Научная статья на тему 'ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / СОТРУДНИКИ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПУНИТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ / ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпилев Дмитрий Анатольевич, Уваров Игорь Алексеевич

В современном мире не существует единого мнения о том, как должна функционировать идеальная система исполнения наказаний. В ряде стран действует концепция пунитивности, то есть ужесточения уголовной ответственности и условий содержания осужденных (например, США). В других странах делается ставка на активный процесс исправления и ресоциализации осужденных, на большую роль в этом процессе социальных работников, психологов, членов семьи осужденного, общественности и некоммерческих организаций (Норвегия, Финляндия). При любом подходе к организации национальной пенитенциарной системы важную роль в ней играет персонал исправительного учреждения, осуществляющий ежедневное взаимодействие с осужденными, влияющий на их социальное самочувствие, осуществляющий противодействие негативному влиянию арестантского сообщества и организующий повседневную жизнь лиц, отбывающих наказание. От уровня и качества подготовки персонала ИК, от степени осознания сотрудниками как их повседневных задач, так и задач всей пенитенциарной системы, их профессионального отношения к осужденным во многом зависит их возможность вернуться к нормальной жизни после отбытия наказания. В отечественной системе исполнения наказаний существует множество проблем, требующих своего решения. Помочь в этом могут данные опросов, проведенных в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шпилев Дмитрий Анатольевич, Уваров Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF THE PERSONNEL OF THE CORRECTIONAL COLONIES TO THE CONVICTED AT THE MODERN STAGE

In the modern world, there is no consensus on how an ideal system to execution sentences should function. In a number of countries, the concept of punitiveness is in effect, that is, toughening criminal law and the regime forkeeping convicts (for example, Russia, the United States). In other countries, a focus is placed on the active process of reeducation and re-socialization of convicts, on a large role of social workers, psychologists, family members of the convict, the public and non-profit organizations (Norway, Finland). In either approach to the organization of the national penitentiary system, staff of a correctional institution play an important role in it, carrying out daily interaction with convicts, influencing their social well-being, countering the negative influence of the prison community and organizing their daily life. The ability of prisoners to return to normal life after serving their sentence largely depends on the level and quality of training of personnel at correctional prisons, on the degree of the staff’s awareness of both their daily tasks and tasks of the entire penitentiary system, their professional attitude towards convicts. There are many problems in the domestic penal system that need to be addressed. Data from surveys conducted in prisons can help in this.

Текст научной работы на тему «ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 2 (62), с. 77—85

77

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_2_77

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2021 г. Д.А. Шпилев, И.А. Уваров

Шпилев Дмитрий Анатольевич, д.соц.н.; доц.; профессор кафедры криминологии Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, профессор кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

shpilev72@mail.ru

Уваров Игорь Алексеевич, к.ю.н.; доц.; доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации

(Ставропольский филиал), доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

uvarov.igor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2021 Статья принята к публикации 30.04.2021

В современном мире не существует единого мнения о том, как должна функционировать идеальная система исполнения наказаний. В ряде стран действует концепция пунитивности, то есть ужесточения уголовной ответственности и условий содержания осужденных (например, США). В других странах делается ставка на активный процесс исправления и ресоциализации осужденных, на большую роль в этом процессе социальных работников, психологов, членов семьи осужденного, общественности и некоммерческих организаций (Норвегия, Финляндия). При любом подходе к организации национальной пенитенциарной системы важную роль в ней играет персонал исправительного учреждения, осуществляющий ежедневное взаимодействие с осужденными, влияющий на их социальное самочувствие, осуществляющий противодействие негативному влиянию арестантского сообщества и организующий повседневную жизнь лиц, отбывающих наказание. От уровня и качества подготовки персонала ИК, от степени осознания сотрудниками как их повседневных задач, так и задач всей пенитенциарной системы, их профессионального отношения к осужденным во многом зависит их возможность вернуться к нормальной жизни после отбытия наказания. В отечественной системе исполнения наказаний существует множество проблем, требующих своего решения. Помочь в этом могут данные опросов, проведенных в местах лишения свободы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, исправительная колония, сотрудники системы исполнения наказания, осужденные, лишение свободы, пунитивность, воспитательный отдел, психолог, социальный работник.

Условием качественной и эффективной работы пенитенциарной системы является хорошее социальное самочувствие сотрудников системы исполнения наказаний и их профессиональное отношение к осужденным. Исследованию проблем, существующих в современной российской системе исполнения уголовных наказаний, посвящено немало работ. В частности, обеспечению безопасности сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и профилактике нападений на них со стороны осужденных посвящены работы Н.Н. Кутакова [1; 2]. Анализ взаимоотношений между организационной культурой исправительных учреждений и криминальной субкультурой проведен Р.Н. Киселевой [3]. Особенности формирования у психологов ИС конструктивного стиля общения с осужденными рассмотрены в исследовании О.Н. Ракитской [4], которая считает, что

ежедневные рабочие контакты психологов с другими сотрудниками и осужденными являются одним из средств профилактики негативных явлений в системе исполнения наказаний.

Вопросы сравнения особенностей исполнения наказания в России и за рубежом подробно обсуждались на круглом столе, прошедшем в 2018 г. в городе Вологде [5].

Различные аспекты жизни осужденных в местах лишения свободы и их ресоциализации после освобождения рассмотрены, в частности, в работах Т.В. Конышевой (оказание медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным осужденным) [6], Ю.Я. Чайки (обеспечение прав человека в местах лишения свободы) [7], В.Ф. Лелюха и А.Э. Поздняковой (взаимодействие пенитенциарных учреждений России с негосударственными организациями) [8], А.В. Богуславского (незаконный оборот наркотиков в

Таблица 1

Социально-демографические характеристики респондентов, %

Показатель Характеристики Выборка

Возрастные группы 18-25 лет 3

26-35 лет 69

36-45 лет 27

Занимаемая должность Психолог 21

Начальник отряда 46

Сотрудник воспитательного отдела 32

Вид исправительного учреждения Колония-поселение 1

Колония общего режима 34

Колония особого режима 0

Колония строгого режима (для впервые осужденных) 38

Колония строгого режима (для осужденных, ранее отбывавших наказание) 26

Стаж работы в УИС от 1 до 5 лет 15

от 6 до 10 лет 40

от 11 до 15 лет 20

от 16 до 20 лет 20

от 21 до 25 лет 5

Семейное положение Состоят в зарегистрированном браке 30

Состоят в незарегистрированном браке 26

Разведены 31

Вдовец / вдова 2

Никогда не состояли в браке 11

уголовно-исполнительной системе) [9], Н.Л. Познякова (взаимодействие российской пенитенциарной системы со СМИ) [10], епископа Красногорского Иринарха (роль религиозных организаций в ресоциализации и социальной адаптации осужденных) [11], С.Д. Гурица (вопросы ресоциализации осужденных) [12].

В достаточно большом количестве работ рассматриваются вопросы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам системы исполнения наказания [13], а также противодействия неслужебным связям сотрудников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными [14].

Важно отметить, что непосредственные отношения персонала УИС с осужденными часто изучаются с позиций социальной работы [15- 17].

Сотрудники ИК и осужденные представляют собой категории респондентов, доступ к которым для проведения опросов затруднен в силу специфики функционирования системы исполнения наказаний. Именно поэтому в публикациях, посвященных исследованию проблем, существующих в отечественной пенитенциарной системе, не часто встречаются данные актуальных социологических исследований. Целью данной работы является изучение отношения персонала исправительных учреждений к осужденным. Задачи исследования заключаются в следующем: охарактеризовать социальное самочувствие сотрудников ИК; выявить отношение сотрудников УИС к наказанию в виде лишения свободы и к лицам, отбывающим наказание; определить меры по улучшению содержания осужденных в ИК и повышению уровня их без-

опасности; установить качество отношений между осужденными и администрацией ИК.

Гипотеза: сотрудники воспитательных отделов колоний зачастую не имеют профильного образования, что негативно сказывается на качестве работы с осужденным, на выполнении задач, лежащих в основе работы исправительных учреждений. Недостаточная системная подготовка персонала ИК делает личный опыт и субъективное мнение сотрудников решающим фактором при принятии ряда решений относительно применяемых мер воспитательного воздействия к осужденным.

Метод исследования: анкетный опрос сотрудников УИС проводился среди лиц, обучавшихся на факультете профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Академии ФСИН России (из 47 субъектов) в период с сентября по декабрь 2020 г.

Результаты исследования

В пилотном исследовании, посвященном взаимодействию осужденных с персоналом УИС, приняли участие 117 сотрудников воспитательных отделов исправительных учреждений -исправительных колоний общего и строгого (для осужденных впервые и ранее отбывавших наказание) видов режима. Стаж работы большинства сотрудников в УИС составляет от 6 до 10 лет, основной возраст сотрудников - от 26 до 35 лет (табл. 1). Все респонденты имеют высшее образование.

Социальное самочувствие сотрудников УИС, %

Таблица 2

Изменения в жизни за последние 2-3 года Ожидания от будущего

Стала гораздо лучше 4 С надеждой и оптимизмом 5

В целом несколько улучшилась 10 Спокойно, но без особых надежд и иллюзий 35

Не изменилась 34 С тревогой и неуверенностью 57

Стала несколько хуже 49 Со страхом и отчаянием 3

Значительно ухудшилась 3

Таблица 3

Материальное положение сотрудников УИС, %__

Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать 0

Покупка большинства товаров длительного пользования (холодильник, телевизор) не вызывает у нас трудностей 3

Денег достаточно для приобретения продуктов питания и одежды, на более крупные покупки приходится откладывать 52

Денег хватает только на приобретение продуктов питания 44

Денег не всегда хватает даже на приобретение продуктов питания 1

Таблица 4

Отношение сотрудников УИС к наказанию в виде лишения свободы, % _

Тезисы, предложенные для оценки Средний балл*

Успешность исправления осужденного полностью зависит от особенностей его личности 1.15

Наказание в виде лишения свободы должно назначаться только людям, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления 1.12

Судьям следует чаще назначать наказание в виде лишения свободы 1.03

Наказание в виде лишения свободы должно назначаться только с учетом личности виновного 1.03

Наказание в виде лишения свободы трудно исполнять в современных условиях 0.92

Наказание в виде лишения свободы обладает достаточным набором средств для исправления осужденного 0.8

Исполнение наказания в виде лишения свободы - моя работа, я к ней привык и особых эмоций уже не испытываю 0.66

Наказание в виде лишения свободы имеет только негативные стороны 0.57

Наказание в виде лишения свободы нецелесообразно применять к людям, совершившим преступления небольшой и средней тяжести 0.52

*Средний балл (коэффициент согласия с тезисами) рассчитан как среднее арифметическое оценок по шкале, где -2 балла - категорически не согласны, -1 балл - скорее не согласны, 0 баллов - затрудняюсь ответить, 1 балл - скорее согласны, 2 балла - совершенно согласны с тезисами.

Более чем у половины сотрудников жизнь за последние 2-3 года ухудшилась (табл. 2). 14% сотрудников, чья жизнь за указанный период стала лучше, работают в занимаемой должности недавно. Это означает, что в недавнем прошлом эти сотрудники относились к категории младшего начальствующего состава. После получения высшего образования они были переведены на должности среднего начальствующего состава. В результате подобного повышения по службе у молодых сотрудников улучшились условия труда и увеличилось денежное содержание. Именно поэтому молодые сотрудники, не имея реальных представлений о характере службы в новом качестве, полны оптимистичных ожиданий от будущего.

Большинство сотрудников вне зависимости от стажа работы в исправительном учреждении имеют невысокий уровень жизни. К малочисленной группе (3%) имеющих неплохое материальное положение принадлежат некоторые психологи и начальники отрядов (табл. 3).

В ходе опроса сотрудникам УИС было предложено выразить свое мнение по поводу тезисов о наказании в виде лишения свободы (табл. 4). Важно отметить, что сотрудники воспитательного отдела (начальники отрядов, психологи и инспекторы) в основной массе не имеют юридического образования, поэтому на их суждения влияет в основном опыт работы в колонии. Итак, работники УИС считают, что лишать свободы следует только людей, которые совершили тяжкие или особо тяжкие преступления. К людям, совершившим преступления небольшой тяжести, подобное наказание применять нецелесообразно. Исправление человека, отбывающего наказание, как правило, зависит от особенностей его личности. В любом случае, сотрудники не согласны с тем, что наказание в виде лишения свободы имеет только негативные стороны. Работники УИС не остаются равнодушными к своей работе, понимая, что речь идет о судьбах людей. Тезисы, мнение о которых у работников исправительного учреждения

Таблица 5

Положение лиц, отбывающих наказание, в пространстве ИК, %

Тезисы, предложенные для оценки Средний балл*

Лица, отбывающие наказание, должны заниматься трудовой деятельностью, работать 1.52

Арестантское сообщество всегда оказывает на осужденного большее влияние, чем администрация ИК 1.32

Представители воспитательного отдела должны иметь возможность влиять на характер режима содержания осужденного 1.27

Необходимо дальнейшее совершенствование лишения свободы как вида наказания 1.15

Необходимо внести изменения в правовое регулирование лишения свободы 1.02

Администрация ИК должна всегда прислушиваться к мнению социальных работников 0.97

Режимные вопросы в ИК решаются без учета мнения сотрудников воспитательного отдела 0.75

К работе с осужденными необходимо активно привлекать членов их семей 0.51

Регулярное общение с семьей помогает осужденным сопротивляться негативному влиянию арестантского сообщества 0.43

Необходимо планомерно улучшать медицинское обслуживание осужденных 0.39

*Средний балл (коэффициент согласия с тезисами) рассчитан как среднее арифметическое оценок по шкале, где -2 балла - категорически не согласны, -1 балл - скорее не согласны, 0 баллов - затрудняюсь ответить, 1 балл - скорее согласны, 2 балла - совершенно согласны с тезисами.

не является однозначным, заняли среднее положение в рейтинге и касаются оценки личности осужденных и возможности их исправления путем лишения свободы.

Причину высокого объема применения лишения свободы в судебной практике сотрудники УИС видят, в первую очередь, в национально-культурных особенностях нашей страны (60%). На втором месте - криминализация большей части населения (55%), на третьем -рост преступности в стране (45%). Изучению зарубежного опыта исполнения уголовных наказаний респонденты не придают большого значения (3%), хотя именно в ряде зарубежных стран в настоящее время идет интенсивное обсуждение новых подходов к уголовному праву в условиях так называемых комплексных или сложных угроз [18]. По большому счету, речь идет о возрождении пунитивности, о тенденциях к усилению уголовной ответственности. Однако для реализации, в том числе, концепции пенитенциарной профилактики необходимо внести ряд существенных изменений в существующую систему исполнения наказания, что является предметом отдельной дискуссии. В настоящее время сотрудники УИС видят ситуацию следующим образом (табл. 5).

Сотрудники пенитенциарных учреждений уверены, что осужденные во время отбытия наказания должны заниматься трудовой деятельностью. В настоящее время сила воздействия пенитенциарного сообщества на осужденного превосходит воздействие администрации исправительного учреждения, поэтому представители воспитательного отдела должны иметь возможность влиять на характер применяемых к осужденным режимных требований. Наименьшую поддержку среди сотрудников УИС получил тезис о необходимости улучшения медицинского обслуживания осужденных.

Важно, что средний балл (коэффициент согласия) имеет в данном случае положительное, а не отрицательное значение, то есть конкретное суждение, предложенное для оценки сотрудникам УИС, не разделяется ими полностью, но и не отрицается категорически. Не нашли полной поддержки у работников пенитенциарной системы тезисы о необходимости привлечения членов семей осужденных к процессу их исправления для противодействия влиянию пенитенциарного сообщества. Связано это с тем, что мнение сотрудников исправительных учреждений о необходимости активного привлечения членов семей осужденных к процессу исправления в полной мере зависит от личного опыта сотрудника ИК. Если опыт положительный, то и ответ утвердительный. При отрицательном опыте общения с родственниками сотрудники не видят необходимости привлекать их к воспитательному процессу.

Наиболее спорными сотрудникам УИС показались тезисы о необходимости совершенствования законодательства о наказании в виде лишения свободы, что в очередной раз можно объяснить отсутствием профильного образования у большинства сотрудников воспитательного отдела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Респонденты не в полной мере согласны с тем, что администрации ИК должны считаться с мнением социальных работников. Действительно, при ответе на многоальтернативный вопрос о том, что помогает осужденному быстрее освоиться в ИК, хороший контакт с социальным работником занял последнее место (26%), а с психологом - предпоследнее (31%). На первом месте с большим отрывом находится квалифицированная работа воспитательного отдела (67%), на втором и третьем - взаимодействие с администрацией ИК (56%) и быстрое приобще-

Таблица 6

Меры по улучшению содержания осужденных в ИК, % _

Инвестиции в спортивный инвентарь для осужденных 65

Устранение бытовых проблем: тепло-, водо-, электроснабжение, канализация 30

Улучшение питания осужденных 28

Улучшение медицинского обслуживания 17

Замена мебели в жилых помещениях осужденных 15

Улучшение снабжения их одеждой и обувью 9

Таблица 7

Обстоятельства, способные создать безопасные условия для жизни осужденных в ИК, %

Тезисы, предложенные для оценки Средний балл*

Укрепление дисциплины 2.63

Укрепление режима 2.55

Ограничение влияния лидеров преступной среды на осужденных 2.5

Укрепление законности в действиях администрации 2.41

Активизация работы воспитателей 2.34

Активизация социальной работы 2.2

Активизация психологической работы 2.12

Активизация деятельности самих осужденных 2.00

Привлечение внимания общественности к деятельности ИК 1.83

Улучшение бытовых условий осужденных 1.74

Либерализация законодательства 1.52

*Средний балл (коэффициент согласия с тезисами) рассчитан как среднее арифметическое оценок по шкале, где 1 балл - никогда, 2 балла - иногда, 3 балла - чаще всего.

ние к неформальным нормам поведения в среде заключенных (50%). В данном случае мы еще раз видим подтверждение тезиса о сильном влиянии пенитенциарного сообщества на жизнь осужденного. Следовательно, организация качественного взаимодействия осужденных с администрацией ИК имеет важнейшее значение для достижения целей наказания.

При ответе на многоальтернативный вопрос о возможных мерах по улучшению содержания осужденных в ИК (табл. 6) социальный аспект их жизни (улучшение медицинского обслуживания, меблировка помещений и замена форменной одежды) не был расценен сотрудниками УИС в качестве приоритетного направления их работы, так как первое место занял ответ об инвестициях в спортивный инвентарь. На втором и третьем месте - устранение бытовых проблем: тепло-, водо-, электроснабжение, канализация и улучшение питания осужденных.

Наоборот, работники ИК считают, что для обеспечения безопасного пребывания осужденных в местах лишения свободы необходимо усилить режим содержания осужденных и дисциплину, ограничить влияние лидеров неформальной среды (пенитенциарного сообщества) на отбывающих наказание. Улучшение бытовых условий и ослабление режима содержания не являются в данном случае первоочередными целями. У работников пенитенциарной системы не сложилось единого мнения о необходимости активизации воспитательной, социальной и

психологической работы с осужденными, а также о привлечении внимания общественности к деятельности ИК (табл. 7). Сотрудники УИС, как правило, уверены в том, что привлечение внимания общественности к деятельности ИК редко приводит к положительным результатам, так как люди «со стороны» априори относятся к местам лишения свободы и их обитателям негативно, поэтому внешнее вмешательство всегда деструктивно как для самих осужденных (дает ложные надежды), так и для персонала (снижает управляемость осужденными).

Полученные данные показывают, что, по мнению работников ИК, наибольшей эффективностью обладают рестриктивные меры со стороны администрации, а не построение системы самоуправления у осужденных параллельно с активизацией вспомогательного персонала и членов семей осужденных.

В качестве пояснения необходимо отметить, что такие направления работы, как «укрепление режима» и «укрепление дисциплины», сотрудниками различных подразделений ИК воспринимаются по-разному. В частности, в качестве различных направлений деятельности они воспринимаются сотрудниками отдела безопасности и оперативного отдела, а также сотрудниками воспитательного отдела, осуществляющими дисциплинарную практику - наложение поощрений и взысканий. Сотрудники остальных подразделений ИК трактуют режим и дисциплину как тождественные понятия или рассмат-

*Средний балл (коэффициент согласия с тезисами) рассчитан как среднее арифметическое оценок по шкале, где 1 балл - никогда, 2 балла - иногда, 3 балла - чаще всего.

Таблица 8

Обстоятельства, способные угрожать безопасности жизни осужденных в ИК, %

Тезисы, предложенные для оценки Средний балл*

Использование осужденными средств мобильной связи 2.51

Изготовление или использование запрещенных предметов 2.36

Употребление осужденными алкогольных напитков 2.12

Организация группировок осужденных 2.01

Прекращение работы без уважительных причин 1.93

Отказ от работы без уважительных причин 1.9

Употребление осужденными наркотических средств 1.47

Совершение осужденными преступлений 1.42

Организация забастовок осужденных 1.33

Употребление осужденными психотропных средств 1.28

Массовые неповиновения осужденных 1.25

Массовые беспорядки осужденных 1.2

ривают дисциплину как один из элементов режима содержания.

Неоднозначно сотрудниками ИК воспринимается и проблема улучшения бытовых условий осужденных. Персонал понимает, что многие осужденные, находясь на свободе, не имели таких удобств, как, например, санузел в помещении. Да и общий объем жилых помещений у осужденных до прибытия в ИК был меньше, чем в колонии.

Что касается тезиса о либерализации законодательства, то, как уже говорилось выше, не все работники ИК имеют юридическое образование и интересуются зарубежным опытом работы пенитенциарной системы. Поэтому в ряде случаев можно говорить о наличии обычного обывательского подхода - «за границей лучше, чем у нас», хотя по факту при исполнении наказания российское законодательство является одним из самых либеральных в мире.

Для активизации психологической работы в колонии должна существовать психологическая лаборатория, однако в большинстве случаев в учреждении работает только один психолог. Это означает, что без увеличения штатных единиц активизация психологической работы будет означать исключительно увеличение объема работы психолога. Вышесказанное относится и к активизации воспитательной работы со стороны начальников отрядов, штаты которых в ряде случаев тоже укомплектованы не полностью.

Следующий блок вопросов посвящен выявлению проблем и конфликтов, возникающих у персонала ИК с осужденными. Реже всего работники исправительных учреждений сталкивались со случаями массовых беспорядков и массового неповиновения осужденных. Наиболее распространенными проблемами являются использование осужденными средств мобильной связи, изготовление или использование запре-

щенных предметов, употребление алкогольных напитков (табл. 8).

Важно отметить, что сотовые телефоны широко используются осужденными, несмотря на действующие запреты. Люди, далекие от понимания особенностей функционирования пенитенциарной системы, убеждены, что осужденным в принципе разрешено использование сотовой связи. Что касается употребления осужденными алкогольных напитков и наркотических средств, то это относится к серьезным правонарушениям, поэтому такого рода факты могут скрывать. В связи с этим можно предположить, что не все респонденты отвечали на данный вопрос искренне.

В любом случае, работники ИК считают, что для поддержания порядка в исправительном учреждении существующего количества персонала недостаточно. Большинство сотрудников (75%) говорят о необходимости увеличения количества штатных сотрудников определенных должностей, в частности начальников отрядов (35%), сотрудников воспитательных отделов (24%) и психологов (14%). В данном случае можно предположить, что начинает срабатывать так называемый корпоративный интерес, то есть каждый сотрудник предлагает увеличить штат именно своего направления (психолог - психологов, начальник отряда - начальников отрядов). При этом только 2% респондентов предложили увеличить штат сотрудников отдела безопасности (именно эти сотрудники и обеспечивают режим содержания). Важно понимать, что когда речь идет о сотрудниках воспитательного отдела, то это можно трактовать как непосредственно сам отдел (начальник и несколько инспекторов), так и все категории сотрудников воспитательного отдела (в структуру которого входят начальник отдела, инспекторы, начальники отрядов и психолог). Ра-

Таблица 9

Отношения между осужденными и администрацией ИК, %__

Тезисы, предложенные для оценки Средний балл*

Для поддержания порядка в исправительном учреждении существующего количества штатного персонала недостаточно 1.33

В исправительном учреждении существуют проблемы с трудоустройством осужденных 1.19

Осужденный всегда имеет возможность при первой необходимости пообщаться с сотрудниками воспитательного отдела 1.06

У администрации колонии часто возникают проблемы с осужденными 1.05

Осужденный всегда имеет возможность при первой необходимости пообщаться с психологом 0.98

У администрации колонии часто возникают конфликты с осужденными 0.92

Администрация колонии всегда в состоянии защитить осужденного, жизни которого угрожает опасность 0.65

Осужденный всегда имеет возможность при первой необходимости пообщаться с сотрудниками, способными решать их социальные проблемы 0.57

Воспитательная работа с осужденными в исправительном учреждении организована на высоком уровне 0.43

Исправительное учреждение имеет достаточное материально-техническое оснащение 0.24

*Средний балл (коэффициент согласия с тезисами) рассчитан как среднее арифметическое оценок по шкале, где -2 балла - категорически не согласны, -1 балл - скорее не согласны, 0 баллов - затрудняюсь ответить, 1 балл - скорее согласны, 2 балла - совершенно согласны с тезисами.

нее в структуру отдела входили также инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных и сотрудник социальной защиты осужденных. В настоящее время этих двух категорий нет, именно поэтому не совсем понятна логика 25% сотрудников, отрицающих необходимость увеличения штатной численности персонала.

Кроме того, у администраций колоний есть проблемы с материально-техническим оснащением исправительных учреждений, с организацией воспитательной работы с осужденными, с их трудоустройством (табл. 9). В ряде случаев у администраций колоний возникают конфликты с осужденными, которые не всегда имеют возможность при первой необходимости обратиться к психологу и другим сотрудникам, способным решить их социальные проблемы, защитить осужденного, жизни которого угрожает опасность.

Важно отметить, что сотрудники исправительных учреждений различают понятия конфликта с осужденными и проблем с осужденными. Например, у осужденного могут быть проблемы с одеждой, здоровьем, в семье за пределами исправительного учреждения. В решении подобных проблем принимает участие начальник отряда. Конфликт же, как правило, связан с проявлением агрессии, и здесь представители воспитательного отдела не всегда могут о них знать, так как это является прерогативой оперативной службы.

Сотрудники исправительных учреждений считают, что после освобождения у осужденных возникают проблемы с адаптацией к жизни вне ИК (81%), с трудоустройством (61%), с жильем (50%), с состоянием здоровья (37%), с семьей, устройством личной жизни (25%), с получением образования / новых трудовых навыков (7%).

Большинство сотрудников ИК имеют невысокий уровень жизни, однако, понимая, что речь идет о судьбах людей, они не проявляют равнодушия к своей работе. Сила воздействия пенитенциарного сообщества на осужденного превосходит воздействие администрации исправительного учреждения, поэтому для обеспечения безопасности отбывающих наказание необходимо усилить режим содержания и дисциплину, ограничить влияние лидеров неформальной среды, предоставить сотрудникам воспитательного отдела право влиять на характер режимных ограничений осужденного, а администрации ИК - активно взаимодействовать с ним. Кроме того, осужденные во время отбытия наказания должны заниматься трудовой деятельностью. При этом, по мнению персонала, улучшение бытовых условий осужденных, их медицинского обслуживания, снабжение их одеждой и обувью не являются первоочередными целями, как и привлечение общественности и членов семей осужденных к процессу их воспитания и ресоциализации. Работники ИК считают, что сегодня для поддержания порядка в исправительном учреждении существующего количества персонала недостаточно. Роль сотрудников воспитательного отдела, по сравнению с иными категориями сотрудников ИК, не расценивается администрацией как ведущая, а важность их регулярных контактов с осужденными - как приоритетная. Дальнейшего исследования требуют проблемы всесторонней профессиональной подготовки сотрудников воспитательных отделов ИК, их отношения к вопросам реформирования уголовного наказания, а также организации работы сотрудников воспитательных отделов с осужденными.

Список литературы

1. Кутаков Н.Н. Современные средства обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 3 (28). С. 29-34.

2. Кутаков Н.Н. Предупреждение нападений на персонал исправительных учреждений со стороны спецконтингента // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 135-137.

3. Киселева Р.Н. Организационная культура и криминальная субкультура в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 2. С. 16-23.

4. Ракитская О.Н. Конструктивное общение как цель и средство работы практического психолога в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2 (47). С. 119-126.

5. Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом: Сборник материалов круглого стола Международной научно-практической конференции (г. Вологда, 3 ноября 2017 г.) / Под общ. ред. В.Н. Некрасова, И.А. Янчука; Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. 320 с.

6. Конышева Т.В. Развитие межведомственных программ оказания медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным осужденным в Свердловской области // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2012. № 5. С. 54-57.

7. Чайка Ю.Я. Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции России // Журнал личной, национальной и коллективной безопасности. 2003. № 1. С. 647-676.

8. Лелюх В.Ф., Позднякова А.Э. Взаимодействие пенитенциарных учреждений России с негосударственными социальными институтами и организациями // Вестник КемГУ. 2012. № 2 (50). С. 229-236.

9. Богуславский А.В. Проблемы выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в уголовно-исполнительной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 3 (28). С 4-11.

10. Позняков Н.Л. Влияние современных СМИ на состояние пенитенциарной безопасности // Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика: Материалы III Международной научно-практической конференции / Под ред.

Р.А. Ромашова. Самара: Изд-во Самар. юрид ин-та ФСИН России. 2013. С. 225-228.

11. Епископ Красногорский Иринарх. Религиозные организации и проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная система и русская православная церковь, другие традиционные для России религиозные объединения - взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных. Рязань, 1819 сентября 2018 года. С. 88-111.

12. Гуриц С.Д. Актуальные вопросы ресоциали-зации осужденного // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2019. № 2 (2). С. 137-143.

13. Григорьева О.О. Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере предоставления социальных гарантий): Ав-тореф. дис. ... к. ю. н.: 12.00.11. М., 2017. 28 с.

14. Полеченков Н.Е. Организационно-правовые аспекты деятельности УИС, направленной на противодействие неслужебных связей сотрудников с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными // Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 40-47.

15. Князькин А.Н. Применение новых методов в организации воспитательной и социальной работы с осужденными // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом. Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Рязань, 2018. С. 860-870.

16. Борченко В.А. Формы социальной работы с осужденными женщинами // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 2. С. 146-152.

17. Александров Б.В., Мейер Ю.А. Решение вопросов трудоустройства осужденных средствами социальной работы // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Т.В. Кирилловой. 2018. С. 21-27.

18. Глухова А.А., Шпилев Д.А. Современная уголовная политика Германии: пример для подражания или своевременное предостережение? // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 1. С. 1060-1072.

THE ATTITUDE OF THE PERSONNEL OF THE CORRECTIONAL COLONIES TO THE CONVICTED AT THE MODERN STAGE

D.A. Shpilev1'2,1.A. Uvarov13

1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2 Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 3 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

In the modern world, there is no consensus on how an ideal system to execution sentences should function. In a number of countries, the concept of punitiveness is in effect, that is, toughening criminal law and the regime for

keeping convicts (for example, Russia, the United States). In other countries, a focus is placed on the active process of re-education and re-socialization of convicts, on a large role of social workers, psychologists, family members of the convict, the public and non-profit organizations (Norway, Finland). In either approach to the organization of the national penitentiary system, staff of a correctional institution play an important role in it, carrying out daily interaction with convicts, influencing their social well-being, countering the negative influence of the prison community and organizing their daily life. The ability of prisoners to return to normal life after serving their sentence largely depends on the level and quality of training of personnel at correctional prisons, on the degree of the staff's awareness of both their daily tasks and tasks of the entire penitentiary system, their professional attitude towards convicts. There are many problems in the domestic penal system that need to be addressed. Data from surveys conducted in prisons can help in this.

Keywords: penitentiary system, correctional prison, employees of penal system, convicts, imprisonment, punitive-ness, educational department, psychologist, social worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.