Научная статья на тему 'Инновационные системы формирования здоровья человека при занятиях физической культурой'

Инновационные системы формирования здоровья человека при занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва О.М., Боброва Э.В.

Используя разноуровневые и разнообразные инновационные комплексы физических упражнений различной интенсивности, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно - тренировочного занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва О.М., Боброва Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные системы формирования здоровья человека при занятиях физической культурой»

ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ

ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Боброва О.М.1, Боброва Э.В.2 ®

1 2

Доцент; ст. преподаватель, кафедра «Экономика и управления» (подразделение физическая культура) Ступинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Аннотация

Используя разноуровневые и разнообразные инновационные комплексы физических упражнений различной интенсивности, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно - тренировочного занятия.

Ключевые слова: циклические упражнения, выносливость, работоспособность, инновационные системы, коррекция телосложения.

Нет людей, которым нельзя было бы заниматься физической культурой и спортом! Важно лишь правильно подобрать нагрузку и подходящий вид спорта в зависимости от желаемого результата.

В последнее десятилетие развернулись интенсивные исследования и методические разработки, направленные на обновление теории, методики, а также содержание физической культуры и спортивной подготовки.

В результате этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые подходы, интересные методики и форма занятий физическими упражнениями, что привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого человека и общества в целом.

Все виды физической подготовки подразделяются на традиционные (классические) и нетрадиционные (инновационные). Традиционными видами спорта испокон веков считались: бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры, виды легкой атлетики и многое другое. Мы стараемся не отставать и дополнительно знакомим студентов с нетрадиционными видами и методами спорта, имеющими большую популярность у представительниц прекрасной половины человечества: различные виды аэробики, шейпинг, бодибилдинг, фитнес, йога, танец живота, система «Пилатесс» и т.д.

Инновационные средства в области физической культуры включают в себя тренажеры, компьютерные, аудио и видеопрограммы, печатные материалы с помощью которых можно решить основные задачи:

1. Приобретать базовый набор знаний, расширяя кругозор по информационным технологиям;

2. Развивать творческие способности;

3. Знакомиться с современными инновационными научными исследованиями.

Хорошим примером, подтверждающим, что один из факторов способствующим

эффективности проведений занятий - интерес, является опыт тех вузов, в которых внедрена инновационная система физических занятий. Ведущим фактором изменения физического состояния человека является тренировка как специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определенных правилами тренировки формах, объемах, интенсивностях, согласованных с состоянием организма и интересом занимающихся.

® Боброва О.М., Боброва Э.В., 2017 г.

Например, занятия на тренажере (инерционная дорожка), удачно совместимый с ЭВМ позволяет оперативно оценивать эффективность различных тренировочных факторов и определять уровень развития физических качеств, таких как быстрота и выносливость. Система измерения мгновенной скорости на контрольных отрезках, система оперативной оценки ЧСС и давления позволяют определить физическое состояние и подготовленность занимающихся, и главное позволяют контролировать динамику этих показателей для внесения соответствующих коррективов в учебно - тренировочный процесс.

Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений. При работе со студентами нами ставится задача:

• Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата;

• Научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.

На начальном уровне подготовки, когда тренировочная программа включает в основном базовые многосуставные движения, нами применяется однодневный сплит. При однодневном сплите все мышечные группы прорабатываются в один день в одно занятие. Уровень иннервации мышц и величина применяемых отягощений не велики, что позволяет мышцам достаточно быстро восстанавливаться, поэтому три тренировки в неделю по программе однодневного сплита не вызываютперетренированности мышц и организма в целом. Высокая эффективность занятий возможна при наличии достаточного количества инвентаря: дисков здоровья, массажеров, велоэргометров, тренажерных устройств, наборов гантелей, гирь и т.д. При комплексном использовании тренажерных средств обращаем внимание студентов на основные характеристики, варианты комплексных упражнений, использование их в сочетании друг с другом.

Эффективность физических упражнений в тренажерном зале определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

При дефиците свободного времени у студентов необходимо совершенствовать занятия по физической культуре, чтобы с наименьшими затратами получать наибольший оздоравливающий эффект от выполнения того или иного спортивного упражнения. Это в полной мере относится к занятиям в тренажерном зале атлетической гимнастикой.

Особое внимание мы уделяем соблюдению ряда методических правил:

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок за счет:

• Увеличение частоты занятий;

• Увеличение продолжительности занятий;

• Увеличение плотности занятий;

• Увеличение темпа занятий;

• Расширение средств, чтобы оказать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;

• Увеличение сложности амплитуды движений.

2. Разнообразие применяемых средств;

3. Систематичность занятий.

К новым методикам можно отнести - оздоровительную систему «ИЗОТОН», объединяющую в единое целое определенный вид физической тренировки: специальная система статодинамических, статических и динамических силовых упражнений; стречинга; аэробной тренировки.

Мы используем систему «ИЗОТОН» для решения двух задач: быстрое (2 - 3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, улучшение психоэмоционального состояния; поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий, а также при подготовке к участию в спортивно - массовых соревнованиях.

Для развития динамической силовой выносливости применяются двигательные действия, с преодолением массы собственного тела, и упражнения с отягощением или сопротивлением (например, подтягивания, приседания, сгибания и разгибание рук в упоре лежа).

Для развития статической силовой выносливости применяются изометрические упражнения (сохранение заданных форм) и т.д.

Помимо нетрадиционных видов спорта в учебном процессе мы также активно используем относительно новые и набирающие популярность виды спорта. Например, скандинавская ходьба.

Скандинавская ходьба - высокоэффективный вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия.

Скандинавская ходьба привлекает миллионы поклонников своей простотой и доступностью. Этот вид физкультуры не требует больших энергетических затрат, но при этом задействует больше мышечных групп, чем классическая ходьба. Большой плюс скандинавской ходьбы в том, что заниматься ею можно в любом месте, в любых погодных условиях и при любой физической подготовке.

Эффекты от занятий скандинавской ходьбой:

1. Поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела;

2. Тренирует около 90% всех мышц тела;

3. Уменьшает при ходьбе давление на колени и позвоночник, что немаловажно для студентов, имеющих проблемы с суставами и лишний вес.

4. Улучшает работу сердца и легких, увеличивает пульс на 10 - 15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой;

5. Идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч;

6. Улучшает чувство равновесия и координацию.

Простота и доступность в освоении, эффективность, делает скандинавскую ходьбу приятным дополнением к тренировочному процессу студентов. Согласно опросам студентов нашего вуза, применяющих данный альтернативный вид спорта в учебном процессе, скандинавская ходьба завоевывает все большую популярность среди учащихся имеющих отклонение в состоянии здоровья.

В заключении отметим, что комплекс учебно - тренировочных средств и методов, которые мы используем, обеспечивают создание прочной базы общей физической подготовки.

Указанные методики занятий сокращают сроки совершенствования отстающих физических качеств студентов, дают возможность избирательно воздействовать на студентов с разным уровнем физических качеств и тем самым более успешно и в сжатые сроки подготовиться к выполнению требований учебной программы и сдаче контрольных нормативов. Необходимо помнить, что каждая форма занятий характеризуется своим специфическим содержанием - направленностью на решение конкретных целей и задач. Мы готовим студентов не только на укрепление физических качеств, но и применяем занятия корригирующей гимнастики, связанной с коррекцией телосложения или регуляцией массы тела.

Сохранение и укрепление здоровья студентов - необходимый фактор успешности в обучении. Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых инновационных педагогических технологий, что связано, прежде всего, с идеями целостности, гуманизации, личностно -ориентированного подхода. Современные педагоги помогают учащимся реализовывать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, и при этом сохранить и укрепить здоровье студентов.

Поэтому целью образовательного процесса физической культуры является сохранение здоровья в первую очередь, а также обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов

организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и нравственного развития студентов, а также способствовали устранение перегрузок.

Преподаватели нашего института разработали и активно используют в своей работе разноуровневые комплексы упражнений, что способствует студентам проявлять свои лучшие спортивные качества.

В течении 5 лет мы проводили наблюдения за студентами, занимающихся в подготовительных группах. Первая группа занималась по общепринятой программе с преобладанием циклических упражнений, вторая группа - в объем тренировочной работы включались общеразвивающие, с включением упражнений в тренажерном зале (атлетическая гимнастика). Наши наблюдения и анализ тестов физических качеств подтвердили, что циклические упражнения наиболее полезны, доступны и просты, ибо они позволяют значительно повысить выносливость, улучшать деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно, как для общей работоспособности человека, так и для профилактики многих заболеваний, аэробика с ее разновидностями также необходима всем как циклические упражнения. Выносливость, несомненно, важное качество, но для сохранения здоровья одного его недостаточно, поэтому вучебно - тренировочный процесс необходимо включать общеразвивающие упражнения в тренажерном зале с элементами ОФП, уделяя необходимое внимание развитию силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Многолетний опыт работы в вузе показывает: благодаря спортивным инновациям студентам становится интереснее, легче и доступнее заниматься спортом, добиваться высоких результатов и получать удовольствие. С помощью новшеств, спорт никогда не будет стоять на месте, будет востребован по всему миру.

В заключение авторы статьи выражают уверенность в том, что творческое использование инноваций в практике работы вузы, методические рекомендации будут способствовать повышению эффективности учебно - тренировочных занятий.

Используя разноуровневые и разнообразные инновационные комплексы физических упражнений различной интенсивности, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой - неотъемлемое условие значительного увеличения коэффициента полезного действия учебно - тренировочного занятия.

Коллектив кафедры постоянно работает над вопросами оценки влияния занятий физической культурой на функциональное состояние студентов, для чего разработана определенная система тестов для определения и контроля физических качеств. В результате полученных данных вучебно - тренировочном процессе вносятся необходимые коррективы, в основном - в объем и интенсивность физических нагрузок.

Литература

1. Бобров А.А., Бобров Ан.Ан., Боброва Э.В., Боброва О.М. Основы физической подготовки студентов: Учебное пособие. - М.: Издательский центр МАТИ, 2005 с.48-54

2. Э.Т. Хоули, Б.Д. Френке Руководство инструктора оздоровительного фитнеса - Киев: Олимпийская литература, 2004 с.3-5.

3. Э.В. Боброва, А.А. Бобров, О.М. Боброва Физкультурно-оздоровительная работа в вузе - М: МАТИ, 2010 с.159.

4. Боброва О.М. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Статья «Эталоны красивой фигуры и пропорций тела: история и современность» - 2016 с. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.