Научная статья на тему 'СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ'

СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
488
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ЭКСПЕДИЦИИ / ПЕЙЗАЖ / МУРМАНСК / МУЗЕЙ / КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / АРКТИКА / ХУДОЖНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б., Кривичев А.И.

Исследуется история художественного освоения Кольского Заполярья и Арктики по материалам временной выставки «Строго на Север», открывшейся в 2019 г. в Мурманском областном художественном музее. На ней были представлены произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, книги и предметы быта, живописные и графические работы, коллекция минералов, встречающихся на Кольском полуострове. В статье сделаны подробные описания отдельных произведений русских художников конца XIX - начала XX вв., советских художников, в том числе мурманских, входивших в 1978-1985 гг. в состав творческой группы «Арктика». Авторы проанализировали, как социально-экономическое развитие Кольского Заполярья влияло на появление новых стилей и направлений в искусстве - от пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера до индустриальных пейзажей и создания художественного сообщества. Настоящая статья посвящена памяти Арви Ивановича Хуттунена (31.08.1922-27.08.2020), Заслуженного художника РФ, руководителя творческой группы «Арктика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRAIGHT TO THE NORTH: ARCTIC EXPLORATION IN ARTISTS’ WORKS

The article provides an overview on the history of the Kola Arctic region and the Arctic artistic exploration based on the “Straight to the North” temporary exhibition in Murmansk Regional Art Museum, 2019. Pieces of icon painting, decorative and applied arts, books, household items, painting and graphic arts and collection of the Kola Peninsula minerals were exhibited there. Some art works are described in details: paintings of Russian artists of the late 19th and early 20th centuries and Soviet artists, including painters from Murmansk and members of “The Arctic” creative team in 1978-1985. The authors analysed, how social and economic development of the Kola Arctic region influenced new art styles and directions: from plein air painting under the Extreme North conditions to industrial landscapes and creation of an art community. The authors dedicate the article to the memory of Honored Artist of the Russian Federation, the leader of “The Arctic” creative team Arvi Ivanovich Huttunen (31.08.1922-27.08.2020).

Текст научной работы на тему «СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ»

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

РО! 10.37614/2307-5228.2021.13.1.001 УДК 7.03, 75.047+75.041+75.044

СТРОГО НА СЕВЕР: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ

Ю.И. Максимов1, А.Б. Мамбетова2, А.И. Кривичев3

1 Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, deforestation75@mail.ru;

2 Центр дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, agulata@mail.ru; 3Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, krivichev@live.ru

Исследуется история художественного освоения Кольского Заполярья и Арктики по материалам временной выставки «Строго на Север», открывшейся в 2019 г. в Мурманском областном художественном музее. На ней были представлены произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, книги и предметы быта, живописные и графические работы, коллекция минералов, встречающихся на Кольском полуострове. В статье сделаны подробные описания отдельных произведений русских художников конца XIX - начала XX вв., советских художников, в том числе мурманских, входивших в 1978-1985 гг. в состав творческой группы «Арктика». Авторы проанализировали, как социально-экономическое развитие Кольского Заполярья влияло на появление новых стилей и направлений в искусстве — от пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера до индустриальных пейзажей и создания художественного сообщества. Настоящая статья посвящена памяти Арви Ивановича Хуттунена (31.08.1922-27.08.2020), Заслуженного художника РФ, руководителя творческой группы «Арктика».

Ключевые слова:

выставка,

экспедиции,

пейзаж,

Мурманск,

музей,

Кольский

полуостров,

Арктика,

художники.

STRAIGHT TO THE NORTH:

ARCTIC EXPLORATION IN ARTISTS' WORKS

Yu.I. Maksimov1, A.B. Mambetova2, A.I. Krivichev3

1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum) 2Centre for Additional Education in Dobroe village 3Lomonosov Moscow State University (Faculty of Economics)

The article provides an overview on the history of the Kola Arctic region and the Arctic Keywords: artistic exploration based on the "Straight to the North" temporary exhibition exhibition, in Murmansk Regional Art Museum, 2019. Pieces of

and applied arts, books, household items, painting and graphic arts and collection landscape, of the Kola Peninsula minerals were exhibited there. Some art works are described Murmansk, in details: paintings of Russian artists of the late 19th and early 20th centuries museum, and Soviet artists, including painters from Murmansk and members of "The Arctic" the Kola creative team in 1978-1985. The authors analysed, how social and economic Peninsula, development of the Kola Arctic region influenced new art styles and directions: theArntic from plein air painting under the Extreme North conditions to industrial landscapes artist. and creation of an art community. The authors dedicate the article to the memory of Honored Artist of the Russian Federation, the leader of "The Arctic" creative team Arvi Ivanovich Huttunen (31.08.1922-27.08.2020).

Введение

Кольский полуостров заселялся людьми намного позже, чем южные районы России. Он был мало изучен до конца XIX в. Исследователи полуострова оставили для истории не только дневники экспедиций, но и изображения: карты, фотографии, рисунки, этюды, эскизы, картины. Они были написаны художниками во время экспедиций, с натуры или впоследствии по памяти, поэтому отражали определенные этапы освоения новых земель. Тема арктического ландшафта стала яркой страницей в истории развития русского пейзажа. Пейзажи Кольского Заполярья являются частью основной экспозиции различных художественных и научных музеев, хранятся в запасниках, экспонируются на временных выставках. Очередной из них стала выставка «Строго на Север», действовавшая с 24 апреля по 4 августа 2019 г. во всех экспозиционных залах Мурманского областного художественного музея.

Целью настоящей статьи является освещение с научной точки зрения художественного освоения Кольского Заполярья и Арктики в период конца XIX - начала XXI вв. по материалам временной выставки «Строго на Север».

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

1. Кратко описать историю Мурманского областного художественного музея.

2. Систематизировать знания о художниках, чьи работы были представлены на выставке «Строго на Север».

3. Показать историко-культурное значение этих работ.

4. Составить описания отдельных картин, представленных на выставке.

История Мурманского областного художественного музея

Музей расположен в каменном трехэтажном здании на улице Коминтерна, в нескольких минутах ходьбы к северо-востоку от мурманского железнодорожного вокзала. Из путеводителя «Столица Арктики за 11 дней» можно узнать, что здание было построено в 1927 г.

и «является вторым по возрасту каменным зданием Мурманска» [Столица Арктики..., 2019, с. 25]. До 1987 г. тут находился магазин Транс-портно-потребительского общества (ТПО).

По решению Мурманского областного совета народных депутатов от 19.12.1989 после реконструкции здания в нем открылся выставочный зал. Это событие было приурочено к проведению VII зональной выставки «Художники Севера». Меньше, чем через месяц, 17 января 1990 г., выставочный зал был преобразован в Мурманский областной художественный музей. Так появился единственный за полярным кругом музей изобразительного искусства. Создание регионального художественного музея, по словам искусствоведа А.В. Федотовой, стало показателем «относительной зрелости изобразительного искусства Кольского Заполярья» [Федотова, 2011, с. 22].

В последние годы в Мурманском областном художественном музее ежегодно организуются десятки тематических временных выставок. Крупнейшей из них стала временная выставка «Строго на Север», которой посвящена эта статья. Выставка является частью межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» (sever1000.ru/proektsever), инициированного компанией «Норникель».

Краткое описание выставки

На выставке были представлены произведения из собраний Мурманского областного художественного музея, Мурманского областного краеведческого музея, Музея истории города Колы, Североморского музейно-выста-вочного комплекса, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга. Всего экспонировалось 132 живописных работы, 238 графических работ, восемь икон, 235 произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта, 80 фотографий, одна скульптура.

Расположенные на первом этаже экспонаты рассказывали об истоках историко-культурного развития Кольского Заполярья как региона России на примере произведений иконописи,

графики, декоративно-прикладного искусства, книг и предметов быта. Здесь экспонируются иконы XVII-XIX вв. из Свято-Никольской церкви села Ковда Кандалакшского района Мурманской области. Святой Николай (Никола) считался покровителем тех, чья жизнь зависела от водной стихии, — мореходов, рыбаков, зверобоев. Часовни и церкви в его честь строились почти в каждом поморском селении.

На втором этаже располагались произведения изобразительного искусства русских художников конца XIX - первой половины XX вв. На рубеже столетий, в годы открытия арктических земель, художники отправлялись в опасные экспедиции на Крайний Север наряду с учеными для того, чтобы создать визуальный ряд, запечатлеть климат, быт, природу неизведанных мест. В довоенные годы, когда начали развиваться новые способы путешествий — по воздуху и по Северному морскому пути, художники также принимали участие в поездках в Арктику.

На третьем этаже зрители увидели живопись и графику послевоенного периода, то есть созданные в годы, когда в Заполярье шли восстановительные работы, грандиозные стройки, осваивались новые большие проекты. Также широко представлены произведения современных мурманских художников, созданные ими в экспедициях по Северному морскому пути.

Необходимо отдельно рассказать про представленный на выставке аудиовизуальный проект «Красный меридиан», созданный Александром Елиным — врачом и композитором из Томска. Лейтмотивом проекта стала найденная Александром в гараже своего родственника, бывшего моряка и покорителя Арктики Сергея Ильича Борисова, 8-миллиметровая кинопленка, отснятая им во время плаваний на первых атомных ледоколах серии «Арктика» в середине 1950-х гг. Кино любительское, немое. Александр Елин написал к нему музыкальные композиции «Рассвет», «Холод», «Ночные исследования», «Крушение», «Замороженный», «Переутомление», «Мили безмолвия» и «Красный меридиан».

Наряду с произведениями искусства, на вы-

ставке «Строго на Север» была представлена минералогическая коллекция «Красота и блеск кристаллов», включающая 42 музейных предмета. Ее дополняла картосхема «Основные руды и цветные камни Кольского полуострова».

Из всех представленных на выставке картин для описания в настоящей статье выбрано одиннадцать. Каждая из них ярко отражает свою эпоху, в каждой прослеживаются художественные тенденции определенного времени.

Арктическое экспедиционное изобразительное искусство конца XIX вв.

Жанр арктического экспедиционного изобразительного искусства начал формироваться в XIX в. благодаря участию профессиональных художников в составе арктических экспедиций. Как заметил искусствовед и художник В.Н. Бубенцов, «появились необычные, невиданные никем ранее реалистические этюды и колоритные полотна неведомых заполярных земель» [Бубенцов, 2012, с. 241]. Художественное освоение Кольского полуострова началось в 1894 г. с экспедиций Александра Борисова, творческих командировок Константина Коровина и Валентина Серова (табл. 1).

Александр Алексеевич Борисов (18661934) — талантливейший русский художник, родился в деревне Глубокий Ручей Сольвы-чегодского уезда Вологодской губернии. Выходец из крестьянской семьи, он с юных лет проявлял способности к изобразительному искусству. Начал творческий путь в иконописной мастерской Соловецкого монастыря, затем продолжил образование в Санкт-Петербурге — сначала в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1886-1888 гг.), а потом в Академии художеств (1888-1897 гг.), был учеником И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. В период с 1894 по 1903 гг. А.А. Борисов принял участие в семи экспедициях на Крайний Север, о чем ранее писали авторы статьи [Максимов, Кривичев, 2020].

На картине А.А. Борисова «В Екатерининской гавани» (рис. 1) мы видим пейзаж тогда еще безлюдного, неосвоенного места, где в скором времени будет основан порт и город Алексан-

Таблица 1. Участие художников в экспедициях на Крайний Север в 1894-1895 гг.1

Участники А.А. Борисов К.А. Коровин, В.А. Серов и др.

Сроки экспедиции 12 июня - 2 июля 1894 г.2 Август 1894 г. — с В.А. Серовым; 1895 г. — с художниками Н.А. Праховым и Н.В. Досекиным

Маршрут экспедиции, способы передвижения Экстренный поезд (Ярославль -Вологда), пароход «Николай» (Вологда -Архангельск), пароход «Ломоносов (Архангельск - Соловки - Сосновский маяк - Безымянный остров (ныне остров Витте) - Териберка - Екатерининская гавань - остров Еретики -Озерко -Печенгская губа - Пазо-фьорд - Вардё - Хаммерфест - Тромсё - Тронхейм), экстренный поезд (Тронхейм -Стокгольм), пароход (Стокгольм - Турку - Санкт-Петербург) Поезд (Ярославль - Вологда), пароход «Луза» (Вологда -Архангельск), пароход «Ломоносов» (Архангельск -Белое море - восточное побережье Кольского полуострова: мыс Святой Нос, промысловые становища Рында, Териберка, Лодейное - река Печенга - Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь

Организатор экспедиции Русский государственный деятель, министр финансов С.Ю. Витте Русский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов

Цели экспедиции Поиск подходящей незамерзающей гавани для размещения в ней центральной военно-морской базы для строительства флота на севере России Сбор материала для подготовки павильона Крайнего Севера XIV Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая состоялась в 1896 г. в Нижнем Новгороде

Основные результаты экспедиции Для строительства выбрана Екатерининская гавань. А.А. Борисов выполнил карандашные зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья, привез из экспедиции около 150 этюдов Созданы декоративные панно К.А. Коровина «Фактория на Мурмане», «У становища корабля», «Мурманский берег», «Пристань у фактории на Мурмане»

1. Составлено авторами статьи по: [Максимов и др., 2020].

2. Точно известные даты в таблице приведены по старому стилю.

дровск (ныне город Полярный). Контраст темного каменистого берега на переднем плане и нежного, светлого моря создает ощущение простора и безмятежности. Над серебристо-голубыми скалами на дальнем плане плывут легкие облака. Удивительно, что на такой небольшой по сюжету и размеру картине цвет снега везде разный. На переднем плане снег написан пастозными, рельефными мазками голубоватого,

розового, белоснежного оттенка, а кое-где он просвечивает сквозь скалы охристыми пятнами. На дальнем же плане заснеженные берега показаны в ультрамариновой дымке.

Всего на выставке представлено шесть работ А.А. Борисова, из них 2 — пейзажи Екатерининской гавани (табл. 2).

Константин Алексеевич Коровин (18611939) — один из основоположников русского

Рис. 1.

Борисов А.А. В Екатерининской гавани. Конец XIX в. Холст на картоне, масло.

Из собрания музея

изобразительных

искусств

Республики

Карелия

импрессионизма, — родился в Москве, учился в Московском училище живописи, зодчества и ваяния в 1875-1886 гг., его педагогами были А.К. Саврасов, В.Д. Поленов и В.Г. Перов.

К.А. Коровин был не только талантливым художником, но и писателем. Книги его воспоминаний — живые, эмоциональные — не менее интересны, чем его живописные и графические произведения. Одно из ярких воспоминаний — это поездка с другом и единомышленником,

художником Валентином Серовым на Крайний Север (табл. 1). Приключения, новые впечатления и свое художественное открытие далекой земли — об этом Коровин пишет в свойственной ему эмоциональной, яркой манере: «Огромный океан покрыт как бы темным шелком. Тихие воды. Слышен шум непотушенного паровика машины. Я и Серов смотрим с палубы на таинственный берег, погруженный в бурую полумглу — полусвет непогасшей север-

Таблица 2. Произведения А.А. Борисова на временной выставке «Строго на Север

Название работы

Дата

Материалы

Размеры, см

Откуда поступила картина

«Екатерининская гавань в 1896 году»

1896

Картон, масло

33x50,5

Мурманский областной краеведческий музей

«В Екатерининской гавани»

Конец XIX в.

Холст на картоне, масло

24x36

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Полярные льды

1896

Холст, масло

25x40,5

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

<Берег Новой Земли;

1901

Холст на фанере, масло

34,5x55

Государственный Русский музей (СПб)

«Волки»

Начало XX в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Холст, масло

20x32

Мурманский областной художественный музей

<Снежные горы;

Начало XX в

Холст, масло

17x23

Мурманский областной художественный музей

У>

«

сч о сч

X

сЕ

х

ы. *

т

о *

х *

о

с!

>

х

X

к ^

X ш

с!

ш т

п ^

о а с

т ^

Ы.

а <

о т о о

о <

х

о |_

о а

Рис. 2.

Коровин К.А.

На Севере.

1899.

Холст, масло.

Из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург)

ной зари» [Константин Коровин..., 1990, с. 286]. На выставке «Строго на Север» можно увидеть стенды со страницами рассказов К.А. Коровина «На севере диком», «Мурман» и «Павильон Крайнего Севера».

На картине К.А. Коровина «На Севере» (рис. 2) мы видим повседневную жизнь северных рыбаков. Пришвартованные лодки, теснящиеся у пирса, написаны практически одним мазком и отличаются лишь по цвету. Коровин — мастер импрессионизма — умел лаконично показывать объекты: просто, ясно и точно посредством мазка, линии, прикосновения. Баркас на переднем плане слегка наклонен влево, и это подчеркивает движение, показывает динамику. Судно также написано в размашистой манере а-ля прима, и, тем не менее, здесь хорошо заметно, что борт деревянный: часть судна освещена скупым северным солнцем, и мы видим доски, киль, мачту. Цвета подобраны с большим вкусом, все выстроено на контрастах темного и светлого, теплого и холодного. Особенно необычно написана вода — небрежные на первый взгляд, выполненные невпопад пятна на самом деле представляют собой отражение серебристого неба, баркаса, лодок, темных прибрежных скал. Все собрано в единое гармоничное целое — импрессионизм Коровина основан на академической

школе русской живописи, и в его этюдах замечательным образом сочетается классика реализма и условность новых течений в изобразительном искусстве.

Всего на выставке представлено четыре работы К.А. Коровина (табл. 3).

Морские и приморские северные пейзажи первой половины XX в.

Русские художники все чаще обращались к теме пейзажа Севера: их наставники, мастера-первопроходцы, по выражению В. Бубенцова, «проложили творческую дорогу для дальнейшего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера» [Бубенцов, 2012, с. 244].

Живописец и график Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), уроженец Тулы, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1911), ученик

A.Е. Архипова, К.А. Коровина, Л.О. Пастернака,

B.А. Серова. На картине В.В. Рождественского «У Белого моря» (рис. 3) мы видим бревенчатые срубы рыбацкого поселения у самой кромки морского берега. Дерево потемнело от времени, от северных ветров и морской соленой воды. Горизонт затянут свинцовыми облаками, ледяной тон воды у кромки берега контрастирует с теплой гаммой земли и деревянных построек. Палитра богата перели-

Таблица 3. Произведения К.А. Коровина на временной выставке «Строго на Север»

Название работы Дата Материалы Размеры, см Откуда поступила картина

«Поморы» 1894 Холст, масло 62x28,5 Государственный Русский музей (СПб)

«На севере» 1899 Холст, масло 47x65 Государственный Русский музей (СПб)

«Ледовитый океан. Становище "Еретики" (Северное лето)». Эскиз панно для русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Картон, масло 11,3x21,2 Государственный Русский музей (СПб)

«Ледовитый океан. Становище "Еретики" (Зима)». Эскиз панно для русского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Картон, масло 11,7x21 Государственный Русский музей (СПб)

вающимися оттенками, художник мастерски передает бархатистую фактуру земли, старых бревен постройки, деревянные стены которой напоминают мозаику из многочисленных радужных оттенков. Холодная гладь воды, старые лодки, песчаный берег создают настроение спокойствия и безмятежности. Несмотря на видимый контраст мягких коричневых оттенков прибрежного пространства и светлых серебряных тонов моря и неба, вся картина в

целом словно окутана сиреневой дымкой.

Художник-пейзажист Василий Васильевич Крайнёв (1879-1955) родился в селе Ключи-щи Свияжского уезда Казанской губернии, окончил Казанскую художественную школу в 1907 г. и Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1915 г. В Москве учился у А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, К.А. Коровина, Л.О. Пастернака. Главной темой творчества В.В. Крайнёва стали в основном северные пей-

Рис. 3.

Рождественский В.В. У Белого моря. 1938.

Холст, масло. Из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург)

Рис. 4. Крайнёв В.В. Солнечная ночь над заливом. 1933-1934. Холст, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея

зажи с их простой и суровой красотой. На выставке представлено несколько работ художника. Картины В.В. Крайнёва также хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Саратовском, Севастопольском, Челябинском музеях, в картинной экспозиции Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова и других художественных собраниях.

Разнообразен по колориту пейзаж В.В. Край-нёва «Солнечная ночь над заливом» (рис. 4). Всю композицию озаряет яркая вспышка летнего арктического солнца на поверхности воды. Желтый ее цвет подчеркивают лиловые прибрежные скалы: светлые, в туманной дымке на дальнем плане и темные, почти черные — на ближнем. Сочная зелень у подножия скалы создает радостное настроение. Небо, расцвеченное нежными оттенками сиреневого, розового, бирюзового цветов, передает удивительное состояние прекрасного природного явления — полярного дня.

Художник Сергей Васильевич Герасимов

(1885-1964), представитель русского импрессионизма, родился в городе Можайске Московской губернии. После переезда из Можайска в Москву учился в 1901-1907 гг. в Строгановском художественно-промышленном училище, а в 1907-1912 гг. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были С.В. Иванов и К.А. Коровин.

Теме северного морского пейзажа посвящена картина С.В. Герасимова «На Белом море» (рис. 5). На высоком берегу расположилось рыбацкое хозяйство: точными, размашистыми мазками отмечены фигуры людей возле яркого пятна костра, нарочито небрежными взмахами кисти показаны силуэты растянутых сетей и темные очертания домиков, расположенных по диагонали полотна, что создает динамику композиции. Сиренево-розовый цвет снега переходит в фиолетово-черную темноту оврага, а небо, наоборот, — ровное, светлое, почти прозрачное. Интересно, необычно написана морская гладь: золотисто-жемчужная, она отражает свет скупого северного солнца,

и темно-коричневые лодки выступают ярким контрастом. Лодка на ближнем плане словно наполнена ослепительным золотом, а рыбаки, напротив, написаны в приглушенном цвете. Вся картина легкая, написана словно на одном дыхании, и удивительная гармония цвета и композиции создает впечатление бесконечности пространства постоянно меняющейся природы Севера.

Художники группы «Арктика»

Одним из старейших мурманских художников, чьи произведения были представлены на выставке, являлся недавно ушедший из жизни Арви Иванович Хуттунен (1922-2020), Заслуженный работник культуры РФ (2000), Заслуженный художник РФ (2007), член Союза художников с 1973 г. Родился А.И. Хуттунен в деревне Хуттусенмяки Петроградской губернии. В его судьбе было немало тяжелых и трагических страниц: он участвовал в Великой Отечественной войне (бои на Ленинградском фронте)

с августа 1941 г., затем четыре года (1942-1946) провел в Челябинском лагере НКВД, куда попал из-за финского происхождения. Тем не менее талант и трудолюбие А.И. Хуттунена постепенно нашли свою дорогу к зрителю. С 1948 г. он жил в Мурманске, работал преподавателем черчения и рисования в школах, художником в различных учреждениях. В 1963 г. окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Необыкновенный, сказочный стиль, в котором написаны полотна А.И. Хуттунена на северные темы, узнаваем и притягивает внимание.

Представленная на выставке композиция А.И. Хуттунена «Летний вечер у архипелага Норденшельда» (рис. 6) — спокойная, величественная по сюжету картина: большую ее часть занимает изображение воды, многочисленные острова тонкого льда на ее поверхности, и лишь на горизонте мы видим неясные очертания земли на фоне закатного неба. Но полотно прежде всего впечатляет своей цветовой гаммой, как и большинство композиций художника.

Рис. 5. Герасимов С.В. На Белом море. 1930-е гг. Холст, масло. Из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург)

Розовое небо плавно переходит вогненно-о-ранжевый закат, который отражается в воде. Там, вдалеке, холодные бирюзовые льдины лежат на поверхности воды, словно в раскаленной лаве, но, приближаясь к зрителю, эти льдины становятся светлее, больше, и на переднем плане они уже белеют в темной глубокой воде океана. Причудливые формы тающих льдин напоминают то силуэты фантастических животных, то изящные узоры сказочного ковра, а в целом их череда создает динамику, направляющую взор зрителей в центр картины, где ярко светится полоса отраженного заката. Сиреневые полоски архипелага на горизонте смотрятся эффектно под вспышкой уходящего солнца. Вся композиция основана на контрастах: практически ахроматическая, черно-белая гамма на переднем плане плавно переходит в светящуюся оранжево-голубую на дальнем. Создается ощущение физического контраста льда и огня, холодной тьмы и ослепительного света.

Арви Хуттунен — организатор и участник полярных экспедиций художников творческой группы «Арктика» по Северному морскому пути. Состав группы не был постоянным, вклю-

чал в себя представителей разных поколений. Всего за период «с 1978 по 1985 гг. пятнадцать художников совершили творческие поездки в Арктику» [Строго на Север..., 2019, с. 124].

В этих экспедициях художники ставили перед собой разные задачи. Так, например, в работах графика, живописца, члена Союза художников России, Тамары Ивановны Зуевой нет людей, кранов и различных техногенных объектов, только лишь арктические ландшафты, животные, растения.

Т.И. Зуева родилась в 1929 г. в городе Каргополь Архангельской области, окончила Костромское художественное училище в 1952 г. Училась у Николая Павловича Шлеина, ученика Ильи Ефимовича Репина. С 1957 г. Тамара Ивановна живет в Мурманске. В группе художников «Арктика», которую возглавлял А.И. Хуттунен, художница совершила два арктических рейса — от Мурманска по Северному морскому пути до Диксона, дальше до Колымы, а затем на судах Сахалинского пароходства до порта Ванино.

Вот что Тамара Ивановна ответила на вопрос корреспондента о том, что было для нее главным в арктической экспедиции: «Нужно

Рис. 6. Хуттунен А.И. Летний вечер у архипелага Норденшельда.

1979.

Холст, темпера. Из собрания Мурманского областного художественного музея

Рис. 7. Зуева Т.И. Лето в Арктике. 1986-1987. Бумага, акварель. Из собрания

Мурманского областного художественного музея

было увидеть неизведанный край — бескрайний, величественный, огромный, суровый, подавляющий человека. Никогда не хотелось помещать в нем людей. Хотелось, чтобы мир остался первозданным. Величественная природа должна быть нетронутой. Ни людей, ни кранов я не рисовала. Краны я могу и здесь нарисовать, в Мурманске. Арктика — большое вдохновение и материал для серьезных работ».

На выставке «Строго на Север» можно увидеть акварели Тамары Зуевой из собрания Мурманского областного художественного музея. Пейзажи написаны на одном дыхании, удивительно легко и свежо. Тем не менее они сложны и по сюжету, и по колориту.

Такова акварель Т.И. Зуевой «Лето в Арктике» (рис. 7). Над простором океана поднимается тусклое белесое солнце. Его бледный свет тихо разливается по слоистому серому небу. Тамара Зуева — непревзойденный акварелист: с первого точного мазка по мокрой бумаге ей удается показать туманную серую даль, напоминающую пушистое мягкое одеяло. Все здесь дышит вечным покоем и безмятежностью. А на поверхности воды мы видим серебристое свечение — это солнце разливает свое отражение по холодному простору. Контрастом нежно-

му колориту дальнего плана выступает кромка каменистого берега на переднем. Мокрые камни на красновато-коричневой земле создают ощущение первозданности, абсолютно безжизненного инопланетного пространства. Картина — словно иллюстрация к фантастическому произведению про иные космические миры. И только несколько маленьких беззащитных ростков на стебельках-ниточках, качающихся на ветру, напоминают нам, что всюду — жизнь, и она прекрасна. Их зеленые чашечки с темными сердцевинами будто с любопытством смотрят на окружающий мир, такой большой и таинственный. Красота необязательно должна быть броской и яркой, она может таить в себе спокойное созерцание, умиротворение, и акварели Тамары Зуевой — прямое тому подтверждение.

График, член Союза художников России Владимир Владимирович Кузин родился в 1947 г. в городе Орле, после окончания художественно-графического факультета Орловского государственного педагогического института в 1972 г. переехал в Мурманскую область (поселок Никель). Как представитель творческой группы «Арктика» В.В. Кузин летал с полярными летчиками на самолете ледовой разведки Мурманск - Диксон. Это позволило

ему изучить всю систему Карского моря, архипелаги Земля Франца-Иосифа и Северная Земля, остров Диксон. «Необычная ситуация — смотреть на караван судов сверху», — вспоминал художник. По возвращении домой им был создан в технике «офорт» триптих «Ледовая разведка», включающий три гравюры: «Кабина пилота», «Столик штурмана», «Рабочее место гидролога».

Графическая композиция «Кабина пилота» (рис. 8) необычна: мы словно смотрим на кабину самолета глазами пассажира — в глубине ее видны спины пилотов и над ними — многослойное пространство, расчерченное неровными волнистыми линиями. Если присмотреться к деталям, можно увидеть оборудование, приборы, провода, но художник, нарочито «ломая» линейную и воздушную перспективу, создает фантастическую картину: стены самолета напоминают расписные своды храма.

Что же привело художника в арктические экспедиции? Владимир Владимирович ответил на этот вопрос так: «Для меня Арктика — это загадка, иное измерение. Она притягивает, но и отпугивает трудностью. Притягивает невероятно бесконечным пространством. Арктика не для праздного любопытства. Там нечего делать людям, которые желают просто поглазеть, посмотреть. Арктика для тех людей, кто заражен чувством открытий, путешествий, желанием проверить себя, свой характер».

Живописец, график, заслуженный художник России Виталий Николаевич Бубенцов родился в 1944 г. в Мурманске, окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова в 1963 г. и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1972 г. В.Н. Бубенцов участвовал в творческих поездках группы «Арктика» в 1979 и 1980 гг., позднее, уже не в составе группы, побывал на острове Шпицберген. Во время плаваний писал не только пейзажи (например, «Ледовые пути»), но и портреты («Диспетчер Игарки»). Вот что вспоминал художник о своих арктических путешествиях: «Для меня как для профессионального художника Арктика — это, во-первых, познание живописности совершенно другого пространства... В Арктике бывают такие краски,

Рис. 8. Кузин В.В. Кабина пилота (из триптиха «Ледовая разведка»). 1987. Бумага, офорт. Собственность В.В. Кузина

что не верится. Низкие лучи солнца дают такие световые и цветовые эффекты, какие ни в средней полосе, ни на юге не встречаются».

Городские и индустриальные пейзажи второй половины XX в.

Но не только в экспедициях создавали свои работы мурманские художники. Даже находясь в Мурманске — крупнейшем городе среди расположенных за Северным полярным кругом, они все равно находились в Арктике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Художник Валентин Алексеевич Алексеев (1923-2015) родился в селе Русское Куйбышевского района Ростовской области, участвовал в Великой Отечественной войне, затем учился в художественном училище им. М.Е. Грекова в Ростове-на-Дону (1947-1950), Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1950-1957). В 1957-1985 гг. рабо-

тал в Мурманске художником-постановщиком Мурманского областного драматического театра и Мурманской студии телевидения, руководителем изостудии ДК рыбаков Мурманска.

На картине В.А. Алексеева «Мурманск обновляется» (рис. 9) мы видим жизнь главной улицы Мурманска — проспекта Ленина: вся она, как в зеркале, отражается в сверкающем асфальте. Троллейбусные провода, подобно воздушной паутине, словно взлетают высоко в серое облачное небо. Терракотовая прямоугольная фигура строящегося дома (ныне это дом 86 по проспекту Ленина) и темные силуэты окон под легкой стрелой подъемного крана становятся символом новизны, обозримого будущего. И молодое деревце, и темная трава на газоне — все говорит о романтике, которая была лейтмотивом в искусстве 1960-х гг. Общий колорит картины — теплый, даже дорога написана мягкими мазками охры. Пейзаж написан в легкой, будто этюдной манере, но каждый мазок, каждая искра здесь неслучайны, все написано с огромной любовью и высоким профессионализмом. Транспорт, люди, идущие по дороге, — все это цветовые акценты, умело расставленные художником. Праздничную

картину дня дополняет синяя возвышенность на горизонте — это сопка Горелая. Наверное, многие мурманчане легко определят, что пейзаж выполнен с пересечения проспекта Ленина и улицы Карла Маркса.

Художник Василий Григорьевич Баранов (1912-1978) родился в деревне Поташено Но-водугинского района Смоленской области, окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище в 1937 г. В 1937-1956 гг. служил на Северном флоте. В начале 1940-х гг. — организатор первых отчетных выставок мурманских художников. В годы войны занимался камуфлированием военных кораблей, зенитных батарей и других военных объектов, участвовал в выпуске сатирических плакатов «Таран» и «Окна» в «Полярной правде», листовок. В 1946-1951 гг. работал художником в Драматическом театре Северного флота. В 1959-1961 гг. — начальник филиала Музея Северного флота в городе Полярный. В 1962-1971 гг. возглавлял оргбюро, затем Мурманскую организацию Союза художников РСФСР.

Пейзаж В.Г. Баранова «У подножия Хибин» (рис. 10) — индустриальный, но в то же время

Рис. 9. Алексеев В.А. Мурманск обновляется. 1963. Холст, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея

полон лиризма и теплоты. Вдалеке дымят высокие трубы Апатитской ТЭЦ — их четкая геометрия составляет резкий контраст с неровным рельефом гор, а на ближнем плане — улица с небольшими домиками и тонкими деревцами с кружевными кронами. По расчищенной зимней тропинке неспеша идут люди — их фигурки совсем небольшие, прописаны несколькими точными штрихами. Тем не менее именно люди здесь главные. Вся улица, большая стройка, дорога — это их жизнь, результат их труда. ТЭЦ обеспечивает теплом северные города — Апатиты и Кировск. Полоса дороги по диагонали прочерчивает всю композицию и словно уводит зрителя в горы, до самой вершины гряды. Заснеженные горы, крыши, высокие сугробы, нежно-голубое небо — вся картина наполнена светом, создавая ощущение радости.

На картине ленинградского художника Гавриила Кондратьевича Малыша (1907-1998), уроженца села Китайгородка Екатеринослав-ской губернии, выпускника Одесского художественного института (1934), мы видим историческое событие — спуск на воду атомного ледокола «Ленин» (рис. 11), первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в 1957 г. на судостроительном заводе им. Андре Марти в Ленин-

граде для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. С 1960 г. был передан в состав Мурманского морского пароходства. Картина написана в том же 1960 г., то есть буквально «по следам». Несмотря на большие размеры (200х100 см), полотно смотрится легко, воздушно. Колористическое решение, на первый взгляд, локально, но при более внимательном рассмотрении оно сложное, многоцветное. Композиция построена так, что мы сначала видим на фоне серебристо-серого неба прекрасный черный ледокол с красной ватерлинией. Палуба, борт нарядно украшены алыми лентами, пестрыми сигнальными флажками и развевающимся на ветру красным советским флагом. Люди, тесной толпой обступившие портовый док, радостно приветствуют волнующий момент: огромный, словно многоэтажный дворец, ледокол сходит со стапелей, и большая волна, словно салют, взмывает вверх белыми брызгами. Люди прописаны быстрыми, точными мазками, их невозможно разглядеть: как это бывает в жизни, большое количество людей видится одним общим целым. И здесь все объединено одной эмоцией восторга от происходящего, ведь вся эта гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результатом коллективного труда этих людей. И посте-

Рис. 10. Баранов В.Г. У подножия Хибин, 1964. Картон, масло. Из собрания Мурманского областного художественного музея

Рис. 11. Малыш ГК. Атомный ледокол «Ленин».

1960. Холст, масло. Из собрания Государственного музея истории

Санкт-Петербурга

пенно осознаешь, что люди — они повсюду, они управляют этим грандиозным действом, они создали все это. Ледокол — не мертвая машина, а живой сложный организм. Вспоминаются замечательные слова из фильма «Путь к причалу» (режиссер Георгий Данелия, 1962): «Корабли, как и люди, рождаются на земле. Частицей земного тепла, земной радости и печали они уплывают в море. Будьте счастливы, люди и корабли! И пусть, кто уходит, вернутся!»

Заключение

На выставке «Строго на Север» зрителям посчастливилось увидеть в одном художественном пространстве шедевры живописи и графики разных эпох, разных музейных и частных собраний. Здесь были картины известных на весь мир живописцев, работы которых украшают коллекции многих солидных музеев, и картины малоизвестных художников. Тем не менее организаторам экспозиции удалось объединить каждый экспонат единой идеей — огромным и прекрасным миром Арктики и Русского Севера.

В Мурманске состоялась не просто художественная выставка — ее можно считать синтезом науки и искусства, подобно экспозициям музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН, Музея землеведения МГУ им. М.В. Ло-

моносова и ряда других музеев. Составители выставки строго придерживались выбранной тематики, логично сочетающей в себе произведения искусства и естественнонаучные экспонаты, которые представили полный образ не только Кольского Заполярья, но и всего Крайнего Севера России. Здесь также можно было увидеть аутентичные образцы декоративно-прикладного искусства, шедевры иконописи, которые отражают культурные традиции и историю освоения северных земель.

Историко-культурное значение произведений изобразительного искусства, представленных на выставке, очень велико, несмотря на различную их художественную ценность. О проблеме «эстетизма» (или красоты) в стенах научного музея массового типа писал директор и основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Федорович Котс. Он считал, что красота музейного предмета не должна затмевать его научную значимость. Более того, «красота, не претворенная идейно, может быть во вред научному музею» [Котс, 2013, с. 172].

Русские художники, в работах которых представлены пейзажи Крайнего Севера, являлись первопроходцами этих территорий, поскольку писали с натуры, зачастую будучи участниками экспедиций. К.А. Коровин, А.А. Борисов — яркие представители популярного на рубеже Х1Х-ХХ вв. импрессионизма. Все их пейзажи — классические образцы этого направления.

Их традиции были продолжены советскими художниками, также участвовавшими в арктических экспедициях.

«Хотя индустриальное освоение российского Севера началось еще в "эпоху Витте", крупномасштабным государственным проектом оно стало только в советский период» [Агапов, Клюева, 2018, с. 19], — как верно заметили авторы, исследовавшие феномен «северного притяжения» как комплекс социальных, идеологических и психологических факторов. Советские художники В.Г. Баранов, ГК. Малыш, В.А. Алексеев писали индустриальные пейзажи в стиле соцреализма, но и в их работах можно увидеть влияние импрессионистов: размашистая, смелая манера письма советских живописцев — это русская школа живописи, которая вобра-

ла в себя не только академические традиции, но и новые направления. А художники группы «Арктика» показали, как развивались и альтернативные течения в искусстве, открывались новые стилистические решения.

Кольская Земля, куда художники добирались с экспедициями, теперь встречает гостей. И произведения искусства, представленные на выставке, отражают трудный и тернистый путь развития Арктики. Выставка «Строго на Север» получилась значительной по содержанию, волнующей по форме, идейно-познавательной по своей целевой установке.

Авторы статьи выражают благодарность сотрудникам Мурманского областного художественного музея за предоставленные материалы выставки.

Литература

1. Агапов М.Г., Клюева В.П. «Север зовет!»: Мотив «Северное притяжение» в истории освоения Российской Арктики // Сибирские исторические исследования. 2018. № 4. С. 6-24.

2. Бубенцов В.Н. Зарождение и развитие пленэрной живописи на Северо-Западе России в XIX-XX вв. // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (107). С. 241-245.

3. Константин Коровин вспоминает... / сост., авт. вступ. ст. и коммент.: И.С. Зильберштейн,

B.А. Самков. 2-е изд., доп. М.: Изобразит. искусство, 1990. 606 с.

4. Котс А.Ф. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Массовый музей и массовый зритель / под ред. А.И. Клюкиной. М.: ГДМ, 2013. 217 с.

5. Максимов Ю.И., Кривичев А.И. Решение социально-экономических и медицинских проблем Крайнего Севера- - научный поиск в жизни художника А. А. Борисова // Вестник КНЦ РАН. 2020. Т. 12, № 1. С. 40-51.

6. Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б., Кривичев А.И. Освоение Русской Арктики в произведениях художников конца XIX - начала XXI веков // Наука в вузовском музее: материалы ежегодной Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Москва, 17-19 ноября 2020 г.) / отв. ред. А.В. Смуров; Музей землеведения Московского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова. М.: МАКС-Пресс, 2020.

C. 95-97.

7. Столица Арктики за 11 дней: Путеводитель по известному и неизвестному Мурманску с окрестностями / сост. проф.: П.В. Фёдоров, А.А. Малашенков. СПб, 2019. 96 с.

8. Строго на Север / ред. О.А. Евтюкова. М.: Политическая энциклопедия, 2019. 175 с.

9. Федотова А.В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Рос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2011. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.