УДК 159.99
ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО
ГРУППОВОГО
СУБЪЕКТА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
© 2015 О.А. Мирошниченко
аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлены результаты экспериментального социально-
психологического исследования многоуровневого группового субъекта в оптимальных, стандартных и напряженных условиях жизнедеятельности. Результаты исследования позволяют соотнести феномен многоуровневости группового субъекта с уровнем субъектного развития группы. Экспериментально обосновано положение о том, что эффективность актуализации группы с тем или иным уровнем субъектного развития опирается на групповой опыт, гибкое и адекватное изменение взаимодействия членов группы и опосредуется степенью напряженности условий.
Ключевые слова: малая группа, групповой субъект, развитие группового субъекта, актуализация группового субъекта, совместная жизнедеятельность, оптимальные, стандартные и напряженные социальные условия.
Малые социальные группы, составляющие современное общество, их формирование, комплектование, функционирование требует тщательного исследования групповых феноменов. Прогнозирование процесса группового развития, влияние его на успешность функционирования группы с целью оптимизации совместной деятельности, повышения результативности группы является важной практической задачей, в связи с чем требуется исследование групповых феноменов как в условиях лаборатории, так и в полевых условиях. Одним из таких феноменов является многоуровневый групповой субъект, актуализация сущностных свойств которого предстает сложной и малоразработанной проблемой социальной психологии.
Феномен многоуровневого группового субъекта недостаточно исследован, что проявляется в терминологической неопределенности и дефиците моделей актуализации группового субъекта и требует разработки его концептуальных и методологических основ. Исследование феномена многоуровневости группового субъекта способствует уточнению представлений о совместной деятельности, общении и взаимодействии в малой группе. Решение указанной проблемы приобретает особую значимость в условиях социально-экономических изменений современной России. Одним из перспективных направлений в исследовании многоуровневого группового субъекта выступает изучение уровней его актуализации в различных социальных условиях.
На том или ином этапе существования, в различных сферах и условиях жизнедеятельности группа как субъект актуализирует себя по-разному, достигая различных результатов [Сарычев 2007]. Поэтому одним из важных этапов является изучение детерминант функционирования группового субъекта в различных социальных условиях. Эффективность совместной деятельности группы можно рассматривать как результат динамических процессов, отражающихся в координации и коммуникации, которые группа развивает с течением времени [Г айдар 2013; Журавлев 2000; Кричевский, Дубовская 2001; Сарычев 2007; Сидоренков 2005; Чернышев 2009]. Эти процессы обусловлены различными детерминантами: особенностями
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
деятельности, социальных условий и самой группы. На разных стадиях своего развития и функционирования групповой субъект испытывает на себе различные влияния, первостепенными среди которых являются социальные условия; именно они действуют на протяжении всего времени существования каждого отдельно взятого группового субъекта.
Групповой субъект предстает как живой, развивающийся социальный организм, своеобразный и неповторимый, становление и развитие которого выступает конструктивным фактором повышения эффективности его функционирования. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях получены эмпирические зависимости, отражающие закономерности взаимосвязей социально-психологических процессов в малой группе, влияние различных факторов на их содержание и динамику.
По-прежнему существует потребность в изучении особенностей становления малой группы субъектом, в выявлении психологических механизмов ее формирования и развития, в создании методов, позволяющих эффективно работать с ней на практике.
Многоуровневый групповой субъект целесообразно изучать с опорой на концепцию коллективного субъекта [Журавлев 2000], субъектную концепцию малой группы [Гайдар 2013], параметрическую концепцию группы [Чернышев, Сарычев 2009], концепцию надежности малых групп в различных социальных условиях [Сарычев 2007].
Планируя исследование, мы исходили из общего гипотетического
предположения о том, что в процессе жизнедеятельности социально-психологические особенности группового субъекта в различных условиях актуализируются в различной степени, в том или ином диапазоне совместной деятельности, общения, отношений. Она конкретизируется в ряде частных гипотез относительно отдельных особенностей процесса жизнедеятельности группового субъекта: а) процесс актуализации группового субъекта детерминируется сочетанием внешних и внутренних факторов и обусловлен уровнем субъектного развития группы; б) в ходе своего становления, функционирования и развития в качестве субъекта группа актуализирует себя на более высоком уровне, осуществляя преобразовательную активность как в отношении ситуации своей жизнедеятельности, так и к самой себе; в) наличие у группы опыта совместной жизнедеятельности в напряженных условиях способствует повышению уровня актуализации группового субъекта.
Нами были исследованы малые молодежные группы. Интерес к молодежным группам вызван тем, что данная категория выступает одной из основ развития общества. В этот период жизни высокую значимость приобретает членство в группе, от которого во многом зависит формирование и развитие личности, приобретение опыта взаимодействия в группе, перенос этого опыта в другие группы. Базой проведения экспериментального исследования послужили молодежные организации Курской области. Жизнедеятельность молодежных групп в таких организациях представлена различными формами совместной жизнедеятельности: учебной, трудовой, спортивной, игровой, творческой, волонтерской и др., что дает возможность наблюдать за особенностями группы в различных ситуациях. Кроме того, это позволяет включить данные группы в естественный эксперимент (во время летней лагерной смены) и проследить актуализацию группового субъекта от начала формирования группы и на протяжении всего ее существования.
Экспериментальная работа проводилась с 13 группами (390 детей) на базе Детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра им. У. Громовой в рамках профильных смен «Лидерский формат». Относительно каждой группы интервьюировались воспитатели, инструкторы, методисты, преподаватели, работающие с отрядами.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Мирошниченко О. А. Исследование актуализации многоуровневого группового субъекта
в социально-психологическом эксперименте
Исследование группового субъекта как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации совместной деятельности группы и собственно группу. Группа как субъект совместной деятельности способна проявить себя в полной мере лишь при полной, предельной реализации своих возможностей. Динамический подход предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной жизнедеятельности группы, которые создают необходимость перестройки (адекватного изменения) способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями [Сарычев, Мирошниченко 2013].
Экспериментальное исследование включало два этапа, в ходе которых были реализованы отдельные аспекты программы эмпирического исследования актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, в том числе изучение социально-психологических особенностей процесса актуализации группового субъекта в стандартных, оптимальных, напряженных социальных условиях; выявление зависимости актуализации группы от уровня ее субъектного развития; выявление и констатирование различий в актуализации группы с разным уровнем субъектного развития в зависимости от степени напряженности условий их жизнедеятельности (в 2013 году); выявление особенностей актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, раскрытие психологической сущности процесса актуализации группового субъекта в динамике (за весь период существования группы), выделение уровней и типов актуализации многоуровневого группового субъекта, разработка соответствующей экспериментальной модели (в 2014 году).
Общий замысел экспериментального исследования заключается в том, что, помещая группы в оптимальные, стандартные и напряженные ситуации совместной групповой жизнедеятельности (манипулируя независимой экспериментальной переменной), мы наблюдаем за особенностями актуализации групп разного уровня субъектного развития, выявляем зависимость актуализации группового субъекта от различных социальных условий, что позволяет выделить уровни групповой актуализации. Длительность естественного эксперимента составляла от восемнадцати до двадцати одного дня, включающих организационный этап, основной и итоговый.
К довольно часто встречающимся в жизнедеятельности молодежных групп ситуациям, мы относим стандартные (повседневные условия жизнедеятельности группы), оптимальные (благоприятные, «готовые» условия для реализации совместной жизнедеятельности группой и достижения желаемого результата) и напряженные (условия соревнования, недостатка времени, неопределенности, резкое изменение условий, ситуации, требующие повышенной ответственности).
В экспериментальном исследовании актуализации многоуровневого группового субъекта был использован методический блок, включающий наблюдение, беседу, опросные методы, метод анализа продуктов деятельности. В качестве ведущих методов использовались две разновидности социально-психологического эксперимента. В лабораторном эксперименте в качестве ведущего метода было использовано моделирование совместной деятельности группы с помощью аппаратурных методик. Оптимальной для решения задачи исследования оказалась аппаратурная методика «Арка» [Чернышев, Сарычев, Лунев 2005]. В естественном социально-психологическом эксперименте ведущей методикой была избрана модернизированная нами «Спортивно-туристическая эстафета», разработанная
курскими психологами. Измерение экспериментальных переменных осуществлялось на протяжении всей смены.
В ходе эмпирического изучения выявлены различия отрядов по уровню субъектного развития. Установлено, что в равной степени представлены группы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
досубъектного, квазисубъектного мезосубъектного и просубъектного уровня развития (все - по 23%). Высокоразвитых групп оказалось около 8% (просубъектный уровень развития).
Изучение функционирования многоуровневого группового субъекта как одной из основ его эффективной актуализации выявило некоторые специфические и общие особенности данного феномена. Были выявлены:
• заметные различия в уровне развития групповых субъектов до включения в развивающую среду и после. Так, более 85 % из включенных в эксперимент групп повысили свой субъектный уровень развития, причем отдельные группы смогли повысить этот уровень на несколько ступеней;
• развитие групповых параметров, таких как направленность активности, организационное единство, интеллектуальное единство, эмоциональное единство, волевое единство, подготовленность. Степень изменения этих подструктур оказалась разная: в группах, субъектное развитие которых выше, наблюдается равномерное развитие всех подструктур, тогда как в других заметно больше развиваются такие подструктуры, как эмоциональное единство, направленность совместной активности, развитие остальных же идет менее заметно;
• взаимосвязь между уровнем развития группового субъекта и эффективностью групповой актуализации. В группах более высокого уровня субъектного развития актуализация характеризуется полнотой отражения групповых возможностей, определяющих ее успешность в различных ситуациях (эффективная актуализация). У групп более низкого уровня субъектного развития наблюдается «смешанная» актуализация, имеющая наличие в ней значительных вариаций. В отдельных ситуациях жизнедеятельности групповой субъект может актуализировать свои групповые свойства эффективно, в других проявляется более низкий уровень актуализации.
Полученные на данном этапе исследования результаты позволили выделить типы актуализации группового субъекта с разным уровнем развития в стандартных, оптимальных и напряженных условиях совместной деятельности. Актуализация группового субъекта классифицирована нами как эффективная, неэффективная и смешанная. Смешанный вариант актуализации группы предполагает наличие в ней значительных вариаций. Так, в отдельных ситуациях жизнедеятельности групповой субъект может актуализировать свои групповые свойства эффективно, в других проявляет более низкий уровень.
В группах протосубъектного и просубъектного уровней развития процесс актуализации характеризуется полнотой отражения групповых возможностей, определяющих успешность актуализации. Включение группы в многообразные формы и ситуации совместной жизнедеятельности способствует появлению группового опыта, позволяющего наиболее рационально реализовывать потенциал группы.
Эффективность актуализации группового субъекта обеспечивается гибким и целесообразным изменением взаимодействия членов группы. Взаимодействие в группах высокого уровня субъектного развития находится в процессе постоянного изменения, направлено на деловую интеграцию, согласованность функций членов группы, сосредоточено на ключевых моментах осуществления совместных действий с целью достижения наилучшего возможного результата.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Мирошниченко О. А. Исследование актуализации многоуровневого группового субъекта
в социально-психологическом эксперименте
Соотношение эффективности актуализации группового субъекта в различных социальных условиях с уровнем субъектного развития группы
Уровень развития группового субъекта Социальные условия жизнедеятельности группового субъекта
Оптимальные Стандартные Напряженные
Досубъектный уровень Неэффективная актуализация Неэффективная актуализация Неэффективная актуализация
Квазисубъектный уровень Смешанная актуализация Смешанная актуализация Смешенная актуализация (малоэффективная)
Мезосубъектный уровень Смешанная актуализация Смешанная актуализация Смешанная актуализация
Просубъектный уровень Эффективная актуализация Эффективная актуализация Смешанная актуализация
Протосубъектный уровень Эффективная актуализация Эффективная актуализация Эффективная актуализация
Результативность групп высокого уровня субъектного развития приобретает оптимальный характер в особомотивированной совместной деятельности в напряженных условиях. Этому, по мнению экспертов и самой группы, способствует наличие группового опыта взаимодействия в трудных, напряженных, а порой и близких к экстремальным условиях жизнедеятельности. Работа групп на приборе-модели «Арка» при выполнении каждой пробы характеризуется четкостью согласования и распределения функций, наличием и реализацией плана собственных действий и адаптацией его к новым условиям деятельности. Такие группы способны варьировать взаимодействие, большинство членов группы ориентировано на поиск оптимального способа взаимодействия, все члены группы готовы проявить инициативу и принять инициативное решение. Для них характерен высокий темп деятельности, импульсивные проявления и эмоциональный тон адекватны ситуации. Иную картину мы видим при анализе деятельности группы более низкого уровня субъектного развития, для которой распределение и согласованность функций, наличие плана реализации поставленной задачи зачастую не является инструментом, позволяющим оптимизировать совместную деятельность. В таких группах выражено стремление к изменению взаимодействия в соответствии с условиями деятельности, но в большинстве ситуаций члены группы ограничиваются лишь намерениями изменить взаимодействие. Согласование функций происходит спонтанно, вследствие чего некоторые функции дублируются.
Группы высокого уровня субъектного развития (протосубъектный и просубъектный уровни) на всех этапах исследования показывают стабильные результаты. Наибольший прирост продуктивности у этих групп проявился в особомотивированной деятельности в напряженных условиях. В условиях наращивания, повышения напряженности условий соревнования присутствие других групп мобилизует потенциал таких групп. Группы, находящиеся на среднем уровне развития (мезосубъектный уровень), в напряженных ситуациях совместной деятельности по качеству и динамике исполнения заметно уступают, повышение напряженности условия двояко влияет на них: с одной стороны, стимулирует, с другой - способствует рассогласованию в группе. Мы установили, что безотказность в исполнении совместной деятельности таких групп росла в течение формирующего
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
эксперимента, но так и не достигла высокого уровня, это же можно сказать и о продуктивности совместной деятельности.
Актуализацию групп досубъектного и квазисубъектного уровней развития можно охарактеризовать как непродуктивную, ситуативную, неосознанную. В группе досубъектного уровня развития неумение выстраивать внутригрупповое взаимодействие, отсутствие общих целей, доминирование безразличия как к совместной деятельности, так и к общению, разделение группы на множество не связанных между собой микрогрупп ведет к неэффективной актуализации группы или вовсе к ее отсутствию. В сложных, напряженных ситуациях для них характерна конфликтность, нежелание искать пути выхода из сложившейся ситуации. Такая группа актуализирует себя, как правило, в плане общения и взаимоотношений между отдельными микрогруппами, причем отдельные члены групп стремятся к общению с другими группами. Совместная деятельность актуализируется не часто, в основном при вмешательстве извне (педагоги, инструкторы центра), а порой полностью отсутствует.
Представленные результаты показывают, что за период эксперимента группы, достигшие высокого уровня субъектного развития, отличаются высокой степенью организованности, способностью прогнозировать и планировать свою деятельность, достигать общегрупповой цели, анализировать свои результаты и учитывать имеющийся совместный опыт. Эти группы рационально используют имеющиеся ресурсы, склонны к конструктивному взаимодействию как внутри группы, так и с другими группами, показывают хороший результат вне зависимости от напряженности условий, быстро и адекватно реагируют на изменение условий. Данные группы актуализируют себя в полной мере, действуя исходя из ситуации; осознанно оценивая социальную ситуацию и свои возможности, они способны преобразовывать как ситуацию, так и себя, перераспределять функции, ставить новые цели. Группы имеют высокий статус в основной организации. Следует отметить, что у этих групп наблюдаются стабильные результаты их совместной деятельности. Они отличаются высоким уровнем включенности во взаимодействие, заинтересованностью,
конструктивному решению проблемных ситуаций, согласованностью совместных усилий. В напряженных ситуациях совместной деятельности взаимодействие в группе активизируется. Результаты совместной деятельности таких групп можно охарактеризовать как прогнозируемые. Они способны не только быстро и адекватно реагировать на изменение внешней ситуации, но и в определенных условиях сами становятся инициатором этих изменений (например, при включении в общие, межгрупповые дела центра они берут на себя роль лидера, распределяя функции между группами). У таких групп в равной степени актуализируются совместная деятельность, общение и взаимоотношения, причем общение активно актуализируется как в процессе совместной деятельности, так и вне ее.
Противоположная тенденция наблюдается в группах, находящихся на досубъектном и квазисубъектном уровнях развития. Совместная деятельность у групп-квазисубъектов характеризуется низкой результативностью, члены группы не способны выстраивать внутригрупповое взаимодействие, часто возникают противоречия, в группах нет четкого понимания общих целей, либо они фактически отсутствуют, ресурсы группы используются неэффективно. В отдельных случаях участники таких групп могут проявить интерес к какому-либо общему делу и достичь конкретных результатов, однако проявленная активность как быстро появляется, так же быстро может угаснуть.
Группы среднего уровня развития демонстрируют достаточную эффективность, в том числе и в напряженных условиях совместной деятельности. Согласование функций для них представляет некоторую трудность, осуществляется стихийно, однако
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Мирошниченко О. А. Исследование актуализации многоуровневого группового субъекта
в социально-психологическом эксперименте
все же могут наблюдаться попытки перестроить взаимодействие для оптимизации совместной деятельности. В целом такие группы демонстрируют воспроизводяще-продуктивный уровень активности, свидетельствующий о том, что они владеют ситуацией, способны использовать имеющийся опыт совместной деятельности, но испытывают сложности в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Актуализация потенциалов групп среднего уровня развития характеризуется как частичная, ситуативная, не всегда осознанная, чаще проявляющаяся в воспроизводяще-продуктивной форме совместной активности, в отдельных случаях они могут переходить на объектно-преобразовательный уровень активности. Совместная деятельность в таких группах актуализирована в достаточной мере, но ее результаты нестабильны, общение и взаимоотношения у них представлены в большей мере.
Эмпирически подтвердились данные о том, что разные качества совместной деятельности у одной группы могут актуализироваться в различной степени. В этой тенденции проявляется своеобразие, «индивидуальность» группы, которая в разные моменты своей жизнедеятельности актуализирует свои психологические свойства на разных уровнях, что позволяет говорить об актуализации многоуровневости группового субъекта в различных социальных условиях.
Включение малой группы в многообразные формы совместной
жизнедеятельности, введение различных групповых форм обучения способствует опережающему развитию группового субъекта. Эффективности групповой актуализации способствует развитие таких подструктур, как направленность активности, организационное единство, интеллектуальное единство, эмоциональное единство, волевое единство, подготовленность, достигнутое в процессе социального обучения. В группах высокого уровня субъектного развития процесс актуализации характеризуется рациональностью использования группой имеющегося потенциала, что можно оценить как оптимальное соотношение результативности и ресурсов, затраченных группой для достижения желаемого результата.
В экспериментальном исследовании была выявлена обусловленность актуализации группового потенциала у групп высокого уровня субъектного развития степенью напряженности условий жизнедеятельности, повышение которой способствовало актуализации группового субъекта на максимально возможном уровне.
Рассматриваемый нами многоуровневый групповой субъект представляет собой целостную развивающуюся систему, элементами которой являются входящие в нее индивиды, включенные во взаимодействие и взаимоотношения, которые приводят к появлению интегративных свойств и качеств, изначально не присущих группе или отдельным ее членам, включенным в социальные среды и актуализирующимся на разных уровнях. Для такого субъекта характерно осуществление различных видов активности (деятельность, общение, отношения), в которых групповой потенциал реализуется в различной степени.
Библиографический список
Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2013. 396 с.
Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: Акад. проект, 2000. С. 133-151.
Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 628 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.
Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 155 с.
Сарычев С.В. Исследование надёжности малых групп в социальнопсихологическом эксперименте // Российский психологический журнал. 2007. № 3. Т. 4. С. 21-34.
Сарычев С.В., Мирошниченко О.А. О динамическом подходе к исследованию многоуровневого группового субъекта // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2013. С. 181-186.
Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 58-67.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А.
Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 189 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 11. URL: http:// scientific-notes.ru/pdf/011-15.pdf (дата обращения: 14.03.2015).
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)