2. Polozov, A.A. (2007), Rating in sport: yesterday, today, tomorrow, Soviet sport, Moscow.
3. Polozov, A.A., Suvorova, E.A., Melnikova, A.V., Korelina, A.V. and Mikhryakov, S.V. (2018), "Forecasting of results of the 2018 World Cup on the basis of a new algorithm of consolidation of data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 263-269.
4. Sadovskiy L.E., Sadovskaya A.A. (1988), "Rating systems for sports classifications", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 8, pp. 27-29.
5. Yushkin V.N. (2020), "The Ranking System", Modern Science: actual problems of theory and practice: Series : Humanities, No. 1, pp. 122-126.
6. De Paola, M. and Scoppa, V. (2012), "The Effects of Managerial Turnover: Evidence From Coach Dismissals in Italian Soccer Teams", Journal of Sports Economics, Vol. 13 (2), pp. 152-168.
7. Del Corral, J. and Prieto-Rodriguez, J. (2010), "Are Differences in Ranks Good Predictors for Grand Slam Tennis Matches", International Journal of Forecasting, Vol. 26 (3), pp. 551-563.
8. Farzin, O., Parinaz, E. and Faezeh S.M. (2013), "Football Result Prediction with Bayesian Network in Spanish League-Barcelona Team", International Journal of Computer Theory and Engineering, Vol. 5 (5), pp. 812-815.
9. Gilsdorf, K.F. and Sukhatme, V.A. (2008), "Testing Rosen's Sequential Elimination Tournament Model: Incentives and Player Performance in Professional Tennis", Journal of Sports Economics, Vol. 9 (3), pp. 287-303.
10. Kovalchik, S.A. (2016), "Searching for the GOAT of Tennis Win Prediction", Journal of Quantitative Analysis in Sports, Vol. 12 (3), pp. 127-138.
11. Talattinis, K., Kyriakides, G., Kapantai, E. and Stephanides, G. (2019), "Forecasting Soccer Outcome Using Cost-Sensitive Models Oriented to Investment Opportunities", International Journal of Computer Science in Sport, Vol. 18 (1), pp. 93-114.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2020
УДК 378.172
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Сергей Александрович Якушин, старший преподаватель, Эдуард Алексеевич Чибриков,
старший преподаватель, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель, Мария Эдуардовна Чибрикова, магистрант, Владимир Дмитриевич Бакланов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет,
Москва
Аннотация
Введение - в статье рассмотрены наиболее важные вопросы, связанные с преподаванием физического воспитания в вузе. Методика и организация исследования - Задачей педагога является научить студентов овладевать системой практических навыков, применять полученные знания для сохранения здоровья, совершенствования физических способностей, качеств и свойств личности. Результаты исследования и их обсуждение - Использование игрового метода на занятиях физической культурой позволит совершенствовать не только физические качества, но будет способствовать приобретению опыта профессиональной подготовки. Выводы - высокая эффективность метода объясняется тем положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в игре.
Ключевые слова: студент, общекультурные компетенции, содержание дисциплины: «Физическая культура», игровой метод.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p607-611
PREPARATION OF MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY STUDENTS USING THE GAME METHOD IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Sergei Alexandrovich Yakushin, the senior teacher, Eduard Alekseevich Chibrikov, the senior teacher, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Maria Eduardovna Chibrikova,
the master student, Vladimir Dmitrievich Baklanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Moscow
Abstract
Introduction - the article deals with the most important issues related to the teaching of physical education in higher education. Methodology and organization of research - the task of the teacher is to teach students to master the system of practical skills, apply the knowledge gained to preserve health, improve physical abilities, qualities and personality traits. Results of the research and their discussion - the use of the game method in physical education classes will improve not only physical qualities, but will also contribute to the acquisition of professional training experience. Conclusions - the high efficiency of the method is explained by the positive emotional background that accompanies participation in the game.
Keywords: student, general cultural competence, the content of the discipline: "Physical culture", game method.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая деятельность преподавателя предъявляет повышенные требования к личности студента. Формирование социально-активной личности в гармонии с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в обществе. Результатом образования в области физического воспитания в МГОУ должно стать создание устойчивой мотивации и потребности в выборе здорового и продуктивного стиля жизни, в физическом самосовершенствовании, приобретении личного опыта, творческого использования ее средств и методов в достижении установленного уровня психофизической подготовленности [3]
МЕТОДИКА
Дисциплина: «Физическая культура» представлена самостоятельным разделом, реализуемым в объеме 400 академических часов, из них 72 часа выделяется на Базовый курс и 328 на Элективный курс. Процесс изучения дисциплины должен быть направлен на формирование ряда компетенций у студентов. Большое значение для профессиональной деятельности, будущего педагога, имеют общекультурные компетенции:
- студент должен научиться работать самостоятельно и в коллективе, уметь устанавливать контакты, упреждать и преодолевать их, руководить людьми и подчиняться;
- владеть средствами и методами, используемыми в физическом воспитании для самостоятельного укреплении здоровья;
- обладать способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для преображения новых знаний и умений.
По окончанию изучения курса студент должен знать: способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; основные требования уровня психофизической подготовленности к конкретной профессиональной деятельности.
Достичь всего этого нельзя, если студент не будет заинтересован, поэтому задачей педагога является формирование у студентов творческого отношения к процессу физического воспитания. Успешность всей этой работы будет зависеть от того, как педагог организовывает учебный процесс и взаимоотношения со студентами, наблюдает и анализирует потенциальные возможности студентов. На занятиях должна устанавливаться обратная связь студента и преподавателя. Педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» представляют собой систему взаимных воздействий субъектов, включен-
ных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования [4]. Организация педагогического взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях физической культуры состоит из теоретических, практических и контрольных занятий. Отсюда следует, что правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов физического воспитания студентов, обуславливает качество формирования физической культуры.
Составляя систему работы по физической культуре в вузе на основе педагогического взаимодействия процесс обучения и воспитания, организован таким образом, что теоретический курс совмещен с практическим разделом. Выбор игры не случаен. Игра -одна из активных средств, с помощью которого претворяются в жизнь задачи оздоровления, повышения работоспособности, продуктивность общения. Они оказывают общее воздействие, заставляют работать все органы системы, укрепляя сердечно-сосудистую систему, тем самым улучшая возможности органов дыхания. В зависимости от тренирующего воздействия, игры предназначены для развития физических качеств.
Игра используется и как один из методов выявления пригодности детей к будущей спортивной деятельности. В играх наиболее ярко раскрываются те или иные качества и свойства личности. Поэтому не случайно предлагается использовать их в виде тестов для отбора в спорте. При включении подвижных игр в спортивный процесс, они помогают в решении ряда специфических задач и всегда встречают хороший прием у занимающихся, повышают интерес к тренировочным занятиям.
Актуальность темы. Игра является одним из важных средств формирования у студентов нравственных и физических качеств, благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, ловкости, координации, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья.
Цель работы - рассмотреть использование подвижных игр в учебном процессе студентов обучающихся в МГОУ
Задачи:
• определить место подвижных игр в учебном процессе студентов МГОУ;
• исследовать игровой метод как вид подготовки студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Студенты, обучающиеся в МГОУ должны иметь соответствующую направленность сознания, интереса и желания заниматься физической культурой во время учебы и после окончания ВУЗа.
Игровая деятельность разбивается на следующие составляющие:
1. «Сюжетная организация, где деятельность игроков организуется в соответствии игровым сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели».
2. «Разнообразие способов достижения определенной цели, при которых существуют различные пути выигрыша, предусмотренные правилами определенной игры, которые лимитируют общую линию поведения, но не определяют конкретные действия».
3. «Комплексная деятельность игрового процесса включает различные двигательные действия (бег, прыжки, метания и т.д.), оказывающие комплексное воздействие на организм студентов »
4. «Игровая деятельность предоставляет студентам самостоятельное решение двигательных задач, которые появляются по ходу игры».
5. «Моделирование межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность, во время игрового процесса, позволяет достичь активных межличностных и межгрупповых отношений, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, связанные
с достижением одной цели».
6. «Вероятное программирование действий способствует принятию решения, которое позволяет достигнуть наилучшего результата в той или иной игровой деятельности». [5]
Использование игрового метода на занятии способствует повышению эмоционального состояния студентов. Игра способствует воспитанию физических и волевых качеств.
Подвижные игры, применяемые преподавателями на занятиях, систематизированы по характеру игровой деятельности и оформлены в форме картотеки. Путем предварительного устного объяснения преподавателям содержания игр, правильности их выполнения, знакомством с организационно-методических указаний. Ознакомляя студентов с игрой, преподаватель затем проводит ее со студентами, контролируя правильность, точность выполнения.
Таким образом, использование игрового метода позволит:
- адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов;
- отношения субъектов образовательного процесса, будут основаны на фоне преподавания и обучения;
- у студентов наметится индивидуальный стиль деятельности.
Игры будут способствовать и повышению уровня физической подготовленности студентов МГОУ, повышению социальной адаптации и взаимодействию с товарищами по команде, а также готовности студентов к профессиональной деятельности и продолжению занятиями физической культуры после окончания учебы в МГОУ.
В тестировании принимали участие 30 студентов 1-2 курсов МГОУ, студенты были распределены на 2 группы по 15 человек (девушки). Контрольная группа занималась согласно программе занятий, а экспериментальная группа занималась по той же программе, но с использованием подвижных игр. В начале и в конце эксперимента студенты сдавали контрольные нормативы: «бег 100 м», «приседания за 30 сек», «бег 2000 м», «наклон вперед» и «прыжок в длину с места».
На основании результатов полученных в ходе проведения контрольных нормативов рассчитана динамика показателей подготовленности студентов МГОУ предоставленных в таблицах 1 и 2. В таблице 1 указаны данные контрольной группы по проведенным контрольным тестированиям в начале педагогического эксперимента, и в конце педагогического эксперимента. По данным предоставленным в таблице можно проследить динамику прироста результатов по всем нормативам педагогического тестирования каждого из испытуемых. В таблице 2 рассмотрены данные по экспериментальной группе. По этим данным так же можно проследить динамику данной группы.
Таблица 1 - Динамика показателей контрольной группы
Контрольные упражнения исходные Хер. итоговые Хер. Прирост* (%)
«бег 100м», сек 16.07 15.39 2
«приседания за 30 сек», сек 23 25 14.3
«бег 2000м», мин,сек 11,38 11,20 1.6
«наклон вперед» см 15 16 5.3
«прыжок в длину с места», см 157 164 7.3
* примечание: темпы прироста показателей физической подготовленности определялись по формуле С. Броди, позволяющей рассчитать относительные проценты независимо от единиц измерения.
В таблице 1 представлены средние значения, контрольной группы, в ходе педагогического эксперимента, а так же на основании полученных данных рассчитан прирост результатов в процентах для определения динамики в каждом из видов контрольного тестирования. Наибольший прирост в контрольной группе наблюдается в упражнениях «наклон вперед» = 5.3%, «приседания за 30 сек» = 14.3% и в «прыжок в длину с места» = 7.3% . Самый наименьший прирост результатов в тесте «бег 2000м» - 1.6%. В таблице 2 представлены средние значения экспериментальной группы. Так же как и в контрольной группе, наибольший прирост в упражнениях: «приседания за 30 сек» = 18.6%, что на
4.3% больше чем прирост контрольной группы в этом же упражнении, «прыжок в длину с места» = 6.6%, меньше чем соответствующее упражнение в контрольной группе на 0.7%. также наблюдается положительная динамика в отношении контрольной группы в беге на 100 м: КГ=2%; ЭГ= 3.6%.
Таблица 2 - Динамика показателей экспериментальной группы
Контрольные упражнения исходные Xcр. итоговые Xcр. Прирост* (%)
«бег 100м», сек 15.85 15.43 3.6
«приседания за 30 сек», сек 23 26 18.6
«бег 2000м», мин,сек 11,17 10,57 1.8
«наклон вперед» см 15 16 5.7
«прыжок в длину с места», см 157 163 6.6
* примечание: темпы прироста показателей физической подготовленности определялись по формуле С. Броди, позволяющей рассчитать относительные проценты независимо от единиц измерения.
ВЫВОДЫ
На основании данных, полученных в ходе статистического анализа результатов педагогического эксперимента, выявилось, что и контрольная и экспериментальная группы студентов показали положительную динамику результатов в контрольных нормативах, что позволяет утверждать об эффективности использования игрового метода в подготовки студентов МГОУ
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов С.В. Самостоятельные занятия лыжной подготовкой - важное звено укрепления здоровья и функциональных возможностей организма студента / С.В. Антонов, Л.Ф. Грошева, Л.А. Шинкарюк // Молодежь и наука. - 2018. - № 7. - С. 83-87.
2. Кинематические показатели передвижения попеременным двухшажным классическим ходом / Э.А. Чибриков, С.А. Якушин, А.И. Колдашов, М.Э Чибрикова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2020. - № 1. - С. 52-58.
3. Борисова О.А. Контроль и самоконтроль состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов на занятиях физической
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 01.10.2020).
5. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского.- 2-е изд. стер. - Москва : КНОРУС, 2013.- 424 с.
REFERENCES
1. Antonov, S.V., Grosheva, L.F. and Shinkaryuk, L.A. (2018), "Independent classes in ski training - an important link in strengthening the health and functional capabilities of the student's body", Youth and science, No. 7, pp. 83-87.
2. Chibrikov E.A. Yakushin, S.A., Koldashov, A.I. and Chibrikova, M.E. (2020), "Kinematic indicators of movement by alternating two-step classical stroke", News of the Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 1, pp. 52-58.
3. Borisova, O.A. (2013), Control and self-control of the state of the cardiovascular and respiratory systems of students in physical education classes: practicum, Moscow.
4. State Duma of the Russian Federation (2007), "On physical culture and sports in the Russian Federation", Federal Law of 04.12.2007 N 329-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (date of access: 01.10.2020).
5. Vilensky, M.Ya. (2013), Physical culture: textbook, KNORUS, Moscow
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.11.2020