Научная статья на тему 'Роль неправительственных организаций во внутриполитической жизни Вьетнама'

Роль неправительственных организаций во внутриполитической жизни Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
738
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ВЬЕТНАМА / ВНЕШНЕЕ ВЛИЯНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / VIETNAM / DOMESTIC POLICY / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / COMMUNIST PARTY OF VIETNAM / EXTERNAL INFLUENCE / FORMATION OF PUBLIC OPINION / RUSSIAN-VIETNAMESE COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зеленкова Мария Станиславовна

В статье рассматриваются основные особенности деятельности НПО во Вьетнаме, проводится анализ позитивных и негативных аспектов деятельности НПО. На основе этого дается комплексная оценка перспектив использования НПО для поддержки политического и экономического сотрудничества России с Вьетнамом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of NGO in political life in Vietnam

The paper explores the main features of activities of foreign NGOs in Vietnam analyzing some of their positive and negative aspects. On this basis, the author gives the complex assessment of the possible role of NGOs in political and economic cooperation between Russia and Vietnam.

Текст научной работы на тему «Роль неправительственных организаций во внутриполитической жизни Вьетнама»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХ11 (№ 32, 2016)_

© Зеленкова М. С.

РИСИ

РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЬЕТНАМА

Неправительственные организации (НПО) являются неотъемлемой частью политической жизни большинства стран мира. Помимо своей основной функции (гуманитарной, просветительской, культурной и т.д.), такие организации оказывают влияние на развитие тех или и иных сфер экономики и общества, участвуют в формировании общественного мнения, способствуют продвижению интересов определенных групп, создают устойчивые партнерские связи на взаимовыгодных условиях.

Несмотря на то, что Вьетнам активно строит рыночную экономику, в политической сфере главной задачей является строительство социалистического государства и сохранение руководящей роли Коммунистической партии (КПВ). Однопартийная политическая система как таковая не предполагает появление неподконтрольных государству организаций социально-политической направленности. Тем не менее, иностранные НПО не просто открыто существуют во Вьетнаме, но зачастую являются непосредственными игроками во вьетнамской политике. В связи с этим крайне важным представляется понимание взаимодействия иностранных НПО и государства во Вьетнаме, а также перспектив и целей деятельности таких НПО.

Постепенно возрастающее количество иностранных НПО в отдельных сферах и направления их деятельности позволяют понять интересы тех государств и негосударственных структур, которые финансируют эти НПО. Вместе с тем в сравнении с НПО других стран можно проанализировать деятельность российских НПО во Вьетнаме, сделав важные выводы относительно направлений их деятельности и достигнутых результатов.

Основные особенности деятельности НПО во Вьетнаме

Вплоть до момента окончательного объединения Юга и Севера Вьетнама в 1976 г. иностранных НПО открыто существовали и работали на территории страны. На Севере Вьетнама их деятельность в основном имела гуманитарные цели и не оказывала реального влияния на политику или экономику. На Юге страны иностранные НПО (в основном американские) оказывали существенную поддержку экономике режима президента Республики Вьетнам Нго Динь Зиема, предоставляя гранты южновьетнамским компаниям и являясь проводниками различных программ развития.

После объединения в 1976 г. и установления коммунистического строя на всей территории Вьетнама деятельность иностранных и в первую очередь американских НПО стала нежелательной для властей страны. Это привело к тому, что многие организации свернули свою деятельность и переместились в Таиланд, и лишь часть из них смогла продолжить финансирование своих программ, реализацией которых уже занималось правительство Вьетнама. Все права на реализацию проектов, финансируемых иностранными НПО, принадлежали только вьетнамским властям, в то время как иностранные НПО не могли даже контролировать расходование выделяемых ими средств. Это привело к тому, что в тот период во Вьетнаме остались лишь наиболее крупные гуманитарные программы. Но с 1979 г. деятельность гуманитарных миссий также была прекращена в результате экономической и политической изоляции страны, чему предшествовал камбоджийско-вьетнамский конфликт и вторжение китайской армии во Вьетнам (17 февраля 1979 г.).

Новый этап в деятельности НПО во Вьетнаме начался с периода политики «обновления», начатой в 1986 г. Заявленное движение навстречу рыночной экономике и разнонаправленно-сти внешних связей открыло большие перспективы для иностранных НПО. Вьетнамское правительство не только осознало большие финансовые возможности, которые несут для Вьетнама иностранные НПО, но и фактически приветствовало их деятельность в стране. Помимо финансовой составляющей, инте-

рес вьетнамского государства к иностранным НПО был вызван желанием перенять опыт, которым обладают такие организации для реализации важных для Вьетнама проектов, и использовать их возможности (технические, технологические и интеллектуальные) для социально-экономического развития страны. Однако правительство страны поставило условие иностранным организациям, желающим прийти во Вьетнам: они должны были найти себе партнеров среди местных организаций1. В настоящее время это условие остается в силе.

В стремлении привлечь иностранные организации 10 июня 1989 г. во Вьетнаме был создан Координационный комитет народной помощи (The People's Aid Co-ordinating Committee, PACCOM). Комитет работает с иностранными НПО как в столице (штаб-квартира PACCOM находится в Ханое), так и во всех 58 провинциях. Основная цель PACCOM - содействие деятельности иностранных НПО во Вьетнаме. Ключевыми задачами PACCOM являются развитие связей между иностранными НПО и вьетнамскими госструктурами и муниципалитетами, разработка правовой базы, обеспечивающей деятельность НПО во Вьетнаме, выработка рекомендаций правительству относительно сотрудничества с конкретными НПО, помощь иностранным НПО в осуществлении их деятельности на территории Вьетнама, а также привлечение новых НПО во Вьетнам.

Для реализации поставленных задач деятельность PACCOM строится в тесной кооперации с Вьетнамским союзом обществ дружбы (Vietnam Union of Friendship Organisations,

2

VUFO)2. В 1993 г. на базе Союза был создан Центр информационной поддержки НПО (VUFO - NGO Resource Centre), который функционирует как посредник между иностранными НПО и местными вьетнамскими НПО. На PACCOM возлагается обязанность по приданию официального юридического статуса иностранных НПО во Вьетнаме, а VUFO предоставляет помощь в осуществлении деятельности НПО после их регистрации во Вьетнаме.

В настоящее время во Вьетнаме насчитывается около 1100 иностранных НПО (в 1992 г. их было 114, в 1998 г. - 234, в 2012 г. - 900)3. Такой рост связан с вьетнамской политикой от-

крытости и попытками привлечь иностранные НПО к развитию страны, а также с нормализацией отношений с США. После снятия санкций в отношении Вьетнама в 1994 г. американские НПО стали проявлять интерес к этой стране. Около половины иностранных НПО во Вьетнаме - американские или международные и имеют штаб-квартиру в США. Остальные - из Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского

4

региона .

В связи с ростом числа иностранных НПО во Вьетнаме правительство этой страны приняло решение о создании организации, способной контролировать деятельность НПО на государственном уровне и участвовать в формировании государственного политического курса по отношению к деятельности иностранных НПО на территории Вьетнама. Так, 24 апреля 2001 г. в соответствии с Постановлением №59/2001/QQ-TTg премьер-министра Вьетнама был создан Комитет по делам иностранных НПО (Committee for Foreign NGO Affairs, COMINGO)5.

В руководящий состав COMINGO входят представители министерств и ведомств Вьетнама, а именно: Министерства иностранных дел, Министерства финансов, Министерства планирования и инвестиций, Министерства общественной безопасности, Правительственной комиссии по делам религий, аппарата правительства, Комиссии по внешним связям ЦК КПВ, Вьетнамского союза обществ дружбы6.

Ключевыми задачами COMINGO являются выработка рекомендаций по формированию государственной политики по отношению к деятельности НПО во Вьетнаме, анализ результатов деятельности иностранных НПО (на основе отчетов, которые подает Вьетнамский союз обществ дружбы и сами НПО), выдача разрешений на деятельность иностранных НПО и аннулирование этих разрешений. COMINGO подотчетен премьер-министру Вьетнама.

Деятельность НПО во Вьетнаме гарантируется и регулируется в рамках следующих документов и постановлений:

- Конституция СРВ 2013 г., гарантирующая право граждан на свободу ассоциации, свободу слова и свободный доступ к информации .

- Постановление №93/2009/Ы0-СР правительства Вьетнама от 22 октября 2009 г. о порядке распределения и использования помощи иностранных НПО .

- Постановление №45/2010/Ы0-СР правительства Вьетнама от 21 апреля 2010 г. о порядке организации, деятельности

9

и управлении ассоциациями .

- Постановление №12/2012/ К0-СР правительства Вьетнама от 1 марта 2012 г. о регистрации и осуществлении деятельности иностранных некоммерческих организаций во Вьет-наме10.

- Постановление №88/2012/Ы0-СР правительства Вьетнама от 23 октября 2012 г. о порядке ведения информационной и журналистской деятельности иностранных СМИ, иностранных представительств и иностранных организаций во Вьетна-ме11.

В зависимости от направления деятельности организации к НПО также применяются Закон о науке и технологиях (если организация имеет научно-исследовательскую или технологическую направленность), Закон о защите, заботе и воспитании детей (если организация занимается вопросами защиты прав детей), Закон об охране окружающей среды (если организация занимается вопросами экологии), и другие.

Вьетнамское правительство заинтересовано в привлечении иностранных и международных НПО к социально -экономическому развитию страны, поэтому случаи запрета на деятельность НПО во Вьетнаме редки. Единственной реальной причиной, по которой деятельность НПО во Вьетнаме может быть запрещена - это «осуществление деятельности, направленной против национальной целостности и независимости страны».

По данным Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР), в мире от 25 до 30% всей иностранной по-

12

мощи развитию распределяется через НПО . Во Вьетнаме реальным конкурентом НПО является само государство, которое также является прямым получателем иностранной помощи.

НПО осуществляют как финансирование отдельных программ или проектов, так и выделяют внепроектную помощь (в том числе срочную помощь на конкретные цели). Финансиро-

вание распределяется НПО через некоммерческие гранты или непосредственную помощь и участие в реализации программы/проекта. НПО может иметь свой собственный фонд или использовать финансирование, поступающее через иностранные организации или от частных лиц. Иностранные НПО предоставляют финансовую отчетность в Министерство финансов и Министерство планирования и инвестиций Вьетнама.

Вьетнам стремится привлечь иностранные НПО с их капиталами во Вьетнам. Тем не менее механизмы контроля за деятельностью НПО во Вьетнаме еще не до конца сформированы и не отработаны, что осложняет деятельность таких организаций и создает определенные риски для внутриполитической ситуации в стране.

Позитивные и негативные аспекты деятельности НПО

НПО во Вьетнаме ведут свою деятельность в различных сферах и иногда совмещают несколько функций. Так, деятельность организаций, работающих с программами ООН, а также филиалов международных организаций и волонтерских миссий, как правило, направлена на социальное развитие, гуманитарную и медицинскую помощь, защиту окружающей среды и животных. Такие организации играют большую роль в сохранении самобытности малых народностей Вьетнама и их языков, помогают в ликвидации последствий стихийных бедствий и природных катаклизмов, защищают права детей, борются с насилием во вьетнамских семьях, организуют компании по выявлению и борьбе с опасными болезнями, помогают ВИЧ-инфицированным, способствуют адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями и т.д. При осуществлении своей деятельности во Вьетнаме организации, работающие по программам развития ООН, стараются обходить такие дискуссионные вопросы, как права человека, демократия, свобода слова.

В отличие от организаций, функционирующих под эгидой ООН, международные и иностранные НПО и фонды, работающие по собственным программам, как раз занимаются такими вопросами, как защита прав гражданина, прав трудящихся и других групп людей, свобода слова, свободная пресса, а также формирование и изучение общественного мнения, образова-

тельной и научной деятельностью, поддержкой определенных социальных групп и организаций. В числе этих организаций есть такие, которые выходят за рамки своих официальных функций и пытаются использовать свою деятельность для влияния на внутриполитическую ситуацию во Вьетнаме.

Одной из таких организаций является Комитет по защите трудящихся Вьетнама, созданный в 2006 г. в Варшаве. Эта НПО стала главным организатором первой и последующих волн забастовок и митингов во Вьетнаме. Эксперты считают Комитет по защите трудящихся Вьетнама инструментом для американского проникновения и спекуляций на борьбе за права трудящихся во Вьетнаме13.

Деятельность Комитета во Вьетнаме была направлена на издание информационной литературы, поддержку и консультации лидеров забастовок и протестов во Вьетнаме, работу с вьетнамскими мигрантами во всем мире с целью создания независимых профсоюзов14. Комитет пытался использовать обоснованное недовольство вьетнамских рабочих условиями своего труда: низкая оплата, унизительное отношение со стороны руководства компаний и местной администрации, отсутствие соцпакета. Как известно, первая забастовочная волна прокатилась во Вьетнаме в период с 28 декабря 2005 г. по 8 января 2006 г. в провинции Биньзыонг. В ней приняли участие 60 тысяч работников на 50 заводах. В течение 2006 г. протестное движение распространилось и на другие заводы. Результатом протестов стало повышение минимальной заработной платы на 40% в феврале 2006 г., но повышение было дифференцированным в зависимости от региона15. Забастовки, митинги и демонстрации раскрутили спираль инфляции, в результате чего рост оплаты труда в современном Вьетнаме не успевает за ростом цен. Эта борьба продолжается до сих пор. Одна из последних масштабных акций протеста прошла в марте 2015 г., когда десятки тысяч работников крупнейшей обувной фабрики во вьетнамской провинции Фуиен вышли на митинг против нового закона о социальном страховании, предполагающего ограничение единовременные выплаты при увольнении с работы в пользу пенсионных накоплений, а также против недобросовестности китайских работодателей (которым принадлежит завод),

при перечислении страховых отчислений16. Для подавления волнений правительство было вынуждено объявить о внесении поправок в новый закон о страховании.

Общее падение экономической активности во Вьетнаме привело к значительному сокращению количества забастовок и акций протеста (имеются в виду именно протесты, вызванные несогласием рабочих с условиями труда, а не внешнеполитической ситуацией, как протесты в мае 2014 г. после установки Китаем глубоководной буровой вышки «Хайян Шию-981» в районе Парасельских островов). Бастующие боятся увольнений, так как не уверены в том, что смогут найти новую работу.

Большую роль в стабилизации ситуации играет политика партии, руководство которой пытается сохранить баланс между требованиями рабочих и созданием благоприятных условия для иностранного бизнеса, стараясь предотвратить возникновение протестов и, главное, не допустить координации этих протестов на региональном или общенациональном уровне через оппозиционные или финансируемые из-за рубежа НПО. Однако полностью избежать как прямого, так и косвенного внешнего влияния на рабочие протесты не удается.

Другим примером подрывной деятельности НПО во Вьетнаме является Клуб свободных журналистов - НПО, ведущая

17

борьбу за демократию и свободу слова во Вьетнаме . Среди постоянных авторов Клуба известные журналисты Нгуен Ван Хай, Та Фонг Тан, Фан Тхань Хай и Нгуен Тиен Чунг. Последний в своих статьях даже призывал вьетнамскую молодежь «последовать примеру Гонконга в борьбе за свободу и демократию и выйти на массовые митинги, положив конец корруп-

18

ции, расточительству и лжи, царящим внутри КПВ» . Речь шла о массовых демонстрациях сторонников оппозиции и демократических выборов в Гонконге в октябре 2014 г.

Основатели и некоторые члены Клуба были арестованы в 2011 и 2012 гг. и осуждены за «попытки создать негативное отношение к партии и правительству Вьетнама путем публикации заведомо ложной информации с целью подрыва доверия народа к руководству страны и провоцирования социальных протестов, а также создания негативного отношения мировой общественности к Вьетнаму»19. После длительных переговоров с

американскими дипломатами и представителями правозащитных организаций основатели Клуба были отпущены и высланы в США. В настоящее время деятельность Клуба восстановлена и ведется из Южной Калифорнии20. По заявлению одного из основателей Клуба Та Фонг Тан, которое она сделала после

освобождения, деятельность свободных журналистов Вьетнама

21

спонсируется США .

Особым типом НПО во Вьетнаме являются различные религиозные группы. Они являются одними из самых активных противников КПВ, а ущемление прав религиозных меньшинств - одна из основных тем для критики в адрес вьетнамского правительства со стороны правозащитных организаций и стран Запада. В частности, одним из самых активных противников КПВ является Католическая церковь Вьетнама (КЦВ). Главным духовным религиозным центром вьетнамских католиков, как и всего мира, является Ватикан. Из этого следует, что КЦВ имеет мощный внешний центр, которому она подчиняется независимо от КПВ и вьетнамского правительства. Это делает КЦВ единственной организацией во Вьетнаме, не подконтрольной партийно-государственным структурам22. Такое положение дел не устраивает руководство Вьетнама, поэтому еще в марте 1991 г. был принят запрет на самостоятельные международные контакты КЦВ (согласно постановлению правительства от 21 марта 1991 г.). В связи с этим наиболее трудноразрешимым оказался вопрос назначения новых епископов и высших иерархов КЦВ. Это стало одной из главных проблем в отношениях Ватикана и КЦВ с руководством Вьетнама и породило обвинения вьетнамских властей в ущемлении прав верующих, вмешательстве в религиозные дела церкви и т.д.

В 2015 г. во Вьетнаме был вынесен на обсуждение новый Закон о религии, который КЦВ подвергла критике, посчитав его «расширяющим и ужесточающим контроль правительства

23

над церквями» .

В целом отношения руководства страны и христианских религиозных групп во Вьетнаме носит сложный характер. По данным международной благотворительной организации «Open Doors», в 2015 г. Вьетнам занимал 20 место в списке 50 стран с

24

наивысшим уровнем преследований христиан .

Тем не менее, ввиду активности этих групп по защите прав верующих Ханой вынужден идти на определенные уступки. Так, в январе 2015 г. префект Конгрегации евангелизации народов Римско-католической церкви кардинал Фернандо Фи-лони встретился в Ханое с премьер-министром СРВ Нгуен Тан

25

Зунгом . А в августе 2015 г. вьетнамские власти разрешили КЦВ открыть католический университет26.

Одним из типов неподконтрольных государству организаций социально-политической направленности являются движения. Несмотря на то, что движения формально не являются НПО, тем не менее, они обладают высоким уровнем организации и стремятся оказывать влияние на социально-политическую жизнь страны. Среди всех движений во Вьетнаме особенно выделяется ЛГБТ-движение. Позиции этого движения во Вьетнаме довольно сильны. Так, результатом работы мирового ЛГБТ-движения стало внесение в 2014 г. изменений в Закон о семье и браке во Вьетнаме. Так, формулировка о «запрете на однополые браки», была изменена на то, что во Вьетнаме «однополые браки не признаются», то есть и не запрещаются. Так как браки однополых супругов не могут быть официально зарегистрированы, то участники такого неофициального брака не вступают в какие-либо имущественные и прочие отношения, а значит, их права в таком браке не гарантируются законом.

Борьба за права сексуальных меньшинств во Вьетнаме поддерживается рядом иностранных организаций, в том числе

97

американской НПО «Freedom House» . Сильная внешняя поддержка борьбы за права сексуальных меньшинств во Вьетнаме провоцирует дискуссии на высшем уровне. Так, в ходе обсуждения готовящихся поправок в Гражданский кодекс СРВ на 10 заседании XI съезда КПВ (24 октября 2015 г.) некоторые делегаты отмечали необходимость рассмотрения вопроса о придании транссексуалам статуса особых субъектов гражданского

28

права .

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что деятельность НПО во Вьетнаме не всегда реализуется в рамках официально заявленных функций, что несет за собой определенные риски, связанные с попытками формирования общественного мнения,

продвижения интересов внешних или оппозиционных сил, а иногда и спекуляции на борьбе народа за свои права или использовании в своих целях реальных протестов, вызванных реальными проблемами.

Вместе с тем, НПО являются неотъемлемой частью экономического и социального развития Вьетнама, так как необходимы Вьетнаму для привлечения иностранного капитала, для развития демократии в стране, для привлечения технологических и интеллектуальных ресурсов, для развития партнерских связей с другими странами и т.д.

Перспективы использования НПО для поддержки политического и экономического сотрудничества России с Вьетнамом

Российские НПО во Вьетнаме представлены организациями, ведущими свою деятельность в культурном, образовательном, научном, предпринимательском и информационном направлениях.

Наиболее важным направлением деятельности российских НПО является бизнес-сфера, так как развитие бизнес-связей является одной из приоритетных задач двусторонних отношений. В этой связи большую роль играет Деловой совет по сотрудничеству с Вьетнамом. Деловой совет является российской НПО, деятельность которой направлена на поддержку российских компаний по организации и ведению бизнеса во Вьетнаме. Деловой совет представляет собой некоммерческое партнерство нескольких организаций: Торгово-промышленной палаты РФ, Инвестиционной финансовой компании «Метрополь» и ОАО «Банк ВТБ». Наиболее значимыми результатами работы Делового совета являются такие проекты, как создание центра морского экологического туризма на острове Тхом (в Сиамском заливе), развитие промышленной зоны Диньву (порт Хайфон), поддержка сотрудничества российских и вьетнамских компаний .

Ввиду пассивности и низкого интереса к выходу на рынки стран Юго-Восточной Азии российскому бизнесу необходимы такие организации как Деловой совет по сотрудничеству с Вьетнамом. В то же время те компании, которые уже вышли на

вьетнамский рынок и начали свои проекты, также нуждаются в поддержке со стороны НПО. Однако такая поддержка направлена уже не на координацию сотрудничества, а на формирование положительного настроя общественного мнения и продвижение российских проектов. Именно такие задачи выполняет открытый ГК «Росатом» Информационный центр по атомной энергии в Ханое. Деятельность Информационного центра направлена, в том числе, на продвижение проекта АЭС «Нинь-тхуан-1», которая станет первой вьетнамской атомной станцией и будет построена при содействии России.

Проект первой вьетнамской АЭС является довольно сложным, так как во Вьетнаме использование атомной энергии вызывает большую обеспокоенность, связанную, прежде всего, с вопросами безопасности. Изначально планировалось, что станция будет введена в эксплуатацию в 2020 г. Однако сроки начала строительства неоднократно переносились по причине необходимости более тщательной подготовки к реализации проекта. Такая подготовка включает в себя создание соответствующей инфраструктуры, переселение жителей из районов предполагаемого строительства объектов АЭС и формирование общественного мнения, лояльно настроенного к строительству АЭС во Вьетнаме. В связи с этим деятельность Информационного центра по атомной энергии имеет большое значение, способствуя продвижению реальной информации о рисках и возможностях, связанных со строительством и эксплуатацией АЭС, а также препятствует попыткам сформировать негативное отношение гражданского общества к атомной энергии, которые периодически появляются во вьетнамском интернете. Так, в январе 2016 г. вьетнамский публицист Т.К. Чан опубликовал в блоге статью «АЭС "Ниньтхуан": неосуществимый проект», в которой призывает руководство страны отказаться от идеи «наличия атомной бомбы замедленного действия в собственном доме»30. Такие настроения негативно влияют на отношение вьетнамской общественности к совместному российско-вьетнамскому атомному проекту. В интересах России, чтобы реализация проекта АЭС «Ниньтхуан-1» проходила в спокойной обстановке, а сроки строительства больше не переноси-

лись, поэтому высокая значимость деятельности Информационного центра по атомной энергии в Ханое очевидна.

Успешной реализации российских проектов во Вьетнаме способствуют не только организации, созданные для поддержки каждого конкретного проекта, но и те организации, которые работают над созданием положительного образа России в целом. Одной из таких НПО является Фонд «Русский мир», который ведет свою деятельность на базе Русских центров и Кабинетов Русского мира. Деятельность Фонда «Русский мир» по популяризации русского языка и культуры и созданию положительного имиджа России во Вьетнаме имеет большую значимость в современных условиях, так как снижение интереса России к Вьетнаму в конце XX - начале XXI вв. привело к ослаблению тесных дружественных связей, сформировавшихся в советский период. Современная вьетнамская молодежь в большей степени ориентирована на американскую, чем на российскую культуру, а отношение к России во вьетнамском обществе неоднозначное. Так, несмотря на признание помощи России в объединении Вьетнама, во вьетнамском обществе наблюдается крайне негативное отношение к военно-техническому сотрудничеству России с Китаем. В свете вышеизложенного очевидно, что в современных условиях деятельность российских НПО по созданию положительного образа России во Вьетнаме необходима.

Для работы над формированием во Вьетнаме благоприятного общественного мнения по отношению к России необходимо полное, четкое и своевременное понимание внутриполитической ситуации в стране. Такую функцию способны выполнять информационные агентства. Однако на этом направлении Россия сильно отстала от других стран, так как единственное российское информагентство, аккредитованное во Вьетнаме, -это ТАСС.

Большую поддержку российско-вьетнамскому сотрудничеству оказывают Общества дружбы двух стран (как в России, так и во Вьетнаме), а также Общество вьетнамских выпускников советских и российских вузов.

В настоящее время среди всех стран ЮВА Вьетнам является главным российским партнером, тем не менее, российско-

вьетнамское сотрудничество нельзя назвать успешным на всех направлениях. Даже такие приоритетные направления сотрудничества, как энергетика, страдают из-за недостаточного подкрепления «мягкой силой», что видно на примере проекта АЭС «Ниньтхуан-1».

Для России, имеющей ряд долгосрочных и дорогостоящих проектов во Вьетнаме, целесообразно рассматривать НПО как механизм достижения своих целей. При этом важно учитывать ряд факторов, чтобы продвижение российских интересов посредством НПО было эффективным.

Во-первых, руководство Вьетнама крайне отрицательно относится к вмешательству НПО в политику и не приемлет критику в адрес КПВ и правительства.

Во-вторых, и Вьетнам и Россия стремятся к доверительному и взаимовыгодному партнерству, что невозможно без правильного понимания внутриполитической ситуации, что можно обеспечить путем развития российских информационных сетей во Вьетнаме.

В-третьих, НПО должны стать опорой для развития российско-вьетнамских бизнес-связей. В условиях жесткой конкуренции на вьетнамском рынке и недостаточного понимания специфики страны, российским компаниям необходима поддержка со стороны «посредников», в роли которых способны выступать НПО.

В-четвертых, в современных международных условиях необходимо работать над созданием положительного образа России во Вьетнаме. Спад российско-вьетнамского сотрудничества в конце XX - начале XXI вв., а также активная политика США в регионе и ряд других факторов привели к потере позиций России на вьетнамском направлении. Это имело своим результатом то, что во Вьетнаме резко снизилось число позитивно настроенных по отношению к России граждан, что в свою очередь негативно влияет на отношение к российским проектам и к российской политике в целом.

Таким образом, сотрудничество по линии НПО может стать хорошим подспорьем российско-вьетнамским экономическим и политическим связям, способствовать созданию поло-

жительного имиджа России во Вьетнаме, помочь в продвижении российских проектов.

* * *

Подводя некоторый итог, можно сделать вывод о том, что роль НПО во внутриполитической жизни Вьетнама велика. Несмотря на те риски, которые несут НПО, Вьетнам не сможет отказаться от них по многим причинам. А значит, число таких организаций и их влияние на внутриполитическую жизнь страны будет расти.

1 Согласно Постановлению №12/2012/ND-CP правительства Вьетнама. // [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства СРВ. 01.03.2012. URL:

http://vanban.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id= 1&mode=detail&document_id=155650 (дата обращения: 02.02.2016). VUFO-NGO Resource Centre. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.ngocentre.org.vn/content/our-history (дата обращения: 21.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 COMINGO, VUFO and PACCOM. // [Электронный ресурс]: VUFO-NGO Resource Centre Vietnam. URL: http://www.ngocentre.org.vn/content/comingo-vufo-and-paccom (дата обращения: 20.01.2016).

4 Ibid.

5 The Committee for Foreign Non-Governmental Organization Affairs. // [Электронный ресурс]: URL:

http://comingo.gov.vn/TimKiemVanBanPhapQuy.aspx (дата обращения: 16.02.2016).

6 COMINGO, VUFO and PACCOM. // [Электронный ресурс]: VUFO-NGO Resource Centre Vietnam. URL: http://www.ngocentre.org.vn/content/comingo-vufo-and-paccom (дата обращения: 20.01.2016).

Статья 25. // Конституция Вьетнама. [Электронный ресурс]: URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam/T hongTinTongHop/hienphapnam2013 (дата обращения: 05.02.2016).

8 Постановление №93/2009/ND-CP правительства Вьетнама. // [Электронный ресурс]: Economic Development Office. 22.10.2009. URL: http://edoninhthuan.gov.vn/news.aspx?id=431&Newsid=2363&LangID=1 (дата обращения: 01.02.2016).

9 Постановление №45/2010/ND-CP правительства Вьетнама. // [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства СРВ. 21.04.2010. URL: http://vanban.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id= 1&mode=detail&document_id=94264 (дата обращения: 02.02.2016).

10 Постановление №12/2012/ND-CP правительства Вьетнама. // [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства СРВ. 01.03.2012. URL: http://vanban.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id= 1&mode=detail&document_id=155650 (дата обращения: 02.02.2016).

11 Постановление N°88/2012/ND-CP правительства Вьетнама. // [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства СРВ. 23.10.2012. URL: http://vanban.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id= 1&mode=detail&document_id=164166 (дата обращения: 02.02.2016).

1 О

Development resource flows. // [Электронный ресурс]: Organisation for Economic Co-operation and Development. URL:

https://data.oecd.org/drf/grants-by-private-agencies-and-ngos.htm (дата обращения: 05.02.2016).

1 ^

Class Struggle in Vietnam: From the Colonial Yoke to Wage Slavery for Global Capital. // [Электронный ресурс]: Journal of Communist Theory and Practice. June 3, 2012. URL: http://insurgentnotes.com/2012/06/class-struggle-in-vietnam-from-the-colonial-yoke-to-wage-slavery-for-global-capital/ (дата обращения: 22.01.2016).

14 Uy Ban Bao Ve Nguoi Lao Dong Viet Nam. // [Электронный ресурс]: URL: http://baovelaodong.com/hanh-d%E1%BB%99ng/ (дата обращения: 21.01.2016).

15 Ibid.

16 Ho Binh Minh. Vietnam hit by rare strike at major footwear factory. // [Электронный ресурс]: March 31, 2015. URL:

http://insurgentnotes.com/2012/06/class-straggle-in-vietaam-from-the-colonial-yoke-to-wage-slavery-for-global-capital/ (дата обращения: 21.02.2016).

1 П

Cau Lac Bo Nha Bao Tu Do (Клуб свободных журналистов). // [Электронный ресурс]: URL: https://caulacbonhabaotudo.wordpress.com/ (дата обращения: 12.02.2016).

18 Nguyen Tien Trung. Danh chuot gift binh hay gift minh? (Нгуен Тиен Чунг. Поймать мышь, чтобы спасти мир или спасти себя?) // [Электронный ресурс]: Cau Lac Bo Nha Bao Tu Do (Клуб свободных журналистов). 09.10.2014. URL: https://caulacbonhabaotudo.wordpress.com/2014/10/09/danh-chuot-giu-binh-hay-giu-minh/#more-20692 (дата обращения: 02.02.2016).

19 Ta Phong Tan ly than voi Cau lac bo Nha bao Tu do. (Та Фонг Тан уходит из Клуба свободных журналистов). 14.01.2016. // [Электронный ресурс]: URL: http://giaidocthongtindongthap.blogspot.ru/2016/01/ta-phong-tan-ly-than-voi-cau-lac-bo-nha.html (дата обращения: 25.02.2016).

Cau Lac Bo Nha Bao Tu Do tai phuc hoat tai hai ngoai (Клуб свободных журналистов возобновит свою деятельность из заграницы). // [Электронный ресурс]: Saigon Broadcasting Television Network. 02.09.2015. URL: http://www.sbtn.tv/vi/tin-cong-dong-hai-ngoai/cau-lac-bo-nha-bao-tu-do-tai-phuc-hoat-tai-hai-ngoai.html (дата обращения: 02.03.2016). 21 Ta Phong Tan ly than voi Cau lac bo Nha bao Tu do. (Та Фонг Тан уходит из Клуба свободных журналистов). 14.01.2016. // [Электронный ресурс]:

URL: http://giaidocthongtindongthap.blogspot.ru/2016/01/ta-phong-tan-ly-than-voi-cau-lac-bo-nha.html (дата обращения: 25.02.2016).

Новакова О.В., Логинова В.Н. Вьетнам «у себя дома» и в АТР (сквозь историческую призму). // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. №23/2014. С.74.

Католические епископы Вьетнама критикуют новый закон о религии. // [Электронный ресурс]: Церковно-научный центр «Седмица». 12 мая 2015. URL: http://www.sedmitza.ru/text/5573460.html (дата обращения:

01.02.2016).

О Л

Persecution in Vietnam. // [Электронный ресурс]: Open Doors. URL: http://www.opendoorsuk.org/persecution/worldwatch/vietnam.php (дата обращения: 23.12.2015).

25 Thú tuóng tiep Bo truong Truyen giáo Toa thánh Vatican (Премьер-министр принял кардинала из Ватикана). // [Электронный ресурс]: Официальный сайт премьер-министра Вьетнама. 20.01.2015. URL: http://nguyentandung.org/thu-tuong-tiep-bo-truong-truyen-giao-toa-thanh-vatican.html (дата обращения: 05.02.2016).

26 Власти Вьетнама одобрили открытие католического университета. // [Электронный ресурс]: Церковно-научный центр «Седмица». 26 августа 2015. URL: http://www.sedmitza.ru/text/5828145.html (дата обращения: 31.01.2016).

Overview 2015: Vietnam. // [Электронный ресурс]: Freedom House. URL: https://freedomhouse.org/report/ireedom-world/2015/vietnam (дата обращения: 29.02.2016).

28 Tháo luan nhieu noi dung quan trong cüa Du tháo Bo luat Dan su (süa döi). (Обсуждение важных пунктов нового Гражданского кодекса (с поправками)). // [Электронный ресурс]: Газета «Nhän Dän». URL: http://www.nhandan.com.vn/chinhtri/tin-tuc-su-kien/item/27787202-thao-luan-nhieu-noi-dung-quan-trong-cua-du-thao-bo-luat-dan-su-sua-doi.html (дата обращения 26.10.2015).

О о

Деловой совет по сотрудничеству с Вьетнамом. // [Электронный ресурс]: URL: http://www.bccv.ru/mediacache/ac69c4e7-93c8-4cbf-800d-fe3ad169ef94.pdf (дата обращения: 29.02.2015). 30 Цит. по: T.K. Tran. Dien hat nhän Ninh Thuan, mot du án bat khá thi (Т.К.Чан. АЭС «Ниньтхуан»: неосуществимый проект). // [Электронный ресурс]: Bauxite Viet Nam. 13.01.2016. URL:

http ://boxitvn.blogspot.ru/2016/01/ien-hat-nhan-ninh-thuan-mot-du-bat-kha.html (дата обращения: 05.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.