Раздел IV
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И КУЛЬТУРА
О.В. Новакова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ВЫЗОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. В XXI в. во Вьетнаме под давлением вызовов модернизации заметно возросла роль национальных традиций, верований и религий во внутренней жизни вьетнамского общества. В условиях переходного периода, когда традиционные ценности теряют своё прежнее значение, возникает боязнь утраты собственной идентичности и системы традиционных ценностей. Соответственно новым реалиям политической жизни Вьетнама КПВ поставила ключевую задачу — способствовать стабилизации и сплоченности всего вьетнамского общества. Этому же служит и политика КПВ в религиозной сфере, где произошёл всплеск активности разных верований. В настоящее время СРВ отличается высокой степенью религиозного разнообразия: здесь официально зарегистрировано 16 религий и верований.
Ключевые слова: национальные ценности, вызовы модернизации XXI в., религии и верования.
NATIONAL VALUES, CHALLENGES OF THE MODERNISATION AND RELIGIOUS SITUATION IN VIETNAM IN XXI CENTURY
Abstract. Influences such as national traditions, beliefs and religions on internal life of the Vietnamese society has increased in the XXI century. During the transition period conventional values have lost their significan-
ce there is fear that national identity and the system of traditional values can disappear. Under new circumstances of Vietnamese political life, it is worth noting that the purpose proposed by the Communist party is crucial as its aim is to foster stabilization and unity of the Vietnamese society. The Communist Party's policy has the same aim in the religious sphere. The religious situation has been intensely developing. Nowadays SRV is distinguished by the high degree of religious diversity: 16 religions and beliefs are officially registered there.
Keywords: traditional values, religious situation and challenges of modernization in Vietnam in XXI century.
Введение
В статье предпринята попытка показать базовую духовную опору современного вьетнамского общества и её изменения перед лицом вызовов XXI в. Задача включает в себя исследование таких сложных понятий на теоретическом уровне, как национальные ценности, матрица, национальная идентичность и др. Очевидна актуальность заявленной темы, поскольку в фокусе исследования оказываются основополагающие параметры вьетнамского общества, определяющие векторы его развития в наступившем XXI в.
Национальные ценности и модернизация
Опору каждого общества составляют национальные ценности. Данное положение в особой мере относится к обществам на Востоке, где национальные ценности опираются на очень устойчивые традиции, уходящие в глубокую историю, в том числе и во Вьетнаме. В наше время национальные ценности проходят испытание вызовами модернизации, следствием чего, как правило, становится такое явление, как эрозия традиционных ценностей.
Начиная с середины XIX в. история таких стран «конфуцианского мира», как Китай, Северная и Южная Корея, Вьетнам и др., есть история всё более ускоряющегося разрушения традиционных ценностей в силу неумолимой логики принятия пути модернизации и, следовательно, восприятия западных ценностей.
Вопрос о модернизации очень чувствителен для стран так называемого третьего мира, развивающихся по модели догоняющего развития. Его изучение переходит в теоретическую плоскость, и возникает вопрос: действительно ли Восток не мог не модернизироваться, пусть даже ценой потерь многих своих исконных традиций? Процесс
модернизации продолжается и в настоящее время, и возникает дилемма: возможно ли непротиворечивое сочетание в странах Востока модернизации, стремительного технологического развития и подъема религиозной культуры? Известно, что даже развитие высоких технологий не исключает отката социальных отношений назад, они (эти технологии) не обязательно связаны с демократизацией политических систем и совершенствованием общественных отношений1.
Модернизация, по мнению некоторых отечественных ученых, не синоним развития, а скорее — процесс ускоренного скачкообразного развития. В конце ХХ в. догоняющая модернизация завершилась, так как страны Востока многое взяли от Запада в плане экономическом, социальном, политическом и культурном, вместе с тем действие нормативной модели Запада закончилось, поскольку его страны переживают кризис переходности к новому состоянию2. В этих условиях страны Востока пытаются предложить свою модель развития. Во всяком случае, в относящихся к конфуцианскому ареалу странах идёт поиск основополагающей идеи гармоничного общества, что, как известно, опирается на одно из основных положений конфуцианского учения, и конфуцианство в целом подразумевает альтернативу возможной западной модели модернизации3. Страны влияния китайской цивилизации совершили в XX в. мобилизационный прорыв, опираясь на основные конфуцианские ценности. Особенно впечатляющий пример показала Япония. Это стало возможным, так как прежние духовные ценности были возвращены из небытия и стали плодотворно применяться в странах «конфуцианского мира» Восточной Азии, в том числе во Вьетнаме.
В концепции новой модели важное место занимает идея гармонизации миропорядка и склонность к компромиссам во имя самосохранения. Духовное наследие конфуцианства может быть реинвестировано в новый менталитет, не входя в противоречие с требованиями современного развития4. Конфуцианство стало концептуальным центром вьетнамской культуры с его шкалой морально-этических ценностей, базирующейся на огромном пласте традиционных идей и представлений.
О традиции и социальной фрагментации
Антиподом процессам и понятию модернизации выступает традиция, которая якобы разрушается под воздействием модернизации. На самом деле всё гораздо сложнее. Традиция не просто сосредоточие
чего-то древнего. Более того, в некоторых случаях модернизация подразумевает уважение к традиции. Традиция тоже эволюционирует. Мы это можем видеть, когда в общественно-политической мысли стран ЮВА возникает идея справедливого мироустройства, а традиционная культура рассматривается как основа мироустроительных взглядов5.
Понятие традиции обычно ассоциируется с консерватизмом. Когда мы говорим о консерватизме в культуре и религии, то, кроме отрицательной его коннотации, мы видим, что он обладает и охранительной функцией. Социальная инерция сглаживает реформаторские устремления. В таком случае можно утверждать, что социальная инерция выступает как стабилизирующая сила традиции, а консерватизм — как фактор трансформации политической культуры. Но при этом для всех обществ «догоняющего» развития возникает дилемма: возможно ли сосуществование консервативных традиций и либеральных ценностей? Преимущественным ответом национальных ожиданий выступала идея социальной справедливости6, традиционно имевшая большее звучание во Вьетнаме, чем поиски различных политических форм.
Все обозначенные выше понятия существуют в современном вьетнамском обществе и составляют сложную социальную, политическую и культурную картину, которую можно представить в виде следующей схемы: ценностная база — национальные ценности — национальные интересы (рис. 1,2). В качестве ценностной базы выступает вьетнамская национальная матрица. Она несет в себе не только социальную информацию, но и моральные оценки, что крайне важно для современного общества, находящегося в переходном состоянии, как себя позиционирует Вьетнам в последние 34 года политики обновления (с 1986 г.).
Национальные (государственные) интересы Вьетнама многообразны и разновекторны, что же касается конкретно внутренней политики, то она ещё более разнообразна, сложна и апеллирует в основном к национальным ценностям, так как призвана решать сложные задачи развития вьетнамского общества.
Следует отметить, что за годы политики обновления во Вьетнаме происходила и продолжается интенсивная социальная фрагментация общества — явление относительно новое и непривычное. Это социальное и культурное разнообразие требуют выработки новой тактики и стратегии. Усложнение структуры вьетнамского общества, включая возникновение новых социальных противоречий, всё более обнару-
Национальные интересы
Национальные ценности:
• Традиции
• Легенды
• Мифы
• Материальное и культурное наследие
Матрица: • Социальные ценности • Моральные ценности
Рис. 1. Ценности и интересы. Источник: Куклин Н.Н. Традиционная культура как основа мироустроительных взглядов ученых из Индонезии и Малайзии
Влияет на категории
1 1
Свой/Чужой Добро/Зло Правильно/ Неправильно
Рис. 2. Роль социальной матрицы. Источник: Куклин Н.Н. Традиционная культура как основа мироустроительных взглядов ученых из Индонезии и Малайзии
живает недостаточность существующих способов увязки конфликтующих интересов, делает актуальным выработку новых сбалансированных подходов в социальной политике.
Национальная идентичность
Восточные общества сохраняют свою идентичность только путём восстановления прежней системы ценностей в новом контексте. Однако в нашу эпоху, когда развитие стран и обществ происходит бур-
но, а иногда даже взрывообразно, восстановление собственной идентичности становится небывало трудным. Поэтому обращение к национальным традициям и историческому прошлому стало важной составляющей идеологии поиска культурной идентичности нации, ментального возврата к далёкому «золотому» веку вьетнамской истории с его якобы существовавшим идеальным обществом.
Таким «золотым веком» для современного Вьетнама стал век XV, эра Хонг Дык. В 1836 г. в правление императора Нгуен Тхань-то, эра правления Минь Манг, было отлито девять династических урн, которые символизировали собой суверенитет империи Дайнам (Великий Юг). Перед нами предстаёт как бы двойная историческая ретроспектива: «золотой» идеальный XV в., а затем середина XIX в. Реанимированная историческая память о великих достижениях прошлого выступает в качестве мощного консолидирующего фактора на уровне общественного и индивидуального сознания, что в условиях глобализации и вызовов XXI в. имеет решающее значение. Вместе с прошлое с тенденцией его возвеличивания даёт определенную рефлексию в проводимой сегодня руководством Вьетнама внутренней политике.
Для современного Вьетнама также характерна реанимация давних национальных культов. Культ королей Хунгов — самый политизированный из всех: он отмечается на государственном уровне при участии первых лиц компартии и государства. Этот день стал своеобразным общенациональным культовым праздником .
В настоящее время КПВ, наследующая сакральный облик монархической власти, выполняет функцию духовного единения нации. Образ Хо Ши Мина, наряду с Чан Хынг Дао, военачальником, отразившем в XIII в. монгольское вторжение, возведён в статус духа-покровителя нации. Происходит сакрализация образа вождя в духе традиционной государственной идеологии Вьетнама, особенно чётко обозначившейся во время империи Дайнам и правления династии Нгуенов (первая половина XIX в.). И если процесс эрозии традиционных ценностей в некоторых сферах зашёл достаточно далеко, то в отношении почитания образа вождя в духе национальных традиций доминирует обратная тенденция. Поэтому посмертный культ Хо Ши Мина оказывает мощное цементирующее идеологическое воздействие на современное вьетнамское общество, одновременно тесно связанное в сознании масс с КПВ и её руководящей ролью.
Обеспечение стабильности общества в условиях усложнения его структуры и социальной фрагментации является доминирующим век-
тором внутренней политики Вьетнама, на что направлены главные политические усилия руководства страны. Этой цели служит обращение к духовному наследию, традиционному менталитету, основанному на древних верованиях и культе предков.
Национальные верования и культ предков
Во вьетнамской религиозной традиции отношения между культом духов и почитанием «героев» являются обширным историко-ре-лигиозным феноменом, связанным с национальной идентичностью вьетнамцев. События, происходившие во Вьетнаме на рубеже XX и XXI в., говорят об изменении позиции вьетнамского руководства — возвращении к традиционным ценностям путём включения их в государственную философию. В настоящее время в СРВ происходит процесс формирования нового облика традиционной культуры, когда на официальном уровне признаются наследием локальные верования, характерные исключительно для этой страны и имеющие автохтонное происхождение8. Происходит почитание многочисленных духов-хранителей, для них уже давно созданы специальные храмы — ден, а культовые реки и горы «охраняются» могущественными духами. Происходит отделение автохтонных верований от китаизированного привнесенного пантеона, что повышает их значимость и таким образом переосмысляются религиозные и нацио-
9
нальные традиции .
В настоящее время культ предков и героев-покровителей нации — самое древнее и самобытное верование вьетнамцев — переживает настоящий расцвет. Именно культу предков во Вьетнаме отводится роль главного «заслона» в деле защиты нации от экспансии низкопробной массовой культуры Запада и тем самым сохранения культурной и религиозной идентичности. В многочисленных научных публикациях последнего времени, посвящённых культу предков и его роли, подчёркивается его возможность защитить современное вьетнамское общество от культурной экспансии Запада и не только сохранить в нации приверженность традиционным ценностям, но и заново возродить их10.
Современные СМИ и научные публикации стремятся поднять культ предков на более высокий уровень. Тенденция опоры на культ предков и определённой его идеализации имеет поддержку на высоком партийном уровне и связана с давней властной традицией вьетнамских правителей (табл. 1). Лидеры КПВ-СРВ ищут пути своей ле-
Таблица 1. Социальные уровни отправления культа предков в Северном Вьетнаме
Уровень Пространство отправления культа Время отправления культа Объект культа Тексты (Bai Cung) Отправитель культа
Семья Алтарь семейных предков Поминки в декабре, в дни национальных праздников, в Тет; в дни важных событий Предки семьи Семейные поминальные тексты Глава семьи
Род Храм предков День поминовения предков Родовые предки Поминальный текст предков Глава рода, глава фамильной ветви
Община Общинный дом динь; небольшая пагода am, mieu; пагода Лад Во время общинных праздников, во время национальных праздников Духи-хранители селения; основатель какого-либо ремесла или учения; национальные герои Поминальный текст духов Общинный староста
Государство Пагода королей Хун-гов в Футхо; местные пагоды королей Хунгов 10-й день 3-го месяца по лунному календарю Короли Хунги Поминальный текст национальных предков Глава государства или представители центральной власти
Источник: Trân Dâng Sinh. Nhûng khia canh triêt hoc trong tin nguàng thà cûng tô tiên cùa nguài Viêt à dông bâng Bâc Bô hiên nay: Nxb Chinh tri quôc gia, 2002. Tr. 169.
гитимации, в том числе в утверждении культа предков чуть ли не как главной государственной религии, что отсылает нас к 100%-ной исторической ретроспективе первой половины XIX в.
Об идентичности
Существует несколько уровней идентичности. Наиболее полное её выражение связано с социальной и национально-культурной идентичностью11.
Особый уровень в иерархии идентичности связан с религией. В наибольшей мере религиозная идентичность характерна для групп, исповедующих монотеистические, или так называемые авраамиче-ские религии, зародившиеся на Ближнем Востоке (иудаизм, христианство, ислам). Две последние, наряду с буддизмом, являются также мировыми религиями. Монотеистические религии, если изначально
и не противостоят другим формам идентичности, то, по крайней
12
мере, стремятся доминировать в соответствующей иерархии .
Что касается буддистов и христиан (католиков и протестантов), то в их среде существует большая озабоченность утратой религиозной идентичности в условиях проживания численного меньшинства (христиане) в инородной среде и в стране с монопольно правящей коммунистической партией, атеистической по определению.
Религиозная ситуация
В годы политики обновления по отношению к буддизму и христианству государство проявляет заметную либерализацию и терпимость. Необходимо констатировать, что вьетнамская среда в очень большой степени проникнута идеями буддийской духовности, буддийскими ценностями. Ветер перемен к 2007 г. привёл к тому, что стали появляться всё новые и новые буддистские организации, которые получают государственную регистрацию. Сейчас существует около 10 буддистских школ и сотни общин, растёт число буддистских учебных заведений. Среди городской интеллигенции, студенчества и чиновничества регулярное участие в медитативных практиках становится едва ли не нормой. Буддизм переживает явный подъем13.
Особенно это относится к буддийскому празднику Весак, что в переводе с тибетского языка означает «Праздник тысячи подношений». Этот праздник теперь разрешён, отмечается во Вьетнаме ежегодно со всё большим размахом14. Празднование дня рождения Будды Весак в 2019 г. проходило в Культурном центре Там Чук, Кимбанг, Ханам.
Религиозная ситуация во Вьетнаме до начала обновления была в корне иной. Насчитывалось шесть религий: буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, секты Каодай и Хоахао. В 2012 г. их было уже 13, включая баптизм, тямский ислам Бани, бахаизм, Быу Сон Ки Хы-онг, Ту Ан Хиеу Нгиа и т. д. В будущем и другие религиозные секты смогут получить разрешение на деятельность. Вместе с 13 религиями ещё 40 организациям было предоставлено право регистрации и
аккредитации15. Поэтому неслучайно в 2006 г. США исключили Вьетнам из списка стран, в которых свобода вероисповедания вызывает озабоченность.
Тенденция объединения и слияния сект стала характерным явлением для Вьетнама. Так, секты Каодай и Хоахао теперь совместно именуются Новой религией. Происходит процесс религиодизации, усиливающийся во времени, что мы можем видеть по следующим последним данным. В 2018 г. насчитывалось уже 42 религиозные организации и 16 религий, признанных официально и отправляющих свои культы16. По степени разнообразия и многочисленности религий и верований СРВ занимает третье место в мире после Сингапура и Тайваня17.
В целом религиозный плюрализм во Вьетнаме порождает сложную картину не только в религиозном отношении, но и в государственно-политическом. Заметно, что религиозная ситуация занимает в большой степени внимание вьетнамского руководства. Крупным событием стало принятие Закона № 2 о религиях и традиционных народных верованиях (вступил в силу 01.01.2018 г.)18. Основной акцент всех поправок при обсуждении делался на то, чтобы в законодательном порядке был зафиксирован и подтверждён религиозный плюрализм и уважение всех религий. В выработке этого закона приняли участие представители разных религий. Государство впервые предоставило верующим право высказать свои идеи и соображения по поводу наиболее интересующих их религиозных проблем и попытаться воплотить их в законодательных актах. В новом законе имеются разделы, посвящённые некоторым религиям специфического характера в условиях Вьетнама, таким как протестантизм, ислам и буддизм Тхе-равады.
Протестантизм исповедуется сегодня в основном на Центральном плато и на северо-западе Вьетнама. Это маргинальные районы Вьетнама, в которых живут в основном национальные меньшинства. Главным положительным результатом политики обновления по отношению к протестантизму в XXI в. стало официальное признание этой христианской конфессии. В 2012 г. государство официально признало 10 протестантских организаций. В течение XX в. во Вьетнаме возникли различные протестантские деноминации — адвентисты, баптисты, меннониты и др. Но их численность и влияние, по сравнению с Христианским и миссионерским альянсом (ХМА), основавшим первую общину в 1911 г., невелики. После воссоединения Вьетнама в 1976 г. евангелисты из ХМА были вынуждены искать modus vivendi с новой
властью на всей территории страны. Им это удалось, и в XXI в. протестантизм успешно развивается и становится существенным фактором общественной жизни страны19.
Ислам во Вьетнаме исповедует тямское население, в настоящее время проживающее в основном в провинциях Ниньтхуан, Биньтху-ан, а также в городе Хошимин, провинциях Тэйнинь, Анзянг и др. С I века н. э. тямы были последователями брахманизма и буддизма, тогда как с XV в. они стали исповедовать ислам. Тямское население СРВ незначительно — 70 тыс. исповедуют индуизм (южная часть Центрального Вьетнама), около 80 тыс. — ислам (проживают по всей стране, из них около 40 % суннитского происхождения; остальные — тямский ислам Бани); около 3 тыс. исповедуют религию бахаи20.
Кхмерский буддизм Тхеравады
В восточном Намбо проживает около 1,3 млн этнических кхмеров, большинство которых являются последователями буддизма Тхе-равады. Буддийские храмы и деятельность монахов играют очень важную роль в жизни этнических кхмеров, религиозная и национальная принадлежность переплетаются. В годы политики обновления проведены определённые меры, такие как создание в вузах групп по изучению языка пали для обучения монахов, объявление кхмерских храмов культурным наследием. Сохранение и повышение уровня национальной культурной идентичности дало хорошие результаты и способствовало тому, что восемь из девяти провинций юга стали центром патриотического движения, объединяющим религию с жизнью, укрепляющим авторитет и силу кхмерского буддизма ветви Тхеравады во Вьетнаме21.
Католицизм
В ближайшее время в отношении этой конфессии возможны изменения, связанные с общими изменениями в стране. Все предыдущие годы католицизм во Вьетнаме был распространён в основном в сельской местности — среди крестьянских общин с католическим составом. В настоящее время происходит процесс урбанизации и миграции сельского населения из деревни в город. Следствием этого будет создание других организаций вьетнамских католиков в городах, вокруг университетов, в различных городских социальных группах таких центров, как Ханой или Хошимин22.
В самой католической церкви происходят положительные изменения. Так, в 2015 г. Ватиканом был назначен очередной кардинал — Пьер Нгуен Ван Ньон23, в 2007 г. в епархию Фатзием — католическую столицу Северного Вьетнама — новый 100-й епископ Вьетнама о. Гиз Нгуен Нанг24.
В 2016 г. власти дали разрешение на открытие нового католического университета в г. Хошимине25. Состоялась инаугурация вновь рукоположенных епископов этого университета. Более 150 епископов, священников, верующих присутствовали на церемонии26. Это важнейшее событие в жизни католической церкви, в том числе и потому, что связано с решением кадровых вопросов. Фигура епископа — ключевая в христианстве, во всех трёх конфессиях. Без епископа затруднительно создавать новые епархии, невозможно рукополагать в сан новых священников. Кроме того, сама личность епископа, его авторитет, его служение — всё это придает данной епархии своеобразие и авторитет, направляет духовную жизнь прихожан, что очень ценится верующими. Сама церемония передачи документа о разрешении открытия католического университета в г. Хошимине происходила в очень торжественной обстановке в присутствии кардинала и представителей властей — Комитета по делам религий при правительстве Вьетнама и Отечественного фронта Вьетнама. Подобные предложения со стороны властей во многом способствуют налаживанию контактов ВКЦ с КПВ и государством.
Согласно официальным опросам, во Вьетнаме только 26 % населения (около 22 млн) являются последователями организованной религии. Остальные 64 млн человек27 — подавляющее большинство — не являются атеистами, но изредка посещают богослужения и совершают жертвы культу предков. Среди 23 млн постоянных адептов около 10 млн — это буддисты, около 7 млн — католики, около 1 млн — протестанты, около 2 млн — последователи Каодай, около 1,2 млн — последователи Хоахао, менее 100 тыс. — мусульмане28.
Заключение
Данное исследование показало, с какими сложными вызовами сталкивается сегодня Вьетнам. В ответ на эти вызовы КПВ, стремясь к духовному единению нации, включила традиционные национальные ценности в государственную доктрину. Она провела также ряд изменений в религиозной политике, перейдя к диалогу и толерантности. Важнейшим событием стало принятие впервые в истории неза-
висимого Вьетнама Закона № 2 о религиях и традиционных народных верованиях. Но надо отметить, что многие конфессии и верования в своей конкретной деятельности сталкиваются с трудностями и несогласованными вопросами.
Среди существенных изменений в самой религиозной сфере отметим такое явление, как религиодизация — увеличение и слияние различных сект и верований, стремление адептов присвоить им статус религии. В настоящее время во Вьетнаме происходит процесс, который можно назвать формированием нового облика традиционной культуры, заключающийся в отделении автохтонных верований от китаизированного привнесённого пантеона. Можно высказать предположение, что с течением времени роль и значение национальных традиций и верований в СРВ будет только возрастать. Подобная же тенденция в большей или меньшей степени проявится и в других странах «догоняющего» развития.
Приложение
Рис. 1. Инаугурация епископов в новом католическом университете г. Хошимина. Источник: URL: https://missionsetrangeres.com/eglises-asie/leglise-vietnamienne-inau gure-les-nouveaux-locaux-de-son-institut-catholique
Рис. 2. Праздник Весак во Вьетнаме, 2019. Источник: URL: https://www.24h.com.vn/tin-tuc-trong-ngay/doc-dao-nghi-le-tam-ph at-chua-tam-chuc-mung-dai-le-phat-dan-vesak-2019-c46a1050160.html
Примечания
1 Сарабьев А.В. К основам методологии изучения традиционных общин Востока // Религия и общество на Востоке. Вып. III. М., 2019. С. 30.
2
Яковлев А.И. К основам методологии изучения традиционных общин Востока // Религия и общество на Востоке. Вып. III. М., 2019. С. 25—26.
3 Новакова О.В. Традиционные ценности стран ареала влияния китайской культуры как фактор их ускоренного развития // Владивосток-2012: АТЭС и новые возможности России. М.: ИСАА МГУ, 2011. С. 138—164.
4 Vandermeerch L. Le nouveau Monde sinisé. Paris, 1986. P. 160.
5 Куклин Н.Н. Традиционная культура как основа мироустроительных взглядов ученых из Индонезии и Малайзии: магистерская диссертация. М., 2018. РУДН. Рукопись.
6 Коваленко В.И. Возможен ли синтез либеральной и консервативной идеологии? Проблемы перспектив социалистической идеи в современном мире // Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России. Саратов, 2016. С. 3.
Новакова О.В. Вьетнам: поиск культурной идентичности в новых политических реалиях // Губеровские чтения. Вып. 1. М., 2009. С. 261.
8
Старикова Е.О. Конструирование образа национальной культуры во Вьетнаме // Азия и Африка сегодня. 2020. № 1. С. 64.
9 Там же.
10 Bang Nghiêm Van. Le cult des ancetres comme une religion // Etudes vietnamiennes (HF Nài). 1996. N 3.
11 Перепёлкин Л.С., Стельмах ¿./.Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории. М., 2010. Том IV. С. 373.
12 Там же. С. 374.
13 Вьетнамский отчет коллектива Кестонской Энциклопедии современной религиозной жизни. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=1 8407, 28.01.2008.
14 Весак 2014 — шаг вперед в развитии вьетнамского буддизма. URL: https:// vovworld.vn/ru-RU/комментарии/весак-2014-шаг-вперед-в-развитии-вьетнамско го-буддизма-236415^, 08.05.2014.
15 Nguyên Thanh Xuân, Vu Van Hoàng Hà, Nguyên Ngoc Quynh. Hoi — dâp chinh sâch cùa Bâng, NhF nuôc vê tin nguông, ton giâo. HF Nài: Nxb Chinh tri quôc gia Su thât, 2012. Tr. 19—20.
16 Tông diêu tra dân sô vF nhF œ nâm 2019. URL: http://tongdieutradanso.vn/ danh-muc-cac-ton-giao.html, 30.11.2019.
17
Pew Research Centre. URL: http://religion.vn/Plus.aspx/en/News/71/0/101006 8/0/5435/Study_Vietnam_listed_as_having_a_very_high_degree_of_religious_diversity, 30.10.2020.
18
Luât Tin nguông, ton giâo. URL: https://thukyluat.vn/vb/luat-tin-nguong-ton -giao-2016-4ed76.html, 18.11.2016.
19 Relations Between Vietnamese Governments in History and the Evangelical Church // Religious studies review. Vol.1, No. 2. May 2007. P. 38—50.
20 Tông diêu tra dân sô vF nhF œ nâm 2019. Op. cit.
21
Нгуен Хонг Зыонг. Религиозная политика государства и Компартии Вьетнама в период обновления // Вьетнамские исследования, вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017. С. 343.
22
Hiêp Thong. Bulletin de la Conférence Kpiscopale. N 6, DKcembre 1999.
23
Hài Bông Giâm Muc Viêt Nam. URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2016/10/
24 Nomination de l'Evêque de Phât Diêm. URL: http://www.fides.org/fr/news/256 61-ASIE_VIETNAM_Nomination_de_l_Eveque_de_Phat_Diem, 27.07.2009.
25
Во Вьетнаме откроется католический университет. URL: http://www.blag ovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=63910, 26.08.2015. См. также Autorisation officielle en vue de l'ouverture d'un institut catholique // Missions Etrangères de Paris. URL: https://missionsetrangeres.com/eglises-asie/2015-08-25-autorisation-officielle-en -vue-de-l2019ouverture-d2019un-institut-catholique, 25.08.2015.
26 L'Eglise vietnamienne inaugure les nouveaux locaux de son Institut catholique // Missions Etrangères de Paris. URL: https://missionsetrangeres.com/eglises-asie/leglise-v ietnamienne-inaugure-les-nouveaux-locaux-de-son-institut-catholiiet, 18.09.2019.
27
Данные о численности населения СРВ в 2008 г. приведены по: Statistical Yearbook of Vietnam 2008. Hanoi, 2009. P. 37.
28 Вьетнамский отчет коллектива Кестонской Энциклопедии современной религиозной жизни. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id= 18407, 28.01.2008.
Библиографический список
Весак 2014 — шаг вперед в развитии вьетнамского буддизма. URL: https:// vovworld.vn/ru-RU/комментарии/весак-2014-шаг-вперед-в-развитии-вьетнамско го-буддизма-236415^, 08.05.2014.
Во Вьетнаме откроется католический университет. URL: http://www.blagovest -info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=63910, 26.08.2015.
Вьетнамский отчет коллектива Кестонской Энциклопедии современной религиозной жизни. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=18407, 28.01.2008.
Коваленко В.И. Возможен ли синтез либеральной и консервативной идеологии? Проблемы перспектив социалистической идеи в современном мире // Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России. Саратов, 2016.
Куклин Н.Н. Традиционная культура как основа мироустроительных взглядов ученых из Индонезии и Малайзии: магистерская диссертация. М., РУДН, 2018. Рукопись.
Нгуен Хонг Зыонг. Религиозная политика государства и Компартии Вьетнама в период обновления // Вьетнамские исследования. Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017.
Новакова О.В. Вьетнам: поиск культурной идентичности в новых политических реалиях // Губеровские чтения. Вып. 1. М., 2009.
Новакова О.В. Традиционные ценности стран ареала влияния китайской культуры как фактор их ускоренного развития // Владивосток-2012: АТЭС и новые возможности России. М.: ИСАА МГУ, 2011.
Перепёлкин Л.С., Стельмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // Вопросы социальной теории. Том IV. М., 2010.
Сарабьев А.В. К основам методологии изучения традиционных общин Востока // Религия и общество на Востоке. Вып. III. М., 2019.
Старикова Е.О. Конструирование образа национальной культуры во Вьетнаме // Азия и Африка сегодня. 2020. № 1.
Яковлев А.И. К основам методологии изучения традиционных общин Востока // Религия и общество на Востоке. Вып. III. М., 2019.
Dâng Nghiêm Van. Le culte des ancêtres comme une réligion // Etudes vietnamiennes. 1996. N 3.
Hiêp Thông [Причастие]. Bulletin de la Conférence épiscopale. N 6, Décembre 1999.
Hôi Bông Giâm Muc Viêt Nam [Вьетнамская епископальная конференция]. URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2016/10.
Nguyên Thanh Xuân, Vu Van Hoàng Hà, Nguyên Ngoc Quynh. Hôi — dâp chinh sâch cùa Bâng, Nhà nuôc vê tin nguông, tôn giâo [Вопросы и ответы о политике партии и государства в отношении верований и религий]. Hà Nôi: Nxb Chinh tri quôc gia Su thât, 2012.
Nomination de l'Evêque de Phât Diêm. URL: http://www.fides.org/fr/news/ 25661-ASIE_VŒTNAM_Nomination_de_l_Eveque_de_Phat_Diem, 27.07.2009.
Pew Research Centre. URL: http://religion.vn/Plus.aspx/en/News/71/0/1010068/ 0/5435/Study_Vietnam_listed_as_having_a_very_high_degree_of_religious_diversity, 30.10.2020.
Relations Between Vietnamese Goverments in History and the Evangelical Church / / Religious studies review. Vol. 1, No. 2. May 2007.
Statistical Yearbook of Vietnam 2008. Hanoi: Statistical Publ. house, 2009.
Tông diêu tra dân sô và nhà ô nâm 2019 [Итоги переписи населения и жилищного фонда в 2019 г.]. URL: http://tongdieutradanso.vn/danh-muc-cac-ton-giao.html, 30.11.2019.
Vandermeerch L. Le nouveau Monde sinisé [Новый китаизированный мир]. Paris,
1986.