Научная статья на тему 'Политика КПВ по отношению к вьетнамской католической церкви в годы политики «Обновления» (1986-2016)'

Политика КПВ по отношению к вьетнамской католической церкви в годы политики «Обновления» (1986-2016) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА "ОБНОВЛЕНИЯ" / НОВЫЙ ИМИДЖ ВЬЕТНАМА / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП / ХРАМ / ВЬЕТНАМСКИЕ КАТОЛИКИ / THE "RENEWAL POLICY" / THE NEW IMAGE OF VIETNAM / CATHOLIC CHURCH / BISHOP / TEMPLE / VIETNAMESE CATHOLICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новакова Оксана Владимировна

Тема религиозной политики КПВ в XXI в. до настоящего времени остается одной из самых закрытых и сложных для исследования. Это относится не только к католической общине, но и к буддийской сангхе, к «новой» религии каодаизм и т.д. Однако, известные события на рубеже XX XXI вв., изменившие ситуацию в мире, привели к провозглашению КПВ нового политического курса политики «обновления». В данной статье предпринята попытка исследовать, каким образом этот новый политический курс проявился в политике КПВ по отношению к Вьетнамской Католической Церкви (ВКЦ), а также ответную реакцию руководства ВКЦ на эту новую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topic of religious policy of the CPV in the 21st century remains one of the most complicated ones. It applies not only to a Catholic community, but to a Buddhist sangha, to a «new» religion Caodaism, etc.However, the well-known events at the turn of the 20th and 21st centuries, which changed the situation in the world, led to the proclamation of the «renewal policy» by the CPV. The article attempts to explore how this new policy influenced the CPV attitude towards the Vietnamese Catholic Church (VCC). It also elaborates on how the Catholic leadership reacted to this policy.

Текст научной работы на тему «Политика КПВ по отношению к вьетнамской католической церкви в годы политики «Обновления» (1986-2016)»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXV (№ 35, 2017)_

© Новакова О.В.

ИСАА МГУ

ПОЛИТИКА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ВЬЕТНАМА по ОТНОШЕНИЮ к ВЬЕТНАМСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПОЛИТИКИ «ОБНОВЛЕНИЯ» (1986-2016)

Положение католической общины в Южном Вьетнаме до провозглашения курса политики «обновления»

Для более полного понимания взаимоотношений и политики КПВ по отношению к Вьетнамской Католической Церкви, необходимо сказать несколько слов о религиозной ситуации в Южном Вьетнаме после победы над режимом Сайгона в 1975 г.

В первое десятилетие после воссоединения Вьетнама в 1976 г. основные усилия руководства КПВ/СРВ были направлены на налаживание диалога КПВ/государства с южновьетнамской католической церковью. Руководству КПВ/СРВ приходилось в своей политике учитывать, что в период Республики Вьетнам (1955-1975) католическое население и церковь Южного Вьетнама занимали привилегированное положение: крестьяне, пришедшие с Севера, из ДРВ, получили земли (за счет земель тямского населения), в выборных руководящих органах, в госаппарате, армии - католики были представлены значительно, зачастую преобладая в численном отношении. Достаточно сказать, что в 9 из 14 провинций Центрального Вьетнама администрация возглавлялась католиками, в дельте Меконга - в 14 из 18 провинций, лидеры двух крупнейших политических партий - «Труд и персонализм», созданной Нго Динь Зиемом, и «Социалистической партии» - были католиками. В Сенате в 1967-1971 гг. 40 из 60 мест занимали католики и 40 из 135 мест - в Палате депутатов1. В командном составе армии католики также преобладали, почти все профсоюзные организации возглавлялись католиками. Церковь развивалась без каких-либо помех и ограничений. Центром внимания политики КПВ была община г. Хошимина, роль и значимость которой трудно переоценить, а также личность предстоятеля южновьетнамской

церкви архиепископа Нгуен Ван Биня, занимавшего этот пост в самые трудные первые десятилетия - 1975 - 1995 гг. и много сделавшего для того, чтобы 1,9 млн. вьетнамских католиков Юга положительно восприняли победу революционных сил. В 1976 г. на встрече с премьер-министром СРВ Фам Ван Донгом в Ханое архиепископ Нгуен Ван Бинь заявил, что приложит все усилия для того, чтобы «католики глубже осознали необходимость социализма и были ему преданы»2.

В такой важной сфере влияния, как образование, позиции католической церкви также были сильны: два крупнейших университета страны - в Далате и Хюэ были католическими, в них обучалось 4000 студентов (как католиков, так и не католиков), общая численность учащихся в 163 средних и в 1060 начальных католических школах Республике Вьетнам состав-

3

ляла 270 000 человек .

В РВ большое значение уделялось созданию новых епархий - основных церковных подразделений католической церкви. С 1963 г. в Южном Вьетнаме было создано 5 новых епархий, и таким образом их общая численность достигла 15, впервые превысив таковую на Севере, где их было 10. Подобная ситуация возникла в результате массового перехода католиков с Севера на Юг в 1954-1955 гг. При президенте Нгуен Ван Тхиеу численность южновьетнамской католической общины в 1973 г. составляла 1849252 человека. За период с 1969 г. по 1973 г. произошло увеличение численности католической общины на 150000 человек4.

Под патронажем церкви существовали многочисленные благотворительные учреждения - в Сайгоне, Зядини и Тёлоне -45 наиболее крупных, в Дананге - 13, в Кантхо - 9, в Нячанге -7, в Плейку - 6, в Далате - 6, в Хюэ - 5. Многие из них пользовались финансовой поддержкой США. Имелось 4 госпиталя под патронажем католической церкви, два католических вуза в Далате и Сайгоне, в которых обучалось 4000 студентов, католиков и не католиков. Верующие (около 2 млн. человек) были объединены в 16 организаций, во главе южновьетнамской церкви находился архиепископ (с 1975 по 1995 гг. - Нгуен Ван

Бинь)5.

Данная ситуация вызывала протестные настроения со стороны других социальных и традиционных религиозных групп южновьетнамского общества, прежде всего, буддистов. Религиозное противостояние местных католиков (в основном северян) и буддистов вылилось в открытый конфликт в середине 1963 г., распространившийся вскоре на Сайгон и другие территории Южного Вьетнама и приведший к свержению президента Нго Динь Зьема.

Необходимо отметить эту упорную продолжавшуюся вражду буддистов по отношению к своим соотечественникам-католикам в Южном Вьетнаме уже и после свержения президента Нго Динь Зьема.

Налаживание диалога было тем более необходимо, что после воссоединения страны, с 1976 г. численность католиков в г. Хошимине не переставала возрастать: в каждый последующий год по сравнению с предыдущим число верующих увеличивалось на 5 - 10 тысяч человек6.

Сразу же после воссоединения Вьетнама руководством КПВ/СРВ была разработана целая система различных политических мероприятий, направленных на «перевоспитание» и максимальное привлечение основных масс верующих к делу активного строительства социализма путем создания различных групп трудовой деятельности, кооперативов ремесленников и т.д. Несколько ремесленников были награждены почетным званием «Ударник социалистического труда», женщины-католички в одном из кооперативов получили звание «передовик производства», другому кооперативу было вручено переходящее красное знамя, католики призваны были покупать облигации государственного займа, участвовать в социалистическом соревновании и т.д . Надо отметить, что вся эта новая, непривычная для католиков деятельность, обусловленная известными политическими событиями, послушно выполнялась ими в соответствии с духовными наставлениями их пастырей в приходах и общинах. Уже 1 мая 1980 г. Конференция епископов Вьетнама обратилась к вьетнамским католикам с Посланием, в котором была сформулирована новая концепция, определявшая цель и поведенческую модель верующих в новых условиях: «Жить, следуя Священному писанию в гуще своего народа,

чтобы служить счастью и благополучию своих соотечествен-ников»8. Католики Южного Вьетнама с готовностью откликнулись на призыв духовенства, тем более, что вся та разнообразная деятельность, в которой им приходилось участвовать, проходила совместно с многочисленным некатолическим населением, способствовала узнаванию друг друга и в определенной мере уменьшала традиционно отрицательную реакцию на католиков большинства не католического населения, сложившуюся за прошедшие десятилетия. Так, в период 1978-1980 гг., во время войны на юго-западных границах Вьетнама и агрессии Китая на Севере, среди католиков распространилось движение за выполнение военных задач, большое число католиков было мобилизовано в армию. Многие католики начали работать в области просвещения, монахи и монахини - в детских садах9.

Вместе с тем, уже в октябре 1975 г., то есть через несколько месяцев после свержения режима Нгуен Ван Тхиеу, коммунистическая власть взяла под свой контроль католические школы, а также выпускавшуюся религиозную литературу. Для приобщения католиков Южного Вьетнама к непривычной для них идеологической риторики и формам коллективного бытия народной властью были созданы патриотические организации соотечественников-католиков г. Хошимина и Комитеты по мобилизации католиков (1980), переименованные затем в Комитет солидарности католиков (1983) в соответствии с названием организации в масштабе всей страны. Главным идейно-политическим органом, контролирующим вьетнамскую католическую церковь, является Комитет по делам религий Вьетнама при Правительстве СРВ. В этом Комитете имеется обширный архив с ценными документами по истории католической церкви во Вьетнаме, но они недоступны для иностранных исследователей, так как архив работает в закрытом режиме. Представители Комитета по делам религий ведут с высшими иерархами вьетнамской католической церкви переговоры по самым злободневным и острым вопросам, возникающим в отношениях между государственной властью Вьетнама и церковью. Как положительный фактор настоящего времени надо отметить, что, если раньше редко удавалось договориться о чем-

либо, то первые десятилетия XXI века отмечены в этом смысле конструктивными диалогами.

Понятие свобода религии включает в себя три основных пункта: право свободного вероисповедания, свободу религиозного образования и свободу благотворительной деятельности. По поводу этого, третьего пункта, разногласий между ВКЦ и КПВ практически не возникает. Но остаются еще многие вопросы, требующие своего урегулирования. Например, речь идет о такой важной сфере, как обеспечение юридической основы для соблюдения свободы вероисповедания, которая до недавнего времени не обеспечивалась законодательными актами государственной власти СРВ. За открытую критику такой ситуации одним из католических священников - Нгуен Ван Ли и его призыва Конгрессу США не ратифицировать торговое соглашение с Вьетнамом, он был арестован и осужден на 15 лет тюремного заключения с последующим его сокращением до 5 лет тюрьмы и 5 лет - домашнего ареста10. Церковь же, со своей стороны, координирует свои отношения с государством через Конференцию епископов Вьетнама.

Начало политики «обновления»

Новый стратегический курс развития вьетнамского общества был сформулирован на VI съезде КПВ в декабре 1986 г. и стал известен под названием политики «обновления». Для его успешного осуществления было необходимо избежать внутри страны каких-либо потрясений и конфликтов, особенно после распада Советского Союза. Поэтому новый курс опирался на традиционную для вьетнамского социума идеологию - стабильность и всенародную сплоченность (оп va боап ке^. Новая идеологическая установка была подтверждена всеми последующими (VII, VIII, IX, X, XI и VII - январь 2016 г.) партийными съездами и подкреплена также в национальном масштабе активизацией изучения идеологического наследия Хошимина.

Следует отметить, что во второй половине XX века во Вьетнаме происходил интенсивный рост национального самосознания, связанный с многолетней войной. После победы 1975 г. в обществе ощущалась настоятельная потребность в новых идеях для выполнения новых задач мирного строительства.

Провозглашение политики «обновления» было ни чем иным, как официальной констатацией нового состояния умов во вьетнамском обществе. Тот факт, что политика «обновления» была провозглашена именно КПВ, давало руководству Вьетнама весомый и своевременный аргумент для утверждения своей легитимности в качестве лидера, монопольно руководящего обществом на современном этапе.

С середины 1980-х гг. произошло некоторое изменение политики КПВ/СРВ в сторону ее либерализации и терпимости, когда был сделан перенос акцента в религиозной политике от противопоставления католиков всей нации на тему включения основной массы верующих в ряды соотечественников, в ряды всей вьетнамской нации.

Руководство КПВ убедилось, что привлечение вьетнамской католической церкви, в подчинении которой находится более 7 млн. населения вьетнамских католиков (7,94% населения страны)11, в относительные союзники, придаст политике КПВ дополнительную устойчивость и стабильность. Поэтому по отношению к миллионам вьетнамских католиков, КПВ перешла от политики притеснений и запрещений к диалогу, основанному на идее интеграции основной массы верующих в состав вьетнамской нации.

Это прозвучало в выступлениях вьетнамских руководителей высокого уровня по случаю празднования 10-летия освобождения Южного Вьетнама: секретаря горкома КПВ г. Хошимина Нгуен Ван Линя, занимавшего впоследствии пост Генерального секретаря КПВ, а также председателя Народного комитета г. Хошимина - Май Ти Тхо и других. В частности, было сказано, что гражданский долг защиты родины для католика совмещается с учением Иисуса Христа, что основные положения христианской религии преследуют те же цели и задачи, что и учение К. Маркса о построении социалистического общества, поэтому вера в Христа во Вьетнаме должна быть не разъединяющей, а консолидирующей силой в обществе и т. д12.

Находясь на посту Генерального секретаря КПВ, Нгуен Ван Линь попытался установить контакты с вьетнамской католической церковью, впервые после десяти лет воссоединения Вьетнама. В одном из своих выступлений перед католиками

города Хошимина по случаю III съезда Комитета солидарности католиков г. Хошимина в 1993 г., он напомнил им слова известной песни: «Прежде, чем я стал католиком, я родился вьетнамцем»13.

Католическая церковь, со своей стороны, также определила для своей паствы новые цели и поведенческие модели в новых условиях жизни, которые были озвучены архиепископом епархии г. Хошимина Нгуен Ван Бинем: «Жить, следуя Священному писанию в гуще своего народа, чтобы служить счастью и благополучию своих соотечественников»14.

Поиски общих точек соприкосновения христианского вероучения с коммунистической идеологией и рассуждения о том, что «все мы в одной лодке» были совершенно новым тезисом в идеологическом арсенале руководства КПВ/СРВ. Это стало возможным потому, что к этому времени в результате глубокого социально-экономического кризиса, в котором находился Вьетнам к концу 1980-х годов, в руководстве партии и государства возобладала точка зрения о том, что в борьбе за преобразования страны и построение социалистического общества ментальная сплоченность и единство нации важнее, чем дискуссии о том, есть ли совместимость целей коммунизма с целями христианства, изложенными в Священном Писании.

Подобные изменения идеологических взглядов руководства КПВ/СРВ на проблему католиков во Вьетнаме тесно связаны с проявлением отмеченной выше новой идеологемы -вьетнамского социализма с национальной спецификой.

С провозглашением курса политики обновления началась и перестройка ортодоксальных коммунистических взглядов, во Вьетнаме получил право на существование вьетнамский социализм с национальной спецификой, что означало поворот к национальным традициям и включения их в политический багаж истеблишмента. Кроме того, новые вызовы XXI века, в том числе, глобализация, относительная открытость страны и связанный с этим вопрос ее имиджа в глазах мирового сообщества - все это и определило новую политику КПВ как политику определенной терпимости и компромисса.

Вьетнамское общество переживает переходный период, что составляет его главное своеобразие на данном этапе разви-

тия. В такие переломные моменты общество апеллирует к базисным духовным национальным ценностям, прежде всего, к национальной культуре и к традиционным религиозным и этическим ценностям15.

Это переходное состояние, в котором находится современное вьетнамское общество, требует от руководства КПВ/СРВ новых методов и стиля управления страной. В отношении католической церкви налицо стремление государственной власти нейтрализовать, там, где это возможно, потенциальные возможности тех сил в стране, которые заведомо исповедуют иные, чем КПВ, цели и задачи.

Для реализации указанных выше задач по отношению к южновьетнамской католической общине был применен тот же метод, что и к северной католической общине в ДРВ, сразу же после окончания первой войны Сопротивления против Франции (1946-1954). Тогда, в 1955 г. был создан Объединенный

9 Г

комитет по сплочению католиков Вьетнама (Uy ban Doan ket Cong giao), отметивший свой 55-летний юбилей (1955-2005). В том же, 2005 г. отметил свой 25-летний юбилей Объединенный

9

комитет по сплочению католиков г. Хошимина (Uy ban Doan ket Cong giao Thanh pho HOchiminh) (1980-2005). Оба этих комитета входят в еще более широкую организацию - Отечественный фронт Вьетнама. Характерно, что в названиях этих обоих комитетов ключевым словом является солидарность, сплочение нации, - остающееся знаковым и в настоящее время.

В связи с юбилеями был проведен ряд мероприятий -конференций, симпозиумов и т. д., как на Севере Вьетнама, так и на Юге, тематика которых должна была способствовать дальнейшему распространению и внедрению в католические массы верующих и не католическое большинство населения Вьетнама главной политической идеи текущего момента: совместного, всей нацией, строительства социализма и защиты родины. В Ханое состоялся на официальном уровне семинар «Полвека католики идут вместе с нацией» (декабрь 2004 г.), в котором наряду с такими известными во Вьетнаме священниками как Фам Кхак Ты, Тхиен Кам и Нгуен Тхай Хоп, приняли участие и известные историки Вьетнама - До Куанг Хынг, возглавлявший

в то время Институт изучения религий Вьетнама, Тьыонг у Тхау) и другие, а также вьетнамские журналисты16.

В январе 2005 г. в г. Хошимине Комитет солидарности католиков организовал торжественное заседание, на котором был выдвинут и одобрен лозунг «Движение вместе с нацией». В обсуждении вопроса приняли участие католические священники, в том числе Тхиен Кам, монахини и известный католик-публицист, связанный с деятельностью вьетнамской католической церкви - Нгуен Динь Доу. Была подтверждена позиция епархии г. Хошимина в области культуры, обсуждены результаты деятельности благотворительных обществ, в том числе, по борьбе с наркотиками. Главное же, был подтвержден идеологический курс, совпадающий в данном случае с позицией КПВ/СРВ, на дальнейшую интеграцию католиков в дело строительства родины. Подчеркнем, что все эти мероприятия проходили в формате такой «около партийной» организации, как Комитет солидарности католиков, и не могли вызвать возражений со стороны власти. Таким образом, в настоящее время существует негласное правило общественной жизни Вьетнама: разрешается проведение многих различных мероприятий в области религии, культуры, даже критика партии в определенных пределах, но не допускается открытая критика основ политики КПВ, ее государственной идеологии, так же как и малейшая критика легитимности правящей КПВ.

Вьетнамская католическая церковь по понятным причинам поддерживает этот проводящийся КПВ курс, на официальном уровне выводящий католическую паству из сферы гонений и притеснений, столь характерных для предыдущего периода.

С принятием правительством СРВ трех юридических документов о свободе вероисповедания: Распоряжение от ноября

2004 г., Инструкция премьер-министра СРВ от февраля 2005 г. и Декрет о религии от марта 2005 г., некоторые обозреватели стали выражать надежду на то, что теперь дело религиозной свободы в стране будет обстоять гораздо лучше. Некоторые из них ссылаются также и на вьетнамо-американское Соглашение о соблюдении религиозной свободы во Вьетнаме от 5 мая

2005 г., заключенное после того, как США классифицировали Вьетнам как «страну особой озабоченности» в отношении сво-

боды вероисповедания. Но содержание этого Соглашения не

17

разглашается, оно остается засекреченным документом . Что касается трех вышеупомянутых правительственных документов, то они частично дублируют друг друга.

Примером бюрократических препон, предъявляемых к религиозным организациям, является Статья 16 Распоряжения, в соответствии с которой католическая община должна зарегистрироваться в качестве религиозной организации прежде, чем государство признает, является ли данная организация религиозной. Еще одну проблему создает Статья 6 Декрета: для регистрации религиозная организация должна иметь определенное число верующих, а для того, чтобы числиться верующим, необходимо быть принятым в религиозную организацию, однако религиозная организация должна быть утверждена государ-

18

ственным органом .

Подобные бюрократические процедуры создают определенные препятствия для развития вьетнамской католической церкви, но диалог ведется, и в начале XXI произошли положительные сдвиги. Одним из важных событий 2004 г. в области религий Вьетнама стала законодательная деятельность Постоянного комитета Национального собрания СРВ, издавшего Законы и постановления о верованиях и религиях (18.06.2004). Процесс выработки этих законодательных норм начался еще с конца 1990-х гг., было внесено более 20 изменений и поправок, в том числе и вьетнамскими католиками, причем, не только юристами, но и епископами, священниками и монахами. Было внесено много новых идей и сделано сопоставлений с текстами законов, вышедших за последние 30 лет. Это - Резолюция 297, Резолюция 69 и Резолюция 26. Основной акцент всех поправок делался на то, чтобы в законодательном порядке был зафиксирован и подтвержден плюрализм религиозной ситуации во Вьетнаме и уважение всех религий19.

Был сделан важный шаг по пути консенсуса и религиозной терпимости, так как принятые Законы и постановления о религиях и верованиях затрагивают все официально признанные религии во Вьетнаме (в то время в количестве 6), их интересы и возможности религиозной деятельности на территории СРВ. Также нельзя не отметить, что в выработке этих законов

приняли участие не только католики, но и представители других религий - буддизма, ислама, протестантской конфессии и др. Иначе говоря, государство впервые предоставило католикам и другим верующим право высказать свои идеи и соображения по поводу наиболее интересующих их религиозных проблем и попытаться воплотить их в законодательных актах.

Подчеркнем еще раз, что в понятии традиционной концепции государственной власти, присущей странам Дальневосточной цивилизации, элементы которой во многом присутствуют в современной политической доктрине руководства Вьетнама, утверждается необходимость и право контроля власти над всеми сторонами общественной жизни, ни с кем не разделяя этого права.

После воссоединения страны в 1976 г. оставались сложности в отношениях между государственной властью и католической церковью, особенно это касалось южных районовстраны. Речь шла о таких наиболее важных для церкви и верующих вопросах как подготовка и рукоположения в сан духовных лиц национального клира - священников. Духовная семинария г. Хошимина (бывшего г. Сайгона) смогла возобновить свою деятельность только в 1986 г., то есть спустя 10 лет после воссоединения20.

По-прежнему острыми вопросами в отношениях между государством (КПВ) и вьетнамской церковью остаются проблемы возведения и ремонта храмов и других культовых зданий, а также выделения земли под строительство новых храмов. Государство в некоторых случаях пользуется своим монопольным правом на землю, и ни при каких условиях не передает ее в пользование церкви. Пример только с двумя южными провинциями Баклиеу и Миньхай очень типичен в данном случае. В июле 2004 г. состоялась переписка между редакцией журнала «Католицизм и нация» и органами народной власти -Отделом религий Отечественного фронта Вьетнама этих двух провинций и Народным комитетом этих провинций по поводу разрушения Собора Богородицы епархии Кантхо, о чем сигнализировал епископ Ле Фонг Тхуан, и строительства нового храма.

Письмо Народного комитета провинции Баклиеу № 1034 от 22 июля 2004 г.. на имя епископа положило конец дискуссии: «Права на построение храма, о котором говорилось выше, с 1975 г. были переданы в ведомство органов революционной власти. Поэтому Народный комитет провинции Миньхай не согласен вернуть права на эти территории представителю церкви». Что касается провинции Баклиеу, то ответ Народного комитета был аналогичен: «...эти территории являются собственностью СРВ».

Другой, не менее важный вопрос - строительство и ремонт - храмов также встречал много трудностей. Только в 1985 г. было дано официальное разрешение властей на возведение первого нового храма после воссоединения страны -храма Выон Соай. Затем в Южном Вьетнаме был построено еще 51 храм и отремонтированы 1721.

Отношения вьетнамской католической церкви

с Ватиканом

Главным духовным религиозным центром для вьетнамской католической церкви, как и для всех католических церквей других стран, является непосредственно Ватикан, и Римский Папа - как высший понтифик. Из этого следует, что вьетнамская католическая церковь имеет мощный внешний центр, которому она подчиняется, становясь в какой-то степени независимым организмом внутри страны, мало поддающимся контролю со стороны партийно-государственной власти. Многолетние и разнообразные связи вьетнамской католической церкви со Святейшим престолом независимо от ханойского руководства делают ее единственной организацией во Вьетнаме, не подконтрольной партийно-государственным структурам, что встречает наибольшее количество трудностей в отношениях Ватикана с ханойскими властями. Запрет на самостоятельные международные контакты вьетнамской католической церкви был закреплен на правительственном уровне (Постановление Совета Министров СРВ от 21.03.1991 г.).

Подобная точка зрения руководства КПВ/СРВ исходит из указанной выше традиционной концепции власти, элементы которой во многом присутствуют в современной политической

доктрине руководства Вьетнама. Поэтому наиболее трудно разрешимым стал кадровый вопрос: назначение новых епископов и высших иерархов ВКЦ. Вьетнамские власти не приемлют независимых, не контролируемых отношений церкви с Ватиканом и настаивают на своем праве давать, или не давать одобрение всем назначениям, сделанным Ватиканом. Ватикан же, в свою очередь, не мог согласиться с таким положением, считая претензии вьетнамских властей вмешательством в религиозные дела церкви. Подобные разногласия не раз приводили к серьезным кризисным ситуациям: после кончины в г. Хошимине архиепископа Нгуен Ван Биня (1995) и архиепископа Ханоя, кардинала Чинь Ван Кана (конец 1990-х годов) вьетнамская католическая церковь в течение продолжительного времени оставалась без своих высших духовных пастырей и предстоятеля.

Первый визит делегации Папского престола во Вьетнам после воссоединения страны состоялся в ноябре 1990 г. Затем эти визиты проходили регулярно и довольно часто, что говорит о пристальном внимании Ватикана к положению вьетнамской католической церкви и к ее отношениям с коммунистической властью.

Признаки потепления отношений между Ватиканом и Ханоем появились в 2003 г. Власти Вьетнама одобрили ряд кандидатур католических епископов, назначенных Папой Иоанном Павлом II на вьетнамские кафедры, и даже возведение одного из вьетнамских прелатов в достоинство кардинала. Это был новый архиепископ г. Хошимина - Фам Минь Ман после скончавшегося в 1995 г. Нгуен Ван Биня. Понадобилось около 8 лет на урегулирование одной из самых существенных проблем для каждой христианской церкви - назначение главного предстоятеля церкви и высшего духовного пастыря.

В результате многолетних переговоров Ханою и Ватикану удалось добиться определенного консенсуса: согласия Ватикана на участие в процедуре назначения высших иерархов вьетнамской церкви - епископов и архиепископов - представителя Государственного комитета по делам религий при правительстве СРВ.

Но даже после согласования назначений вьетнамское правительство с явной неохотой позволяет новым прелатам при-

ступать к выполнению своих обязанностей, в силу чего кафедры некоторых вьетнамских епархий пустуют месяцами, а другие епархии иногда годами ждут, когда Ханой одобрит кандидатуры епископов, предложенные Папским престолом. Ограничения со стороны государственной власти Вьетнама проявляются и в такой области, как религиозное образование. Например, партийные власти на местах участвуют в кампании приема в духовные семинарии и даже проводят отсев поступающих по анкетным данным. Общее число семинаристов-первокурсников по всей стране было ограничено 50, что совсем не обеспечивает нужды прихожан в священнослужителях. Но в

2004 г. Ватикан сумел добиться увеличения их численности до

22

90 человек22.

Несмотря на эти уступки со стороны государственной власти, Ватикан считает необходимым посылать ежегодно во Вьетнам свои делегации для ведения регулярных переговоров с различными органами коммунистической власти по проблемам вьетнамской католической церкви, устанавливая и развивая, таким образом, эти контакты и укрепляя, насколько это возможно, непростые отношения между Ватиканом и Вьетнамом.

Большой проблемой остается установление дипломатических отношений между Ханоем и Ватиканом. Но определенные подвижки в этом направлении имеются. В январе 2005 г. Ханой однозначно дал понять, что руководство КПВ/СРВ готово в конечном итоге установить дипломатические отношения со Святым Престолом. Была создана совместная вьетнамско-ватиканская рабочая группа для решения всех спорных вопросов.

Рабочие встречи проходят поочередно - в Ватикане и Вьетнаме. На одной из них, в июне 2010 г., было решено, что Святой Престол назначит своего постоянного представителя по отношениям с Социалистической Республикой Вьетнам, который будет иметь офис за пределами этой страны. В результате 13 января 2011 г. Бенедикт XVI поручил эту функцию архиепископу Леопольду Джирелли.

В июле 2005 г. состоялся визит Комиссии правительства СРВ в Ватикан. Делегаты из Вьетнама вновь выразили надежду на «нормализацию отношений между Святым Престолом и

Вьетнамом». В состав вьетнамской делегации входили представители правительства СРВ, в том числе МИД. Давая оценку визита, пресс-служба Святого Престола в своем заявлении подчеркивала: «Целью переговоров является укрепление связей между Церковью и государством. Нынешняя встреча позволила делегации Вьетнама больше узнать о структуре и деятельности Святого Престола». Однако официальные отношения не установлены до настоящего времени.

Вместе с тем, установление контактов государственной власти Вьетнама с Ватиканом, их регулярность, сам факт визитов в Ватикан и личного знакомства с прелатами Ватикана способствуют узнаванию многих неизвестных ранее властям Вьетнама деталей и регламента церковного круга, характерных для Римско-католической церкви. Так, 29 июня 2005 г. вьетнамская делегация присутствовала на Мессе, которую служил Папа Бенедикт XVI. В связи с кончиной Римского Папы Иоанна Павла II премьер-министр СРВ Фан Ван Кхай направил 3 апреля

23

2005 г. в Ватикан послание с глубокими соболезнованиями . Другие руководители страны, в том числе председатель Отечественного фронта Вьетнама Фам Тхе Зует, официальный представитель МИД СРВ также выразили соболезнования вьетнамской католической церкви и местным католикам.

Самым выдающимся событием 2005 г. стало решение Папы Бенедикта XVI о создании новой католической епархии -Бариа на территории одноименной южновьетнамской провинции и назначение епископа новой епархии. На 29 ноября 2005 г. было намечено также одновременное рукоположение рекорд-

24

ного числа католических священников - 57 человек .

На церемонии открытия кардинал Сепе подчеркнул чрезвычайную важность происшедшего события: около трех десятилетий во Вьетнаме не создавались новые епархии. Увеличение же их числа свидетельствует о жизнеспособности местной христианской общины, а в конкретных условиях Вьетнама - об открытости со стороны Правительства к проблемам вьетнамской католической церкви, жизнедеятельность которой становится все более динамичной и заметной. В настоящее время численность желающих получить статус духовного звания растет, духовные семинарии переполнены, из Вьетнама направля-

ются миссионеры для евангелизации в соседние страны - Камбоджу, Лаос, Мьянму. В целом, вся миссия кардинала Сепе была согласована с властями как миссия, носящая религиозный характер25.

Дальнейшие отношения вьетнамского государства и Ватикана получили свое развитие в последнее время.

Согласно договорённости, достигнутой на 3-м заседании совместной вьетнамо-ватиканской рабочей группы, проходившем в Ханое в феврале 2012 года, уже 13 и 14 июня 2013 г. в Ватикане под председательством главы ватиканской делегации, секретаря дипломатической службы Ватикана монсеньора Ан-туана Камиллери и заместителя министра иностранных дел Вьетнама, главы вьетнамской делегации Буи Тхань Шона состоялось 4-е заседание этого органа. Стороны обменялись информацией о вьетнамо-ватиканских отношениях и рассмотрели вопросы, связанные с католической церковью во Вьетнаме. Вьетнамская сторона подчеркнула, что Партия и Государство Вьетнама продолжают проводить последовательную политику свободы вероисповедания и всегда поддерживают религиозные

общины в стране, в том числе и католическую церковь, в их

26

участии в социально-экономическом развитии страны . В свою очередь, представители Ватикана подчеркнули свое стремление к расширению двусторонних отношений с Вьетнамом. По их словам, необходимо в скорейшем времени утвердить должность специального посланника Ватикана во Вьетнаме, который будет отвечать за обеспечение интересов обеих сторон27.

Осенью 2016 г. в Ватикане состоялось VI заседание Совместной рабочей группы по сотрудничеству между Вьетнамом и Святейшим Престолом. Встречу возглавили заместитель министра иностранных дел Вьетнама Буи Тхань Шон и заместитель секретаря по связям Ватикана с другими государствами, монсеньор Антуан Камиллери.

В центре встречи дипломатов Вьетнама и Ватикана, прошедшей в атмосфере дружбы и взаимного уважения, был вопрос о религиозной свободе, а также о ситуации Католической Церкви во Вьетнаме. Стороны с одобрением отозвались о прогрессе в отношениях между Вьетнамом и Святейшим Престолом, о чём говорят регулярные контакты и консультации, об-

мен делегациями на высоком уровне, а также частые пастырские визиты Папского представителя во Вьетнаме архиепископа Леопольдо Джирелли.

Святейший Престол выразил признательность правительству Вьетнама за внимание к нуждам Католической Церкви: свидетельством тому стала помощь в организации церемоний и важных церковных событий. Обе стороны подтвердили желание вести конструктивный диалог в духе доброй воли с целью углубления взаимопонимания и дальнейшего укрепления отношений между государствами.

Делегации Вьетнама и Святейшего Престола приняли решение о созыве VII совещания Совместной рабочей группы в Ханое. Дата проведения заседания будет согласована по дипломатическим каналам.

Перед тем как покинуть Ватикан, вьетнамская делегация совершила визит вежливости к государственному секретарю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кардиналу Пьетро Паролину и к секретарю по связям с госу-

28

дарствами архиепископу Полу Ричарду Галлахеру28.

После призыва Папы Римского Франциска к открытому диалогу с церковью, власти Вьетнама разрешили католической церкви открыть университет. Это был впечатляющий жест, так как до сих пор католическая церковь Вьетнама могла курировать только детские сады и материнские школы.

Проект создания католического культурного Центра в епархии г. Хошимина был согласован с властями еще в начале XXI века. Этот центр был призван играть важную роль в жизни не только местной общины, но и всех епархий дельты Меконга по взаимному сближению католиков и не католиков. Раньше на месте планируемого Центра находилась небольшая семинария. В октябре 2004 г. Министерство финансов Вьетнама определило эту территорию под строительство культурного Центра.

В интервью в июле 2014 итальянскому сайту в Интернете архиепископ г. Хошимина подчеркнул: «Открытие этого университета будет означать решительный поворот в истории ВКЦ. Это будет давно ожидаемый католической церковью

29

приход свободы в области образования .

6 августа 2015 г. вьетнамские власти в торжественной и официальной обстановке вручили представителям католиче-

ской церкви разрешение на открытие национального университета, получившего название «Католический институт».

Церемония проходила в присутствии многочисленных представителей ЦК Отечественного фронта Вьетнама, а также ответственного Государственного Комитета по делам религий. Вице-президент Отечественного фронта Вьетнама Ле Ба Чинь передал соответствующий документ председателю Конференции епископов Вьетнама, архиепископу г. Хошимина (Сайгона) монсеньору Буи Ван Доку. На церемонии присутствовали многочисленные епископы, а также Жозеф Динь Дык Дао, президент епископальной комиссии по образованию, главный инициатора проекта по созданию этого Института.

Однако религиозная политика КПВ/СРВ остается противоречивой. 18 ноября 2016 г. Правительством был опубликован Закон № 02/2016^Н14 «О религии и традиционном народном веровании». Этот документ стал первым законом о религиях во Вьетнаме, заменив собой Указ 2004 года. Будучи еще законопроектом, данный документ вызвал волну протеста со стороны католических епископов, высказавших мнение о том, что данный законопроект противоречит Декларации ООН по правам человека, а так же вьетнамской Конституции 2013 г.

Это объемный документ, содержащий 9 больших глав и 68 статей, регламентирующий в деталях все стороны жизни не только католических епархий Вьетнама, но и приходов. Текст Закона свидетельствует о продолжении практики государственного контроля, а так же надзора за религиозными учреждениями и их деятельностью. Особую критику вызывает пункт о «Регистрации» и необходимость утверждения правительством таких вопросов, как создание духовных семинарий, набор кандидатов в священники, а так же деятельность вне церковных зданий. В частности затрагивается вопрос о назначении епископов, с тех пор как он связан с «иностранными элементами». В Законе говорится, что «соглашение с центральным государственным органом управления по делам религии должно быть запрошено предварительно» (статья 22).

Критика нового Закона была высказана также относительно требований к регистрации мест поклонения и религиозной деятельности в целом, вплоть до наложения ограничения на

церковные кадры и учебные программы. По словам церковных иерархов, вышеуказанные пункты делают любую религиозную деятельность почти невозможной .

Монсеньор Мишель Хоан Дык Оань, епископ епархии Контум, написал письмо председателю Национального собрания СРВ, назвав проект «нарушением права на свободу вероисповедания, что идет вразрез с Всеобщей декларацией прав человека (статья 18) и Конституцией Социалистической Республики Вьетнам»31.

В августе 2015 г. 37 ведущих каодаистов направили открытое письмо в Комитет по делам религий ЦК КПВ и Отечественный фронт Вьетнама с требованием отмены нового законопроекта.

По их убеждению, «он противоречит цели демократии и свободам, изложенным в положениях вьетнамского законодательства». «Новый закон вынуждает верующих регистрировать свою веру и места поклонения в качестве условия для официального одобрения. Это противоречит прогрессу и цивилизации

32

современного мирового сообщества» .

Тем не менее, эти протесты были оставлены без внимания. Более того, Постоянный комитет Национального собрания высоко оценил тот факт, что благодаря новому законодательству «люди могут реализовать свое право на свободу вероисповедания по закону и в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах», подписанным во Вьет-

33

наме в 1982 году .

После обсуждения упомянутого законопроекта, Национальное Собрание СРВ приняло закон «О религии и традиционном народном веровании» 18 ноября 2016 г. Он вступит в силу с 01.01.2018 г.

В качестве одного из выводов следует отметить, что зачастую целеустремленная приверженность государства к поддержанию общественного порядка приводит к ограничению религиозной свободы. Это же ставит серьезные ограничения по евангелизации.

Кроме того, широкие полномочия данные чиновникам на местах, позволяют им толковать и применять религиозную по-

литику достаточно произвольно, что может служить причиной недовольства среди католического населения.

Таким образом, отношения между КПВ и ВКЦ за 30 лет проведения курса политики обновления прошли долгий путь и продолжают развиваться в формате диалога и атмосферы консенсуса, однако осталось еще много шагов, которые обеим сторонам стоит предпринять на пути к взаимопониманию, насколько это возможно.

I Иларионов С.В. Роль католической общины в общественной жизни Вьетнама с 1945 по 1982 гг. М.,1982г. Р. С.13.

л

The Hung, Phong Hien. Les catholiques et le mouvement national. HN 1980. P. 157. 3. Ibid. P.117.

4 Ibid.P. 118.

5 Илларионов С.В. Указ. соч. С. 21.

6 Truong Bá Cân. Dông báo công giáo trong chê dô mai (Соотечественники-католики и новый общественный строй)// Thành phô HCM hai muoi näm, 1975-1995., Thành phô HCM 1997. Рукопись Tr. 466.

7 ~ r

Nguyên Nghi. Thiên chúa giáo tai Thành phô HCM. (30.04.197530.04.1985) // Hai mu'oi näm hoat dông khoa hoc cùa Trung Tâm ngiên cúu lich sù (1975-1995) (Христианство в г. Хошимине // 20 лет научной деятельности Центра по изучению истории.). T.p. HCM, 1995. Tr. 139, 138, 146, 151.

о \

Truong Bá Cân. Указ. соч. 468.

9 Там же.

10 http://katolik.ru /modules.php?name=News&fíle=article&sid=487 . Несмотря на преклонный возраст и болезни, священник Нгуен Ван Ли был освобожден из тюрьмы в преддверии визита Барака Обамы во Вьетнам в мае 2016 г. // http://vovworld.vn/ru/ru. Новости Визит Б. Обамы во Вьетнам. 23-25мая 2016 г.

Nguyên Vän Linh. Bài phát biêu tai Dai hôi lân thú III Úy ban Doàn két Công giáo Thành phô HCM. Ngày 10-11-1993. Tr. 15-22 //V ê tôn giáo tin nguàng Viêt-Nam hiên nay. Hà-Nôi, 1996. Tr.114. Нгуен Ван Линь. Речь на 3-м съезде Комитета Солидарности католиков// О религии и верованиях в современном Вьетнаме.

II Công giáo và dân toc («Католицизм и нация»). T P. HCM. № 112, 04, 2004. Согласно опросу 2010 г. католиков - 8,7%. По данным на 2012 г., общее количество вьетнамских католиков - 7 376 727// Giáo phân công

giào Vietnam. Lavang, 2012 (Католические епархии Вьетнама. Портал паломнического центра Лаванг).

12 Công giao thành phô Hô Chi Minh (30-4-1975 - 30-4-1986). («Католики города Хошомин»). Ùy ban doàn két công giao yêu nuoc Viêt-Nam, tâp II, T.P. HCM, 1987. Tr. 13-14; 15-16.

1 -5 ~ •> \ •> r

Nguyên Vân Linh. Bài phàt biêu tai Dai hôi lân thu III Uy ban Doàn kêt Công giào TP. Hô Chi Minh. Ngày 10-11-1993. Tr.15-22// Vè tôn giào tin nguong Viêt-Nam hiên nay. Hà-Nôi, 1996. ^ЛН^Речь на 3-м съезде Комитета солидарности католиков г. ХШМ).

14 Truang Ba Cân. Указ. соч. Tr. 469.

15 Новакова О.В. . Религиозная жизнь вьетнамского общества и католическая церковь в XXI в. (проблемы интеграции и адаптации) // Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). М.: МГУ, 2001 г. С. 138.

16 «Công giao và dân toc», № 122, 02, 2005.

1 7

http://katolik.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=4124

1 Я

http://katolik.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=4124

19 « Công giao và dân toc», №122, 02. 2005. (Католицизм и нация)

20 Truang Bà Cân. Указ. соч. С.470.

21 Там же.

99

http://katolik.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=6378.

9 "К

http://katolik.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=2469. http://katolik.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=6378.

25 Там же.

26 Голос Вьетнама, 15 июня 2013 г.

27 Там же.

9 Я

http : //ru. radiovaticana.va/news/2016/10.

29 Agence Eglise d'Asie - 25 Août 2015.

30 Hanoi ignores Caodaists and Catholics who criticise new religious bill for violating human rights [Электронный ресурс] http://www.asianews.it/news-en/Hanoi-ignores-Caodaists-and-Catholics-who-criticise-new-religious-bill-for-violating-human-rights-35104.html

-5 1

AsiaNews, 26 августа 2015 г.

•зл

AsiaNews, 26 августа 2015 г.

-5-5

AsiaNews, 26 августа 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.