ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ
ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Боброва О.М.1, Боброва Э.В.2 ®
1 2
Доцент; ст. преподаватель, кафедра «Экономика и управления» (подразделение физическая культура) Ступинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Аннотация
Используя разноуровневые и разнообразные инновационные комплексы физических упражнений различной интенсивности, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно - тренировочного занятия.
Ключевые слова: циклические упражнения, выносливость, работоспособность, инновационные системы, коррекция телосложения.
Нет людей, которым нельзя было бы заниматься физической культурой и спортом! Важно лишь правильно подобрать нагрузку и подходящий вид спорта в зависимости от желаемого результата.
В последнее десятилетие развернулись интенсивные исследования и методические разработки, направленные на обновление теории, методики, а также содержание физической культуры и спортивной подготовки.
В результате этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые подходы, интересные методики и форма занятий физическими упражнениями, что привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого человека и общества в целом.
Все виды физической подготовки подразделяются на традиционные (классические) и нетрадиционные (инновационные). Традиционными видами спорта испокон веков считались: бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры, виды легкой атлетики и многое другое. Мы стараемся не отставать и дополнительно знакомим студентов с нетрадиционными видами и методами спорта, имеющими большую популярность у представительниц прекрасной половины человечества: различные виды аэробики, шейпинг, бодибилдинг, фитнес, йога, танец живота, система «Пилатесс» и т.д.
Инновационные средства в области физической культуры включают в себя тренажеры, компьютерные, аудио и видеопрограммы, печатные материалы с помощью которых можно решить основные задачи:
1. Приобретать базовый набор знаний, расширяя кругозор по информационным технологиям;
2. Развивать творческие способности;
3. Знакомиться с современными инновационными научными исследованиями.
Хорошим примером, подтверждающим, что один из факторов способствующим
эффективности проведений занятий - интерес, является опыт тех вузов, в которых внедрена инновационная система физических занятий. Ведущим фактором изменения физического состояния человека является тренировка как специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определенных правилами тренировки формах, объемах, интенсивностях, согласованных с состоянием организма и интересом занимающихся.
® Боброва О.М., Боброва Э.В., 2017 г.
Например, занятия на тренажере (инерционная дорожка), удачно совместимый с ЭВМ позволяет оперативно оценивать эффективность различных тренировочных факторов и определять уровень развития физических качеств, таких как быстрота и выносливость. Система измерения мгновенной скорости на контрольных отрезках, система оперативной оценки ЧСС и давления позволяют определить физическое состояние и подготовленность занимающихся, и главное позволяют контролировать динамику этих показателей для внесения соответствующих коррективов в учебно - тренировочный процесс.
Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений. При работе со студентами нами ставится задача:
• Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата;
• Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
На начальном уровне подготовки, когда тренировочная программа включает в основном базовые многосуставные движения, нами применяется однодневный сплит. При однодневном сплите все мышечные группы прорабатываются в один день в одно занятие. Уровень иннервации мышц и величина применяемых отягощений не велики, что позволяет мышцам достаточно быстро восстанавливаться, поэтому три тренировки в неделю по программе однодневного сплита не вызываютперетренированности мышц и организма в целом. Высокая эффективность занятий возможна при наличии достаточного количества инвентаря: дисков здоровья, массажеров, велоэргометров, тренажерных устройств, наборов гантелей, гирь и т.д. При комплексном использовании тренажерных средств обращаем внимание студентов на основные характеристики, варианты комплексных упражнений, использование их в сочетании друг с другом.
Эффективность физических упражнений в тренажерном зале определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствовать занятия по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший оздоравливающий эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой.
Особое внимание мы уделяем соблюдению ряда методических правил:
1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок за счет:
• Увеличение частоты занятий;
• Увеличение продолжительности занятий;
• Увеличение плотности занятий;
• Увеличение темпа занятий;
• Расширение средств, чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;
• Увеличение сложности амплитуды движений.
2. Разнообразие применяемых средств;
3. Систематичность занятий.
К новым методикам можно отнести - оздоровительную систему «ИЗОТОН», объединяющую в единое целое определенный вид физической тренировки: специальная система статодинамических, статических и динамических силовых упражнений; стречинга; аэробной тренировки.
Мы используем систему «ИЗОТОН» для решения двух задач: быстрое (2 - 3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, улучшение психоэмоционального состояния; поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий, а также при подготовке к участию в спортивно - массовых соревнованиях.
Для развития динамической силовой выносливости применяются двигательные действия, с преодолением массы собственного тела, и упражнения с отягощением или сопротивлением (например, подтягивания, приседания, сгибания и разгибание рук в упоре лежа).
Для развития статической силовой выносливости применяются изометрические упражнения (сохранение заданных форм) и т.д.
Помимо нетрадиционных видов спорта в учебном процессе мы также активно используем относительно новые и набирающие популярность виды спорта. Например, скандинавская ходьба.
Скандинавская ходьба - высокоэффективный вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия.
Скандинавская ходьба привлекает миллионы поклонников своей простотой и доступностью. Этот вид физкультуры не требует больших энергетических затрат, но при этом задействует больше мышечных групп, чем классическая ходьба. Большой плюс скандинавской ходьбы в том, что заниматься ею можно в любом месте, в любых погодных условиях и при любой физической подготовке.
Эффекты от занятий скандинавской ходьбой:
1. Поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела;
2. Тренирует около 90% всех мышц тела;
3. Уменьшает при ходьбе давление на колени и позвоночник, что немаловажно для студентов, имеющих проблемы с суставами и лишний вес.
4. Улучшает работу сердца и легких, увеличивает пульс на 10 - 15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой;
5. Идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч;
6. Улучшает чувство равновесия и координацию.
Простота и доступность в освоении, эффективность, делает скандинавскую ходьбу приятным дополнением к тренировочному процессу студентов. Согласно опросам студентов нашего вуза, применяющих данный альтернативный вид спорта в учебном процессе, скандинавская ходьба завоевывает все большую популярность среди учащихся имеющих отклонение в состоянии здоровья.
В заключении отметим, что комплекс учебно - тренировочных средств и методов, которые мы используем, обеспечивают создание прочной базы общей физической подготовки.
Указанные методики занятий сокращают сроки совершенствования отстающих физических качеств студентов, дают возможность избирательно воздействовать на студентов с разным уровнем физических качеств и тем самым более успешно и в сжатые сроки подготовиться к выполнению требований учебной программы и сдаче контрольных нормативов. Необходимо помнить, что каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием - направленностью на решение конкретных целей и задач. Мы готовим студентов не только на укрепление физических качеств, но и применяем занятия корригирующей гимнастики, связанной с коррекцией телосложения или регуляцией массы тела.
Сохранение и укрепление здоровья студентов - необходимый фактор успешности в обучении. Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых инновационных педагогических технологий, что связано, прежде всего, с идеями целостности, гуманизации, личностно -ориентированного подхода. Современные педагоги помогают учащимся реализовывать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, и при этом сохранить и укрепить здоровье студентов.
Поэтому целью образовательного процесса физической культуры является сохранение здоровья в первую очередь, а также обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов
организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и нравственного развития студентов, а также способствовали устранение перегрузок.
Преподаватели нашего института разработали и активно используют в своей работе разноуровневые комплексы упражнений, что способствует студентам проявлять свои лучшие спортивные качества.
В течении 5 лет мы проводили наблюдения за студентами, занимающихся в подготовительных группах. Первая группа занималась по общепринятой программе с преобладанием циклических упражнений, вторая группа - в объем тренировочной работы включались общеразвивающие, с включением упражнений в тренажерном зале (атлетическая гимнастика). Наши наблюдения и анализ тестов физических качеств подтвердили, что циклические упражнения наиболее полезны, доступны и просты, ибо они позволяют значительно повысить выносливость, улучшать деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно, как для общей работоспособности человека, так и для профилактики многих заболеваний, аэробика с ее разновидностями также необходима всем как циклические упражнения. Выносливость, несомненно, важное качество, но для сохранения здоровья одного его недостаточно, поэтому вучебно - тренировочный процесс необходимо включать общеразвивающие упражнения в тренажерном зале с элементами ОФП, уделяя необходимое внимание развитию силы, быстроты, ловкости, гибкости.
Многолетний опыт работы в вузе показывает: благодаря спортивным инновациям студентам становится интереснее, легче и доступнее заниматься спортом, добиваться высоких результатов и получать удовольствие. С помощью новшеств, спорт никогда не будет стоять на месте, будет востребован по всему миру.
В заключение авторы статьи выражают уверенность в том, что творческое использование инноваций в практике работы вузы, методические рекомендации будут способствовать повышению эффективности учебно - тренировочных занятий.
Используя разноуровневые и разнообразные инновационные комплексы физических упражнений различной интенсивности, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно - тренировочного занятия.
Коллектив кафедры постоянно работает над вопросами оценки влияния занятий физической культурой на функциональное состояние студентов, для чего разработана определенная система тестов для определения и контроля физических качеств. В результате полученных данных вучебно - тренировочном процессе вносятся необходимые коррективы, в основном - в объем и интенсивность физических нагрузок.
Литература
1. Бобров А.А., Бобров Ан.Ан., Боброва Э.В., Боброва О.М. Основы физической подготовки студентов: Учебное пособие. - М.: Издательский центр МАТИ, 2005 с.48-54
2. Э.Т. Хоули, Б.Д. Френке Руководство инструктора оздоровительного фитнеса - Киев: Олимпийская литература, 2004 с.3-5.
3. Э.В. Боброва, А.А. Бобров, О.М. Боброва Физкультурно-оздоровительная работа в вузе - М: МАТИ, 2010 с.159.
4. Боброва О.М. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Статья «Эталоны красивой фигуры и пропорций тела: история и современность» - 2016 с. 22-26.