Научная статья на тему 'Формирование системы топливно-энергетического обеспечения Мурманской области'

Формирование системы топливно-энергетического обеспечения Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РФ / РЫНОК / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СТРУКТУРА / ТОПЛИВНЫЕ ПОСТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биев А. А.

В статье раскрываются результаты работы, проводимой автором в рамках тематики обеспечения энергетической безопасности северных регионов Российской Федерации. На примере Мурманской области выполнена оценка существующих тенденций формирования рынка топливно-энергетических ресурсов северной территории. Проведен анализ сложившейся структуры региональных топливных поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Биев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы топливно-энергетического обеспечения Мурманской области»

формирование системы

топливно-энергетического обеспечения мурманской области

а. а. биев,

кандидат экономических наук, научный сотрудник сектора экономики и организации товародвижения отдела регионального и муниципального управления на севере РФ Е-mail: biyev@mail. ш

Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН

В статье раскрываются результаты работы, проводимой автором в рамках тематики обеспечения энергетической безопасности северных регионов Российской Федерации. На примере Мурманской области выполнена оценка существующих тенденций формирования рынка топливно-энергетическихресурсов северной территории. Проведен анализ сложившейся структуры региональных топливных поставок.

Ключевые слова: система, топливно-энергетическое обеспечение, северные территории РФ, рынок, топливно-энергетическиересурсы, Мурманская область, структура, топливные поставки.

Особенностью системы топливно-энергетического обеспечения многих северных территорий является недостаточная развитость или практически полное отсутствие собственных топливно-сырьевых баз, объектов нефтегазопереработки, низкая транспортная освоенность. По этой причине проблема обеспечения бесперебойности топливных поставок как важнейшего вида материально-технического снабжения на Севере в сложившихся условиях хозяйствования является одной из ключевых. Она же в первую очередь учитывается при планировании и реализации территориальных проектов.

Принято считать, что кардинальное решение указанной проблемы возможно только на основе создания опорной транспортной сети с использованием водной, трубопроводной или железнодорожной доставки, а также размещения на территории комплексов локального производства энергоресурсов. Преобладающее выделение ключевой роли именно железнодорожного транспорта в системе

энергообеспечения и грузораспределения северных территорий объясняется его независимостью от природно-климатического и сезонного факторов, а также относительно низкими (по сравнению с автомобильной и авиационной доставкой) транспортными издержками, что обеспечивает приемлемую надежность соблюдения графиков транспортировки и ее относительно низкую стоимость. Наличие сравнительно развитой территориальной сети железнодорожных коммуникаций на территории некоторых северных районов (например, на территории Европейского Севера РФ) в значительной степени облегчает решение указанной проблематики. Однако задачи по снижению затратности системы энергоресурсного обеспечения региональных экономических систем на Севере являются все же одними из наиболее острых вопросов, касающихся устойчивого социально-экономического развития северных территорий России.

В качестве типичного примера северной территории, где проблема поставок топлива, территориальной обеспеченности энергоресурсами, формирования эффективного топливного рынка достаточно актуальна, рассматривается Мурманская область. Отличительной особенностью системы топливных поставок Мурманской области от других северных территорий страны является практически полное отсутствие собственной топливно-сырьевой базы при наличии здесь относительно развитой системы железнодорожных коммуникаций. Железнодорожная сеть соединяет наиболее крупные населенные пункты и служит базой системы грузового транзита, распределения

- 51

и перевалки на другие виды транспортных средств. Доставка по железной дороге также используется и для завоза топлива на территорию Мурманской области из других регионов России.

Дальнейшее распределение энергоресурсов, в частности светлых нефтепродуктов, организуется посредством сети областных нефтебаз и автозаправочных станций с привлечением специализированного автомобильного транспорта. Котельное топливо (уголь, топочный мазут), как правило, напрямую поставляется на объекты топливного складирования крупных теплоэнергетических предприятий. Для этого у них имеются соответствующие подъездные железнодорожные пути [7]. Предприятия тепло- и электроэнергетики области также являются и основными потребителями данных видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Современная структура потребления Мурманской области характеризуется достаточно большим удельным весом потребления высококачественных и наиболее дорогостоящих видов энергоносителей — автомобильных бензинов и дизельного топлива. Тем не менее превалирующую долю в суммарном энергопотреблении занимает котель-но-печное топливо, в частности топочный мазут и уголь (до 75 %), что характерно для большинства российских северных территорий. Потребление газа в области существенно ограничено высокозатратным характером транспортировки этого вида энергоносителя на территорию региона (железнодорожная и автодоставка в сжиженном состоянии), сферой использования (почти исключительно для коммунально-бытовых нужд), а также неразвитостью соответствующей газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры муниципальных образований.

Территориально наиболее крупными центрами потребления являются областной центр г. Мурманск, а также гг. Кировск и Апатиты с подведомственными территориями, в сумме потребляющие более 60 % от всех завозимых энергоресурсов (рис. 1). Высокий уровень потребности в топливно-энергетических ресурсах этих городов обуславливается, в первую очередь, наличием крупных промышленных и производственных объектов, значительной плотностью населения, проживающего в пределах муниципальных образований, уровнем территориального промышленного производства, спецификой местных условий хозяйствования.

Если в период существования плановой экономики на обеспечение северо-западных районов страны (Мурманской области в том числе) светлыми нефтепродуктами был ориентирован

52 -

Мозырский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), расположенный в Белоруссии, а мазутом — Киришский НПЗ (Ленинградская область), то в настоящее время основными источниками поставок нефтепродуктов на территорию Мурманской области является целый ряд российских нефтеперерабатывающих предприятий. К ним относятся: Ухтинский НПЗ (р. Коми, входит в состав вертикально интегрированной нефтяной компании ОАО «ЛУКОЙЛ»), Киришский НПЗ (ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ), принадлежит ОАО «Сургутнефтегаз»), Ярославский НПЗ (ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», принадлежит ОАО «Славнефть»), а также два НПЗ, принадлежащих норвежской государственной НГК «Statoil ASA», расположенных в Норвегии и Дании. Кроме того, регулярные поставки нефтепродуктов осуществляются от других отечественных НПЗ, расположенных в центральной части России: Рязанского НПЗ (принадлежит ОАО «ТНК-ВР»), Самарского (Куйбышевского) НПЗ, Нижегородского НПЗ (НОРСИ, принадлежит ОАО «ЛУКОЙЛ»), а также с НПЗ ОАО «Башнефтехим».

С точки зрения близости географического расположения, наименьших по сравнению с другими производителями топлива транспортных затрат на его поставку наиболее оптимальными конкурентными характеристиками обладает продукция Киришского НПЗ (Ленинградская область). Стоимость доставки нефтепродуктов этого предприятия в региональную оптово-розничную сеть является наиболее низкой. Однако по причине экспортной ориентированности Киришского НПЗ (более 2/3 его продукции реализуется за рубежом) основные объемы поступления в область наиболее востребованных видов топлива (топочный мазут, автобензины и дизельное топливо) осуществляются с Рязанского, Самарского и Ухтинского НПЗ. Таким образом, с точки зрения географии топливных поставок существующая схема завоза топлива из

Ковдор 7%

Кандалакша, 6%

Оленегорск, 5%.

Другие, 1%

Заполярный Никель, 7%

Мончегорск 10%

.Мурманск, 39%

Апатиты-Кировск, 25%

Рис. 1. Концентрация потребления топлива по промышленным узлам Мурманской области

других регионов представляется нерациональной, характеризующейся традиционно высокой долей транспортных издержек в конечной цене энергоресурсов. Такая ситуация характерна не только для Мурманской области, но и для других северных регионов РФ, в частности Республики Карелия, Архангельской области, Республики Тува, Камчатского края и др.

Часть поставок топочного мазута на теплоэнергетические предприятия г. Мурманска осуществляются от нефтеперерабатывающих заводов норвежской государственной НГК «Statoil». С них же для розничной реализации на АЗС компании, расположенных на территории Мурманской области, завозится дизельное топливо и автомобильные бензины с высоким октановым числом (АИ-95, АИ-98). Несмотря на меньшее расстояние, стоимость такой доставки существенно ограничивается транспортными условиями (доставка автотранспортом) и высокими импортными пошлинами на ввозимые нефтепродукты. Именно поэтому цены на норвежское топливо несколько выше, чем на аналогичное топливо отечественного производства [1].

В 2009 г. на территории Мурманской области функционировали 22 крупные оптово-розничных организации, занимающиеся поставками и сбытом нефтепродуктов [2]. Несмотря на отсутствие близко расположенных собственных нефтеперерабатывающих заводов (ближайший — Туапсинский НПЗ), одно из доминирующих положений на рынке поставок нефтепродуктов в Мурманской области занимает государственное предприятие — ОАО «НК «Роснефть»». Ее дочернее сбытовое подразделение ОАО «Роснефть — Мурманскнефтепродукт», в советское время бывшее частью централизованной системы снабжения нефтепродуктами (Мурманское управление Главнефтеснаба РСФСР), в настоящее время за счет обладания развитой сетью нефтебаз в регионе продолжает играть ключевую роль как в крупных оптовых поставках нефтепродуктов с НПЗ по железной дороге, так и в мелкооптовой торговле топливом со складов нефтебаз. Обладание развитой сетью нефтебаз на территории области (Оленегорская, Кировская, Кандалакшская, Никельская) позволяет ей развивать объемы своих поставок. Если в 2002 г. общие объемы поставок нефтепродуктов ОАО «Роснефть» в область достигали 94,86 тыс. т (реализовано через сеть АЗС 29,4 тыс. т), то уже в 2005 г. по данным самой компании [6] ее товарооборот составил около 330 тыс. т нефтепродуктов. В 2006—2009 гг. объемы продаж предприятия несколько снизились

и составили около 220 тыс. т, однако уровень сбыта моторного топлива остается стабильно высоким и продолжает расти.

Поставки нефтепродуктов осуществляются от группы Самарских НПЗ на основе соглашений о переработке ими давальческого сырья компании [3]. Кроме того, компания «Роснефть» традиционно является основным оператором поставок нефтепродуктов в районы с ограниченной транспортной доступностью. И хотя ежегодные объемы этих поставок невелики (163,46 т дизтоплива в отдаленные населенные пункты Терского района и около 80 т в Ловозерский район в 2005 г.) [4], они выполняют важную социальную функцию поддержки системы жизнеобеспечения муниципальных потребителей, находящихся вне зоны централизованного топливоснабжения.

Другой доминирующей компанией на рынке нефтепродуктов Мурманской области является ОАО «ЛУКОЙЛ» (дочернее предприятие нефтеп-родуктообеспечения ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»). Поставки топлива с НПЗ компании (Ухтинского НПЗ) в область уже в 1999 г. превысили 160 тыс. т (в рамках соглашения о поставке топочного мазута на условиях товарного кредита между Правительством Мурманской области и НК ОАО «КомиТЭК»). По оценке на 2009 г., объем поставок всех видов нефтепродуктов компании составил не менее 300 тыс. т.

Суммарная доля этих компаний в региональных поставках нефтепродуктов превышает 39 % (20,6 и 18,75 % соответственно), при этом не менее 10,9 % от суммарного объема поставок на региональном рынке энергоресурсов принадлежит компании №йо» (рис. 2).

Для количественной оценки уровня конкурентной борьбы в регионе автором был использован индекс концентрации четырех крупнейших поставщиков CR4, который равен 50,25.

Другие 49%

Лукойл 19%

Роснефть 21%

Рис. 2. Структура поставок нефтепродуктов на региональный рынок Мурманской области

Statoil 11%

Это означает, что более половины регионального рынка контролируется несколькими наиболее крупными операторами. Оставшаяся часть поделена между собой множеством других, более мелких нефтетрейдеров, в большинстве своем являющихся перекупщиками топлива на региональных рынках Северо-Запада России. Использование индекса Херфиндаля-Хиршмана и других показателей, характеризующих степень концентрации регионального топливного рынка, было затруднено вследствие отсутствия полных данных обо всех поставщиках энергоресурсов на территории области и их рыночных долях.

Важнейшую роль в обеспечении населения области, организаций и региональных предприятий моторным топливом играет сбытовая сеть автозаправочных станций (АЗС). Большая их часть — 115 из 177 имеющихся (по данным на начало 2009 г.) — общего пользования [2]. Многие из них принадлежат пяти наиболее крупным компаниям — ОАО «НК Роснефть» (дочерняя сбытовая компания «Роснефть — Мурманскнефтепродукт»), «Лукойл», норвежская НГК «Statoil ASA», ООО «Нафта-Трейд» и «Экспонефть» (с 2007 г. рассматривается совместно с ОАО «НК «Роснефть» — Мурманскнефтепродукт» как один хозяйствующий субъект) (см. таблицу).

В настоящее время крупнейшие региональные компании в сфере продажи нефтепродуктов занимаются расширением своих рынков сбыта на территории области. Так, в конце 2006 г. компания «Роснефть — Мурманскнефтепродукт» приобрела АЗС компании «Экспонефть» и заявила о своих намерениях завоевать не менее трети регионального рынка нефтепродуктов. В 2007 г. компания, по собственной оценке, занимала около 40 % регионального рынка розничных продаж автомобильных бензинов. Аналогичные планы реализует дочерняя компания норвежского нефтегазового гиганта, «Statoil Nefto», присоединив к себе часть заправочных комплексов ООО «Нафта-Трейд». В планах компании на 2008—2010 гг. — довести количество собственных АЗС до 10 [3].

Количественное соотношение автозаправочных станций пяти наиболее крупных компаний в Мурманской области, шт.

Компания Количество АЗС

2006 г. 2008 г.

Роснефть-Мурманскнефтепродукт 32 38

Лукойл Северо-Западнефтепродукт 7 7

Статойл Нефто 6 9

Нафта-Трейд 8 7

Экспонефть 6 0

Основными поставщиками угля в область до 2001 г. являлись предприятия Печорского угольного бассейна, в частности Интинского угольного месторождения. Их доля за период с 2000 по 2002 г. в областной структуре расхода угля в среднем составляла более половины (50,58 %). Начиная с 2001 г., значительно увеличилась доля поставок угля предприятий Кузнецкого угольного бассейна, в 2006 г. она составила уже 69,4 % [5]. Доля поставок воркутинских углей на протяжении периода с 2001 по 2003 г. оставалась относительно стабильной (в пределах от 19,8 до 26,6 %). В 2004—2007 гг. их доля в суммарном потреблении угля на территории области упала с 5,1 до 0,5 %. К условно местному источнику топливно-энергетических ресурсов относят арктический уголь, добываемый на территории архипелага Шпицберген (Норвегия, шахта Баренцбург). Его доля, наряду с воркутинскими углями, самая низкая по региону и варьируется в диапазоне от 6,7 % (2003 г.) до 0,46 % (2005 г.). Основной сложностью при осуществлении данных поставок являются особые транспортные условия, требующие преодоления расстояния 1 300 км от архипелага Шпицберген до порта г. Мурманска морским путем с последующей перевалкой на другие виды транспорта.

Оценка доли регионального рынка в национальном производстве различных видов энергоресурсов выполнялась на основе расчета соотношений количества ввезенного топлива в Мурманскую область по состоянию на 2000—2007 гг. и производства важнейших видов продукции топливной промышленностью России за аналогичный период. Такая оценка варьировалась в следующем диапазоне: по топочному мазуту — от 3,25 до 3,7 %, по автомобильному бензину — от 0,38 до 0,4 %, по дизельному топливу — от 0,44 до 0,5 %. Аналогичные данные по угольным поставкам также свидетельствуют о достаточно небольшой доле регионального рынка в общероссийском производстве (около 0,32 %). Согласно показателям добычи угля на территории области (к ним относят данные статистики по добыче угля на шахте Баренцбург, Норвегия) потребность в этом виде топлива могла бы быть обеспечена местными источниками на 40 %. Однако в силу технологических причин доля арктического угля в структуре потребления местных теплоэнергетических объектов в 2000—2006 гг. не превышала 6,7 % [5], а по состоянию на 2008 г. вообще составляла менее 1 %.

Несмотря на отложенные до 2016 г. планы ввода в эксплуатацию, дальнейшие перспективы формирования регионального рынка энергоресурсов и

систем топливного обеспечения территорий Европейского Севера России неразрывно связаны с возможностью поэтапного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Считается, что только появление на территории области завода по производству сжиженного газа, способного покрыть значительную часть растущей потребности в энергоносителях как со стороны промышленных объектов, так и со стороны местного жилищно-коммунального хозяйства и населения, способно радикально улучшить сферу регионального энергоснабжения.

Каким образом будет осуществляться распределение продукции данного предприятия на внутренний и внешний рынок, какой будет стоимость производства и, самое главное, цена на газ для областных потребителей — остается пока неясным. В связи с этим задача по сохранению созданного в регионе энергопотенциала, налаженных экономических взаимосвязей с уже имеющимися поставщиками топлива, диверсификация источников топливного снабжения представляется, с учетом складывающихся новых макроэкономических условий, самой актуальной для региональной эко-

номики Мурманской области и соседних северных территорий на ближайшую перспективу.

Список литературы

1. Интернет-страница независимой электронной торговой площадки по продажам нефтепродуктов NGE. RU. URL: http://www. nge. ru.

2. Интернет-страница Управления ФАС по Мурманской области. URL: http://murmansk. fas. gov. ru/news. php?id=147.

3. Интернет-страница агентства MBNEWS. RU от 26.02.2007. URL: http://www. mbnews. ru.

4. Интернет-портал госзакупок Мурманской области. URL: http://www. gz-murman. ru.

5. Использование топливно-энергетических ресурсов Мурманской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2009.

6. Отчет о деятельности ОАО НК «Роснефть — Мурманскнефтепродукт» в 2005 г. URL: режим доступа http://www. oilmurman. ru/otchet. shtml.

7. Степанов И. Р. Базис энергосбережения. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2003. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.