Научная статья на тему 'Методологические и методические проблемы исследования актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях1'

Методологические и методические проблемы исследования актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
962
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРУППА / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SMALL GROUP / MULTILEVEL GROUP SUBJECT / VITAL ACTIVITY / ACTUALIZATION OF THE GROUP SUBJECT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Ольга Александровна

В статье рассматриваются методологические и методические аспекты исследования группы как многоуровневого субъекта. Выделены актуальные проблемы экспериментального изучения малых групп. Обозначены основные параметры эмпирического исследования многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, этапы и методы изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND METHODICAL ISSUES OF THE RESEARCH ON ACTUALIZATION OF MULTILEVEL GROUP SUBJECT UNDER DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

The article deals with consideration of the methodological and methodical issues of social-psychological study of а group as a multilevel subject. We have selected current problems of experimental studies of small groups. The basic parameters of the empirical research of multilevel group subject in different social conditions, stages and methods of study are given

Текст научной работы на тему «Методологические и методические проблемы исследования актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях1»

УДК 316.023.4

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОГО ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ*

Мирошниченко Ольга Александровна аспирант

Курский государственный университет, Курск, Россия

В статье рассматриваются методологические и методические аспекты исследования группы как многоуровневого субъекта. Выделены актуальные проблемы экспериментального изучения малых групп. Обозначены основные параметры эмпирического исследования многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, этапы и методы изучения

Ключевые слова: МАЛАЯ ГРУППА, МНОГОУРОВНЕВЫЙ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА, СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Проблема. Внимание к социально-психологической проблематике группового субъекта обусловлено рядом факторов. Человек как существо общественное на протяжении всей своей жизни осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной группы. Вхождение индивида в различного рода организации, осуществление коллективного труда, совместное принятие решений, самоорганизация и самоуправление различных групп и индивидов в социальной, производственной и других сферах жизни - все это указывает на значение малой группы в жизни человека. Динамические процессы, происходящие в современном мире, значительные изменения, касающиеся экономической и политической жизни нашей страны, ведут к возникновению напряжения в обществе. Различные угрозы (природные катаклизмы, политические конфликты,

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 1316-46003 а/р

UDC 316.023.4

METHODOLOGICAL AND METHODICAL ISSUES OF THE RESEARCH ON ACTUALIZATION OF MULTILEVEL GROUP SUBJECT UNDER DIFFERENT SOCIAL CONDITIONS

Miroshnichenko Olga Aleksandrovna

postgraduate student

Kursk State University, Kursk, Russia

The article deals with consideration of the methodological and methodical issues of social-psychological study of a group as a multilevel subject. We have selected current problems of experimental studies of small groups. The basic parameters of the empirical research of multilevel group subject in different social conditions, stages and methods of study are given

Keywords: SMALL GROUP, MULTILEVEL GROUP SUBJECT, VITAL ACTIVITY, ACTUALIZATION OF THE GROUP SUBJECT, SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS

терроризм и др.) актуализируют потребности человека в присоединении, ориентацию на взаимодействие и кооперацию в различных группах.

Проблема актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных ситуациях совместной жизнедеятельности представляет значительный интерес для психологии. Актуальность этой проблемы связана с решением сложных задач, стоящих перед нашим обществом в целом и перед отдельными группами. На том или ином этапе своего развития, в той или иной сфере жизнедеятельности, в различных условиях группа как субъект актуализирует себя по-разному, достигает тех или иных результатов.

В социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности достижений в совместной жизнедеятельности групп в различных социальных ситуациях. Для нас важен как диагностический, так и прогностический аспект изучения данной проблемы. Необходимо знать каковы потенциалы группы, насколько они реализуются в различных социальных условиях применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная жизнедеятельность группы, основные параметры их совместной жизнедеятельности. Социально-

психологическое прогнозирование актуализации различных групп как многоуровневого группового субъекта (в молодежных группах, учебновоспитательных организациях, кадетских классах, студенческих и производственных группах, воинских подразделениях и др.), выявление условий их оптимального функционирования является актуальной практической потребностью.

Методологические основы исследования. Многие авторы отмечают, что последние десятилетия характеризуются снижением интереса российских психологов к исследованиям групп, связывая это с трудностями методологического характера, отсутствием новых концепций

группы [2, 6, 7, 10, 19, 20]. Долгое время социальная психология

основывалась на принципе деятельности как общеметодологическом, тогда как в наши дни он является лишь частью специальной методологии социальной психологии [2]. Сегодня методологические вопросы психологии обретают особую актуальность. Остановимся на некоторых проблемах методологического обоснования исследования

многоуровневого группового субъекта.

Разработку проблематики многоуровневого группового субъекта представляется целесообразным осуществлять в рамках сопоставления и сравнительного анализа различных научных подходов к исследованию социально-психологических феноменов. В качестве общенаучной методологии исследования многоуровневого группового субъекта выступает системный подход в психологии (В .А. Барабанщиков, В.А. Ганзен, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов и др.), позволяющий изучать сложноорганизованные, постоянно развивающиеся системы с акцентом на интегративные свойства и многообразные связи, которые имеют место как внутри исследуемого объекта, так и во взаимоотношениях с внешней средой [3, 8, 9, 15]. К.М. Гайдар в своих работах по изучению группового субъекта основывается и подробно описывает принципы системного подхода [6, 7].

Остановимся на отдельных положениях системного подхода применительно к групповому субъекту:

1. Принцип целостности, предполагающий многоплановое (многоаспектное) изучение психологических явлений. Согласно ему, малая группа представляет собой целостную систему, имеющую свои специфические особенности, свойства, характеристики, являющаяся частью макросистемы и подчиняющаяся ее законам, представляющая собой совокупность микросистем (микрогруппы, а также отдельные ее представители). Помимо этого, должна исследоваться не только сама

группа, но и условия ее жизнедеятельности, которые обуславливают ее структуру, развитие, активность.

2. Многомерность исследования психологических феноменов. Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Изучение группового субъекта по отдельно взятым основаниям ведет к его упрощенному пониманию.

3. Многоуровневость в изучении психологических явлений. Согласно данному принципу, система есть организованная целостность, состоящая из многих уровней. При системном рассмотрении психологического феномена необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка, представляющих собой определенную иерархию.

4. Принцип системной детерминации (многоплановой, многомерной, многоуровневой). Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Структура системной детерминации зависит от конкретных обстоятельств, поэтому одни и те же детерминанты в одних условиях могут выступать как причина, в других - как предпосылка, в-третьих - как фактор. В некоторых случаях, по мнению А.Л. Журавлева, может происходить смена ведущей детерминации [9].

5. Принцип развития. Психические явления должны изучаться в их

динамике и развитии. Развитие можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование, дифференциация и преобразование основных свойств и качеств. Этот принцип позволяет рассматривать группу как постоянно развивающуюся систему, отдельные стороны которой развиваются гетерохронно. Изучая трудовой коллектив, А.Л. Журавлев показал, что процесс развития группы необходимо рассматривать в двух планах: развитие по уровням (выявление

количественного и качественного соотношения его различных свойств) и развитие по стадиям, по этапам. Данные процессы автоматически не повторяют друг друга, поскольку очередная стадия фактически может быть переходом на нижележащий уровень или некоторым преобразованием без перехода на новый уровень развития [10, 15].

Содержание принципов системного подхода может служить основой исследования многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях.

В качестве специальной методологии исследования многоуровневого группового субъекта может служить субъектный подход в психологии (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.С. Чернышев и др.) [1, 4, 16, 22]. С позиции данного подхода субъект выступает как источник самодетерминации, саморазвития, самопреобразования, как

автор своей жизни.

Изучая группу как многоуровневый субъект можно провести аналогию с разработанным С.Л. Рубинштейном применительно к личности положением о том, что каждый человек не только отличен от других, но и в различные моменты живет и действует на различных уровнях и достигает различных высот. По его мнению, каждый человек таит в себе и иногда обнаруживает значительные вариации в смысле уровня, высоты функционирования, что обусловлено многообразием и противоречивостью реального единства психического облика личности [16].

В последнее время принцип субъектности занял определенное место в методологическом фундаменте психологии малых групп (А.В. Брушлинский, К.М. Гайдар, А.Л. Журавлев, А.С. Чернышев и др.) [4, 7,

10, 22].

Методические аспекты исследования. В настоящее время психологи отмечают ряд методических сложностей в исследовании групповых феноменов, среди которых недостаток диагностических

средств, отсутствие новых методик и инструментов, позволяющих выйти на собственно групповой уровень анализа, с учетом реалий, характеризующих жизнедеятельность современных малых групп [2, 7, 10,

11, 17, 20].

При организации исследования актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях (оптимальных, стандартных, напряженных) одним из наиболее сложных и важных вопросов является вопрос о методах исследования, соответствующих предмету, объекту, цели, задачам исследования. В исследование включен комплекс взаимосвязанных методов:

1) теоретические - комплексный теоретический анализ, синтез,

обобщение и систематизация содержащихся в литературных источниках основных теоретико-методологических

положений, результатов эмпирических и прикладных исследований различных аспектов групповой проблематики;

2) эмпирические - тестовый, опросный (анкетирование, интервьюирование), методы наблюдения, экспертных оценок, шкалирования, экспериментальный метод;

3) методы обработки результатов эмпирического исследования (количественного, в том числе и статистического и качественного анализа данных в их сочетании).

Методы эмпирического исследования включают в себя комплекс методик, в том числе тест-опросник «Уровни развития группового субъекта» (К.М. Гайдар) - предназначен для изучения уровня развития группового субъекта, тест-опросник «Типы групповой субъектности» (К.М. Г айдар), «Экспертная оценка взаимодействия в группе»

(С.В. Сарычев и А.С. Чернышев), «Экспертная оценка сплоченности в группе» (С.В. Сарычев и А.С. Чернышев), ЗАШ (В. А. Хащенко), методика

нестандартизированного интервью, аппаратурная методика «Арка» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев) и др.

Мы считаем, что для решения совокупности теоретических и прикладных задач, связанных с исследованием актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях основным методом исследования будет социально-психологический эксперимент, в процессе которого мы можем создать условия, необходимые для измерения интересующих нас связей между явлениями. По мнению К. Левина, эксперимент в психологии должен давать объяснительную характеристику, объяснять причины, детерминацию человеческого поведения, а не ограничиваться только установлением факта [14]. По мнению ряда исследователей, под экспериментом понимается такое исследование, в ходе которого мы создаем условия, необходимые для измерения интересующих нас связей между явлениями. На отдельных этапах экспериментального исследования, предметом которого служат социально-психологические явления, могут быть использованы такие методы как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тесты, проективные методы, метод экспертных оценок.

По мнению Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина, А.П. Куприяна и др., эти методы могут предшествовать эксперименту, подготавливать его или создавать соответствующие условия для него, сопутствовать ему, следовать после этапа активного воздействия на экспериментальные переменные. В данном случае эксперимент может служить не только измерением и контролем переменных, но и способом организации исследования, интегрирующим другие методы [2, 5, 13].

Формой организации исследования является естественный и лабораторный эксперимент. При исследовании актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях (оптимальных, стандартных, напряженных) целесообразно естественный

эксперимент избрать в качестве главного метода, позволяющего изучить реальные группы в реальных условиях жизнедеятельности. Кроме того, естественный эксперимент дает возможность зафиксировать присущие групповому субъекту качества и характеристики, их изменение и развитие, их преобразование при воздействии на групповой субъект определенных социально-психологических условий. [6, 11]. Лабораторный эксперимент уточнит данные, полученные в ходе естественного эксперимента, и позволит выделить изучаемые явления «в чистом виде» [17]. В нашем случае лабораторный эксперимент представлен одним из этапов в ходе естественного эксперимента.

В лабораторном эксперименте в качестве ведущего метода следует использовать моделирование совместной деятельности группы с помощью аппаратурных методик. Включение приборов-моделей в арсенал методических приемов психологии образования открывает перспективу моделирования сложных социально-психологических явлений, в частности, групповой совместной деятельности. Оптимальной среди них, с точки зрения исследовательских возможностей, является аппаратурная методика «Арка», позволяющая изучить такие компоненты как организованность группы, единство действий и мнений, уровень психологического настроя, лидерства и мотивации и др. В ней заложено сочетание эвристик с алгоритмическими способами решения задачи; реализован не только результат, но и процесс совместной деятельности; имеется обратная связь, следовательно, и возможность активно влиять на этот процесс [19].

Особенно значим вопрос о выделении конкретных критериев определения различных уровней группового субъекта, разработке исследовательских методик, а также факторов и условий формирования каждого из уровней, путей и методов управления процессом ее формирования и развития.

Объектом эмпирического исследования являются малые молодежные группы. Интерес к молодежным группам связан с тем, что особенности их психологического состояния являются одним из основных факторов прогнозирования перспективного развития общества. В этот период жизни высокую значимость приобретает членство в группе, от которого во многом зависит формирование и развитие личности, приобретение опыта взаимодействия в группе, перенос этого опыта в другие группы.

В качестве базы проведения эмпирического исследования избраны молодежные организации Курской области («Монолит», «АРГОН» и др.). Жизнедеятельность молодежных групп в данных организациях представлена в различных формах совместной жизнедеятельности: учебной, трудовой, спортивной, игровой, творческой и др., что дает возможность наблюдать за особенностями группы в различных ситуациях. Кроме того, позволяет включить данные группы в естественный эксперимент (например, лагерная смена) и проследить актуализацию группы от начала ее формирования и на протяжении всего существования.

Предмет исследования - актуализация многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, которая в нашем исследовании выступает зависимой экспериментальной переменной. В качестве независимой экспериментальной переменной выступают ситуации совместной жизнедеятельности группы. Независимая экспериментальная переменная в ходе осуществления исследования может принимать три основных значения: оптимальные, стандартные и

напряженные ситуации совместной жизнедеятельности группового субъекта.

Малая группа, рассматриваемая нами как многоуровневый групповой субъект, представляющий собой целостную развивающуюся социальную систему, элементами которой служат входящие в нее

индивиды, включенные во взаимодействие и взаимоотношения, которое приводят к появлению интегративных свойств и качеств изначально не присущих группе или отдельным ее членам, актуализирующийся на разных уровнях. Для такого субъекта характерно осуществление различных видов активности (деятельность, общение, отношения), при которых потенциал группы реализуется по-разному.

Социально-психологическая диагностика группового субъекта требует соблюдения определенных методических принципов. В качестве таковых можно выделить принципы комплексности, объективности, сочетание «срезовой» и «лонгитюдной» диагностики, переориентация на изучение реальных групп в естественных условиях жизнедеятельности, переход от усредненных показателей по методикам к сочетанию индивидуального и группового вариантов опроса, выработка общего мнения в ходе групповой дискуссии [7], использование экспертных оценок и др.

Для исследования актуализации многоуровневого группового субъекта необходимо комплексное изучение групп в реальных условиях их жизнедеятельности. Это позволит повысить экологическую валидность, полученных в ходе исследования данных, а также даст возможность более подробно и точно изучить важнейшие социально-психологические свойства и качества группы.

В естественном эксперименте представляется возможным установить зависимость совместной жизнедеятельности группы от объективных факторов, возникающих в деятельности. Проявление групповых качеств оценивается не столько по индивидуальному вкладу каждого члена группы в совместную деятельность, сколько по характеру и степени взаимодействия и взаимопонимания, устанавливающихся в группе [17].

На первом этапе эмпирического исследования были изучены различные теоретические подходы и концепции малых групп, эмпирические работы по психологии группового субъекта и его социально-психологическому развитию, с целью выявления научных предпосылок и степени разработанности проблемы актуализации многоуровневого группового субъекта в отечественной социальной психологии. Разрабатывалась программа эмпирического исследования.

Второй этап исследования включает в себя реализацию отдельных аспектов программы, в том числе изучение социально-психологических особенностей процесса актуализации группового субъекта в различных социальных условиях (стандартных, оптимальных, напряженных), выявление зависимости актуализации группы от уровня ее субъектного развития, выявление и констатирование различий в актуализации группы с разным уровнем субъектного развития в зависимости от степени напряженности условий их жизнедеятельности.

Третий этап исследования посвящен экспериментальному изучению процесса актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях (оптимальных, стандартных, напряженных). Данный этап позволит выявить особенности актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, раскрыть психологическую сущность процесса актуализации группового субъекта в динамике (за весь период существования группы), выделить уровни и типы актуализации многоуровневого группового субъекта, разработать соответствующую модель. С учетом полученных данных спроектировать технологию, обеспечивающую успешную актуализацию многоуровневого группового субъекта в различных условиях жизнедеятельности.

Основным методом исследования служит естественный и лабораторный эксперимент при ведущей роли естественного

эксперимента. Длительность участия групп в естественном эксперименте составит двадцать один день и включает в себя несколько этапов:

1. Организационный период - 3 дня (формирование отрядов, знакомство с условиями смены, с детьми; выявление лидерского потенциала участников смены; выбор формы организации жизни в отряде, лагере; выбор органов самоуправления; знакомство с критериями оценки работы отряда и каждого ребенка на смене).

2. Основной период - 15 дней (работа по программам смены в отрядах и микрогруппах по выбору детей, развитие игрового сюжета, ключевые дела смены - коллективно-творческая деятельность; спортивные игры и соревнования; занятия в мастерских, студиях, секциях; концерты, фестивали; познавательные, психологические игры и викторины; круглые столы и другие формы и методы работы).

3. Итоговый период смены - 3 дня (подведение итогов смены по отрядам и лагеря в целом; проведение итоговых «огоньков»; осуществление итоговой диагностики участников, определение результатов развития личностного роста детей и уровня развития коллектива отрядов).

В жизнедеятельность отрядов включены такие формы организации совместной деятельности как совместно-индивидуальная, совместнопоследовательная и совместно-взаимозависимая, которые реализуются при подготовке и проведении маршрутных игр и спортивных состязаний, творческих представлений, конкурсов, инсценировок, круглых столов, смотра строя и песни, в отрядных кругах и других видах деятельности.

Измерение экспериментальных переменных планируется осуществлять на протяжении всей смены. Актуализация многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях жизнедеятельности в основном может быть описана следующими

показателями: «результативность» (продуктивность, качество выполнения и затраты времени, количество отказов, уровень ошибочности, темп деятельности, степень удовлетворенности своей деятельностью, ранг группы среди других); «взаимодействие» (структура взаимодействия, включенность членов группы во взаимодействие, самостоятельность и инициативность, импульсивные проявление, преобладание

эмоционального тона, коммуникативная активность); «согласованность действий» (наличие плана, распределение и согласованность функций, четкость исполнения плана).

Исследование группового субъекта как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретной ситуации совместной деятельности группы и собственно группу. Группа, как субъект совместной деятельности, способна проявить себя в полной мере лишь при полной, предельной реализации своих возможностей. Динамический подход предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной жизнедеятельности группы, которые создают необходимость перестройки (адекватного изменения) способа организации совместной деятельности в соответствии с этими условиями [17].

К условиям, довольно часто встречающихся в жизнедеятельности молодежных групп, мы относим стандартные (повседневные условия жизнедеятельности группы), оптимальные (благоприятные, «готовые» условия для реализации совместной жизнедеятельности группой и достижения желаемого результата) и напряженные.

В качестве напряженных ситуаций совместной жизнедеятельности в естественном эксперименте выступают:

^ условия межгруппового соревнования (трудового, спортивного, интеллектуального, творческого характера);

^ условия, требующие наладить совместные действия при недостатке времени (подготовка конкурсного мероприятия в короткий срок 2-4 часа);

^ условия, требующие совместных действий группы в условиях неопределенности;

^ условия, в которых значимое социальное окружение пристрастно оценивает результаты совместной деятельности группы (например, конкурсная программа «Танец сквозь века», конкурс инсценировок);

^ условия с повышенной ответственностью, с «высокой ценой» за ошибку в совместной деятельности («День самоуправления», подготовка концертной программы «Деды воевали, чтобы жили мы»);

^ условия, когда осваивается новый вид совместной деятельности;

^ условия, когда изменяется состав группы, ее композиция [18].

Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в процессе жизнедеятельности социально-психологические особенности группового субъекта в различных условиях актуализируются в различной степени, в том или ином диапазоне совместной деятельности, общения, отношений. Она конкретизируется в ряде частных гипотез относительно отдельных особенностей процесса жизнедеятельности группового субъекта.

1. Процесс актуализации группового субъекта детерминируется сочетанием внешних и внутренних факторов, обусловлен социальнопсихологическими особенностями группы, предстоящей деятельностью и социальной ситуацией.

2. Существуют значительные различия в уровне актуализации групп с разным типом субъектного развития. В ходе своего становления, функционирования и развития в качестве субъекта группа актуализирует себя на более высоком уровне, осуществляя

преобразовательную активность как в отношении условий своей жизнедеятельности, так и к самой себе.

В естественном эксперименте наиболее адекватной в плане организации и проведения экспериментальной моделью является спортивно-туристическая эстафета. Все этапы эстафеты подразумевают преодоление в составе группы естественных препятствий или выполнение заданий, превышающих по сложности обычную деятельность, осуществляемую группой. Выделение этапов эстафеты обусловлено задачами изучения совместной деятельности исследуемых групп по основным экспериментальным показателям.

В лабораторном эксперименте в качестве основной методики избрана прибор-модель «Арка» (используется для предъявления

экспериментальной групповой задачи, требующей согласованного практического действия группы людей в составе от двух до двадцати человек). В наибольшей мере актуализируется такая характеристика группы как психологический настрой на деятельность, т.е. способность членов группы создать одномоментное напряжение эмоционально-волевых состояний индивидов и группы, необходимых для энергичного начала достижения общей цели [21].

Интересные возможности в лабораторном эксперименте дает использование моделирование процедур по сбору «Арки». Так лабораторный эксперимент по сбору «Арки» включает в себя несколько экспериментальных процедур:

^ сбор «Арки» в обычных условиях;

> сбор «Арки» с отсчетом времени (через 5 сек);

^ сбор «Арки» при фиксации ведущей руки у всех членов

группы;

> сбор «Арки» молча;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ сбор «Арки» в измененном составе (выведение одного или нескольких членов группы);

^ сбор «Арки» в особомотивированных условиях («на рекорд») [19].

Сопоставление данных, полученных в ходе всех экспериментальных процедур, даст возможность соотнести скрытые организационные отношения и зримые взаимодействия, актуализации группой своих свойств.

Общий замысел экспериментального исследования состоит в том, что мы, помещая группы в оптимальные, стандартные и напряженные ситуации совместной групповой жизнедеятельности (т.е. манипулируя независимой экспериментальной переменной) изучить особенности актуализации групп разного уровня развития групповой субъектности, выявить зависимость актуализации группового субъекта от различного рода условий, определить уровни групповой актуализации.

На основании используемого нами динамического подхода к изучению совместной деятельности и группового поведения в различных социальных условиях будет исследован малоизученный аспект жизнедеятельности группового субъекта отношений, общения и совместной деятельности. Это позволит уточнить теоретические представления об актуализации групповых свойств и атрибутов, сложившиеся в рамках параметрической теории малой социальной группы.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 1999. 224 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. 432 с.

3. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического знания // Методология и история психологии. 2007. Т.2, вып.1. С. 86 - 99.

4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 28-41.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб : Питер, 2004. 320 с.

6. Гайдар К.М. Развитие групповой субъектности в социально-психологическом эксперименте: учеб.-метод. пособие для вузов. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. 80 с.

7. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.

8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1984. 176 с.

9. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во Ин-та

психологии РАН, 2005. 628 с.

10. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и

психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т.30. №5. С. 72-80.

11. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2005. 383 с.

12. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М.: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

13. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1971. 157 с.

14. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психол. журн. 1990. Т. 11. № 5. C. 134158.

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 1998. 705 с.

17. Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 155 с.

18. Сарычев, С.В. Исследование надёжности малых групп в социальнопсихологическом эксперименте // Российский психологический журнал. 2007. -№3. Т. 4. С. 21-34.

19. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Аппаратурная методика «Арка» как метод социально-психологического исследования// Вестник практической психологии образования. 2009. №1(18). С. 112 -117.

20. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал»//Вопросы психологии. 2005. №2. С. 58-67.

21. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. 189 с.

22. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

References

1. Abul'hanova K.A. Psihologija i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti): Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK». 1999. 224 s.

2. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. M.: MGU, 1988. 432 s.

3. Barabanshhikov V.A. Sistemnyj podhod v strukture psihologicheskogo znanija // Metodologija i istorija psihologii. 2007. T.2, vyp.1. S. 86 - 99.

4. Brushlinskij A.V. Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke // Soznanie lichnosti v krizisnom obshhestve. M., 1995. S. 28-41.

5. Druzhinin V.N. Jeksperimental'naja psihologija. SPb : Piter, 2004. 320 s.

6. Gajdar K.M. Razvitie gruppovoj sub#ektnosti v social'no-psihologicheskom jeksperimente: ucheb.-metod. posobie dlja vuzov. Voronezh: IPC VGU, 2012. 80 s.

7. Gajdar K.M. Social'no-psihologicheskaja koncepcija gruppovogo sub#ekta: monografija. Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2013. 396 s.

8. Ganzen V.A. Sistemnye opisanija v psihologii. L.: Izd-vo Leningr. un-ta. 1984. 176 s.

9. Zhuravlev A.L. Psihologija sovmestnoj dejatel'nosti. M.: Izd-vo In-ta psihologii RAN, 2005. 628 s.

10. Zhuravlev A.L. Kollektivnyj sub#ekt: osnovnye priznaki, urovni i psihologicheskie tipy // Psihologicheskij zhurnal. 2009. T.30. №5. S. 72 - 80.

11. Kornilova T.V. Jeksperimental'naja psihologija: teorija i metody. M.: Aspekt Press, 2005. 383 s.

12. Krichevskij R.L. Social'naja psihologija maloj gruppy/ R.L. Krichevskij, E.M. Dubovskaja. M.: Aspekt Press, 2001. 318 s.

13. Kuprijan A.P. Metodologicheskie problemy social'nogo jeksperimenta. M.: Izd-vo MGU, 1971. 157 s.

14. Levin K. Konflikt mezhdu aristotelevskim i galileevskim sposobami myshlenija v sovremennoj psihologii // Psihol. zhurn. 1990. T. 11. № 5. S. 134-158.

15. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M.: Nauka, 1984. 444 s.

16. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. Spb., 1998. 705 s.

17. Sarychev S.V. Nadjozhnost' gruppy v naprjazhennyh i jekstremal'nyh situacijah sovmestnoj dejatel'nosti (social'no-psihologicheskie osnovy). Kursk: Kursk. gos. un-t, 2007. 155 s.

18. Sarychev, S.V. Issledovanie nadjozhnosti malyh grupp v social'no-psihologicheskom jeksperimente // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2007. - №3. T. 4. S. 21-34.

19. Sarychev S.V., Chernyshev A.S. Apparaturnaja metodika «Arka» kak metod social'no-psihologicheskogo issledovanija// Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. №1(18). S. 112 -117.

20. Sidorenkov A.V. Analiz issledovanija malyh grupp v otechestvennoj psihologii po publikacijam v zhurnalah «Voprosy psihologii» i «Psihologicheskij zhurnal»//Voprosy psihologii. 2005. №2. S. 58-67.

21. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lunev Ju.A. Apparaturnye metodiki psihologicheskoj diagnostiki gruppy v sovmestnoj dejatel'nosti. M.: Izd-vo In-ta psihologii RAN, 2005. 189 s.

22. Chernyshev A.S., Lobkov Ju.L., Sarychev S.V., Skurjatin V.I. Social'no odarennye deti: put' k liderstvu (jeksperimental'nyj podhod). 2-e izd., ispr. i dop. Voronezh: Kvarta, 2007. 210 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.