Научная статья на тему 'Формирование системы топливно-энергетического обеспечения северных территорий России'

Формирование системы топливно-энергетического обеспечения северных территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
901
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПОСТАВКИ / СТРУКТУРА ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биев Александр Анатольевич, Шпак Алла Владимировна

В статье проанализированы основные характеристики и возможные направления модернизации важнейшей в условиях хозяйствования северных территорий системы регионального снабжения топливно-энергетическими ресурсами. Дана оценка текущим процессам изменения структуры энергопотребления на Севере и Дальнем Востоке РФ. Выполнен сравнительный анализ северных регионов по ключевым параметрам функционирования системы территориального топливного обеспечения и логистики топливных поставок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы топливно-энергетического обеспечения северных территорий России»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

РОССИИ

FUEL AND ENERGY SUPPLY SYSTEM FORMATION ON THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA

Биев Александр Анатольевич, к.э.н., ст. научный сотрудник ФГБУН Институт экономических проблем им.Г.П. Лузина Кольского научного

центра РАН,

Biyev Alexandr, Ph.D (Econ.), senior researcher, Department of regional and municipal policy in the North of Russia, Federal State Budget Institution of Science Luzin Institute for economic studies of The Kola Science Centre of the

RAS, e-mail biyev@mail.ru

Шпак Алла Владимировна, к.э.н., доцент, зав. Сектором экономики и

организации товародвижения ИЭП КНЦ РАН, Shpak Alla, Ph.D (Econ.), Docent, Head of the Sector of economics and commodity flows, Department of regional and municipal policy in the North of Russia, Federal State Budget Institution of Science Luzin Institute for economic

studies of The Kola Science Centre of the RAS, e-mail

ashpak@rambler.ru

Аннотация

В статье проанализированы основные характеристики и возможные направления модернизации важнейшей в условиях хозяйствования северных территорий системы регионального снабжения топливно-энергетическими ресурсами. Дана оценка текущим процессам изменения структуры энергопотребления на Севере и Дальнем Востоке РФ. Выполнен сравнительный анализ северных регионов по ключевым параметрам

функционирования системы территориального топливного обеспечения и логистики топливных поставок

Abstract

In the article basic characteristics and possible directions of regional fuel supply system modernization have being analyzed. It is considered fuel and energy providing is one of the most important in the northern territory conditions. Current processes of Russia energy consumption on the North and Far East have described and also its dynamics estimation being given. Analysis to compare northern regions between each other on key parameters of fuel and energy territory supply system and logistics was done.

Ключевые слова

Север, топливно-энергетические ресурсы, поставки, структура энергопотребления

Keywords

North, fuel and energy resources, deliveries, fuel and energy consumption structure

Северные территории занимают огромную площадь нашей страны, являются основой современной сырьевой базы и основным источником поступления доходов в национальный бюджет Российской Федерации. Знание специфики хозяйствования и управления этими территориями является не только важнейшей отраслью прикладной экономической науки, но и залогом благосостояния, жизни и здоровья людей, проживающих там. В данной работе автор анализирует одну из наиболее важных проблем сферы материально-технического снабжения Севера России - обеспечение топливными ресурсами. Для достижения цели данной работы основное внимание уделено 12 субъектам РФ, относимых к регионам зоны Севера нашей страны. В их число входят Архангельская, Мурманская, Сахалинская, Магаданская области, Ханты-Мансийский, Ямало-ненецкий, Чукотский

автономные округа, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Камчатский Край.

Зачаточное состояние развития транспортной сети, инженерных и информационных коммуникаций, низкая хозяйственная освоенность северных территорий в зоне Центральной и Восточной Сибири, Дальнего Востока исторически привели к утверждению там высокоцентрализованной структуры управления сферой топливно-энергетического обеспечения. Такая структура управления превалирует как на региональном уровне - при планировании поставок для государственных и муниципальных нужд северных территорий, определении территориальных потребностей, утверждения графиков завоза топлива и начала отопительного сезона, формировании и распределении межнавигационных запасов и т.д., так и в национальном масштабе - на уровне федерального управления. Эти факторы обусловили высокую зависимость Севера РФ от организационно-экономических проблем национальных транспортных проектов, ежегодных кампаний «северного завоза», стали причиной создания особого режима федеральной экономической политики в отношении северных регионов. Государство единолично установило важнейшие направления стратегического планирования и модернизации систем жизнеобеспечения северных территорий. Основные концептуальные направления развития данной сферы закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. и в Основах государственной политики в Арктике на период до 2020г. и дальнейшую перспективу.

Целевыми ориентирами, указанными в этих ключевых документах, а также основными условиями решения задач социально-экономического развития северных регионов при достижении приоритетов государственной политики Российской Федерации в зоне Арктики являются нижеследующие: «оптимизация экономических механизмов «северного завоза», создание локальных комплексов по производству и использованию возобновляемых и

альтернативных, в том числе местных, энергоресурсов, внедрение энергосберегающих материалов и технологий...» [24]. В качестве основных мер по реализации данного направления национальной политики государство предлагает «развитие транспортной и энергетической инфраструктуры» арктических территорий России, «расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири, повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в т.ч. обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок)» [17].

В общий перечень первоочередных задач, которое государство ставит перед собой в целях эффективного развития национальной нефтегазовой отрасли и ТЭК в целом, относится ряд проектов, способных существенно оптимизировать систему транспортировки и структуру энергопотребления на Севере и Дальнем Востоке России. Часть из них уже реализуется в рамках «Энергетической Стратегии России на период до 2030г.»: проекты «ВСТО-1» и «ВСТО-2», «Северный поток», Восточная программа ОАО «Газпром», строительство комплекса нефтехимии- и газопереработки в Приморском Крае, модернизация Мурманского транспортного узла и др.

К числу ключевых приоритетов модернизации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России отнесено направление диверсификации топливного обеспечения периферийных районов страны, более масштабное вовлечение в их хозяйственный оборот местных источников энергии. Анализ изменений энергопотребления на территории регионов, отнесенных к зоне Севера и Арктики, позволяет сделать вывод о поэтапной трансформации здесь общей модели энергопотребления на модель использования топливно-энергетических ресурсов, более приближенную к средней по стране. Если в 1991г. пропорции потребления основных видов ТЭР на Севере (угольного топлива, нефтепродуктов и природного газа, сокр. У:Н:Г) находились в соотношении 34,8 : 51,2 : 14 (согласно расчетам автора на основании данных [21]), то уже в 2000-2002гг. отмечалась тенденция к

замещению газовыми поставками процессов сжигания угля. Происходило перераспределение нагрузки на предприятиях теплоэнергетики, реализовывались программы широкомасштабной газификации региональной энергетики в республиках Карелия и Саха (Якутия). В результате произошло изменение указанного соотношения У : Н : Г до уровня 30,1 : 52,3 : 17,6 (среднероссийский показатель на указанный период был равен примерно 12 : 34 : 54).

На современном этапе, в результате резких и сложно прогнозируемых колебаний ценовой конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках нефти и нефтепродуктов, особенно интенсивно происходивших в 2005-2010гг., были ускорены и расширены программы газификации в общероссийском масштабе. Уровень газификации природным газом за период 2005-2010 годов увеличился в среднем по России с 54% до 63,2% [16]. В целом оценивая неоднозначно эти тенденции, необходимо отметить, что они характерны и для северных территорий. Рост потребления газа в районах Севера сопровождается процессами активного вовлечения в их хозяйственный оборот местных источников энергетического сырья. Разрабатываются и реализуются государственные (региональные, муниципальные) программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Происходит дальнейшая переориентация территориальных энергетических комплексов на использование более дешевых относительно нефти энергоресурсов (уголь, газ, торф, отходы деревообработки и др.).

Если говорить о масштабах газификации всех северных территорий России, то она начинает приобретать тотальный размах. Проекты перевода региональной энергетики на газовое топливо разработаны во всех северных и дальневосточных субъектах Федерации. Наиболее активно они реализуются на территории р. Карелии, Архангельской и Сахалинской областей, Камчатского Края. Например, только в р. Карелия за пять лет было переведено на газ более 30 муниципальных котельных [14]. По программе газоснабжения Камчатского края на 2008-2015 гг. запланировано провести

газ в 29 населенных пунктов трех районов Края (Соболевском, Усть-Большерецком и Елизовском), завершить строительство 475,6 километра городских и поселковых сетей, газификацию 2 камчатских ТЭЦ и 117 котельных. Уже в 2010г. была обеспечена магистральная подача газа в Петропавловск-Камчатский и в 2011г. переведена с мазутного на газовое топливо Камчатская ТЭЦ-2 [29]. В Сахалинской области, согласно планам до 2020г., будет газифицировано 13 муниципальных образований, переведено на газовое топливо около 200 отопительных котельных, для чего только в 2011г. ОАО «Газпром» инвестировало в региональную экономику 670 млн. руб. [1]. В Архангельской области в 2011 году, помимо уже газифицированных за предыдущие пять лет 111, введено в строй еще 5 новых котельных, работающих на газовом топливе, переведена на газ Архангельская ТЭЦ и в ближайшее время будет модернизирована Северодвинская ТЭЦ-2 [8]. Суммарный объем инвестиционных вложений в модернизацию ТЭК указанных четырех регионов за последний пятилетний период составил более 30,5 млрд. рублей (см. табл.1).

Табл. 1

Финансовые инвестиции, направляемые на выполнение программ _газификации регионов Севера и Дальнего Востока_

Регион Рассматриваемый период финансирования Сумма инвестиций, млрд. руб. Источник инвестиций

Архангельская область 2005-2011гг. 3,68 ОАО «Газпром»

Камчатский Край 2011-2015гг. 18,8 ОАО «Газпром» (4,5 млрд.руб.)

Р. Карелия 2007-2011гг. 0,95 р. Карелия совм. с ОАО «Газпром»

Сахалинская область 2009-2010гг. 2008-2013гг. 2008-2011гг. 0,62 5,965 0,64 Обл. бюджет Фед.бюджет ОАО «Газпром»

Источник: данные ОАО «Газпром», официальные Интернет-ресурсы администрации субъектов РФ

По данным компании «Газпром», общий объем инвестиций в газификацию российских регионов в 2005-2011 гг. превысил 146 миллиардов рублей. В 2011 г. сумма собственных средств «Газпрома» на эти цели

составила около 29 млрд. рублей, в 2012 - до 37,66 млрд. За шесть лет было введено в эксплуатацию 1292 объекта газоснабжения, подключено к Единой системе газоснабжения 2524 населенных пункта из 69 субъектов РФ. В 20062010 годах общий объем капитальных вложений в рамках инвестиционных программ «Газпрома» составил более 2,41 триллиона рублей. В 2011 году были предусмотрены капитальные вложения в размере около 1,19 триллиона рублей [27].

Использование финансовой поддержки федерального Центра и ОАО «Газпром» при реализации программно-целевого подхода позволило региональным и муниципальным органам власти приступить к оптимизации существующей модели энергопотребления на Севере. В настоящее время это соотношение примерно равно 32,4 : 38,3 : 29,2. (согласно расчетам автора). Наиболее оптимальной пропорцией территориального потребления угольного топлива, нефтепродуктов и природного газа, по оценкам экспертов, является модель, имеющая соотношения в пределах 40: 25 : 35 [33]. Относительно близкие параметры территориального топливно-энергетического баланса имеют республики Саха (Якутия), Карелия, Коми, Архангельская область и Камчатский Край, которые по этому критерию условно можно отнести к наименее проблемным. К наиболее проблемным регионам относятся Мурманская и Магаданская области, Чукотский АО, где рост потребления газового топлива ограничен отсутствием соответствующей газотранспортной инфраструктуры и технологическим оборудованием теплоэнергетических объектов. Поставляемые в Мурманскую и Магаданскую области объемы газа предназначены преимущественно для покрытия бытовых нужд и материально-технического снабжения транспорта. Завоз топлива (в сжиженном виде и сравнительно небольших количествах) осуществляется с территории других субъектов Федерации: в Мурманскую область - по железной дороге от газоперерабатывающих предприятий Тюменской области (ХМАО и ЯНАО), а также из Центральной России и Ленинградской области; в Магаданскую - автотранспортом из р. Саха

(Якутия). В Чукотском АО этот вид топлива также используется в небольших количествах (только на Анадырской газомоторной ТЭЦ).

Анализ общих изменений потребления топлива на Севере РФ позволяет сделать вывод о том, что процессы формирования однопродуктовой (моноресурсной) структуры энергопотребления, которые были характерны для Севера в конце прошлого и начале нынешнего столетия, пока так и остаются определяющими. И теперь, вместо мазута и угля, базовым видом ресурса для теплоэнергетики северных и дальневосточных районов становится газовое топливо. Согласно планам Правительства РФ, уже в средней перспективе (с 2011 по 2014гг.) стоимость использования газа для отечественных потребителей будет иметь тенденцию внутреннего ценового роста 15% ежегодно (т.н. «мягкий» ценовой сценарий). После выхода на уровень примерно равной доходности с внешним рынком газовых поставок, который планируется к 2015г., цена газа в России будет зависеть только от действия рыночных механизмов, т.е. станет неизбежно возрастать вследствие удорожания отраслевых затрат производства этого вида топлива ОАО «Газпром». Вследствие целого ряда факторов, по оценкам экспертов (аналитическая группа «ЭРТА»), цена на газ в России должна возрасти с более чем 8000 руб. за тыс. куб. м в 2011г. как минимум до 1100013000 руб. к 2020г. [3]. Чем грозят возможные ценовые колебания мировой рыночной инфраструктуры для экономики северных территорий, наглядно продемонстрировали события 2007-2008гг., когда ценовые скачки привели к росту стоимости закупок нефтепродуктов для нужд ЖКХ и социальной сферы почти втрое.

В 1991г. по параметру «моноресурсности» сгруппировался блок из 7 северных регионов (Мурманская, Магаданская, Сахалинская, Тюменская области, р. Коми и Саха, Чукотский АО). К 2011г. общее количество таких регионов осталось неизменным. Тем не менее, необходимо отметить, что качественное изменение структуры энергопотребления северных и дальневосточных территорий действительно происходит. В ней продолжает

возрастать доля использования природного газа, которая заменяет превалировавшую до недавнего времени мазутную составляющую. Уменьшается также и общая доля потребления нефтепродуктов.

В регионах с традиционным доминированием потребления угля и мазутного топлива активно разрабатываются планы по модернизации территориальной энергетической инфраструктуры. Основой оптимизации системы топливных поставок должна стать ставка на локальные сырьевые базы и местное производство наиболее востребованных видов энергоносителей. Значительное влияние на процессы диверсификации потребления топлива в пределах Северо-востока России оказывает государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), утвержденная в сентябре 2007 года. Основным исполнителем данной Программы, а также соответствующих инициатив и поручений Президента РФ, направленных на решение вопросов топливного снабжения регионов Севера и Дальнего Востока, выступает ОАО «Газпром». Согласно обозначенным в указанной Программе

производственным ориентирам и утвержденным срокам газификации, на Востоке России будут сформированы новые центры газодобычи: в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Камчатском крае. Базовым принципом Восточной газовой программы является первоочередное газоснабжение российских потребителей.

Особое внимание уделяется вопросам появления новых, в т.ч. инновационных газоперерабатывающих и газохимических производств, которые будут способны участвовать в формировании более надежной и экономически эффективной системы энергетического снабжения удаленных районов страны.

Северные территории РФ, в целом, не обладают развитой нефтегазотранспортной и энергетической сетью коммуникаций. Поэтому постоянной угрозой энергобезопасности на Севере и Дальнем Востоке России является острая нехватка перерабатывающих производств. Из 28 крупных отечественных НПЗ непосредственно в Арктической зоне России с выходом на трассу Северного морского пути нет ни одного предприятия (ближайшие - р. Коми, ОАО «Лукойл - Ухтанефтепереработка», Антипинский НПЗ (ХМАО), Сургутский ЗСК). По этой причине для бесперебойного снабжения северных территорий топливом необходимо привлекать поставщиков из соседних регионов, применять сложные логистические схемы поставок с перевалкой на различные виды транспорта и координацией их совместной работы. Это резко усложняет задачи регионального жизнеобеспечения, является причиной высоких транспортных затрат, удорожания цен на топливо, роста тарифов ЖКХ, увеличения и без того высокой социальной нагрузки на местные бюджеты в условиях периферийной экономики. Примерами регионов с формированием сложных транспортно-экономических связей по поставкам нефтепродуктов на Севере являются Сахалинская, Мурманская, Магаданская области, Эвенкия, республики Тува, Камчатский край.

В Сахалинской области, несмотря на наличие мощной топливно-сырьевой базы, местные потребители продолжают практически полностью зависеть от завоза нефтепродуктов «с материка». Нефть, добываемая в регионе, реализуется на экспорт, либо направляется на переработку в Хабаровский Край (Комсомольский НПЗ). Затем она вновь завозится на территорию острова, но уже в виде готовых нефтепродуктов. Мнения руководителей региона и экспертов сводятся к необходимости реализации одного из вариантов строительства НПЗ. Это может быть достаточно крупное предприятие - чтобы сократить «транспортное плечо» снабжения и обеспечивать нефтепродуктами региональную промышленность и социальный сектор не только Сахалинской области, но и Камчатского края,

Магаданской области, попутно реализуя экспортные поставки. Либо возможно строительство менее производительного модульного НПЗ - для покрытия потребностей наиболее населенной южной части острова [19].

На севере Красноярского края расположены значительные запасы углеводородного сырья. Одним из крупнейших является Ванкорское месторождение, по нефтепроводу от которого сырая нефть сначала доставляется в Тюменскую область, откуда отправляется на переработку в Ачинск, перерабатывается там, после чего нефтепродукты везутся на базу, перегружаются на суда и вновь завозятся на Север. По сути, сырье делает большой круг и возвращается уже готовым нефтепродуктом в район добычи [20]. Специалисты считают возможным создание альтернативы традиционной схеме поставки нефтепродуктов на север региона. Предложенная схема может быть успешно реализована путем установки в местах наиболее крупных хранилищ нефти локальных перерабатывающих установок, и она уже начала внедряться в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского Края. В соответствии с программой реконструкции и модернизации ЖКХ Эвенкии, предусмотрено строительство мини-НПЗ в Байките и Ванаваре. Одна из таких установок действует в Байките, ее производительность 20 тысяч тонн нефти в год. В Ванаваре такой проект планировалось осуществить еще в 2003г. Мощность НПЗ должна была составить 20-40 тысяч тонн в год [28]. Считается, что этого достаточно для покрытия значительной части потребностей Эвенкии в моторных видах топлива и мазуте для централизованных котельных установок. В 2009 году был запущен НПЗ малой производительности на Ванкоре - для выработки дизтоплива для внутреннего потребления. Это позволило избавиться от потребности завоза нефтепродуктов для собственных нужд местных поселений.

Примером достаточно громоздкой и нерациональной организации поставок топлива на территорию северного региона является система топливного обеспечения Мурманской области. С точки зрения близости

географического расположения, наименьших по сравнению с другими производителями топлива транспортных затрат, наиболее оптимальными конкурентными характеристиками в регионе обладает продукция Киришского нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Ленинградской области. Стоимость доставки нефтепродуктов этого предприятия в региональную оптово-розничную сеть является наиболее низкой. Но вследствие его экспортной ориентированности, основные объемы поступления в область нефтепродуктов осуществляются от Сызранского, Рязанского, Самарских и Ухтинского заводов. Это значительно увеличивает протяженность, материальные потери и время транспортировки топлива в регион. Таким образом, несмотря на массовую перевалку нефти через мурманский порт (объем перевалки нефти на экспорт через терминал Белокаменка в 2010 г. составил 7,5 млн тонн, а за январь-ноябрь 2011 года -более 11,8 млн тонн), около 3 млн т потребляемых на территории области нефтепродуктов завозится извне на расстояние более 2,5 тыс. км.

Идея создания первого в Заполярье территориального предприятия нефтепереработки, способного покрыть внутренние потребности Мурманской области в нефтепродуктах, поставлять свою продукцию в другие северные регионы по программе «северного завоза» с использованием трассы Северного Морского Пути и одновременно участвовать в экспортных поставках, появилась сравнительно давно. Разработка проекта создания Мурманского НПЗ изначально была связана с инициативой создания Мурманской Трубопроводной Системы (ОАО «Лукойл, ОАО Юкос» и др.). В течение 2005-2007 гг. проект вновь разрабатывался группой компаний «Синтез» (ЗАО «Синтез Петролеум»), ООО «Гамма Север» (локальный модульный НПЗ), затем - ЗАО «Севморнефтегаз» (ООО «Газпром нефть шельф», ОАО «Газпром»). В рамках функционирования предприятия рассматривалось несколько вариантов его расположения. Наиболее подходящим местом для его размещения специалисты проектной организации «ГазпромВНИИГАЗ» считают относительно ровную площадку

на западном берегу Кольского залива, поблизости от проектируемого к строительству нового района Мурманского морского торгового порта. Стоимость проекта в 2011г. оценивалась около 250 млрд рублей. Планируемая производственная мощность - 16 млн тонн нефтепродуктов в год. Предполагалось, что основным источником сырья будут поставки нефти от Приразломного и Долгинского месторождений (Печорское море). Предприятие также должно было перерабатывать газовый конденсат Штокмановского месторождения, а основной продукцией завода должно было стать дизельное топливо, бензин марки Аи-95, судовое топливо марки ИФО-380, авиационный керосин и бензин для нефтехимии [9]. В настоящее время в Мурманской области реализуются несколько крупных проектов по перевалке нефти на экспорт, доставляемой сюда как по железной дороге, так и морским транспортом. Среди основных участников этих проектов две крупнейшие российские нефтяные компании - ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Лукойл». Согласно имеющимся соглашениям о сотрудничестве с правительством Мурманской области, действующим с 2009г., компания «Роснефть», в случае угрозы срыва отопительного сезона обязана рассматривать заявки на внеплановые поставки топочного мазута с возможным условием отсрочки платежа. Практика заключения подобного рода соглашений с компанией «Лукойл» успешно применяется с 1999 г., когда для нужд Мурманской области на НПЗ в Киришах (Ленинградская область) осуществлялись ежемесячные целевые поставки нефти [23].

Компания «Газпром», как основной участник проекта освоения Штокмановского ГКМ, развивает сотрудничество с упором на поддержку социальной сферы региональной экономики, обязуясь участвовать в строительстве объектов дорожной инфраструктуры и здравоохранения, подготовке профессиональных кадров, привлечении местной рабочей силы [22]. Планируется, что часть потребностей Мурманской области в котельном и моторном топливе будет также покрывать завод по производству СПГ, являющегося частью комплексного инвестиционного проекта по освоению

Штокмана. Подготовку к его строительству уже начали в поселке Териберка, но пока темп работы сдерживается отсутствием окончательного инвестиционного решения ОАО «Газпром», отложенного до июня 2012г. Тем не менее, уже в октябре 2011г. областным Правительством были озвучены планы по модернизации некоторых муниципальных котельных и созданию соответствующей газовой инфраструктуры к 2014г. Поставки СПГ для этих котельных должны составить 103 тыс. т, что приведет к снижению «мазутозависимости» региона на 130 тыс. т в год [32].

Существуют и другие проекты перерабатывающего предприятия, способного стать базообразующим для системы «северного завоза». В числе прочих выделяются инициативы Правительств Сахалинской области и р. Саха (Якутия).

Проект Сахалинского НПЗ прорабатывается уже более 5 лет, но окончательного технико-экономического и инвестиционного решения по нему также не было принято. Мощность предприятия должна была составить от 4 до 10 млн т в год, что было бы достаточно для покрытия потребности, помимо самой Сахалинской области, Камчатского Края, Чукотки, Магаданской области. Излишек производимой продукции планировалось поставлять на экспорт в страны Юго-Азиатского региона. Основным проектантом и собственником нового предприятия должно было выступить ОАО «Газпром». На раннем этапе проработки другой потенциальный участник - ОАО «НК Роснефть» сразу отказалось от дальнейшего участия, сославшись на недостаточный уровень внутреннего регионального спроса и общую низкую экономическую эффективность проекта [13]. В настоящее время на Сахалине из нефтеперерабатывающих мощностей действует только модульный мини-завод компании «Петросах» в Победино мощностью 200 тыс.т, но пока переработка нефти на нем составляет порядка 36 тыс.т и в дальнейшем будет снижаться. При этом ежегодные потребности острова в нефтепродуктах, если говорить о моторном топливе, составляют порядка 600-700 тыс. т [30]. Остальные нефтегазодобывающие компании большого

интереса к расширению переработки сырья на территории области не проявляют. Нефть, добываемая на месторождениях ООО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», поступает по трубопроводу на Комсомольский НПЗ. Углеводородное сырье, получаемое в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», отгружается на морской транспорт в Де-Кастри и Пригородном (преобразованное в сжиженный газ) для последующего экспорта. Помимо строительства НПЗ, Правительство Сахалинской области совместно с ОАО «Газпром» прорабатывают варианты строительства мини-завода по производству сжиженного или сжатого газа для газификации потребителей отдаленных населенных пунктов и децентрализованных потребителей. Инициатором и инвестором проекта выступило ООО «ВостокСпецГаз», которое в 2010 проводило сравнение технико-экономических вариантов. В состав учредителей компании вошло ОГУП «Сахалинская нефтяная компания». Начать строительство завода в с. Дальнее, в непосредственной близости от газораспределительной станции, планировалось в 2011 году [11].

Правительством р. Саха, для покрытия части внутренних потребностей, а также участия в снабжении приграничных с республикой территорий, инициированы планы возведения завода по производству синтетических моторных топлив на базе переработки газа. Появление предприятия в районе г. Алдан позволит обеспечивать светлыми нефтепродуктами Южный, а с учетом завершения строительства к 2012 году железнодорожной линии "Томмот - Якутск" и Центрального района Республики Саха (Якутия). Ранее, в 2007 г. компания «Алроса», после предварительных расчетов и начальной оценки экономической эффективности предприятия, отказалась от строительства НПЗ на территории р. Саха. Производительность завода должна была превысить 250 тыс. т нефтепродуктов в год. Основная причина принятия инвестором решения о выходе из проекта по строительству НПЗ та же, что и в Сахалинской области - недостаточная привлекательность местного рынка, сложные условия хозяйствования и, как следствие всего вышеперечисленного, низкая общая эффективность реализации по своей сути

социального проекта. Тем не менее, в феврале 2010г., в рамках формирования Комплексного плана развития Южной Якутии рассматривалось сразу несколько вариантов строительства новых энергетических объектов. Предполагалось дополнительно построить новый газохимический завод, который также должен был располагаться в Алдане, либо в Ленске [26]. Исполнителем проекта выступало ОАО «Газпром». В настоящее время, помимо ОАО «Газпром», производство стабильного газового конденсата в республике осуществляется компанией «ЯТЭК».

Таким образом, несмотря на проводимую работу по оптимизации существующих схем материально-технического снабжения регионов Севера и Дальнего Востока, основные потребности в моторном и частично котельном топливе продолжают удовлетворяться на основе поставок из нескольких центров нефтегазовой промышленности России.

Но даже в тех северных регионах, где развернута масштабная добыча и производство энергоносителей, возникают значительные потребности в завозе нефтепродуктов и угля. Например, завоз нефтепродуктов в р. Коми, ХМАО, ЯНАО в 2009 г. составил более 1,625 млн т. Общие завозные потребности всех субъектов РФ, отнесенных к зоне Севера и Арктики, оцениваются около 6 млн. тонн [31]. Более четверти всего завоза направляется в регионы, в свою очередь являющихся поставщиками на внутреннем и мировом рынках энергоносителей и способных вполне самостоятельно справится с собственными энергетическими нуждами. Аналогичная ситуация сложилась с поставками на Север угля. Объем поставок угольного топлива в угледобывающие регионы (р. Коми и Саха (Якутия), Магаданскую и Сахалинскую обл., Камчатский Край и Чукотский АО) в 2009г. составил почти 590 тыс. т. [там же]. При этом общий уровень завоза равнялся 3917,7 тыс.т. Доля «добывающих» составила 15%.

Согласно данным федеральной статистики, по сравнению с 2000 г. общий уровень поставок нефтепродуктов (автомобильные бензины, дизельное топливо и топочный мазут) на Север в 2009г. практически не

изменился (6,124 млн тонн). Завоз угля в указанный десятилетний период также увеличился незначительно (с 3733,5 тыс. т до 3917,7 тыс. т). При некоторой общей стабильности уровня поставок энергоносителей необходимо отметить, что сама структура завоза, например, нефтепродуктов за это время трансформировалась. В силу ряда причин, в т.ч. и в результате реализации программ по газификации региональных теплоэнергетических систем произошло некоторое снижение объемов поставки топочного мазута (на 524 тыс. т.). Вместе со снижением показателей завоза мазута происходил параллельный рост завоза светлых нефтепродуктов, который был обусловлен увеличением количества эксплуатируемого населением автотранспортного парка и соответствующим ростом потребления моторного топлива. Таким образом, достаточно стабильный в течение 10 лет уровень поставок нефтепродуктов на Севере объясняется примерно равным замещением завоза мазута поставками светлых нефтепродуктов.

В табл. 2 приводятся сведения о некоторых показателях потребления и производства энергоресурсов на Севере РФ в 2009-2010гг. Представленные данные позволяют выделить полностью или частично «завозные территории». К числу территорий, имеющих относительно других лучшие условия хозяйствования по критерию самостоятельного обеспечения энергоносителями, можно отнести ХМАО, ЯНАО, р. Коми, Саха (Якутия), Камчатский Край, Сахалинскую область. Тем не менее, все они характеризуются той или иной степенью зависимости от поставок отдельных видов ТЭР из других субъектов РФ, абсолютно автономных и энергонезависимых среди них нет. Объективно сложным для решения является вопрос энергообеспечения территорий с низкой освоенностью локальных топливно-сырьевых баз, особыми транспортными условиями и структурой энергопотребления, удаленных от центров производства наиболее востребованных видов энергоресурсов. К таким северным регионам отнесены Мурманская, Магаданская, Архангельская области, Чукотский АО. Из них Мурманская область выделяется как единственный регион, куда до

настоящего времени в наибольших количествах завозится и сжигается наиболее дорогостоящий вид котельно-печного топлива - мазут. Необходимо отметить, что еще три года назад (в 2009г.) таких регионов было четыре (помимо уже упоминавшейся Мурманской области - это р. Карелия, Архангельская обл. и Камчатский Край), что говорит о значимом прогрессе в решении проблемы «мазутозависимых» регионов. Наибольшие потребности в завозе угольного топлива характерны для условий хозяйствования Архангельской области, куда поставляются продукция как наиболее близко расположенных предприятий (р. Коми, г. Инта, Воркута), так и, несмотря на большее в 2,6 раза транспортное расстояния, поставщиков Кемеровской области и р. Хакасия.

Табл.2

Основные показатели потребления и производства топливных _ресурсов в северных регионах РФ_

"""чПоказатель Основной Доля в Поставки из Произ-во Годовое потр-е

ресурс терр. других домин. ТЭР, ТЭР, тыс.т (тыс. м

потреб- регионов РФ, тыс. т /год куб.)

Регион лении тыс. т/ год (тыс. м куб.)

ТЭР, % (тыс. м куб.)

Мурманская Топочный 59-85 1311-1800 0 1311-1800 тыс. т

область мазут тыс. т

Р. Карелия Природный 46-51 842000 тыс. м 0 842000 тыс. м куб.

газ куб.

Топочный 321 тыс. т

мазут 20-23 321 тыс. т 0

Архангельская Природный 30-34 1059186,2 тыс. 0 1059186,2 (1957900)

область газ (до 39) м куб. тыс. м куб.

Топочный 23-30 (до 1246 тыс. т

мазут 33) 1246 тыс. т 0 2367,4 тыс. т

Уголь 28 1892 тыс. т 0

Р. Коми Природный 73,92-75 4441298 2461000 тыс. 6902298

газ тыс. м куб. м куб. тыс. м куб.

Уголь 14,21-16 17,3 тыс. т 4999 тыс. т 1525,88тыс. т

Р. Саха Уголь 43,1 126 тыс. т 7000-12213 2600

(Якутия) тыс. т тыс. т

Природный 35 0 1950000 1590000

газ тыс. м куб. тыс. м куб.

Магаданская Уголь 62,5 249-277 429-455 тыс. 500-710

область тыс. т т тыс. т

Камчатский Уголь 26,7 110,3-158 тыс. 41 тыс. т 200 тыс. т

Край Природный 9,2-40 т 51700 51700

газ 0 тыс. м куб. тыс. м куб.

Топочный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мазут 48,7 316 тыс. т 0 316 тыс. т

Сахалинская Уголь 60-80 13,4 тыс. т 3700 тыс. т 2300 тыс. т

область Природный 0 24300000 420000

газ 8,1-15 тыс. м куб. тыс. м куб.

Чукотский АО Уголь 59,2 169,7 тыс. т 224,7 тыс. т 394,4 тыс. т

Источник: данные государственной статистики, информация из открытых источников СМИ и с официальных Интернет-порталов администрации субъектов РФ, расчеты автора.

Примечание: показатели газифицируемых регионов, указанных в табл.2, могут существенно отличаться от новых данных об объемах и пропорциях территориального энергопотребления за 2012-2013гг.

Представить общий масштаб потребления топливных ресурсов на Севере позволяют данные, показанные на рис.1. Необходимо уточнить, что представленные результаты формировались как на основе данных государственной статистики, так и с учетом существующих экспертных оценок. Как показывает практика, статистическая информация в разрезе большинства северных регионов часто не подтверждается официальными источниками в региональных и муниципальных администрациях, т.е. там, где она первоначально накапливается и систематизируется. Наличие значительного статистического расхождения между заявленным и фактическим потреблением отмечается в большинстве публикаций по тематике территориального товароснабжения. Поэтому данные госстата использовались в данной работе как пороговый уровень (ориентир) для определения минимальной потребности территории в различного вида ТЭР. Окончательная оценка энергопотребления по каждому региону формировалась на основе подтвержденного экспертного мнения, которое совпадало или незначительно отличалось от данных, представленных в соответствующих по тематике региональных или муниципальных целевых программах (энергосбережения, развития территориальной энергетики и др.), на официальных Интернет-ресурсах, поддерживаемых местными органами власти, а также публикациями в СМИ федерального и регионального уровня.

Рис.1 Сравнение годового потребления топливных ресурсов (уголь, газ, нефтепродукты) в регионах Севера и Дальнего Востока РФ, тонн условного

топлива

Примечания:

рассчитано без учета потребления северных районов Красноярского Края;

без учета потребления на территориях регионов тепловой и электрической энергии, сырой нефти и газового конденсата.

Сопоставление выявленных масштабов использования ТЭР в регионах дает возможность уже традиционно выделить среди всех северных территорий показатели «самых потребляющих и добывающих» - ХМАО, республики Коми и ЯНАО. Потребление топливных ресурсов в ХМАО превосходит средний установившийся уровень использования ТЭР среди 12 рассматриваемых регионов в 5,6 раза. Здесь необходимо отметить, что соответствующие формы статистической отчетности закрепляют за Ханты-Мансийским автономным округом потребление газа и электроэнергии на газопроводах и нефтепроводах, проходящих также по территории ЯНАО и югу Тюменской области [35] [34]. Это происходит из-за юридического месторасположения оператора газотранспортной системы (ООО «Газпромтрансгаз Югорск» и ООО «Газпромтрансгаз Сургут») Тюменской области, зарегистрированного в ХМАО. Учет объемов расхода газа на газотранспортной системе в границах ЯНАО может практически удвоить оценку потребления первичной энергии в ЯНАО. Этим частично объясняется

столь высокий отрыв ХМАО от показателей ЯНАО. Также отмечается очень значительное снижение объемов потребления топливных ресурсов в ХМАО и в ЯНАО по сравнению с данными 2000 г. Всего же, даже по самым скромным оценкам, использование энергоресурсов на севере Тюменской области (суммируя показатели ХМАО и ЯНАО) превышает уровень 50 млн т условного топлива, что сравнимо с потреблением ряда европейских государств. К другим, менее крупным потребляющим регионам необходимо отнести Архангельскую и Мурманскую области, р. Саха (Якутия), уровень потребления топливных ресурсов в которых варьируется от 4,5 до 6 млн т у.т. Рассчитанный средний уровень потребления среди всех рассматриваемых северных регионов составил примерно 6,903 млн т у.т. Таким образом, кроме трех наиболее крупных потребляющих территорий, указанных выше, только Архангельская область превышает сложившийся средний порог.

Оценка общего объема использования топлива в масштабах российской зоны Севера в 2010г. выполнялась без учета потребления северных районов Красноярского Края - Туруханского. Таймырского, Эвенкийского районов. По 12 анализируемым регионам она составила около 82,8 млн т.у.т. Для сравнения - в 2000г. регионы, входящие в состав СЗФО потребили в общей сложности 83,8 млн т у.т.[4]. Совокупное потребление ТЭР на всем Севере в это время было примерно равно 90,3 млн т.у.т. Средний уровень потребления ТЭР, приходящегося на один регион в зоне Севера РФ в 2000г. - 7, 522 млн т.у.т.

Вспомогательными инструментами сравнительной оценки энергоэффективности северных территорий являются показатели удельного энергопотребления. Данные, представленные в таблице 3, позволяют выявить наиболее «энергоемкие» северные субъекты РФ по критерию потребления энергоресурсов, приходящегося на одного жителя региона и на единицу площади его территории.

Табл. 3

Показатели удельного потребления ТЭР в регионах Севера и Дальнего Востока РФ

№ Регион Удельное потребление, Удельное потребление,

п\п т.у.т./чел. т.у.т./кв.км

2000г. 2010г. 2000г. 2010г.

1 Р. Коми 8,31 10,71 22,49 24,44

2 Р. Карелия 3,53 2,98 15,65 11,31

3 Архангельская область 4,42 5,90 15,23 12,28

4 Мурманская область 4,28 5,38 29,58 29,30

5 ХМАО 19,26 25,23 51,10 72,50

6 ЯНАО 57,58 18,54 38,67 13,16

7 Р. Тыва 1,46 0,89 2,70 1,65

8 Сахалинская область 5,70 5,38 39,17 31,57

9 Чукотский АО 7,07 5,86 0,75 0,72

10 Магаданская область 3,58 5,33 1,85 1,84

11 Камчатский Край 3,92 2,91 8,24 2,16

12 Р. Саха (Якутия) 5,21 5,03 1,66 1,55

Среднее 10,28 10,21 12,62 10,82

Примечание: рассчитано без учета потребления тепловой и электрической энергии, сырой нефти и газового конденсата

В результате применения данного инструментария установлено, что регионами с наибольшим душевым потреблением первичной энергии закономерно являются уже упоминавшиеся центры нефтегазовой промышленности России. Зафиксировано некоторое снижение среднего удельного потребления, приходящегося на одного жителя зоны Севера России, что, с одной стороны, может объясняться тем, что динамика сокращения энергопотребления несколько опережает аналогичные процессы уменьшения численности населения, проживающего в северных районах. С другой стороны, снижение данного показателя действительно свидетельствует о номинальном росте эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в пределах северных территорий нашей страны. В аспекте удельного потребления на единицу площади среди всех прочих выделяются ХМАО, Сахалинская и Мурманская области, р. Коми. Также наблюдается уменьшение динамики среднего удельного территориального потребления.

Северные регионы и территории Дальнего Востока характеризуются особыми условиями хозяйствования и материально-технического снабжения. Региональная специфика Севера приводит к формированию сложных схем и режимов организации топливно-энергетического обеспечения северных

территорий. Наиболее сложная схема логистики поставок нефтепродуктов для территориальных потребителей применяется в Дальневосточном Федеральном округе. При организации системы нефтепродуктообеспечения используются эшелонированные схемы с применением почти всех видов транспорта, кроме авиационного. Например, схемы поставки нефтепродуктов на региональные рынки Магаданской области и Камчатского края, изображенные на рис.2, достаточно схожи. Они включают в себя последовательное использование трубопроводной, железнодорожной, морской и автомобильной доставки. Переход нефтепродуктов с одного вида транспортного средства на другой (перевалка нефтепродуктов), накопление очередной партии топлива сопровождается достаточно длительным его размещением на временное хранение в ожидании доступной отправки. Данный этап неизменно сопровождается значительными материальными потерями переваливаемых грузов.

Рис.2 Схема доставки нефтепродуктов на региональные рынки

Камчатского края и Магаданской области

Для регионов Европейского Севера средневзвешенное расстояние доставки нефтепродуктов может изменяться от 490 км (транспортные условия поставки мазутов в р. Коми по железной дороге) до 2638 км (условия ж/д поставки мазутов в Мурманскую область). Вследствие значительной протяженности транспортировки традиционных энергоресурсов (угольного

топлива, продуктов нефтепереработки) транспортная составляющая в конечной стоимости топлива достаточно высока. Стоимость железнодорожной доставки нефтепродуктов на нефтебазы потребителей может достигать 3000 руб. за тонну. В Мурманской области транспортная составляющая превышает 7% от уровня конечной цены, что сравнимо со стоимостью доставки топлива на территорию Магаданской области (от 7 до 9% по данным Управления ФАС по Магаданской области). В Карелии с учетом доставки нефтепродуктов в удаленные районы республики (по данным регионального УФАС) - от 10 до 15%. Для сравнения - в р. Саха (Якутия) стоимость доставки топлива составляет от 11% до 13% с учетом перевалки в г. Усть-Кут (по данным ОАО «Саханефтегазсбыт») [15].

Кроме высокой транспортной составляющей в конечной цене энергоресурсов значительна доля различного рода налогов (НДС, акциз (кроме мазутов) и др.). Реальный удельный вес фискальной составляющей с учетом прямых и косвенных налогов (например, НДПИ, налога на прибыль и т.д.) способен, по оценке экспертов достигать до 49%, фактически удваивая его цену для конечного потребителя [2]. Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о непосредственной роли государства, его «вине» и специфике национальной налоговой политики при рассмотрении вопроса роста цен на внутреннем топливном рынке. Во избежание бесконтрольного удорожания стоимости нефтепродуктов, завозимых для потребителей удаленных территорий Севера и Дальнего Востока, размер торговых надбавок поставщиков подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 07.03.95 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», действующего в редакции от 29 октября 2010г. Предельный размер надбавок устанавливается соответствующими нормативными документами территориальных органов власти.

Недостаточная транспортная доступность и при этом большие транспортные расстояния, низкая плотность расселения являются причинами

значительных транспортных и производственных издержек, замедления и ограничения объема торгового оборота нефтепродуктов, что усугубляется сравнительно невысоким спросом и установлением государством нормативов доходности поставщиков топлива на периферийных и изолированных территориях. Факторы «северности» делают непривлекательной арктическую зону для коммерческих структур. Применяемые в национальной экономике методы оптимизации данной сферы, снижения ее затратности исторически привели к необходимости централизованного, т.е. массового завоза топлива, с применением инструментов государственного и муниципального заказов, крупных оптовых поставок государственных нефтяных компаний. Осуществление данной схемы материально-технического снабжения является безальтернативной в случае отсутствия круглогодичного транспортного сообщения с центральными районами страны. В таком режиме закупка топлива, его транспортировка и размещение на хранение происходит в очень ограниченные сроки, как правило, летней навигации. В целях организации такого централизованного завоза и преодоления проблемы кассового разрыва (нехватки собственных оборотных средств снабжающих организаций из-за несовпадения по времени между периодом оптовой закупки и розничной реализации нефтепродуктов), поставщиками привлекаются кредитные ресурсы, плата за использование которых, закладывается в цены реализации, что приводит к еще большему удорожанию топлива. Низкая привлекательность таких региональных рынков для независимых поставщиков привела к их фактической монополизации и выраженной привязке к зонам конкурентного преимущества крупных российских нефтегазовых компаний.

Несмотря на отсутствие собственных заводов, непосредственно расположенных в зоне Севера (ближайшие - Сызранский (группа Самарских НПЗ), Ангарский, Ачинский и Комсомольский НПЗ), основным поставщиком и, зачастую, оператором «северного завоза» в лице своих зависимых структур выступает ОАО «Роснефть». Продукция этой компании

превалирует в целом ряде северных регионов СЗФО (Мурманская и Архангельской обл.), Восточной Сибири и Дальнего Востока (Магаданская, Сахалинская области, р. Саха (Якутия), р. Тыва, Чукотский АО). Сформированные схемы территориального снабжения предусматривают обязательное наличие сбытовых подразделений компании, которые задействованы в крупных оптовых поставках нефтепродуктов. В Дальневосточном федеральном Округе головным сбытовым филиалом «Роснефти» выступает ОАО «Роснефть - Востокнефтепродукт». Помимо «Востокнефтепродукта» в регионах ДФО доминирует ряд других компаний, являющихся посредниками на уровне мелкооптовых и розничных продаж топлива населению и коммерческим организациям (рис.3). Отдельно функционирует оптовый рынок госзакупок для нужд региональной теплоэнергетики.

Общая монополизация схем поставок на Дальнем Востоке усиливается наличием различных уполномоченных поставщиков - государственных унитарных предприятий (ГУП) или ОАО, которые функционируют в районах с ограниченными сроками завоза грузов, создаются с участием местных органов власти и ими же контролируются. Они, как правило, занимают основную долю рынка территории по перевалке и хранению нефтепродуктов (угля). Существование этих предприятий (по своей сути посредников) обусловлено необходимостью организации целевых государственных закупок для нужд социально-значимых потребителей северных территорий. К ним относятся различные муниципальные теплоэнергетические компании, учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы, автотранспортные предприятия и т.д. Руководствуясь заботой о надежности бесперебойного снабжения этих объектов, стабильностью социальной обстановки, снижением стоимости энергоснабжения, региональные органы власти часто искусственно ограничивают деятельность независимых участников рынка.

Рис.3 Схема организации поставок нефтепродуктов на рынки регионов Дальнего Востока (ОАО «НК «Роснефть»)

В масштабах российского рынка в 2010 году более чем в 50 субъектах Федерации доля крупнейших нефтекомпаний (т.н. вертикально-интегрированных нефтяных компаний, ВИНК) в рознице превышала 35%. В каждом третьем регионе она составляла 50-60%. «Роснефть» доминировала в пятнадцати регионах, «Лукойл» — в одиннадцати, "Сургутнефтегаз" — в четырех, «ТНК-ВР» и "Газпром нефть" — доминировали в трех регионах каждая. Независимые участники рынка доминировали в 20 регионах [7]. На Севере независимые структуры мелкооптовой продажи нефтепродуктов со значительными долями рынка (свыше 5%) представлены на территории 5 регионов. Не имея возможности самостоятельно формировать замкнутый технологической цикл добыча-производство(переработка)-доставка-хранение-сбыт, они закупают топливо у сбытовых филиалов ВИНК, занимают нишу перепродажи.

Разразившийся в России в апреле 2011г. топливный кризис показал, что увеличение на рынке доли независимых компаний вовсе не является гарантией роста предложения и снижения цен на топливо. Среди всех российских регионов, наиболее сильно ощутили на себе его последствия в

Алтайском Крае, р. Тыва, Иркутской, Мурманской, Сахалинской областях, Камчатском Крае. В условиях дефицита ВИНК направляли все топливо на собственные нефтебазы и АЗС, заставляя независимых поставщиков покупать его у них же по выросшим ценам. При этом если компания не экспортирует излишки в ущерб внутреннему рынку, а реализует все свое топливо через собственные заправки, ФАС не может обвинить ее в дискриминации независимых операторов. В результате многие независимые участники рынка вынуждены были продаваться или прекращать свою деятельность.

Одним из регионов, где ситуация с поставками моторного топлива была наиболее напряженной, стала р. Тыва. В республике отсутствуют сбытовые филиалы крупных нефтегазовых компаний, поэтому основное снабжение осуществляется независимыми коммерческими структурами. Закуп топлива производится предпринимателями Республики Тыва у оптовых поставщиков - предпринимателей, юридических лиц Республики Хакасия и Красноярского края [25]. Региональные поставщики не смогли в условиях возникновения дефицита бензина напрямую выступить субъектами отношений с крупными нефтеперерабатывающими заводами, где минимальный объем оптовых продаж начинается от 500 тонн, а условия транспортировки ограничивались исключительно автомобильной доставкой на большие (до 800 км) расстояния. Экстренно и самостоятельно организовать такую схему доставки оказалось не под силу ни одному из операторов республиканского рынка нефтепродуктов. В результате оптовые партии бензина доставлялись компаниями «Роснефть», «Газпром нефть», «Башнефть», «Газпром газэнергосеть» под гарантии Правительства республики. Цены на поставляемое топливо также устанавливали местные органы власти. Финансирование закупки и транспортировки осуществлялось за счет специального резервного фонда Правительства [6]. По итогам решения проблемы топливного кризиса властями р. Тыва была выдвинута инициатива о создании на территории республики регионального оптового и

сбытового звена с финансовым и организационным участием Правительства Тувы, а также формирования регионального топливного резерва.

Аналогичную инициативу выдвинуло руководство Сахалинской области, где в мае и декабре 2011г. наблюдался дефицит топлива на АЗС и последовавший за ним рост цен. В декабре-январе 2012г. в результате роста загрузки Дальневосточной железной дороги, увеличения экспортных отправок портов Хабаровского Края, ремонта парома Ванино (Хабаровский край) - Холмск (о. Сахалин) на острове в очередной раз возникли перебои с поставками топлива. ОАО «Роснефть» является основным поставщиком нефтепродуктов на островной топливный рынок, обеспечивая около 90% всех его потребностей. Компанией было принято решение дополнительно завезти танкерами нефтепродукты на Сахалин в обход железной дороги. Правительством региона для повышения надежности снабжения Сахалинской области разработан и согласован с «Роснефтью» ряд дополнительных инициатив. Среди них - увеличение на острове объемов топливных хранилищ компании - по предварительным расчетам до 50 тысяч тонн (в настоящее время общий объем нефтехранилищ составляет около 20 тысяч тонн), а также создание дочерней структуры «Роснефти» в регионе -ОАО «Роснефть-Сахалиннефтепродукт» [12]. Чтобы избежать монополизации рынка, правительство Сахалина намерено также привлечь альтернативного поставщика в лице НК «Альянс» [10].

Сравнительным показателем, свидетельствующим о сложности применяемых схем логистики территориального топливного снабжения, степени монополизации местного энергетического рынка и приоритетах фискальной политики государственных органов власти, может выступать цена топлива.

С точки зрения формирования общего ценового предложения на моторное топливо в регионах, характерен пример сравнения средних цен поставщиков автомобильного бензина на региональных АЗС. Временной срез сравнения совпадает с разразившимся в нашей стране «бензиновым

кризисом», который самым негативным образом сказался на экономике и социальном самочувствии населения как северных, так и несеверных территорий. Было определено, что на территории почти всех северных регионов цены превышали среднероссийский уровень. Превышение в среднем достигало 14-15% (средний уровень цен на Севере в мае 2011г. составил 28,68 руб. за литр бензина марки АИ-92, без учета самого высокого спекулятивного показателя в р. Тува). Данная величина варьировалось в диапазоне от 12 (Мурманская область) до 51% (в полтора раза, Чукотский АО). Исключением стали регионы, наиболее приближенные к центрам добычи и переработки нефти - Архангельская область, республики Коми и Карелия - здесь превышения не было или оно было незначительным.

Предполагается, что в ближайшие 5-7 лет северные территории будут более активно внедрять в локальное производство технологии с применением возобновляемых и нетрадиционных источников энергии (ВИЭ). Доля их использования в структуре энергопотребления нескольких северных регионов России может достигнуть 32-35% (Камчатский Край, Архангельская область), что, например, значительно превышает показатель Финляндии (26%) и в целом стран ЕС в 2010г. Производство биотоплива (в основном топливных гранул с использованием отходов деревообработки) уже развернуто в ряде северных субъектов - р. Карелия, Архангельской области, ХМАО и др. В среднем же, исходя из планов региональных властей, планируется довести этот уровень на Севере до 7 %, что является достаточно высоким показателем для нашей страны. Для сравнения, объём замещения невозобновляемых видов топлива альтернативными энергоресурсами в 2005 году составлял лишь 1% от российского энергопотребления (около 10 млн т из суммарных 920 млн т у.т. в год) [18]. В 2008г. доля национального потребления тепловой энергии, покрываемой за счет ВИЭ, составила 3,9% [5]. Доля производства электрической энергии в 7%, вырабатываемой за счет ВИЭ в общероссийском масштабе, согласно этапам реализации

Энергетической Стратегии России на период до 2030г., будет достигнута только к 2030г.

В отношении изолированных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока разработаны и осуществляются проекты по строительству протяженных ответвлений от высоковольтных магистральных электрических сетей, которые призваны снизить долю электроэнергии, вырабатываемую с использованием местных дизельных электростанций. Такие планы территориально-производственного развития в 2008-2010гг. стали целевыми ориентирами региональной энергетики в р. Саха (строительство Якутской ГРЭС-2 и строительство высоковольтной линии Сунтар - Олекминск), Сахалинской области (строительство Сахалинской ГРЭС-2 и четвертого энергоблока на ТЭЦ-1, программа по реконструкции сети), Камчатском Крае (строительство высоковольтной линии «Мильково - Усть-Камчатск», строительство второй линии Мутновской геотермальной станции), Магаданской области (строительство высоковольтной линии «Оротукан -Палатка - Центральная»).

Таким образом, в сфере поставок энергоносителей и потребления энергетических ресурсов определяющими тенденциями развития и сохранения устойчивости топливно-энергетического обеспечения северных регионов следует считать постепенное расширение местного энергопроизводства, ориентацию регионов на самообеспечение местными энергоресурсами. Наличие определенного количества регионов, пока не способных самостоятельно решать эту проблему, можно считать критическим для энергетической безопасности страны в целом. В связи с этим, важнейшими задачами оптимизации системы топливно-энергетического обеспечения Севера остается скорейшее освоение местных топливно-сырьевых баз, увеличение плотности дорожной сети северных регионов, появление новых магистральных участков трубопроводных и железнодорожных транспортных систем, совершенствование логистики

топливных поставок, оптимизация существующей структуры потребления и территориального топливно-энергетического баланса.

Расширение местного производства должно происходить на базе создания инновационных энергетических комплексов. В свою очередь, работа таких предприятий способна стать основой экономически выгодного сотрудничества с зарубежными поставщиками, иностранными инвесторами при сохранении уже созданного потенциала, экономических, технологических и организационных связей регионального топливно-энергетического сектора. Реализация планов по появлению на топливных рынках северных субъектов Федерации более дешевых, экологичных и экономически доступных энергоносителей, в свою очередь, потребует разработки новых организационных инструментов регулирования региональных энергетических рынков. Ключевая роль в создании новых организационных моделей и схем их функционирования должна принадлежать органам региональной администрации.

Список литературы:

1. «Агентство нефтегазовой информации», 4 марта 2011г., http:// gasforum.ru/novosti/2878

2. «Алгоритм. Топливный интегратор», 2010 год.

3. Аналитическая группа «ЭРТА». Цена газа. Июнь 2011, режим доступа http://www.erta-consult.ru

4. Арабкин В. Жизнь за счет ресурсов. Эксперт Северо-запад, №19(128), 26 мая 2003г., режим доступа http://expert.ru/northwest/2003/19/

5. Безруких П.П. О необходимости и темпах развития возобновляемой энергетики России. ТЭК России в 21 веке. Московский Международный Энергетический Форум, 7-10 апреля 2010г

6. Глава Тувы установил цены на бензин. Клуб регионов. Интернет-представительство глав регионов Российской Федерации. 23 мая 2011г. Режим доступа http://club-rf.ru/r17/news/21515/

7. Гудков А. Нефтяным компаниям непозаправится. Газета «Коммерсантъ». №167 (4708) от 8 сентября 2011г. Режим доступа http://www.kommersant.ru/doc/1768287

8. ИА «News29.ru.», 2 февраля 2011г.. Режим доступа http://www.news29.ru/novosti/ekonomika/Torzhestvennaia ceremonija perevoda Arhangelskoj TEC na gaz naznachena na 15 marta/10064

9. ИА «Nord-news» от 1 ноября 2011г. Язев В. Нефтеперерабатывающий завод в Мурманской области необходим. Режим доступа http ://www.nord-news.ru/murman news/2011/11/01/?newsid=21720

10. ИА «Аи-92». «Власти Сахалинской области в целях преодоления дефицита бензина заставили «Роснефть» создать «РН-Сахалиннефтепродукт». 10 февраля 2012г. Режим доступа http ://www.au92.ru/ms g/20120210 12021004.html

11. ИА «Дальневосточный капитал». На Сахалине приступили к газификации области. 16 июля 2010г. Режим доступа http :// dvkapital.ru/

12. ИА «РИА Новости». «Роснефть» увеличит топливные хранилища на Сахалине на 40% - до 50 тыс.т. 14 февраля 2012г. Режим доступа http ://dv.ria.ru/economy/20120214/82101779.html

13. ИД «Коммерсант». Власти Сахалинской области пытаются реанимировать идею создания НПЗ. 29 сентября 2011г. Режим доступа http ://www.kommersant.ru/

14. Интернет сайт ЗАО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», режим доступа http://www.peterburgregiongaz.ru/karel obi

15. Интернет сайт ОАО «Саханефтегазсбыт», режим доступа http://www.sngs.ykt.ru/node/275

16. Интернет сайт ООО «ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ПСКОВ», режим доступа: http://www.pskovregiongaz.ru/index.php?id kat=26

17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.

18. Ларин В. Состояние и перспективы применения возобновляемых источников энергии в России, Москва, 2006, стр. 26-27.

19. Лядова М. Как модернизировать нетипичный ТЭК Сахалина. Журнал «Металлы Евразии», №2, 2007г., режим доступа http://www.eurasmet.ru/online/2007/2/economics.php

20. Малая Е. Северный завод. Московский Комсомолец в Красноярске. №28 (7-14 июля) 2010г.

21. Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафраник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. - 467с.

22. ОАО «Газпром» и Мурманская область подписали договор о сотрудничестве. Независимое ИА «Ойл Инфо АС». 16 октября 2009г., режим доступа http://www.oilinformation.ru/index.cfm?event=doLink&famId=99861

23. ОАО «Лукойл» развивает сотрудничество с Мурманской областью. Пресс-служба ОАО «Лукойл», 16 марта 1999г., http://www.lukoil.ru/press.asp?div id=1&id=171&year=1999

24. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020г. и дальнейшую перспективу, утверждена 18 сентября 2008г., http ://www. scrf. gov.ru/ documents/sections/3

25. Отчет руководителя УФАС России по р. Тыва О.М. Долгих о ситуации на розничном рынке нефтепродуктов в Республике Тыва. 2 декабря 2011г. Режим доступа http ://tuva.fas. gov.ru/analytic/6275

26. Официальный интернет-портал органов государственной власти р. Саха (Якутия). Штыров В.А. Стенограмма пресс-конференции в Алдане 12 февраля 2010 года. Режим доступа http :// sakha. gov.ru/, http://www.sy-corp.ru/press/pr/11.htm

27. Официальный сайт ОАО «Газпром», режим доступа http://www.gazprom.ru/press/news/2012/january/article128565

28. Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района. Ванаварский НПЗ: времени на раскачку нет. Режим доступа http://www.evenkya.ru/life/vanavarskiy_npz_vremeni_na_raskachku_net.html

29. Официальный сайт Правительства Камчатского Края, режим доступа http ://www.kamchatka. gov.ru

30. Развитие на опережение. Информационно-аналитический журнал «ТЭК. Стратегии развития». №6, ноябрь 2011г.

31. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010

32. Сайт Правительства Мурманской области. Котельные Североморска будут переведены на сжиженный природный газ в 2014 году. 19 октября 2011г. Режим доступа http://www.gov-murman.ru/press/?d=19-10-2011

33. Топливно-энергетический комплекс Европейского Северо-Востока: методы исследования, эффективность, направления развития. Екатеринбург: Уро РАН, 2002., стр.229

34. Целевая долгосрочная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ямало-ненецком автономном округе на период 2010-2015гг. и на перспективу до 2020 г.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Целевая программа Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском Автономном Округе - Югре на 2011-2015гг. и на перспективу до 2020г.», в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 12.08.2011 N 304-п, от 09.09.2011 N 333-п, от 14.10.2011 N 385-п, от 02.12.2011 N 451-п), режим доступа http ://www2. admhmao.ru/economic/c pro gram/273 -p. doc

Refer Sources

1. «The oil and gas information agency», 4th of March 2011, http:// gasforum.ru/novosti/2878

2. «Algorithm. Fuel Integrator» company. 2010.

3. «ERTA» analytical group. The Price for Gas. June 2011, http://www.erta-consult.ru

4. Arabkin V. Life is due to the resources. Expert Norh-West. №19 (128), 26th of May 2003, http://expert.ru/northwest/2003/19/

5. Bezrukih P. About needs and rate of renewal energy development in Russia. Fuel and Energy Industry in Russia in XXI century. Moscow International Energy Forum. April 7-10 of 2010.

6. Tuva's Governor sets prices for the gas. The Region's Club. The Russian Governors Internet Representation. 23th of May 2011, http://club-rf.ru/r17/news/21515/

7. Gudkov A. Oil companies will be not refueled. «Kommersant» journal. №167 (4708). 8th of September 2011, http://www.kommersant.ru/doc/1768287

8. «News29.ru» Information Agency, 2nd of February 2011, http://www.news29.ru/novosti/ekonomika/Torzhestvennaja ceremonija per evoda Arhangelskoj TEC na gaz naznachena na 15 marta/10064

9. Yazev V. It is need to deploy oil processing plant in Murmansk region. «Nord-news» Information Agency, 1st of November 2011, http://www.nord-news.ru/murman news/2011/11/01/?newsid=21720

10.«AU-92» Information Agency. Sahalin locals have compelled the Rosneft to establish the «Rosneft-Sahalinnefteprodukt» for gas deficit problem solving. 10th of February 2012, http ://www.au92.ru/ms g/20120210 12021004.html

11.«DV Capital» Information Agency. Gasification in Sahalin has initiated. 16th of July 2010, http://dvkapital.ru/

12.RIA Novosti website group. Rosneft will increase petroleum storage depots in Sahalin by 40% - till 50 000 tons. 14th of February 2012, http ://dv.ria.ru/economy/20120214/82101779.html

13.«Kommersant» journal. Sahalin locals trying to initiate the oil processing plant deployment again. 29th of September 2011, http ://www.kommersant.ru/

14.CJSC «Gazprom mezhregiongaz Saint-Petersburg»,

http://www.peterburgregiongaz.ru/

15.OJSC «Sahaneftegazsbyt», http://www.sngs.ykt.ru/node/275

16.LLC «Gazprom mezhregiongaz Pskov», http://www.pskovregiongaz.ru/index.php?id kat=26

17.The Conception of long-term social and economical development in Russian Federation till 2020.

18.Larin V. The condition and perspectives of renewal energy using in Russia. Moscow. 2006. P. 26-27.

19.Lyadova M. How to modernize the untypical fuel and energy industry in Sahalin. «Eurasia metals» journal. №2, 2007, http://www.eurasmet.ru/

20.Malaya E. Northern plant. «MK in Krasnoyarsk» newspaper. №28. 2010

21.Mastepanov A.M, Saenko V.V., Rylsky V.A., Shafranik J.K. Economics and energy industry in regions of Russian Federation. Moscow. CJSC «Izdatelstvo «Ekonomika»». 2001

22.«Oil info AS» Independent Information Agency. Gazprom and Murmansk region authorities have signed an association agreement. 16th of October 2009, http://www.oilinformation.ru/index.cfm?event=doLink&famId=99861

23.Lukoirs press service. 16th of March 1999. Lukoil is developing further cooperation with Murmansk region authorities. http://www.lukoil.ru/press.asp?div id=1&id=171&year=1999

24.The basis of state Russian Federation policy in Arctic till 2020 and to further perspective. http://www. scrf. gov.ru/documents/sections/3

25.Tuva's retail petroleum market report drawn up by O. Dolgih the Head of Tuva's Department of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation. 2nd of December 2011, http ://tuva.fas. gov.ru/ analytic/6275

26.Republic Sakha state authority's press release. Transcript of press conference were held at Aldan in 12th of February 2010, http:// sakha. gov.ru/, http://www.sy-corp.ru/press/pr/11.htm

27.OJSC Gazprom,

http://www.gazprom.ru/press/news/2012/ianuary/article128565

28.Evenkia metropolitan region authorities. Vanavars oil processing plant: it is no time to wait. http://www.evenkya.ru/life/vanavarskiy npz vremeni na raskachku net.ht

ml

29.Kamchatskiy kray government official site. http://www.kamchatka.gov.ru

30.Development to take the lead. «Fuel and Energy Industry. Strategies of development». Journal. №6. November 2011.

31.The regions of Russia. Social and economical characteristics. 2010.

32.The Government of Murmansk region official site. Boiler houses of Severomorsk will be switched on liquid natural gas at 2014. 19th of October 2011, http ://www. gov-murman.ru/press/?d= 19-10-2011

33.Fuel and energy industry of the European North-East. Methods of research, efficiency, directions of development. Yekaterinburg. The Ural Branch of the RAS, 2002. P.229.

34.Energy saving and energy efficiency in Yamalo-Nenets Autonomous District at the period of 2010-2015 and to the perspective till 2020. Special regional long-term program.

35.Energy saving and energy efficiency increasing in Hanty-Mansiyskiy Autonomous District at the period of 2011-2015 and to the perspective till 2020. Special regional long-term program. http ://www2. admhmao.ru/economic/c pro gram/273 -p. doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.