Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И ЕГО УЧЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И ЕГО УЧЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SUBJECT OLYMPIADS / SITUATIONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова С.Ю.

В данной статье рассматривается российская система школьных предметных олимпиад и результаты исследования динамики уровня ситуативной тревожности у участников предметных олимпиад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE DYNAMICS OF THE LEVEL OF ANXIETY OF PARTICIPANTS OF OBJECTIVE OLYMPIAD AND ITS ACCOUNT IN THE PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN TO OLYMPIADS

This article discusses the Russian system of school subject Olympiads and the results of a study of the dynamics of the level of situational anxiety among participants in subject Olympiads.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И ЕГО УЧЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ»

УДК 37.015.31

Козлова С.Ю. студент 2 курса

факультет педагогики, психологии и социальных наук

специальность психология ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

Россия, г. Пенза

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И ЕГО УЧЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ

Аннотация: В данной статье рассматривается российская система школьных предметных олимпиад и результаты исследования динамики уровня ситуативной тревожности у участников предметных олимпиад.

Ключевые слова: предметные олимпиады, ситуативная тревожность.

Kozlova S. Yu. - 2nd year student of the Faculty of Pedagogy, Psychology

and Social Sciences (psychology specialty) STUDYING THE DYNAMICS OF THE LEVEL OF ANXIETY OF PARTICIPANTS OF OBJECTIVE OLYMPIAD AND ITS ACCOUNT IN THE PREPARATION OF SCHOOLCHILDREN TO OLYMPIADS.

Annotation: This article discusses the Russian system of school subject Olympiads and the results of a study of the dynamics of the level of situational anxiety among participants in subject Olympiads.

Key words: subject Olympiads, situational anxiety.

В настоящее время особый интерес представляют одаренные школьники, которые в будущем могут стать узкоспециализированными специалистами.

Правда, найти и начать по-особому обучать, развивать и воспитывать одаренных детей с рождения или на первых годах обучения достаточно сложно. Для подтверждения своих знаний, умений, а, главное, одаренности по тому или иному предмету школьники с конца начальной или со средней школы начинают участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня. На данный момент в России существует 3 уровня олимпиад. Причем, самым низким уровнем, в котором школьники должны ответить на наиболее простые вопросы, является третий уровень, а самым высоким, соответственно, первый уровень. Каждая из этих олимпиад входит в перечень олимпиад школьников, который обновляется каждый год. Соответственно, на данный момент они регулируются Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2018 № 32н "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год " (Зарегистрирован 13.09.2018 № 52149). Именно призерство или победа на любой из олимпиад, входящих в этот перечень дает право школьнику называться одаренным.

Сами школьники часто участвуют в них, не только для того чтобы называться одаренными, но и ради определенных поощрений со стороны вузов. В зависимости от уровня олимпиады и правил вуза школьник в дальнейшем может рассчитывать или на добор баллов до 100 по определенному предмету или на поступление все конкурса. Конечно, все это действует на школьников как стрессовые факторы. К ним прибавляется желание показать наилучший результат, оправдать надежды учителей и родителей, которые прилагают максимум усилий для создания нужной развивающей среды школьнику. Поэтому можно заключить, что во время участия в олимпиадах школьник испытывает стресс, у него повышается уровень ситуативной тревожности - показатель, влияющий на возможности школьника полностью показать все свои знания и умения.

Очень высокий уровень тревожности влияет на раскрытие способностей школьника. Данный уровень снижается уже после проведения конкурсного испытания. Хотя, достаточно часто школьники сталкиваются с тем, что сразу несколько разных олимпиад проводятся примерно в одно и то же время, например, с разрывом в несколько дней. Если за это время уровень ситуативной тревожности не успевает снизиться до нормального, то на второй олимпиаде школьник уже не сможет показать свой лучший результат.

Задачей данного исследования было определить, за сколько дней у одаренных школьников снижается уровень ситуативной тревожности. В исследовании участвовало 20 одаренных школьников, у которых уже были на данный момент призовые места в различных олимпиадах, которые обучались на химико-биологическом и физико-математическом профилях в 8-11 классах. Для измерения ситуативной тревожности была использована методика Спилберга (в адаптации Ханина). Измерение ситуативной тревожности проходило: 1) за день до олимпиады; 2) на следующий день; 3) на третий день после олимпиады; 4) определен уровень личностной тревожности.

Результат данного исследования: 10% - отмечен умеренный уровень ситуативной тревожности, 90% высокий и очень высокий уровень ситуативной тревожности. На следующий день уровень падал (если в этот день оглашали результаты олимпиады) или же не изменялся (у 40% -умеренный уровень, у 55% - высокий). Только на 3 день у большинства школьников уровень ситуативной тревожности падал и совпадал с уровнем личностной тревожности.

Из этого можно сделать вывод, что на 3 день после олимпиады у школьника восстанавливается уровень ситуативной тревожности, поэтому следующая олимпиада должна проходить на 5 день после предыдущей (на 4 день ситуативная тревожность снова в таком случае возрастает, но она стартует с низкого уровня, а не с высокого, если бы олимпиада проходила раньше). Данные результаты должны послужить рекомендацией для педагогов и родителей, решающих, в каких олимпиадах одаренный школьник примет участие.

Использованные источники:

1. Аверина, И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности/ И.С. Аверина, Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 1994 - №6. - С.134-139.

2. Бабаева, Ю.Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков / Ю.Д. Бабаева // Одаренный ребенок. - 2003 - №1. - С. 624.

3. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности-Вестник Московского университета. Серия 14: Психология - 2008

4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности - Москва 2003

5. Заморская Т.В. курс дистанционного обучения по проблеме «психология одаренности детей и подростков» - Тамбов: ТОИПКРО: 2007.

6. Климонтова Т.А. Самоорганизация внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников: структура и функционирование - Ярославль -2014

7. Краснова, О. В., Мещеряков, А.С., Влазнева, С. А. Механизм развития систем психолого-педагогических взаимодействий как психолого-педагогическая основа проектирования электронных систем обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3; URL: www.science-education.ru/117-13056.

8. Краснова, О. В., Охота, Д. А. Развитие иноязычной коммуникативной креативности будущих учителей английского языка средствами сетевых технологий: структурно-динамическая модель процесса и её реализация в формирующем эксперименте / Современные проблемы науки и образования. №5, 2018. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28100.

9. Краснов, А. А. Развитие информационно-технологической

компетентности в вузе на основе теории функционирования и развития

систем педагогических взаимодействий / Педагогическая информатика,

2013. № 3. С. 21-29

10. Мещеряков, А. С., Краснова О.В. Аппарат теории функционирования и развития систем педагогических взаимодействий: теория работает // Среднее профессиональное образование. 2013, №4. С. 24 - 31.

11.Яремко, Н. Н., Краснова О.В. Критерально-корректностная подготовка в формировании компетентностного профиля математиков: констатирующее исследование и экспериментальная модель // Педагогическое образование в России. 2013, №2. С. 179 - 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.