Научная статья на тему 'Исправительные приюты для несовершеннолетних преступниц в России (1873-1917 гг. )'

Исправительные приюты для несовершеннолетних преступниц в России (1873-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЮТ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / WOMEN / JUVENILE / CRIME / ORPHANAGE / CORRECTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворошилова С.В.

Рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность исправительно-воспитательных приютов для несовершеннолетних женщин. Характеризуются порядок содержания, программа обучения и методы воспитания несовершеннолетних преступниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворошилова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correctional orphanages for juvenile criminals in Russia (1873-1917)

The article investigates the main regulatory-legal acts regulating the activities of correctional educational orphanages for juvenile women. Characterized by the order of the content, curriculum and methods of education of juvenile criminals.

Текст научной работы на тему «Исправительные приюты для несовершеннолетних преступниц в России (1873-1917 гг. )»

УДК 343.819.2

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИЦ В РОССИИ (1873-1917 гг.)

С. В. Ворошилова

Саратовская государственная юридическая академия Поступила в редакцию 2 августа 2016 г.

Аннотация: рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регулировавшие деятельность исправительно-воспитательных приютов для несовершеннолетних женщин. Характеризуются порядок содержания, программа обучения и методы воспитания несовершеннолетних преступниц.

Ключевые слова: женщины, несовершеннолетние, преступность, приют, исправление, воспитание.

Abstract: the article investigates the main regulatory-legal acts regulating the activities of correctional educational orphanages for juvenile women. Characterized by the order of the content, curriculum and methods of education of juvenile criminals.

Key words: women, juvenile, crime, orphanage, correction, education.

Изучение исторического опыта борьбы с детской и подростковой преступностью, анализ мер, направленных на профилактику и уменьшение рецидивной преступности, приобретает особую значимость и актуальность в современной России, в условиях стабильного роста числа преступлений, совершаемых в том числе и несовершеннолетними женщинами.

Исследование причин детской преступности в дореволюционной России убедил законодателя в необходимости использования не столько карательных, сколько воспитательных мер. Попадая в тюрьму и арестные дома, несовершеннолетние, общаясь со взрослыми преступниками, перенимали их манеру поведения, что пагубно влияло на их умственное и нравственное развитие. Решению данной проблемы должны были способствовать исправительно-воспитательные приюты для несовершеннолетних, в которых содержались не только малолетние преступники, но и дети, оставшиеся без попечения взрослых.

Начало законодательного оформления идеи о создании исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних преступников в России произошло в 1864 г. в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в ст. 6 которого отмечалось, что в тех местах, где будут учреждены исправительные приюты, несовершеннолетние от 10 до 17 лет могли находиться в них вместо заключения в тюрьму1. Следует отметить, что в

311

1 См.: Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. СПб., 1867. Ч. 4. С. 10. © Ворошилова С. В., 2016

Западной Европе подобные заведения создавались уже в конце XVIII в., а идея замены для несовершеннолетних преступников тюремного заключения помещением их в воспитательно-исправительные учреждения была закреплена на законодательном уровне. О пагубном воздействии тюремного заключения на несовершеннолетних писали многие исследователи пенитенциарной науки, отмечавшие, что именно в тюрьме дети превращаются в настоящих преступников2.

5 декабря 1866 г. был издан закон, в соответствии с которым к созданию приютов или «богоугодных и общеполезных заведений» для нравственного исправления несовершеннолетних помимо правительства призывались земства, различные общества, духовные установления и частные лица. Обязательным требованием закона являлось создание отдельных приютов для мальчиков и девочек3.

В нарушение данного положения первое исправительное заведение для несовершеннолетних преступниц было открыто в качестве отделения в Саратовском учебно-исправительном приюте имени М. Н. Галки-на-Враского в 1873 г., что нарушало также ст. 158 Устава о содержащихся под стражей4, сохранявшего требование об учреждении отдельных приютов для несовершеннолетних разного пола, но позволяло не отправлять малолетних преступниц в тюрьму.

Приют состоял в ведении Министерства внутренних дел. Непосредственное управление приютом осуществлялось особым правлением при Саратовском губернском попечительном о тюрьмах комитете, в который входили шесть человек: директор и директриса саратовского тюремного комитета, по одному представителю от земств и городов и два представителя от совета благотворительного союза Саратовского православного братства святого креста. В обязанности правления входило умножение ^ капитала приюта, назначение смотрителя и учителей, наблюдение за о: обучением, хозяйственное обеспечение, создание мастерских, приискание работ и заказов, устройство выпускников после выхода из приюта. Согласно Закону 1866 г. воспитанников обучали чтению, письму и ос-сч новным правилам арифметики, различным ремеслам, Закону Божьему5.

Согласно Уставу Галкинского приюта, утвержденному 8 февраля 1873 г., несовершеннолетние преступницы поступали в него по пригово-312 рам Саратовского окружного суда и мировых судов Саратовской губернии и Новоузенского уезда Самарской губернии. Срок, определенный судом, мог быть сокращен до 2/3 за усердную работу и прилежное поведение. Сироты

2 См., например: Дриль Д. Съезды представителей русских исправительных приютов // Юрид. вестник. 1884. № 8. С. 622 ; Кистяковский А. Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления. Киев, 1878. С. 146.

3 См.: Об исправительных приютах // ПСЗ. Собрание (1825—1881). Т. 41, ч. 2. № 43949. Ст. 1, 6. СПб., 1900. С. 353.

4 См.: Рябчиков А. Н. Устав о содержащихся под стражей по продолжению 1906 г. СПб., 1909. С.151.

5 См.: Об исправительных приютах // ПСЗ. Собрание (1825—1881). Т. 41, ч. 2. № 43949. Ст. 8. СПб., 1900. С. 353.

и нищие в возрасте от 6 до 12 лет принимались в приют по постановлению правления приюта6. Первоначально приют был устроен для 15 детей, но уже в первый год существования приюта в него поступили 17 мальчиков и 5 девочек7. К 1 января 1895 г. в приюте содержались 85 мальчиков и П 10 девочек. Большая часть находившихся в приюте несовершеннолетних . были осуждены за мелкие хищения. Но были и осужденные за более тяжкие преступления. В отчете Галкинского учебно-исправительного прию- р та за 1894/95 г. указано, что 1 мальчик был осужден за поджог; 1 девочка Ш — 14 лет — за убийство порученных ей двух грудных детей8. л Характерной особенностью исправительных учреждений для мало- § летних преступников в России являлось то, что они не только способство- П вали нравственному развитию и перевоспитанию тех, кто уже совершил С преступление, но и старались уберечь детей, которые в силу отсутствия р родителей или средств к существованию могли пополнить преступную § среду. С этой целью создавались приюты для сирот, детей, чьи родители е находились в заключении или не могли содержать своих детей по при- ь чине нищенства. Так, в Саратове в 1844 г. на благотворительные сред- ы ства, пожертвованные членом Саратовского губернского Попечительного о тюрьмах комитета Образцовым, был создан приют для арестантских и детей, в котором содержались дети от 4 до 12 лет9. А в приюте для аре- Т стантских детей, созданном Рижским женским попечительным о тюрь- -мах отделением в 1895 г. содержались 30 мальчиков и 21 девочка10. Я Согласно отчетам, Саратовский приют отдавал предпочтение сель- х скохозяйственным работам, к которым привлекались все, без исклю- с чения, воспитанники. В то время как мальчиков обучали слесарному, § кузнечному и сапожному ремеслу, девочки обучались шитью, вязанию и домашнему хозяйству. Успешность занятий девочек подчеркивалась в о> отчете приюта за 1876/77 г., в котором отмечалось, что девочки «обшива- о ют весь приют: белье и платье для себя, белье и верхнее летнее платье е для воспитанников, наконец, чулки, носки, варежки — все было сделано х их руками. На них же лежала обязанность чинить на весь приют белье и п верхнее платье»11. Занятия девочек приносили приюту ежегодный доход в размере 100 рублей.

В 1874 г. был открыт приют в Москве (Большевский), который стал

первым в России самостоятельным исправительным приютом для 3 3 несовершеннолетних преступниц. В 1908 г. в приюте находились 93

6 См.: Устав Саратовского Галкинского учебно-исправительного приюта. § 1 // Тюремный вестник. 1894. № 3. С. 108.

7 См.: Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления. Киев, 1878. С. 145.

8 См.: Отчет о состоянии Саратовского Галкинского учебно-исправительного приюта за 1894/95 г. // Тюремный вестник. 1895. № 12. С. 623.

9 См.: ГАСО. Ф. 387. Оп. 1. Ед. хр. 20. С. 7.

10 См.: Патронат // Тюремный вестник. 1896. № 9. С. 506.

11 Цит. по: Кистяковский А. Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления. Киев, 1878. С. 152.

воспитанницы12. Средства, которыми могли распоряжаться приюты, складывались из сумм, отпускаемых из государственного казначейства на продовольствие и одежду несовершеннолетних преступниц; из пособия от городских и общественных управлений, благотворительных учреждений и обществ; на пожертвования деньгами или имуществом; на деньги, вырученные от работ воспитанниц; на доходы с концертов, спектаклей, лотерей и пр.; на доходы с недвижимого имущества, принадлежавшего приюту; на пожертвования благотворителей; на суммы, вырученные от кружечных сборов. Как отмечается в отчете Большевского приюта за 1893 г., одним из важнейших источников дохода приюта являются пожертвования «ненужными вещами», с целью сбора которых было построено два каменных здания, одно для склада пожертвований, а второе для сортировочной комнаты, конюшни и экипажа. Вещи, пожертвованные приюту, ремонтировались и продавались, что обеспечивало поступление столь необходимых приюту материальных средств13. Следует отметить, что крайне «стесненное положение материальных средств» являлось общей бедой подобных учреждений, что неоднократно подчеркивалось в ежегодных отчетах об их деятельности.

Несмотря на настоятельную потребность в подобных заведениях, исправительные приюты для несовершеннолетних женщин долгое время не открывались и только в 1891 г. Варшавским обществом земледельческих колоний был открыт приют для девочек в усадьбе Пуща. Положительный опыт Саратовского приюта, открывшего женское отделение в приюте для несовершеннолетних мужчин, к сожалению, воспринят не был, хотя заведения подобного типа существовали в таких странах, как Германия, Бельгия, Швейцария, Италия и др.

00 5 марта 1895 г. в Петербурге, при дамском благотворительно-тюрем-

01 ном комитете, был открыт приют для несовершеннолетних преступниц на основании Устава, утвержденного 13 сентября 1894 г. Согласно Уставу в приют не могли приниматься осужденные девочки, о которых

сч не были доставлены копии судебных приговоров, а также одержимые душевными, нервными или «заразительными» болезнями. Все поступавшие в приют обязательно проходили осмотр у врача в присутствии 314 надзирательницы14. В программу обучения, помимо Закона Божьего, чтения, письма и начал арифметики, входили общие понятия по естествознанию и «важные сведения из истории и географии России» (§ 18). Девочек обучали также рукоделию, вязанию, кройке и шитью, стирке, огородничеству, садоводству и т.п. (§ 19). В отчете за 1911 г. отмечалось,

12 См.: Беклешов М. Русские воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних // Тюремный вестник. 1910. № 1. С. 137.

13 См.: Исправительные заведения для несовершеннолетних и приюты для арестантских детей // Там же. 1895. № 8. С. 417.

14 См.: Устав исправительно-воспитательного приюта для девочек, при С.-Петербургском Дамском благотворительно-тюремном комитете. §14 // Там же. 1894. № 10. С. 465.

что данный приют, в котором содержались 63 воспитанницы, являлся крупнейшим в России исправительно-воспитательным заведением для несовершеннолетних женщин.

Внимания заслуживает применявшаяся в данном учреждении систе- П ма исправительного воздействия на воспитанниц, которые делились по п возрасту на два отделения (до 15 лет - младшее; более 15 лет - старшее), в а по поведению - на три разряда: лучший, средний и худший. Распреде- -§ ление на разряды по поведению было введено с 1910 г. с созданием так е называемой «системы марок», которая успешно действовала в Англии и л Ирландии и была заимствована приютом. «Марки», согласно данной си- а стеме, выставлялись воспитанницам ежедневно за поведение и прилежание в работе. Воспитанницы, набравшие 1000 марок, достигшие возрас- С та 16-17 лет, обучившиеся грамоте и получившие знания по отдельным а профессиям, являлись кандидатами на условное или окончательное и освобождение. В качестве поощрения для воспитанниц, набравших мак- е симальное число марок, предусматривался «отпуск» на несколько часов х

15 О"

в праздничные дни15. е

Порядок содержания в приютах, программа обучения, характер дис- п

„ ~о

циплинарных взысканий и поощрений и т.д. определялись уставами х

данных заведений, утверждаемыми Министерством юстиции. ы

Задача перевоспитания малолетних преступниц осуществлялась в д

приютах с помощью системы поощрений и дисциплинарных взысканий, я

которая имела две цели: 1) вызвать среди детей соревнование и развить е

сознание собственной пользы; 2) дисциплинировать волю строптивых и О

непокорных, научить малолетних подчиняться законам общества и госу- е

дарства16. Так, к системе взысканий согласно Уставам исправительных ш

приютов для девочек в Петербурге и Саратове относились: выговор, пуб- х

личный выговор с занесением на «черную» доску, недопущение к играм, о

привлечение на хозяйственные работы сверх очереди, одиночное заклю- Т

чение в светлой или темной комнате в свободное от занятий время на х

срок не более 3 дней и изоляция несовершеннолетних преступниц в осо- .. бое помещение на срок не более одного месяца17.

Устав исправительного заведения для девочек в Варшаве, утверж-_

денный 11 января 1890 г., был дополнен в 1894 г. включением в систему 315

наказаний содержание на хлебе и воде на срок не более 3 дней (§ 19). _ Ходатайство комитета Варшавского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов о включении в Устав приюта наказания розгами в количестве не более 20 ударов Министерством юстиции было отклонено

15 См.: Баранцевич Е. М. Патронат в жизни России (средства борьбы с преступностью). Томск, 1914. С.171.

16 См.: Тальберг Д. Г. Исправительные приюты и колонии в России. СПб., 1882. С. 29.

17 См.: Устав исправительно-воспитательного приюта для девочек, при С.-Петербургском Дамском благотворительно-тюремном комитете. § 21 ; Устав Саратовского Галкинского учебно-исправительного приюта. § 28, 29.

в связи с отменой в России телесных наказаний для женщин, в том числе и для ссыльных, Законом от 29 марта 1893 г.18

Для укрепления здоровья девочек и профилактики инфекционных заболеваний предусматривалось строгое соблюдение гигиенических мероприятий: еженедельное посещение бани, поддержание чистоты в комнатах, запрет пить сырую воду, ежедневные прогулки, регулярное посещение врача и др.

Согласно Закону от 20 мая 1892 г. несовершеннолетние, поступившие в приюты по судебным приговорам, содержались в них до исправления, на срок не менее одного года, но не могли оставаться в нем по достижении 18 лет19.

Значительным шагом в деле устройства исправительных приютов для малолетних стали съезды представителей этих заведений, которые начали созываться по инициативе К. В. Рукавишникова. На съездах не только заслушивались отчеты о деятельности данных учреждений, активно разрабатывались вопросы о мерах борьбы с детской преступностью, но и предлагались изменения в действующее законодательство об исправительных приютах. Так, на Седьмом съезде представителей исправительных заведений для малолетних, прошедшем в Москве в 1908 г., обсуждался новый проект закона о воспитательно-исправительных заведениях в России, который был утвержден 19 апреля 1909 г. Именно на этом съезде отмечалась существенная нехватка подобных заведений. По мнению участников съезда, в России необходимо было иметь 40 приютов для девочек на 50 человек каждый20.

Существенную роль в скорейшей реабилитации выпускников приютов играла система патроната, которая осуществлялась в течение нескольких лет. Приют был обязан оказывать своим выпускникам возможное

00 содействие в их дальнейшей жизни21. Так, согласно Уставу исправитель-

01 но-воспитательного приюта для девочек в Петербурге выпускниц обеспечивали бельем, одеждой и деньгами, а попечительный совет приюта мог заключать с частными хозяевами или промышленными заведениями

сч договоры о поступлении девочек внаем или на обучение на срок по достижении ими совершеннолетия (§ 22, 23). Попечительный совет приюта был обязан в течение трех лет оказывать содействие своим выпускницам, 316 внимательно следя за их дальнейшей судьбой (§ 24).

Таким образом, к 1895 г. в России действовало всего 4 приюта для несовершеннолетних женщин. Отсутствие подобных заведений в боль-

18 См.: Устав исправительно-воспитательного приюта для девочек, при С.-Петербургском Дамском благотворительно-тюремном комитете // Тюремный вестник. 1894. № 10. С. 468.

19 См.: Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, ст. 162 // СЗ РИ. Т. XIV. СПб., 1900. С. 122.

20 См.: Труды Высочайше разрешенного Седьмого съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних. М., 1909. С. 11.

21 См.: Свод учреждений уставов о содержащихся под стражей, ст. 163 // СЗ РИ. Т. XIV. СПб., 1900. С. 123.

шинстве городов России приводило к тому, что осужденные девочки содержались либо в тюрьмах, либо в монастырях, либо отправлялись на основании Закона от 8 февраля 1893 г. не этапным порядком в один из перечисленных приютов, находясь тем самым вдали от своей семьи, что негативно отражалось на их дальнейшей судьбе22.

Таким образом, несмотря на то, что преступность среди несовершеннолетних женщин была значительно меньшей, чем среди несовершеннолетних мужчин, и по отчетам главного тюремного управления за 1891 г. составляла 1 к 10123, исправительных заведений подобного рода было крайне мало. Главной целью исправительных приютов для несовершеннолетних женщин являлось нравственное воспитание, получение образования, обучение домашнему хозяйству, рукоделию и определенной профессии, которая в дальнейшем помогла бы девушке обеспечить себя работой и средством к существованию.

22 См.: Артемьев А. Л. Исправительные приюты для несовершеннолетних женского пола // Тюремный вестник. 1895. № 4. С. 178.

23 См.: Отчет Главного тюремного управления за 1891 г. СПб., 1893. С. 69.

Саратовская государственная юридическая академия

Ворошилова С. В., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права E-mail: voroshilova-s-v@mail.ru

Saratov State Legal Academy Voroshilova S. V., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the History of State and Law Department E-mail: voroshilova-s-v@mail.ru

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.