Научная статья на тему 'ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ'

ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ / МУРМАНСК / МУЗЕЙ / АРКТИКА / ЛЕДОКОЛ «ЛЕНИН» / ХУДОЖНИКИ / Г. К. МАЛЫШ / В. Ф. ШТРАНИХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б., Кривичев А. И.

В статье «Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников», опубликованной в первом номере журнала «Вестник Кольского научного центра РАН» за 2021 г., была допущена фактическая ошибка: картина художника В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду» была подписана как картина Г. К. Малыша «Атомный ледокол "Ленин"». Ошибка проникла в статью из-за неверного этикетажа при размещении экспозиции «Строго на Север» в Мурманском областном художественном музее. Авторы статьи считают своим долгом донести до читателей достоверную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERATION APPROVED

Factual error in a picture’s title appeared in the article «Straight to the North: Arctic exploration in artists’ works» which has been published in the first issue of Herald of the Kola Science of RAS in 2021. V. F. Shtranikh’s "The "Lenin" Nuclear- powered Icebreaker Launch" picture was lettered ""Lenin" Icebreaker" painted by G. K. Malysh. The wrong "Straight to the North" exhibition labelling in Murmansk region art museum was the reason of the mistake. The authors feel a responsibility to give readers correct data.

Текст научной работы на тему «ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ»

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

D0l:10.37614/2307-5228.2022.14.1.001

УДК 7.03, 75.047 + 75.041+75.044

ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ

Ю. И. Максимов1, А. Б. Мамбетова2, А. И. Кривичев3

1 Музей землеведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, deforestation75@mail.ru

2 Центр дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, agulata@mail.ru

3 Экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, krivichev@live.ru

В статье «Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников», опубликованной в первом номере журнала «Вестник Кольского научного центра РАН» за 2021 г, была допущена фактическая ошибка: картина художника В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду» была подписана как картина Г К. Малыша «Атомный ледокол "Ленин"». Ошибка проникла в статью из-за неверного этикетажа при размещении экспозиции «Строго на Север» в Мурманском областном художественном музее. Авторы статьи считают своим долгом донести до читателей достоверную информацию.

Ключевые слова:

выставка, экспозиция, Мурманск, музей, Арктика, ледокол «Ленин», художники, Г. К. Малыш, В. Ф. Штраних

ALTERATION APPROVED

Yu. I. Maksimov1, A. B. Mambetova2, A. I. Krivichev3

1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), deforestation75@mail.ru

2 Centre for Additional Education in Dobroe village, Lipetsk Region, agulata@mail.ru

3 Lomonosov Moscow State University (Faculty of Economics), krivichev@live.ru

Factual error in a picture's title appeared in the article «Straight to the North: Arctic exploration in artists' works» which has been published in the first issue of Herald of the Kola Science of RAS in 2021. V. F. Shtranikh's "The "Lenin" Nuclear-powered Icebreaker Launch" picture was lettered ""Lenin" Icebreaker" painted by G. K. Malysh.

The wrong "Straight to the North" exhibition labelling in Murmansk region art museum was the reason of the mistake. The authors feel a responsibility to give readers correct data.

Keywords:

exhibition, exposition, Murmansk, museum, Arctic, "Lenin" nuclear-powered icebreaker, artists, painters, G. K. Malysh, V. F. Shtranikh

В первом номере журнала «Вестник Кольского научного центра РАН» за 2021 г. была опубликована статья «Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников» [Максимов, Мамбетова, Кривичев, 2021] о временной выставке «Строго на Север», действовавшей с 24 апреля по 4 августа 2019 г. в Мурманском областном художественном музее в рамках межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успе-

ха» (sever1000.ru/-proektsever), инициированного компанией «Норникель». В статье была допущена ошибка: картина художника В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду» была подписана как картина Г К. Малыша «Атомный ледокол "Ленин"». Как же так получилось? Согласитесь, ситуация требует разъяснений.

Идея написания статьи о выставке «Строго на Север» возникла у нас уже во время её

первого осмотра 23 июня 2019 г. Масштабная экспозиция произвела сильное впечатление разнообразием жанров, стилей и эпох. Выставка занимала все экспозиционные залы музея. Для последующего более детального изучения экспонатов были сделаны фотографии в высоком разрешении, в том числе вместе с этикетажем, для исключения путаницы и недоразумений. К сожалению, без них не обошлось: устроители выставки допустили ошибку при установке этикеток к двум картинам. Перепутать подписи к картинам и не заметить ошибку было немудрено: обе картины из одного собрания - Государственного музея истории Санкт-Петербурга, на обеих изображен атомный ледокол «Ленин», даже год написания совпадает - 1960. Но художники при этом разные, и сюжеты, конечно же, отличаются друг от друга. Один пейзаж - «Атомный ледокол "Ленин"» - принадлежит кисти Гавриила Константиновича Малыша, а другой - «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду» - написал художник Владимир Фёдорович Штраних. Лишь когда статья о выставке «Строго на Север» уже была опубликована в «Вестнике Кольского научного центра РАН», в процессе переписки с Го-

сударственным музеем истории Санкт-Петербурга обнаружилось, что речь идёт о разных полотнах - так, из-за неверно прикреплённой этикетки в статью проникла ошибка. Авторы статьи считают своим долгом донести до читателей «Вестника Кольского научного центра РАН» исправленный вариант описания картин, отдельно рассмотреть обе композиции и представить всеобщему вниманию рассказ о них.

В 1957 г. на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде был построен атомный ледокол «Ленин» для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. С 1960 г. ледокол был передан в состав Мурманского морского пароходства. Это было первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Историческое событие мирового масштаба - спуск ледокола на воду - вызвало большой интерес у многих советских художников (этот ледокол писали Н. М. Быльев-Протопопов, Г К. Малыш, А. А. Меркулов, А. Н. Прошкин, В. В. Ушаков, В. Ф. Штраних и др.). На выставке «Строго на Север» это знаменитое судно можно увидеть на двух картинах -«Атомный ледокол "Ленин"» Г К. Малыша (рис. 1) и «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду»

Рис. 2. Штраних В. Ф. Спуск атомного ледокола «Ленин» на воду. 1960. Холст, масло. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

В. Ф. Штраниха (рис. 2). Оба произведения написаны в 1960 г., то есть отразили событие буквально «по следам», и представляют два совершенно разных взгляда на одну и ту же тему.

Гавриил Кондратьевич Малыш (1907-1998), член Санкт-Петербургского союза художников, родился в селе Китайгородка под Екатеринос-лавом (ныне г. Днепр). Окончив Одесский художественный институт (учился у Т. Б. Фраер-мана и А. Ф. Гауша), жил в Ленинграде, работал главным художником Ленинградского государственного музея реконструкции сельского хозяйства. С 1950-х г. принимал активное участие в многочисленных выставках, мастер лирического пейзажа и натюрморта.

Название картины Г К. Малыша «Атомный ледокол "Ленин"» предполагает, что зритель увидит хрестоматийный яркий образ знаменитого ледокола-великана. Однако здесь ледокол показан вдалеке, в туманной дымке, где среди

ажурных линий портовых кранов величественно возвышается лишь его силуэт в нежных сиренево-голубых тонах. Передний план - тёплый, в розовых лучах. На морской глади сияют солнечные блики, а тёмным контрастом к ним сочными, широкими мазками написаны лодки, баркасы, катера. Дымок из труб растворяется в серебристом небе, а белоснежные чайки создают романтическую, воздушную атмосферу картине. Всё дышит спокойствием, сюжет удивительно мирный.

И в противовес этой картине на выставке «Строго на Север» представлена триумфальная, торжественная композиция московского художника Владимира Фёдоровича Штрани-ха (1888-1981). В. Ф. Штраних родился в селе Царицыно Московской губернии (ныне это территория Москвы), но детские годы провёл в Смоленске и впоследствии «часто бывал в местах своего детства, совершая творче-

ские поездки со смоленскими художниками» [Ландшафтная ..., 2021, с. 139]. Краткие биографические сведения о художнике можно найти в монографии «Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи»: «Художественное образование получил в Строгановском училище (1900 -1907). Во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1909 - 1916) работал помощником художника К. А. Коровина в Большом театре. Участвовал в первой мировой войне, был конным артиллеристом. После революции был избран заместителем председателя Смоленского отделения Пролеткульта по вопросам изобразительного искусства. Руководил мастерской живописи. В 1922 году переехал в Москву, где работал в издательствах и редакциях центральных газет и журналов как иллюстратор» [Грибер, 2008, с. 249]. В Москве, в Музее землеведения МГУ, представлена картина В. Ф. Штра-ниха «Ледокол во главе каравана судов» [Ландшафтная ..., 2021, с. 61, 139, 155].

Картина В. Ф. Штраниха «Спуск атомного ледокола "Ленин" на воду», несмотря на большие размеры (302х196 см), смотрится легко, воздушно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно сложное, многоцветное. Композиция построена по диагонали, и это придаёт сюжету динамику, зритель ощущает «эффект присутствия»: вот-вот, ещё мгновение

- и многотонная махина будет спущена на воду. Сначала мы видим прекрасный чёрный ледокол с красной ватерлинией,такой величественный на фоне серебристо-серого неба. Палуба, борт нарядно украшены развевающимся на ветру алыми лентами, пёстрыми сигнальными флажками. «Люди, тесной толпой обступившие портовый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэтажный дворец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь всё объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результатом коллективного труда этих людей. И постепенно осознаёшь, что люди, они повсюду, они управляют этим грандиозным действом, они создали всё это. Ледокол - не мёртвая машина, а живой сложный организм. Вспоминаются замечательные слова из фильма «Путь к причалу» (режиссёр Георгий Данелия, 1962): «Корабли, как и люди, рождаются на земле. Частицей земного тепла, земной радости и печали они уплывают в море. Будьте счастливы, люди и корабли! И пусть, кто уходит, вернутся!»» [Максимов, Мамбетова, Кривичев, 2021, с. 21-22].

Литература

1. Грибер Ю. А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи: монография. Смоленск: Маджента, 2008. 296 с.

2. Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ: каталог / под ред. А. В. Смурова и В. В. Снакина; МГУ имени М. В. Ломоносова, Музей землеведения МГУ. М.: МАКС Пресс, 2021. 172 с.: ил.

3. Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б., Кривичев А. И. Строго на Север: освоение Арктики в произведениях художников // Вестник Кольского научного центра РАН. 2021. Т. 13, № 1. С. 7-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.