Боброва О.М. ©
Доцент кафедры «Экономика и управления» (подразделение физическая культура) Ступинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
Наиболее перспективное направление в последнее время в совершенствовании организации физической культуры предусматривает свободу выбора занимающимися форм занятий, своду выбора режимов интенсивности занятий, возможность изменения вида физической активности в соответствии с желанием занимающихся, Компьютерные программы - как средство и посредник между преподавателем на этапах становления учебного курса и проведения занятий, зависит как от целей обучения, так и от имеющихся ограничений, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, информационные материалы, применение тренажеров, технические средства, компьютерные технологии.
Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность учащейся молодежи - явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры, медицины, педагогов, стремящихся решить проблему и найти надежные методы формирования здорового образа жизни.
Ведущим фактором изменения физического состояния человека является тренировка как специально организованной процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определенных правилами тренировки формах, объемах, интенсивностях, согласованных с состоянием организма и интересом занимающихся.
Наиболее перспективное направление в последнее время в совершенствовании организации физической культуры предусматривает свободу выбора занимающимися форм занятий, свободу выбора режимов интенсивности занятий, возможность изменения вида физической активности в соответствии с желанием занимающихся, Компьютерные программы - как средство и посредник между преподавателем на этапах становления учебного курса и проведения занятий, зависят как от целей обучения, так и от имеющихся ограничений, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении.
В информационно тематический комплекс «атлетическая гимнастика» и учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале» вошли информационные материалы, помогающие изучению теоретических аспектов и практическому освоению.
В рассматриваемой проблеме организаций занятий с применением тренажеров, приведены общие положения методики развития силы с описанием наиболее распространенных методов тренировки и регламентации подходов, повторений, отдыха и темпа выполнения.
Преподаватели кафедры пришли к выводу, возможность применения компьютерных технологий появляется в том случае, когда выполняемые задачи могут быть адекватно воспроизведены с помощью технических средств при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата.
Компьютерные технологии принципиально отличный стиль обучения, который оказывается более приемлемым, комфортным, мобилизирующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека.
© Боброва О.М., 2016 г.
Технологии компьютерного обучения придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса, но в то же время могут активно влиять на изменение учебного процесса.
Отмечено, что с помощью компьютерных технологий занимающийся может в совершенстве освоить самое сложное действие в результате его полного осознания.
Атлетизм (атлетическая гимнастика) - это система упражнений с различными отягощениями; направленная на укрепление здоровья, силы, выносливости, на формирование красивого телосложения.
При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствование методики занятий по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой.
Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
При работе со студентами ставятся задачи:
• Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
• Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
На начальном уровне подготовки, когда тренировочная программа включает в основном, базовые многосуставные движения применяется однодневный сплит. При однодневном сплите все мышечные группы прорабатываются в один день в одно занятие. Уровень иннервации мышц и величина применяемых отягощений не велики, что позволяет мышцам достаточно быстро восстанавливаться, поэтому три тренировки в неделю по программе однодневного сплита не вызовут перетренированности мышц и организма в целом. Высокая эффективность занятий возможна при наличии достаточного количества инвентаря: дисков здоровья, массажеров, велоэргометров, тренажерных устройств, наборов гантелей, гирь и т. д. При комплексном использовании тренажерных средств следует обращать внимание студентов на основные характеристики, варианты комплексных упражнений, использование их в сочетании друг с другом.
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Необходимо соблюдать ряд методических правил:
1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок, за счет:
• Увеличение частоты занятий
• Увеличение продолжительности занятий
• Увеличение плотности занятий
• Увеличение темпа занятий
• Расширением средств, чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы
• Увеличение сложности амплитуды движений
2. Разнообразие применяемых средств
3. Систематичность занятий
Профессиональная деятельность современного педагога предполагает необходимость принятия быстрого и верного решения в управлении тренировочным процессом. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать возможно большим объемом информации о рассматриваемом объекте. Так в процессе занятий преподаватель должен одновременно учитывать уровень физической подготовленности, функциональное состояние, особенности психики.
В условиях существующей организации учебного процесса, принятой за основу для последующего совершенствования и повышения целесообразности использования компьютерных технологий опробован тематический комплекс «мини-шейпинг». Нами
обращено внимание на естественный интерес девушек ко всему, что касается их фигуры, особенностей телосложения, осанки. Разработки, вошедшие в тематический комплекс «мини-шейпинг» позволяют решать следующие задачи:
1. Образовательные (самостоятельное знакомство с методическим материалом
2. определение индивидуального диапазона норм по проводимым измерениям (вес, окружности, диаметры, показатели состава тела и др.)
3. приобретение знаний и умений проводить измерительные процедуры
4. определение реальных задач по коррекции фигуры на ближайшие 2-3 месяца
Также в компьютерные программы включены разделы по сбалансированному
питанию и комплексы упражнений для самостоятельных занятий.
Было установлено, что управление мышлением в спорте способствует ускорению темпов усвоения знаний и повышению эффективности процессов обучения, а также развитию творческой, самостоятельной активности у занимающихся. Использование компьютерных программ в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.
Таким образом, компьютерная программа - это эффективное средство и посредник между преподавателем и студентом, а управление познавательной деятельностью происходит только при проведении занятий.
Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебаний ЧСС.
Нижняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,6.
Верхняя граница пульса определяется по формуле: (220 - возраст в годах) * 0,7.
Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120-130 уд/минуту является зоной тренировки для начального уровня.
В студенческом возрасте учебно-тренировочные занятия строятся с учетом графика и экзаменов, с учетом обеспечения такого поступательного развития физических и технических качеств, который будет способствовать достижению наивысшего уровня к моменту окончания студентом учебного заведения, а у студента-спортсмена - к моменту участия в наиболее ответственных соревнованиях. В данном случае развитие физических качеств должно происходить с учетом специфики избранного вида спорта, ибо на этапе высшего спортивного мастерства студентов-спортсменов процесс совершенствования физических качеств, приобретает еще более специализированный характер.
На этапе начальной физической подготовки, начиная с 1-го курса, учебно-тренировочные занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимаюшихся, овладение ими основ техники физических упражнений путем использования средств их различных видов спорта, особенно спортивных игр, а также специальных подготовительных упражнений.
При формировании телосложения преподаватель должен стремиться к общепринятым нормам красоты человеческого тела, ориентируясь на эталонные нормативы, а также знание методик занятий с отягощениями, направленных на наращивание мышечной массы и веса тела, на снижение обьема жировой ткани, формирования рельефности телосложения.
Правильный подбор разнообразных средств и передовых методов их реализации в развитии физических качеств - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно-тренировочного занятия.
В заключении отметим, что комплекс учебно-тренировочных средств в тренажерном зале должен обеспечивать создание прочной базы общей физической подготовки, рациональное взаимодействие физических качеств и двигательных навыков, что способствует овладению занимающимися умением управлять своими движениями.
В связи с вышеуказанным, нами было установлено, что развитие творческой, самостоятельной активности у занимающихся способствует ускорению темпов усвоения
знаний и умений, а также более быстрые переход с более низкого уровня знаний на более высокий.
Указанная методика занятий атлетизмом сокращает сроки совершенствования отстающих физических качеств студентов, дает возможность избирательно воздействовать на студентов с разным уровнем физических качеств и тем самым более успешно и в сжатые сроки подготовиться к выполнению требований учебной программы и сдаче контрольных нормативов. Необходимо помнить, что каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием - направленностью на решение конкретных целей и задач, так можно готовить студентов не только на развитие физических качеств, но и на занятие корригирующей гимнастики, связанной с коррекцией телосложения или регуляцией массы тела.
Литература
1. Э.Т. Хоули, Б.Д. Френке Руководство инструктора оздоровительного фитнеса - Киев: Олимпийская литература, 2004 с.3-5.
2. Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова Гигиена физического воспитания и спорта. - М: Академия, 2005 с. 13-21.
3. Э.В. Боброва, А.А. Бобров, О.М. Боброва Физкультурно-оздоровительная работа в вузе - М: МАТИ, 2010 с.123-137.
4. П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие - М:Советский спорт, 1996 с228-229.