УДК 159.9
Особенности адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза
Features of adaptation of school graduates to the educational activities of the university
Минахметова А.З., Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, [email protected]
Погодина А.ЮЮ., Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, [email protected]
Minakhmetova А., Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, [email protected]
Pogodina A., Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI, anya.pogodina77@yandex. ru
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.030
Ключевые слова: адаптация, адаптация к учебной деятельности, выпускники школ, студенты-первокурсники, эмоциональный комфорт, стремление к доминированию.
Keywords: adaptation, adaptation to educational activities, school graduates, first-year students, emotional comfort, striving for dominance.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью воздействия на адаптационный процесс в период обучения в вузе. Цель статьи заключается в выявлении особенностей адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод тестирования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов в количестве 75 человек. В статье проводится анализ результатов тестирования студентов-первокурсников в начале учебного года и во втором семестре (в конце учебного года). Доказана эффективность психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников, направленная на решение проблем с адаптацией. Исследование показало, что адаптация к учебной деятельности вуза выпускников школ строится через приспособление индивида к новой социальной группе и формируется благодаря внешним и внутренним индикаторам (отношение к себе, отношение к другим, психическая устойчивость, доминирование). Статья будет полезна работникам системы образования, кураторам академических групп, педагогам-психологам.
Abstract. The relevance of the article is due to the need to influence the adaptation process during the period of study at the university. The purpose of the article is to identify the features of the adaptation of school graduates to the educational activities of the university. The leading method to investigate this problem is the testing method. The study involved first-year students in the number of 75 people. The article analyzes the results of testing offirst-year students at the beginning of the academic year and in the second semester (at the end of the academic year). The effectiveness of psychological and pedagogical support of first-year students aimed at solving problems with adaptation is proved. The study showed that the adaptation of school graduates to the educational activities of the university is built through the adaptation of an individual to a new social group and is formed due to external and internal indicators (attitude to oneself, attitude to others, mental stability, dominance). The article will be useful to employees of the education system, curators of academic groups, teachers-psychologists.
Введение. Проблема адаптации - это актуальная проблема, изучением которой в настоящее время интересуются многие научные области. Данная проблема особенно актуальна при рассмотрении вопросов адаптации выпускников школ к условиям образовательной среды вуза. Вчерашний выпускник оказывается в
абсолютно новой ситуации. Ему необходимо приспособиться к новым формам, методам и технологиям обучения [9], также необходимо устанавливать взаимоотношения с новой социальной группой, справляться с интенсивными учебными нагрузками, эмоциональной напряженностью и т.д. [3].
Считается, что процесс адаптации к учебной деятельности вуза должен завершиться к окончанию первого курса. Иначе в дальнейшем могут возникнуть трудности в профессиональном становлении студента [2, с.59]. Безусловно, для успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе необходимо осуществлять целенаправленную работу по психолого-педагогическому сопровождению данного процесса [5, с.243].
Материалы и методы исследования. В научной литературе существует большое количество разных определений понятия «адаптации», а также подходов к ее рассмотрению.
Среди современных работ посвященных проблемам адаптации студентов можно назвать работы Т.П. Браун, Н.М. Голубевой, Е.И. Огаревой, А.А. Сидоровой, В.Н. Соловьева, О.П. Степановой и др.
Адаптация личности с психологической позиции рассматривается как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [11, с.17].
Следовательно, в процессе социально-психологической адаптации происходит приспособление личности к новым условиям социальной среды, к новому виду деятельности, стилю взаимодействия, усвоение нового культурно-исторического опыта [10;12]. Выпускник школы, поступая в высшие учебные заведения, адаптируется к учебной деятельности, к студенческой группе и т.д.
Адаптация студентов к условиям обучения в вузе, по мнению Т.П. Браун, основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой. Она базируется на определенном комплексе когнитивных, потребностно-мотивационных, поведенческих и личностных механизмах [4, с.7].
По мнению П.С. Титовой адаптация студентов-первокурсников начинается с социально-психологической адаптацией к новой социальной группе, в которой осваивается учебная деятельность первокурсников [13].
На эффективность процесса адаптации по мнению исследователей могут оказывать влияние разные интегральные критерии: - по мнению М.В. Григорьевой это личностные характеристики и внешняя деятельность [8.]; -В.В. Батколина предлагает учитывать баланс внутренних (адекватная самооценка,
психологический комфорт и т.д.) и внешних
индикаторов (статусные позиции студентов, авторитет студентов и т.д.) [1, с.68]; - М. В. Яковлева предлагает учитывать адекватную самооценку, положительную динамику мотивации и обученность [14]; - компоненты методики, диагностирующей социально-психологическую адаптацию К. Роджерса -интегральные показатели принятия себя и других, эмоциональный комфорт, внешний и внутренний контроль личности, доминирование-подчинение [7]; - А.А. Виноградова предлагает учитывать обобщенные характеристики, которые представлены в виде когнитивного компонента (познавательная активность, самостоятельность и т.д.), мотивационно-волевого компонента и социально-коммуникативного (тревожность, самооценка, конфликтность и т.д.) [6, с.41-42].
Нами было подготовлено и проведено исследование, целью которого было изучение особенностей адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза. В исследовании приняли участие студенты первых курсов Елабужского института КФУ, Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ. Исследование адаптивных способностей осуществлялось в два замера в течение 2020-2021 учебного года. Первый замер делался в течение сентября месяца. Второй замер делался вовремя второго семестра (апрель). Всего в исследовании приняли участие 75 студентов. Однако, продолжить участие в исследовании осталось только 50 человек. Причинами отсеивания испытуемых были завышенные показатели (более 10 баллов) по шкале достоверности методики МЛО «Адаптивность».
С целью получения эмпирического материала использовалась батарея тестов, включающая в себя ряд методик: методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Диагностическая детальность была реализована на первом и заключительном этапе исследования, с целью определения динамики развития компонентов адаптации
первокурсников.
В качестве методов исследования также выступили методы математической статистики: критерий t-Стьюдента для зависимых выборок, корреляционный анализ. Расчет критерия осуществлялся с использованием программы SPSS.
Результаты. Уровень социально-психологической адаптации тесно связан с показателями личностной зрелости, такими как уважение других, умение решать свои проблемы
Согласно данным, представленным в таблице 1, можно утверждать, что показатели адаптации (63,6), принятие других (61,8), эмоциональный комфорт (64,7) выше нормы. Остальные показатели - ниже нормативных. Полученные результаты говорят о том, что первокурсники данной выборки проявляют достаточный уровень адаптации к новой ситуации, изменяющимся условиям и удовлетворены окружающей действительностью. Высокий показатель «принятия других» говорит о готовности первокурсников к совместной деятельности, взаимодействию с сокурсниками и как следствие, принятию норм студенчества.
Показатели ниже среднего по остальным шкалам позволяют утверждать, что испытуемые данной выборки демонстрируют заниженную самооценку своих качеств (70); пассивность в решении жизненных задач (59,4) и стремление к доминированию (48,1). Полученные результаты
Результаты по методике, представленные в таблице 2 показывают, что студенты -первокурсники из двух показателей демонстрирую близкие к высоким значения по шкале «адаптированность к учебной группе». Это говорит о том, что студенты в ученической среде чувствуют себя достаточно комфортно, легко находят коммуникативный контакт с сокурсниками, проявляют активность, готовы прийти на помощь и стремятся следовать нормам, принятым в студенческой среде.
Показатель «адаптированность к учебной деятельности» в диагностируемой выборке
и т.д. Результаты диагностики показателей социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда представлены в таблице 1.
можно объяснить тем, что студенты-первокурсники находятся в новой социальной среде и тем самым, несмотря на высокие показатели «адаптации» не готовы проявлять большую активность в общении и лидерские качества.
По результатам методики группа испытуемых характеризуется как позитивно настроенная группа, демонстрирующая неплохой уровень адаптации. Выявлена такая особенность как заниженный уровень самопринятия и внутреннего контроля, ведомость, которые препятствуют полноценной адаптации первокурсников и требуют коррекции.
Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) позволяет получить информацию о двух видах адаптации -адаптации к группе и адаптация к учебной деятельности.
соответствует среднему нормативному
значению. Первокурсники, оказавшись в новых условиях учебной деятельности (учебно-познавательной, научной, общественной и др.), испытывают трудности в приспособлении к новым формам преподавания в осваивании учебных предметов, боятся совершить ошибку и не уложиться в указанный срок выполнения заданий и т.д.
Но при этом стараются проявить свою индивидуальность на занятиях, задают вопросы, высказывают свою точку зрения.
Таблица 1. - Средние значения в показателях социально-психологической адаптации первокурсников (по методике К. Роджерса и Р. Даймонда)
Показатели социально-психологической адаптации Средние значения
Адаптивность 63,6
Принятие себя 70,1
Принятие других 61,8
Эмоциональный комфорт 64,7
Внутренний контроль (интернальность) 59,4
Стремление к доминированию 48,1
Таблица 2. - Средние значения в показателях адаптированности первокурсников (по методике Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой)
Показатели Средние значения
Адаптированность к учебной группе 11,8
Адаптированность к учебной деятельности 9,4
Далее рассмотрим результаты исследования представлены в таблице 3 и рисунке 1.
по методике МЛО «Адаптивность», результаты
Таблица 3. - Средние значения по показателям адаптивности студентов-первокурсников
Показатели Средние значения
Адаптивные способности (АС) 47,03
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 31,04
Коммуникативные особенности (КО) 16,8
Моральная нормативность (МН) 10,8
Согласно средним значениям, можно говорить, что выпускники школ в начале учебного года демонстрируют
удовлетворительные показатели по развитию адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, коммуникативным способностям и моральным нормам. Об этом свидетельствуют
средние значения по показателям, которые соответствуют по методике удовлетворительному уровню развития способностей.
Для более детального анализа результатов рассмотрим процентное соотношение по каждой из шкал методики, см. рисунок 1.
Рисунок 1. - Уровневое соотношение показателей шкал методики МЛО «Адаптивность», (в процентах)
Высокий уровень адаптивных способностей свойственен только 23% испытуемых. Только 20% первокурсников проявляют высокие коммуникативные особенности в умении устанавливать новые взаимоотношения с другими людьми, не конфликтность и т.д. По шкалам «адаптивные способности» (48%), «нервно-психическая устойчивость» (76%),
«коммуникативные особенности» (60%) преобладающим уровнем развития является -средний уровень. Это говорит о недостаточной развитости вышеуказанных показателей. По шкале «моральная нормативность» испытуемые выборки демонстрирую низкие результаты, что свойственно 40% первокурсников. То есть почти половина студентов-первокурсников испытывают трудности в адаптации, они не могут адекватно оценить свое место в новой студенческой группе,
не знают, как соблюдать общепринятые нормы в данном коллективе.
Для студентов-первокурсников в
образовательных организациях проводятся мероприятия направленные на успешную адаптацию к условиям обучения в вузе. Подобные мероприятия в образовательных учреждениях, на базе которых осуществлялось исследование, проводились с испытуемыми в сентябре-октябре 2020 года. Специалисты центров психологических служб образовательных учреждений проводили тренинги по снятию психоэмоционального напряжения, на решение проблем адаптации первокурсников. Параллельно с работой специалистов психологических служб проводилась работа кураторов, направленная на ознакомление студентов-первокурсников с их правами и обязанностями, правилами
внутреннего распорядка вуза, традициями, структурой вуза и т.д.
Опираясь на результаты настоящего диагностического исследования студентов-первокурсников, была составлена программа по их психолого-педагогическому сопровождению. В рамках мероприятий по сопровождению адаптации студентов первого курса, кураторами и специалистами психологических служб проводились занятия, направленные на развитие у испытуемых: уровня притязаний и самооценки; уверенности; коммуникативных способностей; нервно-психической устойчивости; умения отстаивать свое мнение, позиции и т.д.
Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября 2020 года по апрель 2021 года. Было проведено 24 занятия. Длительность занятия составляла 1 час 30 минут. Также были проведены занятия с применением
дистанционных технологий. Дистанционный формат был обусловлен в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19.
При реализации программы применялись следующие методы и формы работы: беседы, имитационные и ролевые игры, фокус-группы, коммуникативные тренинги, психологические консультации (по запросу).
После завершения реализации программы по сопровождению студентов-первокурсников была проведена повторная диагностика с целью определения динамики показателей адаптации выпускников школ.
В таблице 4 представлены результаты диагностики социально-психологической
адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) после прохождения программы сопровождения.
Таблица 4. - Средние значения и значения I-критерия Стьюдента в показателях социально-психологической адаптации первокурсников (по методике К. Роджерса и Р. Даймонда)
Показатели социально-психологической адаптации 1 замер 2 замер tэмп уровень значимости
Адаптивность 63,6 67,8 2,8 р<0,01
Принятие себя 70,1 76 2,65 р<0,05
Принятие других 61,8 63,4 1,03 -
Эмоциональный комфорт 64,7 66,8 1,48 -
Внутренний контроль (интернальность) 59,4 62,7 2,48 р<0,05
Стремление к доминированию 48,1 52,3 2,95 р<0,01
Достоверные различия между замерами обнаружены по следующим показателям социально-психологической адаптации:
адаптивность (2,8), принятие себя (2,65), внутренний контроль (2,48); стремление к доминированию (2,95). По остальным показателям различия не достоверны. Полученные результаты говорят о том, что студенты-первокурсники после мероприятий, направленных на решение проблем адаптации, показали более высокий результата по
адаптивности к условиям вуза, взаимодействию с сокурсниками, преподавателями в системе межличностных отношений. Также испытуемые показали умеренное стремление влиять на других людей, стремление высказывать и отстаивать свои позиции; умение управлять своим поведением, поступками.
Таблица 5 содержит значимые различия в показателях адаптированности по методике Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой.
Таблица 5. - Средние значения и значения t-критерия Стьюдента в показателях адаптированности первокурсников (по методике Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой)
Показатели 1 замер 2 замер tэмп уровень значимости
Адаптированность к учебной группе 11,8 12,3 0,18 -
Адаптированность к учебной деятельности 9,4 11,9 2,86 р<0,01
Достоверные различия между замерами обнаружены по показателю «адаптированность к учебной деятельности» (2,86). Трудно однозначно сказать, что повышение данного показателя в целом зависит только от реализации мероприятий
направленных на решение проблем адаптации первокурсников. Однако, данный показатель говорит о том, что студенты-первокурсники уже адаптировались к методике и организации учебной, научно-исследовательской и
воспитательной деятельности вуза; требованиям и стилям деятельности преподавателей; системе оценивания в вузе; усвоению большого объема знаний и т.д.
В таблице 6 представлены результаты диагностики по методике МЛО «Адаптивность» после прохождения программы сопровождения.
Таблица 6. - Средние значения и значения ^критерия Стьюдента в показателях методики МЛО «Адаптивность»
Показатели 1 замер 2 замер 1эмп уровень значимости
Адаптивные способности (АС) 47,03 41,8 6,31 р<0,01
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 31,04 26,4 5,65 р<0,01
Коммуникативные особенности (КО) 16,8 14,7 7,34 р<0,01
Моральная нормативность (МН) 10,8 8,98 2,03 р<0,05
По всем показателям методики обнаружены статистически значимые повышения показателей. Средние значения по всем показателям из удовлетворительного уровня развития перешли в «хорошо» развитый уровень для реализации процесса адаптации. «Хорошо» развитый уровень
соответствует среднему уровню развития качеств, способствующих достаточно успешной адаптации первокурсников.
Также об улучшении в развитии показателей говорят изменения в уровневой выраженности, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. - Уровневое соотношение показателей шкал методики МЛО «Адаптивность» до и после
прохождения программы сопровождения
Как видно из рисунка 2, замеры, проведенные во втором семестре говорят об улучшении показателей: по шкале «адаптивные способности» увеличилось число испытуемых с высоким уровнем - с 23% до 48%; по шкале «нервно-психическая устойчивость» - с 8% до 48%; по шкале «коммуникативные особенности» - с 20% до 44%; по шкале «моральная нормативность» - с 28% до 36%. По шкале коммуникативные особенности« преобладающим уровнем является высокий уровень, по всем остальным - средний уровень.
Полученные результаты по методике говорят о том, что адаптивные способности студентов находятся на достаточно хорошем уровне, коммуникативные способности, нервно -психическая устойчивость повышается, а также
возрастают результаты по шкале моральной нормативности.
Анализ результатов по всем методикам показывает, что студенты после второго замера показывают высокие результаты по адаптации к учебной группе, адаптации к учебной деятельности. Успешная адаптация студентов-первокурсников осуществляется благодаря организации психолого-педагогического
сопровождения первокурсников. Адаптация к учебной деятельности выпускников школ формируется благодаря внешним и внутренним индикаторам: внутренний контроль (0,47), нервно-психическая устойчивость (0,52), принятие себя (0,44), принятия других (0,55), доминирования (-0,48). Все эти связи представляют собой целостную структуру. При
этом отдельной корреляционной связью выделяется адаптация к социальной группе, что способствует соблюдению общепринятых норм поведения и формированию эмоционального комфорта. Корреляционный анализ показал, что адаптация к учебной деятельности строится через отношение студента к другим и к самому себе.
Заключение. Проведенное исследование позволило нам раскрыть особенности адаптации выпускников школ к учебной деятельности вуза, которая строится через приспособление индивида к новой социальной группе и формируется благодаря внешним и внутренним индикаторам
(отношение к себе, отношение к другим, психическая устойчивость, доминирование).
Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, кураторами, психологами в процессе решения проблем адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза. Перспективы исследования выпускников школ
предусматривают изучение влияния
особенностей мыслительной деятельности на процесс адаптации студентов разных профилей к учебной деятельности вуза.
Литература:
1. Батколина В.В. Адаптация первокурсников к образовательной среде высшего учебного заведения / В.В. Батколина // Высшее образование сегодня. - 2018.
- № 3. - С. 68-71.
2. Бенин ДМ. Особенности адаптации студента первого курса к обучению в вузе / Д.М. Бенин, К.А. Милосердова // Наука сегодня: реальность и перспективы. - 2018. - С. 57-59.
3. Бережковская Е.Л. Психология раннего студенческого возраста / Е.Л. Бережковская. - М.: «Проспект», 2014. - 193 с.
4. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Т.П. Браун. - СПб., 2007. - 21 с.
5. Буховцева О.В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса / О.В. Буховцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011
- № 132. - С. 242-248.
6. Виноградов А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова // Образование и наука. - 2008. - № 3 (51). - С. 37-48.
7. Власова Т.А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т.А. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2009. - № 1. - С. 13-22.
8. Григорьева М.В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения : дис. ... канд. психол. наук / М.В. Григорьева. - Саратов, 2005. - 179 с.
9. Григорьевская И.В. Факторы адаптации студентов к образовательной среде колледжа / И.В. Григорьевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11 (139). -С. 124-126.
10. Зеленая Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л.В. Зеленая // Современная психология. - Казань: Бук, 2016. - С. 4345.
11. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб., 2008. -479 с.
12. Скоблик О.Н. Вопросы социально-профессиональной адаптации сотрудника в организации / О.Н. Скоблик // Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - С. 63-69.
13. Титова П.С. Социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников в высшем учебном заведении / П.С. Титова, Н.С. Хацаюк // Научный вестник Крыма. - 2018. - № 1. - С. 14.
14. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Яковлева. - Улан-Уде, 2000. -147 с.
References:
1. Batkolina V.V. Adaptation of freshmen to the educational environment of a higher educational institution / V.V. Batkolina // Higher education today. - 2018. - № 3. -P. 68-71.
2. Benin D.M. Features of adaptation of a first-year student to teaching at a university / D.M. Benin, K.A. Miloserdova // Science today: reality and prospects. - 2018. - P. 57-59.
3. Berezhkovskaya E.L. Psychology of early student age / E.L. Berezhkovskaya. - M.: "Prospect", 2014. - 193 p.
4. Brown T.P. Adaptation of students to study at a university in the context of optimizing the educational environment: auto-ref. dis. ... Cand. ped. sciences / T.P. Brown. - SPb., 2007. - 21 p.
5. Bukhovtseva O.V. Optimization of the adaptation process for 1st year students / O.V. Bukhovtseva // Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. -2011 - № 132. - S. 242-248.
6. Vinogradov A.A. Adaptation of junior students to study at the university / A.A. Vinogradov // Education and Science. - 2008. - № 3 (51). - S. 37-48.
7. Vlasova T.A. Socio-psychological adaptation of junior-year students to the conditions of education at a university / T.A. Vlasova // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - № 1. - S. 13-22.
8. Grigorieva M.V. Comparative analysis of mechanisms and factors of school adaptation in different
learning conditions: dis. ... Cand. psychol. Sciences / M.V. Grigoriev. - Saratov, 2005. - 179 p.
9. Grigorievskaya I.V. Factors of adaptation of students to the educational environment of the college / I.V. Grigorievskaya // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2013. - № 11 (139). - S. 124-126.
10. Zelenaya L.V. The problem of adaptation in educational psychology / L.V. Zelenaya // Modern psychology. - Kazan: Buk, 2016. - S. 43-45.
11. Rean A.A. Psychology of adaptation of personality / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - SPb., 2008. -479 p.
12. Skoblik O.N. Issues of social and professional adaptation of an employee in an organization / O.N. Skoblik // Actual problems of modern science. - 2017. - S.
63-69.
13. Titova P.S. Socio-pedagogical adaptation of first-year students in a higher educational institution / P.S. Titova, N.S. Khatsyuk // Scientific Bulletin of Crimea. -2018. - № 1. - P. 14.
14. Yakovleva M.V. Pedagogical bases of adaptation of freshmen to study at a university: diss. ... Cand. ped. Sciences / M.V. Yakovleva. - Ulan-Ude, 2000. - 147 p.
19.00.07 - Педагогическая психология
Сведения об авторах:
Минахметова Альбина Зульфатовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: [email protected]
Погодина Анна Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат физико-математических наук, доцент Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ, e-mail: [email protected]