УДК 316.6
ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В КУРСКИХ ВУЗАХ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ СОУГО-19
©2022 Е.В. Трубникова1, А.С. Белоус2, С.П. Логинов3, Н.В. Чертков4, Ю.П. Клявс5, М.А. Радионова6, Е.С. Белоус7
1 доктор биологических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Генетика» е-mail: [email protected] 2кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Генетика» е-mail: [email protected] 3кандидат исторических наук, проректор по научной работе, цифровизации и международным связям, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики е-mail: [email protected] 4кандидат географических наук, доцент, декан естественно-географического факультета е-mail: [email protected] 5кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, оздоровительной и адаптивной физической культуры
е-mail: [email protected] 6кандидат биологических наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Генетика» е-mail: [email protected] 7кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной
безопасности е-mail: [email protected] Курский государственный университет
Представлены данные по изучению адаптации первокурсников курских вузов (выпускники сельских и городских школ) в период пандемии COVID-19. Выявлено, что большинство студентов испытывали определенные трудности в адаптации к новой учебной группе и учебной деятельности в период пандемии. Проведенное исследование показывает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы с целью возможных корректировок учебных программ, адаптированных под дистанционное обучение, а также дополнения воспитательных программ для повышения социальной, профессиональной и дидактической адаптации первокурсников.
Ключевые слова: адаптивность, адаптация, первокурсники, городские и сельские выпускники.
Введение
На сегодняшний день актуальными являются изучение и поиск новых подходов в решении проблемы адаптации индивидуума, а также формирование его социальной и профессиональной идентичности. Исследование адаптации обучающихся на первом курсе находится под пристальным вниманием большинства практиков и исследователей в образовательной сфере. Об этом говорит достаточно большое количество статей, методических пособий и диссертаций.
Предпосылка к активной деятельности индивида, а также необходимые условия деятельности, по сути, и являются адаптацией личности. В этом и заключается положительный смысл адаптации для успешного функционирования в социуме в
различных ролях [3, с. 51-52]. Способность индивидуума приспосабливаться к различным требованиям среды, как социальным, так и физическим, без чувства внутреннего дискомфорта и конфликта со средой понимают под адаптационной возможностью. Данную проблему активно изучают и зарубежные психологи Г. Айзенк, Г. Гартман, Л. Филипс, и другие [9, с. 4-9]. В отечественной психологии психологической адаптации индивидуума посвящены исследования Д.А. Андреевой, В.В. Богословского, И.К. Кряжевой, А.А. Налчаджяна, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Н.А. Свиридова, А.Н. Сухова и многих других ученых [5, с. 10-14].
Разделяя точку зрения Смирнова А.А., адаптацию учащихся мы определяем, как процесс усвоения общепризнанных норм студенческой жизни, освоение статуса учащегося и определение его ролей, а также включение индивидуума в систему межличностных отношений. А что касается адаптированности, то она уже является итогом процесса адаптации. На определенную степень успешности в адаптации студентов-первокурсников влияет благополучие в психологическом состоянии, являющееся основным из базовых факторов адаптированности [1, с. 189-191]. Психологическое благополучие считается одним из проявлений положительного функционирования индивидуума - это сбалансированность психологических процессов, а также развитая способность к оценке собственных возможностей и волевому саморегулированию [10, с. 11-15].
Большинство исследователей выделяют определенные риски образовательной среды, в которой формируются обстоятельства для воспитания и формирования индивидуума как личности [2, с. 11-13]. Основные цели — это создание безопасности и чувство удовлетворенности в своих главных потребностях у большинства участников учебного процесса для их профессионального становления, а также для профилактики асоциального поведения. Поэтому создание психологической защищенности образовательной среды - одна из главных задач в корпоративной культуре и миссии высшего учебного заведения [10, с. 140-154]. Большинство научных публикаций говорит о том, что достаточно высокий процент обучающихся в процессе адаптации в учебном процессе вуза испытывает определенные трудности. На студента при этом, как правило, оказывает влияние большое количество факторов.
Успешная адаптация у учащихся, получающих высшее образование, служит определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности студентов-первокурсников. Сложности в адаптации у студентов приводят к большому количеству неблагоприятных явлений, могут возникать негативные психологические состояния, такие как напряженность в отношениях с другими обучающимися в коллективе и множество подобных состояний [6, с. 67-68]. Первокурсник в первом семестре переживает эти, связанные с адаптацией к новой для него среде, условиям труда и быта, социальному окружению, а также целому комплексу социально-экономических явлений. Студентам для успешного освоения новой программы недостаточно имеющихся у них умений и навыков, которые важны в высшем учебном заведении [4, с. 12-16].
Студенты выпускники сельских школ также могут иметь некоторые проблемы в адаптации к новой сфере и условиям [11, с. 20-24]. Тем студентам, для которых русский язык не является родным приходится осваивать не только особенности языка, но и культуру межличностных отношений [8, с. 934].
Это все определяет перед психологической службой высшей школы важность изучения степени адаптации разнообразных категорий студентов с целью своевременного оказания им адресной психолого-педагогической поддержки [9, с. 1417]. Условия пандемии и переход на дистанционную форму обучения особенно актуализировали подобные исследования.
Целью работы являлось изучение адаптации студентов в курских вузах в период пандемии COVID-19.
Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить степень адаптации к учебной группе и учебной деятельности студентов первого курса в Курском государственном университете (КГУ) и Курском государственном медицинском университете (КГМУ) с учетом места получения ими среднего общего образования (сельская или городская школа).
2. Выявить уровень адаптированности студентов к учебной группе и к учебной деятельности в исследуемых учреждениях с учетом места получения ими среднего общего образования.
В исследовании использовалась методика «Адаптированность студентов в ВУЗе», включающая изучение двух направлений: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Данная методика была предложена Т.Д. Дубровицкой и А.В. Крыловым [7, с. 124].
Используются 16 суждений, в результате анализа которых учащиеся формулируют степень своего согласия на определенные суждения. Обработка данных выполняется вследствие перевода цифр в баллы в соответствии с оценочным листом, производится расчет сумм полученных баллов по каждой из выбранных шкал.
Шкала степени адаптации к учебной группе. Производится расчет суммы баллов по вопросам 1-8. Минимальное возможное число баллов 4,0; максимальное - 16,0. Низким уровнем адаптации считалось 4-6,6 баллов, средним - 6,7-13,3 баллов и 13,416 баллов - высоким.
Шкала адаптированность к учебной деятельности. Производится расчет суммы баллов по вопросам 9-16. Минимальное возможное число баллов 2,0; максимальное -16,0. Низким уровнем адаптации считалось 2-5,2 баллов, средним - 5,3-12,7 баллов и 12,8-16 баллов - высоким.
В определении степени адаптации у обучающихся первого курса приняли участие 49 студентов естественно-географического факультета и 31 студент факультета физической культуры и спорта КГУ, из которых 40 студентов из сельских школ и 40 -из городских школ. В КГМУ в анкетировании участвовали 42 студента лечебного и 38 студентов педиатрического факультетов, из которых 40 студентов - выпускники сельских школ и 40 - городских школ.
В программе Microsoft Excel 10.0. проводили статистический анализ полученных данных. Производили расчет среднего значения (M) показателей и ошибки среднего (m). Для сравнения показателей в различных группах и определения достоверности различий между ними использовали двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями, при этом статистически значимыми считали различия при p <0,05.
Результаты исследования представлены на рисунках 1-6.
Городские Сельские
студенты студенты
□ Шкала -
адаптированность к учебной деятельности КГУ
аР Шкала -адаптированность к учебной деятельности КГМУ
Рис. 1. Результаты диагностики первокурсников по шкале степени адаптации к учебной
деятельности в КГУ и КГМУ При анализе данных степени адаптации к учебной деятельности достоверные различия были как между группами студентов КГМУ и КГУ, так и между студентами выпускников сельских и городских школ. Максимальную степень адаптации к учебной деятельности (12,4±0,06) показали городские первокурсники КГУ, а минимальную -сельские первокурсники КГМУ (10,5±0,04), у большинства из которых был выявлен средний уровень организованности (46 %), активности (69 %) и сформированности любознательности (55 %).
Вероятной причиной является то, что студентам-выпускникам сельских школ еще не полностью был ясен формат онлайн-обучения во время эпидемиологической обстановки в Курске и недостаток «живого» общения, как с преподавательским составом, так и со студентами в группе.
Однако имелась и положительная динамика мотивации начиная с конца первого семестра, во втором семестре уже имело место увеличение показателей как внутренней мотивации, так и внешней, причем одновременно с увеличением уровня познавательной мотивации.
Городские Сельские студенты студенты
□ Шкала адаптированности к учебной группе КГУ
Ш Шкала адаптированности к учебной группе КГМУ
Рис. 2. Результаты диагностики первокурсников по шкале степени адаптации к учебной
группе в КГУ и КГМУ
При анализе данных степени адаптации к учебной группе максимальную степень адаптации (13,1±0,11) показали городские первокурсники КГУ, а минимальные - городские и сельские первокурсники КГМУ (12,3±0,06 и 12,4±0,08 соответственно). В сравнительном аспекте со студентами КГУ более низкие цифры данного показателя были выявлены у студентов КГМУ.
Однако следует отметить, что все показатели степени адаптации не выходили за границы средних значений по классификации, предложенной Т.Д. Дубровицкой и А.В. Крыловой. Это говорит о том, что в обоих вузах проводится воспитательная работа со студентами-первокурсниками.
Учитывая то, что у некоторых студентов были показатели выше или ниже средних по исследуемой классификации нами был произведен дополнительный анализ в исследуемых группах, а именно оценка количества студентов с высоким, средним и низким уровнем степени адаптации к учебной группе и к учебной деятельности (рисунок 3-6).
В результате анализа при одинаковых показателях выраженности адаптации (социальной, профессиональной и дидактической) у учащихся первого курса выявили положительную динамику начиная с конца первого семестра обучения.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
55%
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
□ Шкала
адаптированности к учебной деятельности у сельских студентов
Шкала
адаптированности к учебной деятельности у городских студентов
Рис. 3. Результаты диагностики по шкале степени адаптации к учебной деятельности в КГУ у городских и сельских первокурсников
49%
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
□ Шкала
адаптированности к учебной деятельности у сельских студентов
Шкала
адаптированности к учебной деятельности у городских студентов
Рис. 4. Результаты диагностики по шкале степени адаптации к учебной деятельности в КГМУ у городских и сельских первокурсников
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
64%
55%
Высокий уровень
36% 37%
Средний уровень
Низкий уровень
□ Шкала адаптированности к учебной группе у сельских студентов
Шкала
адаптированности к учебной группе у городских студентов
Рис. 5. Результаты диагностики по шкале степени адаптации к учебной группе в КГУ у
городских и сельских первокурсников
49%
50% 40% 30% 20% 10% 0%
28%
11%
1%
4%
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
□ Шкала ада пти рова н н ости к учебной группе у сельских студентов
Шкала
ада пти рова н н ости к учебной группе у городских студентов
Рис. 6. Результаты диагностики по шкале степени адаптации к учебной группе в КГМУ
у городских и сельских первокурсников В результате анализа данных выявлено, что показатели степени адаптации у студентов КГУ в большей степени находились на высоком уровне адаптированности, а у студентов КГМУ- на среднем как при оценке шкалы учебной деятельности, так и учебной группы. Также следует отметить значительные различия по шкалам степеней адаптации между выпускниками сельских и городских школ в КГМУ, тогда как у студентов КГУ эти различия менее выражены.
Обоснованием полученных данных является то, что чем выше показатели самоактуализации учащихся в учебной деятельности, тем больше выражена внутренняя мотивация обучения. Данная закономерность также прослеживается в период
поступления в высшие учебные заведения. Процесс же адаптации студентов к образовательной среде вуза зависит от степени выражености профессиональных мотивов. В связи с этим самоактуализация и внутренняя мотивация максимально оказывали влияние на процесс адаптации. Независимо от степени выраженности этих факторов у учащихся на первом курсе была выявлена положительная динамика в показателях дидактической адаптации (организованность, любознательность, активность с доминированием мотивов обучения).
У учащихся с повышенным уровнем самоактуализации были выявлены перемены в мотивации. Следует отметить, что к концу первого семестра увеличивалась степень учебной мотивации на уровне широких познавательных мотивов. Учащиеся становились более ответственными, у них процесс адаптации был связан с повышением уровня ситуативной и личностной тревожности. Уровень самоактуализации в учебной деятельности был повышен в нормативных границах выраженности, содействовал процессу адаптации, а у учащихся с низким уровнем самоактуализации, одновременно с чрезмерным увеличением уровня тревожности, понижался уровень успешности их адаптации. Следовательно, чем выше уровень внутренней мотивации и самоактуализации, тем более успешно проходит социальная, профессиональная и дидактическая адаптация студентов.
Также следует отметить влияние общей психологической обстановки в период пандемии COVID-19 на студентов КГМУ в сравнительном аспекте со студентами КГУ. Первые испытывали трудности в общении с одногруппниками и при освоении учебной программы. Вероятно, это связано со спецификой учебных программ, а также с некоторым снижением мотивации у студентов медицинского университета, на которую оказывал несомненное влияние психоэмоциональный фон периода пандемии.
Согласно полученным результатам можно сделать вывод, что большинство студентов испытывали трудности в адаптации к новой учебной группе и учебной деятельности в период пандемии COVID-19. Однако следует отметить, что первокурсники из КГМУ больше испытывали определенные трудности к учебной деятельности и адаптации в группе, причем у студентов-выпускников сельских школ это было выражено в большей степени. Проведенное исследование показывает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы с целью возможных корректировок учебных программ, адаптированных под дистанционное обучение, а также дополнение воспитательных программ для повышения социальной, профессиональной и дидактической адаптации студентов.
Список литературы
1Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Адаптация студентов нелингвистических специальностей к онлайн-обучению иностранным языкам// Перспективы науки и образования. 2021.№3. С. 188-198. 2Акимбекова В. Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические
особенности // Молодой ученый. 2020. № 14.С.10-14. ъБахолдина В. Ю., Титова Е. П. Структура психосоматических связей в связи с оценкой адаптационного напряжения в выборках студентов МГУ и РУДН// Вестник Московского университета. 2018. № 1.Серия 23: Антропология. С. 50-58. 4Бережковская, Е. Л. Психология раннего студенческого возраста. - Москва:
«Проспект», 2014. - 193 с. 5Булгаков, А. В. Психология межгрупповой адаптации. - Москва: Московский гос. обл. ун-т, 2015. - 146 с.
6Долгова В. И., Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». 2015. № 31. С. 66-70. URL: http://e-koncept.ru/2015/95520.htm (дата обращения:10.11.2021).
7Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования степени адаптации студентов в вузе // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. 2010. №2. С123-125.
8Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И. [и др.] Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. №3. С. 933-935.
9Грачева Н. А. Психолого-педагогические факторы успешности профессиональной адаптации молодого учителя: монография; под ред. А. В. Гаврилина. - Владимир: ВИПКРО, 2013. - 106 с.
10Пугачев А. С. Социально-трудовая адаптация обучающихся колледжей в клубных интегрированных коллективах: монография / А. С. Пугачев. - Москва: РДО «Образование. Спорт. Реабилитация», 2014. - 154 с.
11Симаева, И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности / И. Н. Симаева. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2015. - 313 с.