Научная статья на тему 'ОЛИМПИАДА ПО БОТАНИКЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОЛИМПИАДА ПО БОТАНИКЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИКА / ФАРМАЦИЯ / ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ КУРС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Ирина Леонидовна

Для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в современной системе высшего (в т.ч. фармацевтического) образования используются различные формы и методы обучения. В учебном процессе при организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся используются традиционные и интерактивные формы и методы, среди которых особое место занимают предметные олимпиады. В Курском государственном медицинском университете предметные олимпиады проводятся на всех кафедрах по различным дисциплинам. Олимпиада по дисциплине «Ботаника» проводится для студентов 2 курса фармацевтического факультета и проходит в два тура. Первый тур выявляет уровень теоретической подготовки студентов; посвящен общим вопросам, цитологии и анатомии растений. Второй тур выявляет уровень не только теоретической, но и практической подготовки студентов по морфологии, систематике и анатомии растений, а также их способности к творческому мышлению при анализе неизвестных растений. Анализ использования предметной олимпиады в учебном процессе курса ботаники показал, что олимпиада является одним из эффективных средств оценки качества профессиональной подготовки обучающихся и их готовности к изучению профильных дисциплин (фармакогнозия, основы фитотерапии), а также способствует повышению мотивации к освоению дисциплины и развитию интереса к науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD IN BOTANY AS A MEANS ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

To implement the requirements of the federal state educational standards of higher education in the modern system of higher (including pharmaceutical) education, various forms and methods of teaching are used. In the educational process, when organizing classroom and independent work of students, traditional and interactive forms and methods are used, among which subject olympiads occupy a special place. At Kursk State Medical University, subject olympiads are held at all departments in various disciplines. The olympiad in the discipline «Botany» is held for 2nd year students of the Faculty of Pharmacy and takes place in two rounds. The first round reveals the level of theoretical training of students; it is devoted to general issues, cytology and plant anatomy. The second round reveals the level of not only theoretical, but also practical training of students in morphology, systematics and anatomy of plants, as well as their ability to think creatively when analyzing unknown plants. The analysis of the use of the subject olympiad in the educational process of the botany course showed that the olympiad is one of the effective means of assessing the quality of professional training of students and their readiness to study specialized disciplines (pharmacognosy, fundamentals of phytotherapy), and also contributes to increasing motivation to master the discipline and developing interest in science.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИАДА ПО БОТАНИКЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

VJTK" 147"S8 r-ч [©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J/0.1-+/.JO |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27128474 2022 11 01 03 lfcae^K^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОЛИМПИАДА ПО БОТАНИКЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Автор(ы) 2022

ДРОЗДОВА Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры

фармакогнозии и ботаники

Курский государственный медицинский университет 305041, Россия, Курск, irina-drozdova@yandex.ru

SPIN: 9699-0656

AuthorlD: 314793

ResearcherlD: V-2193-2017

ORCID: 0000-0002-2231-2772

ScopusID: 8879222600

Аннотация. Для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в современной системе высшего (в т.ч. фармацевтического) образования используются различные формы и методы обучения. В учебном процессе при организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся используются традиционные и интерактивные формы и методы, среди которых особое место занимают предметные олимпиады. В Курском государственном медицинском университете предметные олимпиады проводятся на всех кафедрах по различным дисциплинам. Олимпиада по дисциплине «Ботаника» проводится для студентов 2 курса фармацевтического факультета и проходит в два тура. Первый тур выявляет уровень теоретической подготовки студентов; посвящен общим вопросам, цитологии и анатомии растений. Второй тур выявляет уровень не только теоретической, но и практической подготовки студентов по морфологии, систематике и анатомии растений, а также их способности к творческому мышлению при анализе неизвестных растений. Анализ использования предметной олимпиады в учебном процессе курса ботаники показал, что олимпиада является одним из эффективных средств оценки качества профессиональной подготовки обучающихся и их готовности к изучению профильных дисциплин (фармакогнозия, основы фитотерапии), а также способствует повышению мотивации к освоению дисциплины и развитию интереса к науке.

Ключевые слова: ботаника, фармация, предметная олимпиада, образовательный процесс, образовательные технологии, учебный курс, качество образования, компетентностный подход, методы обучения, внеаудиторная деятельность, творческий потенциал, практико-ориентированные задачи, самостоятельная работа студента, профессиональная подготовка.

OLYMPIAD IN BOTANY AS A MEANS ASSESSMENT OF THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

© The Author(s) 2022

DROZDOVA Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of the Department

of Pharmacognosy and Botany Kursk State Medical University 305041, Russia, Kursk, irina-drozdova@yandex.ru

Abstract. To implement the requirements of the federal state educational standards of higher education in the modern system of higher (including pharmaceutical) education, various forms and methods of teaching are used. In the educational process, when organizing classroom and independent work of students, traditional and interactive forms and methods are used, among which subject olympiads occupy a special place. At Kursk State Medical University, subject olympiads are held at all departments in various disciplines. The olympiad in the discipline "Botany" is held for 2nd year students of the Faculty of Pharmacy and takes place in two rounds. The first round reveals the level of theoretical training of students; it is devoted to general issues, cytology and plant anatomy. The second round reveals the level of not only theoretical, but also practical training of students in morphology, systematics and anatomy of plants, as well as their ability to think creatively when analyzing unknown plants. The analysis of the use of the subject olympiad in the educational process of the botany course showed that the olympiad is one of the effective means of assessing the quality of professional training of students and their readiness to study specialized disciplines (pharmacognosy, fundamentals of phytotherapy), and also contributes to increasing motivation to master the discipline and developing interest in science.

Keywords: botany, pharmacy, subject olympiad, educational process, educational technologies, training course, quality of education, competence approach, teaching methods, extracurricular activities, creative potential, practice-oriented tasks, independent work of a student, professional training.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в современной системе высшего (в т.ч. фармацевтического) образования используются различные формы и методы обучения. В учебном процессе при организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся используются как традиционные, так и интерактивные формы и методы, среди которых особое место занимают предметные олимпиады.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Эффективность реализации образовательных программ напрямую зависит от используемых технологий, форм и методов. При

этом большое значение имеют разнообразные методы активного, интерактивного обучения, в т.ч. творческого характера. Широкое использование предметных олимпиад (как одной из форм активного обучения) при реализации образовательных программ обусловлено тем, что современные работодатели предъявляют высокие требования к компетенциям выпускников - молодых специалистов, готовых и способных решать различные профессиональные задачи, а также стремящихся к постоянному совершенствованию, самообразованию и саморазвитию [1]. По мнению А.А. Вербицкого, технологии активного обучения способствуют использованию в учебном процессе форм и методов проблемного, исследовательского характера; позволяют создавать условия для познания и творчества в обучении [2]. Так, олимпиады относятся к активным методам обучения, носят исследовательский характер и требуют самостоятельной подготовки к ним студентов [3; 4]. Предметные олимпиады являются од-

DROZDOVA Irina Leonidovna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

OLYMPIAD IN BOTANY AS A MEANS ... 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474

ним из методов активизации интереса обучающихся к изучаемому предмету и к выбранной профессии, поиска новой информации, стимулирования к повышению уровня знаний [5], поощрения нацеленности на достижения [6]. При этом предметные олимпиады позволяют применить практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по конкретным дисциплинам [7; 8; 9]. Следует отметить, что олимпиады для оценки знаний студентов эффективно используются в различных странах мира по различным дисциплинам [10-14], в т.ч. и в медицинских университетах [15-19].

В педагогической литературе встречаются разные определения понятия «олимпиада». Например, Г.Я. Гревцева предлагает следующее определение олимпиады: «организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации знаний, умений, навыков в предметных областях, личностных качеств, соответствующих их специальности, а также оперативного решения профессионально-педагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию». По мнению данного автора, олимпиада является «одним из методов интерактивного обучения, способствующим творческому усвоению материала и связи теоретических знаний с практикой» [20]. Е.А. Тум считает, что олимпиада является «такой формой работы, которая организует научный потенциал участников по любой дисциплине, в любой области науки, а также способом активизации познавательной деятельности учащихся» [21]. Проводимые олимпиады могут быть классифицированы на две группы: олимпиады по конкретным дисциплинам (так называемые предметные), а также междисциплинарные олимпиады [22].

Несмотря на различные определения понятия «олимпиада», разные авторы отмечают, что данная образовательная технология мотивирует участников к более углубленному изучению предмета, способствует повышению познавательной активности, формированию у обучающихся основательных теоретических знаний, способности принимать собственные решения различных сложных профессионально-ориентированных ситуаций [7; 23-28], развитию творческих, поисковых и исследовательских способностей, необходимых студентам не только при дальнейшем обучении, но и в будущей профессиональной деятельности [29; 30]. Олимпиада также улучшает качество умений и навыков, обеспечивает развитие интеллектуальных способностей. В конечном итоге это необходимо для обеспечения высокого качества образовательного процесса и формирования современного специалиста, удовлетворяющего ожиданиям работодателей и конкурентоспособного на рынке труда [23; 30].

Таким образом, организация и проведение предметных олимпиад по различным дисциплинам, безусловно, является одним из средств оценивания конечных результатов образования, а также позволяет повысить интерес к предмету за счет «соревновательного характера и возможности продемонстрировать свои достижения, осознать значимость деятельности» [23; 29; 31; 32]. Поэтому олимпиады являются одной из общепризнанных форм работы с одаренными, талантливыми, наиболее способными к развитию и высокомотивированными обучающимися [33; 34]. По мнению ряда авторов, олимпиады, начиная с первых курсов, дают преподавателям возможность выявить одаренных, талантливых студентов, которые на более старших курсах будут выполнять научно-исследовательскую работу [27]. Кроме того, используемая балльно-рейтинговая система позволяет обучающимся за счет участия в олимпиадах получить дополнительные баллы и повысить свой рейтинг по конкретной дисциплине [35].

В целом, анализ педагогической литературы позво-

лил выделить наиболее важные цели и задачи олимпиады, по мнению разных авторов, а именно:

- популяризация образовательной и творческой деятельности;

- формирование необходимых компетенций;

- пропаганда научных знаний;

- развитие интереса к изучаемой дисциплине;

- выявление наиболее талантливых студентов, раскрытие их творческого потенциала, поддержка одаренных обучающихся;

- стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному развитию [35-38].

Обоснование актуальности исследования. Таким образом, анализ литературных источников показывает, что различные исследователи и педагоги определяют главную роль проведению предметных олимпиад в учебном процессе. В связи с этим представлял интерес обобщить и проанализировать опыт проведения предметной олимпиады по ботанике в медицинском университете как одной из базовых дисциплин учебного плана на фармацевтическом факультете.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель работы заключается в обобщении опыта проведения предметной олимпиады по ботанике как средства оценки качества профессиональной подготовки обучающихся фармацевтического факультета КГМУ.

Постановка задания. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- определить цели и задачи проведения олимпиады по ботанике;

- обобщить различные типы заданий, используемых для проведения предметной олимпиады по ботанике;

- провести анализ эффективности использования олимпиады по ботанике как средства оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Используемые методы, методики и технологии. В данной статье использованы методы анализа, обобщения и сравнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Курском государственном медицинском университете предметные олимпиады проводятся практически на всех кафедрах по различным дисциплинам. Документом, регламентирующим порядок организации и проведения предметных олимпиад, является разработанное и утвержденное ученым советом университета «Положение о студенческом научном обществе КГМУ». Ежегодно в октябре проректору по научной работе и инновационному развитию заведующие кафедрами подают заявки на проведение студенческих предметных олимпиад по дисциплинам кафедры. Затем каждая кафедра разрабатывает отдельные Положения по предметным олимпиадам, учитывая специфику конкретных дисциплин, которые утверждаются проректором по научной работе и инновационному развитию.

В соответствии с данным Положением на кафедре фармакогнозии и ботаники было разработано «Положение об олимпиаде по дисциплине "Ботаника" для студентов 2 курса фармацевтического факультета», в котором определены цели и задачи олимпиады, общие положения проведения олимпиады, сроки и этапы проведения, порядок подведения итогов. В соответствии с данным Положением, определены цели и задачи олимпиады.

Общие положения проведения олимпиады определяют порядок участия в олимпиаде. Ботаника является одной из базовых дисциплин учебного плана по специальности 33.05.01 «Фармация», изучается на 1-2 курсах (2 и 3 семестр соответственно) в объеме 7 зачетных единиц. После 2 семестра студенты проходят учебную полевую практику по ботанике, на которой закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях [39; 40].

Поэтому, к участию в олимпиаде допускаются студенты 2 курса фармацевтического факультета, которые изучают дисциплину «Ботаника» в данном текущем учебном году. К участию в олимпиаде приглашаются обучающиеся со средним баллом 4,0 и выше. Как правило, такие студенты, кроме хорошей успеваемости, в течение года занимаются в студенческом научном кружке кафедры, выполняют научные исследования, т.е. проявляют творческую активность.

Задания для проведения олимпиады по ботанике полностью соответствуют требованиям к конечным результатам освоения дисциплины. Разработка заданий для олимпиады проводится преподавателями с учетом целей и мотивационных требований. Задания олимпиады должны быть построены таким образом, чтобы студент имел возможность продемонстрировать уровень знаний по дисциплине, а также проявить свои творческие способности при их решении. Преподаватели оказывают консультативную помощь студентам в период подготовки к олимпиаде. Для успешной подготовки в библиотеке университета имеется вся необходимая основная и дополнительная литература по дисциплине, в т.ч. электронные учебные пособия по различным разделам ботаники, разработанные сотрудниками кафедры [41]. Задача преподавателей, готовящих студентов к предметной олимпиаде, заключается в том, чтобы направлять содержательную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения вопросов и заданий, а также конструировать продуктивную творческую деятельность в решении задач [42].

В олимпиаде мы используем задания различного уровня сложности: выбор одного правильного ответа из 4-5 предложенных вариантов, а также решение профессионально-ориентированных ситуационных задач, в которых необходимо провести анализ и использовать знания всего курса ботаники. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, проведение олимпиады обеспечило проверку выполнения обучающимися достаточно стандартных задач, которые не вызывают затруднений у большинства участников олимпиады, позволяя почувствовать уверенность в собственных знаниях и умениях. С другой стороны, повышенный уровень сложности олимпиадных заданий необходим для выявления наиболее подготовленных, эрудированных, одаренных студентов. Сроком проведения олимпиады является, как правило, декабрь 3 семестра, когда практически все темы учебной дисциплины изучены. Олимпиада по ботанике проходит в два тура.

Первый тур предполагает выявление уровня теоретической подготовки студентов; он посвящен общим вопросам цитологии и анатомии растений. Студентам предлагаются задания проблемного характера в виде общих вопросов по истории ботаники, а также анализа рисунков срезов вегетативных органов растений и слагающих их тканей. Общие вопросы предполагают проверку знаний студентов исторических сведений, а также роли отечественных и зарубежных ученых в развитии ботаники. Кроме этого, студентам предлагается провести анализ рисунков срезов вегетативных органов растений, не изучаемых на лабораторных занятиях. По совокупности диагностических признаков студенты, на основании проведенного анализа, должны определить вегетативный орган неизвестного растительного объекта, а также уметь охарактеризовать слагающие его ткани. Для проведения данного этапа используются микрофотографии и схематичные рисунки различных вегетативных органов растений.

Первый тур олимпиады построен таким образом, чтобы у преподавателя была возможность оценки базового уровня теоретической подготовки студентов, знаний и умений обучающихся, их способности решения достаточно стандартных заданий. Форма проведения: письменное выполнение задания. Система оценки: 5-ти балльная шкала. Студенты, набравшие 3 балла, допуска-

ются ко 2-му туру олимпиады.

Второй тур предполагает выявление уровня не только теоретической, но и практической подготовки студентов по морфологии, систематике и анатомии растений, их способности подойти творчески к решению заданий, умению использовать знания и навыки при анализе неизвестных растительных объектов. Студенту предлагается провести морфологический анализ вегетативных и репродуктивных органов предложенного для исследования растения, а также провести анализ микропрепарата одного из вегетативных органов растения. Далее на основании проведенного анализа, по совокупности признаков установить (с соответствующим обоснованием): жизненную форму растения, отдел, класс и семейство, к которому относится исследуемое растение (с указанием русских и латинских названий). Для проведения данного этапа используется наглядный материал различных растений, не изучаемых в курсе ботаники (гербарий, фиксированный спиртовой материал вегетативных и репродуктивных органов (стеблей, цветков, плодов), временные микропрепараты поперечных срезов стеблей данных растений). Данный тур проводится в виде самостоятельной научно-исследовательской работы студентов (морфолого-анатомический анализ неизвестного растительного объекта). При выполнении данного типа заданий необходимо критическое мышление, т.к. они являются практико-ориентированными задачами, имеющими профессиональную направленность на изучение профильной дисциплины - фармакогнозии, характеризуются повышенным уровнем сложности. Для выполнения заданий олимпиады каждый студент получает «Алгоритм морфологического описания растений» (включающий в себя описание морфологического строения подземных органов, строение побега, листа, цветка, соцветия, плодов), по которому максимально полно должно быть описано неизвестное растение. Далее студентом проводится микроскопический анализ поперечного среза стебля этого растения. Затем по совокупности полученных макро- и микродиагностических признаков студент должен установить принадлежность растения к определенному таксону.

Решение таких профессионально-ориентированных ситуационных задач позволяет преподавателю провести оценку сформированности практических умений и навыков, а также оценку возможности применения их для решения профессиональных задач в будущей практической деятельности провизора при анализе лекарственного растительного сырья. Решение таких задач требует от студента максимальной концентрации и анализа знаний по всем разделам курса ботаники, а также креативности мышления и направлено на выявление наиболее эрудированных, одаренных обучающихся. При организации данного этапа олимпиады мы стараемся максимально полно использовать возможности нашего региона, а именно, предлагаем студентам не изучаемые во время лабораторных занятий представители местной флоры (лекарственные, пищевые, декоративные виды, имеющие различное распространение, в т.ч. редкие и исчезающие). Знание диагностических признаков различных семейств, а также отдельных представителей Курской области не только формирует необходимые профессиональные компетенции и повышает познавательную активность студентов, но и в т.ч. способствует формированию экологической культуры наших выпускников [43; 44]. Форма проведения данного тура: морфолого-ана-томический анализ, письменное выполнение задания. Система оценки: 15-ти балльная шкала. Максимальная общая сумма, которую может набрать студент по результатам 2-х туров, составляет 20 баллов.

Подведение итогов олимпиады. Проверку работ и подведение итогов осуществляют преподаватели, организующие олимпиаду. Призеры, согласно Положению, утверждаются на заседании кафедры и затем - деканом факультета. Победители и призеры олимпиады, не про-

ходят предэкзаменационное допускное тестирование. Кроме того, такие обучающиеся получают к своему рейтингу дополнительные бонусные баллы (за 1 место добавляется 5 баллов, за 2 место - 3 балла, за 3 место - 2 балла соответственно). Эти дополнительные баллы прибавляются к баллам текущей и промежуточной аттестации и, таким образом, учитываются при выставлении итоговой оценки за экзамен. Студенты, участвовавшие в олимпиаде, но не занявшие призовых мест, получают в качестве поощрительного стимулирующего бонуса 1 дополнительный балл к своему дисциплинарному рейтингу. Итоги дисциплинарных олимпиад обязательно заносятся в портфолио обучающихся и учитываются при назначении повышенных стипендий, что является одним из важных мотивационных факторов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Многими авторами показывается опыт использования предметных олимпиад как одной из форм интерактивного обучения, эффективного способа повышения уровня учебной мотивации, стимуляции познавательной активности и формирования профессиональных компетенций [34; 45-47]. Анализ литературы показал, что различными педагогами выделяются, как правило, два аспекта дисциплинарных олимпиад. Первый из них - профессионально-ориентированный аспект, который предполагает от участников олимпиады демонстрацию необходимых компетенций (знаний, умений и навыков), освоенных при изучении дисциплины, а также умение использовать их при решении конкретных задач профессионального характера. Второй аспект носит интеллектуально-творческий характер и позволяет выявить и стимулировать творческий потенциал и неординарное мышление студентов. Результаты проведенного исследования позволили выявить возможности и перспективность использования предметной олимпиады по ботанике у студентов фармацевтического факультета медицинского вуза.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Анализ использования предметной олимпиады в учебном процессе курса ботаники показал, что олимпиада является одним из эффективных средств оценки качества профессиональной подготовки обучающихся и их готовности к изучению профильных дисциплин (прежде всего таких, как фармакогнозия, основы фитотерапии и др.), а также способствует повышению мотивации к освоению дисциплины и развитию интереса к науке.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Использование предметных олимпиад в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для реализации профессионально-ориентированного и интеллектуально-творческого подходов к оценке качества образовательного процесса. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса возможно в направлении разработки различных форм проведения предметных олимпиад, а также совершенствования профессионально-ориентированных ситуационных задач, используемых при их проведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баковецкая О.В., Катаева С.А., Калыгина Т.А., Царева О.А., Клейменова Ю.Ю., Терехина А.А. Открытая олимпиада школьников по биологии как современная педагогическая технология профориен-тационной работы в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. №1(28). С. 25-34.

2. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно-познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.

3. Литвинова И.А., Козырев О.А. Опыт проведения метапред-метных олимпиад и участия в них студентов медицинских университетов // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 2. С. 62-66.

4. Дроздова И.Л. Самостоятельная работа студентов по ботанике в системе подготовки провизоров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8 - № 3 (28). - С. 97-100.

5. Саперова Е.В. Результативность участия школьников Чувашской республики в региональном и заключительном этапах

Всероссийской олимпиады по биологии в 2016-2020 гг. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 251-254.

6. Лебедева К.С., Рыбина О.Е. Олимпиада - ресурс профессиональной подготовки обучающихся // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 2 (30). С. 130-136.

7. Бузган Н.Г., Амалицкий В.Ю., Кунин А.И. Студенческие олимпиады как фактор повышения заинтересованности студентов в научном процессе // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 310-311.

8. Дроздова И.Л. Практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по ботанике // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 20-22.

9. Хохленкова Л.А. Практико-ориентированное обучение студентов в университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 314-316.

10. Mahajan B. Biology Olympiad program in India // Current Science. 2000. № 79 (8). Р. 1085-1061.

11. O'Kennedy R., Burke M., Van Kampen P., James P., Cotter M., Browne W. The first EU Science Olympiad (EUSO): a model for science education // Journal of Biological Education. 2005. № 39 (2). Р. 58-61.

12. Серикбай М.Б., Остафейчук Н.В., Бегенова Б.Е. Химиялъщ олимпиаданыц бiлiм беру ЖYйесiндегi мацызы // М. ^озыбаев атындагы СКУХабаршысы. 2020. № 2 (47). С. 64-68.

13. Тайболдина Р.К.., Тоцтаргазынов М.Р. Математикалыц олимпиадада кездесетт стандартты емес есептер // М. ^озыбаев атындагы СКУ Хабаршысы. 2021. № 1 (50). С. 215-221.

14. Ozlen M.K., Ozgun M. Influencing factors of science olympiad stu-dents'success//EuropeanResearcher. 2013. № 5-4 (51). Р. 1535-1548.

15. Azami-Aghdash S., Ghojazadeh M., Nazavar R., Yaghoubi S., Vahedi L. Perspectives of faculty members toward iranian national olympiad for medical students: a qualitative study // Russian Open Medical Journal. 2016. Vol. 5. № 4. P. 405.

16. Vahedi L, Hazrati H, Ghojazadeh M, Azami Aghdash S, Rassoli N. Role of talented student office in encouraging medical science students for participating in scientific Olympiads //Res Dev Med Educ. 2015. № 4 (2). P. 177-181.

17. Vahedi L., Ghojazadeh M., TaleschianTabrizi N., Kolahdouzan K., Chavoshi M., Rad B. Impact and amount of academic self-efficacy and stress on the mental and physical well-being of students competing in the 4th Olympiad of Iranian universities of medical sciences // Res Dev Med Educ. 2014. № 3 (2). Р. 99-104.

18. Hojazadeh M., Ahmadi S., Hosseini M.A., Shahabi Sh., Tahamtani T., Nourbakhsh F. Assessment of scientific thinking in basic science questions in the Iranian Fourth National Olympiad for medical sciences students //J Anal Res Clin Med. 2014. № 2 (3). Р. 142-151.

19. Adibi P., Hadadgar A., Hadizadeh F., Monajemi A.R., Eftekhari H., Haghjoo Javanmard S. Implementation of the first medical science olympiad in Iran: a report // Iranian Journal of Medical Education. 2000. № 10 (5). Р. 1006-1017.

20. Орлова Р.А. Педагогическая олимпиада как средство повышения профессиональной культуры будущих учителей начальных классов //ЦИТИСЭ. 2016. №1(5). С. 25.

21. Тум Е.А. Олимпиада по русскому языку как стимул самосовершенствования личности учащихся //Гуманитарный научный вестник. 2020. № 6. С. 155-162.

22. Кравченко Ю.Д. Анализ организации и проведения предметных олимпиад для школьников (на примере олимпиад по журналистике) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 2. С. 180-184.

23. Королев В.А., Рыжаева В.Н., Бабкина Л.А., Васильева О.В. Олимпиада по биологии как средство оценки качества образовательного процесса в вузе // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 253-258.

24. Матрохина Г.В., Сидоров Н.С., Тинякова Л.В. Применение возможностей симуляционного образования в подготовке студентов к предметным олимпиадам в медицинском вузе // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 2 (22). С. 32-33.

25. Андрусенко С.Ф., Филиппова А.М., Куликова И.К., Денисова Е.В., Каданова А.А. Олимпиада как способ мотивации к углубленному изучению предметов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 125-131.

26. Белоусова Н.А., Титаренко Н.Н. Интерактивные олимпиады для младших школьников: структура заданий и анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 35-38.

27. Завьялов А.Е., Соклакова М.В., Чернышев Э.П., Морозов Д.А. Студенческие олимпиады по ТОЭ как фактор повышения качества фундаментальной подготовки специалистов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 468-469.

28. Коровина А.В. Система организации олимпиад и конкурсов по культуре речи в техническом вузе // Знание. 2018. № 11-2 (63). С. 5360.

29. Захарова Т.Э. Предметные олимпиады как одна из форм обучения математике в технических университетах // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018. № 6. С. 136-140.

30. Шарова Е.В., Мусабекова З.Р., Чевгун Н.И., Горборукова Л.П. Опыт организации и проведения викторины с элементами олимпиады по химии и биохимии среди студентов стоматологов // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 6. С. 274-279.

31. Татарницева С.Н., Рубцова Л.В. Проблема разработки контрольно-измерительных материалов для оценки качества внеурочной

деятельности младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-261.

32. Зайцева И.Н., Токарева С.С., Ярлыкова Н.А. Участие в олимпиадах как эффективное средство профессиональной адаптации выпускников // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 24 (65). С. 19-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Пономарева Е.Ю., Дорогойкина К.Д., Сафарова К.Н., Ребров А.П. Олимпиада по терапии как образовательная технология и элемент воспитательного процесса в медицинском вузе // Терапия. 2018. № 7-8 (25-26). С. 12-17.

34. Игнатьев В.П., Чахов Д.К., Макарова М.Ф. Профильная олимпиада как средство закрепления теоретических знаний студентов на практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 3. С. 78-82.

35. Рубцова Е.В. Предметные олимпиады по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока в медицинском вузе и пути их совершенствования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 65-68.

36. Казарбин А.В., Лунина Ю.В. Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в ДВ регионе) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 57-59.

37. Кондрашова А.В. Проведение химических олимпиад в аграрном вузе //Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 49-53.

38. Абдрасулова С.Ж. Студенческая олимпиада по математике - как инструмент поиска одаренной молодежи в вузе // Вестник Ошского государственного университета. 2020. № 1-4. С. 7-14.

39. Дроздова И.Л. Роль учебной полевой практики по ботанике в современной системе подготовки провизоров // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 13-16.

40. Дроздова И.Л. Использование LMS MOODLE при проведении учебной практики по ботанике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. №1(34). С. 89-92.

41. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 13-16.

42. Мальцева Г.А. Участие в олимпиадах по графическим дисциплинам как повышение учебно-познавательной активности студентов //Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 41.

43. Дроздова И.Л. Формирование экологической культуры студентов фармацевтического факультета при изучении ботаники // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1 (26). С. 121-125.

44. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. № 5. С. 61-63.

45. Гоголина Т.В., Иванова Е.Н. Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 91-94.

46. Темяникова Э.Б. Методы повышения мотивации курсантов высших военных училищ при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 218-222.

47. Казакова Е.А. Компетентностный подход в подготовке провизоров при преподавании дисциплины «ботаника» // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2020. Т. 39. № S3-4. С. 149154.

Received date: 2022.07.15 Approved date: 2022.08.28 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.