Чан Суан Кием
Аспирант кафедры религиоведения, Университет гуманитарных и социальных наук, Вьетнамский Национальный Университет города Ханой.
Чан Тхи Ким Оань
Доцент, кандидат м. наук, заведующая кафедры религиоведения, Университет гуманитарных и социальных наук, Вьетнамский Национальный Университет города Ханой.
Исследование буддизма в провинции Лаокай, Вьетнам
Аннотация. Цель исследования: изучить процесс развития и распространения религии в провинции Лаокай на примере буддизма. Методы исследования: общенаучные методы исследования, а именно анализ нормативно-правовых документов, исторический метод, изучение и обобщение сведений, логический метод. Объект исследования: вьетнамская буддийская община провинции Лаокай. Масштабы исследования: провинция Лаокай, Вьетнам. Результаты исследования: как анализировалось выше, Лаокай — горная провинция, где имеются много отдаленные и приграничные районы, сложна в передвижении и логистике. Основным составом жителей провинции являются этнические меньшинства. Буддизм, по сравнению с другими религиями, появился намного позже, и широко распространен только среди народов Кинь. Распространение буддизма в отдаленные районы и особенно трудные экономические районы является непростой задачей для лаокайского буддизма. Тем не менее, благодаря усилиям буддийской общины провинции Лаокай, а также местных властей и жителей этого района, было построено множество храмов, особенно в приграничных районах, которые служат для удовлетворения духовных потребностей жителей, а также распространяют духовная веху, утверждающую суверенитет нации. Присутствие буддизма в приграничные районы содействует ответственности последователей буддизма и граждан к обществу, стране и государству.
Ключевые слова: Лаокай, Вьетнам, Буддизм, религия, общество социология, методы исследования, развитие.
Tran Xuan Kiem
Phd student of Department of Religious Studies, Institute Social Sciences and Humanities, Vietnam National University, Hanoi.
Tran Thi Kim Oanh
Associate Professor, Ph.D., Head of the Department of Religious Studies, University of Social Sciences and Humanities, Vietnam National University, Hanoi.
Exploring Buddhism in Lao Cai Province, Vietnam
* © Чан Суан Кием, Чан Тхи Ким Оань, 2023. Исследование буддизма в провинции Лаокай, Вьетнам
Abstract. Purpose of the study: to study the process of development and spread of religion in Lao Cai province using Buddhism as an example. Research methods: general scientific research methods, namely analysis of regulatory documents, historical method, study and synthesis of information, logical method. Object of study: Vietnamese Buddhist community of Lao Cai province. Scope of study: Lao Cai Province, Vietnam. Research results: As analyzed above, Lao Cai is a mountainous province with many remote and border areas, and it is difficult to travel and logistics. The majority of the province's residents are ethnic minorities. Buddhism, compared to other religions, appeared much later, and is widespread only among the Kinh people. Spreading Buddhism to remote areas and especially difficult economic areas is a challenging task for Lao Cai Buddhism. However, thanks to the efforts of the Buddhist community of Lao Cai Province, as well as the local authorities and residents of the area, many temples have been built, especially in the border areas, which serve to meet the spiritual needs of the residents, as well as disseminate the spiritual message that asserts the sovereignty of the nation. The presence of Buddhism in border areas promotes the responsibility of Buddhist followers and citizens towards society, country and state.
Key words: Lao Cai, Vietnam, Buddhism, religion, society, sociology, research methods, development.
Введение
исследуя историю развития буддизма в провинции Лаокай, автор делит процесс на две фазы: фаза становления - от начала появления буддизма в Лаокай в начале XIX века до 2011 года, и фаза развития - с 2012 года по настоящее время. 2012 год для буддизма в провинции Лаокай стал особенным, именно тогда была основана Вьетнамская буддийская община на территории провинции. Это событие послужило толчком и поворотным моментом в процессе развития буддизма Лаокай. однако, это разделение лишь относительное, для удобства исследования, поскольку процессы становления и развития взаимосвязаны между собой.
исполнительный комитет Вьетнамской буддийской общины провинции Лаокай в последние годы приложил большие усилия в работе развития буддизма, а также в структурировании кадров общины, сосредоточив внимание на создании исполнительного комитета общины на районном, городском и областном уровнях. В силу объективных условий, только в ноябре 2020 года был создан первый исполнительный коми-
тет Вьетнамской буддийской общины провинции Лаокай районного уровня в Бао Тханг. Хотя и количество исполнительного комитета общины в провинции еще ограничено, в последнее время это продемонстрировало интерес и стремление Вьетнамской буддийской общины провинции Лаокай к развитию в направлении совершенствования организационной системы.
Методы исследования: общенаучные методы исследования, а именно анализ нормативно-правовых документов, исторический метод, изучение и обобщение сведений, логический метод.
объект исследования: вьетнамская буддийская община провинции Лаокай.
Масштабы исследования: провинция Лаокай, Вьетнам.
Цель исследования: изучить процесс развития и распространения религии в провинции Лаокай на примере буддизма.
Обсуждение проблемы
Поскольку кадры и персонал монахов и монахинь во всей провинции невелики, первоочерёдной задачей для
буддийской общины было продвижение интенсивной буддийской деятельности населенных пунктов по всей провинции Лаокай. Для этого, исполнительный комитет Вьетнамской буддийской общины провинции Лаокай издал документы, возлагающие ответственность за буддийскую деятельность высокопоставленных лиц Буддийского исполнительного комитета провинции Лаокай в следующих регионах, а именно: господин Као Вьет Хынг (буддийское имя - Тхить Тхонг Тхинь) отвечает за районы Бат Сат и Ван Бан; г-н Хоанг Ван Кау (Тхить Тьан Нием) отвечает за район Бао йен; г-н Чан Суан Кием (Тхить Тьан Динь) отвечает за районы Мыонг Хыонг, Бак Ха и Ши Ма Кай [1].
Проходя через первоначальные трудности, с момента своего создания, Вьетнамская буддийская община провинции Лаокай, представленная исполнительным комитетом, приложила большие усилия для преодоления препятствий и проблем, расширяла круг деятельности буддизма на территории провинции и достигла многих достижений. Об этом свидетельствует роль буддизма в провинции Лаокай для жителей провинции.
Учитывая характеристики горной, отдаленной и периферийной провинции, жизнь людей сталкивается со многими трудностями, особенно для представителей этнических меньшинств. Руководствуясь духом «сострадания» и «служения», буддизм в провинции Лаокай всегда играет значительную роль в благотворительной деятельности и считает это центральной задачей в своей буддийской деятельности.
Во-первых, благотворительная деятельность направлена на людей, находящихся в трудной жизненной ситуации по всей провинции.
Лаокай является домом для 25 этни-
ческих групп, большинство из которых составляют этнические меньшинства. Этнические меньшинства проживают в основном в высокогорных, отдаленных и труднодоступных районах, таких как: Мыонг Хыонг, Бат Сат, Бак Ха, Ши Ма Кай, Ша Па, Ван Бан, где ещё имеются низкие условия жизни, медленный экономический рост, устаревшие обычаи [2].
Поскольку это провинция с разнообразными и богатыми природными условиями, но в то же время чрезвычайно суровыми, каждый год жители провинции страдают от множества стихийных бедствий, как показано в следующей статистической таблице на странице 41.
Жизнь жителей в провинции Лаокай по-прежнему трудна. В последнее время правительство провинции Лаокай приняло множество целенаправленных мер по улучшению материальной и духовной жизни людей, способствуя искоренению голода и сокращению бедности, уделяя особое внимание этническим меньшинствам. Примерами являются правительственные программы № 135, 30а для бедных районов Вьетнама и новые программы сельского строительства, наряду с отдельными программами инвестиций и развитии экономики [4]. Поддержка экономического, культурного и социального развития в горных районах и районах проживания этнических меньшинств способствует содействию сокращения бедности в регионе. Надо понимать, искоренение голода и сокращение бедности — это долгосрочная работа, требующая совместного вклада всех социальных ресурсов, а религию (буддизм) можно считать социальным ресурсом.
Буддизм, с его глубокой идеологией воплощения, взял на себя обязательство служить людям всех этнических групп по всей провинции, для решения
№ Год Кол-во ураганов Кол-во наводнений Кол-во ливневых паводков Кол-во тропических штормов Кол-во оползней Засухи Другие стихийные бедствия (гроза, торнадо, продолжительные проливные дожди) Человеческие потери (смерти, ранения и пропавшие без вести) Материальный ущерб (в млрд донгов)
1 2010 2 3 2 1 12 51 58
2 2011 3 2 1 1 7 17 72
3 2012 3 1 3 1 8 19 125
4 2013 2 3 3 10 106 635
5 2014 2 2 1 1 7 14 211
6 2015 1 2 2 1 8 8 273
7 2016 3 3 2 1 14 50 768
8 2017 3 1 2 1 1 6 11 658
9 2018 2 1 2 3 1 12 22 699
10 2019 2 1 3 20 8 103
11 2020 2 2 3 1 23 9 311
12 2021 2 1 2 1 18 5 109
13 2022 2 1 2 2 20 9 125
14 2023 1 2 2 1 20 13 1394
Итого 23 2 20 21 0 12 104 306 3.602
По статистике официального сайта провинции Лаокай - https://www.laocai.gov.vn/ (дата обращения - июнь 2023 года) [3].
проблем бедности, помогая людям, находящимся в трудных обстоятельствах постепенно преодолевать их, посредством конкретных мероприятий. исполнительный комитет буддийской общины призвал филантропов и организации добровольно объединиться с местными властями на всех уровнях для поддержки жителей, студентов и школьников в горных районах. отдаленные районы испытывают особые трудности во всех вопросах обучения и жизни. Для преодоления сложностей были предприняты такие меры, как: благотворительные ремонты устаревших школ, предоставление интернатного питания, увеличение питательных рационов интернатного питания, бурение скважин с чистой водой для удовлетворения ежедневных потребностей учителей и учащихся в школах высокогорных районов, координирование действия с медицинскими учреждениями провинции для организации бесплатных медицинских осмотров и предоставления лекарств для учащихся школ-интернатов этнических меньшинств районов Мыонг Хыонг, Бак Ха, Ши Ма Кай, Ша Па, выделение стипендий для школьников и студентов этнических меньшинств.
Буддийский комитет социальной благотворительности провинции Ла-окай также ежегодно организовывает посещение одиноких семей, специальных семей под присмотром административной власти, пострадавших от стихийных бедствий.
Значение благотворительной деятельности Вьетнамской буддийской общины в провинции Лаокай все больше растет, демонстрируя привлекательность, смысл и ценность своей работы. например, в 2018 году буддийские организации координировали свои действия с агентствами, подразделениями
и населенными пунктами провинции Лаокай для организации множества гуманитарных благотворительных мероприятий с общим бюджетом до 5 миллиардов донгов [5].
Благотворительная деятельность ла-окайского буддизма не только помогает обществу, но и соответствует с вьетнамской культурной самобытностью. с распространением благотворительной деятельности, помощь получили не только жители провинции Лаокай, но и другие. Примером стали недавние гуманитарные помощи в провинции нгеан, Хатинь, Хазянг и Дьенбьен (центральные и северные провинции Вьетнама) [6]. Дух буддизма проявляется в сострадании, радости и прощения, и именно контекст мировоззрения этой религии способствует развитию ряда благотворительных действий.
Благотворительная деятельность внесла значительный вклад в помощь населенным пунктам в оказании помощи бедным и жителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в отдаленных и приграничных районах, чтобы они имели благополучную и счастливую жизнь.
именно благотворительная деятельность сближает буддизм к людям из разных этнических групп. образы буддийских монахов в простых коричневых одеждах стали чрезвычайно запоминающимися, прекрасными, производящими глубокое впечатление для людей. с тех пор, жители больше узнают о буддизме, как дружелюбную и сострадательную религию.
Буддизм в обществе выполняет социальные функции, в основном служит в виде религиозной потребности, обеспечивает этические нормы для последователей. Как анализировалось выше, до того, как Вьетнамская буддийская община в провинции Лаокай была со-
здана,_количество буддийских религиозных учреждений в этом регионе было невелико, а буддисты-миряне не были активными в своей деятельности. Ежегодно, по большим праздникам, Вьетнамская Центральная буддийская община отправляла монахов в провинцию для службы, или для помощи во время стихийных бедствий. Поскольку отправка монахов не была регулярной, поэтому буддизм не в полной мере мог удовлетворить религиозную потребность жителям этого региона.
После того, как была создана Вьетнамская буддийская община, а также её исполнительный комитет, практические деятельности буддизма стали более конкретными и глубокими. При назначении кадров от вьетнамской буддийской общины и непосредственном руководстве на всех уровнях административного управления, деятельность монахов не только ограничивалась в ритуальных практиках, но монахи также направили своё внимание на восстановление храмов и пагод. Эти действия придали лаокайскому буддизму новый облик, с новыми пагодами и пагодами. В своем исследовании, автор Нгуен Тхань Бинь подчеркнул роль настоятеля в своем храме: «В каждом храме настоятель является представителем религиозной организации, которая поддерживает присутствие и влияние религии на социальную жизнь общины. настоятель регулярно работает над сохранением и очисткой храмового пространства; бережет и защищает статуи Будды; поддерживает буддийские ритуалы, регулярно читает мантры и сутры согласно уставам религиозных организаций...» [7].
В последнее время, под пристальным руководством Исполнительного комитета Вьетнамской буддийской общины провинции Лаокай и усилиями
монахов, монахинь по всей провинции, буддийские ритуальные мероприятия были проведены торжественно, грандиозно и на высоком уровне, что и удовлетворяет религиозным потребностям жителей Лаокай.
Во время крупных буддийских праздников, такие как день рождения Будды, день почитания родителей, пагоды по всей провинции тщательно готовятся, проводят торжественные и достойные церемонии в соответствии с законами государства и Вьетнамской буддийской общины, привлекая все больше внимание количества буддистов-мирян и жителей провинции. Поскольку количество религиозных учреждений во всей провинции по-прежнему ограничено, Исполнительный комитет Лаокайской буддийской общины также запросил у компетентных органов разрешение на организацию дня рождения Будды за пределами религиозных учреждений, чтобы удовлетворить желания буддистов и жителей региона.
В день полнолуния или в первый день года по лунному календарю, в праздничные дни, настоятели пагод направляют буддистов и жителей, приходящие в пагоду, исполнить буддийские ритуалы и пение. Также при строительстве новых домов, свадьбе, похоронах умерших, монахи присутствуют в качестве духовных наставников.
Дважды в год, пагоды провинции Лаокай Тан Бао, Лиен Хоа, Тхиен Чук и Кам Ло организовывают церемонию Прибежища Трех Драгоценностей, а также празднуют национальные праздники для удовлетворения потребностей жителей провинции [8]. На праздниках и в начале нового года пагоды по всей провинции регулярно устраивают церемонии молитвы за благосостояние страны и мира в государстве.
Таким образом, буддизм с его храма-
ми, монахами и ритуальной деятельностью стал незаменимой духовной опорой народа. Жители для нахождения спокойствия, уравновешивания своего разума приходят в храм или пагоду, где помогают им приобрести покой и тишину. настоятели пагоды помогают жителям в трудные моменты жизни, направляют их на правильный путь и дают советы, как преодолеть проблемы и невзгоды в жизни.
Религия (буддизм) выполняет не только функцию духовного утешения, но и функцию нравственного воспитания. Посещая храмы или участвуя в буддийских ритуалах, буддисты или участники не только получают возможность удовлетворить свои духовные потребности, но и слышат лекции о буддийских учениях и моральных нормах, об историях из буддийских текстов. сутры, мантры и учения помогают жителям и буддистам вести правильный образ жизни и повысить личную нравственность.
Можно подтвердить, что вьетнамский буддизм внес большой вклад в формирование позитивных и гуманных концепций. Ценности и моральные нормы, на которые ссылается буддизм, ожили и сохраняются до сегодняшнего дня. Буддизм сформировал у своих последователей концепцию нравственного порядка и прекрасного общества. Этот идеал стал движущей силой, побуждающей буддистов стремиться к добрым действиям, избавляться от желаний и личных желаний и строить этический стиль сострадания, радости, отречения, самоотверженности и альтруизма.
Лаокайский буддизм оказывает влияние на культуру и духовную жизнь многих людей. Большинство народов Кинь в Лаокае находятся под влиянием духовных элементов буддизма [9]. Буд-
дизм также способствовал обучению жителей Лаокая формированию личностей, пригодных для нового общества, построению цивилизованного и равноправного общества.
В последнее время для повышения эффективности работы по распространению буддизма, исполнительный комитет Лаокайской буддийской общины сосредоточил внимание на консолидации и развитии «комитета по распространению буддизма». Главной задачей нового комитета состоит в том, что комитет распространяет к последователям буддизма программы по раздаче сутр, законов, трактатов и прикладных буддийских книг. В 2019 году было проведено на территории Лаокай летний ретрит для 2000 молодых людей, а следом и летний лагерь для 350 молодежи в пагоде Чук Лам.
Ретриты часто связаны с практическими темами, позволяющими глубже привнести буддизм в реальную жизнь в соответствии с духом вьетнамского буддизма «вхождения в мир», привлекая многих участников к участию в мероприятиях.
Заключение
Как анализировалось выше, Лаокай — горная провинция, где имеются много отдаленные и приграничные районы, сложна в передвижении и логистике. основным составом жителей провинции являются этнические меньшинства. Буддизм, по сравнению с другими религиями, появился намного позже, и широко распространен только среди народов Кинь. Распространение буддизма в отдаленные районы и особенно трудные экономические районы является непростой задачей для лаокайско-го буддизма. Тем не менее, благодаря усилиям буддийской общины провинции Лаокай, а также местных властей и
жителей этого района, было построено множество храмов, особенно в приграничных районах, которые служат для удовлетворения духовных потребностей жителей, а также распространяют духовная веху, утверждающую суверенитет нации. Присутствие буддизма в приграничные районы содействует ответственности последователей буддизма и граждан к обществу, стране и государству.
References
[1] Department of Religious Affairs, Department of Internal Affairs of Lao Cai Province - Report on the results of 15 years of state administration of religion in Lao Cai Province according to Politburo Resolution No. 37-NQ/TW dated July 1, 2004, internal appeal, 2019.
[2] Ha Van Thang/ Folklore of Lao Cai Ethnic Minorities, ed. "National Culture", 2016. 69 p.
[3] Lao Cai Province official website statistics
// URL: https://www.laocai.gov.vn/ (June 2023).
[4] Religious Affairs Department, Lao Cai Provincial
Department of the Interior - Current Situation of Religion and Religious Activities in Lao Cai Province, Internal Appeal, 2019.
[5] Religious Affairs Department, Lao Cai Provincial
Department of the Interior - Current Situation of Religion and Religious Activities in Lao Cai Province, Internal Appeal, 2018.
[6] Ha Ngoc Anh. State Administration of Religious Activities in Vietnam, ed. "National Political Truth", 2018. 274 p.
[7] Nguyen Thanh Binh. The role of the abbot in the
preservation and development of the values of Buddhist cultural heritage, magazine, ed. "Culture and Art", November, № 401. 29 p.
[8] Duong Quang Dien, Nguyen Van Tuan (editor).
Some studies of religion and beliefs in Vietnam today, National Political Publishing House "Pra-vda", Hanoi, 2019. 94 p.
[9] Nguyen Van Minh. Religions and Beliefs of Eth-
nic Groups in Vietnam, ed. «Social Sciences», 2013.5 p.
Список литературы
[1] Отдел по делам религии, Департамент внутренних дел провинции Лаокай - Отчет о результатах за 15 лет осуществления государственного управления религией в провинции Лаокай согласно постановлению Политбюро № 37-NQ/TW от 1 июля 2004 г., внутреннее обращение, 2019.
[2] Ха Ван Тханг/ Фольклор Лаокайских этниче-
ских меньшинств, изд. «Национальная культура», 2016. 69 с.
[3] Статистика официального сайта провинции Лаокай
// URL: https://www.laocai.gov.vn/ (Дата обращения: июнь 2023 года).
[4] Отдел по делам религии, Департамент внутренних дел провинции Лаокай - Текущее положение религии и религиозная деятельность в провинции Лаокай, внутреннее обращение, 2019.
[5] Отдел по делам религии, Департамент внутренних дел провинции Лаокай - Текущее положение религии и религиозная деятельность в провинции Лаокай, внутреннее обращение, 2018.
[6] Ха Нгок Ань. Государственное управление религиозной деятельности во Вьетнаме, изд. «Национальная политическая правда», 2018. 274 с.
[7] Нгуен Тхань Бинь. Роль настоятеля в сохране-
нии и развитии ценностей буддийского культурного наследия, журнал, изд. «Культура и искусство», ноябрь, № 401. 29 с.
[8] Зыонг Куанг Дьен, Нгуен Ван Туан (редактор).
Некоторые исследования религии и верований во Вьетнаме сегодня, Национальное политическое издательство «Правда», Ханой, 2019. 94 с.
[9] Нгуен Ван Минь. Религии и верования этнических групп во Вьетнаме, изд. «социальные науки», 2013. 5 с.