только в энергетике, но и в логистическом комплексе.
Значительное сокращение потребления ресурсов в 2021-2022 годах происходит за счет внедрения мероприятий по повышению энергоэффективности, то есть разработка предприятиями производственных программ для снижения потерь, внедрение экономичных установок по использованию топлива и перевода всех котельных на потребление газа с других традиционных видов топлива, таких как уголь и мазут.
Таблица 3 - Реалистичный прогноз потребления ТЭР с 2018 - 2025 гг.
Таблица 7 - Оптимистичный прогноз потребления ТЭР с 2018 - 2025 гг.
Вид топлива Ед.изм. 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Перспективные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 11,881 12,043 12,2В0 12,531 12,782 12,804 13,100 13,164
Уголь тыс. т 30,012 28,484 26,439 25,040 20,310 19,341 18,002 17,106
Мазут тыс. т 23,772 22,507 21,391 20,216 14,967 11,978 8,847 5,946
Дизельное тыс. т 1 956,176 1 997,180 2 031,834 2 076,411 2 110,028 2 087,931 2 046,286 2 005,272
топливо
Бензин тыс.т. 1 938,357 1 961,451 1 997,757 2 038,171 2 057,918 2 038,826 2 000,181 1 962,167
Таблица 4- Реалистичный прогноз потребления ТЭР с 2026 - 2032 гг.
Вид топлива Ед.изм. 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032
Перепет* вные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 13,132 13,155 13,203 13,431 13,498 13,633 14,017
Уголь тыс. т 16,528 15,023 13,904 13,114 12,429 11,000 10,113
Мазут тыс. т 3,557 1,463 0,851 0,550 0,398 0,186 0,150
Дизельное топливо тыс. т 1 973,931 1 946,520 1 922,540 1 906,464 1 891,385 1 877,825 1 867,425
Бензин тыс.т. 1 933,825 1 909,415 1 888,497 1 875,421 1 863,342 1 852,826 1 845,439
Таблица 5 - Пессимистичный прогноз потребления ТЭР с 2018 - 2025 гг.
Вид топлива Ед.изм. 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Перспе!сгивные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 11,714 11,844 11,870 12,054 12,160 12,243 12,340 12,459
Уголь тыс. т 30,012 29,248 28,226 27,126 23,966 23,443 22,997 22,698
Мазут тыс. т 24,958 23,111 21,944 19,480 16,603 12,312 10,174 6,941
Дизельное топливо тыс. т 1 995,300 2 037,124 2 082,630 2 128,321 2 162,779 2 151,151 2 119,738 2 098,543
Бензин тыс.т. 1 979,062 2 002,641 2 039,713 2 080,973 2 104,197 2 083,155 2 062,324 2 041,701
Таблица б - Пессимистичный прогноз потребления ТЭР с 2026 - 2032 гг.
Вид топлива Ед.изм. 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032
Перспективные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 12,523 12,652 12,733 12,878 13,005 13,107 13,263
Уголь тыс. т 22,505 22,004 21,631 21,367 21,139 20,663 20,367
Мазут тыс. т 3,913 2,031 1,609 0,936 0,603 0,439 0,206
Дизельное топливо тыс. т 2 077,557 2 056,782 2 036,213 2 015,851 1 995,693 1 975,736 1 955,978
Бензин тыс.т. 2 021,284 2 001,071 1 981,060 1 961,249 1 941,637 1 922,212 1 902,998
Вид топлива Ед.изм. 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Перспективные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 12,802 13,947 14,005 14,211 14,512 14,568 14,838 15,085
Уголь тыс. т 30,012 28,17В 25,724 24,046 18,370 16,974 15,046 13,756
Мазут тыс. т 20,961 18,262 15,400 12,993 11,300 8,825 7,078 4,536
Дизельное топливо тыс. т 1 936,614 1 977,208 2 011,516 2 055,647 2 082,928 2 053,840 1 996,764 1 926,978
Бензин тыс.т. 1 918,973 1 971,836 1 977,779 2 017,789 2 037,309 1 998,249 1 936,511 1 886,417
Альтернативное топливо тыс.т. 0,000 0,000 0,000 0,000 0,681 0,688 0,700 0,691
Таблица 8 - Оптимистичный прогноз потребления ТЭР с 2026 - 2032 гг.
Вид топлива Ед.изм. 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032
Перспективные годовые расходы топлива
Природный газ млрд. м3 15,405 15,430 15,615 16,159 16,306 16,353 16,500
Уголь тыс. т 12,923 10,756 9,144 8,007 7,020 4,964 3,326
Мазут тыс. т 2,840 1,221 1,011 0,982 0,972 0,965 0,822
Дизельное топливо тыс. т 1 875,549 1 821,846 1 790,875 1 762,221 1 741,074 1 723,663 1 706,427
Бензин тыс. т. 1 822,628 1 782,473 1 752,171 1 724,136 1 703,447 1 686,412 1 669,548
Альтернативное топливо тыс.т. 0,711 0,720 0,733 0,809 0,911 0,923 0,934
Таким образом, проведенное прогнозирование позволяет определить не только комплекс существующих проблем, но и оценить с экономических позиции направления разви-
тия города, а также найти пути решения и варианты наиболее эффективного потребления и использования топливно-энергетических ресурсов.
LU
s о
UJ 3-
s X
О X
о
л
#
* *
268
Примечания:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года №1257 "О концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения"- [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://«/«/«/. assembly.spb.ru
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 июля 2011 года №945 "О Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года" (с изменениями на 14 июня 2017 года) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://«/«/«/. assembly.spb.ru
3. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга №52-пг от 30 мая 2017 года "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2017-2021 годы" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИрэУЛллллл/. gov.spb.ru
4. Постановление губернатора Санкт-Петербурга №14-пг от 14 февраля 2018 года "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2018-2022 годы" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬИрэ:// www.gov.spb.ru
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" (с изменениями на 11 июня 2014 года) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru
6. Распоряжение Правительства Российской Фе-дерацииот13 ноября2009года №1715-р"ОбЭнер-гетической стратегии России на период до 2030 года" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru
7. Государственный доклад "О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Санкт-Петербурге в 2016 году"- [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬНрэ:// minenergo.gov.ru
8. Обосновывающие материалы. Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга до 2032 года (актуализация на 2018 г.). Книга 5 (Глава 6). Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии. Санкт-Петербург, 2017. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gov.spb.ru
9. Обосновывающие материалы "Схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2032 года (актуализация на 2018 г.)". Книга 8 (Глава 8). Перспективные топливные балансы. Санкт-Петербург, 2017. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gov.spb.ru.
INVE5TIGA TION OF THE FA CTORS FORMING CONSUMER PROPERTIES OF FOOD PRODUCTS Chernisheva Julia Stanislavovna, PhD of Technical science, Associate Professor Gornostaeva Zhanna Viktorovna, PhD of Economics, Professor
Department of Management and Business, institute for Entrepreneurship and Service sector (branch), Don State Technical University, Shahty
Zhidkov Vladimir Evdokimovich, DSc of Engineering Sciences, Professor, Head of the Department of Service, Technological institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol
The article discusses the features of the study and evaluation of the factors that shape the quality of food products. A priori ranking of factors allows to objectively determine the most important factors in the study of the process of formation and preservation of the basic characteristics of food commodities.
Keywords: quality; food products; factors; consumer properties.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ
УДК 338.658 ВАК РФ 08.00.05
© Чернышева Ю.С., 2018 © Горностаева Ж.В., 2018 ©Жидков В.Е., 2018
В статье рассматриваются особенности исследования и оценки факторов, формирующих качество продовольственных товаров. Априорное ранжирование факторов позволяет объективно определить наиболее значимые факторы при изучении процесса формирования и сохранения основополагающих товароведных характеристик продовольственных товаров.
Ключевые слова: качество;продовольственные товары; факторы; потребительные свойства.
История исследования категории "качество" насчитывает значительное количество лет, но до сих пор по данному вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. В настоящее время существует различное количество разнообразных аспектов понятия "качество": качество