Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Кожевникова Наталья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Золотова Анастасия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ЮМОРА КАК ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У
СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ
Аннотация. В статье приведены результаты исследования стилей юмора у сотрудников компании и их интерпретация в контексте теории эмоционального интеллекта. Выявлено, что у испытуемых чаще проявляются адаптивные стили юмора (аффилиативный и самоподдерживающий). Однако, часть испытуемых сотрудников компании сознательно или неосознанно используют дезадаптивные, нездоровые стили юмора (агрессивный и реже - самоуничижительный). Результаты сравнительного анализа стилей юмора у испытуемых мужчин и женщин показали существенные гендерные различия. Полученные данные свидетельствуют о зависимости стилей юмора от характеристик эмоциональной сферы личности, в частности эмоционального интеллекта. Это подтверждено результатами сравнительного анализа литературных и собственных эмпирических данных. Перспективным направлением в данной области может быть дальнейшее более детальное эмпирическое изучение этих связей и разработка на основе полученных данных психологической программы развития эмоционального интеллекта и обучение сотрудников способам оптимального использования юмора в общении и решении жизненных и профессиональных задач.
Ключевые слова: юмор, стили юмора, направленность юмора, эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, качества личности.
Annоtation. The article presents the results of a study of the styles of humor among company employees and their interpretation in the context of the theory of emotional intelligence. It was revealed that the subjects more often show adaptive styles of humor (affiliative and self-supporting). However, some of the tested employees of the company knowingly or unknowingly use maladaptive, unhealthy styles of humor (aggressive and less often self-deprecating). The results of a comparative analysis of the styles of humor among the men and women tested showed significant gender differences. The data obtained indicate the dependence of styles of humor on the characteristics of the emotional sphere of the individual, in particular emotional intelligence. This is confirmed by the results of a comparative analysis of literary and own empirical data. A promising direction in this area may be a further more detailed empirical study of these connections and the development, based on the data obtained, of a psychological program for the development of emotional intelligence and training employees in how to optimally use humor in communication and solving life and professional problems.
Keywords: humor, humor styles, humor orientation, emotional intelligence, psychological well-being, personality qualities.
Введение. Тема юмора, особенно в контексте проявлений индивидуальности человека, является достаточно новой и малоизученной в современной психологии. Причиной трудности изучения юмора является многообразие его связей с различными сторонами поведения, чувствования, мышления, всей жизни личности. На сегодняшний день нет ясности в понимании его природы, отсутствует однозначное определение этого феномена. Юмор анализируется исследователями в разных аспектах: и как форма коммуникации, и как способ психологического воздействия, и как специфическая способность или черта личности, и как способ эмоционального реагирования. Сегодня интерес исследователей к теме юмора в психологии значительно вырос. Это связано с тем, что юмор выполняет важные психологические функции в жизни человека. Во-первых, юмор отождествляется с эмоциями радости, удовольствия, которые положительно влияют на активность человека и способствуют продуктивному решению жизненных задач. В-вторых, юмор существенно влияет на социальную коммуникацию и является сильным фактором воздействия людьми друг на друга. В-третьих, юмор является эффективным ресурсом снятия напряжения и совладания с неприятностями, выступая регулятором негативных эмоций.
Однако юмор неоднозначен и является существенной характеристикой индивидуальности человека. Люди могут использовать его в различных целях, в том числе и противоположных. Он может быть адаптивным, здоровым, созидательным. А может быть дезадаптивным, незрелым, разрушительным для личности и отношений. Поэтому актуальным является вопрос исследования индивидуальных стилей юмора и факторов, их обуславливающих. Еще один неизученный аспект исследований - от чего зависит чувство юмора, т.е. юмористическое видение и слышание, «исполнительское мастерство» человека, заставляющее людей улыбаться и смеяться. У одних людей юмористическая чувствительность развита больше, у других -меньше, и это по-разному влияет на качество их жизни и общение. Чувство юмора можно рассматривать как способность эффективно и уместно использовать юмор, осознавая свои переживания, потребности и чувства других, т.е. как составляющую эмоционального интеллекта. В настоящее время в психологии наблюдается дефицит таких исследований.
Изложение основного материала статьи. Юмор как предмет исследования в психологии утвердился относительно недавно, в XIX в. За это время появились различные подходы и теории, объясняющие его природу. Среди них наиболее авторитетными являются психоаналитический, когнитивный, социальный, психобиологический, личностный. Первые исследования в русле психоаналитического направления берут свое начало еще в работах З. Фрейда о бессознательных мотивах проявления юмора [9]. В них
подчеркиваются эмоциональные аспекты юмора, в частности юмор как способ выражения сильных эмоций (сексуальности и агрессии) в шутливой форме. Психоаналитический подход также дает теоретическую базу для представлений о юморе как способе добиться ощущения победы над угрожающими людьми и ситуациями, достижения чувства превосходства над жизненными обстоятельствами и освобождения от ограничений жизни. Также к ранним психоаналитическим теориям изучения юмора относятся теории возбуждения, несоответствия и переключения, в которых изучаются его физиологические, когнитивные и социальные аспекты (Берлайн Д., Грумер Д., Уикер Ф. Шульц Т. и др.)
Когнитивный подход изучает механизмы юмора, в частности несоответствие ожидаемой и предъявленной информации. Исследуются процессы, задействованные в понимании юмора: восприятие, память, мышление, креативность (Вайд Д., Годкевич М., Деркс П., Каннингем У., Кестлер А., Д. Коллинз, Уайер Р., и др). Ограниченность этих теорий заключается в отсутствии исследований факторов генерации юмора.
Социальные теории юмора изучают его межличностные аспекты. Имеются многочисленные эмпирические данные, описывающие юмор как способ коммуникации (Гэйпа Л., Дэйвис Д., Козер Р.Л., Малкей М., Палмер К., Спредли Д. и Манн Б., Файн Г.А., Фрэнсис Л., Шиота М. и др.) В частности, изучаются социальные функции юмора, такие как достижение различных индивидуальных межличностных целей, как коллективистских, так и узко эгоистических. Изучение юмора помогает социальным психологам глубже понять такие проблемы, как восприятие и привлекательность человека, убеждения, установки и предрассудки, близкие отношения и гендерные различия.
Интересными и перспективными являются личностные подходы к изучению юмора. Основоположниками факторного подхода к изучению личности являются психологи Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Г. Олпорт. Опираясь на их исследования, современные авторы в своих теориях анализируют чувство юмора как личностную характеристику. Исследователи изучают различные характеристики юмора и устанавливают их связи с различными качествами. Чаще всего называются такие такие качества как веселый характер, экстраверсия, коммуникабельность (Бабад Й., Рач У., Хел Ф.-Й. и др). В рамках этого подхода также изучается чувство юмора как способность генерировать юмор и развлекать других. Исследования показывают, что люди, которые лучше осознают реакции других на свое поведение более чувствительны к ним (т.е. хорошо контролируют себя), а также более креативны и способны к дивергентному мышлению, лучше генерируют юмор и смешат других. Исследуются также индивидуальные различия между людьми в выражении и понимании юмора (Лефкурт Г. и Мартин Р., Свебак С., и др.).
В российской психологии имеются собственные традиции в изучении юмора. Юмор изучается как осознанная и социальная психическая функция. В феномене осмысленного смеха проявляется биологическая способность к смеху и идеальная способность к восприятию комического. По мнению Л.С. Выготского, в юморе представлены две линии развития человека — натуральная и культурная, которые являются основой высших психических функций [7].
В нашем исследовании мы анализировали особенности использования юмора испытуемыми в контексте теорий эмоционального интеллекта. Мы считаем, что это перспективное и недостаточное представленное в литературе направление. Концепции эмоционального интеллекта в зарубежной (Гоулмен Д., Равен Д., Стернберг Р., Мейер Дж., Сэловей П.) и отечественной (Андреева И.Н., Либина Е.В., Люсин Д.В., Манойлова М.А., Ушаков Д.В. и др.) психологии появились относительно недавно. Сам термин «эмоциональный интеллект» возник благодаря разработке понятия социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк, Г. Айзенк) и теории множественного интеллекта Х. Гарднера [5].
«Эмоциональный интеллект - это способность человека определять, использовать, понимать и управлять своими собственными эмоциями. Такая способность позволяет распознавать и влиять на эмоции других людей. Эмоциональный интеллект не является врожденным, он развивается в процессе становления личности»[4]. При эмоциональной осведомленности, то есть при распознавании своих и чужих эмоций, человек может осознанно использовать юмор в общении, понимая механизмы его влияния на собственные переживания и чувства других людей. Генерируя юмор, человек может более терпимо относиться к собственным и чужим недостаткам и эффективнее решать проблемы, без сопутствующих стрессов и тревог. Таким образом, мы можем констатировать необходимость развития эмоционального интеллекта для формирования зрелого и здорового чувства юмора как основы психологического благополучия личности.
Целью настоящего исследования является изучение разных стилей юмора у сотрудников компании и их интерпретация в контексте теорий эмоционального интеллекта.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания», в исследовании приняли участие сотрудники в возрасте от 25 до 45 лет, из которых 25 мужчин и 25 женщин. Общая численность испытуемых - 50 чел. Мы использовали диагностическую методику «Опросник стилей юмора» (Р. Мартин), направленную для выявления предпочтительного использования стилей юмора, различающихся по степени зрелости и адаптивности.
Данные распределения выборки испытуемых по предпочтительным стилям юмора приведены в таблице 1.
Таблица 1
Частота встречаемости стилей юмора у испытуемых (п=50)
Стиль юмора Количество испытуемых с данным стилем юмора Удельный вес испытуемых (%)
Аффилиативный 17 34%
Самоподдерживающий 24 48%
Агрессивный 6 12%
Самоуничижительный 3 6%
Согласно методике выделяются 4 стиля юмора: аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный. Первые два определяются как здоровые или адаптивные. Они способствуют эффективному социальному взаимодействию и успешному преодолению стрессов. Вторые два - нездоровые и потенциально вредные, неадаптивные, т.к. препятствуют эффективной социализации и психологическому благополучию человека.
Результаты показали, что наиболее часто используемым стилем юмора респондентов является самоподдерживающий стиль, который используют 48% испытуемых. Он проявляется в тенденции сохранять юмористический взгляд на жизнь, снисходительно относиться к ее несовершенству, сохранять чувство юмора даже в стрессовых и критических ситуациях как способ самообладания. На втором месте по частоте встречаемости - аффилиативный стиль юмора. Он распространен среди 34% респондентов. Проявляется в склонности рассказывать забавные истории, анекдоты, шутить, чтобы развлечь других, установить благоприятные отношения и ослабить напряжение в общении. Суть этого стиля - невраждебное, терпимое использование юмора, которое помогает утвердиться себе и другим и повышает межличностную сплоченность. Таким образом, у испытуемых чаще проявляются адаптивные стили юмора (82%) , но в большей степени они направлены на поддержку себя.
Что касается дезадаптивных форм юмора, используемых респондентами, то у 12% проявляется агрессивный юмор. Это склонность использовать юмор для критики других или манипулирования ими, как это бывает при сарказме, насмешках, высмеивании, унижении. Агрессивный юмор также включает навязчивые шутки, даже когда это неуместно. Этот стиль юмора рассматривается как способ возвышения себя, пренебрегая взаимоотношениями с другими. И, наконец, 6% испытуемых используют самоуничижительный юмор. Он предполагает использование унижающего себя юмора. Проявляется в попытках развлечь других, делая или говоря что-то в ущерб своей репутации, о своих слабостях, ошибках или промахах. Или в совместном с другими смехе при насмешках и унижениях в свой адрес с их стороны. Этот стиль юмора используется для заискивания перед другими, направлен на привлечение к себе внимания и получение одобрения других за счет собственной репутации. Он также включает использование юмора как формы защитного отрицания, позволяющего скрывать отрицательные чувства или избегать конструктивного решения проблем. Таким образом, в сумме - 18% испытуемых сотрудников компании сознательно или неосознанно используют дезадаптивные, нездоровые стили юмора, которые чаще направлены не на себя, а на других. В долгосрочной перспективе, особенно в случае неосознанности такого поведения, такие стили юмора приводят к трудностям, конфликтам в межличностных отношениях, отчуждению. Вследствие этого ухудшается психическое состояние и настроение.
Нами также были выявлены различия в стилях юмора среди испытуемых мужчин и женщин. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по стилям юмора в зависимости от пола (в %) (п=50)
Стили юмора
Пол Аффилиативный Самоподдерживающий Агрессивный Самоуничижительный
Мужчины (п=25) 28 48 16 8
Женщины (п=25) 40 48 8 4
Самым распространенным стилем юмора, как у мужчин, так и у женщин является самоподдерживающий. Его используют половина испытуемых (48%) мужчин и женщин. Аффилиативный стиль юмора наиболее предпочтителен женщинами, нежели мужчинами. К данному стилю прибегают 40% женщин и только 28% мужчин. Агрессивный юмор мужчины используют в два раза чаще, чем женщины. Частота распространения этого стиля у мужчин составила 16%, а у женщин только 8%. Такая же тенденция наблюдается и при использовании самоуничижительного стиля юмора. Мужчины используют его чаще (8%), чем женщины (4%). Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют, что есть общие тенденции в использовании стилей юмора у испытуемых мужчин и женщин. Испытуемые обоего пола чаще используют адаптивные стили юмора. В частности, самоподдерживающий стиль. Но есть и существенные различия. Женщины чаще, чем мужчины склонны использовать аффилиативный стиль, стремясь оказать поддержку другим людям. При использовании неадаптивных стилей мужчины более активны. Они в два раза чаще, чем женщины проявляют агрессивный и самоуничижительный стили.
Полученные результаты свидетельствуют о корреляции стилей юмора и характеристик эмоциональной сферы личности, в том числе относящиеся к эмоциональному интеллекту. Предпочтение испытуемыми адаптивных или неадаптивных стилей юмора зависит от их эмоциональной компетентности, способности к осознанию и управлению своими и чужими эмоциями. Это подтверждается имеющимися в литературе результатами исследований. Есть данные о положительных корреляциях между адаптивными стилями юмора и такими показателями, как устойчивая высокая самооценка, положительные эмоции, оптимизм, социальная поддержка, близкие отношения и отрицательных корреляциях с негативными состояниями, такими как депрессия и тревога. Напротив, агрессивный юмор положительно коррелирует с враждебностью и агрессией и отрицательно коррелирует с удовлетворенностью межличностными отношениями. Самоуничижительный стиль положительно коррелирует с результатами по шкалам эмоциональных нарушений, таких как депрессия, тревога, враждебность и отрицательно коррелирует с самооценкой, психологическим благополучием, социальной поддержкой и удовлетворенностью общением. Также подтверждено, что существуют связи между устойчивыми чертами личности и стилями юмора. Например, экстраверсия
положительно коррелирует с аффилиативным, агрессивным и самоподдерживающим юмором, но не коррелирует с самоуничижительным юмором.Нейротизм положительно коррелирует с агрессивным и самоуничижительным юмором и отрицательно связан с самоподдерживающим юмором. Аффилиативный и самоподдерживающий стиль юмора положительно коррелирует с открытостью опыту. А самоуничижительный и агрессивный стили юмора отрицательно коррелировали с осознанностью и толерантностью. В некоторых исследованиях изучались связи стилей юмора и социальных личностных характеристик. Было вуствновлено, что аффилиативный юмор связан с ориентацией на коллективизм, т огда как агрессивный юмор больше связан с индивидуализмом [11]. Однако, в литературе отсутствуют системные исследования стилей юмора и компонентов структуры эмоционального интеллекта.
Выводы. Проведенное исследование показало, что у испытуемых чаще проявляются адаптивные стили юмора (аффилиативный и самоподдерживающий). В большей степени они направлены на преодоление собственных проблем и самоутверждение. Однако, третья часть испытуемых сотрудников компании сознательно или неосознанно используют дезадаптивные, нездоровые стили юмора (агрессивный и реже -самоуничижительный), которые чаще направлены на окружающих.
Результаты сравнительного анализа стилей юмора у испытуемых мужчин и женщин показали различия. Женщины чаще чем мужчины склонны использовать аффилиативный стиль. При использовании неадаптивных стилей мужчины более активны. Они в два раза чаще, чем женщины проявляют агрессивный и самоуничижительный стили.
Полученные результаты свидетельствуют о зависимости стилей юмора от характеристик эмоциональной сферы личности, в том числе относящихся к эмоциональному интеллекту. Предпочтение испытуемыми адаптивных или неадаптивных стилей юмора зависит от их эмоциональной компетентности, способности к осознанию и управлению своими и чужими эмоциями, сензитивности, эмпатии, открытости к своему эмоциональному опыту.
Перспективным направлением в данной области может быть дальнейшее эмпирическое изучение этих связей и разработка психологических программ развития эмоционального интеллекта и на его основе способов оптимального использования юмора в общении и решении жизненных задач.
Литература:
1. Березовская Р.А., Буенок А.Г. Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания // Вестник СПбГУ. - 2011. Сер. 12. Вып. 4 .C. 37-38.
2. Борев Ю.Б. Комическое. - М.: Искусство, 1970. - 275 с.
3. Горбунов С.А. Юмор как составная часть эмоционального интеллекта // Мир науки. - 2015. №3. С. 1-7.
4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпин Бизнес Букс. 2005. - 301 с.
5. Гришина А.В., Исаева О.М., Савинова С.Ю. Эмоциональный интеллект студентов - HR- менеджеров // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2. С. 16. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/819/671
6. Динер Э. Субъективное благополучие // Психологический бюллетень. - 2005. - № 6. С. 803-855.
7. Домбровская И.С. К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора // Культурно-историческая психология. - 2010. Том. 6. № 3. С. 54
8. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии // Вестник РУДН, серия «Психология и педагогика». - 2012. № 3. С. 16-26
9. Жаркой С.Ю. Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 2. С. 81-95
10. Суворова О.В., Рыбина С.А. Психолого-педагогический потенциал юмора в образовательном процессе школы // Нижегородский психологический альманах. 2019. №1; URL: https:// p sykaf417.esrae.ru/ru/21-218.
11. Мартин Род А. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с. - (Серия «Мастера психологии»)
12. Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2017. T. 9. № 3(44). С. 1-9.
13. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия 1. Психологические и педагогические науки. 2015. С. 28-36.
14. Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А. Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. 2012. № 2. С. 7-15
Психология
УДК 159.99
магистрант Эльдиева Лейла Адиевна
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье рассмотрена корпоративная культура в системе социально-психологического управления персоналом в учреждении культуры, которая включает в себя цели, задачи и миссию учреждения культуры, мифы, ритуалы, материальные символы, терминальные и инструментальные ценности, способы, средства стимулирования, регулирования и мотивации деловых взаимоотношений, создающих необходимые стимулы, корпоративный досуг, должностные возможности каждого члена коллектива.
Ключевые слова: корпоративная культура, социально-психологическое управление, персонал, учреждение культуры.