Научная статья на тему 'Верования и основные мировые религии в провинции Лаокай, Вьетнам на основе анализа исторических, геоэкономических и социальных особенностей'

Верования и основные мировые религии в провинции Лаокай, Вьетнам на основе анализа исторических, геоэкономических и социальных особенностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
верования / религия / основные религии / регионы / социология / культура / экономика / beliefs / religion / main religions / regions / sociology / culture / economics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чан Суан Кием

Цель исследования: описать основные религии и верования на территории провинции Лаокай для выявления особенностей. Методы исследования: общенаучные методы исследования, а именно анализ нормативно-правовых документов, исторический метод, изучение и обобщение сведений, логический метод. Объект исследования: Религии и верования в провинции Лаокай. Заключение: природные, экономические, социальные и культурные условия региона создали большой потенциал для развития провинции, но помимо этих преимуществ они также создают множество трудностей. В последнее время, благодаря усилиям всех слоев общества, вниманию со стороны государства, социально-экономическое развитие провинции идет быстрыми темпами, но из-за низкой отправной точки в целом Лаокай по-прежнему остается бедной провинцией. Хотя буддизм и был введен в Лаокай раньше, чем другие религии, к примеру католицизма и протестантизма, но из-за колониального периода, число последователей буддизма растет не так быстро. Благодаря усилиям правительства, число последователей буддизма с каждым годом увеличивается, но пока все еще уступает числам последователей протестантизма в Лаокай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beliefs and major world religions in Lao Cai Province, Vietnam based on an analysis of historical, geo-economic and social characteristics

Purpose of the study: to describe the main religions and beliefs in Lao Cai Province to identify features. Research methods: general scientific research methods, including the analysis of legal documents, the historical method, the study and synthesis of information, logical method. Object of study: Religions and beliefs in Lao Cai Province. Conclusion: The natural, economic, social and cultural conditions of the region have created great potential for the development of the province, but in addition to these advantages, they also create many difficulties. Recently, thanks to the efforts of all sectors of society, the attention of the government, the socio-economic development of the province has been progressing at a rapid pace, but due to the low starting point in general, Lao Cai still remains a poor province. Although Buddhism was come to Lao Cai earlier than other religions such as Catholicism and Protestantism, due to the colonial period, the number of followers of Buddhism did not grow as quickly. Thanks to the efforts of the government, the number of followers of Buddhism is increasing every year, but is still lower than the number of followers of Protestantism in Lao Cai.

Текст научной работы на тему «Верования и основные мировые религии в провинции Лаокай, Вьетнам на основе анализа исторических, геоэкономических и социальных особенностей»

Чан Суан Кием

Аспирант кафедры религиоведения, Университет гуманитарных и социальных наук, Вьетнамский Национальный Университет города Ханой.

Верования и основные мировые религии в провинции Лаокай, Вьетнам на основе анализа исторических, геоэкономических и социальных особенностей*

Аннотация. Цель исследования: описать основные религии и верования на территории провинции Лаокай для выявления особенностей. Методы исследования: общенаучные методы исследования, а именно анализ нормативно-правовых документов, исторический метод, изучение и обобщение сведений, логический метод. Объект исследования: Религии и верования в провинции Лаокай. Заключение: природные, экономические, социальные и культурные условия региона создали большой потенциал для развития провинции, но помимо этих преимуществ они также создают множество трудностей. В последнее время, благодаря усилиям всех слоев общества, вниманию со стороны государства, социально-экономическое развитие провинции идет быстрыми темпами, но из-за низкой отправной точки в целом Лаокай по-прежнему остается бедной провинцией. Хотя буддизм и был введен в Лаокай раньше, чем другие религии, к примеру католицизма и протестантизма, но из-за колониального периода, число последователей буддизма растет не так быстро. Благодаря усилиям правительства, число последователей буддизма с каждым годом увеличивается, но пока все еще уступает числам последователей протестантизма в Лаокай.

Ключевые слова: верования, религия, основные религии, регионы, социология, культура, экономика.

Tran Xuan Kiem

Phd student of Department of Religious Studies, Institute Social Sciences and Humanities, Vietnam National University, Hanoi.

Beliefs and major world religions in Lao Cai Province, Vietnam based on an analysis of historical, geo-economic and social characteristics

Abstract. Purpose of the study: to describe the main religions and beliefs in Lao Cai Province to identify features. Research methods: general scientific research methods, including the analysis of legal documents, the historical method, the study and synthesis of information, logical method. Object of study: Religions and beliefs in Lao Cai Province. Conclusion: The natural, economic, social and cultural conditions of the region have created great potential for the development of the province, but in addition to these advantages, they also create many difficulties. Recently, thanks to the efforts of all sectors of society, the attention of the government, the socio-economic development of the province has been progressing at a rapid pace, but due to the low starting point in

* © Чан Суан Кием, 2023.

Верования и основные мировые религии в провинции Лаокай, Вьетнам на основе анализа исторических, геоэкономических и социальных особенностей

general, Lao Cai still remains a poor province. Although Buddhism was come to Lao Cai earlier than other religions such as Catholicism and Protestantism, due to the colonial period, the number of followers of Buddhism did not grow as quickly. Thanks to the efforts of the government, the number of followers of Buddhism is increasing every year, but is still lower than the number of followers of Protestantism in Lao Cai.

Key words: beliefs, religion, main religions, regions, sociology, culture, economics.

Введение

Исследуя буддизм в провинции Лаокай, невозможно не обратить внимание на экономические, социальные и культурные условия провинции Лаокай, поскольку они являются основой процесса становления и развития буддизма, в частности, и религии в общем во Вьетнаме. Буддизм, как и любая религия, принадлежит к форме общественного сознания, поэтому на буддизм влияют социальные элементы. исторические, геоэкономические, социальные и культурные особенности провинции Лаокай предопределяют уникальность формы буддизма, отличающего от других регионов Вьетнама.

Методы исследования: общенаучные методы исследования, а именно анализ нормативно-правовых документов, исторический метод, изучение и обобщение сведений, логический метод.

Объект исследования: Религии и верования в провинции Лаокай.

Масштабы исследования: провинция Лаокай, Вьетнам.

Цель исследования: описать основные религии и верования на территории провинции Лаокай для выявления особенностей.

1. Исторические, геоэкономические, социальные и культурные особенности провинции Лаокай

Как приграничная провинция, располагающая на севере Вьетнама, имеющая границу с Китаем, провин-

ция имеет «экономический коридор», соединяющий крупные северные города Вьетнама с Китаем (Китай - Лаокай - Хайфон - Ханой). В целом, географическое положение дало Лаокай определенные преимущества с точки зрения социально-экономического положения и международной торговли. С другой стороны, это регион с важным стратегическим положением, не только в экономическом, но и в политическом отношении, безопасности и обороне Вьетнама.

Рельеф: рельеф провинции сложен, с большой высотной стратификацией и сильной фрагментацией местности. Провинция, в общем, разделена на 2 местности: высокогорный и низменный. Высокогорный регион образован крупными горными хребтами. Два основных горных хребта — «Хоанг Лиеншон» и «Слоновый» — пролегают параллельно друг другу в направлении северо-запад — юго-восток. Местность имеет массивные высокие горные вершины: одна из них, Фань-си-пань (3134 м) - считается самой высокой точкой Индокитая. Эту территорию населяют этнические группы: хмонг, ханьи, дао, ла ха, ла чи, и пр. Низменный регион располагается вдоль крупных ручьев, местность имеет вид холмистой формы. Особенность низменного региона дает условий для развития сельскохозяйственного, лесного производства, строительства и развития инфраструктуры.

Климат: Лаокай имеет тропический

муссонный климат, но поскольку провинция расположена глубоко в континенте, погода несколько изменчива и отличается время от времени, образуя ряд субтропические субрегионы. Климат Лаокай делится на два четко выраженных сезона: сезон дождей (с апреля по октябрь) и сухой сезон (с октября по март). Среднегодовая температура обычно составляет от 22 до 24 оС, при этом самая высокая достигает 36 оС, самая низкая - до 10 оС. Колебания температуры часто проявляются в виде высоких или низких температур в течение дня (к примеру, в регионе Сапа температура может опуститься до 0 оС со снегопадом). Среднее количество осадков составляет около 1700 мм. Туман часто появляется по всей провинции, причем очень густой. Даже в высоких горах и закрытых долинах появляются морозы.

Благодаря такому разнообразному рельефу и климату земля провинции Лаокай очень плодородна и разнообразна, включая 10 групп и 30 типов почв.

Реки: Лаокай имеет относительно густую речную систему, включающую 17 межпровинциальных рек и ручьев и 62 внутрипровинциальных рек и ручьев. В качестве основных рек можно назвать: Красная река, река Чай, река Синь Куен, нгои Дум, нам Тхи, нгои Бо и пр.

Транспортные пути: Лаокай, как горная провинция, имеет сложный рельеф со множеством высоких холмов и гор, что затрудняет развитие дорожного движения, но благодаря огромным усилиям правительства, Лаокай имеет межрегиональную и международную транспортную инфраструктурную систему, включающую в себя: автомобильные, железные и водные пути.

Вышеуказанные природные усло-

вия предоставили Лаокай определенный потенциал для экономического развития: сельское и лесное хозяйство, рыболовство: это место подходит для выращивания множества различных культур. Жители высокогорья в основном возделывают возвышенные поля, основными культурами которых являются кукуруза и горный рис. Жители низменности могут выращивать основные продовольственные культуры: клейкий рис, обычный рис и сезонные культуры. Кроме того, Лаокай также имеет преимущество в разработке межсезонной сельскохозяйственной продукции с высоким экономическим потенциалом. В настоящее время сформированы зоны выращивания лекарственных растений, высококачественного чая, овощей, цветов, плодовых деревьев умеренного пояса, бананов, ананасов, холодноводного рыбоводства и животноводства, в которых на отведенной территории расположены экономические государственные зоны. Лаокай также имеет потенциал для развития лесного хозяйства, площадь производственных лесных угодий составляет 45% сельскохозяйственных угодий.

Промышленность: сложный рельеф провинции, с одной стороны, создает определенные трудности для экономического развития, с другой стороны, Лаокай имеет богатые минеральные ресурсы. Лаокай владеет более чем 35 различными типами полезных ископаемых, такими как: апатит, железо, медь и пр. В провинции Лаокай развивается множество крупных промышленных парков: индустриальный парк Танг

Лоонг, химические_промышленные

парки. Экономическая зона пограничных земель Лаокай имеет аналогичную инфраструктуру и услуги, полностью оборудована и является одной из 9

ключевых экономических зон пограничных земель, в которые инвестирует правительство.

Торговля: Лаокай имеет большой потенциал для развития торговли: с 2001 года по настоящее время приграничные торговые ярмарки ежегодно проводятся между Лаокай (Вьетнам) и Хэкоу (Юньнань, Китай), привлекая для участия большое количество отечественных и иностранных предприятий.

Туризм: благодаря природным и культурным условиям Лаокай является провинцией, располагающей ресурсами для развития разнообразных видов туризма. Богатые природные условия с точки зрения местности и климата дают Лаокай преимущества в развитии природного туризма: наличие самой высокой вершины в Индокитае - Фань-си-пан. В некоторых местах провинции прохладный климат круглый год, например, в Бакха и Сапа, что и привлекает туристов. Кроме того, имеется и загадочный древний каменный пляж. фактически, туризм региона Сапы стал сильной стороной туризма Лаокай, местом назначения для многих отечественных и иностранных туристов.

Нельзя не отметить и культурный туризм. В Лаокае живут различные этнические группы, каждая этническая группа имеет свои собственные цвета и уникальные культурные особенности, начиная от письменности, костюмов до традиционной кухни и духовности. Это идеальное место для тех, кто любит изучать этнические культуры. Лаокай также имеет знаменитые религиозные реликвии, систему храмов, такие как храм Ко, храм Бао Ха... и богатую разнообразную систему традиционных фестивалей. Кроме того, как шлюзовая пригра-

ничная провинция, соседствующая с провинцией Юньнань - потенциальной туристической провинцией Китая, является для Лаокай одним из благоприятных условий для развития своей туристической экономики. Фактически, провинция Лаокай подтвердила свою роль туристического центра в северо-западном горном субрегионе.

Приведенный выше анализ показывает, что Лаокай является провинцией с большим потенциалом экономического развития, но есть и определенные трудности, которые необходимо постепенно преодолевать, поскольку эти трудности вызваны природным разнообразием.

В целом Лаокай по-прежнему остается провинцией с высоким процентом бедности. Статистика 2019 года от правительства Вьетнама показала, что уровень бедности составил 11,46%, из которого 96,7% - этнические меньшинства. В целом, жизнь людей во всей провинции все еще находится на низком уровне.

Исторические особенности: со времен вьетнамской династии Хонг-банг (с 2879 до н.э. до 258 до н.э. гг.) до конца XIX века, административные границы территории, известной сегодня как провинция Лаокай, всегда менялись в зависимости от исторических событий в регионе. Период с 1886 по 1945 год был периодом формирования границы современной провинции Лаокай [1]. Однако, в связи с ситуацией в условиях оккупации французских колонизаторов, а затем японских фашистов в сочетании со сложной политикой приграничной провинции, французские колонизаторы постоянно меняли административные границы провинции Лаокай. Последующие периоды также были периодами множества изменений административных границ Лаокай. 1 октября 1991 года провинция Лаокай

была воссоздана с 9 административными единицами, включая город и районы Лаокай: Бат Сат, Сапа, Мыонг Хыонг, Бакха, Бао Тханг, Бао йен, Ван Бан, Тхан Уен [2]. Путем создания или слияния административных единиц, район Тан Уен вернулся в состав провинции Лай Чау в 2004 г. Помимо этого, город Лаокай был основан в 2004 году.

О названии: в прошлом на территории города Лаокай был рынок, на местном языке его называли Лао Ньай (букв. пер. «старая улица»). Позже, местные открыли еще одну рыночную улицу под названием Тан Ньай (букв. пер. «новая улица») [3]. По словам покойного профессора Дао Зуй Ань, наименование «Лао Ньай» трансформировалось в Лао Кай и продолжило так называться ещё долгое время. При составлении карт французы писали Лао Кай как Лао Кей [4]. Наименование Лао Кай использовалось французами в документах и печатях, но в общении и народной культуре люди до сих пор называют его Лаокай. После освобождения провинции Лаокай (ноябрь 1950 г.) она была объединена и по сей день называется Лаокай.

Лаокай - земля этнической конвергенции, появление проживающих здесь жителей произошло в очень ранние исторические времена.

Во всей провинции Лаокай в настоящее время проживает 16 народностей (разделенных на 25 этнических групп), принадлежащих к 3 основным языковым семьям Вьетнама:

+ Югоазиатская языковая семья - включает этнические группы вьет, мыонг, дао, лачи, кханг, лаха и хмонг.

+ Тибетская языковая семья - хоа, ха ньи, фу ла.

+ Тайская языковая семья - тай, тхай, нунг, жяй, бо й, лы.

Этнические группы живут вместе

друг с другом в гармонии. Этнические меньшинства составляют около 66% населения провинции.

По статистике: Общая численность населения провинции Лаокай на 00:00 часов по местному времени 1 апреля 2019 года составляет 730 420 человек, из них мужское население составляет 371 306 человек, что составляет 50,8% из общего числа, а женское население составляет 359 114 человек, что составляет 49,2% из общего числа. С этим результатом Лаокай занимает 55-е место по численности населения во Вьетнаме (55/63 провинции).

2. Верования в провинции Лаокай, зарождение и развитие основных религий

Что касается религиозной и духовной жизни: из-за этнического разнообразия религиозная и духовная жизнь жителей Лаокай очень разнообразна.

основой духовной жизни местных жителей, особенно этнических меньшинств, является их местная система верований: поклонение Богу, поклонение Богине-Матери, верования в жизненный цикл, сельскохозяйственные верования.

В провинции Лаокай в основном представлены мировые религии, такие как: буддизм, католицизм, протестантизм и т. д. однако, по сравнению с историей региона эти религии появились относительно поздно [5].

Католицизм: был введен в Лаокай примерно в конце XIX века, в это время ряд французских миссионеров проводили евангелизацию в районе сапа. Позже, когда французы оккупировали Лаокай, число католиков в Лаокай увеличилось. В настоящее время провинция Лаокай включает в себя 2 прихода, 20 часовен, 17 священников, 136 дьяконов, 9214 верующих. Из них: 5545 верующих - кинь, 3429 - хмонг, 177 - пред-

ставители других этнических групп [6].

Протестантизм: в основном развивается в общине хмонгов. В одной из своих статей авторы Нгуен Ван Хиеу и До Куанг Шон брали статистику с помощью некоторых данных, которые подтверждаются в США. В 1984 году эта религия проникла в Таиланд и Лаос, а в 1987 году — во Вьетнам. Некоторые люди считают, что религия Ванг Чу является продуктом синтеза между американскими протестантами и народом хмонгов в Юго-Восточной Азии. В настоящее время в провинции Лаокай проживают 32 699 протестантов, из них 31 856 этнических лиц хмонг, 823 этнических представителя зао, 16 этнических лиц кинь и 4 представителя других этнических групп в 312 деревнях. Существует 9 активных протестантских конфессий [7].

В целом религиозная жизнь и верования лаокайцев относительно богаты и разнообразны, отражая особенности каждой этнической группы. Религиозные организации на всей территории области в целом действуют стабильно, в основном в соответствии с духом закона и удовлетворяют религиозные и духовные потребности верующих.

Буддизм: существует много разных мнений о конкретном времени появления буддизма в Лаокай, но большинство исследовательских работ полагают, что буддизм появился в Лаокай примерно в начале XIX века. Как и в «Отчете о состоянии религии и религиозной особенности в провинции Лао-кай» утверждается: «Буддизм появился в Лаокай примерно в начале XIX века» [8]. В книге «Фольклор народов Лао-кай» также утверждается: «Буддизм был введен в Лаокай очень рано, с начала XIX века» [9]. С другой стороны, если на основе истории старейшей пагоды в провинции Лаокай рассмо-

треть вопрос о появлении буддизма в провинции Лаокай (пагода Тан Бао, документально называемая Там Бао), то на некоторых электронных сайтах, таких как dulich24.com.vn; http:// laocai.tnu.edu.vn/, представляя пагоду Тан Бао, пишут: «Согласно фольклору, эта пагода восходит к династии Чан (1225-1400 гг.), славится своей священностью и расположена недалеко от пограничных ворот» [10]. Однако, в книге «Фольклор народов Лаокай» авторы утверждают, что «буддизм пришел в Лаокай с начала XIX века. Монахи остановились на улице Лао Ньай, а затем основали пагоду Там Бао - самую раннюю пагоду, возникшую в Лаокай [10]». Таким образом, имеются много способов для подтверждения времени появления буддизма в Лаокай, но в данном исследовании автор соглашается с мнением большинства исследователей и документов о том, что буддизм появился в Лаокай примерно с начала XIX века. среди основных религий, представленных в Лаокай, буддизм был введен раньше всех (католицизм примерно в конце XIX века, протестантизм в 1987 году, как описано выше).

Метод внедрения буддизма в Лао-кай в основном шел по миграционному пути, особенно в период 1960 - 1985 гг., реализуя государственный план по мобилизации населения для строительства экономики в горных районах. В начале, число буддистов в Лаокай росло очень медленно, буддизм в основном затронул народов кинь, живущих в районе вдоль берегов Красной реки. В этот период большинство буддистов ла-окайского буддизма не имели глубокого понимания учения, канонических законов, ритуалов, а религиозная деятельность проходила в основном в форме само передачи. с 1990 года по настоящее время число буддистов в провин-

ции Лаокай росло довольно быстро. Об этом можно судить по следующей статистике: в 1991 году во всей провинции было всего около 800 буддистов, в 2004 году во всей провинции было более 3000 последователей, в 2011 году — 3366 последователей, в 2013 году — 6418 последователей. , 2019 год — 7864 [10].

Исследуя формирование буддизма в провинции Лаокай, мы не можем обойти вниманием изучение основных культовых сооружений, которыми являются монастыри, поскольку они являются конкретными свидетельствами, подтверждающими этапы формирования буддизма в провинции Лаокай. Во всей провинции Лаокай в настоящее время имеется 5 пагод. Пагода Тан Бао - самая старая пагода, построенная первой, за ней следуют пагоды Кам Ло, Тхиен Чук, Лиен Хоа и пагода Чук Лам Дай Жак.

Хотя количество буддийских сооружений все еще весьма ограничено, их всего 5, но для провинции с небольшой историей буддизма и множеством трудностей во всех аспектах: экономических, политических, социальных, культурных это замечательный результат.

Заключение

Лаокай — горная провинция в северо-западном регионе Вьетнама, мыс страны, где вместе живут многие этнические группы, такие как кинь, хмонг, тай, нунг, жай и другие.

Природные, экономические, социальные и культурные условия региона создали большой потенциал для развития провинции, но помимо этих преимуществ они также создают множество трудностей. В последнее время, благодаря усилиям всех слоев общества, вниманию со стороны государства, социально-экономическое развитие провинции идет быстрыми темпами, но

из-за низкой отправной точки в целом Лаокай по-прежнему остается бедной провинцией. Жизнь людей по-прежнему сталкивается со многими трудностями: высокий уровень бедности, низкий уровень образования и большая степень дифференциации между этническими группами. На духовную и материальную жизнь этнических групп имеет место влияния социокультурных факторов, которые отчасти повлияли на сознание, психологию и восприятие различных религий.

Хотя буддизм и был введен в Лаокай раньше, чем другие религии, к примеру католицизма и протестантизма, но из-за колониального периода, число последователей буддизма растет не так быстро. Благодаря усилиям правительства, число последователей буддизма с каждым годом увеличивается, но пока все еще уступает числам последователей протестантизма в Лаокай._

References

[1] Nguyen Thanh Binh. The role of the abbot in pre-

serving and promoting the value of Buddhist cultural heritage, ed. "Journal of Culture and Art", November, 2017. № 401. 233 p.

[2] Pham Van Thien. Legend, history of Ko Temple and some relics of Van Ban districts, Lao Cai Province, National Culture Publishing House, 2018. 142 p.

[3] Vietnamese Buddhist Community, Central Buddhist Steering Committee - Proceedings of the National Scientific Conference on Buddhist Activities, Hai Nguyen Pagoda, July 28, 2019. 16 p.

[4] Nguyen Van Minh. Religions and Beliefs of Eth-

nic Groups in Vietnam, ed. "Social Sciences", 2013. 37 p.

[5] Department of Religious Affairs, Lao Cai Provin-

cial Department of the Interior - Current Status of Religion and Religious Activities in Lao Cai Province, Internal Appeal, 2018.

[6] Department of Religious Affairs, Lao Cai Provin-

cial Department of the Interior - Current Status of Religion and Religious Activities in Lao Cai Province, Internal Appeal, 2019.

[7] Duong Quang Dien, Nguyen Van Tuan (editor).

Some studies of religion and beliefs in Vietnam today, National Political Publishing House "Pra-vda", Hanoi, 2019. 46 p.

[8] Ha Van Thang (editor). Folklore of Lao Cai Eth-

nic Minorities, ed. "National Culture", 2016. 78 p.

[9] Hoang Tam Xuyen (editor). 10 Major Religions

of the World, ed. «National Policy», 2016. 55 p.

[10] Chan Thuan. Vietnamese Buddhism from a Historical and Cultural Perspective, ed. "Ho Chi Minh City", 2019. 124 p.

Список литературы

[1] Нгуен Тхань Бинь. Роль настоятеля в сохра-

нении и развитии пропаганды ценности буддийского культурного наследия, изд. «Журнал культуры и искусства», ноябрь, 2017. № 401. 233 с.

[2] Фам Ван Тиен. Легенда, история храма Ко и некоторые реликвии районов Ван Бан, провинция Лаокай, издательство «Национальная культура», 2018. 142 с.

[3] Вьетнамская буддийская община, Центральный буддийский руководящий комитет - Материалы Национальной научной конференции по буддийской деятельности, пагода Хай Нгуен, 28 июля 2019. 16 с.

[4] Нгуен Ван Минь. Религии и верования этнических групп во Вьетнаме, изд. «Социальные науки», 2013. 37 с.

[5] Департамент по делам религии, Департамент внутренних дел провинции Лаокай - Текущее состояние религии и религиозной деятельности в провинции Лаокай, внутреннее обращение, 2018.

[6] Департамент по делам религии, Департамент внутренних дел провинции Лаокай - Текущее состояние религии и религиозной деятельности в провинции Лаокай, внутреннее обращение, 2019.

[7] Зыонг Куанг Дьен, Нгуен Ван Туан (редактор).

Некоторые исследования религии и верований во Вьетнаме сегодня, Национальное политическое издательство «Правда», Ханой, 2019. 46 с.

[8] Ха Ван Тханг (редактор). Фольклор этнических меньшинств Лаокай, изд. «Национальная культура», 2016. 78 с.

[9] Хоанг Там Сюен (редактор). 10 основных ре-

лигий мира, изд. «Национальная политика», 2016. 55 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Чан Тхуан. Вьетнамский буддизм с исторической и культурной точки зрения, изд. «Хо Ши Мин», 2019. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.