Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИГРОВОЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибриков Эдуард Алексеевич, Якушин Сергей Александрович, Лифанова Екатерина Сергеевна, Никитинская Виктория Николаевна, Дидрих Александр Петрович

Введение - в лыжной подготовке юных спортсменов занимает игровой метод. Использование подвижных игр в большей степени способствует развитию физических и психологических способностей. Методика: проведение подвижных игр, для подготовки лыжников - это сложный процесс, направленный не только на развитие физических способностей, но и на совершенствование техники передвижения на лыжах. Полученные результаты: в ходе исследования выявилось положительное влияние использования игрового метода, на занятиях лыжными гонками, на развитие технической подготовки. Выводы - правильно построенный процесс использования игрового метода способствует не только развитию ловкости и координации, но и дает возможность корректировать отдельные элементы техники передвижения на лыжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чибриков Эдуард Алексеевич, Якушин Сергей Александрович, Лифанова Екатерина Сергеевна, Никитинская Виктория Николаевна, Дидрих Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE GAME METHOD TO DEVELOP AND ADJUST THE TECHNICAL ABILITIES OF YOUNG SKIERS

Introduction - the game method is used in the ski training of young athletes. The use of outdoor games contributes more to the development of physical and psychological abilities. The technique is to conduct outdoor games for the preparation of skiers, it is a complex process aimed not only at the development of physical abilities, but also at improving the technique of movement on skis. The results obtained - in the course of the study, the positive influence of the use of the game method, in ski racing classes, on the development of technical training was revealed. Conclusions - the correctly constructed process of using the game method contributes not only to the development of dexterity and coordination, but also makes it possible to adjust individual elements of the technique of movement on skis.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева С.Е. Анализ и определение компонентов подготовленности спортсменов, влияющих на надежность ударных действий в теннисе / С.Е. Воробьева, Б.П. Сокур // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2019. - № 1. - С. 70-72.

2. Иванова Г.П. Современный теннис: биомеханика, эргономика, техника игры / Г.П. Иванова. - 2019. - // Спортивная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://sportguardian.ru/article/5468/tennis (дата обращения: 19.11.2022).

3. Техника выполнения основных ударов // Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого : [сайт]. -URL: https://tennis-i.com/ [Электронный ресурс]. URL: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiUopediya/sovety-nachinayushchim/tekhnika-vypolneniya-osnovnykh-udarov.html (дата обращения 19.11.2022).

4. Удары справа // Tennis Juniors : [сайт]. - URL: https://juniortennis.ru/technique/detail.php?ID=30320 (дата обращения 19.11.2022).

REFERENCES

1. Vorobieva, S.E. and Sokur, B.P. (2019), "Analysis and determination of the components of the preparedness of athletes influencing the reliability of shock actions in tennis", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation, Vol. 1, pp. 70-72.

2. Ivanova, G.P. (2019), "Modern tennis: biomechanics, ergonomics, game technique", Sports Encyclopedia of Life Support Systems, available at: https://sportguardian.ru/article/5468/tennis (accessed 11 November 2022).

3. Tennis Encyclopedia of Ivitsky I, (2022), Technique for performing the main blows, available at: https://tennis-i.com/tennisnaya-entsiklopediya/sovety-nachinayushchim/tekhnika-vypolneniya-osnovnykh-udarov.html (accessed 11 November 2022).

4. Tennis in Russia (2022), Right punches, available at: https://juniortennis.ru/technique/detail.php?ID=30320 (accessed 11 November 2022).

Контактная информация: chebotarevy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.92

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ

Эдуард Алексеевич Чибриков, старший преподаватель, Сергей Александрович Якушин,

старший преподаватель, Екатерина Сергеевна Лифанова, старший преподаватель, Виктория Николаевна Никитинская, доцент, Александр Петрович Дидрих, старший

преподаватель, Московский государственный областной университет, Москва; Анастасия Владимировна Воронина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва

Аннотация

Введение - в лыжной подготовке юных спортсменов занимает игровой метод. Использование подвижных игр в большей степени способствует развитию физических и психологических способностей. Методика: проведение подвижных игр, для подготовки лыжников - это сложный процесс, направленный не только на развитие физических способностей, но и на совершенствование техники передвижения на лыжах. Полученные результаты: в ходе исследования выявилось положительное влияние использования игрового метода, на занятиях лыжными гонками, на развитие технической подготовки. Выводы - правильно построенный процесс использования игрового метода способствует не только развитию ловкости и координации, но и дает возможность корректировать отдельные элементы техники передвижения на лыжах.

Ключевые слова: лыжные гонки, спорт, физическая культура, игровой метод.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p598-602

USING THE GAME METHOD TO DEVELOP AND ADJUST THE TECHNICAL ABILITIES OF YOUNG SKIERS

Eduard Alekseevich Chibrikov, the senior teacher, Sergey Alexandrovich Yakushin, the senior teacher, Ekaterina Sergeevna Lifanova, the senior teacher, Victoria Nikolaevna Nikitinskaya, the docent, Alexander Petrovich Didrikh, the senior teacher, Moscow State Regional University, Moscow; Anastasia Vladimirovna Voronina, the teacher, Bauman Moscow

State Technical University, Moscow

Abstract

Introduction - the game method is used in the ski training of young athletes. The use of outdoor games contributes more to the development of physical and psychological abilities. The technique is to conduct outdoor games for the preparation of skiers, it is a complex process aimed not only at the development of physical abilities, but also at improving the technique of movement on skis. The results obtained - in the course of the study, the positive influence of the use of the game method, in ski racing classes, on the development of technical training was revealed. Conclusions - the correctly constructed process of using the game method contributes not only to the development of dexterity and coordination, but also makes it possible to adjust individual elements of the technique of movement on skis.

Keywords: cross-country skiing, sports, physical culture, game method.

ВВЕДЕНИЕ

Из педагогической практики работы с детьми на начальном тренировочном этапе, замечено, что дети приходят в школу порой со слабой физической подготовкой, и смутным представлением о лыжном спорте в целом. Поэтому главной задачей в методической разработке в том, чтобы преподаватель дал представление о лыжных гонках и привил любовь к данному виду спорта. Важное место в занятиях по лыжной подготовке, занимает - игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной, монотонной работы на занятиях, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Предлагается, что, используя специально подобранный мной комплекс подвижных игр во время тренировочных занятий, можно добиться повышения познавательного интереса к лыжному спорту [1, 2].

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В связи с этим подбираемые к занятиям лыжными гонками и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков. Применение игрового метода в тренировочном процессе с юными лыжниками-гонщиками наряду с другими методами считаю наиболее целесообразным. Эффективность метода достигается за счет умелого использования его преподавателем. Применяя игровой метод с помощью подвижных игр, занимающиеся овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма [4].

Младший школьный возраст является периодом, когда в игровой мотивации у ребёнка смещается акцент с процесса на результат, а также развивается мотивация достижения. Сам ход развития детской силы приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений. В свою очередь это даёт возможность получить одобрение и признание взрослых и сверстников.

МЕТОДИКА

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. Большое значение имеет коллективное обсуждение требований и условий игры: все дети

должны научиться руководить игрой и подчиняться ей. Чередование высокой интенсивности, пауз для отдыха и действий с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объём работы. Для педагога главной задачей является стать и советчиком, и участником игры. Необходимо включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Место игры в структуре урока зависит от цели, с которой её используют учащиеся. В начале занятия игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности или закрепления и систематизации новых знаний [3].

В зависимости от задач, решаемых в процессе занятий, игра может быть включена в ту или иную её часть.

Проведение игры - педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию. Умение наблюдать и анализировать действия играющих в процессе игры, осознание задач занятия, исполнение отдельного упражнения и контроль за ним - это не всё, чем должен владеть педагог.

Педагогический эксперимент проходил в 2020-2021 и 2021-2022 учебных годах на учениках 4х классов группы начальной подготовки. Ученики проходили лыжную подготовку согласно учебно-тренировочной программе с использованием подвижных игр. Суть эксперимента проверить изменения в технической подготовленности и динамику изменений у разных групп школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С учётом общих закономерностей выделяют три части занятий. Подготовительная часть занимает 10-15% времени урока и направлена на организацию занимающихся и подготовку из организма к выполнению задач основной части. Основная часть направлена на решение главных задач урока и занимает 70-80% его времени. Вначале учащиеся повторяют материалы предыдущего урока, затем ими осваиваются и совершенствуются новые способы передвижения на лыжах. При этом важно соответствие применяемых средств и методов основным задачам урока и уровню подготовленности учащихся.

Заключительная часть, занимающая оставшиеся 10-15% времени, предусматривает завершение урока и подведение его итогов, постепенное снижение физической нагрузки и напряжения организма.

На основании результатов полученных в ходе проведения контрольных нормативов рассчитана динамика показателей подготовленности юных лыжников-гонщиков, предоставленных в таблицах 1 и 2. В таблице 1 указаны данные группы школьников 4х классов, обучавшихся в 2020-2021 учебном году. Представлены результаты контрольных тестирований в начале педагогического эксперимента, и в конце педагогического эксперимента. По данным, предоставленным в таблице, можно проследить динамику прироста результатов по всем нормативам педагогического тестирования каждого из испытуемых. В таблице 2 рассмотрены данные группы школьников 4х классов обучавшихся в 2021-2022 учебном году. По этим данным так же можно проследить динамику данной группы.

Таблица 1 - Динамика показателей 2020-2021 учебного года

Контрольные упражнения Исходные Хер. Итоговые Хер. Прирост (%)

Прокат на одной ноге (см) 56.07 66.39 3

Время отталкивания ногой при попеременном двушажном ходе (сек) 4,43 4,33 14.3

Время отталкивания руками при одновременном безшажном ходе (сек) 7,18 7,00 1.6

Время прохождения подъема 300 м попеременным двушажным ходом (сек) 48,18 44,00 5.3

Время прохождения подъема 300 м одновременным безшажным ходом (сек) 57,42 52,10 7.3

В таблице 1 представлены средние значения, полученные в ходе педагогического эксперимента, а также на основании полученных данных рассчитан прирост результатов

в процентах для определения динамики в каждом из видов контрольного тестирования. Наибольший прирост наблюдается в упражнениях «время прохождения подъема 300 м попеременным двушажным ходом (сек)» - 5.3%, «время отталкивания ногой при попеременном двушажном ходе (сек)» - 14.3% и «время прохождения подъема 300 м одновременным безшажным ходом» - 7.3%. самый наименьший прирост результатов в тесте «время отталкивания руками при одновременном безшажном ходе (сек)» 1.6%.

Таблица 2 - Динамика показателей 2021-2022 учебного года

Контрольные упражнения Исходные Хер. Итоговые Хор. Прирост (%)

Прокат на одной ноге (см) 55.85 66.43 3.6

Время отталкивания ногой при попеременном двушажном ходе (сек) 4,42 4,25 18.6

Время отталкивания руками при одновременном безшажном ходе (сек) 7,17 6,57 1.8

Время прохождения подъема 300 м попеременным двушажным ходом (сек) 48,17 43,57 5.7

Время прохождения подъема 300 м одновременным безшажным ходом (сек) 57,44 52,17 6.6

В таблице 2 представлены средние значения 2021-2022 учебного. Так же как и в 2020-2021 учебном году, наибольший прирост в упражнениях: «время отталкивания ногой при попеременном двушажном ходе (сек)» - 18.6%, что на 4.3% больше чем прирост контрольной группы в этом же упражнении, «время прохождения подъема 300 м одновременным безшажным ходом (сек)» - 6.6%, меньше чем соответствующее упражнение в контрольной группе на 0.7%. также наблюдается положительная динамика в прокате на одной ноге (см): 20/21=3% 21/22=3.6%.

ВЫВОДЫ

В ходе эксперимента выявлено, что у разных групп школьников, при использовании игрового метода тренировки на занятиях по лыжным гонкам, прирост результатов технико-тактических действий наблюдается в одних и тех же контрольных испытаниях. Это свидетельствует о том, что подвижные игры и игровой метод в целом можно использовать на занятиях групп начальной подготовки и с помощью использования тех или иных игр развивать и корректировать отдельные элементы техники передвижения на лыжах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение уровня физической подготовленности студенток-первокурсниц Московского государственного областного университета / О.А. Борисова А.И. Бойко, А.И. Колдашов, А.А. Кол-дашова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 52-56.

2. Борисова О.А. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов-первокурсников московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 47-51.

3. К вопросу совершенствования знаний по физической культуре в вузе / С.В. Нагейкина, О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2022.- № 4 (206).- С. 271-274.

4. Подготовка студентов Московского государственного областного университета с помощью игрового метода на занятиях физической культурой / С.А. Якушин, Э.А. Чибриков, А.И. Колдашов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 607611.

REFERENCES:

1. Borisova, O.A., Boyko, A.I., Koldashov, A.I. and Koldashova, A.A. (2021), "Studying the level of physical fitness of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 52-56.

2. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta

imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

3. Nageikina, S.V., Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2022), "On the issue of improving knowledge of physical culture in higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 271-274.

4. Yakushin, S.A., Chibrikov, E.A., Koldashov, A.I., Chibrikova, M.E. and Baklanov, V.D. (2020), "Preparation of students of the Moscow State Regional University with the help of the game method at physical culture classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 607-611.

Контактная информация: eduard.chibrikov.70@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2022

УДК 37.037.2

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ

Тимур Дамирович Шайхуллин, доцент, Сергей Иванович Белоусов, преподаватель, Владислав Валерьевич Ерофеев, преподаватель, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Сызрань; Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Кристина Сергеевна Кручинина, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

Статья посвящена работе по формированию здоровьесберегающей компетенции в процессе физического воспитания курсантов военных вузов и их влияние на физическую подготовку. Актуальность статьи обоснована тем, что современный подход к сфере физической подготовки и спорта ориентирует преподавателей на формирование и оценку компетенций в образовательном процессе. Методологической основой исследования выступают компоненты, критерии и особенности развития профессионального образования, разработка педагогической технологии формирования здоро-вьесберегающей компетенции в образовательном процессе и определение педагогических условий её эффективного функционирования.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая компетенция, деятельность, технология, физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p602-606

FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF MILITARY HIGHER EDUCATION CADETS AND THEIR INFLUENCE ON PHYSICAL TRAINING

Timur Damirovich Shaikhullin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sergey Iva-novich Belousov, the teacher, Vladislav Valeryevich Erofeev, the teacher, Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and YuA. Gagarin ", Syzran; Alexander Nikolaevich Larin, the deputy head of the department, Kristina Sergeevna Kruchinina, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm

Abstract

The article is devoted to the work on the formation of health-saving competence in the process of physical education of cadets of military universities and their influence on physical training. The relevance of the article is justified by the fact that the modern approach to the field of physical training and sports orients teachers to the formation and assessment of competencies in the educational process. The methodo-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.