Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по ботанике'

Практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по ботанике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / BOTANY / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENTENCY / COMPETENCE APPROACH / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PRACTICE-ORIENTED TASKS / PRACTICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Ирина Леонидовна

Одной из основных задач современного высшего образования является формирование профессионально компетентного будущего специалиста. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 33.05.01 «Фармация» основан на компетентностном подходе. Реализация компетентностного подхода представляет собой организацию учебного процесса, разработку и использование соответствующих образовательных технологий, которые обусловливают исследовательский и практико-ориентированный характер образовательного процесса и направлены на формирование умений и навыков, приближенных к ситуациям предстоящей профессиональной деятельности. Одной из форм контроля сформированности компетенций по ботанике является аттестация практических навыков, которая проводится перед экзаменом на заключительных занятиях и традиционно проходит в два этапа: аттестация практических навыков по разделам «Цитология. Гистология. Анатомия» и аттестация практических навыков по разделам «Морфология. Систематика. Ботаническая география». Цель аттестации: проведение контроля сформированности компетенций по темам данных разделов дисциплины. При этом оценивается работа студента по решению конкретной проблемной ситуационной задачи, приближенной к реальной профессиональной ситуации. Опыт организации и проведения аттестации практических навыков по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно осуществить контроль формирования компетенций по темам соответствующих разделов дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO CONTROL OF FORMATION OF COMPETENCES IN BOTANY

One of the main tasks of modern higher education is the formation of professionally competent future specialist. The Federal state educational standard of higher education in the specialty 33.05.01 «Pharmacy» is based on the competence approach. The implementation of the competence approach is the organization of the educational process, the development and use of appropriate educational technologies that determine the research and practice-oriented nature of the educational process and are aimed at the formation of skills close to the situations of future professional activity. One of the forms of control over the formation of competencies in botany is the certification of practical skills, which is held before the exam in the final classes and traditionally takes place in two stages: certification of practical skills in the sections «Cytology. Histology. Anatomy» and certification of practical skills in the sections «Morphology. Systematics. Botanical geography». The purpose of certification: monitoring the formation of competencies on the topics of these sections of the discipline. At the same time, the student's work on solving a specific problem situational problem, close to the real professional situation, is evaluated. Experience in the organization and certification of practical skills in botany showed that this format allows you to successfully monitor the formation of competencies on the topics of the relevant sections of the discipline.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход к контролю сформированности компетенций по ботанике»

Drozdova Irina Leonidovna PRACTICE-ORIENTED ...

pedagogical sciences

УДК 378.147:58

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО БОТАНИКЕ

© 2018

Дроздова Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры

«Фармакогнозии и ботаники» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица К. Маркса, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Аннотация. Одной из основных задач современного высшего образования является формирование профессионально компетентного будущего специалиста. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 33.05.01 «Фармация» основан на компетентностном подходе. Реализация компетентностного подхода представляет собой организацию учебного процесса, разработку и использование соответствующих образовательных технологий, которые обусловливают исследовательский и практико-ориентиро-ванный характер образовательного процесса и направлены на формирование умений и навыков, приближенных к ситуациям предстоящей профессиональной деятельности. Одной из форм контроля сформированности компетенций по ботанике является аттестация практических навыков, которая проводится перед экзаменом на заключительных занятиях и традиционно проходит в два этапа: аттестация практических навыков по разделам «Цитология. Гистология. Анатомия» и аттестация практических навыков по разделам «Морфология. Систематика. Ботаническая география». Цель аттестации: проведение контроля сформированности компетенций по темам данных разделов дисциплины. При этом оценивается работа студента по решению конкретной проблемной ситуационной задачи, приближенной к реальной профессиональной ситуации. Опыт организации и проведения аттестации практических навыков по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно осуществить контроль формирования компетенций по темам соответствующих разделов дисциплины.

Ключевые слова: ботаника, образовательный процесс, компетенции, компетентностный подход, практико-ори-ентированный подход, практико-ориентированные задания, практические навыки

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO CONTROL OF FORMATION OF COMPETENCES IN BOTANY

© 2018

Drozdova Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of Department «Pharmacognosy and Botany» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Abstract. One of the main tasks of modern higher education is the formation of professionally competent future specialist. The Federal state educational standard of higher education in the specialty 33.05.01 «Pharmacy» is based on the competence approach. The implementation of the competence approach is the organization of the educational process, the development and use of appropriate educational technologies that determine the research and practice-oriented nature of the educational process and are aimed at the formation of skills close to the situations of future professional activity. One of the forms of control over the formation of competencies in botany is the certification of practical skills, which is held before the exam in the final classes and traditionally takes place in two stages: certification of practical skills in the sections «Cytology. Histology. Anatomy» and certification of practical skills in the sections «Morphology. Systematics. Botanical geography». The purpose of certification: monitoring the formation of competencies on the topics of these sections of the discipline. At the same time, the student's work on solving a specific problem situational problem, close to the real professional situation, is evaluated. Experience in the organization and certification of practical skills in botany showed that this format allows you to successfully monitor the formation of competencies on the topics of the relevant sections of the discipline.

Keywords: botany, educational process, competentency, competence approach, practice-oriented approach, practice-oriented tasks, practical skill

Одной из основных задач современного высшего образования является формирование профессионально компетентного будущего специалиста, способного добиваться лучших результатов в собственной профессиональной деятельности и реализации своих профессиональных возможностей. [1]. Реализация данной задачи предполагает внедрение компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результатах обучения - компетенциях. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности «Фармация» основан на компетентностном подходе [2]; усиливает практическую направленность содержания образования и предусматривает обучение студентов с применением различных образовательных технологий [3]. Компетентностный подход ориентирован на освоение умений, обобщенных способов деятельности, которые лежат в основе компетентности [4]. По мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов, компетентности есть своеобразные индикаторы, позволяющие определять готовность выпускника к выполнению профессиональных задач [5] и, как следствие, его успешную адаптацию на рынке труда. Таким образом, компетентностный подход определяет не только формирование у выпускника определенного уровня знаний, умений, навыков [6,7], но и активного запаса ключевых компетенций, обеспечивающих самореали-

зацию и успешную профессиональную адаптацию [8], а также готовность и способность специалиста применять их в практической стороне профессиональной деятельности для решения поставленных профессиональных задач [1,9-13]. Реализация компетентностного подхода в свете требований ФГОС ВО представляет собой организацию учебного процесса, разработку и использование соответствующих образовательных технологий [14], которые обусловливают исследовательский и практико-ориентированный характер образовательного процесса [15] и направлены на формирование умений и навыков, приближенных к ситуациям предстоящей профессиональной деятельности [16].

Формирование компетенций обусловлено сочетанием различных форм и технологий обучения: классических лекций, лабораторных занятий, учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), закрепление навыков на практике. Для формирования необходимых компетенций в учебном процессе активно используются практико-ориентированные формы и методы обучения. Сущность практико-ориентированного обучения заключается в интеграции диалектического метода познания с практическими умениями и навыками. Практико-ориентированный подход организации учебного процесса необходимо применять с самого начала обучения. Проведение лекционных и лабораторных занятий не-

педагогические науки

Дроздова Ирина Леонидовна ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ...

обходимо осуществлять с использованием новейших педагогических технологий, где студент не только закрепляет основные теоретические вопросы дисциплины, но учится индивидуальной поисковой деятельности, выбору способа решения проблемной задачи, а также самостоятельно организовывает свою исследовательскую деятельность [17].

Контроль освоения компетенций проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, однако в полной мере может производиться после завершения всех видов учебной работы.

К базовым дисциплинам учебного плана по специальности 33.05.01 «Фармация» в соответствии с требованиями ФГОС ВО относится ботаника [2]. Данная дисциплина изучается студентами фармацевтического факультета на 1-2 курсе (2 и 3 семестр) в объеме 7 зачетных единиц. Кроме этого, в соответствии с ФГОС ВО, по окончании 2 семестра 1 курса предусмотрена «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по ботанике» [18]. Знания, умения и навыки, формируемые в ходе освоения данной дисциплины, необходимы при изучении следующих дисциплин образовательной программы: биохимия, фармакогнозия, микробиология, фармацевтическая технология, токсикологическая химия, основы экологии и охраны природы. Рабочая программа дисциплины включает следующие разделы: морфология, систематика, ботаническая география, цитология, гистология, анатомия. Дисциплина включает лекции, лабораторные занятия, учебно-исследовательскую работу (УИРС), самостоятельную работу (которая предусматривает различные виды деятельности студентов, как в учебное, так и во внеучебное время [19,20]), текущий и промежуточный контроль знаний студентов. Форма промежуточного контроля - экзамен. Все занятия ориентированы на будущую профессиональную фармацевтическую деятельность выпускников и отражают межпредметные связи ботаники с профильными дисциплинами. Прежде всего, при реализации дисциплины и практики особое внимание уделяется фармакопейным видам лекарственных растений, изучаемым в дальнейшем в курсе фармакогнозии [21], а также экологическому воспитанию и экологической культуре, формированию бережного отношения студентов к природе [22,23].

Одной из форм контроля сформированности компетенций по ботанике является аттестация практических навыков, которая проводится перед экзаменом на заключительных занятиях 2 курса по окончании 3 семестра и традиционно проходит в два этапа: аттестация практических навыков по разделам «Цитология. Гистология. Анатомия» и аттестация практических навыков по разделам «Морфология. Систематика. Ботаническая география». Цель аттестации: проведение контроля сфор-мированности компетенций по темам данных разделов дисциплины.

Аттестация практических навыков по темам разделов «Цитология. Гистология. Анатомия» представляет собой проведение анатомического анализа неизвестного растительного образца. При этом оценивается работа студента по решению конкретной проблемной ситуационной задачи, приближенной к реальной профессиональной ситуации, для которой необходимо применить не только теоретические знания, но и практические умения и навыки.

При этом оценивается умение студента:

- работать со световым лабораторным микроскопом,

- изготавливать временные микропрепараты из растительного сырья,

- проводить гистохимический анализ приготовленных микропрепаратов,

- анализировать временные и постоянные микропрепараты различных вегетативных растительных органов,

- выделять диагностические признаки различных органов растений,

- оформлять полученные результаты.

Для контроля умений и навыков используется оборудование кафедры фармакогнозии и ботаники, в т.ч. световые микроскопы, постоянные микропрепараты, наборы химических реактивов, лабораторная посуда, спиртовой фиксированный материал вегетативных органов (корни, стебли, корнеплоды, корневища и др.) различных растений, заготовленные во время летней учебной практики.

Ориентировочная основа действий (ООД) студента по данным разделам:

1. Изготовление среза неизвестного образца растения.

2. Изготовление временного микропрепарата, в т.ч. проведение гистохимических реакций.

3. Проведение анализа временного микропрепарата с определением его диагностических признаков.

4. Оформление результатов анализа (в т.ч. выделение топографических зон растительных тканей в изображенной схеме)

5. Анализ постоянных микропрепаратов по темам из раздела «Анатомическое строение вегетативных органов» с выделением микродиагностических признаков.

Аттестация практических навыков по темам разделов ««Морфология. Систематика. Ботаническая география»» представляет собой проведение морфологического анализа гербария растений.

При этом оценивается умение студента:

- давать характеристику систематического положения гербарных образцов,

- проводить морфологический анализ растительных органов (вегетативных и генеративных) на гербарном образце,

- определять диагностические признаки растения, на основании которых устанавливать принадлежность гер-барного образца к определенному отделу, классу, семейству,

- знать основные фармакопейные, пищевые, декоративные виды среди анализируемых образцов гербария.

- знать редкие и исчезающие виды, нуждающиеся в охране из списка «Красной книги» Курской области.

Для контроля умений и навыков используется гер-барный фонд кафедры фармакогнозии и ботаники (в т.ч. мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных и покрытосеменных растений).

Ориентировочная основа действий (ООД) студента по данным разделам:

1. Указание русских и латинских названий гербаризированных растений из обязательного списка.

2. Проведение морфологического анализа гербарно-го образца, характеристика его вегетативных и генеративных органов.

3. Определение морфолого-диагностических признаков, характерных для конкретного отдела, класса, семейства.

4. Выделение растений, используемых в официальной медицине, а также пищевых, декоративных видов и видов из «Красной книги» Курской области.

Успешному освоению практических навыков способствует методическое обеспечение дисциплины. В рабочей программе представлен перечень учебно-методического и информационного обеспечения (а именно: основная литература, дополнительная литература, периодические издания (журналы), электронное информационное обеспечение и Интернет ресурсы).

В т.ч. сотрудниками кафедры разработаны и изданы:

• Дроздова И.Л., Трембаля Я.С. Ботаника (цитология, гистология, анатомия растений). Лабораторный практикум для студентов фармацевтического факультета. - Курск: КГМУ, 2015.

• Дроздова И.Л., Трембаля Я.С. Ботаника (морфология, систематика, ботаническая география).

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

21

Drozdova Irina Leonidovna pedagogical

PRACTICE-ORIENTED ... sciences

Лабораторный практикум для студентов фармацевтического факультета. - Курск: КГМУ, 2015.

Данные учебные издания включают в себя занятия по аттестации практических навыков, а также содержат «Приложения», в которые включена информация, необходимая для подготовки к аттестации практических навыков («ООД изготовления срезов», «Образцы изображения тканей на схематичных рисунках вегетативных органов», «Схема морфологического описания растений», а также список растений, обязательных для запоминания и др.).

Для самостоятельной подготовки студентов зарегистрировано в Информрегистре электронное учебное пособие для студентов:

• Дроздова, И.Л. Морфология и систематика растений [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки к практическим навыкам по ботанике для студентов фармацевтического факультета / И.Л. Дроздова. - Курск, 2013.

Для преподавателей также разработаны методические рекомендации, включающие в т.ч. проведение занятий по аттестации практических навыков.

Все занятия обеспечены материально необходимым лабораторным оборудованием и материалами (микроскопы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, реактивы, фиксированный в спирте растительный материал вегетативных органов растений, набор постоянных микропрепаратов, комплект гербария и др.).

Студенты имеют возможность самостоятельной подготовки к аттестации практических навыков с использованием наборов постоянных микропрепаратов и комплекта гербария в аудитории кафедры. Еженедельно установлен день отработок и консультаций, где студенты имеют возможность, при необходимости, получить индивидуальную консультацию у преподавателя по затруднительным вопросам при подготовке к аттестации практических навыков.

Таким образом, практико-ориентированный подход к подготовке провизора по ботанике помогает реализовать цели и задачи обучения. Опыт организации и проведения аттестации практических навыков по ботанике показал, что такой формат позволяет успешно осуществить контроль формирования компетенций по темам соответствующих разделов дисциплины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 (уровень специали-тета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016г. № 1037[Электронныйресурс] // http://fgosvo.ru/330501

3. Лазарева М.Н., Томилова В.М. Практико-ориентированный подход к языковой подготовке провизора // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии. 2017. № 20. С. 231-234.

4. Катуржевская О.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14). С. 64-67.

5. ДзюбенкоИ.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция»» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

6. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18) С. 133-136.

7. Гладков А.В., Кутепов М.М. Разработка фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 138-141.

8. РыжаеваВ.Н., СолодиловаМ.А., Васильева О.В. Формирование практических навыков у студентов медицинских вузов по биологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-4. С. 77-79.

9. Аниськин В.Н., Добудько Е.С., Журанова Н.А. Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 5-8.

10. Орлова Л.В. Компетентностная модель выпускника //Вестник Самарского муниципального института управления. 2010. № 3 (14). С.

96-97.

11. Pidlisnyi Ye.V. Components of the legal culture of the future bachelors of the economy in professional preparation in higher education staff // Хуманитарни Балкански изследвания. 2017. № 1. С. 17-22.

12. Денисова О.П., Ярыгин А.Н., ЯрыгинаН.А. Компетентностный подход как один из инструментов повышения результативности деятельности вуза в концепции комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 202-206.

13. Кустов Ю.А., Лившиц Ю.А. Связь подготовки специалистов с производством - ведущий фактор становления опорного вуза // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 14-17.

14. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 80 с.

15. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И., Гурьянов М.С., Гурвич Н.И. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе // Медицинский альманах. 2008. № 1. С. 17-19.

16. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Удалова С.Н. Шульга Т.А. Прак-тико-ориентированное обучение студентов фармацевтического факультета // В сборнике: Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ. Под редакцией

B.А. Лазаренко, И.Л. Дроздовой, И.В. Зубковой, О.О. Куриловой. 2016.

C. 14-17.

17. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов — будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13). С. 58-61.

18. Дроздова И.Л. Роль учебной полевой практики по ботанике в современной системе подготовки провизоров // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 13-16.

19. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И., Удалова С.Н. Пути совершенствования форм и видов самостоятельной работы, используемых для формирования профессиональных компетенций обучающихся /// Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 2 (2). С. 23-28.

20. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И., Удалова С.Н. Роль самостоятельной работы в реализации непрерывного фармацевтического образования — приоритетного направления подготовки современных специалистов. «Фармацевтическая наука и практика: достижения, инновации, перспективы». Материалы научно-практической конференции с международным участием. Пермь, 25-27 ноября 2015 г. // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии. 2015. № 16. С. 130.

21. Государственная фармакопея Российской Федерации XIII издания. М.: МЗ РФ, 2016. [Электронный ресурс] //http://pharmacopoeia. ru/gosudarstvennaya-farmakopeya-xiii-online-gf-13-online

22. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. №5. С. 61-63.

23. Красная книга Курской области. Том 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов / Отв. ред. Н.И. Золотухин / Составители: Золотухин Н.И., Золотухина И.Б., Игнатов М.С., Полуянов А.В., Попова Н.Н., Прудников Н.А., Сошнина В.П., Филатова Т.Д. Тула, 2002. 165 с.

Статья поступила в редакцию 03.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.