Научная статья на тему 'Использование зубной пасты «Aquafresh Kids » для обучения детей дошкольного возраста чистке зубов'

Использование зубной пасты «Aquafresh Kids » для обучения детей дошкольного возраста чистке зубов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
156
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование зубной пасты «Aquafresh Kids » для обучения детей дошкольного возраста чистке зубов»

Научные м©©лед@©анмя

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗУБНОЙ ПАСТЫ «AQUAFRESH KIDS» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧИСТКЕ ЗУБОВ

Кленовская М.И., канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Минченя О.В., канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Леонович О.М., ассистент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Прудникова Т.В., воспитатель Дошкольного центра развития ребенка № 511 г. Минска

M.I. Klenovskaya, O.V. Minchenya, O.M. Leonovich, T.V. Prudnikova Usage of dentifrice «Aquafresh Kids» for teeth brushing training of preschool children

Рациональная гигиена полости рта является ведущим звеном в профилактике кариеса зубов. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов, а биологически активные компоненты зубных паст обогащают ткани зуба микро- и макроэлементами. Наиболее сложно проводить профилактические мероприятия с детьми дошкольного возраста. Следует учитывать уровень их физического и психического развития, психологической зрелости, развития мелкой ручной моторики [2-4]. В формировании гигиенических навыков дошкольников должны активно участвовать родители и педагоги детского дошкольного учреждения.

Цель исследования - оценить влияние уровня развития мелкой ручной моторики на эффективность чистки зубов детьми дошкольного возраста с использованием зубной пасты «Aquafresh Kids». Материал и методы В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 511 г. Минска». Средний возраст детей составил 5,15 года. В течение месяца детей обучали чистке зубов с использованием детской зубной пасты «Aquafresh Kids». Зубная паста «Aquafresh Kids» рекомендована для детей до 6 лет, в ее состав входит фторид натрия, а концентрация иона фтора составляет 500 ppm.

От родителей детей, принявших участие в исследовании, было получено информированное согласие на проведение профилактических мероприятий. Дети были мотивированы к гигиеническому уходу за полостью рта в доступной для их восприятия форме

(спектакль-сказка) и обучены чистке зубов методом KAI.

Метод обучения детей гигиене полости рта KAI. KAI - аббревиатура от названий поверхностей зуба на немецком языке: К - Kauflächen (жевательная), А -Aupenflächen (наружная), I - lunenflächen (внутренняя).

• чистка жевательных поверхностей (К) проводится короткими поступательными горизонтальными движениями на верхней челюсти и нижней челюсти.

• чистка вестибулярных поверхностей (А) проводится круговыми движениями при сомкнутых зубах с одновременным захватом верхних и нижних зубов.

• чистка оральных поверхностей (I) проводится подметающими вертикальными движениями от десневого края к жевательной поверхности (режущему краю) на верхней челюсти и на нижней челюсти.

Обучение чистке зубов начинали с демонстрации метода KAI на модели, после чего приступали к контролируемому выполнению гигиенической процедуры с использованием стойкого красителя. Чистили зубы перед зеркалом, направляя движения руки ребенка. Обучение проводили ежедневно при участии сотрудников кафедры стоматологии детского возраста или воспитателя детского сада, который также был обучен методу чистки зубов KAI.

Для оценки уровня гигиены полости рта дошкольников использовали индекс налета PLI (Sylness-Loe, 1964). С помощью индекса зубного налета Quigley-Hein [6] оценивали эффективность чистки зубов детьми дошкольного возраста в ходе обучения.

Индекс зубного налета Quigley-Hein определяют после полоскания полости рта раствором основного фуксина. Осматривают вестибулярные поверхнос-

ти зубов. Коды и критерии оценки: 0 - нет зубного налета; 1 - отдельные участки зубного налета в пришеечной области;

2 - непрерывная полоска зубного налета в пришеечной области шириной до 1 мм;

3 - зубной налет покрывает более 1 мм, но менее 1/3 коронки зуба; 4 - зубной налет покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности коронки; 5 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности коронки. Полученные данные вносят в специальную карту, где строят индивидуальный график гигиены полости рта пациента. Индекс позволяет определить динамику уровня гигиены полости рта при обучении чистке зубов.

Эффективность чистки зубов дошкольниками оценивали по формуле:

Эффективность чистки зубов (%) = 100х[ИГ1 - ИГ2] / ИГ1,

где ИГ1 - индекс зубного налета при базовом исследовании, ИГ2 - индекс зубного налета через месяц обучения чистке зубов.

Оценивая мануальные гигиенические навыки, учитывали правильность и самостоятельность выполнения ребенком движений (горизонтальные, круговые, подметающие) на соответствующих поверхностях зубов (окклюзионные, вестибулярные, оральные). Использовали следующие критерии оценки: • ребенок самостоятельно и в полном объеме выполняет необходимые движения; • выполняет необходимые движения после напоминания или выполняет самостоятельно необходимые движения, но только на фронтальных зубах; • ребенок не может воспроизвести необходимые движения.

Психологом детского учреждения образования была проведена диагностика мелкой ручной моторики детей дошкольного возраста по методике Е.Ф. Архиповой. Детям были предложены тесты

Научные исследования

для исследования зрительно-моторной координации движений (исследование точности движений), тесты для исследования скорости движений и тесты для исследования графических навыков. Каждый из тестов оценивали по 4-балльной системе, полученные данные вносили в протокол и рассчитывали средний балл по всем этапам исследования. Общий средний балл 3,2-4,0 соответствует высокому уровню развития мелкой ручной моторики; 2,2-3,1 - среднему уровню, 0-2,1 - низкому уровню развития мелкой ручной моторики [1].

Для количественной оценки кариеса зубов у детей использовали показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов (кпуз, КПУЗ, КПУЗ+кпуз).

Результаты и обсуждение

При базовом обследовании распространенность кариеса временных зубов у детей дошкольного возраста, принявших участие в исследовании, составила 70,37±8,79%. Из 26 детей только 8 (29,63±8,79%) имели свободные от кариеса временные зубы. Интенсивность кариозного поражения временных зубов по индексу кпуз составила в среднем 2,96±0,55. Первые постоянные моляры были поражены кариесом только у одного ребенка. Среднее значение индекса КПУЗ составило 0,11±0,1. При повторном обследовании через 1 месяц показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов не изменились.

Исходное значение индекса PLI у дошкольников составило 1,65±0,07. Через месяц обучения чистке зубов с участием воспитателей и стоматологов произошло достоверное улучшение гигиены полости рта у детей. Индекс PLI уменьшился по сравнению с исход-

ным значением в 1,4 раза и составил 1,19±0,1 (p<0,005).

Индекс зубного налета Quigley-Hein при базовом обследовании составил в среднем 2,33±0,05. Через месяц обучения чистке зубов наблюдалось достоверное снижение значения индекса Quigley-Hein в 2,8 раза (среднее значение составило 0,83±0,08; p<0,005) (рис. 1).

Эффективность чистки зубов дошкольниками в течение месяца с использованием фторидсодержащей зубной пасты «Aquafresh Kids» составила 27,8%.

Таким образом, анализ уровня гигиены полости рта у дошкольников свидетельствует о том, что ежедневное обучение детей дошкольного возраста чистке зубов с активным участием врачей-стоматологов и воспитателей детского сада, привело к достоверному снижению значений индексов гигиены полости рта.

По данным графических проб, высокий уровень развития мелкой ручной моторики имели 31,82% детей, средний - 31,82%, низкий - 36,36% детей.

Оценка мануальных гигиенических навыков показала, что самостоятельно и правильно выполняют горизонтальные движения на окклюзионной поверхности зубов 78,28% дошкольников, после напоминания справляются с этими движениями еще 8,69% детей, и 13,04% дошкольников не могут выполнить эти движения. Самостоятельно и правильно воспроизводили круговые движения на вестибулярной поверхности 43,48% детей, 30,44 дошкольников выполняли эти движения после напоминания, 26,08% детей выполняли круговые движения только на фронтальных зубах. Значительно хуже дети осваивали вертикальные подметающие движения при очищении оральных по-

верхностей зубов. Через месяц обучения чистке зубов самостоятельно выполняли подметающие движения 39,13% детей, 13,04% детей выполняли эти движения с помощью педагога или врача-стоматолога, а 47,83% дошкольников не могли воспроизвести этот вид движений (рис. 2).

Влияние уровня развития мелкой ручной моторики на гигиенические навыки детей дошкольного возраста. Самостоятельно и правильно очищали окклюзи-онные, вестибулярные и оральные поверхности зубов 85,71% детей, уровень развития мелкой ручной моторики которых был оценен как высокий.

При среднем уровне развития мелкой ручной моторики 16,67% дошкольников очищали окклюзионные поверхности зубов горизонтальными движениями после напоминания. Для очищения вестибулярных поверхностей зубов 50% таких детей требовалось напоминание взрослых, а для воспроизведения подметающих движений на оральной поверхности зубов требовалось напоминание для 33,33% детей.

При низком уровне развития мелкой ручной моторики 14,29% детей дошкольного возраста не могли воспроизвести горизонтальные движения на окклюзион-ной поверхности. Не могли воспроизвести круговые движения на вестибулярной поверхности зубов и подметающие движения на оральной поверхности 42,86% и 71,42% таких детей соответственно.

Анализ корреляции между показателями развития зрительно-моторной координации движений (точности движений) и качеством мануальных гигиенических навыков свидетельствует о наличии корреляционных связей средней силы для выполнения круговых и подметающих движений (коэффициенты корреляции 0,35 и

3,50 3,00

-первое обследование - второе обследование

/

# # ф # А4 ф & & £>

b <о

Зубы

80 70 60 50 40 30 20 10

■ хорошо выполняют □ выполняютчастично

43,5

47,8

1 ш

горизонтальные круговые движения выметающие

движения движения

Рис. 1. Динамика индекса зубного налета ((ид1еу-Не1п при обучении детей дошкольного Рис. 2. Мануальные гигиенические навыки дошкольников возраста чистке зубов в зависимости от вида движений

%

Научные м©©лед@©анмя

0,36 соответственно) и отсутствие таковых для горизонтальных движений. Аналогичная корреляционная зависимость определялась между показателями графических навыков детей и правильностью выполнения движений на поверхностях зубов: коэффициенты корреляции для окклюзионной, вестибулярной и оральной поверхностей составили 0,05, 0,43 и 0,53 соответственно.

В целом определены средние устойчивые корреляционные связи между уровнем развития мелкой ручной моторики и правильностью выполнения круговых и подметающих движений дошкольниками (коэффициенты 0,43 и 0,61 соответственно).

Выявлено отсутствие или слабый характер корреляционных связей между уровнем развития ручной моторики и

гигиеническими индексами PLI и Quigley-Hein (коэффициенты корреляции 0,03 и 0,14 соответственно).

Таким образом, ежедневная чистка зубов в детском дошкольном учреждении под контролем воспитателя и врача-стоматолога с использованием детской зубной пасты «Aquafresh Kids» в течение месяца способствовала улучшению гигиены полости рта дошкольников в 1,4-2,8 раза. Эффективность чистки зубов составила при этом 27,8%. Отмечено наличие средних корреляционных связей между уровнем развития ручной моторики дошкольников и качеством выполняемых движений. Диагностика мелкой ручной моторики у детей дошкольного возраста может быть использована врачом-стоматологом

для дифференцированного подхода при обучении детей чистке зубов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2008. - 319 с.

2. Гранько С.А., Пименова А.Л., Зиновенко О.Г. // Соврем. стоматология. - 2002. - № 3. - С. 46-48.

3. Жяконис Й.М. Организация первичной профилактики стоматологических заболеваний в детских дошкольных учреждениях г. Каунаса / Й.М. Жяконис, Н.А. Кялбаускене, С.С. Мильчювене // Тр. ЦНИИС.

- М., 1983. - Т. 12. - С. 51-54.

4. Королева Г.М. Сравнительная оценка эффективности различных схем профилактики кариеса у детей, проводимых силами персонала детских дошкольных учреждений: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1997. - 17 с.

5. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова.

- М.:МЕДпресс-информ, 2009. - С. 155.

6. Die Praxis der zahnmedizinischen Prophylaxe: von Hellwege K.D. Heidelberg: Huthing, 1994. S.50-55.

7. Kunzel W. Kinder- Stomatologie. - Leipzig, 1988. -S. 256.

Поступила 01.12.2010

Резюме. Ежедневная чистка зубов дошкольниками под контролем воспитателя и врача-стоматолога с использованием зубной пасты «Aquafresh Kids» способствует улучшению гигиеныi полости рта в 2,8 раза. Установлена корреляционная связь между уровнем развития мелкой ручной моторики дошкольников и качеством чистки зубов.

Summary. Controliing daily tooth brushing with dentifrice «Aquafresh Kids» by kindergarten teacher and dentist can promote oral hygiene in preschool children in 2,8 times. It was determined correlation between level of hands motor development and quality of teeth cleaning in preschool children.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ С ПОЛОСТЯМИ КАРИОЗНОГО И НЕКАРИОЗНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Новак Н.В., канд. мед. наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО

Novak N.V.

Effectrivity evaluation of a clinical adoption of the recommendations on aesthetical restoration of hard tissues of permanent teeth having cavities of carious and non-carious origin

Два последних столетия характеризуются быстрым развитием материаловедения в стоматологии, раскрывающим новые возможности в лечении зубов, что в свою очередь стимулируется возросшим интересом современного человека к своей внешности. Высокое качество стоматологических материалов диктует необходимость разработки методов реставрации, расширяющих показания к изготовлению эстетических конструкций. Совершенствование навыков мастерства влечет за собой появление новых терминов в стоматологии. На смену понятию пломба пришли такие понятия, как реставрация, сочетающая элементы лечебных манипуляций и ху-

дожественной работы, и реконструкция. В стоматологии показаниями к реконструкции могут служить нарушения формы, размеров, положения зуба, дефекты зубных рядов, измененная окклюзионная кривая, сочетание патологических отклонений эстетических параметров.

Ранее проведенные нами исследования позволили разработать рекомендации по эстетическому восстановлению твердых тканей зубов, предложить новые методы изготовления эстетических реставраций с учетом современных принципов и технологий в области воссоздания формы, цвета и поверхности реставраций, максимально приближенных к естественным зубам [1-3].

При выполнении эстетических работ начинали с планирования реставрации, тщательно изучали вертикальные и горизонтальные размеры зуба (рис. 1, 2). Воссоздавали оттенки цвета с учетом оптических свойств зуба (отражение, рассеивание, пропускание, поглощение, преломление лучей света), индивидуальных и возрастных особенностей зубов (пятна при гипоплазии и флюорозе, пигментированные фиссуры, трещины, линии гипомине-рализации и др.), придающих конструкции естественный вид [4, 5]. Особое внимание уделяли воссозданию признаков принадлежности зуба к стороне, форме режущего края, макрорельефу вестибулярной поверхности (рис. 3, 4) [6]. При лечении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.