А.А. СЕРГЕЕВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного университета E-mail:[email protected] Тел.8 906 1 75 33 72
Л. С. МАКАРОВА
магистрант 6 курса направления «Социология» Волгоградского государственного универ -ситета
E-mail:[email protected] Тел. 8 906 406 01 47
Л.А. ОДИНЦОВА
соискатель кафедры психологии Волгоградского государственного университета E-mail:[email protected] Тел.8 917 845 20 26
ЮМОР КАК ЭЛЕМЕНТ НЕФОРМАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и роль ее в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации. Приведено описание и освещены основные результаты исследования чувства юмора как элемента неформальной коммуникации в организации.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, сатирический элемент неформальной коммуникации, чувство юмора.
Термин «коммуникация» (лат. communicatio от communicare) в переводе на русский язык означает связь, сообщение. В широком смысле коммуникация имеет два значения: установление связи одного места с другим и передача информации от одного человека другому.
Одна из первых попыток определения коммуникации, с учетом человеческого фактора и взаимодействия участников акта коммуникации (в противовес механической тенденции коммуникации), принадлежит английскому литературному критику И.А.Ричардсу: «коммуникация имеет
место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другое сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом» [3].
В начале 30-ых годов появляется работа Карла Ясперса «Философия», в которой автор, по-видимому впервые, начинает обсуждать коммуникацию как первичную реальность. Ясперс утверждал, что теперь реально для людей то, что можно сообщить другому, - точнее, «то сообщение, что объединяет меня с ним, служит средством единения» [4]. Появление такого представления о коммуникации привело к тому, что данная тематика
© А.А. Сергеев, Л.С. Макарова, Л.А. Одинцова
с середины XX века становится одной из наиболее обсуждаемых в научной среде.
Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия заключается в обмене информацией. С этой позиции социальная коммуникация представляет собой форму социального взаимодействия. Неформальная коммуникация как форма социальной «завязана» на личных, нерегла-ментированных, порой доверительных отношениях, которые в целом способствуют удовлетворению потребностей людей в общении. К основным особенностям неформальной коммуникации можно отнести большую скорость передачи информации, большой объем аудитории, меньшая (хотя и не всегда!) достоверность передаваемых сообщений.
Как указывает С.С. Андрейкин, изучение неформальных коммуникаций связано с «новым этапом в изучении коммуникаций - школой человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. МакГрегор и др.)» [1]. Стоит также отметить представителей школы социальных систем и социо-технической концепции организации (Г. Саймон, Дж. Вудворд). Значительный вклад в изучение неформальных коммуникаций внесли отечественные представители науки (A.A. Богданов, H.A. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, И.В.Макарова).
Проведя обзор теоретических изысканий по
Шэй
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
проблеме неформальной коммуникации, отметим авторов, изучающих различные стороны данного процесса. Неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, байки) рассматриваются в работах Дмитриева A.B., Дубина Б.В., Егорова A.B., Назаретян А.П., Николаева В.Г.. Почепцова В.В. и др. Среди зарубежных авторов стоит отметить Зиммеля Г., Смелзера Н., Шибутани Т., Энтони С.И др. Исследованием сатирических элементов неформальной коммуникации (юмор, афоризмы, анекдоты, частушки) занимались такие авторы, как Бутенко И. А., Дмитриев A.B. и др. Фальсифицирующие элементы неформальной коммуникации (ложь, обман, наговоры, клевета, поклеп) исследуются в работах Дмитриева A.B., Доценко Е.Л. и др. Изучение фольклорно-ментальных элементов неформальной коммуникации (куда относят мифы, легенды, поверья и др.) можно обнаружить в исследованиях Дубина Б.В., Зобова P.A., Ивушкина Е.Б. и др.
В рамках нашего исследования остановимся более подробно на сатирическом элементе неформальной коммуникации, а именно на юморе.
Под юмором подразумевается широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающие смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия от него. Являясь, по сути, социальным явлением, юмор имеет место буквально в любой ситуации общения. Понятие «чувство юмора» возникло в XIX в. и в своем первоначальном значении имело эстетическую коннотацию, обозначая способность воспринимать и понимать юмор, затем чувство юмора как черта характера приобрело социальножелательный смысл и стало рассматриваться как неотъемлемая составляющая эффективного лидерства.
Во всех типах межличностных взаимодействий юмор выполняет различные функции. Из-за своей двусмысленности и возможности взять свои слова обратно юмор, как и вежливость, может быть полезной тактикой для защиты своей и чужой репутации и поэтому играет важную роль в облегчении социальных взаимодействий. Люди также используют юмор для поддержания своего статуса в групповой иерархии. Юмор может являться способом укрепления сплоченности и чувства групповой идентичности, может помочь членам группы поддерживать хорошие отношения, служа средством снятия стресса, когда начинает нарастать переутомление. Одной из важных функций юмора является
функция социального исследования - нам всегда необходима информация для достижения наших целей во взаимодействии с другими людьми - юмор является приемлемым и безопасным способом получения такой информации. К.Винтон установила, что юмор способствует установлению связей между работниками и таким образом облегчает решение рабочих задач [6].
Как важный навык неформальной коммуникации, юмор будет потенциально полезен для реальных и потенциальных лидеров. Более того, юмор может быть представлен как особый тип межличностной компетентности, без которого стать лидером в группе сложнее.
Целью нашего исследования было раскрытие специфики чувства юмора у лидеров как элемента неформальной коммуникации в зависимости от преобладающего у них типа лидера.
Теоретико-методологической базой нашего исследования послужили работы таких ученых как К.Берд и Т.В Бендас. К. Берд в 1940 году обнаружил 79 черт, выявленных в 20 исследованиях, и только четыре из них были общими для пяти или более исследователей (экстраверсия, интеллект, юмор, инициатива) [2]. Т.В. Бендас при выделении блока качеств, которые характеризуют эмоциональноволевую сферу человека, развитие силы «Я» и в целом могут быть определены как энергетический потенциал лидера, выделяла следующие качества: 1) оптимизм и чувство юмора; 2) эмоциональный самоконтроль; 3) сила духа и стойкость перед лицом трудностей, настойчивость в их преодолении; 4) сила убеждений и умение отстаивать свое мнение; 5) уверенность в себе; 6) активность; 7) склонность к риску. Также ей было установлено, что имплицитная модель лидера у профессиональных психологов обнаруживает большое сходство по значимым для лидера качествам. Самыми значимыми для лидера считались: а) уверенность в себе; б) организаторские способности; в) эмоциональноволевые качества (инициативность, активность, настойчивость, социальная смелость); г) чувство юмора; д) знание того, что нужно делать в конкретной ситуации; е) честолюбие.
Для определения доминирующего стиля в проявлении чувства юмора мы использовали опросник Рода Мартина на стили юмора (ИБО) [5]. Опросник содержит 16 утверждений, согласие или несогласие с которым испытуемые выражают в баллах, где 1
- абсолютно несогласен, 7 - полностью согласен. Далее производится подсчет баллов в соответствии с ключом по 4 шкалам, отражающим 4 стиля юмора. Максимальный балл определяет доминирующий стиль юмора у респондента.
Шкала 1. Аффилиативный юмор относится к склонности рассказывать забавные истории, шутки и добродушно подшучивать, чтобы развлечь других, установить отношения и ослабить напряжение в межличностных отношениях (например, «Я люблю смешить людей»). Предполагается, что это по сути своей невраждебное, терпимое использование юмора, которое помогает утвердиться себе и другим и, возможно, повышает межличностную сплоченность.
Шкала 2. Самоутверждающий юмор относится к тенденции сохранять юмористический взгляд на жизнь, даже когда другие не разделяют этот взгляд, часто испытывать веселость от несоответствий жизни, придерживаться юмористической точки зрения даже перед лицом стресса или тяжелой ситуации и использовать юмор для совладания.
Шкала 3. Агрессивный юмор - это склонность использовать юмор для критики других или манипулирования ими, как это бывает при сарказме, поддразнивании, насмешках, высмеивании или унижающем юморе, а также использовании потенциально оскорбительных (например, расистских или сексистских) форм юмора (например, «Если кто-то допускает ошибку, я часто поддразниваю этого человека). Агрессивный юмор также включает навязчивые шутки, даже когда это неуместно. Этот тип юмора рассматривается как способ возвышения себя, пренебрегая взаимоотношениями с другими.
Шкала 4. Самоуничижительный юмор предполагает использование чрезмерно унижающего себя юмора, попытки развлечь других, делая или говоря что-то забавное в ущерб своей репутации, и смех с другими при насмешках и унижения с их стороны (например, «Я часто стараюсь понравиться людям или заставить их больше принимать меня, рассказывая что-нибудь смешное о своих слабостях, ошибках или промахах»). Этот вид юмора используется для заискивания перед другими. Он также включает использование юмора как форму защитного отрицания, позволяющего скрывать отрицательные чувства или избегать конструктивного решения проблем. Этот стиль юмора рассматривается как попытка привлечь к себе внимание и получить одобрение других за счет собственной репутации.
В исследовании нами были выделены три типа лидеров - деловой, социоэмоциональный и лидер смешанного типа. Деловой лидер осуществляет организационную и руководящую деятельность, ориентирован на дело, задачу. Социоэмоциональный лидер ориентирован на организацию межличност-
ных отношений и взаимоотношений, на вопросы социально-психологического климата, на предупреждение конфликтов в коллективе. Лидер смешанного типа имеет средние показатели по критериям вышеозначенных лидеров. Для определения типа лидера мы применили методику Р. Бейлза - Ц. Шнейера (модификация Т. В. Бендас) «Определение типа лидерского поведения» [2].
Выборка составила 42 человека, лидеров в 19 коллективах.
В нашем исследовании было выявлено, что среди мужчин подавляющее количество лидеров делового типа - 44,4%, поровну распределились со-циоэмоциональный и смешанный тип - по 27,8%. Подавляющее количество женщин являются лидерами социоэмоционального типа - 54,2%, 29,2% пришлось на долю смешанного типа, деловой тип остался в меньшинстве - 16,7%.
Таблица 1 иллюстрирует распределение преобладающего стиля юмора и типа лидера. Высокое значение хи-квадарата Пирсона - 20.231 и р-значимость, равная 0,003, свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между переменными. Как следует из нашей таблицы, деловому типу лидера будет соответствовать агрессивный стиль юмора, социоэмоциональному - самоутверждаю-щий и аффилиативный тип юмора.
Для выявления взаимосвязи между преобладающим стилем юмора и типом лидера мы провели корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл.2. Интерпретация полученных данных дает нам следующие интересные результаты: выявлена сильная отрицательная взаимосвязь между социоэмоциональным типом лидера и агрессивным стилем юмора, между деловым типом лидера и аффилиативным и самоуничижающим стилем юмора; выявлена сильная положительная корреляция между социоэмоциональным стилем и аффилиативным стилем, деловым и агрессивным стилем.
Таким образом, обобщая полученные результаты, мы можем сделать следующие выводы:
- выявлена сильная отрицательная взаимосвязь между социоэмоциональным типом лидера и агрессивным стилем юмора, между деловым типом лидера и аффилиативным и самоуничижающим стилем юмора;
- выявлена сильная положительная корреляция между социоэмоциональным стилем и аффилиа-тивным стилем, деловым и агрессивным стилем.
———^г<1 УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Таблица 1.
Результаты кросстабуляционного анализа для взаимосвязи типа лидера и преобладающего стиля юмора
Тип лидера Всего
деловой социо- эмоциональный смешанный
Преобладающий стиль юмора Агрессивный Кол-во 7 0 1 8
% 87,5% ,0% 12,5% 100,0%
Аффилиативный Кол-во 3 9 6 18
% 16,7% 50,0% 33,3% 100,0%
Самоуничижающий Кол-во 0 2 3 5
% ,0% 40,0% 60,0% 100,0%
Самоутверждаюший Кол-во 2 7 2 11
% 18,2% 63,6% 18,2% 100,0%
Всего Кол-во 12 18 12 42
% 28,6% 42,9% 28,6% 100,0%
Таблица 2.
Результаты корреляционного анализа для выявления взаимосвязи выраженности типа лидера и выраженности стиля юмора
Агрессивный стиль Аффилиативный стиль Самоуничижаю-щий стиль Самоутвержда-ющий стиль
Социо-эмоциональный стиль Корреляция Пирсона -,397** ,479** ,236 ,187
р-значимость ,009 ,001 ,132 ,235
Кол-во респондентов 42 42 42 42
Деловой стиль Корреляция Пирсона ,413** -,538** -,394** -,255
р-значимость ,007 ,000 ,010 ,103
Кол-во респондентов 42 42 42 42
Библиографический список
1. Андрейкин С.С. Прецедентный анализ неформальных коммуникаций в корпоративном управлении: дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. н.: 22.00.08. М., 2008. 159 с.
2. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. СПб., Питер, 2009. 448 с.
3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
4. Jaspers К. Philosophie.Bd.2.B.,1932.
5. Martin R.A. Sense of humor. In S.J. Lopez & C. R. Snyder (Eds.), Positive psychological assessment: A handbook of models and measures (pp. 313-326). 2003.
6. Vinton K.L. Humor in the workplace. It is more than telling jokes. Small Group Behavior, 20(2), 151-166, 1989.
^£2^EAATQriKAHnCHmiQrM^£j^^
A.A.SERGEEV, L.S.MAKAROVA, L.A.ODINTSOVA
RESEARCH OF SENSE OF HUMOUR AT AS ELEMENT OF INFORMAL COMMUNICATIONS
In article the basic forms of informal communications and its role in social interaction are analyzed, the special attention is given to humour as to a satirical element of informal communications. The description is resulted and the basic results of research of sense of humour as element of informal communications in the organisation are shined.
Key words: Social interaction, satirical element of informal communications, sense of humour.