УДК 159
Саляева Елена Юрьевна
соискатель кафедры педагогики профессионального образования Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина [email protected] Salyaeva Elena Yurevna
the competitor of chair of pedagogics of professional education of the Nizhny Novgorod state pedagogical university of K.Minin [email protected]
ИСПОЛЬЗОВНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА
USING ACTIVE TEACHING METHODS IN THE WORKING FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE
BACHELORS OF SERVICE
Аннотация. В представленной публикации находят отражение результаты опытно-экспериментальной деятельности, ориентированной на развитие у студентов, получающих образование на первом этапе (ступень бакалавриата) коммуникативных навыков, которые мы рассматриваем важнейшим структурным компонентом профессиональной компетентности специалистов, работающих в сфере сервиса.
Ключевые слова: Профессионально-коммуникативная компетентность, активные методы обучения, коммуникативный тренинг, ролевая игра.
Annotation. The results of the опытно-экспериментальной activity, oriented to development for students, recipient education on the first stage of communicative skills, that we examine the major structural component of professional competence of specialists working in the field of service, find a reflection in the presented publication.
Keywords: professionally-communicative competence, active methods of educating, communicative training, role play.
Значительные политические, экономические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране в последние годы, объективно обуславливают возникновение целого спектра новых сфер жизнедеятельности. Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной экономики по праву является сфера сервиса. Неотъемлемой частью жизни каждого человека становится потребность в получении качественных медицинских, информационных, бытовых, туристических и прочих услуг.
Расширение потребности в перечне оказываемых услуг, с одной стороны, и повышение требований к их качеству - с другой, объективно обуславливают спрос на кадры высокого уровня квалификации, работающие в сфере сервиса.
Решить эту задачу призвана современная система образования, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов, абсолютно соответствующих уровню и профилю их образования, ответственных и компетентных, свободно применяющих профессиональные навыки и способного к профессиональному росту. Синтез этих качественных характеристик, несомненно, обеспечит профессиональную мобильность и конкурентоспособность каждого специалиста.
Еще одной характеристикой профессиональной компетентности, на наш взгляд, должна быть определена высокого уровня развития коммуникативная культура.
Особое значение культура коммуникации (общения) имеет для специалистов сферы сервиса, специфической особенностью которых является работа с людьми. Без умения найти подход к каждому отдельному человеку, клиенту, результативной данная деятельность быть не может.
Не меньшее значение для эффективности и результативности профессиональной деятельности имеет и реализация творческой компоненты.
Таким образом, важнейшими составляющими профессиональной компетентности сотрудников сферы сервиса мы выделяем:
• высокий уровень развития их коммуникативной компетентности, а также
• оптимальный уровень развития их творческих способностей.
Именно на создании условий для оптимального развития этих двух спектров профессиональной деятельности мы и акцентировали внимание при разработке содержательной составляющей системы мероприятий, ориентированных на развитие профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров сервиса.
В рамках данной публикации мы остановимся лишь на одном методе, который вошел в разработанную нами систему педагогических мероприятий развивающей направленности - тренинге «Искусство делового общения».
Использование данного коммуникативного тренинга обосновано тем, что, на наш взгляд, именно этот метод позволяет решать такие задачи, как:
- активация имеющихся у студентов знаний, связанных с организацией эффективного взаимодействия;
- обогащение, закрепление и формирование опыта активного использования коммуникативных умений (умение слушать собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, выстраивать эффективную модель взаимоотношений с партнерами и т.д.);
- формирование потребности в освоении разнообразных технологий взаимодействия;
- овладение студентами эффективными способами решения профессионально-коммуникативных задач;
- стимулирование мотивационной направленности на самопознание, а также формирование навыков рефлексии в общении;
- реализация принципов индивидуализации и личностного подхода к каждому студенту.
- перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
Несмотря на то, что данный тренинг является целостным содержательным элементом работы со студентами, при его разработке мы стремились к тому, чтобы каждое занятие организовывалось как относительно самостоятельное и завершенное.
Разрабатывая содержание тренинга «Искусство делового общения», нами частично использовались тренинговые процедуры и упражнения, разработанные и апро-
бированные М.Кипнис [1], А.С.Прутченковым [2], Б.В.Сидоренко [3], Н.Ю.Хрящевой [5] и др.
Опираясь на результаты исследований данных авторов, одной из оптимальных форм организации и проведения тренинга мы определили деловую игру, позволяющую смоделировать реалии профессиональной среды и предоставляющей ее участникам возможность взглянуть на себя и свою профессионально-коммуникативную деятельность со стороны.
Для организации и проведения деловых игр мы предлагали студентам распределиться по группам. Каждая подгруппа включал в себя 5 человек. При этом каждый из студентов подгруппы выполнял свои функции в соответствии с отведенной ему ролью. Например, участники игры могли распределиться следующим образом: 3 студента - разработчики проекта; 1 - клиент, оформляющий заказ на разработку проекта и 1 -начальник отдела крупной организации.
Сценарий игры предполагал следующие этапы:
- заявка заказчика в организацию, высказывание общих пожеланий;
- обсуждение с руководителем отдела технологии реализации данного вида услуг, гарантийного обязательства сторон, временных затрат;
- представление руководителем отдела трех разработчиков проекта заказчику;
- беседа с каждым из разработчиков с целью выяснения пожеланий и предпочтений заказчика.
На наш взгляд, именно данный этап деловой игры-тренинга является максимально значимым для развития коммуникативной компетентности, поскольку предполагает презентацию заказчику своего проекта каждым из разработчиков, что сопряжено с необходимостью грамотно изложить суть презентуемого проекта, прорекламировать не только его, но и себя, как грамотного специалиста, ответить на возможные вопросы заказчика и т.д.
В соответствии с правилами игры, заказчик выбирает лишь один проект.
На данном этапе каждый разработчик представляет заказчику образцы своей работы, предоставляет отзывы предыдущих заказчиков;
- заказчик выбирает одного из трех разработчиков, с которыми впоследствии непосредственно работает и обсуждает временные затраты, этапы работы;
- подписание договора на оказание услуг с начальником отдела разработки и обсуждение условий договора и гарантийных обязательств сторон.
Следует отметить, что все три члена группы разработчиков готовят рекламную самопрезентацию, готовятся к ответам на конкретные вопросы заказчика. Но в ходе игры в режиме реального времени выбирается только один из трех специалиста, который максимально качественно осуществит презентацию, представит свой проект и, тем самым, - заинтересует заказчика.
Одним из правил таких игр мы определили следующее: студенты заранее не знали, кто из них будет выполнять роль разработчика, что способствовало формированию у них интереса к предстоящей деятельности, желания подготовиться максимально качественно.
Обязательной компонентной составляющей используемых нами деловых игр явилась ее ролевая направленность, которая позволяла моделировать взаимодействия партнеров в обстановке имитации разнообразных условий будущей профессиональной деятельности.
Учитывая следующие специфические особенности ролевых игр:
- свободная развивающая деятельность;
-творческий характер деятельности, в значительной мере импровизационный;
-эмоциональная окрашенность деятельности;
-соперничество, состязательность;
-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность ее развития,
мы делаем вывод о том, что именно ролевая игра позволяет создать необходимый контекст, моделирующий ситуацию профессиональной деятельности, обеспечивает комфортную обстановку, способствующую совершенствованию профессиональных умений.
Обязательным компонентом разработанного нами тренинга также стали коммуникативные упражнения, позволяющие студентам переосмыслить диапазон имеющихся умений, реализуемых ими в профессиональной деятельности.
Ориентируясь на целевую направленность деятельности, используемые нами упражнения, мы сгруппировали их следующим образом:
- упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного взаимодействия;
- упражнения, ориентированные на развитие у студентов рефлексивных умений;
- упражнения, направленные на анализ отношения студентов к своим успехам и неудачам;
- упражнения, нацеленные на формирование у студентов умений, связанных с «активным слушанием» партнеров по взаимодействию.
Кроме вышеобозначенных целевых ориентиров, вошедшие в систему работы по развитию профессионально-коммуникативной компетентности упражнения были направлены на корректировку умений невербального взаимодействия, а также умений работать в команде. Особое внимание при этом мы уделяли упражнениям, направленным на развитие умений конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Осуществленный нами промежуточный мониторинг коммуникативных умений и навыков студентов позволяет сделать вывод, что использование разработанного нами коммуникативного тренинга имеет позитивный эффект для развития культуры межличностного взаимодействия будущих специалистов. В частности, значительные трансформации наблюдались в развитии следующих профессионально-коммуникативных компетенций бакалавров сервиса:
- способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрация уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);
- способность к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК-9);
- осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-10);
- на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК -11);
- выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-2);
- готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультирование, согласование вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4);
- готовность к организации контактной зоны предприятия сервиса (ПК-10);
- готовность к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения коньюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11) [4].
Таким образом, тренинг «Искусство делового общения» явился эффективной формой работы по развитию коммуникативных навыков студентов бакалавров сервиса.
Мы полагаем, что опыт, полученный в ходе тренинга, будет способствовать успешной самореализации студента в осваиваемой профессии, а также выбору наиболее рациональных методов и средств решения профессионально-коммуникативных задач.
Литература:
1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. - 3-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2007. -128
с.
2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - М., 2004.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2009г. № 627.
5. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Питер, 2002.
Literature:
1 . Kipnis M. communication training. - 3rd prod. I erased. - M.: Os-89, 2007. -128 pages.
2 . Prutchenkov A.S. Sotsialno-psikhologichesky training of interpersonal communication. - M 1991.
3 . Sidorenko E.V. Training of communicative competence of business interaction. - M,
2004.
4 . The federal state standard of higher education in the direction of preparation 100100 Service (qualification (degree) "bachelor") Is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 18.11.2009г. No. 627.
5 . Hryashcheva N. Yu. Psikhogimnastika in training. - SPb. : St. Petersburg, 2002..