ся результативной и способствует формированию мотивационного компонента у студентов обучающиеся по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курасбедиани З.В. Сущность и структура профессионально значимых личностных качеств работников таможенной службы / З.В. Курасбедиани // Наука - 2020. - 2019. - № 6 (31). -С. 29-33.
2. Токарева С.В. Дистанционное образование: понятийный аппарат и проблемы его формирования / С.В. Токарева // Наука молодых - будущее России : материалы IV Международной научной конференции перспективных разработок молодых учёных. - Курск, 2019. - С. 249-252.
3. Котова О.В. Физическое совершенствование организма как фактор повышение социальной активности граждан / О.В. Котова // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей. - Курск, 2016. - С. 107-109.
4. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 5-е изд. - Москва : Флинта : Московский психолого-социальный инт, 2008. - 319 с.
REFERENCES
1. Kurasbediani, Z.V. (2019), "The essence and structure of professionally significant personal qualities of customs officials", Science-2020, No.6 (31,) pp. 29-33.
2. Tokareva, S.V. (2019), "Distance education: conceptual apparatus and problems of its formation", Science of the young is the future of Russia: materials of the IV International scientific conference of promising developments of young scientists, Kursk, pp. 249-252.
3. Kotova, O.V. (2016) "Physical improvement of the body as a factor in increasing the social activity of citizens", Actual problems of legal regulation of the activities of public associations: Russian and foreign experience, A collection of scientific articles, Kursk, pp.107-109.
4. Ratanova, T.A. and Shlyakhta, N.F. (2008), Psychodiagnosis methods of studying personality, Flint, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2020
УДК 796/799
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ В СИСТЕМЕ «ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН» НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Светлана Сергеевна Лада, кандидат педагогических наук, психолог, Сибирское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается проблема качества межличностного общения в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства. В исследовании установлено, что спортсмены имеют примерно равное соотношение интернального и экстернального локуса контроля, высокую мотивацию личности на успех и самоутверждение в спорте и социуме; развитую эмпатию личности; негативно относятся к авторитарному стилю общения с ними тренеров в тренировочном и соревновательном процессах. Большинство спортсменов считают, что демократичный стиль общения в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства наиболее оправдан и приемлем. Выявлено, что тренеры, в большей степени, опираются в своей работе на авторитарный стиль общения; утверждают, что при демократичном стиле общения добиться высоких спортивных результатов в спорте высших достижений практически невозможно.
Ключевые слова: спортсмены высокой квалификации, тренеры, эмпатия, общение, качества личности, мотивация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p301-305
RESEARCH OF EMPATHY IN THE "COACH-ATHLETE" SYSTEM AT THE STAGE
OF HIGHER SPORTSMANSHIP
Svetlana Sergeevna Lada, the candidate of pedagogical sciences, psychologist, Siberian state
school of Olympic reserve, Omsk
Abstract
The article deals with the problem of the quality of interpersonal communication in the "coach-athlete" system at the stage of higher sportsmanship. The study found that athletes have an approximately equal ratio of internal and external locus of control, high personal motivation for success and self-affirmation in sports and society; developed personal empathy; negative attitude to the authoritarian style of communication with them by coaches in training and competition processes. Most athletes believe that a democratic style of communication in the «coach-athlete» system at the stage of higher sportsmanship is most justified and acceptable. It is revealed that coaches rely more on the authoritarian style of communication in their work; they argue that with a democratic style of communication, it is almost impossible to achieve high sports results in high-performance sports.
Keywords: highly qualified athletes, coaches, empathy, communication, personality qualities, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Практика спорта высших достижений демонстрирует возрастающие требования к качеству межличностного общения в системе «тренер-спортсмен», оказывающее многофакторное влияние, как на мотивацию спортивных достижений, так и на успешность профессиональной карьеры и гармоничное развитие личности спортсменов в целом.
В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко (2008), эмпатия определяется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого; как разновидность социальных (нравственных) эмоций; как эмоциональный отклик в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания). Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия).
В контексте нашего исследования целесообразно привести высказывание ректора Академии русского балета им. А. Вагановой, Н. Цискаридзе: «Мир искусства безумно красив, но там очень много жестокости и лжи. В классе, где я учился, было не просто жестко - там было жутко. Сколько раз мой педагог унижал меня и доводил до слез. Спустя годы, я часто звонил своему учителю и благодарил его за ту жесткость. Ведь с тех пор, никакая подлость от завистливых коллег по цеху или неудача, не могли вывести меня из равновесия» (цитата из программы «Судьба человека» с Николаем Цискаридзе, 2019).
Отметим, что для спорта высших достижений, ориентированного на максимальные результаты спортивной деятельности, эмпатическое отношение в системе «тренер-спортсмен» выступает, нередко, спорным и дискуссионным аспектом тренировочного и соревновательного процессов.
Вышеизложенное указывает на актуальность данного исследования для современного российского спорта и физкультурно-педагогического образования в частности, выявляет противоречие между объективной потребностью спортсменов к самореализации и достижению максимальных результатов в спортивной деятельности и дефицитом эмпа-тии, как эмоционально-поддерживающего ресурса, в межличностном взаимодействии тренеров со спортсменами в тренировочном и соревновательном процессах на этапе высшего спортивного мастерства.
Проблема исследования: недостаток эмпирических данных о сформированности психологических качеств личности и актуальной психологической потребности в эмпати-
ческом общении современных спортсменов высокой квалификации в системе «тренер-спортсмен».
Объект исследования: эмпатия как психологическое явление.
Предмет исследования: эмпатия в межличностном общении в тренировочном и соревновательном процессах в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства.
Цель исследования: выявление сформированности психологических качеств и актуальной психологической потребности спортсменов к эмпатическому отношению тренеров к их личности в тренировочном и соревновательном процессах на этапе высшего спортивного мастерства.
Гипотеза исследования: проявление эмпатии межличностного общения в тренировочном и соревновательном процессах на этапе высшего спортивного мастерства в системе «тренер-спортсмен» способствует развитию мотивации спортивных достижений и развитию гармоничной «Я-концепции» личности спортсменов.
Задачи исследования:
1. Выявить сформированность психологических качеств личности и актуальную психологическую потребность в эмпатии в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства.
2. Разработать анкету, выявляющую психологическую потребность в эмпатии в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства.
Методы исследования: тест Дж. Роттера «Локус контроля»; тест А. Реан «Мотивация успеха и боязни неудачи»; тест И. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии личности»; анкета для спортсменов и тренеров, разработанная автором: «Эмпатия как фактор межличностного взаимодействия спортсменов и тренеров на этапе высшего спортивного мастерства»; математическая статистика ^-критерий Стьюдента).
БАЗА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в период 2018-2020 гг. на базе ФГБУ ПОО «Сибирское государственное училище олимпийского резерва», в котором приняли участие 27 спортсменов в возрасте от 17 до 22 лет (8-КМС, 15- «МС» и 4- «МСМК»), специализирующихся в легкой атлетике, плавании, художественной гимнастике, греко-римской борьбе и 8 тренеров, работающих с данной категорией спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании результатов исследования сформированности локуса контроля спортсменов высокой квалификации достоверно установлено (р<0,05), что в данной группе респондентов процент интерналов определяется 44% и экстерналов 56%. Отметим, что ответственность за результаты своей деятельности интерналы, как правило, берут на себя, объясняя их своими способностями, характером, поведением, проявляя внутренний локус контроля. Экстерналы объясняют подобные результаты своей деятельности внешними факторами, к которым можно отнести влияния других людей, каких-либо событий или случайностей, демонстрируя внешний локус контроля. Потребность в эмоциональном одобрении и признании своей личности в социуме у экстерналов проявляется в большей степени, чем у интерналов.
По результатам исследования мотивации успеха у данных респондентов достоверно обнаружено (р<0,05), что 74% опрошенных спортсменов имеют высокий и 26% средний уровни развития анализируемого свойства личности. Низкого уровня развития диагностируемого свойства личности у данных испытуемых не выявлено.
Результаты исследования уровня сформированности эмпатии у высококвалифицированных спортсменов достоверно установили (р<0,05), что высоким уровнем эмпатии обладают 37%, средним уровнем 48% и низким уровнем 15% опрошенных юношей и де-
вушек.
Далее представим результаты анкетного опроса спортсменов и тренеров: «Эмпатия как фактор межличностного взаимодействия спортсменов и тренеров на этапе высшего спортивного мастерства» (представлен фрагмент анкетного опроса, реализованного в анонимной форме).
Вопросы и ответы спортсменов, (п =27)
1. Влияет ли настроение вашего тренера на возникновение у вас повышенной тревожности и беспокойства в тренировочном и соревновательном процессах? Ответ: Да -78%; Нет - 22%.
2. Влияет ли отношение вашего тренера к вам на вашу мотивацию спортивных достижений и самоактуализацию в спорте? Ответ: Да - 85%; Нет - 15%.
3. Что бы вы хотели улучшить в системе своей спортивной подготовки: качество общения с тренером - 67%; качество тренировочного процесса - 33%.
4.- Хотелось бы вам, чтобы у тренера был более демократичный стиль общения с вами в тренировочной и соревновательной деятельности? Ответ: Да - 78%; Нет -22%.
5. Завидуете ли вы «спортсменам-любимчикам» вашего тренера? Ответ: Да -85%; Нет - 15%.
Вопросы и ответы тренеров, (п=8)
1. Знаете ли вы тренеров с демократичным стилем общения, работавших или работающих со спортсменами, достигших выдающихся результатов в спорте высших достижений? Ответ: Да -25%; Нет -75%.
2. Какой стиль общения вы считаете наиболее оправданным и приемлемым в спорте высших достижений? Ответ: демократичный - 0%; авторитарный - 63%; авторитарно-демократичный - 37%.
ВЫВОДЫ
В процессе исследования сформированности психологических качеств личности спортсменов, находящихся на этапе высшего спортивного мастерства установлено, что данные испытуемые имеют примерно равное соотношение интернального и экстерналь-ного локуса контроля, высокую мотивацию личности на успех и самоутверждение в спорте и социуме, развитую эмпатию личности - это, в свою очередь, способствует эффективному осуществлению различных видов деятельности: спортивной, учебной, профессиональной и др.
Результаты анкетного опроса выявили, что актуальной психологической потребностью в межличностном общении в системе «тренер-спортсмен» у спортсменов выступает эмпатия тренера к их личности, которая рассматривается спортсменами как эмоционально-поддерживающий ресурс, мотивирующий на максимальные спортивные достижения и самоактуализацию в спорте.
Установлено, что спортсмены высокой квалификации нередко негативно относятся к авторитарному стилю общения с ними тренеров в тренировочном и соревновательном процессах. Большинство спортсменов считают, что демократичный стиль общения в системе «тренер-спортсмен» на этапе высшего спортивного мастерства наиболее оправдан и приемлем, способствует формированию успеха в спортивной карьере и гармоничному развитию личности в целом.
В то же время установлено, что тренеры, в большей степени, опираются в своей работе на авторитарный стиль общения; утверждают, что при демократичном стиле общения добиться высоких спортивных результатов в спорте высших достижений практически невозможно.
Таким образом, вышеизложенное исследование актуализирует необходимость всестороннего изучения и осмысления данной проблемы по причине того, что спорт высших достижений представлен юношами и девушками, чьи возрастные границы и психологические новообразования личности едва достигают социально-психологической зрелости. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2020
УДК 796.853.23
ОЦЕНКА МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ АТАКУЕМОГО СПОРТСМЕНА ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ВРАЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА SUMI-OTOSHI В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный
государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Дмитрий Александрович Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Антонович Поципун, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Сергей Александрович Краев, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
Аннотация
Авторы предлагают на основе использования двенадцатизвенной модели оценить моменты инерции атакуемого спортсмена относительно оси вращения в процессе выполнения броска sumi-otoshi. Величина момента инерции головы, правого плеча, правого предплечья, правого бедра убывает. Величина момента инерции остальных сегментов тела колеблется. Общий момент инерции атакуемого спортсмена относительно оси вращения также имеет колебательный характер. Различные значения моментов инерции можно использовать при поиске индивидуальной техники спортсмена и разработки новых технических действий. Колебания момента инерции можно использовать при построении тактического плана схватки.
Ключевые слова: момент инерции, биомеханика дзюдо, биомеханика спортивной борьбы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p305-309
ESTIMATION OF THE MOMENTS OF INERTIA OF THE ATTACKED ATHLETE RELATIVE TO THE AXIS OF ROTATION DURING THE SUMI-OTOSHI THROWS IN THE CONDITIONS OF THE ABSENCE OF RESISTANCE
Alexey Grigoryevich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Russia, St. Petersburg; Dmitry Ale-xandrovich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Antono-vich Potsipun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint Petersburg State University; Sergey Aleksandrovich Kraev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Educational Institution of Logistics named after General of the Army
A.V. Khrulev, St. Petersburg
Abstract
The authors propose, based on the use of a twelve-bar model, to estimate the moments of inertia of the attacked athlete relative to the axis of rotation during the execution of the sumi-otoshi throw. The magnitude of the moment of inertia of the head, the right shoulder, right forearm, right hip decreases. The magnitude of the moment of inertia of the remaining body segments fluctuates. The general moment of inertia of the attacked athlete relative to the axis of rotation is also oscillatory. Different values of the moments of inertia can be used when searching for an individual athlete's technique and developing new technical actions. Oscillations in the moment of inertia can be used when building a tactical battle plan.