Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмор / взаимодействие / коммуникация / управление / организационная культура / лидерство / креативность / humor / interaction / communication / management / organizational culture / leadership / creativity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

Юмор является инструментом управления и регулирования деловых отношений. В статье рассматривается юмор как форма коммуникации, средство решения организационных вопросов, возможность сохранения и укрепления социальных ценностей в коллективе. Проанализировано влияние юмора, как части организационной культуры, на создание благоприятной атмосферы и усиление сплоченности коллектива, снижение уровня стресса и повышение креативности, сокращение социальной дистанции и увеличение уровня удовлетворенности сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humor is a tool for managing and regulating business relations. The article considers humor as a form of communication, a means of solving organizational issues, possibility for preserving and strengthening social values in the team. The article analyzebi the influence of humor as a part of the organizational culture on creating favorable atmosphere and strengthening the cohesion of the team, reducing the level of stress and social distance, increasing creativity and the level of satisfaction of employees.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ»

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРА КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВОМ

Баранов Андрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Юмор, как неотъемлемая часть человеческого общения, способен оказывать значительное положительное влияние на межличностные взаимоотношения. Между тем юмор - это не просто забавные истории и анекдоты, юмор - это многофункциональный инструмент, который может быть использован для достижения и многих других целей. К наиболее очевидным из многочисленных преимуществ юмора относится его способность доставлять удовольствие, поднимать настроение, снимать напряжение, облегчать выход из конфликтных ситуаций, снижать уровень стресса при решении сложных задач. Однако более глубокое понимание юмора, как элемента организационной культуры, и правильное его использование могут способствовать более эффективному управлению коллективом и стать ценным инструментом для повышения мотивации сотрудников, их продуктивного общения, а также как средство смягчения возможных негативных последствий непопулярных управленческих решений.

Изложение основного материала исследования. Корректное и умеренное использование юмора, несомненно, способствует созданию более непринужденной и приятной атмосферы в коллективе, упрощает формирование и развитие дружеских взаимоотношений, облегчает взаимодействие между людьми. Помимо этого юмор содействует снятию коммуникативных барьеров, увеличению групповой сплоченности коллектива, росту его творческой активности, то есть оказывает влияние на повышение результативности деятельности в целом. Большое значение юмор имеет и с точки зрения усиления лидерских качеств, что особенно важно в условиях повышения конкуренции, возрастания потребности в инновационных стратегиях управления и креативном подходе к решению организационных задач. Низкий уровень увлеченности работой, отсутствие организационной культуры, текучесть кадров представляют собой серьезную проблему и могут стать причинами ослабления социальных связей внутри коллектива. Кроме того, постоянное повышение требований к работникам, расширение круга их обязанностей и увеличение спектра стоящих перед ними задач могут приводить к возникновению конфликтов в коллективе, если не управлять им должным образом. Учитывая эти и другие факторы, создание и поддержание здоровых социальных отношений внутри коллектива представляет собой актуальную и достаточно сложную задачу, для успешного решения которой не следует пренебрегать возможностями такого инструмента как юмор. Именно юмор помогает решать некоторые из перечисленных проблем и способствует созданию благоприятной рабочей среды, формируя дух товарищества, повышая уровень удовлетворенности работников, раскрывая их творческий потенциал и увеличивая в конечном итоге эффективность деятельности.

Исследователи [5] выделяют четыре основных стиля юмора в зависимости от намерения и поведения того, кто шутит. Аффилиативный юмор - это юмор, целью которого является снижение напряжения, улучшение социального взаимодействия и сближение с другими людьми. Примером служит так называемый «внутренний» юмор, шутки и смешные истории, понятные и принимаемые коллегами. Люди, демонстрирующие подобное поведение, как правило, позитивно воспринимаются коллективом, их шутки не носят враждебного характера, а намерением становится желание снизить межличностное напряжение и создать позитивную атмосферу.

Самоирония - это стиль юмора, который помогает управлять отрицательными эмоциями, преодолевать стресс и сохранять позитивный настрой. Людей, готовых посмеяться над собой, отличает здравый взгляд на жизнь, умение не принимать близко к сердцу ее неизбежные невзгоды. При этом, по мнению ряда исследователей [6], данный стиль юмора положительно связан с самооценкой, а одним из намерений инициатора подобных шуток является стремление улучшить свой имидж в коллективе.

Агрессивный юмор, выражающийся в насмешках, сарказме и обидных шутках, рассматривается как стремление манипулировать другими людьми [4], достичь, почувствовать или проявить собственное превосходство за счет унижения других [2]. Как считают некоторые исследователи, агрессивный юмор является проявлением невротизма [5] и может свидетельствовать о внутренней агрессии и неудовлетворенности человека. При этом, по мнению авторов работы [6], легкий агрессивный юмор может иметь и положительные функции. В исследовании [2] отмечалось, что наблюдение за тем, как высмеивают других людей, связано с конформным поведением, которое является конструктивным в сплоченных коллективах. Кроме того, легкий агрессивный юмор помогает продемонстрировать недовольство, выразить несогласие, выйти из конфликта с меньшими негативными эмоциями, поскольку информация транслируется в юмористическом ключе, шутливым тоном или в игровой форме.

Саморазрушительный юмор, который заключатся в излишне пренебрежительном, а порой унизительном высмеивании самого себя, подрывает в конечном итоге самооценку человека. Люди, практикующие этот стиль юмора, стараются скрыть свои истинные чувства, используют юмор для того, чтобы к ним лучше относились, но на самом деле действуют себе в ущерб. Как правило, этот стиль юмора свойственен тем, кто пытается получить одобрение других [5] или стремится понизить свой статус в коллективе и показаться более доступными для коллег [6]. Однако в некоторых ситуациях, когда вопрос доверия имеет решающее значение, использование саморазрушительного юмора напротив контрпродуктивно. Так, в присутствии коллеги с равным или более высоким статусом инициатор шутки, скорее всего, воздержится от самоуничижительного юмора, так как это может негативно отразится на доверии к нему с их стороны. Далее рассмотрим, как юмор может быть использован с точки зрения управления коллективом, какие его преимущества могут повышать эффективность решения организационных вопросов.

Сплоченность коллектива. Юмор вызывает положительные эмоции, уменьшает чувство опасности, сближая тем самым членов коллектива. Например, в случае возникновения угрозы внешней конкуренции использование агрессивного юмора в отношении конкурентов ставит людей выше этой угрозы и приводит к ощущению победы над ней. Легкий агрессивный юмор (например, добродушное поддразнивание) в отношении нового сотрудника помогает ему адаптироваться к организационной культуре коллектива, выбрать нужный стиль поведения, почувствовать себя членом команды. Аффилиативный юмор может быть очень полезен для формирования дружного коллектива, так как благодаря своему положительному эмоциональному эффекту он вызывает доверие, помогает почувствовать единство, связывая положительные эмоции, вызванные юмором, с членством в коллективе. Благодаря этой эмоциональной связи юмор позитивно влияет на процесс социализации, способствуя сближению членов коллектива, особенно перед лицом трудностей.

Коммуникация. Положительные эмоции, вызываемые юмором, приводят к созданию более открытой, непринужденной атмосферы, в которой люди лучше слышат, понимают и воспринимают друг друга. Способность юмора снимать

напряжение позволяет также с меньшим травмирующим эффектом донести до оппонента критические замечания, поскольку совместный смех помогает минимизировать сопротивление, которое испытывает человек, подвергаемый критике.

Снижение уровня стресса. Люди с развитым чувством юмора способны переосмысливать стрессовые ситуации таким образом, чтобы они воспринимались как управляемые [1], реагировать на стресс более оптимистично и иметь более высокую самооценку [5]. Использование юмора в сложных стрессовых обстоятельствах создает установку «мы вместе, мы справимся», помогает воспринимать эти обстоятельства как менее угрожающие и более конструктивно реагировать на стресс.

Креативность. В силу того, что юмор способен расслаблять людей, его использование стимулирует творческое мышление, способствует открытости для новых идей и смелых решений и значительно снижает вероятность того, что эти решения будут подвергнуты критике. В свою очередь отсутствие критики создает более безопасную среду, позволяющую действовать на основе творческого мышления и свободно реализовывать новые идеи.

Организационная культура. Являясь важным компонентом организационной культуры, юмор помогает идентифицировать желательное и нежелательное поведение, показать нормы и ценности коллектива. Кроме того, юмор способен сделать рутинные задачи более интересными. Исследователи отмечают, что разные типы организаций используют разные типы юмора, также существуют различия в количестве шуток и юмора, характерных для того или иного коллектива. Это позволяет им сделать вывод о том, что юмор является не только частью культуры организации, но и отличительной чертой, делающей культуру каждой организации уникальной [3].

Лидерство и сокращение социальной дистанции. Юмор представляет собой эффективный инструмент, с одной стороны, для укрепления лидерских позиций, а с другой - для уменьшения социальной дистанции между лидером и рядовыми членами коллектива. Юмор часто помогает руководителям в установлении и удержании своего статуса, вместе с тем, юмор позволяет руководителям расположить к себе коллектив и сократить социальную дистанцию, демонстрируя сходство в ценностях, потребностях и т.д. Кроме того, юмор способен сделать руководителей более привлекательными для подчиненных. Это приводит к выстраиванию более продуктивных и безопасных отношений внутри коллектива и способствует более высокому уровню удовлетворенности подчиненных.

Выводы. Чтобы оценить преимущества юмора в действии, необходимо четко понимать взаимосвязь между стилями юмора и планируемыми результатами его применения, адаптировать шутки и иные проявления чувства юмора к конкретной ситуации и использовать их таким образом, чтобы они приводили к положительному результату. Позитивный юмор, используемый продуманно и в необходимых для достижения конкретных целей количествах, создает мотивирующую атмосферу и открывает широкие возможности для повышения эффективности деятельности коллектива.

Аннотация. Юмор является инструментом управления и регулирования деловых отношений. В статье рассматривается юмор как форма коммуникации, средство решения организационных вопросов, возможность сохранения и укрепления социальных ценностей в коллективе. Проанализировано влияние юмора, как части организационной культуры, на создание благоприятной атмосферы и усиление сплоченности коллектива, снижение уровня стресса и повышение креативности, сокращение социальной дистанции и увеличение уровня удовлетворенности сотрудников.

Ключевые слова: юмор; взаимодействие; коммуникация; управление; организационная культура; лидерство; креативность.

Annotation. Humor is a tool for managing and regulating business relations. The article considers humor as a form of communication, a means of solving organizational issues, possibility for preserving and strengthening social values in the team. The article analyzebi the influence of humor as a part of the organizational culture on creating favorable atmosphere and strengthening the cohesion of the team, reducing the level of stress and social distance, increasing creativity and the level of satisfaction of employees.

Keywords: humor; interaction; communication; management; organizational culture; leadership; creativity.

Литература:

1. Abel, M.H. Humor, stress, and coping strategies/М.Н. Abel // Humor.-2002. -№ 15.-P. 365-381

2. De Koning, E.D. The relational humor inventory: Functions of humor in close relationships / E.D. De Koning 11 The American Journal of Family Therapy. - 2002. - № 30(1). - P. 1-18

3. Holmes, J. Having a laugh at work: How humor contributes to workplace culture / J. Holmes 11 Journal of Pragmatics. -2002. -№34(12). - P. 1683-1710

4. Janes, L.M. Jeer pressure: The behavioral effects of observing ridicule of others / L.M. Janes 11 Personality and Social Psychology Bulletin. - 2000. - № 26(4). - P. 474-485

5. Martin, R.A. Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the humor styles questionnaire / R.A. Martin 11 Journal of Research in Personality. - 2003. - № 37(1). - P. 48-75

6. Romero, Eric J. The Use of Humor in the Workplace / Eric J. Romero 11 Academy of Management Perspectives. - May 2006.-P. 58-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.