Научная статья на тему 'Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал'

Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1076
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МАЛАЯ ГРУППА / ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / РАЗВИТИЕ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ЭТАП РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдар К. М.

В статье анализируется субъектная концепция малой группы. Раскрываются основные ее положения, демонстрируются преемственные связи с классическими теориями малой группы, разработанными в отечественной социальной психологии, эвристический потенциал данной концепции, позволяющий перевести исследования группы на качественно новый уровень, отвечающий современному состоянию социальной психологии и запросами общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал»

УДК 159.9 : 316.35.023.4

СУБЪЕКТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ: ПРЕЕМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ С КЛАССИЧЕСКИМИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ТЕОРИЯМИ МАЛОЙ ГРУППЫ, НОВИЗНА И ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

© 2014 К. М. Гайдар

докт. психол. наук,

зав. каф. общей и социальной психологии e-mail: marlen_lora@mail.ru

Воронежский государственный университет

В статье анализируется субъектная концепция малой группы. Раскрываются основные ее положения, демонстрируются преемственные связи с классическими теориями малой группы, разработанными в отечественной социальной психологии, эвристический потенциал данной концепции, позволяющий перевести исследования группы на качественно новый уровень, отвечающий современному состоянию социальной психологии и запросами общества.

Ключевые слова: субъектная концепция, малая группа, групповой субъект, развитие группового субъекта, уровень развития, этап развития.

Впервые разработанная в российской социальной психологии субъектная концепция малой группы [Гайдар 2013] представляет собой систему взаимосвязанных, обоснованных с теоретико-методологических позиций и подтвержденных эмпирически научных положений о психологической сущности группового субъекта как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, его онтологических характеристиках (особенностях жизнедеятельности, механизмах и условиях функционирования и развития) и феноменологических характеристиках (системе ведущих свойств, психосоциальной структуре, единстве структурных, функциональных и динамических аспектов группового самосознания, механизме его становления и развития), а также принципах и методах психологического изучения малой группы как субъекта. Субъектная концепция малой группы является основой нового научного направления - социальной психологии группового субъекта. В данной концепции под групповым субъектом понимается системное и динамическое качество малой группы, проявляющееся, когда она осуществляет свою жизнедеятельность в социальной системе, взаимодействуя как единое целое с социальным окружением, в том числе преобразовывает ситуации жизнедеятельности и саму себя, осознавая при этом, что именно она является источником этих действий и преобразований. Другим ключевым понятием концепции выступает «групповая субъектность» как возможность и способность группы проявлять себя в качестве субъекта, интенция, которая в зависимости от волеизъявления группового субъекта может быть реализована или нет (по крайней мере, в разных сферах и видах внутри- и межгрупповой активности может актуализироваться не одинаково, с разной степенью выраженности).

Изложим базовые положения субъектной концепции малой группы.

Система жизнедеятельности группового субъекта отражает онтологический пласт его психологии. Выделяются два аспекта совместной жизнедеятельности группового субъекта: содержательно-психологический и процессуально-динамический. Первый представлен различными видами совместной активности. Под ней понимается взаимодействие группы с социальным окружением в ее субъектной позиции, то есть когда она проявляет себя как единое целое по отношению к разным социальным объектам и самой себе. Можно различать

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

такие виды совместной активности группового субъекта, как деятельность, общение, взаимоотношения, взаимодействия, социальное познание и самопознание, рефлексия и саморефлексия, управление и самоуправление, поведение, творчество и др. Совместная активность группового субъекта может воплощаться в двух формах - внутригрупповой и межгрупповой и в двух сферах - инструментальной и экспрессивной. Второй -процессуально-динамический аспект жизнедеятельности группового субъекта включает в себя процессы функционирования и развития, которые, являясь относительно самостоятельными, в то же время тесно взаимодействуют друг с другом.

Субъектная концепция малой группы содержит модель «жизненного цикла» группового субъекта, раскрывающую три фазы его развития, каждая из которых представлена блоком параметров: стартовая (параметры источников, детерминации и механизмов развития), фаза актуализации (параметры характера, уровней, этапов, результатов развития), финишная (параметр завершения «жизни» группового субъекта).

Механизмы развития малой группы как субъекта включают в себя две составляющие -формально-динамические характеристики этих механизмов (процессы интеграции -дифференциации - дезинтеграции) и содержательно-психологические характеристики (процессы образования групповой структуры, формирования индивидуальности группового субъекта, групповой самоидентификации, его преобразования путем включения в другую группу, распада группового субъекта).

Динамика развития группового субъекта имеет двуплановый характер, состоящий в том, что изменения затрагивают и уровни, и этапы развития. Поуровневое развитие связано с изменением количественного и качественного соотношения подструктур психосоциальной структуры группового субъекта, уровня совместной активности и типа его самовосприятия. Возможны досубъектный, квазисубъектный, мезосубъектный, просубъектный,

протосубъектный уровни развития группового субъекта. Поэтапная динамика его развития заключается в смене доминирующего типа групповой субъектности (возможны типы потенциальной, реальной, рефлексирующей субъектности), с одной стороны, и в изменении самого характера этого развития - с другой. Последнее выражается в том, что первые этапы развития группового субъекта чаще отличаются однотипным характером развития, то есть доминированием одного из типов групповой субъектности, к примеру потенциальной или реальной. Однако на последующих этапах характер субъектного развития групп может меняться на многотипный, когда на определенном этапе одновременно преобладают каких-либо два типа субъектности или все три типа субъектности имеют одинаковый уровень и ни один из них не доминирует.

Феноменологические характеристики психологии группового субъекта разнообразны и взаимосвязаны. Прежде всего это структурные, функциональные и динамические характеристики.

В субъектной концепции малой группы обоснована модель ведущих свойств группового субъекта: на философско-психологическом уровне анализа выделена триада сущностных свойств группового субъекта: активность, социальность, самодеятельность; на конкретно-психологическом уровне - системные свойства целостности, структурности и в том числе иерархичности, способности к самоорганизации и саморазвитию; на дифференциальнопсихологическом уровне - специфические свойства, обусловливающие качественную определенность группового субъекта в том или ином виде его совместной активности. Свойства каждого из уровней анализа взаимосвязаны и детерминируют друг друга, поэтому сами представляют собой системы. Но эти системы различаются по степени интегрированности, взаимосвязанности входящих в них групповых свойств.

Психосоциальная структура группового субъекта образована следующими взаимосвязанными подструктурами: направленность совместной активности группового субъекта, организационное единство группового субъекта, его подготовленность,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Гайдар К. М. Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал

интеллектуальное единство, эмоциональное единство, волевое единство. Взаимосвязи в каждой из подструктур психологии группового субъекта, равно как и между его подструктурами, могут быть иерархическими (субординационными) и координационными.

Более тесные связи между направленностью, организационным единством группы и ее подготовленностью в своей совокупности актуализируют деятельное состояние группового субъекта и образуют подсистему его совместной активности. Эта подсистема выступает референтом сущностных качеств группового субъекта: активности, социальности,

самодеятельности.

Оставшиеся три подструктуры психологии группового субъекта также тесно взаимосвязаны: интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство образуют систему психологических связей и отношений между членами группы, служат показателем включенности индивидов в ее жизнедеятельность и групповой интегративности. Поэтому все три вида единства представляют подсистему психологического единства группового субъекта. Она является референтом его системных качеств: целостности, структурности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

К основным классам осуществляемых групповым субъектом функций относятся производственные, социально-психологические, социально-интегративные.

Неотъемлемым атрибутом группового субъекта является его сознание и самосознание, взаимно влияющие на развитие друг друга. Понятия группового сознания и самосознания раскрывают субъектную сущность малой группы. Групповое самосознание - это процесс и результат познания групповым субъектом себя, в ходе которого образуются его представления о себе в качестве субъекта действий, переживаний, отношений (образы «Мы») и складывается эмоционально-ценностное отношение к своим особенностям (чувство «Мы») в сочетании с готовностью направлять активность на самого себя.

Структура группового самосознания включает когнитивно-рефлексивный, эмоционально-оценочный и регулятивно-поведенческий компоненты. Когнитивнорефлексивный компонент группового самосознания составляют групповые образы и представления группы о себе как о субъекте, интегрирующиеся в Мы-концепцию. Эмоционально-оценочный компонент представлен самооценкой группового субъекта. Регулятивно-поведенческий компонент группового самосознания образован системой норм, вырабатываемых группой как целостным субъектом. Групповое самосознание выполняет следующие функции: консолидирующую, целеобразующую, ориентационно-адаптационную, корректирующую, поддержания позитивной социальной идентичности, социального влияния на членов группы, защитную, самоопределения, развивающую. Динамика самосознания группового субъекта состоит в развитии компонентов его структуры и осуществляется под влиянием внутригрупповых и внешнегрупповых факторов.

Механизмом формирования самосознания группового субъекта является процесс групповой самоидентификации, а результатом - самоидентичность. Благодаря этому он осознает свое место в социальной системе и осущестляет самоопределение относительно других групп.

Следует различать социальную идентичность группового субъекта (результат осознания группой принадлежности к основной организации, своего места в ней, нахождения общности с другими группами) и групповую самоидентичность группового субъекта (результат самоотождествления группы, выделения себя в качестве субъекта, осознания своей индивидуальности, отличия от других групп в составе основной организации).

В структуру групповой самоидентичности группового субъекта входят компоненты: когнитивный - результат совместной познавательной деятельности (со-знания); эмоциональный -результат совместного переживания эмоциональных состояний (со-переживания, со-чувствования); поведенческий - результат совместной деятельности, взаимодействия (со-действия, со-участия).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Субъектная концепция малой группы служит фундаментом для качественно нового уровня разработки проблемы группы как сложнейшей социальной системы по сути и целостного субъекта по своему психологическому содержанию.

Естественно, как все новое, субъектная концепция малой группы опирается на методологические и теоретические разработки отечественной социальной психологии групп как своеобразное основание, позволяющее не только обобщить работы предшественников и подвести некоторые итоги, но и, отразив современные теоретикометодологические тенденции и ориентиры науки, продвинуть вперед социальную психологию малых групп. Сопоставительный анализ дает возможность выявить преемственные связи субъектной концепции малой группы с классическими теориями, разработанными российскими социальными психологами, и одновременно обозначить то новое, что она вносит в исследование психологической природы малой группы, ее жизнедеятельности в целом и процесса развития в частности.

В работах авторов прошлых десятилетий акцент в изучении малой группы ставился на совместной активности, причем исключительно на таком ее виде, как совместная деятельность (стратометрическая концепция А.В. Петровского, параметрическая концепция Л.И. Уманского - А.С. Чернышева, концепция интеграции коллектива А.И. Донцова, работы Е.И. Головахи, Р.С. Немова, Ю.В. Синягина и др.), а если и изучалась сфера взаимоотношений в группе, то как детерминируемая деятельностью (А.К. Дусавицкий, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и др.). В тех немногих современных исследованиях малых групп, которые выполнены к настоящему моменту, превалирует сфера группового сознания (работы Г.В. Акопова, М.И. Найденова, Н.В. Строковой и др.). Причем не всегда авторам удается выйти на собственно групповой уровень анализа, те или иные аспекты психологии группы раскрываются как принадлежащие скорее не ей как целостному субъекту, а составляющим ее индивидам. В отличие от этого достоинством и новизной субъектной концепции малой группы является то, что в ней психология группового субъекта раскрывается на онтологическом и феноменологическом уровнях, то есть и через его совместную активность, и через различные аспекты группового сознания и самосознания. Совместная активность группового субъекта, согласно требованиям системного подхода, трактуется в концепции как целостная система, при этом многоаспектная и многоуровневая: с содержательной точки зрения выделены и описаны ее основные виды, формы, общие качества, уровни, с процессуальнодинамической - теоретически и эмпирически исследованы и представлены в концепции два основных процесса, в которых воплощается совместная активность группового субъекта: функционирование и развитие, их системные механизмы и условия реализации этих процессов. Что касается феноменологических аспектов психологии группового субъекта, они также изучены с системных позиций в единстве структурных, функциональных и динамических характеристик. В концепции доказывается системный характер выделенных разноуровневых ведущих свойств группового субъекта (сущностных, системных, специфических), раскрываются взаимосвязи между подструктурами его психологии, не только описаны разнообразные проявления группового сознания и самосознания (групповая рефлексия, групповая самооценка, групповое самовосприятие и др.), но и раскрыт механизм развития самосознания группового субъекта, в качестве которого изучена групповая самоидентификация, и социально-психологические условия, способствующие этому развитию. Таким образом, в субъектной концепции малой группы реализован методологический принцип единства сознания и деятельности, предложенный в свое время С.Л. Рубинштейном [Рубинштейн 1986], а точнее - единства сознания и совместной деятельности,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Гайдар К. М. Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал

благодаря чему жизнедеятельность группового субъекта представлена системно и целостно, в многообразии и взаимосвязях психологических проявлений.

В субъектной концепции малой группы получили дальнейшее развитие отдельные положения параметрической концепции Л.И. Уманского - А. С. Чернышева [Уманский 1975; Чернышев, Сарычев 2009]. По-новому рассмотрены связи между отдельными подструктурами, выявлен иерархический характер этих связей, на основе чего в психосоциальной структуре группового субъекта выделены подсистема совместной активности и подсистема психологического единства. Обоснована новая трактовка уровня группового развития: не только как количественного и качественного соотношения подструктур (как в параметрической концепции), но как сочетания трех критериев: количественное и качественное соотношение подструктур психологии группового субъекта, уровень его совместной активности и тип самовосприятия. Впервые выработана классификация уровней субъектного развития группы. В ней представлены пять уровней: досубъектный, квазисубъектный, мезосубъектный,

просубъектный и протосубъектный, предложены их «психологические портреты».

Субъектная концепция малой группы направлена на дальнейшее теоретическое и эмпирическое развитие отдельных положений концепции коллективного субъекта А.Л. Журавлева [Журавлев 2000]. Выделенные в ней типы групповой субъектности (потенциальной, реальной, рефлексирующей) изучены эмпирическим путем, в результате чего показано, что в связи с доминированием определенного типа субъектности в группах по-разному актуализируются те или иные виды совместной активности, поэтапное развитие групповых субъектов приобретает определенную динамику, наблюдается большая или меньшая эффективность их функционирования, в частности в процессе принятия совместных решений. Идея А. Л. Журавлева о двуплановом анализе процесса развития группы - по уровням и по этапам - получила не только свое теоретическое развитие (предложено выделять этапы развития группового субъекта по разным основаниям, а именно: на основе или типологического, или видо-специфического подхода), но и эмпирическое подтверждение, в том числе выявлен разнонаправленный характер связи между уровнями и этапами субъектного развития группы. Исходя из предложенной А. Л. Журавлевым логики изучения свойств группового субъекта конкретного вида активности с опорой на структуру этого вида активности (в концепции А.Л. Журавлева это сделано на примере свойств группового субъекта совместной деятельности), в субъектной концепции малой группы охарактеризованы свойства группы как субъекта общения, субъекта взаимоотношений, субъекта поведения [Гайдар 2013].

В названной концепции нашли дальнейшую разработку идеи о механизмах развития группы, которые в отечественной социальной психологии традиционно представлены как взаимодействие и взаимовлияние процессов интеграции и дифференциации (работы А.И. Донцова, А.Г. Ковалева и др.) или процессов интеграции и дезинтеграции (работы А.В. Сидоренкова и др.) [Донцов 1984; Сидоренков 2006 и др.]. Обоснована недостаточность подобных «бинарных» подходов, не позволяющих в полной мере изучить такой сложный процесс, как развитие группового субъекта. Доказана необходимость при разработке вопроса о механизмах развития группового субъекта рассматривать триаду «интеграция - дифференциация -дезинтеграция», взаимоотношения между составляющими которой носят обоюдно направленный характер. Более того, в субъектной концепции малой группы впервые выдвинуто положение о том, что эти механизмы должны исследоваться посредством выделения в них как формально-динамических, так и содержательно-психологических характеристик. Первые воплощаются в триаде процессов интеграции -дифференциации - дезинтеграции и являются общими с аналогичными

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

характеристиками механизмов систем другой природы. Содержательно-

психологические характеристики механизмов развития группового субъекта специфичны для него как разновидности социальных систем и представлены процессами образования групповой структуры, формирования индивидуальности группового субъекта, групповой самоидентификации, его преобразования путем включения в другую группу, распада группового субъекта [Гайдар 2013].

В субъектной концепции группы получили свое развитие положения отечественной психологии об отдельных свойствах субъекта. Впервые выполнена систематизация ведущих свойств группового субъекта на трех уровнях анализа: философско-психологическом, конкретно-психологическом и дифференциальнопсихологическом. В результате с позиций системного подхода выделены и описаны сущностные, системные и специфические свойства группового субъекта, показана системная природа свойств каждого уровня и вместе с тем различная степень интегрированности, взаимосвязанности свойств, образующих тот или иной уровень [Гайдар 2013].

Эвристический потенциал субъектной концепции малой группы состоит в том, что она позволяет перевести на иной содержательный уровень изучение ряда традиционных проблем социальной психологии групп. Одной из таких проблем является проблема нормативных отношений в группе. Примером реализации эвристического потенциала субъектной концепции малой группы служит кандидатская диссертация А. А. Меланьиной, в которой был изменен привычный ракурс изучения нормативной сферы малой группы, а именно: с позиции субъектного подхода к ней осуществлен переход от анализа отдельных компонентов этой сферы - свойств и видов норм, средств их реализации (санкций) - к целостному рассмотрению нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта, выделено новое понятие «нормативная субъектность группы» [Меланьина 2013]. Другой проблемой социальной психологии является проблема лидерства. Но если традиционно исследуется такой ее аспект, как «лидер группы» или «лидер в группе», то в свете субъектной концепции малой группы открывается иная грань проблемы, не разработанная пока в социальной психологии, - это «группа-лидер». Кроме того, с позиций субъектной концепции малой группы становится возможным углубление научных представлений о психологических особенностях группового субъекта на материале неучебных малых групп (спортивных, производственных, семейных, творческих и др.), расширение «возрастного диапазона» изучаемых групп, «открытие» качественно новых субъектных статусов малой группы. Так, в настоящее время с опорой на положения данной концепции проводятся исследования групповой идентичности младших подростков [Гребенникова 2013], интегративных групповых характеристик подразделений ОМОН [Андреев 2012], свойств учебной группы как субъекта психологической помощи обучающимся в ней студентам [Форопонова 2014] и др. Наконец, эвристический потенциал субъектной концепции малой группы проявляется в возможностях ее применения к группам иного масштаба, чем малые. Примером служит докторская диссертация О. А. Артемьевой, в которой с использованием отдельных положений субъектной концепции малой группы автором на материале истории отечественной психологии разработана уровневая субъектная концепция коллективного субъекта научного познания [Артемьева 2013].

Методический аппарат субъектной концепции малой группы также обладает эвристическим потенциалом, который выражается в том, что методики разработанные и апробированные ее автором [Гайдар 2012, 2013], активно используются другими исследователями групповой проблематики (А.А. Меланьиной, О.А. Мирошниченко, И.В. Кислой и др.), позволяя добывать новые для социальной психологии групп знания

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Гайдар К. М. Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал

о таких проявлениях группового субъекта, как его многоуровневый характер, нормативная регуляция групповой жизнедеятельности и др.

Перспективы дальнейшей разработки субъектной концепции малой группы видятся, в частности, в следующем: 1) исследование кризисных периодов в жизнедеятельности группового субъекта, сопоставительный анализ кризисов

функционирования и кризисов развития группового субъекта; 2) разработка типологии социальных ситуаций жизнедеятельности субъекта, теоретическое и эмпирическое обоснование конкретных условий и факторов, при которых одни ситуации стимулируют субъектное развитие группы, а другие - тормозят или препятствуют ему; 3) с опорой на субъектную концепцию малой группы и ее понятийный аппарат появляется возможность приступить к решению тех вопросов в области социальной перцепции, которые до сих пор остаются «за кадром», перевести проблему именно на групповой уровень анализа, когда субъектом социальной перцепции (самовосприятия, межгруппового восприятия) выступает малая группа, тем самым глубже понять взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние таких уровней организации социума, как личность - подгруппа - группа - другие группы; 4) исследование особенностей поведения группового субъекта как интегративного вида его совместной активности, объединяющего в себе компоненты других видов совместной активности - общения, взаимоотношения, управления и самоуправления; 5) выявление специфики в динамике развития групповых субъектов с разным стажем существования.

Таким образом, субъектная концепция малой группы способна обеспечить определенный «прорыв», который придаст новый импульс разработке групповой проблематики на основе субъектного подхода. Это требуется и в интересах дальнейшего развития самой социальной психологии, и в целях удовлетворения остро ощущающихся в ХХ1 веке потребностей общества в новых научных фактах о групповых формах человеческой жизни и соответствующих рекомендациях. Субъектная концепция малой группы способствует интегративным тенденциям как внутри самой социальной психологии, объединению на основе субъектной парадигмы традиционных ее разделов (психология групп, психология общения, социальная психология личности), так и интеграции социальной психологии с другими отраслями психологической науки, поскольку, как утверждал А.В. Брушлинский, именно субъектный подход - та основа, которая служит интеграции психологической науки в целом [Брушлинский 1997]. Ведь объектом ее изучения выступают как индивидуальный, так и групповой субъекты.

Библиграфический список

Андреев С. В. Изучение интегративных характеристик подразделений отрядов мобильных особого назначения МВД России как метод прогноза эффективности их деятельности // Закон и право. 2012. № 10. С. 110-113.

Артемьева О. А. Социально-психологическая детерминация отечественной психологии как становление и развитие коллективного субъекта научной деятельности в первой половине ХХ столетия: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2013. 50 с.

Брушлинский А. В. Целостность субъекта - основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. С. 559-570.

Гайдар К. М. Социально-психологическая диагностика группового субъекта: учеб.-метод. пособие для вузов. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. 72 с.

Гайдар К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Гребенникова Е. В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 11 (89). С. 148-154.

Донцов А. И. Психология коллектива: методологические проблемы

исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 208 с.

Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Акад. проект, 2000. С. 133-151.

Меланьина А. А. Особенности нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта (на материале студенческих групп): дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2013. 218 с.

Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности: учен. зап. высш. шк. г. Одессы. 1922. Т. 2 // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-107.

Сидоренков А. В. Сущность и закономерности интеграции-дезинтеграции в изменении группы и индивида // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. № 4. С. 35-43.

Форопонова А. А. Социальные представления иностранных студентов о группе как субъекте психологической помощи в учебе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/035-033.pdf (дата обращения: 5.09.2014).

Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / под ред. Е.В. Шороховой [и др.]. М.: Наука, 1975. С. 77-87.

Чернышев А. С., Сарычев С. В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/011-15.pdf (дата обращения: 19.02.2011).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.