Научная статья на тему 'Взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства (положительный опыт Красноярского края)'

Взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства (положительный опыт Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / РUBLIC ORGANIZATIONS / PENITENTIARY SYSTEM / SOCIAL POLICY / STATE / CONVICTED / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Ирина Алексеевна

В статье анализируется взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства, рассматривается практика работы и значение общественных, неправительственных и других негосударственных организаций в пенитенциарной системе России. Изучаются условия для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач. Исследуется роль общественных советов при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России в сфере защиты прав и интересов работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of public organizations with penitentiary institutions in the implementation of social policy of the state (positive experience of the Krasnoyarsk Territory)

The article analyzes the interaction of public organizations with penitentiary institutions in the implementation of social policy of the state, examines the practice and significance of public, non-governmental and other non-governmental organizations in the penitentiary system of Russia. The conditions for public participation in solving the tasks facing the criminal-executive system are considered. The role of public councils under the territorial bodies of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia in the field of protecting the rights and interests of workers and veterans of the penal system, as well as convicts and persons held in pre-trial detention centers is examined.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства (положительный опыт Красноярского края)»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

УДК 343.81

Взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства (положительный опыт Красноярского края)

Андреева Ирина Алексеевна, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: sledakl979@mail.ru

В статье анализируется взаимодействие общественных организаций с пенитенциарными учреждениями в реализации социальной политики государства, рассматривается практика работы и значение общественных, неправительственных и других негосударственных организаций в пенитенциарной системе России. Изучаются условия для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач. Исследуется роль общественных советов при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России в сфере защиты прав и интересов работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Ключевые слова: общественные организации; пенитенциарная система; социальная политика; государство; осужденные; преступность.

Interaction of public organizations with penitentiary institutions in the implementation of social policy of the state (positive experience of the Krasnoyarsk Territory)

Andreeva Irina Alekseevna,

Lecturer of the Department of Criminology

and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation,

Gandidate of Law

The article analyzes the interaction of public organizations with penitentiary institutions in the implementation of social policy of the state, examines the practice and significance of public, non-governmental and other nongovernmental organizations in the penitentiary system of Russia. The conditions for public participation in solving the tasks facing the criminal-executive system are considered. The role of public councils under the territorial bodies of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia in the field of protecting the rights and interests of workers and veterans of the penal system, as well as convicts and persons held in pre-trial detention centers is examined.

Key words: рublic organizations; penitentiary system; social policy; state; convicted; crime.

Концепцией развития уголовно-исполнительной денной распоряжением Правительства Российской системы1 Российской Федерации до 2020 года, утверж- Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, предусмо-, далее УИс трено дальнейшее обеспечение гласности в деятель-

ности УИС, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач. Одним из институтов в сфере защиты прав и интересов работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, являются Общественные советы при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний1 России.

Анализируя роль институтов гражданского общества, рассматривая практику работы и значение общественных, неправительственных и других негосударственных организаций, можно отметить, что в пенитенциарной системе России эти вопросы приобретают все большее значение.

Перед ФСИН России стоят задачи по активному вовлечению общественности в решение проблем системы, более целенаправленному изучению вопросов развития и укрепления взаимодействия учреждений и органов УИС с общественными, религиозными, правозащитными организациями и средствами массовой информации. Действующее уголовно-исполнительное законодательство позволяет выстраивать конструктивные взаимоотношения с институтами гражданского общества.

Следуя курсу гуманизации и соблюдения прав человека в местах лишения свободы, пенитенциарная система края стала открытой и доступной для общественного контроля: представители международных и российских неправительственных организаций регулярно посещают краевые пенитенциарные учреждения.

В настоящее время на территории Красноярского края расположено 41 исправительное учреждение, в которых отбывают наказание 21,3 тыс. осужденных; 6 следственных изоляторов, в которых содержатся 3,9 тыс. подследственных; 62 филиала уголовно-исполнительной инспекции, на учете в которых состоят свыше 14 тыс. лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.

Работа по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Главного управления ФСИН2 края, их успешной адаптации к жизни на свободе привела к необходимости поиска и внедрения в деятельность пенитенциарных учреждений новых технологий воспитательной работы с осужденными, которые позволили повлиять на личность осужденного с точки зрения психолого-педагогического воздействия, подготовить его к освобождению из исправительной колонии и жизни на свободе.

ГУФСИН края сотрудничает со структурами гражданского общества, общественными организациями, деятельность которых полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных3; активно взаимодействует с традиционными конфессиями. Ко-

1 Далее - ФСИН.

2 Далее - ГУФСИН.

3 Шепелева О. С. Красноярский общественный комитет по защите прав человека - юристы за права человека // Модели гражданского контроля в регионах России: локальные успехи и стратегические неудачи. М., 2008. С. 61-73.

ординатором такого взаимодействия является Общественный совет при ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Общественный совет при ГУФСИН России по Красноярскому краю функционирует с 1998 г. Положение об Общественном совете и его состав утверждаются приказом ГУФСИН края. В состав Общественного совета при ГУФСИН края входят 28 представителей государственных органов края, общественных, религиозных и правозащитных организаций, предпринимателей, деятелей науки и культуры, ветеранов УИС Красноярского края.

Ежегодно председателем Общественного совета и начальником ГУФСИН края утверждается план проведения воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий как в пенитенциарных учреждениях, так и среди личного состава, при активном участии членов Общественного совета. Результаты исполнения запланированных мероприятий ежеквартально рассматриваются на заседаниях совета. Тематика заседаний разнообразна: работа с молодыми сотрудниками, медицинское обеспечение, воспитательные мероприятия с личным составом и осужденными и т. д. К примеру, в первом квартале 2015 г. было проведено заседание Общественного совета, где рассматривались следующие вопросы: «О ходе реализации проекта краевой туберкулезной больницы (КТБ-1) и ЮИ СФУ по правовому сопровождению осужденных, представленных к освобождению от отбывания наказания в виду тяжелой болезни», «О трудовой занятости осужденных и оплате их труда», «Об упорядочении процедуры подачи осужденными обращений в адрес Общественной наблюдательной комиссии края, правозащитных организаций».

Члены Общественного совета участвуют в воспитательной работе с личным составом ГУФСИН России по Красноярскому краю, оказывают содействие в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников.

В настоящее время при участии членов Общественного совета края проводятся индивидуальные и групповые беседы с сотрудниками; традиционно члены совета принимают участие в организации и проведении праздничных мероприятий в пенитенциарных учреждениях.

Особенностью Общественного совета при ГУФСИН России по Красноярскому краю является то, что часть членов Совета входит и в состав краевой Общественной наблюдательной комиссии. Данное положение позволяет не только выявлять упущения в деятельности исправительных учреждений, но и оказывать действенную практическую помощь в улучшении условий как осужденных (касательно отбывания наказаний), так и сотрудников в части условий несения службы.

Членами Общественного совета и Общественной наблюдательной комиссии во время посещений исправительных учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю ведется прием сотрудников (работников) по личным вопросам и консультации по вопросам реализации Концепции реформирования УИС. Проводится обеспечение сотрудников ГУФСИН края литературой методического и правового характера.

При участии членов Общественного совета ГУФСИН проводятся семинары по повышению квалификации с заместителями начальников учреждений, курирующими организацию воспитательной работы, начальниками отрядов ГУФСИН по механизмам защиты прав и свобод человека и гражданина, применению медиативных технологий и др. В проведении семинаров используются технологии Иркутской НПО «Ювента»1.

В составы комиссий исправительных учреждений по рассмотрению вопросов, связанных с изменениями условий содержания осужденных, заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания и условно-досрочного освобождения в рамках функционирования системы «социальных лифтов» входят 111 граждан, не являющихся штатными сотрудниками исправительных учреждений: 4 представителя общественных организаций, 29 представителей различных религиозных конфессий, 22 ветерана УИС, 32 представителя различных государственных органов (в том числе, службы судебных приставов и службы по контролю за оборотом наркотиков), 16 представителей органов местного самоуправления и 8 депутатов, а также 7 членов Общественного совета при ГУФСИН края.

На заседаниях комиссий рассматриваются вопросы применения условно-досрочного освобождения, перевода в колонию-поселение, помилования, перевода в облегченные, обычные и строгие условия отбывания наказания, отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения, постановки осужденных на профилактический учет, применения к осужденным мер поощрения и взыскания, изменения вида исправительного учреждения. Участие представителей общественности в работе комиссий позволяет исключить случаи возможной личной заинтересованности представителей администрации учреждений при решении вопросов о применении льгот или наложения на осужденного взыскания.

Как еще один механизм взаимодействия с общественными организациями можно отметить работу в системе УИС края Юридической клиники Юридического института Сибирского федерального универси-тета2. Одним из основных направлений деятельности Юридической клиники является прием и консультирование осужденных в колониях и консультирование по переписке (дистанционное консультирование); осуществляется консультирование сотрудников пенитенциарной системы края. Консультирование проводится преподавателями, аспирантами, студентами магистратуры, старшекурсниками бакалавриата Юридического института Сибирского федерального университета. Консультации осужденных ведутся по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, жилищного, семейного права.

1 Архипкина А. С., Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан: учеб.-метод пособие. Иркутск, 2014.

2 Горелик А. С. Юридическая клиника по работе с осужденными (Красноярский край) // Общественный контроль в Российской Федерации: практики и методики. Москва, 2005.

С. 51-62.

Осужденные, отбывающие наказание в удаленных учреждениях, где не проводится консультирование, могут обратиться в Юридическую клинику письменно. В основном осужденные обращаются по вопросам написания надзорных жалоб, составления ходатайств об условно-досрочном освобождении, помиловании, приведении приговоров в соответствие в связи с изменениями в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ.

Представители официальных религиозных конфессий и общественных организаций при посещении учреждений ГУФСИН на безвозмездной основе передают туда литературу, аудио- и видеопродукцию, направленную на правовое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, не содержащую сцен насилия и жестокости. Литература распространяется среди спецконтингента, аудио- и видеопродукция демонстрируется студиями кабельного телевидения учреждений в установленное распорядком дня время.

Активное участие члены Общественного совета принимают в подготовке и проведении культурно-массовых, спортивных и иных воспитательно-тематических мероприятий для осужденных.

Ежегодно совместно с Министерством культуры Красноярского края в учреждениях проводится фестиваль художественной самодеятельности среди осужденных «Калина красная». По итогам фестиваля творческие коллективы осужденных награждаются благодарственными письмами и ценными подарками. Проведение данного мероприятия положительно сказывается на организации полезной занятости осужденных в свободное от работы время, развитии у осужденных творческой инициативы, навыков, нравственных качеств, использовании сотрудниками УИС новаторских форм и методов работы по исправлению и перевоспитанию лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, и подготовке их к освобождению.

При взаимодействии с Общественным советом при ГУФСИН России по Красноярскому краю в целях стимулирования осужденных к занятию спортом и ведению здорового образа жизни, отучению их от вредных привычек, приучению к более рациональному образу жизни проводится ежегодная спартакиада (футбол, хоккей, волейбол, шахматы, настольный теннис, баскетбол, перетягивание каната, гиревой спорт и т. п.) среди осужденных за переходящий кубок памяти И. Н. Маскалюка, заместителя начальника ИК-7 по кадрам и воспитательной работе, трагически погибшего в марте 2006 г.

Уникальна и не имеет аналогов в России организация взаимодействия общественных организаций и Канской воспитательной колонии.

С 2002 г. в Канской воспитательной колонии реализуется психолого-социально-правовой проект «Шаг навстречу» по работе с воспитанниками и молодыми сотрудниками воспитательной колонии, а также членами их семей3. В рамках реализации Международного

3 Харламова Н. М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных / Н. М. Харламова // Дети и взрослые против насилия: вопросы профилактики и защиты детей от жестокого

социально-правового проекта «Шаг навстречу» с воспитанниками в тренинговой форме проводятся социально-правовые интенсивы как внутри колонии, так и с выездом воспитанников за ее пределы; воспитательные мероприятия; индивидуальные и коллективные социально-правовые консультации и т. п.

Раз в два года в Красноярске и Канске (на базе воспитательной колонии) проходят педагогические «Макаренковские чтения», в которых участвуют в том числе представители зарубежных стран. Состоялось уже пять таких мероприятий. Чтения организовывают Общественный совет при ГУФСИН и сам ГУФСИН края, Министерство образования и науки Красноярского края, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В Чтениях принимают участие сотрудники ФСИН со всей России, педагоги-практики, ученые, методисты образования, общественные деятели и т. д.1

Высокий уровень повторной преступности в Красноярском крае (около 50 %) приводит к необходимости поиска и внедрения в деятельность новых технологий работы с осужденными, которые позволили бы подготовить осужденного к освобождению из исправительной колонии и помочь ему успешно адаптироваться к жизни на свободе.

С 2012 г. на территории Советского района г. Красноярска благодаря большому личному вкладу членов Общественного совета при ГУФСИН края функционирует проект «Служба социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Этот проект - аналог службы пробации, специализирующейся на целенаправленном устройстве на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Следует отметить, что именно представители общественных организаций и бизнеса, понимая важность вопроса снижения уровня рецидивной преступности, помогли в создании службы социального сопровождения.

Проводимые в ГУФСИН края совместно с общественниками воспитательно-тематические мероприятия и иная работа положительно влияют на морально-психологический климат в коллективах осужденных и способствуют их успешной ресоциализации в обществе.

Открытость уголовно-исполнительной системы края для представителей правозащитных организаций, регулярное посещение членами Общественного совета и Общественной наблюдательной комиссии края исправительных учреждений, информирование населения региона о процессах реформирования УИС края создает положительный имидж УИС среди населения региона и России в целом.

обращения в образовательном учреждении и семье: материалы науч.-практ. конф., 26 ноября 2010 г. - Красноярск -Канск, 2011. С. 187-194.

1 Педагогика А. С. Макаренко - мастерство и искусство: сб. статей. Красноярск, 2008.

Библиографический список

1. Архипкина А. С. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан: учеб.-метод пособие / А. С. Архипкина, М. Н. Садовникова, А. А. Кровушкина. - Иркутск: ИГУ, 2014.

2. Горелик А. С. Юридическая клиника по работе с осужденными (Красноярский край) / А. С. Горелик // Общественный контроль в Российской Федерации: практики и методики. - Москва: МХГ, 2005. - С. 51-62.

3. Педагогика А. С. Макаренко - мастерство и искусство: сб. статей. - Красноярск: СФУ, 2008.

4. Харламова Н. М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных / Н. М. Харламова // Дети и взрослые против насилия: вопросы профилактики и защиты детей от жестокого обращения в образовательном учреждении и семье: материалы науч.-практ. конф. (26.11.2010). - Красноярск - Канск, 2011. - С. 187-194.

5. Шепелева О. С. Красноярский общественный комитет по защите прав человека - юристы за права человека / О. С. Шепелева // Модели гражданского контроля в регионах России: локальные успехи и стратегические неудачи. - Москва: Демос, 2008. - С. 61-73.

Bibliograficheskij spisok

1. Arhipkina A. S. Alternativnyie sposobyi razresheniya sporov: sovremennyie mehanizmyi zaschityi prav grazhdan: ucheb.-metod posobie / A. S. Arhipkina, M. N. Sadovnikova, A. A. Krovushkina. - Irkutsk: IGU, 2014.

2. Gorelik A. S. Yuridicheskaya klinika po rabote s osuzhdennyimi (Krasnoyarskiy kray) / A. S. Gorelik // Obschestvennyiy kontrol v Rossiyskoy Federatsii: praktiki i metodiki. - Moskva: MHG, 2005. - S. 51-62.

3. Pedagogika A. S. Makarenko - masterstvo i iskusstvo: sb. statey. - Krasnoyarsk: SFU, 2008.

4. Harlamova N. M. Resotsializatsiya nesovershen-noletnih osuzhdennyih / N. M. Harlamova // Deti i vzroslyie protiv nasiliya: voprosyi profilaktiki i zaschityi detey ot zhestokogo obrascheniya v obrazovatelnom uchrezhdenii i seme: materialyi nauch.-praktich. konf. (26.11.2010). -Krasnoyarsk - Kansk, 2011. - S. 187-194.

5. Shepeleva O. S. Krasnoyarskiy obschestvennyiy komitet po zaschite prav cheloveka - yuristyi za prava cheloveka / O. S. Shepeleva // Modeli grazhdanskogo kontrolya v regionah Rossii: lokalnyie uspehi i strategicheskie neudachi. - Moskva: Demos, 2008. -S. 61-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.