Научная статья на тему 'Особенности организации учебных занятий атлетизмом для девушек-студенток'

Особенности организации учебных занятий атлетизмом для девушек-студенток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕВУШКИ-СТУДЕНТКИ / ATHLETIC GYMNASTICS / PHYSICAL EDUCATION / FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Елена Николаевна, Завьялов Александр Иванович, Власенко Анна Александровна, Уланов Владимир Николаевич

Снижение уровня здоровья студенческой молодежи в последние 10-20 лет приобрело устойчивый и прогрессирующий характер. Наряду с этим, растет востребованность занятий атлетической гимнастикой, в частности для девушек студенток. Как показывает практика включение в учебные занятия упражнений с отягощениями, тренажерными устройствами, чередуя их с аэробными упражнениями, привлекают студенток, что обусловлено, прежде всего, доступностью упражнений, эмоциональностью проведения занятий, а также большим разнообразием средств и методов реализации. В работе использован метод анализа научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования и метод наблюдения. Сформулированы принципы приоритетности при выполнении упражнений в рамках учебных занятий атлетической гимнастикой.The decline in the level of health of students in the last 10-20 years has become stable and progressive. Along with this, there is a growing demand for athletic gymnastics classes, for female students. As practice shows, the inclusion of exercises with weights, training devices, alternating them with aerobic exercises, attracts female students, which is primarily due to the availability of exercises, the emotionality of classes, as well as a wide variety of tools and methods of implementation. The article uses the method of the analysis of scientific-methodical and special literature on the problem of research and the method of observation. The principles of priority when performing exercises in the framework of training sessions in athletic gymnastics are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Елена Николаевна, Завьялов Александр Иванович, Власенко Анна Александровна, Уланов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебных занятий атлетизмом для девушек-студенток»

4. Zavyalov, A. I. and Mindiashvili, D. G. (2016), Sports training (the beginning of the XXI century): monograph, Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.

5. Kolosova, E.V. (2019), Methodical recommendations for conducting independent physical exercises: training manual, "IC Science", Saratov.

6. Khorkina, N.A. and Kalinin, А.М. (2012), "National programs for stimulating a healthy lifestyle", National interests: priorities and security, No. 8, pp. 53-59.

Контактная информация: annavlasenko7@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.04.2020

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЗМОМ ДЛЯ

ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

Елена Николаевна Данилова, кандидат педагогических наук, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск; Александр Иванович Завьялов, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Анна Александровна Власенко, старший преподаватель, Владимир Николаевич Уланов, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация

Снижение уровня здоровья студенческой молодежи в последние 10-20 лет приобрело устойчивый и прогрессирующий характер. Наряду с этим, растет востребованность занятий атлетической гимнастикой, в частности для девушек студенток. Как показывает практика включение в учебные занятия упражнений с отягощениями, тренажерными устройствами, чередуя их с аэробными упражнениями, привлекают студенток, что обусловлено, прежде всего, доступностью упражнений, эмоциональностью проведения занятий, а также большим разнообразием средств и методов реализации. В работе использован метод анализа научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования и метод наблюдения. Сформулированы принципы приоритетности при выполнении упражнений в рамках учебных занятий атлетической гимнастикой.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, физическое воспитание, девушки-студентки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p138-142

FEATURES OF ORGANIZATION OF ATHLETICISM TRAINING SESSIONS FOR

FEMALE STUDENTS Elena Nikolaevna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Alexander Ivanovich Zavyalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev; Anna Aleksandrovna Vlasenko, the senior teacher, Vladimir Nikolaevich Ulanov, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

The decline in the level of health of students in the last 10-20 years has become stable and progressive. Along with this, there is a growing demand for athletic gymnastics classes, for female students. As practice shows, the inclusion of exercises with weights, training devices, alternating them with aerobic exercises, attracts female students, which is primarily due to the availability of exercises, the emotionality of classes, as well as a wide variety of tools and methods of implementation. The article uses the method of the analysis of scientific-methodical and special literature on the problem of research and the method of observation. The principles of priority when performing exercises in the framework of training sessions in athletic gymnastics are formulated.

Keywords: athletic gymnastics, physical education, female students.

ВВЕДЕНИЕ

Атлетическая гимнастика является одной из популярных форм физической активности. Она обеспечивает укрепление мышечного корсета и профилактику избыточных статических напряжений мускулатуры, возникающих в течение учебного дня [4, 5]. Основное отличие занятий атлетизмом, проводимых в рамках учебной программы вуза, от тренировок, осуществляемых в физкультурно-спортивных клубах, состоит в ином методологическом подходе к организации тренировочного процесса и ограниченности отведенного для них времени [2].

В рабочей программе дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» предусмотрены два занятия в неделю по два академических часа каждое. При этом смысл учебной дисциплины заключается в том, что она ориентирует студентов на возможность применения полученных компетенций вне учебного процесса: при самостоятельных занятиях, в трудовой деятельности и в быту, в том числе без применения специального оборудования и инвентаря [1]. При организации учебных занятий атлетизмом для девушек следует учитывать факторы, неблагоприятно воздействующие на организм в течение учебного времени. Исследуя особенности физических нагрузок, получаемых студентами в течение учебного дня, отмечается ряд негативных факторов, влияющих на опорно-двигательный аппарат (ОДА) [6]. Среди них можно отметить длительное нахождение в статических положениях с осевой нагрузкой на позвоночник. При этом нарушения осанки, полученные еще в школьном возрасте, без соответствующей корректировки имеют тенденцию к усилению. Значительное время, от шести до восьми часов ежедневно, студенты проводят в положении сидя за рабочим столом или компьютером. Мышцы нижних конечностей в это время расслаблены, голени находятся в вертикальном положении, что приводит к нарушению кровоснабжения и лимфообращения, венозному застою крови и в перспективе - к варикозной болезни вен [3].

Исходя из сказанного, программа занятия должна включать в себя комплексы упражнений, направленные на корректировку осанки, укрепление стабилизирующей мускулатуры спины и брюшного пресса. Развивающиеся под влиянием неправильной рабочей позы гиперкифоз (сутулость) приводит к снижению тонуса прямой мышцы живота, поэтому укреплять мышцы спины и брюшного пресса целесообразно комплексно. Также необходимы в составе тренировочной программы упражнения для укрепления мышц нижних конечностей, профилактирующее застойные явления. Кроме того, мышцы бедра, имеющие значительную массу по сравнению с другими мышцами, оказывают выраженное влияние на интенсивность метаболизма в целом. Жировые отложения по женскому типу локализуются в области таза и бедер, следовательно, комплекс упражнений должен учитывать этот факт и способствовать гармонизации телосложения, а также контролю массы тела, что является несомненной мотивацией к формированию имиджа девушек и важно для них как для будущих матерей. Развитие мышц плечевого пояса обеспечивает формирование правильной осанки и сбалансированное телосложение в целом, что особенно актуально для девушек, поскольку многие из них пренебрегают выполнением упражнений для верхней части тела.

Выполнение вышеназванных комплексов способствует не только корректировке имеющихся нарушений осанки, повышению тонуса мускулатуры и интенсивности метаболизма, но и профилактике изменений, связанных с излишними статическими нагрузками на опорно-двигательный аппарат, в том числе застойных явлений.

Учитывая длительное нахождения студентов в статичных позах в течение учебного дня, нецелесообразно построение основной части занятия физической культурой на основе только статических упражнений. Кроме того, в программу каждого учебного занятия должны входить задания для растягивания и расслабления мышц, развивающих гибкость. По возможности следует выполнять в заключительной части занятия ходьбу и бег умеренной интенсивности на открытых площадках или с использованием кардио-

тренажеров. Планируя каждое следующее занятие со студентами, необходимо учитывать сроки восстановления организма после предыдущей нагрузки, а также период суперкомпенсации. Нецелесообразно проводить отдельные тренировки с упражнениями только для некоторых мышечных групп, так как при подобном построении занятий теряется кумулятивных эффект, снижается общий результат. Оптимальной является нагрузка каждой мышечной группы на каждом занятии. При этом режимы работы следует широко варьировать, выбирая для разных групп мышц различные соотношения ее объема и интенсивности. Соответственно направленность нагрузки может меняться от развивающей до восстанавливающей.

В условиях ограниченности времени каждого занятия целесообразно строить комплексы упражнений на основе круговой тренировки, при которой задания выполняются поочередно без перерыва между ними. Время для отдыха предусматривается после выполнения всех заданий в комплексе. Затем «круг» повторяется - как правило, от трех до пяти раз. Также возможно формирование комплексов по типу суперсерий, включающих в себя задания для одних и тех же мышечных групп. В суперсерии могут выполняться подряд два или три упражнения без перерыва между ними. Затем занимающимся дается время для отдыха. После этого суперсерия сменяется следующей.

Преимущественное развитие при описанном способе построения занятия получает общая и специальная выносливость, особенно силовая. Интенсивность нагрузки в течение занятия варьируется от умеренной до большой и субмаксимальной, что оказывает развивающее и поддерживающее воздействие на функциональные возможности организма, а также способствует оптимизации массы тела. Учитывая закономерности адаптации организма человека к физической нагрузке, в течение учебного года рекомендуется при определении соотношения объема и интенсивности заданий следовать основным положениям годичного цикла подготовки атлета (таблица 1). При этом отличительной особенностью тренировки студенческих групп является деление года на семестры и соответственно рубежный контроль по окончании каждого семестра, т. е. выполнение зачетных нормативов по общей и специальной физической подготовке (ОФП и СФП). Следовательно, планировать нагрузки годичного макроцикла надо с учетом достижения максимального уровня физической подготовленности студентов для выполнения тестовых упражнений, предусмотренных рабочей программой дисциплины на окончание семестра. Также следует учитывать возможные перерывы в занятиях на время каникул и производственных практик.

Таблица 1 - Примерное распределение циклов подготовки в атлетизме с учетом цели тренировки_

№ Цикл (период) Продолжительность Цели

1 Втягивающий ~1 месяц Восстановление спортивной формы

2 Рост мышечной массы ~2-3 месяца Увеличение мышечной массы, развитие силовой выносливости и силы

3 Рост силы ~2-3 месяца Развитие силовых способностей.

4 Мышечная масса - форма тела (работа над отстающими группами мышц) ~2-3 месяца Развитие силовой и общей выносливости, работа над формой мускулатуры.

5 Рельеф (соревновательный цикл) ~ 2 месяца Развитие преимущественно общей выносливости, уменьшение содержания жира в теле.

6 Межсезонный отдых (переходный цикл) ~ 1 месяц

7 Повторение циклов №№ 1-5

Так, осенний семестр будет начинаться с втягивающего мезоцикла продолжительностью около четырех недель. В ходе его применяются в основном средства ОФП с акцентом на силовую составляющую. Занятия проводятся на открытых спортивных или рекреационных площадках. В качестве отягощения используется вес собственного тела занимающегося; могут применяться элементы оборудования плоскостных спортивных сооружений (брусья, перекладины, лестницы) и естественного рельефа местности,

например, подъемы, спуски, канавы. Цель мезоцикла, следующим за втягивающим циклом, состоит в увеличении мышечной массы занимающихся. Соответственно осуществляется выбор средств и методов тренировки. Следует учитывать, что при любой цели тренировки основные задачи решаются в начале основной части занятия. С учетом вышесказанного можно сформулировать принципы приоритетности при выполнении упражнений:

Задача 1 - развитие физических качеств. Учитывать порядок исчерпания энергетических субстратов: креатинфосфат - глюкоза - гликоген - жиры. Следовательно, сначала выполняются упражнения, направленные на развитие быстроты и взрывной силы, далее -силы, специальной выносливости и ближе к завершению основной части - на развитие общей выносливости.

Задача 2 - совершенствование специальной координации. Наиболее сложные технически задания выполняются в начале основной части занятия. В число их входят упражнения со свободными отягощениями.

Задача 3 - рациональное распределение сил занимающихся. Наиболее энергоемкие упражнения - базовые, в выполнение которых включается максимальное количество мышечных групп, при этом осуществляется движение вокруг нескольких суставных осей. Неправильно будет нагружать мышцы спины и брюшного пресса до выполнения приседаний со штангой. Названные мышцы обеспечивают стабилизацию корпуса, и утомление их препятствует решению задач основного упражнения.

Задача 4 - формирование гармоничного телосложения, акцентирование нагрузки на целевых мышечных группах. Для решения этой задачи отстающие в развитии группы мышц тренируют в начале занятия.

Задача 5 - акцентирование нагрузки на крупных мышечных группах, изоляция которых невозможна. Выполняются упражнения, направленные на предварительное упражнение мышц-синергистов.

Задача 6 - мотивирование занимающихся к эффективному выполнению заданий. Сначала выполняются самые «нелюбимые» упражнения.

Также следует помнить, что сначала должны выполняться динамические задания, а затем - статические. После статических упражнений обязательно должны следовать динамические задания, направленные на выведение из утомленных мышц продуктов обмена (ходьба, бег, вращения, общеразвивающие упражнения и растяжка). При этом, высокоамплитудные махи, рывки и другие активные движения выполняются в начале занятия, а задания на пассивное расслабление и растягивание с весом собственного тела или помощью партнера — в конце.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вериго, Л.И. Дидактический потенциал дисциплины «Атлетическая гимнастика» для подготовки инструкторов по силовому фитнесу / Л.И. Вериго, Е.Н. Данилова, Н.Н. Демидко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2016. - № 2. - С. 111-113.

2. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки : учебник / Г.П. Виноградов, И.Г. Виноградов. - Москва : Спорт, 2017. - 408 с.

3. Завьялов, А.И. Спортивная тренировка (начало XXI века) : монография / А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили. - Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. - 312 с.

4. Данилова, Е.Н. Особенности организации занятий студентов атлетической гимнастикой // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27835 (дата обращения: 07.03.2020).

5. Данилова, Е.Н. Терминология атлетической гимнастики как часть физкультурно-спортивной терминологии / Е.Н. Данилова, Л.Т. Сабинин, В.Н. Уланов // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 5. - С. 91-96.

6. Русаков, А.А. Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания студенток педагогического вуза / А.А. Русаков, В. Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф.

Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 233-237.

REFERENCES

1. Verigo, L.I., Danilova, E.N. and Demidko, N.V. (2016), "Didactic potential of disciplines "Athletic gymnastics" for training instructors in strength fitness", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, No. 2, pp. 111-113.

2. Vinogradov, G.P. and Vinogradov, I.G. (2017), Athleticism: theory and methodology, technology of sports training: textbook, Sport press, Moscow.

3. Zavyalov, A.I. and Mindiashvili, D.G. (2016), Sports training (the beginning of the XXI century): monograph, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk.

4. Danilova, E.N. (2018), Features of the organization of student athletic gymnastics classes // Modern problems of science and education, No. 4, available at: xttp://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27835 (accessed: 07.03.2020).

5. Danilova, E. N., Sabinin, L.T. and Ulanov, V.N. (2019), "Terminology of athletic gymnastics as part of physical culture and sports terminology", Siberian pedagogical journal, No. 5, pp. 91-96.

6. Rusakov, A. A. and Kuzekevich, V. R. (2016), "Athletic gymnastics as a means of physical education of students of a pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (134), pp. 233-237.

Контактная информация: annavlasenko7@gmail.com

Статья поступила в редакцию 08.04.2020

УДК 796.921

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО КАТАНИЯ НА ЛЫЖАХ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН

Ду Фэнкуй, Университет Хэйх, Хэйлунцзян, Китайская Народная Республика

Аннотация

Для изучения развития массового катания на лыжах в провинции Хэйлунцзян был использован метод исследования значительного количества данных из открытых литературных источников, а также проведен опрос по развитию массового катания на лыжах в провинции Хэйлунцзян. Общий уровень катания на лыжах в провинции Хэйлунцзян низкий, Уровень осведомленности о пользе занятий лыжным спортом тем выше, чем человек старше. Уровень массового катания среди семейных людей выше, чем у несемейных. Чем моложе возраст, тем выше навык катания на лыжах, тем больше денег инвестируется. Чем старше возраст, тем больше времени посвящается катанию на лыжах. У семейных сильнее мотивация для катания на лыжах и больше времени для катания. Уровень осведомленности о пользе занятий лыжным спортом тем выше, чем выше образовательный уровень населения. Женщин тратят больше мужчин на экипировку. Мужчины тратят больше времени на катание, чем женщины, а технический уровень значительно выше, чем у женщин.

Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, лыжный спорт, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p142-146

INVESTIGATION ON THE CURRENT SITUATION OF DEVELOPMENT OF MASS SKIING IN HEILONGJIANG PROVINCE

Du Fengkui, Heihe University, Heilongjiang, Republic of China

Abstract

To study the development of mass skiing in Heilongjiang, the literature method used to collect a large amount of data by using the open questionnaire, and the questionnaire was developed on the development of mass skiing in Heilongjiang. The general level is lower, and the level of ski awareness in each dimension is higher than in other dimensions: the older the age, the higher the level of skiing and the level of mass skiing among the married people is higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.