Научная статья на тему 'Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебного процесса по физической культуре'

Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебного процесса по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва О. М., Боброва Э. В.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебного процесса по физической культуре»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Боброва О.М.1, Боброва Э.В.2 ®

1Доцент; 2ст.преподаватель. Кафедра «Экономика и управления» (подразделение физическая культура) Ступинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Аннотация

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

При работе со студентами ставятся задачи:

• Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.

• Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.

О влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека в последнее время говорится много. В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача - вести подготовку учащихся с применением современных методов организации, направленных на использование здоровьесберегающих технологий.

Задача оздоровления имеет три взаимносвязанных аспекта:

• Воспитательный, заключающийся в бережном отношении к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии.

• Обучающий, состоящий в обучении нормам здорового образа жизни, приемам и методам реализации, а также с рекомендациями по устранению вредных привычек.

• Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшении физических качеств.

Физическое здоровье обеспечивается оптимальной двигательной активностью, сбалансированным питанием, закаливанием, рациональным сочетанием труда и отдыха, исключением из повседневной жизни употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.

Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - государственная задача и решать её нужно на всех уровнях.

В нашем институте преподаватели физической культуры используют как традиционные, так и нетрадиционные методы на учебных и внеурочных занятиях.

Для создание благоприятных условий необходима хорошо поставленная спортивно-массовая работа, широкое использование «малых форм», соблюдение основных правил и принципов обучения, которые позволяют преподавателям нашего института эффективно участвовать в формировании мотивации на здоровый образ жизни студентов.

Все методы физической подготовки подразделяются на традиционные и нетрадиционные. Традиционными видами спорта испокон веков считались: бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки и велосипедный спорт, подвижные игры и танцы, и многое другое. Мы стараемся не отставать в этом вопросе и занимаемся во внеучебное время со студентами, где знакомимся с нетрадиционными методами, имеющими большую популярность у представительниц прекрасной половины человечества: аэробика, шейпинг,

® Боброва О.М., Боброва Э.В., 2017 г.

бодибилдинг, фитнес, кибо, танец живота и йога, а также самое модное направление в последнее время - система Пилатес. Все эти оригинальные методы мы в нашем институте используем и пропагандируем.

Термин «аэробика» имеет греческие корни и в переводе означает жизнь из воздуха, так как любое упражнение, при котором учащается пульс и дыхание, является аэробным. Их обычно называют кардиотренировкой. Аэробика означает энергичные упражнения, выполняемые под ритмичную музыку. Существует множество видов аэробики. Рассмотрим наиболее интересные для студентов современного поколения.

Степ-аэробика. Степ — означает шаг. Во время выполнения упражнения занимающиеся поднимается на небольшую платформу и спускается с неё, получая большую нагрузку на мышцы ног. Такую же большую нагрузку дают слайдеры — скользкие ленты, по которым во время занятий нужно активно перемещаться.

Аква — аэробика. Упражнения выполняются в воде, что увеличивает нагрузку на различные группы мышц, и при этом снижается риск растяжений и травм и уменьшается ударная нагрузка на суставы и позвоночник. Этот вид аэробики мы рекомендуем для самостоятельных занятий для всех групп занимающихся, в том числе для лиц с ОЗВ.

Танцевальная аэробика включает в себя элементы различных танцевальных стилей и композиций, что вносит разнообразие в занятия физической культурой. Как мотиватор к здоровому образу жизни позволяет студентам, используя навыки, полученные на тренировках, блеснуть ими на дискотеке. Каждый желающий может выбрать вид танца по своему интересу, но и по тому, на какую дискотеку он пойдёт: восточные танцы, латинские, ирландские или хип- хоп.

При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствовать методы и средства занятий по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший оздоравливающий эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой. Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений. При работе со студентами нами ставятся задачи:

• Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.

• Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.

На начальном уровне подготовки, когда тренировочная программа включает в основном, базовые многосуставные движения нами применяется однодневный сплит. При однодневном сплите все мышечные группы прорабатываются в один день в одно занятие. Уровень иннервации мышц и величина применяемых отягощений не велики, что позволяет мышцам достаточно быстро восстанавливаться, поэтому три тренировки в неделю по программе однодневного сплита не вызовут перетренированности мышц и организма в целом. Высокая эффективность занятий возможна при наличии достаточного количества инвентаря: дисков здоровья, массажеров, велоэргометров, тренажерных устройств, наборов гантелей, гирь и т.д. При комплексном использовании тренажерных средств обращаем внимание студентов на основные характеристики, варианты комплексных упражнений, использование их в сочетании друг с другом.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Особое внимание мы уделяем соблюдению ряда методических правил:

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, за счет:

• Увеличение частоты занятий

• Увеличение продолжительности занятий

• Увеличение плотности занятий

• Увеличение темпа занятий

• Расширением средств, чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы

• Увеличение сложности амплитуды движений

2. Разнообразие применяемых средств

3. Систематичность занятий

При самоконтроле за интенсивностью нагрузки каждый занимающийся знает свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебаний ЧСС.

Нижняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,6.

Верхняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,7.

Нагрузки на начальном уровне проводятся с учетом индивидуальных ЧСС, где 120130 уд/минуту является для студентов показателем оздоровления.

Правильный подбор разнообразных средств и передовых методов их реализации в развитии физических качеств значительно увеличивает коэффициент полезного действия учебно-тренировочного занятия.

В заключении отметим, что комплекс учебно-тренировочных средств и методов, которые мы используем, обеспечивает создание прочной базы общей физической подготовки.

Указанные методики занятий сокращают сроки совершенствования отстающих физических качеств студентов, дают возможность избирательно воздействовать на студентов с разным уровнем физических качеств и тем самым более успешно и в сжатые сроки подготовиться к выполнению требований учебной программы и сдаче контрольных нормативов. Необходимо помнить, что каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием - направленностью на решение конкретных целей и задач. Мы можем готовить студентов не только на развитие физических качеств, но и применять занятия корригирующей гимнастики, связанной с коррекцией телосложения или регуляцией массы тела.

Сохранение и укрепление здоровья студентов- необходимый фактор успешности в обучении. Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано прежде всего с идеями целостности, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, современные педагоги должны помочь учащимся реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье студентов.

Поэтому целью образовательного процесса физической культуры является сохранение здоровья в первую очередь, а также обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и нравственного развития студентов, а так же способствовали устранению перегрузок.

Преподаватели нашего института разработали и активно используют в своей работе разноуровневые комплексы упражнений, что помогает занимающимся использовать здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса по физической культуре.

Литература

1. Бобров А.А., Бобров Ан.Ан., Боброва Э.В., Боброва О.М. Основы физической подготовки студентов: Учебное пособие. - М.: Издательский центр МАТИ, 2005 с.48-54

2. Э.Т. Хоули, Б.Д. Френке Руководство инструктора оздоровительного фитнеса - Киев: Олимпийская литература, 2004 с.3-5.

3. Э.В. Боброва, А.А. Бобров, О.М. Боброва Физкультурно-оздоровительная работа в вузе - М: МАТИ, 2010 с.159.

4. Боброва О.М. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Статья «Эталоны красивой фигуры и пропорций тела: история и современность» - 2016 с. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.